Акции tesla что это
Что будет с акциями Tesla в 2022 году. Прогнозы экспертов
Мы собрали целевые цены по акциям Tesla от крупнейших экспертов:
В UBS прогнозируют, что общий объем производства Tesla вырастет с 894 тыс. автомобилей в 2021 году до 1,4 млн в 2022-м. Аналитики банка ожидают, что Tesla в следующем году покажет более высокую валовую прибыль. Компания может стать самым прибыльным производителем электрокаров благодаря своему лидирующему положению в области разработки программного обеспечения для электрокаров.
В 2008 компания запустила серийное производство своей первой модели — спорткара Tesla Roadster. Сейчас она производит электромобили Model 3, Model Y, Model S и Model X. Кроме того, Tesla по собственной технологии производит батареи и электродвигатели и продает другим автомобильным компаниям.
В ноябре 2019 года компания представила концептуальную версию нового пикапа Tesla Cybertruck. К его серийному производству планировалось приступить до конца 2021 года, но затем оно было отложено на начало 2022 года. В сентябре 2021 года стало известно, что премьера серийной версии пикапа состоится не ранее конца 2022 года, а его массовая сборка в больших объемах начнется во второй половине 2023 года.
Как работает Tesla
В 2020 году Tesla произвела 509,7 тыс. и продала 499,55 тыс. автомобилей. В этом году компания смогла расширить производство, несмотря на нехватку компонентов в автомобильной отрасли. В третьем квартале этого года Tesla произвела около 238 тыс. электрокаров. Она поставила клиентам рекордные 241,3 тыс. электромобилей, что на 73% больше, чем год назад. Всего за первые три квартала объем поставок новых автомобилей составил более 627 тыс. штук, то есть превысил показатель за весь 2020 год. В ноябре глава совета директоров Tesla Робин Денхолм заявила, что Tesla намерена производить 20 млн электромобилей ежегодно к 2030 году.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Акции Tesla: самый большой пузырь на фондовом рынке
Прежде, чем мы проведем небольшой анализ компании, стоит сразу отметить пару моментов. Во-первых, я положительно отношусь к компании Tesla и сам езжу на Tesla Model 3 Performance. Это лучший автомобиль в своем роде на данный момент времени и команда Илона Маска провела отличную работу.
Сколько стоят автомобильные компании?
Выпишем в таблицу сколько сейчас стоят компании на рынке (30 октября 2021).
В таблице представлены 14 крупных автомобильных компаний. Цена компаний указана в миллиардах. Tesla стоит больше всех автомобильных компаний в мире. Столбец Odds показывает, насколько больше стоит Tesla по сравнению с каждой отдельной компанией из списка. Ближайший конкурент Tesla по цене — это Toyota на 283.06%.
Проведем мысленные эксперименты. Какие первичные выводы мы можем сделать, если бы увидели данную таблицу без остальных данных о количестве продаж, выручке и чистой прибыли?
У нас недостаточно данных, чтобы выбрать верное предположение. Давайте посмотрим, сколько компании продают автомобилей в год.
Кто сколько продает авто в мире?
Перенесем в таблицу данные продаж за 2017-2020 год и квартальные продажи за 2021 год.
Как видно из таблицы по количеству проданных автомобилей Tesla находится на 12 месте, а за 2021 год на 11 месте.
За 2020 год Toyota продала в 19 раз больше автомобилей, чем Tesla, а Volkswagen продал в 18,64 раз больше. Tesla стоит больше на 283.06%, чем Toyota и на 686.84%, чем Volkswagen. Разница огромная. Уже здесь можно предположить, что акции Tesla — пузырь. Либо опять же, Tesla стоит справедливо, а все остальные компании сильно недооценены. Опять же, надо смотреть сколько компания зарабатывает выручки. Количество проданных товаров не значит, что компания зарабатывает больше всех денег.
К примеру, iPhone приносит Apple больше денег, чем все остальные производители смартфонов вместе взятые. Хотя по количеству проданных смартфонов компания не на первом месте.
Возможно, у Tesla такая же ситуация как у Apple. Что прояснить ситуацию, давайте посмотрим на финансовые показатели компаний.
Сколько компании зарабатывают?
В таблице автомобильные компании по выручке в млн за 2017-2020. Раз Renault-Nissan-Mitsubishi позиционирует себя как альянс и везде приводят общие данные по количеству проданных автомобилей, то и показатели компании будем суммировать.
В 2021 году Tesla также по выручке лишь на 11 месте. Правда Tesla умудряется расти 3 квартала подряд вместе с Stellantis (Fiat, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, Jeep, Maserati, Opel, Peugeot) и BYD. У всех остальные перебои с выручкой из-за дефицита полупроводников. Надо понимать, что чем больше зарабатывает компания выручки, тем больше денег она может тратить на производство, исследования, разработки, маркетинг, сотрудников и тд. Уже по этим показателям видно, что Tesla сильно переоценена. Посмотрим сколько компании зарабатывают Операционной прибыли.
В таблице сортировка по Операционной прибыли за 2020. Держим в голове, что 2020 год был годом пандемии. Если бы мы Renault-Nissan-Mitsubishi рассматривали отдельно каждую компанию, то Mitsubishi была бы на 9 месте. Tesla по операционной прибыли за 2020 год на 9 месте. Tesla заработала в 9,95 меньше операционной прибыли, чем Toyota и в 7,11 меньше, чем Volkswagen. И это самый плохой год для автопрома и лучший год Tesla за всю историю.
Выводы
Это как купить квартиру за 110 млн, чтобы сдавать в аренду по 600 тысяч рублей в год и ждать 183 года, когда инвестиция окупится. На такую сделку не пойдет ни один разумный инвестор. Нет смысла смотреть на активы компании, количество долгов, объемы рынка и темпы роста компании. Акции Tesla переоценены в десятки раз и растут дальше с каждым днем.
Майкл Бьюрри, который предсказал пузырь на рынке ипотечных облигаций США, который привел к финансовому кризису 2008 года, открыто ставит на понижение акций Tesla и называет ее акции огромным пузырем. По его словам как только лопнет пузырь, акции пойдут вниз с такой скоростью, что люди не успеют понять, как потеряли деньги.
С ним сложно не согласиться и меня лично удивляет текущая ситуация, где рынок покупает акции без анализа только потому, что они все время растут, что в свою очередь снова приводит к росту. Замкнутый круг. Я крайне не рекомендую покупать акции Tesla и обратить внимание на недооцененные компании, которых на рынке не мало.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
На пороге уже куча отличных элетричек от ведущих брендов. А Илон, ну просто обычный постановочный инфоцыганенок с поддержкой от госдепа и скоро тесло-сектанты надолго засядут в яму со своей слепой верой и акциями. Просто людям свойственно сломя голову лететь вперед якобы навстречу будущему.
Никто даже не обсуждает вопрос инфраструктуры для электрокаров, дефицит электроэнергии уже наблюдается, а это еще мизерная доля среди авто с ДВС.
Все топят за зеленую энергию, но никто до сих пор не решил вопрос с утилизацией и переработкой радиоактивных батарей, хотя что тут греха таить, главное бабла срубить на хайпе и затянуть туда хомяков побольше. не скоро эти хомяки осознают, что их надули, прям как акции цыганенка маска
Автор ищет оправдания почему он лх-ся и вышел из Теслы не срубив тонну бабок
Никита, наверное не без этого), но посмотрим на вероятность прогноза.
Согласен со статьей на 100%, только интересно когда они рухнут?
Мишка, посмотрел его видео про теслу и скажу тебе, что невежа этот твой блогер или сказочник который сознательно исковеркает факты с актёрским кривлянием.
АВТОР почему тенденцию и график па продажам с каждым годом не заметил, все компании топчатся или теряют позиции а Тесла за три года утроил свои продажи и наращивает производство. Не красиво врать людям скрываясь за так называемыми общими показателями тем более выдавая их не полноценно.
Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Курс о больших делах
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.
Инвестидея: Tesla, потому что так больше нельзя
Сегодня спекулятивная идея: дождаться, когда упадут акции производителя электрокаров Tesla, и заработать на отскоке.
Потенциал роста: до 25% в абсолюте.
Срок действия: до года.
Почему акции могут вырасти: Tesla — это модная компания, капитализацию которой после падения акций снова будут накачивать.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.
И что там с прогнозами автора
Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.
Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.
На чем компания зарабатывает
Tesla продает и сдает в лизинг электрокары собственного производства. Еще она обслуживает эти автомобили, продает для них различные товары и участвует в продажах на вторичном рынке. Валовая маржа этой части бизнеса — 17% от выручки.
Также у компании есть бизнес по производству солнечных панелей для жилых домов — бывший SolarCity. Его присоединили к Tesla для развития батареек электромобилей, и здесь валовая маржа равна 12% от прибыли.
Почему не стоит брать акции прямо сейчас
Продажи не соответствуют капитализации. Сейчас Tesla — крупнейший автопроизводитель в мире по капитализации. Проблема в том, что продажи не соответствуют столь высокому статусу.
Если посмотреть на статистику по выручке, то из 19 автопроизводителей в США Tesla делает выручки меньше всех. С прибылью ситуация примерно та же.
Фанаты Маска могут возразить, что это молодая, развивающаяся компания, создавшая рынок электрокаров. Когда рынок разовьется, она будет доминировать. Но тут и кроется основная проблема.
Всего в мире в 2019 году продали электрокаров на 162 млрд долларов. При этом Tesla — это далеко не единственный игрок на этом рынке. Ее выручка составила примерно 24,6 млрд долларов. Компания стоит в два с лишним раза дороже своего рынка и при этом занимает на нем меньше трети.
Даже в США у компании не полная монополия: она занимает примерно половину рынка. Рынок электрокаров, конечно, будет расти, но и другие производители будут стараться увеличить свою долю рынка. Продажи других брендов растут и будут расти.
Для сравнения: Toyota при капитализации 189 млрд долларов имеет P / E в районе 13, а ведь у Toyota тоже есть электрокары. При этом Toyota, в отличие от Tesla, платит дивиденды, доходность которых в районе 3% годовых.
Рынок в США дорогой. Один из немногих моментов нашей истории, в котором Tesla не виновата, — это явная перекупленность американского рынка. На дворе техническая рецессия, а индексы растут. Значит, коррекция очень вероятна, и слишком дорогим компаниям вроде Tesla сильно достанется.
Сильная коррекция — это обязательное условие для входа в эти акции. А после падения мы можем ждать отскока.
Инвестиции — это не сложно
Почему акции могут вырасти после падения
Государственные субсидии и протекция. Разумных аргументов в пользу этой компании быть не может. Но здесь мы имеем тот самый случай, когда политическая протекция — это все, что нужно для бизнеса, точнее его успешной имитации.
В течение многих лет производителей электрокаров щедро кормили субсидиями и льготами, которые могли составлять до половины стоимости машины. Во многих штатах Tesla все еще пользуется ощутимыми льготами.
Tesla накачали до неприличия вопреки экономической логике по той же причине, что и Beyond Meat до нее: в рамках навязывания тренда на экологичное потребление. Поэтому акции Tesla росли, пока компания годами терпела убытки и выпускала новые акции.
Хорошим примером политического патронажа Маска будет недавняя история с тем, как он открыл калифорнийский завод Tesla. Он сделал это в период карантина, нарушив указ об ограничениях, и ему за это ничего не было.
На другом случае я даже смог заработать. В конце сентября 2018 года акции Tesla обвалились, потому что регуляторы в США решили наказать Маска за манипуляции рынком. Но вскоре они пришли к Маску с мировым соглашением, суть которого заключалась в небольших санкциях и штрафе. Тут я понял, что акции нужно брать.
Накануне я прочитал в New York Times, что регуляторы уже приходили к Маску со сделкой и он отказался. То есть потом регуляторы пришли к нему с мировой во второй раз, а ведь регуляторы ни за кем в США не бегают с предложением мировой просто так. Возможно, за Маска попросили уважаемые люди.
Я думаю, что власти США через крупных институциональных инвесторов накачивают Tesla и другие стартапы для того, чтобы подвигнуть массовых автопроизводителей к переходу на электрокары. Можно вспомнить о железнодорожном и канальном бумах в 19 веке в Европе и Северной Америке: многие гиганты той эпохи обанкротились, зато стратегически важные и сложные отрасли привлекли достаточно капитала.
При этом сам по себе электрокаровый бизнес не очень привлекателен и низкомаржинален. В этом убедился Джеймс Дайсон, потративший примерно 2 миллиарда фунтов на проект в этой сфере, прежде чем свернуть его без результатов.
У самой Tesla маржа находится в районе 1,5%, и это после долгих лет убытков. Но ничего — акции растут. Более того, появляются еще более наглые и успешные подражатели: акции электрокаровой компании Nikola Motors при полном отсутствии выручки выросли за это лето с момента IPO на 336,5%, и ей пришел заказ на производство 2,5 тысячи электромусоровозов.
Снижение цены сделает акции Tesla более доступными для розничных инвесторов, и они смогут более активно торговать этими бумагами. После серьезного падения акций инвесторы смогут быстро накачать капитализацию компании.
В популярности Tesla среди розничных инвесторов, особенно молодых, немалая заслуга самого Маска, который из кожи вон лезет, чтобы нравиться молодежи: то косяком в прямом эфире пыхнет, то анимешникам подмигнет, то «пасхалочку» в линейке автомобилей оставит. Я считаю, что инвесторы с сайтов вроде Reddit и 4chan поднимут котировки Tesla после падения.
Что может помешать росту
Массовость продукта вызывает сомнения. Самая дешевая модель Tesla стоит 32 тысячи долларов. Это довольно много с учетом того, что большая часть населения США беднеет.
За 20 тысяч долларов потребитель может взять себе обычную подержанную машину, тем более дешевое топливо к этому располагает. Не очень понятно, зачем среднестатистическому американцу, который и так по уши в долгах, дорогой электрокар.
Конкуренция. Выше я уже говорил о факторе конкуренции. И несмотря на то что в 2019 году Tesla увеличила дистанцию между собой и конкурентами, они никуда не делись. С ними придется бороться, что очень плохо скажется на и без того низкой прибыли компании.
Доля Tesla на рынке электрокаров велика, но преимущество компании не абсолютно. Главная ее проблема, как мне видится, — это то, что массовые производители вроде General Motors освоят технологию производства электрокаров и начнут нормально конкурировать с Tesla.
Стоимость ресурсов. Еще одной угрозой можно считать цену лития и кобальта — важного сырья для электрокаров. Это не очень распространенные ресурсы, а при прогнозируемом увеличении производства электрокаров в мире спрос на них увеличится. Это приведет к росту цен и снижению рентабельности бизнеса Tesla — вплоть до получения убытков.
При этом цена лития и кобальта может взлететь и без явных причин: просто кто-то из производителей решит повыкручивать руки покупателям.
Так себе бизнес. С экономической точки зрения Tesla — это средненький бизнес с очень низкой маржой. Учитывая растущую конкуренцию, нет причин считать, что маржа сильно выправится. Компания очень легко может вернуться к привычному для себя убыточному состоянию.
Долги и допэмиссия. Согласно последнему отчету, у Tesla есть задолженности на 25,754 млрд долларов — против примерно 10,1 млрд долларов в распоряжении компании. Учитывая, что она так и норовит скатиться в убыток, это не очень хорошо.
С некоторых пор сумма задолженностей Tesla перестала стремительно увеличиваться, зато компания стала практиковать эмиссию новых акций на крупные суммы. Меня беспокоит сам факт обращения Маска к такому способу финансирования. Это может значить, что «наверху» решили: свои операции Tesla должна финансировать за счет не очень умных инвесторов, минимизируя риски респектабельных финансовых учреждений.
Это плохо: значит, у Tesla нет безусловной поддержки. Момент, когда компания станет не нужна и ей дадут плыть по течению в сторону банкротства, может оказаться ближе, чем мы думали.
Что в итоге
Я считаю, что целевая цена продажи вполне достижима в течение 12 месяцев после падения акций.
Безусловно, эта идея подходит только для тех, кто готов терпеть волатильность. Практически вся идея строится на ожидании отскока по причине жадности инвесторов.