Актуализация знаний что это
Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
В психологическом словаре понятие актуализации толкуется так:
В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
В связи с этим использовать активные формы обучения с учётом индивидуальных способностей студентов.
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего занятия. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы. В начале урока иногда используют кратковременные письменные работы, тестовые задания. Письменный опрос целесообразно сочетать с устным.
Дидактическая структура современного занятия состоит из трех этапов:
Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.
-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти
Актуализация означает психологическую подготовку студента:
-осознание значимости предстоящей деятельности,
-возбуждение интереса к уроку.
-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти
Актуализация означает психологическую подготовку студента:
-осознание значимости предстоящей деятельности,
-возбуждение интереса к уроку.
Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований:
Приемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:
— создание проблемных ситуаций;
— создание ситуации преодоления обыденности;
— дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;
— показ парадоксальных опытов;
— раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;
— выдвижение конкурирующих гипотез;
— проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;
— использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;
— рассказ об истории научных революций и озарениях
Способы актуализации знаний:
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока преподаватель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.
«Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.»[1]
Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей:
Приём интерактивного обучения.
Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
— умение прогнозировать события;
— умение соотносить известные и неизвестные факты;
— умение выражать свои мысли;
— умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.[3]
— умение оценивать ситуацию или факты;
— умение анализировать информацию;
— умение отражать свое мнение.
Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Формы работы для активизации знаний студентов.
— коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Список использованных источников:
Актуализации знаний – как этап современного урока в условиях ФГОС ООО
АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС ООО
Дидактическая задача этапа
актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,
организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
Условия достижения положительных результатов
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного
противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации
завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна
быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи играет значительную
мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны
направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная
задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для
изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует
пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Игровые приемы актуализации знаний
Приём “Цепочка признаков“
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак ;
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ;
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём “Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Приём “Ложная альтернатива”
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Приём «Согласен – Не согласен»
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду
утверждений по правилу: согласен, не согласен.
Используется для активизации полученных ранее знаний.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
Пример приема «с затруднением»
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Цель: ввести арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Выступление на педсовете по теме: « Современный урок в условиях ФГОС»
Пинжина Ольга Ивановна
учитель начальных классов
Процесс становления чего-н. важным; для настоящего момента результат такого процесса. «А. нравственных начал»
Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе. Л.А. Карпенко
как этап современного урока в условиях ФГОС
Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,
Содержание этапа: организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
Условия достижения положительных результатов:
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного
противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации
завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна
быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи играет значительную
мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны
направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная
задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для
изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует
пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
Игровые приемы актуализации знаний
Приём “Цепочка признаков“
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак ;
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ;
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём “Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Приём “Ложная альтернатива”
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Приём «Согласен – Не согласен»
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует: умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Используется для активизации полученных ранее знаний.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
Пример приема «с затруднением»
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математики, 5 класс. Цель: ввести арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч)
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Работа в группах.
Какие цифры надо записать вместо *, чтобы вычисления оказались верными? Дети работают по карточкам, в группе по 4 человека.
1 2 _ _ 5 _ _ 6 6 _
— Какой группе удалось выполнить без ошибок? Молодцы!
— Ребята, а как вы думаете, почему у вас не получилось? Каких знаний и умений вам не хватило? (вычислительных умений).
Значит какая тема урока сегодня будет? ( Сложение и вычитание многозначных чисел ).
А у кого не было ошибок вам девиз для дальнейшей работы. Стоя на одном месте
новых результатов не достигнешь.
— Как вы понимаете эти слова?
и постановка учебной проблемы.
– Что можно сказать про различные условия обитания на Земле ? (Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса освещенности, но и от природной зоны.)
— Сколько вы знаете различных поясов освещённости ? (3 – холодный, умеренный и жаркий; 5 – 2 холодных, 2 умеренных и 1 жаркий).
— А хотите выяснить и узнать?
— Сегодня мы начинаем путешествие по природным зонам нашей планеты. (на доске запись темы урока появляется)
Карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов. В каждой группе по 4 карточки.
– Как вы считаете, какому поясу освещённости соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)
– Сегодня мы поговорим о холодном поясе и выясним, как там протекает жизнь экосистем.
1. Определили, куда мы отправимся?
2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?
3. Предположим, кого мы там можем встретить?
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
(Умение организовывать свою деятельность)
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
1. Словарная работа.
1. – Запишите однокоренные имена прилагательные. Обозначьте орфограммы.
Серебро, прогресс, облако, десерт, алмаз.
2. Задания выполняются по вариантам с использованием образованных имён прилагательных:
1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам, используя записанные слова.
1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам, используя записанные слова.
2. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Что мы знаем об имени прилагательном».
Затем составляют текст «Пасмурный день» с использованием антонимов, передающих иное настроение.
3. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.
– Мы говорили о многозначных именах существительных. А есть ли многозначные имена прилагательные? Покажем это на примерах.
– Какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении?
– Сделайте вывод о многозначных прилагательных и антонимичных парах.
Вывод : Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.
Урок 28. Т ема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Постановка учебной проблемы.
Сказки написаны разными народами, в разных странах.
– Какие герои борются в этих сказках? (Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.)
– Чем похожи друг на друга Иван царевич, Золушка и Али-баба? (Они добрые…)
– Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники? (Они злые.)
– А кто из героев всегда побеждает в сказках? (Добрые герои.)
На доске появляется запись:
Сказки во многом похожи – добро побеждает зло.
– Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? (С помощью совести человек может отделять добро от зла – тема « Как жить в мире людей?». )
– Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? (Мораль.)
– Мы знаем, что мораль существует в каждом обществе. А какие общественные группы каждый человек может назвать своим обществом и какие правила морали существуют в каждой группе? (Тема «Моё общество».)
Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы (семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники) и задание: «Какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе; какие поступки вызовут осуждение в этой общественной группе?»
Ученики совещаются в группах, их ответы могут быть такими:
в семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям, одноклассникам надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.п.
– Человечество является общественной группой? (Да.) У человечества (всех жителей планеты) могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? (Наверное, могут.) Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.
Ученики предлагают разные варианты, например, общее для всех людей понимание добра и зла: злоба и ненависть – это плохо, а доброта и любовь – это хорошо. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.