Актуарная деятельность что это
Актуарная деятельность
Екатерина Шестакова, кандидат юридических наук, г. Москва.
В начале ноября был принят Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Деятельность актуариев должна разрешить многие проблемы, с которыми сталкиваются застрахованные при попытке взыскать стоимость ущерба, причиненного в результате наступления страхового случая.
Основные положения Закона
Актуарная деятельность осуществляется на основании принятого Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и международных договоров.
Закон N 293-ФЗ устанавливает понятие ответственного актуария. Это актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев. Такой актуарий может осуществлять подготовку актуарного заключения и несет ответственность за обоснованность выводов. Ранее в законодательстве отсутствовала ответственность конкретного специалиста, осуществляющего оценку или страхование рисков.
Объектами обязательного актуарного оценивания являются:
Отметим, что Закон N 293-ФЗ не коснется структур с долгосрочными социальными обязательствами с подотчетной системой, соответствующей стандартам МСФО.
Обязательное актуарное оценивание деятельности страховых организаций, обществ взаимного страхования будет проводиться не реже чем один раз в год. При этом обязанность привлекать актуария будет возложена на самих страховщиков.
Установлены и требования к договору на проведение актуарной оценки. Такой договор должен содержать:
Актуарии будут входить в специализированные саморегулируемые организации (СРО). Подобный принцип организации работы установлен для оценщиков и аудиторов. Регулирование актуарной деятельности и деятельности СРО актуариев возлагается на Банк России.
Закон N 293-ФЗ предусматривает, что саморегулируемых организаций (СРО) актуариев может быть несколько. В составе СРО должно быть не менее 50 актуариев, успешно сдавших соответствующий квалификационный экзамен.
Кроме того, вводится обязательное страхование ответственности актуариев со страховой суммой, равной не менее чем десятикратному размеру денежного вознаграждения за проведение актуарного оценивания, но не менее 3 млн. руб.
Таким образом, регулировать деятельность страховщиков возможно будет за счет актуариев. А деятельность самих актуариев подотчетна саморегулируемым организациям.
Плюсы и минусы
До принятия Закона N 293-ФЗ отсутствовало системное регулирование страховой отрасли, описание субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предмета и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за ней. Каждый специалист страхового дела осуществлял оценку на свой страх и риск, исходя из своих собственных суждений, отсутствовала четкая система критериев оценки в страховании.
Следует отметить, что в законодательстве существует обязанность привлечения актуариев в определенных случаях, однако по факту механизм их привлечения отсутствовал. Например, ст. 21 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание осуществляется актуарием. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. Но фактически механизм актуарной оценки не был сформирован.
Однако Закон имеет и ряд минусов. Актуарии будут проводить оценку деятельности страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов один раз в год. При этом будет предусмотрено взимание платы за такую оценку. Но, поскольку страховые компании живут за счет страхователей, соответственно расходы на оплату актуарной оценки будут переложены на плечи страхователей, то есть стоимость услуг по страхованию возрастет.
Минусы имеет и механизм создания саморегулируемых организаций. Первоначальные и ежемесячные взносы для членов СРО достаточно высокие. Собранные средства сформируют компенсационный фонд, из которого будет возмещаться ущерб, если кто-то из участников СРО допустил оплошность, повлекшую финансовые потери клиентов. Такие расходы сильно бьют по карману как членов СРО, так и конечных потребителей, то есть нас с вами.
Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 293-ФЗ
Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об актуарной деятельности в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 25 октября 2013 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года
(В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 08.03.2015 № 39-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 23.06.2016 № 194-ФЗ, от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Обязательное актуарное оценивание
1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:
1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;
2) негосударственных пенсионных фондов;
3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование; (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 194-ФЗ)
4) обществ взаимного страхования.
2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.
3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.
Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности
2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания.
3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать:
1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) организация, деятельность которой является объектом обязательного актуарного оценивания. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать:
1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;
2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику результатов актуарной деятельности; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;
4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;
5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);
6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.
6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности.
8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.
Статья 5. Требования к актуарному заключению
1. Актуарное заключение должно содержать:
1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект;
2) сведения о заказчике актуарного оценивания;
3) сведения об объекте актуарной деятельности;
4) дату составления актуарного заключения;
5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;
6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений;
7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения;
8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении;
9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении;
10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения;
11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.
2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются уполномоченным органом. (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению.
Статья 6. Права и обязанности субъекта актуарной деятельности, заказчика при осуществлении актуарной деятельности
1. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности имеет право:
1) требовать от заказчика обеспечения в полном объеме доступа к документации, необходимой для осуществления актуарной деятельности;
2) запрашивать у заказчика сведения, необходимые для осуществления актуарной деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
3) получать от заказчика разъяснения, необходимые для осуществления актуарной деятельности;
4) отказаться от осуществления актуарной деятельности в случае непредоставления заказчиком необходимых для ее осуществления сведений либо в случае предоставления заказчиком недостоверных или заведомо ложных сведений;
5) использовать математические модели и их параметры, соответствующие поставленной задаче и не противоречащие стандартам актуарной деятельности.
2. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности обязан:
1) соблюдать требования законодательства об актуарной деятельности, стандарты актуарной деятельности, в том числе стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев, членом которой он является; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
3) обеспечивать хранение документов (копий документов) на бумажном носителе и (или) электронных документов, полученных или составленных в ходе осуществления актуарной деятельности, и данных, содержащихся в таких документах, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, а также размещать базы этих данных исключительно на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
4) не разглашать конфиденциальные сведения, полученные от заказчика при осуществлении актуарной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) предоставить по требованию заказчика заверенную саморегулируемой организацией актуариев, членом которой он является, выписку из реестра членов саморегулируемой организации актуариев и, если сведения об актуарии внесены в единый реестр ответственных актуариев, выписку из такого реестра;
7) проинформировать уполномоченный орган о своем отказе по основаниям, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, от проведения обязательного актуарного оценивания, предусмотренного статьей 3 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении актуарной деятельности заказчик обязан:
1) предоставлять по запросам субъекта актуарной деятельности достоверные сведения и документы в отношении объекта актуарной деятельности, необходимые для осуществления актуарной деятельности; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
2) запрашивать по запросам субъекта актуарной деятельности у третьих лиц сведения в отношении объекта актуарной деятельности; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 194-ФЗ)
4. Субъект актуарной деятельности несет ответственность за соблюдение требований настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Требования, предъявляемые к актуарию и ответственному актуарию
1. Актуарий должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о соответствующем высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации;
2) не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
3) быть членом саморегулируемой организации актуариев.
2. Актуарий имеет право осуществлять актуарную деятельность со дня вступления в члены саморегулируемой организации актуариев. Актуарий может быть членом только одной саморегулируемой организации актуариев.
3. Саморегулируемая организация актуариев при приеме физических лиц в свои члены вправе предъявлять дополнительные требования, связанные с осуществлением актуарной деятельности и не противоречащие настоящему Федеральному закону, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным актам уполномоченного органа.
4. При вступлении в саморегулируемую организацию актуариев физическое лицо подтверждает свое соответствие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и саморегулируемой организацией актуариев, а также сдает квалификационный экзамен.
5. Ответственный актуарий должен соответствовать всем предъявляемым к актуариям требованиям, а также:
1) иметь подтвержденный саморегулируемой организацией актуариев стаж работы в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее чем три года из последних пяти календарных лет;
2) быть аттестованным саморегулируемой организацией актуариев;
3) соответствовать дополнительным требованиям к квалификации ответственных актуариев, установленным уполномоченны
Актуарная деятельность что это
Об актуарной деятельности в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 39-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090022);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140036) (вступил в силу с 9 февраля 2016 года);
Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230041);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110051).
Принят
Государственной Думой
25 октября 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
30 октября 2013 года
Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(Пункт дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)
Статья 3. Обязательное актуарное оценивание
1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:
1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;
2) негосударственных пенсионных фондов;
3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование;
4) обществ взаимного страхования.
2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.
3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.
4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, осуществляющей деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, перестрахованию, подлежит проверке ответственным актуарием. Обязанность по обеспечению проверки актуарного заключения возлагается на указанные организации. По итогам проверки актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который подлежит направлению в уполномоченный орган ответственным актуарием, проводившим проверку актуарного заключения, если иной порядок направления такого отчета в уполномоченный орган не установлен федеральными законами.
(Часть дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)
Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности
2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания.
3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать:
1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) организация, деятельность которой является объектом обязательного актуарного оценивания.
4. В случаях, если заказчиком обязательного актуарного оценивания в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, является уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью указанных организаций, указанные организации обязаны предоставить ответственному актуарию сведения и документы, необходимые для проведения обязательного актуарного оценивания.
5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать:
1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;
2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику результатов актуарной деятельности;
3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;
4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;
5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);
6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.
6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности.
7. Заключенный на основании статьи 3 настоящего Федерального закона договор о проведении обязательного актуарного оценивания деятельности одной из организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или распоряжение уполномоченного органа должны содержать ссылку на эту статью и наименование уполномоченного органа, в который направляется актуарное заключение.
8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.
10. При проведении ответственным актуарием на основании трудового договора обязательного актуарного оценивания деятельности уполномоченного органа или организаций, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в распоряжении работодателя должны содержаться сведения, указанные в пунктах 1, 2, 4-6 части 5 настоящей статьи.
Статья 5. Требования к актуарному заключению
1. Актуарное заключение должно содержать:
1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект;
2) сведения о заказчике актуарного оценивания;
3) сведения об объекте актуарной деятельности;
4) дату составления актуарного заключения;
5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;
6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений;
7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения;
8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении;
9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении;
10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения;
11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.
2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются уполномоченным органом.
3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению.