Как называлось первое произведение прокофьева
Композитор Сергей Прокофьев: биография певца жизни
В 1918 году Сергей Сергеевич Прокофьев завел себе альбом, в котором все его друзья должны были оставить записи на одну и ту же тему: «Что Вы думаете о солнце?» Композитор не случайно выбрал ее, ведь солнце — источник жизни, а он сам всегда, во всех своих произведениях был певцом жизни.
О том, каким был Прокофьев композитором, мы знаем из его сочинений, а о том, каким он был человеком, что он любил, к чему стремился, мы лучше всего можем узнать из его «Автобиографии».
«Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, и она поощрялась родителями,— сообщает Сергей Прокофьев на первых страницах «Автобиографии».— В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись в шахматы, завел тетрадку и стал записывать партии; первая из них — полученный мною «пастушеский» мат в три хода. В девать лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами передвижений. В двенадцать я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник. Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех».
Детство
Прокофьев родился и провел детские годы в имении Сонцовка (в нынешней Донецкой области), где отец его, ученый агроном, был управляющим. Уже зрелым человеком Прокофьев с удовольствием вспоминал сонцовское степное приволье, игры в саду с друзьями — деревенскими ребятишками, начало занятий музыкой под руководством матери, Марии Григорьевны.
Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое. И нотам он выучился, главным образом, для того, чтобы это «свое» записывать. А в девять лет, после поездки в Москву и под впечатлением первой услышанной оперы (это был «Фауст» Гуно), Сережа решил сочинить свою оперу, сюжет которой он тоже сам придумал. Это была опера «Великан» в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.
Родители Прокофьева были людьми образованными и сами взялись за начальное обучение мальчика по всем школьным предметам. Но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из обычных своих зимних поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который посоветовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.
Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет — в роли уже не учителя, а старшего товарища. И когда осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, он привез с собой необыкновенно солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок — «Песенок», — написанных под руководством Глиэра. Некоторые «Песенки» были такими оригинальными и острыми по звучанию, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не «Песенками», а «Собачками», потому что они «кусались».
Годы учебы в консерватории
В консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников. И, конечно, ему было трудно с ними подружиться, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников, выводил среднюю цифру за определенный период — и результаты для многих были неутешительными…
Но вот в консерватории появился еще один ученик, в мундире поручика саперного батальона, всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый. Это был Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор, ставший в советское время главой московской композиторской школы. Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать пять, а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они всегда показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их — лично и в письмах.
В классах теории композиции и свободного сочинения Прокофьев, в общем, пришелся не ко двору — слишком непочтительным к консерваторской традиции был его своеобразный талант. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но у молодого музыканта была в запасе еще одна специальность — фортепиано, — по которой он еще раз окончил консерваторию весной 1914 года.
«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно,— вспоминал потом Прокофьев,— то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».
Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственныи Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.
Результаты творческой деятельности
Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, стремясь охватить самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним — первый скрипичный, опера, балет, романсы.
Одно из сочинений С.С. Прокофьева особенно характерно для раннего периода. Это «Скифская сюита», созданная на основе музыки несостоявшегося балета. Поклонение языческим богам, неистовая «Пляска нечисти», тихая и таинственная картина спящей скифской степи и, наконец, ослепительный финал — «Восход солнца»,— все это передано в ошеломляюще-ярких оркестровых красках, стихийных нарастаниях звучности, энергичных ритмах. Вдохновенный оптимизм сюиты, пронизывающий ее свет тем примечательнее, что создавалась она в трудные годы первой мировой войны.
Сергей Прокофьев очень быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена особенно притягивала композитора. Привлекала возможность, идя по пути Мусоргского, выразить в музыкальных интонациях самые тонкие, тайные оттенки чувства, создать живые человеческие характеры.
Правда, он делал это и в камерной музыке, например, в вокальной сказке «Гадкий утенок» (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А. М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»
Удивительно разнообразны, а иногда и резко контрастны сочинения молодого Прокофьева. В 1918 году была впервые исполнена его «Классическая симфония» — изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение. Ее название, как бы подчеркивающее намеренную стилизацию — подражание манере Гайдна и Моцарта, — сейчас нами воспринимается уже без кавычек: это подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений — балета «Золушка», Седьмой симфонии.
И почти одновременно с «Классической симфонией» возникло грандиозное вокально-симфоническое произведение «Семеро их», вновь, как и «Скифская сюита», возрождающее образы глубочайшей древности, но при этом какими-то сложными и неясными ассоциациями связанное с революционными событиями, потрясшими в 1917 году Россию и весь мир. «Странный поворот» творческой мысли удивлял впоследствии и самого Прокофьева.
Заграница
Но годы, проведенные за рубежом, не означали полного отрыва от родины. Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера «Любовь к трем апельсинам», задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев написал балет «Стальной скок» — ряд картин из жизни молодой Советской республики. Пестрые бытовые зарисовки и музыкально-хореографические портреты Комиссара, Оратора, Работницы, Матроса соседствуют с индустриальными картинами («Фабрика», «Молоты»).
Это произведение обрело жизнь лишь на концертной эстраде в виде симфонической сюиты. В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину, выезжая за ее пределы лишь ненадолго. Годы по возвращении оказались едва ли не самыми урожайными в его жизни и вообще очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре. Опера «Семен Котко», балет «Ромео и Джульетта», музыка к фильму «Александр Невский», на основе которой композитор создал ораторию,— все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.
Передать сюжет шекспировской трагедии средствами танца и танцевальной музыки — такая задача казалась многим невыполнимой и даже противоестественной. Прокофьев подошел к ней так, как будто никаких балетных условностей не существовало.
В частности, он отказался от построения балета как ряда законченных номеров, в паузах между которыми танцоры раскланиваются и благодарят публику за аплодисменты. У Прокофьева и музыка, и хореографическое действие развиваются непрерывно, следуя законам драмы. Этот балет, впервые поставленный в Ленинграде, оказался выдающимся художественным событием, тем более что непревзойденной Джульеттой стала Галина Уланова.
И совсем небывалая задача решена композитором в «Кантате к 20-летию Октября». Музыка написана на документальный текст: в ней использованы статьи, речи и письма К. Маркса и В. И. Ленина. Произведение было до того неслыханно новым, что кантате пришлось ждать исполнения целых 20 лет…
Разные сюжеты, разные жанры…
Произведения зрелого периода
Но, окидывая общим взглядом сочинения зрелого периода и сравнивая их с ранними, можно ясно видеть общую тенденцию: неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам («Семен Котко» — опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны («Александр Невский», опера «Война и мир»), к вечной теме любви и смерти («Ромео и Джульетта»).
При этом не исчез и всегда свойственный Прокофьеву юмор. В сказке «Петя и волк» (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, в шутливой форме дается много интересных сведений. Каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка. «Петя и волк» — одно из сочинений, в котором композитор достиг «новой простоты», как он сам это называл, то есть такой манеры изложения мыслей, которая легко доходит до слушателя, не снижая и не обедняя самой мысли.
Вершина творчества Прокофьева — его опера «Война и мир». Сюжет великого произведении Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (а именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.
В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.
Как-то раз Прокофьев сравнил творчество со стрельбой по движущимся мишеням: «Только взяв прицел вперед, в завтрашний день, вы не останетесь позади, на уровне вчерашних требований».
И он всю жизнь брал «прицел вперед», и, наверно, именно потому все его сочинения — и написанные в годы творческого подъема, и в годы последней тяжелой болезни, — остались с нами и продолжают нести радость слушателям.
«Игрок» (1916)
«Любовь к трем апельсинам» (1919).
«Огненный ангел» (1927),
«Семен Котко» (1939)
«Обручение в монастыре» (1940)
«Война и мир» (1943)
«Повесть о настоящем человеке» (1948)
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915)
«Стальной скок» (1925)
«Блудный сын» (1928)
«Ромео и Джульетта» (1936)
«Золушка» (1944)
«Сказ о каменном цветке» (1950)
7 симфоний (1917, 1924, 1928, 1930, 1944, 1947, 1952)
Для фортепиано с оркестром:
Для скрипки с оркестром:
Большое количество камерных, фортепианных (в том числе 9 сонат), вокальных произведений.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Биографическая справка
23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.
Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).
Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.
В 6 лет он сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет сочинил и записал оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. В течение летних месяцев 1902-1903 гг. Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, который тогда только что окончил Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям, юный композитор сочинил оперу «Пир во время чумы», симфонию и еще несколько пьес.
В 1904 г. в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Николай Черепнин (дирижирование), Анна Есипова (фортепиано), Язеп Витол (музыкально-теоретические дисциплины) и другие.
Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Его первое публичное выступление как пианиста с исполнением собственных произведений состоялось в декабре 1908 г. В 1914 г., уже оканчивая консерваторию, он сыграл с оркестром свой «Первый фортепианный концерт» и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна.
Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его «музыкальным футуристом».
С 1914 г. Прокофьев много ездил по миру, посетил Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу, где давал много концертов, исполняя собственную музыку. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.
События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. С 1918 по 1936 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер).
В 1921 г. в Чикагском театре состоялась премьера его оперы «Любовь к трем апельсинам». В Париже антреприза Сергея Дягилева «Русский балет» поставила его балеты «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925-1931 гг. появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.
В 1930 г. им написана опера «Семен Котко» по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа», а также балет «На Днепре» для театра «Гранд-Опера».
В 1933 г. Прокофьев окончательно вернулся в Россию. В том же году он написал музыку к постановке «Египетские ночи» в Московском Камерном театре.
С 1933 г. он в течение нескольких лет вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.
Весной 1936 г. Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. Перед Великой Отечественной войной он обратился к народной историко-патриотической теме, сочинив кантату «Здравица» (1939).
Летом 1941 г. Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора).
Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений. Важнейшей работой этих лет стала опера «Война и мир» по роману Толстого (1941‑1952). После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. Была создана комическая опера «Обручение в монастыре» по комедии Шеридана «Дуэнья», балет «Золушка» (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» по повести Бориса Полевого (1947-1948).
В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада.
В конце 1940-х, начале 1950-х гг. Сергей Прокофьев создал Девятую сонату для фортепиано (1947), Сонату для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» (1949) и ораторию «На страже мира» на тексты Самуила Маршака (1950), балет «Сказ о каменном цветке» по Павлу Бажову (1948-1950).
За всю свою творческую деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.
Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году в Москве состоялась презентация полного издания «Дневников» Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась «Автобиография» Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.
«Дневники» Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма «Прокофьев: Неоконченный дневник», снятый канадским режиссером Иосифом Фейгинбергом.
Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).
Он был членом Национальной академии «Санта-Чечилия» (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947).
В 1941 г. Прокофьев ушел от Лины и сыновей к Мире Мендельсон (1915-1968), на которой женился в 1948 г. без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям (Государственному центральному музею музыкальной культуры им. Глинки, Российскому Государственному архиву литературы и искусства и Детской музыкальной школе №1 им. Прокофьева) и его сыновьям.
Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 г. в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.
В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор Петрова). В июне 2008 г. был открыт музей-квартира композитора в Камергерском переулке Москвы.
В 1991 г. в ознаменование 100‑летнего юбилея со дня рождения композитора ЮНЕСКО объявил Годом Прокофьева.
Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Прокофьев Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.
Сергей Прокофьев. Детство
Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.
Из автобиографии С. С. Прокофьева:
Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.
В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.
Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.
Известность
Известность же Прокофьеву принесла опера «Любовь к трем апельсинам». Он также писал музыкальное сопровождение к фильмам, без его музыки невозможно представить картину «Александр Невский».
В 1918 году Сергей Прокофьев эмигрировал в США. Долгие годы он жил в Америке и Европе, гастролируя. Приезжал и на Родину. В 1936 году Прокофьев вернулся в СССР. К тому времени он был женат на испанке Лине (Кодина) Прокофьевой, в семье подрастали сыновья. В этот период Прокофьев написал сказку «Петя и волк» и оперу «Война и мир». Работа над этими произведениями заняла у Прокофьева 10 лет.
В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.
Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.
Произведения Сергея Прокофьева
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп.состав | Комментарий |
Соната № 1 | ор. 1 | 1907, 2-я редакция 1909 | Для фортепиано | ||
4 этюда | ор. 2 | 1909 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 3 | 1911 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 4 | 1910-1912 | Для фортепиано | ||
Симфониетта | A-dur | op. 5 | 1909 | Для симфонического оркестра | 2-я редакция 1914 |
Сны | ор. 6 | 1910 | Симфоническая картина. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения | ор. 7 | 1909-1910 | Для женского хора и оркестра | Слова К. Д. Бальмонта | |
Осеннее | ор. 8 | 1910 | Симфонический эскиз. Для симфонического оркестра | ||
Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта | ор. 9 | 1910-1911 | Для голоса и фортепиано | ||
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром | Des-dur | ор. 10 | 1911-1912 | ||
Токката | op. 11 | 1912 | Для фортепиано | ||
10 пьес | op. 12 | 1913 | Для фортепиано | ||
Юмористическое скерцо для 4 фаготов | ор. 12 bis | 1912 | |||
Маддалена | ор. 13 | 1911, 2-я редакция 1913 | Опера | Сюжет и либретто М. Ливен. 2-я редакция не исполнялась | |
Соната № 2 | ор. 14 | 1912 | Для фортепиано | ||
Баллада | ор. 15 | 1912 | Для виолончели и фортепиано | ||
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | g-moll | op. 16 | 1913, 2-я редакция — 1923 | ||
Сарказмы | op. 17 | 1912- 1914 | Для фортепиано | ||
Гадкий утёнок | ор. 18 | 1914 | Для голоса и фортепиано | Сказка X. К. Андерсена. 2-я редакция для голоса и оркестра, 1914 | |
Концерт № 1 для скрипки с оркестром | D-dur | op. 19 | 1916- 1917 | ||
Ала и Лоллий (Скифская сюита) | ор. 20 | 1914-1915 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Сказка про шута, семерых шутов перешутившего | ор. 21 | 1915, 2-я редакция 1920 | Балет | По русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева. Поставлен 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж | |
Шут | ор. 21 bis | 1922 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Мимолётности | op. 22 | 1915-1917 | Для фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 23 | 1915 | Для голоса и фортепиано | Слова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева | |
Игрок | ор. 24 | 1915-1916, 2-я редакция 1927 | Опера | По Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева. 2-я редакция поставлена 1929, Королевский театр, Брюссель | |
Симфония № 1, Классическая | D-dur | ор. 25 | 1916-1917 | Для симфонического оркестра | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | C-dur | op. 26 | 1917-1921 | ||
5 стихотворений | ор. 27 | 1918 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Ахматовой | |
Соната № 3 | ор. 28 | 1907, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Соната № 4 | op. 29 | 1908, 2-я редакция 1917 | Для фортепиано | ||
Andante | op. 29 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | Переложение для оркестра сонаты № 4 (op. 29) | |
Семеро их | ор. 30 | 1917-1918 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова К, Д. Бальмонта | |
Сказки старой бабушки | op. 31 | 1918 | Для фортепиано | ||
Пьесы | ор. 32 | 1918 | Для фортепиано | ||
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 | 1919 | Опера | По К. Гоцци, либретто Прокофьева. Поставлена 1921, Чикаго; 1926, Ленинградский театр оперы и балета | |
Любовь к трём апельсинам | ор. 33 bis | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
2 концертные транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам» | ор. 33 | 1918 | Для фортепиано | Два фрагмента из оперы | |
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 | 1919 | Для кларнета, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано | ||
Увертюра на еврейские темы | ор. 34 bis | 1934 | Для симфонического оркестра | ||
5 песен | ор. 35 | 1920 | Для голоса и фортепиано | Без слов | |
5 мелодий | oр. 35 bis | 1925 | Для скрипки и фортепиано | ||
5 стихотворений | ор. 36 | 1921 | Для голоса и фортепиано | Слова К. Д. Бальмонта | |
Огненный ангел | ор. 37 | 1919-1927 | Опера | По В. Брюсову, либретто Прокофьева. Концертное исполнение 1954, «Театр Елисейских полей», Париж; поставлена 1955, театр «Фениче», Венеция | |
Соната № 5 | ор. 38 | 1923 | Для фортепиано | ||
Квинтет | ор. 39 | 1924 | Для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса | ||
Симфония № 2 | d-moll | op. 40 | 1924 | Для симфонического оркестра | |
Стальной скок | ор. 41 | 1925 | Балет | Либретто Г. Б. Якулова и Прокофьева. Поставлен 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Стальной скок | ор. 41 bis | 1926 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Увертюра | ор. 42 | 1926 | Для 17 исполнителей и большого оркестра | 1 вариант | |
Увертюра | ор. 42 bis | 1928 | 2 вариант | ||
Дивертисмент | ор. 43 | 1925-1929 | Для симфонического оркестра | ||
Дивертисмент | ор. 43 bis | 1938 | Концертное переложение для фортепиано | ||
Симфония № 3 | c-moll | op. 44 | 1928 | Для симфонического оркестра | |
Вещи в себе | ор. 45 | 1928 | Для фортепиано | ||
Блудный сын | ор. 46 | 1928 | Балет | Либретто Б. Кохно. Поставлен 1929, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж | |
Блудный сын | ор. 46 bis | 1929 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Симфония № 4 | C-dur | op. 47 | 1930 | Для симфонического оркестра | |
Симфониетта, 3-я редакция | A-dur | ор. 48 | 1929 | Для симфонического оркестра | |
Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» | ор. 49 | 1931 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Струнный квартет № 1 | ор. 50 | 1930 | На кабардинские темы | ||
На Днепре | ор. 51 | 1930 | Балет | Либретто С. Лифаря и Прокофьева. Поставлен 1932, театр «Гранд-Опера», Париж | |
На Днепре | ор. 51 bis | 1933 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из балета) | |
Пьесы | op. 52 | 1930-1931 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | B-dur | op. 53 | 1931 | Для левой руки | |
Сонатина № 1, 2 | op. 54 | 1932 | Для фортепиано | ||
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром | G-dur | op. 55 | 1932 | ||
Соната для 2-х скрипок | ор. 56 | 1932 | |||
Симфоническая песнь | ор. 57 | 1933 | Для симфонического оркестра | ||
Концерт для виолончели с оркестром | e-moll | op. 58 | 1933-1938 | ||
Сонатина № 3, Пасторальная | op. 59 | 1934 | Для фортепиано | ||
Поручик Киже | ор. 60 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к фильму) | |
Египетские ночи | ор. 61 | 1934 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из музыки к спектаклю) | |
Мысли | ор. 62 | 1933-1934 | Для фортепиано | ||
Концерт № 2 для скрипки с оркестром | g-moll | op. 63 | 1935 | ||
Ромео и Джульетта | ор. 64 | 1935-1936 | Балет | По У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и Прокофьева. Поставлен 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленинградский театр оперы и балета | |
Ромео и Джульетта | ор. 64 bis | 1936 | Сюита. Для симфонического оркестра | (1-я и 2-я сюита из балета) | |
Детская музыка | ор. 65 | 1935 | Для фортепиано | 12 лёгких пьес | |
Летний день | ор. 65 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | Детская сюита | |
6 песен | ор. 66 | 1935 | Для голоса и фортепиано | Слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные | |
Петя и волк | ор. 67 | 1936 | Симфоническая сказка. Для симфонического оркестра | Слова Прокофьева. | |
3 детские песни | ор. 68 | 1936-1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова | |
4 марша | ор. 69 | 1935-1937 | Для духового оркестра | ||
Музыка к фильму «Пиковая дама» | op. 70 | 1938 | |||
Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкина | ор. 70 bis | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | Постановка 1957, Центральный детский театр, Москва | |
Музыка к спектаклю «Евгений Онегин» | ор. 71 | 1936 | Музыка к драматическому спектаклю | По роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва | |
Русская увертюра | ор. 72 | 1936 | 2 варианта — для четверного и тройного состава оркестра | ||
3 романса | ор. 73 | 1936 | Для голоса и фортепиано | Слова А. С. Пушкина | |
К 20-летию Октября | ор. 74 | 1936-1937 | Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина | ||
Ромео и Джульетта | ор. 75 | 1937 | Для фортепиано | 10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету | |
Песни наших дней | ор. 76 | 1937 | Вокально-симфоническая сюита | Слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные | |
Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспира | ор. 77 | 1937-1938 | Музыка к драматическому спектаклю | Ленинградский драматический театр | |
Гавот | ор. 77 | 1938 | Для фортепиано | Концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет» | |
Александр Невский | ор. 78 | 1938-1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Прокофьева и В. А. Луговского | |
7 песен | ор. 79 | 1939 | Для голоса и фортепиано | Слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные | |
Соната № 1 для скрипки и фортепиано | ор. 80 | 1938-1946 | Государственная премия СССР, 1947 | ||
Семен Котко | ор. 81 | 1939 | Опера | Либретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва | |
Семен Котко | ор. 81 bis | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | (из оперы) | |
Соната № 6 | op. 82 | 1939-1940 | Для фортепиано | ||
Соната № 7 | ор. 83 | 1939-1942 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1943 | |
Соната № 8 | op. 84 | 1939- 1944 | Для фортепиано | Государственная премия СССР, 1946 | |
Здравица | ор. 85 | 1939 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора | |
Обручение в монастыре (Дуэнья) | ор. 86 | 1940 | Опера | По Р. Шеридану, либретто Прокофьева. Поставлена 1946, Ленинградский театр оперы и балета | |
Золушка | ор. 87 | 1940-1944 | Балет | Либретто Н. Д. Волкова. Поставлен 1945, Большой театр; Государственная премия СССР, 1946 | |
Симфонический марш | B-dur | ор. 88 | 1941 | Для симфонического оркестра | |
7 массовых песен | ор. 89 | 1941-1942 | Для голоса и фортепиано | Слова В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон | |
1941 год | op. 90 | 1941 | Сюита. Для симфонического оркестра | ||
Война и мир | ор. 91 | 1941-1943, 2-я редакция 1946-1952 | Опера | По Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1946, Ленинградский Малый оперный театр | |
Струнный квартет № 2 | ор. 92 | 1941 | |||
Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным | ор. 93 | 1942-1943 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова П. Г. Антокольского | |
Cоната для флейты и фортепиано | ор. 94 | 1943 | |||
Соната № 2 для скрипки и фортепиано | ор. 94 bis | 1943-1944 | Транскрипция сонаты для флейты и фортепиано | ||
3 пьесы из балета «Золушка» | ор. 95 | 1942 | Для фортепиано | ||
Пьесы | op. 96 | 1941-1942 | Для фортепиано | ||
10 пьес из балета «Золушка» | ор. 97 | 1943 | Для фортепиано | ||
Эскизы к гимну Советского Союза и к гимну РСФСР | ор. 98 | На слова С. Михалкова и Эль-Регистана; на слова С. П. Щипачева | |||
Марш | ор. 99 | 1943-1944 | Для духового оркестра | ||
Симфония № 5 | B-dur | op. 100 | 1944 | Для симфонического оркестра | Государственная премия СССР, 1946 |
Ромео и Джульетта | ор. 101 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | (3-я сюита из балета) | |
6 пьес из балета «Золушка» | ор. 102 | 1944 | Для фортепиано | ||
Соната № 9 | op. 103 | 1947 | Для фортепиано | ||
2 тетради русских народных песен | ор. 104 | 1944 | Обработки русских народных песен | ||
Ода на окончание войны | ор. 105 | 1945 | Для симфонического оркестра | ||
2 дуэта | ор. 106 | 1945 | Для голоса и фортепиано | Обработка русских народных песен | |
Золушка | ор. 107 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 1-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 108 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 2-я сюита из балета | |
Золушка | ор. 109 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | 3-я сюита из балета | |
Вальсы | ор. 110 | 1946 | Сюита. Для симфонического оркестра | Симфоническая сюита в 6 частях | |
Симфония № 6 | es-moll | op. 111 | 1945-1947 | Для симфонического оркестра | |
Симфония № 4, 2-я редакция | C-dur | op. 112 | 1947 | Для симфонического оркестра | |
Тридцать лет | ор. 113 | 1947 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Расцветай, могучий край | ор. 114 | 1947 | Кантата. Для солистов, хора и оркестра | Слова Е. А. Долматовского | |
Соната для скрипки соло | op. 115 | 1947 | |||
Музыка к фильму «Иван Грозный» | op. 116 | 1942 | За 1-ю серию Государственная премия СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, музыкальная композиция А. Л. Стасевича, слова В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр | ||
Повесть о настоящем человеке | ор. 117 | 1947-1948 | Опера | По Б. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой. Поставлена 1948, Ленинградский театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр | |
Сказ о каменном цветке | ор. 118 | 1948-1950 | Балет | По П. П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского. Поставлен 1954, Большой театр | |
Cоната для виолончели и фортепиано | ор. 119 | 1949 | |||
Два пушкинских вальса | ор. 120 | 1949 | Для симфонического оркестра | ||
Солдатская походная | ор. 121 | 1950 | Для голоса и фортепиано | Слова В. А. Луговского | |
Зимний костёр | ор. 122 | 1949 | Вокально-симфоническая сюита | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Летняя ночь | ор. 123 | 1950 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из оперы «Обручение в монастыре» | |
На страже мира | ор. 124 | 1950 | Оратория. Для солистов, хора и оркестра | Слова С.Я.Маршака. Государственная премия СССР, 1951 | |
Симфония-концерт для виолончели | e-moll | op. 125 | 1950-1952 | ||
Свадебная сюита | ор. 126 | 1951 | Сюита. Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Цыганская фантазия | ор. 127 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Уральская рапсодия | ор. 128 | 1951 | Для симфонического оркестра | Из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Встреча Волги с Доном | ор. 130 | 1951 | Поэма. Для симфонического оркестра | ||
Симфония № 7 | cis-moll | op. 131 | 1951-1952 | Для симфонического оркестра | Ленинская премия, 1957 |
Концертино для виолончели | g-moll | op. 132 | 1952 | Завершено другим автором | |
Концерт для 2-х фортепиано и струнного оркестра | ор. 133 | 1952 | Не закончено | ||
Соната для виолончели соло | cis-moll | ор. 134 | 1952 | Не закончено | |
Соната № 5, 2-я редакция | op. 135 | 1952-1953 | Для фортепиано | ||
Соната № 10 | oр. 137 | 1953 | Для фортепиано | Не закончено | |
Музыка к спектаклю «Египетские ночи» | без op. | 1934 | Музыка к драматическому спектаклю | По У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину. Камерный театр, Москва | |
5 казахских народных напевов | 1927 | ||||
Музыка к фильму «Поручик Киже» | 1933 | ||||
Музыка к фильму «Александр Невский» | 1938 | ||||
Музыка к фильму «Лермонтов» | 1941 | ||||
Музыка к фильму «Тоня» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Котовский» | 1942 | ||||
Музыка к фильму «Партизаны в степях Украины» | 1942 | ||||
Сюита из вальсов Ф.Шуберта | 1920 | Обработка для фортепиано | |||
Сюита из вальсов Ф. Шуберта в 4 руки | 1923 | Обработка для фортепиано | |||
Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде | 1920 | Обработка для фортепиано |
Читайте также: