Акунин дорога в китеж о чем
Рецензия на книгу «Дорога в Китеж»
Куда вас, сударь, к черту занесло.
«Дорога в Китеж» Борис Акунин
И конечно, как же без Д´Артаньяна? Им оказывается приехавший из Сибири сын Саши Катиной и Дмитрия Ларцева, героев предыдущего акунинского романа «Мiр и война». Большой поклонник железных дорог и локомотивов, Адриан Ларцев приехал, чтобы представить проект Транссибирской магистрали, которая должна связать всю Россию с запада на восток.
То есть все, зачем нужна была вся эта конструкция с тремя мушкетерами, это лишь для того, чтобы показать спектр русских политических идей XIX века? Ну да, тут тебе и либерал Атос, и консерватор Арамис и ярый социалист Портос. Даже анархическая идея, частично представленная в образе Адриана, прослеживается. Может быть, идея и неплоха, но, с другой стороны, это же и загоняет писателя в определенные рамки. Читатель уже ждет приключений, действия и ярких персонажей. Здесь же – размышлений о судьбах России, идей и политических разговоров, куда как больше, чем непосредственного действия. И это вызывает недоумение. Постойте, но ведь есть же основная серия «Истории»? Почему не высказать свои идеи там? Зачем писать вторую «Аристономию»? Что же касается героев, то похожие «птичьи» фамилии и постоянные перебежки из одного политического лагеря в другой сильно усложняют восприятие. К тому же, в отличие от мушкетеров, действуют они все больше поодиночке, а потому к концу книги я уже запуталась, кто совершил то или иное действие: Воронцов? Воронин? Кто предатель-то? Что же касается Адриана-Д´Артаньяна, то тут как обычно: как ты героя не вырисовывай, все одно Фандорин получается. Карма у писателя такая.
А потому общее впечатление от романа получилось смазанным. Да, Акунина люблю, и все равно буду читать все его книги. Но хочется уже, чтобы автор вспомнил былые времена и написал что-то поистине захватывающее, сопоставимое по уровню с фандоринским циклом, раз уж он так по нему соскучился, что черты Фандорина в каждой книге из главного героя лезут.
Дорога в Китеж
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 105
По сюжету разбросанный, местами даже неряшливый текст. Кажется впервые читал у Акунина совершенно не захватывающую историю, где не сочувствовал ни одному из персонажей. Нет загадки, нет сюжетных коллизий от которых можно испытать эмоциональные встряски. Тем не менее, это акунин, как по жанру, так и по построению. Но излишне холодный и назидательный, перечитывать это я точно не буду. Жаль, на этот раз чувствую обделенным той нечастой порцией качественной беллетристики, которым автор все реже оделяет своих читателей.
По сюжету разбросанный, местами даже неряшливый текст. Кажется впервые читал у Акунина совершенно не захватывающую историю, где не сочувствовал ни одному из персонажей. Нет загадки, нет сюжетных коллизий от которых можно испытать эмоциональные встряски. Тем не менее, это акунин, как по жанру, так и по построению. Но излишне холодный и назидательный, перечитывать это я точно не буду. Жаль, на этот раз чувствую обделенным той нечастой порцией качественной беллетристики, которым автор все реже оделяет своих читателей.
Oe Karpov, вот думал долго почему при том что книга прочитана залпом осталось чувство какого-то неудовлетворения. прочитал Ваш отзыв- и понял …вот ОНО то самое… спасибо за точно сформулированные ощущения… как оказалось не только мои…
Oe Karpov, вот думал долго почему при том что книга прочитана залпом осталось чувство какого-то неудовлетворения. прочитал Ваш отзыв- и понял …вот ОНО то самое… спасибо за точно сформулированные ощущения… как оказалось не только мои…
Oe Karpov, Обычно в романах мы видим Героя на фоне эпохи. Здесь же герой вторичен, нам просто отдали долг – показали судьбу еще одного из этой бесконечно семейной саги, но главным у Автора было рассказать о реформах и контрреформах. Поэтому линия Ларцева вышла неувлекательной и эпизодической
Oe Karpov, Обычно в романах мы видим Героя на фоне эпохи. Здесь же герой вторичен, нам просто отдали долг – показали судьбу еще одного из этой бесконечно семейной саги, но главным у Автора было рассказать о реформах и контрреформах. Поэтому линия Ларцева вышла неувлекательной и эпизодической
В любом случае есть основания ожидать, что, вместо небольших очерков и новелл, сопровождавших многотомную Историю Государства, нас ждёт полноценный захватывающий роман!
В любом случае есть основания ожидать, что, вместо небольших очерков и новелл, сопровождавших многотомную Историю Государства, нас ждёт полноценный захватывающий роман!
Наконец-то прочёл всю книгу! Страшно… Но в то же время, Акунин вернулся и это прекрасная новость. В этом цикле, я бы выделил для себя два романа до этой книги, и в обеих автор выносит сходную мысль: какова цена быть Империей. В « огненном персте» пирофилакос жертвует своим сыном, чтобы остановить грядущую опасность с севера Руси. Во « Вдовьем плате» Иван III рушит экономический базис во имя построения единой страны.
Наконец-то прочёл всю книгу! Страшно… Но в то же время, Акунин вернулся и это прекрасная новость. В этом цикле, я бы выделил для себя два романа до этой книги, и в обеих автор выносит сходную мысль: какова цена быть Империей. В « огненном персте» пирофилакос жертвует своим сыном, чтобы остановить грядущую опасность с севера Руси. Во « Вдовьем плате» Иван III рушит экономический базис во имя построения единой страны.
Чем ближе «История Российского государства» подбирается к нашему времени, тем скучнее становится. Все меньше увлекательной «игры престолов», все больше занудной политэкономии.
Вот и «Китеж» – набор персонажей-функций, зануд, многословно и обильно, довольно суконным языком излагающих свои политэкономические взгляды на будущность России, – фактически пересказывая «Лекарство для империи» целыми абзацами.
Акунин и сам понимает, как это скучно, поэтому старается разбавить сей трактат детективными вставками, в которых главную роль играет супермен Ларцев – практически клон Фандорина, а также семейными ценностями (целая «Санта-Барбара» с удочеренными сиротками) и роковыми женщинами в количестве двух штук, одна из которых, правда, исчезает через три страницы. Но это вставные номера, разбавляющие трактат о трагедии российского либерализма во второй половине XIX века.
Чем ближе «История Российского государства» подбирается к нашему времени, тем скучнее становится. Все меньше увлекательной «игры престолов», все больше занудной политэкономии.
Вот и «Китеж» – набор персонажей-функций, зануд, многословно и обильно, довольно суконным языком излагающих свои политэкономические взгляды на будущность России, – фактически пересказывая «Лекарство для империи» целыми абзацами.
Акунин и сам понимает, как это скучно, поэтому старается разбавить сей трактат детективными вставками, в которых главную роль играет супермен Ларцев – практически клон Фандорина, а также семейными ценностями (целая «Санта-Барбара» с удочеренными сиротками) и роковыми женщинами в количестве двух штук, одна из которых, правда, исчезает через три страницы. Но это вставные номера, разбавляющие трактат о трагедии российского либерализма во второй половине XIX века.
Все же хотелось больше приключенческого романа на фоне исторических событий, а не просто исторического. По сравнению с предыдущими книгами серии выглядит как-то серо, даже Доброключения и то интереснее были.
Все же хотелось больше приключенческого романа на фоне исторических событий, а не просто исторического. По сравнению с предыдущими книгами серии выглядит как-то серо, даже Доброключения и то интереснее были.
«Это в Европе адвокат может стать богачом и знаменитостью, а в России адвокаты назывались противным словом «стряпчие» и ценились лишь по знанию кому из судейских сколько «дать».» Одно это, до боли современное и родное утверждение, достойно того, чтобы начать читать эту книгу…
«Это в Европе адвокат может стать богачом и знаменитостью, а в России адвокаты назывались противным словом «стряпчие» и ценились лишь по знанию кому из судейских сколько «дать».» Одно это, до боли современное и родное утверждение, достойно того, чтобы начать читать эту книгу…
Читая «Лекарство для империи», я удивлялся тому, что книга получилась необычно короткой для серии и местами отрывочной, а вышла с опозданием, не попав в предновогодние продажи. После «Дороги в Китеж» я понял, почему так произошло.
По структуре книга несколько напоминает «Седьмицу Трехглазого»: одни и те же герои проходят через десятилетия и участвуют в значимых исторических событиях, а читатель этих героев видит урывками, постоянно наблюдая их то в новом статусе, то в новых обстоятельствах, то с изменившимся мировоззрением.
Формально роман – часть цикла о «меченом» роде, но именно что формально. Главный герой, член этого рода, в романе второстепенен, очень поверхностно прописан и является не актором, а скорее частью окружения главных героев. Никаких особенно интересных событий с ним не происходит и ни симпатии, ни антипатии он в силу внутренней пустоты не вызывает.
Зато исторические персонажи прописаны подробно и глубоко. Однако это не плюс, а минус. Становится понятно, почему «Лекарство для империи» из исторического цикла получилась такой краткой: просто ее большáя часть перекочевала в художественный формат. Еще в «Первой сверхдержаве» было заметно, что автору сложно следовать ранее намеченным логике, обозначеной им в предисловии к первому тому: «Я не выстраиваю никакой концепции. У меня ее нет. Всякий историк, создающий собственную теорию, не может совладать с искушением выпятить удобные для него факты и замолчать либо подвергнуть сомнению всё, что в его логику не вписывается. У меня такого соблазна нет.
Кроме того, я решительный противник идеологизированной истории. … Я хочу узнать (или вычислить), как было на самом деле. У меня нет заранее сложившегося мнения. Есть вопросы и есть желание найти на них ответы.»
Несмотря на такой посыл в «Первой сверхдержаве», глубокая антипатия к Николаю I и оценочные параллели с современностью были очевидны. Возможно, пытаясь избежать повторения этой ошибки, автор сократил до минимума «Лекарство для империи», а оценочную часть вынес в художественный роман. Заметно, что автору все менее интересен исторический и детективный форматы. Что на самом деле интересно – так это оценивать исторических персонажей, давая понять, где они были неправы, нести собственную идею правильности и справедливости. С этой идеей в романе тоже проблемы. Автор, наделяя несимпатичных ему исторических персонажей гротескными и карикатурными чертами, довольно явно показывает, что именно они делали не так и не в то время. При этом какого-либо вывода о том, а как же должно быть правильно, не следует. Выходит какое-то «все кругом злодеи, а я д’Артаньян».
Можно, конечно, сказать, что эта такая стилизация под Дюма, где тоже щедро введены исторические персонажи, а читатель этого не понял и зря пишет разгромные рецензии, но нет. Стилизации у Акунина были всегда, но обычно они уместны и играют произведению на пользу. Тут же все наоборот: мессианство и желание всех рассудить и осудить съели роман.
Если оценивать произведение самостоятельно – довольно неплохо, потраченного времени не жалко. Но если ставить его в ряд с прочими произведениями цикла – слабо, затянуто, пусто и неинтересно.
Рецензии на книгу « Дорога в Китеж » Борис Акунин
Прочитал акунинскую «Дорогу в Китеж»
Это такое подражание «Трем мушкетерам», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» в одном флаконе, перенесенное в Россию, в эпоху Великих реформ.
Получился чудесный серпентарий, в котором не оказалось ни одного положительного героя.
Все болеют за Россию, каждый по своему. Все такие хорошие и старательно роют друг другу ямы из самых лучших побуждений.
А в результате все заканчивается примерно тем же, чем в итоге и история мушкетеров.
Лучше в бумаге, хоть цена и нещадная.
Любимец тетенек-домохозяек которым скучно и ум напрягать не хочется. ни уму ни душе ни сердцу чтиво. Лучшее что я у него прочел-Кладбищенские истории и Писатель и самоубийство. там он хотя бы оригинален.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
«Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
А.Блок»
Верный принципу «развлекая, обучать», Акунин создает очередную беллетризованную иллюстрацию Истории Российского государства. На сей раз к восьмой части «Лекарству для империи», охватывающему вторую половину девятнадцатого века и царствованию двух Александров: царя Освободителя и царя Миротворца.
Роман как-бы следует готовой сюжетной канве, хотя, как это всегда у Акунина, узор по ней выплетается свой. И все же, находить в «Дороге в Китеж» смысловые и событийные соответствия, сопоставлять персоналии, человеку знакомому с трикнижием добавит удовольствие. А героев, обладая некоторой сноровкой в интеллектуальных играх. можно персонифицировать как метафору российской либеральной мысли (Атос), радикально социалистической (Портос), правой (Арамис) и любезного автору конфуцианского пути Благородного мужа, (Дартаньян).
Одновременно с вымышленными персонажами, «Дорога в Китеж» изобилует реальными историческими фигурами того времени: царская семья, царедворцы и приближенные, помпадуры и помпадурши. Интриги, гроссмейстером которых выступает няня детей царской фаворитки княжны Долгоруковой Варвара Шебеко (Миледи).
Борьбе за власть и финансовым откатам, приобретающим в пореформенном государстве вид отработанных и почти узаконенных схем, противопоставлен честный деловой чиновник М.Т.Лорис-Меликов (справочно на борьбу со вспышкой чумы в Поволжье в 1879 он потратил триста тысяч рублей из отпущенных казной четырех миллионов)
Как всегда у Акунина, информативно, интересно и печально.
Дорога в Китеж
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 120
Как всегда занимательное повествование, вплетающее человеческие судьбы в ход истории, многочисленные рассуждения о предназначении России. Прекрасный чтец! Романы Акунина в исполнении Клюквина – особое удовольствие.
Как всегда занимательное повествование, вплетающее человеческие судьбы в ход истории, многочисленные рассуждения о предназначении России. Прекрасный чтец! Романы Акунина в исполнении Клюквина – особое удовольствие.
Сам я давний поклонник Акунина. Помногу раз перечитал все его книги. с нетерпением ждал новые. С последними книгами понемногу начал появляться какой-то осадок. Вроде книги новые и факты новые, а мысли автора те же. Такое чувство будто ты постепенно постигал автора, развивался в том числе с его помощью, но в один прекрасный день автор в росте остановился и все его мысли для тебя уже не новые и не интересные. Неужели исписался Акунин? Эта книга меня разочаровала. Не рекомендую.
Сам я давний поклонник Акунина. Помногу раз перечитал все его книги. с нетерпением ждал новые. С последними книгами понемногу начал появляться какой-то осадок. Вроде книги новые и факты новые, а мысли автора те же. Такое чувство будто ты постепенно постигал автора, развивался в том числе с его помощью, но в один прекрасный день автор в росте остановился и все его мысли для тебя уже не новые и не интересные. Неужели исписался Акунин? Эта книга меня разочаровала. Не рекомендую.
Совсем не такой книги ожидала я в серии «Истории…». Раньше книги про династию потомков Будды были развлекательно-подростковыми, приключенческими, квестовыми, а эта книга ближе к серии «Аристономии» и вообще похожа на свой прототипный том в «Истории российского государства» про александровскую Россию 19 века. Как будто автор поставил цель ввести в число персонажей абсолютно всех деятелей о которых он писал в своей «околонаучной» энциклопедии эпохи. Получилось что-то типа ЖЗЛ.
Интересно, конечно, но не было такого, что невозможно оторваться как от предыдущих книг серии. Тут больше рассуждений о либерализме и патриотизме.
Совсем не такой книги ожидала я в серии «Истории…». Раньше книги про династию потомков Будды были развлекательно-подростковыми, приключенческими, квестовыми, а эта книга ближе к серии «Аристономии» и вообще похожа на свой прототипный том в «Истории российского государства» про александровскую Россию 19 века. Как будто автор поставил цель ввести в число персонажей абсолютно всех деятелей о которых он писал в своей «околонаучной» энциклопедии эпохи. Получилось что-то типа ЖЗЛ.
Интересно, конечно, но не было такого, что невозможно оторваться как от предыдущих книг серии. Тут больше рассуждений о либерализме и патриотизме.
Пишу о качестве записи – в 10 главе трансляция «прыгает» совсем на другое произведение. Или это так задумано?
Очень неприятно слушать. Произведение интересное, но больше похоже на публицистику.
Пишу о качестве записи – в 10 главе трансляция «прыгает» совсем на другое произведение. Или это так задумано?
Очень неприятно слушать. Произведение интересное, но больше похоже на публицистику.
Акунин всегда был моим любимым автором и от этого ещё жальче видеть, как последние произведения превращаются из увлекательных приключенческих романов в скучнейшие расказы с непонятными персонажами, которые постоянно ведут нуднейшие диалоги о том как по их мнению нужно строить Россию или учить детей! Иногда хотелось просто перемотать! ОЧЕНЬ ЖАЛЬ.
Акунин всегда был моим любимым автором и от этого ещё жальче видеть, как последние произведения превращаются из увлекательных приключенческих романов в скучнейшие расказы с непонятными персонажами, которые постоянно ведут нуднейшие диалоги о том как по их мнению нужно строить Россию или учить детей! Иногда хотелось просто перемотать! ОЧЕНЬ ЖАЛЬ.
Прочитала все книги Акунина. Видимо эта будет последняя. Неприязнь автора ко всему русскому начиная от борща заканчивая монархами. Местами книга очень нудная.
Прочитала все книги Акунина. Видимо эта будет последняя. Неприязнь автора ко всему русскому начиная от борща заканчивая монархами. Местами книга очень нудная.
По сути эта книга – яркая иллюстрация, и не только к очередному тому авторской «Истории…» («Лекарство для империи»), но к основной мысли его теории «Аристономии»: невозможно служить одновременно двум богам – идее и любви.
К сожалению, этому замыслу подчинена и мушкетерская реминисценция в романе, что делает финал предсказуемым, а читателя несколько разочарованным. Тут бы надо либо держать уровень психологического очарования, заданный Дюма (если уж невозможно его превзойти), либо не стоит, на мой взгляд, так настойчиво разрушать и развенчивать любимейшие идеалы, иначе получается как раз принесение их в жертву идее.
Однако язык повествования хорош, образы достаточны оживлены (отдельная благодарность за это волшебнику А.Клюквину!), свою иллюстративную задачу аудиокнига выполнила достойно.
Легко предугадывается продолжение с участием одного из « мушкетеров», а также детей остальных (особенно Маруси) – будем ждать и верить в успех не только коммерческого проекта, но таланта Б.Акунина, способного поддержать в читателе веру в идеалы любви и благородства души.
Борис Акунин «Дорога в Китеж»
Дорога в Китеж
Язык написания: русский
Это роман идей и приключений, потому что в России идея всегда — приключение. Действие происходит в эпоху великих реформ и великих общественных потрясений второй половины XIX века, когда определялся путь, по которому пойдет страна, и еще мало кто понимал, куда этот путь ее приведет.
Доступность в электронном виде:
Чем ближе к нам ставятся события «Истории Российского Государства», тем проще ощущать близость с героями цикла, тем понятнее описанные (а порой и откровенно «зашифрованные») реалии. Теряется экзотичность, которая неминуема в произведении например о Сарае 14 века. Петербург второй половины века 19, это, конечно, не «наши дни», но параллели проводятся легко и без особой натяжки. Таким образом, текст становится все реалистичнее как «историческая повесть» и все откровеннее как слегка замаскированная под историческую беллетристику, публицистика на актуальные темы.
Перед нами будто бы достаточно бодрая, увлекательная повесть, политический детектив, полный «игр престолов по петербургски».
Будут заговоры против императоров, интриги придворных партий, попытки прессы манипулировать и двором и общественным мнением, парад некомпетентности и свирепости со стороны людей в форме, принимающая замысловатые формы, а порой и патриархально-простодушная коррупция. Восторженность юных радетелей справедливости, перерождающаяся в мрачный фанатизм. Угрюмое лукавство, вечное «себе на уме» малообразованного, но далеко не столь наивного, как считают что реакционные, что прогрессивные благодетели, простого народа. Мелькнут даже такие обязательные для Акунина герои, как Таинственная Злодейка (Варвара «Вава» Шелейко) и самурайски (даром, что не японец) служащий абстрактной идее верной службы, топтун (Водяной). Будут и кавказские приключения.
Так же повесть полна выведенными преимущественно в сатирическом ключе историческими лицами. Победоносцев и Лорис-Меликов в трактовке Акунина стоят друг друга, оба — прежде всего манипуляторы, полные величайшего презрения ко всем остальным акторам, и в таком ключе, кто из них реакционер, а кто либерал, уже не важно. Симпатию среди сильных мира сего, вызывает, как ни странно, только Александр Третий.
Досталось сатирических красок и классикам русской словесности, в частности Достоевскому Федору Михалычу, царствие ему небесное.
Но при все остросюжетности, такое пессимистичное произведение еще поискать.
Четыре заглавных героя, закадычные друзья юности, «три мушкетера» (три «ворона»: Воронин, Воронцов и Питовранов) смолоду взявшие за ролевую модель популярнейший роман Дюма, по мере взросления все сильнее расходятся по политическим соображениям. Один становится твердокаменным охранителем, другой — благонамеренным либералом, третий — революционером-подпольщиком. Четвертый же, носитель совершенно не птичьей фамилии Ларцев, очередной отпрыск «меченой» еще с византийских времен, семьи, это так сказать Д«Артаньян наших «мушкетеров». Этот ввиду фанатичного увлечения техническими новинками, не сподобившийся прочитать книгу, холодный, чуть аутичный инженер олицетворяет еще один соблазн образованного сословия. А именно — инженерный технократизм в духе «плевать на политику, выборы, парламенты, газеты, суды и прочее, главное дороги строить. И мосты. Мосты это главное».
Будучи, каждый сам по себе, приличным человеком, в мировоззрении они иллюстрируют однобокость, узость каждой из точек зрения.
Каждый по своему прав. Охранитель в том, что только жестокая власть и скрепляет страну, без нее все посыплется. Революционер — в том что режим совершает откровенные преступления против человеческого достоинства и потому достоин ненависти. Либерал — в том, что надо иметь «позитивную программу» мелких реформ, улучшающих жизнь каждого, даже маленького человека. Технократ — в том, что развитие экономического базиса, индустриализация, важнейший шаг по пути развития. И вот эта-то всеобщая правота и придает тексту трагичность. Дело даже не в финале.
Дело в том, что через полтора века после описанных событий, все они совершенно актуальны и могут происходить прямо в наши дни, а правопреемников героев легко представить даже среди своих знакомых. Кто-то чиновник, кто-то полковник, кто-то в эмиграции по политическим мотивам, кто-то старается всего этого не замечать и просто строит дома.
Акунин в своём стиле. Времена, разумеется, хроники “Лекарство для империи. ”, времена Александров 2-го и 3-го, Россия под ударами издержек образования, призраков свобод, англичан и бомбистов “Народной воли”.
Автор формирует четвёрку “мушкетёров”, заставляя их жить и бороться в коллизиях упомянутого периода, иллюстрируя на шкурах своих героев события истории, политики, экономики.
Не смотря на умеренное количество активных сцен, и множество диалогов и монологов, роман понравился и очень увлёк. Кроме исторических событий, которые в наших исторических курсах освящены очень слабо, Акунин исследует и важную морально-этическую теорему. Что важнее, «сила идеи» или «сила любви»? Кого спасать прежде, друга или родину? Разные “мушкетёры” выбирают разные решения этого вопроса. Несмотря на то, что в конце фактически побеждает «идея», всем нам очень хорошо известно, каким лесом пошла эта самая идея, в последствии.
Роман увлёк, заставил задуматься.
Fadeaway Evanesc, 23 сентября 2021 г.
Цикл художественных историй к «Истории Государства Российского».
Симпатична аллюзия на «Трех мушкетеров»
Тема жизненного выбора (любовь или дело).
Грустный финал с восторженно-пафосными словами фанатика-политика Победоносцева.
Как обычно намешано в кучу всего.
Читается с интересом и легко.
Художественная часть повествования ярче и живее исторической.
Очередная книга в дополнении к «Истории Российского государства». В этой раз, Б. Акунин пытается подражать А. Дюма, написав произведение, схожее с циклом про «Мушкетёров».
Но, по-моему, умышленно, или, нет, сходства не получилось.
Ну, во-первых, герои Акунина совсем не напоминают четверку друзей, созданную Дюма. Вообще.
Во-вторых, жанры у книг совсем разные. Дюма пишет приключенческие романы. Веселые, озорные, кое-где, юмористические. Да, с элементами политики. Есть и дворцовые интриги, и, попытки государственных переворотов. Но, у французского писателя политики, процентов двадцать. Остальное — беллетристика. Дуэли, дружеские попойки, любовные похождения. Развлекательная литература. У Акунина, наоборот, большая часть книги посвящена политическому устройству России XIX века, и лишь на немногих страницах описаны приключения четырёх друзей. Более сухое повествование. Более тусклые и мрачные краски.
Но, по-сути, Б. Акунин лишь дополняет этим произведением свою «Историю Российского государства», поэтому, эта книга — некая смесь исторического романа с политическим детективом. Ну, и, элементами беллетристики.
Мне не понравилось.
Нет, написан роман здорово, очень приятный и легкий язык. Но, для меня Акунин, прежде всего, мастер детектива. А его попытки писать исторический реализм, философствовать о политике, идеальном социальном устройстве — не интересны.
Грамотно построенный сюжет. Отлично написанная книга. Но — тема «не моя». Мне было скучно и неинтересно читать про кабинетные интриги в ближайшем окружении трёх российских царей. С трудом вспомнил полузабытые со школьных времён фамилии министров, программу их политических реформ, но, к чему мне все это?
Да, конечно, Акунин пытается донести до читателя то, что в истории и в политике все повторяется, приводит параллели с современной отечественной ситуацией в политике. Но — меня это не заинтересовало. Вот исторические романы В. Пикуля я люблю, а книги Акунина на аналогичные темы — нет.
Но, это мое субъективное мнение. Роман — дополнение к документальному циклу, поэтому понятно, что в книге будет много политики, кому это не интересно, тот может не читать.
Хоть меня роман и не увлёк, всё же, написана книга ярко, читается легко и быстро. Кому интересна политическая ситуация в России XIX века, тому понравится. Кто, как я, ожидал от этого произведения приключений в стиле Дюма, наверное, будет разочарован.
Дмитрий Ларцев случайно, но очень неудачно попал на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. В результате их с женой Александрой, в девичестве Катиной, сын родился в сибирской ссылке. Но судьба и авторская воля не могли оставить его вдали от тектонических потрясений российской истории XIX века.
Уже в прошлой книге цикла главную роль отыгрывает отнюдь не представитель славного рода с характерным пятном на лбу. В «Дороге в Китеж» основных действующих лиц аж четверо. Судьбы их связались в 1854 году, потом многократно расходились и сходились вновь, но дружба их не смогла выдержать испытания политикой.
Первым из четвёрки «мушкетёров» стоит упомянуть графа Николая Воронцова, он в книге отвечает за весь российский либерализм. Человек мягкий и прекраснодушный, Воронцов всю жизнь пытался малыми делами приблизить восход Свободы над Россией, в чём не преуспел, откровенно при этом не справившись с отцовскими обязанностями.
Вторым пусть будет Михаил Питовранов — человек, что не ставя такой задачи, прямо рушил судьбы окружающих. Большинство смертей в книге так или иначе на его совести. Заигравшийся в революцию интеллигент, который всю книгу числил себя в игроках, а на поверку оказался всего лишь пешкой.
Третьему из друзей — Виктору Воронину досталась роль державника, ну или реакционера, при этом несмотря на всем известные авторские взгляды, персонаж получился едва ли не самым живым в книге. Его поступки понятны, психологически обоснованы. Воронин всеми силами пытается не дать стране свалиться в Хаос, на любой должности будучи вторым номером, но без которого первые были бы недееспособны. Такой вот малозаметный, но важный, винт в государственном механизме.
Наконец Адриан Ларцев получился практически полной копией Эраста Фандорина, без Масы, заикания и азиатских кунштюков, но зато с некоторой примесью Шелдона Купера в виде лёгкого аутизма и любви к поездам. Короче, абсолютно фантастический персонаж.
Есть у книги два достоинства, которых перед чтением не ожидаешь. Во-первых, «Дорогу в Китеж» можно смело отнести к настоящей исторической прозе, картина истории XIX века открывается сложная и многокрасочная — люди, события, настроения, интриги при дворе, городская и сельская жизнь. Развлекательность сильно прикручена. Во-вторых, что приятно удивляет, обычной акунинской ангажированности не чувствуется, либо она хорошо мимикрирует.
Интересная книга про время, когда «либерал» и «патриот» не являлись взаимоисключающими понятиями. Ибо и те и другие были настоящими
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Верный принципу «развлекая, обучать», Акунин создает очередную беллетризованную иллюстрацию Истории Российского государства. На сей раз к восьмой части «Лекарству для империи», охватывающему вторую половину девятнадцатого века и царствованию двух Александров: царя Освободителя и царя Миротворца.
Не отказав себе в удовольствии вспомнить детство, стилистически эту часть доброключений очередного потомка славного рода Катиных, автор решает как оммаж мушкетерской трилогии Дюма. С соблюдением хронологических этапов, герои встречаются трижды через значительные промежутки времени — канонические «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя». Идеальная форма для показа изменений общественной жизни, через перемены, происходящие с героями.
Роман как-бы следует готовой сюжетной канве, хотя, как это всегда у Акунина, узор по ней выплетается свой. И все же, находить в «Дороге в Китеж» смысловые и событийные соответствия, сопоставлять персоналии, человеку знакомому с трикнижием добавит удовольствие. А героев, обладая некоторой сноровкой в интеллектуальных играх. можно персонифицировать как метафору российской либеральной мысли (Атос), радикально социалистической (Портос), правой (Арамис) и любезного автору конфуцианского пути Благородного мужа, (Дартаньян).
Одновременно с вымышленными персонажами, «Дорога в Китеж» изобилует реальными историческими фигурами того времени: царская семья, царедворцы и приближенные, помпадуры и помпадурши. Интриги, гроссмейстером которых выступает няня детей царской фаворитки княжны Долгоруковой Варвара Шебеко (Миледи).
Борьбе за власть и финансовым откатам, приобретающим в пореформенном государстве вид отработанных и почти узаконенных схем, противопоставлен честный деловой чиновник М.Т.Лорис-Меликов (справочно на борьбу со вспышкой чумы в Поволжье в 1879 он потратил триста тысяч рублей из отпущенных казной четырех миллионов)
Вторая половина девятнадцатого века время беспрецедентного технического прорыва России, и это достаточно подробный рассказ о становлении российского железнодорожного сообщения — по крайней мере одна из традиционных бед строительством железных дорог частично устранена. Прогрессором выступит потомок рода Катиных Адриан, американскоподданный сын случайных декабристов, которые и в Сибири не пропали.
Как всегда у Акунина, информативно, интересно и печально.