Акустическая система что это и для чего
Все особенности и виды акустических систем
Согласно Википедии, акустическая система – это «устройство для воспроизведения звука, оконечное звено усилительного тракта». Более подробно, что это такое, можно описать следующим образом – это комплект специального оборудования, которое воспроизводит музыку или иные звуки, преобразуя электрические сигналы от усилителя в механические колебания динамиков. Более подробно обо всех особенностях и видах данных аудиосистем – далее в нашем материале.
Предназначение АС
Под акустическими системами (АС) иногда подразумевают динамики, громкоговорители, колонки. Однако на самом деле это разные понятия, обладающие определенными отличиями и особенностями. Громкоговорители – это один или несколько динамиков, которые преобразуют поступающие электрические сигналы в акустические посредством колебания воздуха. АС объединяет несколько громкоговорителей класса Hi-Fi и Hi-End с другим оборудованием для получения более качественного звука.
Область применения АС довольна обширна. Во-первых, они входят в комплекты большинства электрофонов, магнитофонов и музыкальных центров. Во-вторых, аудиосистемы широко применяются в сочетании с электрическими музыкальными инструментами. В-третьих, данные устройства являются неотъемлемым инвентарем звуковоспроизводящей аппаратуры в кинотеатрах и концертных залах. Даже просто для усиления звука микрофона на больших площадях применяется АС.
Устройство и принцип действия АС
Акустические колебательные системы в зависимости от цели использования, типа подключения и других параметров имеют конструктивные различия. Однако все они состоят из следующих элементов:
Корпус и электроника
Корпус не только служит эстетической составляющей основного устройства, но и значительно влияет на качество и интенсивность звука. Например, при низкочастотных излучениях он устраняет процесс подавления басов. Конструкция короба также позволяет уменьшить резонансы и снизить неравномерность амплитудных характеристик в диапазоне даже средних и высоких частот.
Головки громкоговорителя являются большей частью электродинамическими. Они преобразуют полученные сигналы в механические колебания благодаря движению проводника (или катушки) с переменным током, который находится в постоянном магнитном поле. В результате этого происходят синхронные колебания катушки и скрепленной с ней диафрагмы, что приводит к возникновению звукового давления, воспринимаемому человеческими органами слуха как звучание в определенном диапазоне.
Фильтрующие и корректирующие цепи позволяют сделать систему более стабильной и эффективной. Чтобы обеспечить качественный звук, используется несколько громкоговорителей, работающих на разных частотах. Благодаря электрическим разделительным фильтрам (кроссоверам) на каждую головку отдельно поддаются сигналы необходимого поддиапазона. Еще используются пассивные фильтры, которые контролируют полосы пропускания сигнала, а также цифровые фильтры, пороговые схемы и другое оборудование.
Усилитель
Это дополнительный элемент АС, назначение которого — усиливать мощность поступающего сигнала. Усилитель может быть встроен в корпус акустической системы, а может быть приобретен отдельно. В первом случае это позволяет:
Для второго варианта характерны следующие особенности:
Принципиальная схема работы
Разобравшись, из чего состоит АС, можно легко понять и ее принцип работы. Электрический сигнал от звуковоспроизводящего устройства проходит через специальное оборудование, если нужно — усиливается и фильтруется, а затем подается на громкоговоритель. Там электроимпульс преобразуется в механические колебания диффузора, которые вызывают соответствующие движения воздуха, воспринимаемые нами как звуковой сигнал определенной частоты. При этом воспроизводимый звук получается качественным, чистым, мощным, интенсивным, точным и глубоким.
Преимущества и недостатки
Акустические системы широко используются не только для проведения различных мероприятий, но и для домашних прослушиваний аудио-треков. Это основное средство, с помощью которого можно усилить и улучшить звук. Несмотря на большое многообразие акустических систем, все они объединены основными особенностями, которые выражаются в преимуществах и недостатках.
Среди достоинств можно выделить:
Недостатки аудиосистем в большинстве случаев сводятся к их дороговизне, габаритности (в некоторых моделях колонки имеют весьма значительные размеры) и большому количеству кабелей. Однако в домашних условиях проблему дефицита свободного места можно решить посредством покупки портативной акустики, например, в виде звуковой панели. Такую аппаратуру можно приобрести, в том числе в магазинах с оргтехникой и другой электроникой.
Тогда как профессиональные АС большой мощности RMS, DIN, PMPO стандартов, будут состоять из весьма солидных акустических колонок и отдельно подключаемого усилителя. Но для больших сцен и площадей эти размеры не играют сколь-нибудь существенной роли. Такая акустика называется компонентной, так как состоит из нескольких элементов.
Совет! Для дома и автомобиля имеет смысл приобрести коаксиальную АС, все составляющие которой вмонтированы в один корпус.
Классификация и особенности разных видов
Сегодня на рынке акустических систем представлено большое множество разных моделей. Условно АС можно делить на разные группы, классифицируя по типам акустики и способам установки, количеству и виду компонентов, назначению, полосности, мощности, чувствительности, частоте, материалу корпуса, интерфейсам и массе других характеристик. Далее — более подробно об основных классификационных критериях.
Пассивные и активные
Как указывалось выше, вся акустика подразделяется на пассивную и активную. В активном варианте усилитель вмонтирован в корпус. Такие модели обладают мобильностью, компактностью, простотой в регулировании настроек. А за счет подключения динамиков непосредственно к усилителям происходит улучшение качества звучания и расширение диапазона воспроизводимых частот. Тогда как для пассивных систем нужен отдельный внешний усилитель.
Широкополосные и многополосные
От количества полос зависит качество и богатство звука. Может быть использовано от одной до семи полос. В первом случае применяется широкополосная система, где один динамик производит весь спектр слышимых частот (высокие, средние и низкие) – тип 1. Сюда относятся мониторные и фронтальные громкоговорители.
Вообще для отдельных частот лучше применять динамики разной конструкции, чтобы не было наложения или искажения звука. Поэтому более востребованы двухполосные и трехполосные системы. В первом случае один излучатель воспроизводит низкие и средние, а другой высокие частоты. Во втором случае — каждый из 3 громкоговорителей производит один из трех поддиапазонов. В этом варианте качество звучания будет значительно лучше широкополосного.
Центральные, тыловые и фронтальные
Каждый компонент акустической системы имеет свое название и назначение. Элементы можно приобрести отдельно или вместе, что позволит создать эффект полного присутствия. Из всех составляющих АС наиболее востребованы следующие компоненты.
Напольные и полочные
Сабвуфер и твитеры
Сабвуфер – однополосная мощная установка, которая передает звуки низких частот. Если в наличии уже есть фронтальные колонки или твитеры, то сабвуфер может реально улучшить звук. Причем при указании вида АС сабвуфер идет отдельно. Например, если заявлено, что система 5.1, то это значит, что к ней относится 5 колонок разных частот и сабвуфер.
Высокие частоты также могут отдельно проигрываться — на твитерах. Такие динамики устанавливаются сверху над фронтальными.
Саундбары
В условиях экономии места и пространства особую популярность приобрели так называемые саундбары. Это своего рода звуковая панель, в горизонтальном корпусе которой находятся динамики разных диапазонов звучания. Многие задаются вопросом, для чего они нужны. Такая полочная система не занимает много места, не загромождает помещение большим количеством колонок и очень стильно смотрится на полочке под или над телевизором, обеспечивая при этом достойное качество.
Закрытые и открытые
АС имеют отличия также в конструкции корпуса.
Электростатические
В электростатических АС используют натянутую по периметру тонкую плёнку из токопроводящего материала, на которую поступает электрический сигнал с частотой звука. Под действием постоянного магнитного поля плёнка приходит в движение и начинает колебаться, производя слышимый звук.
Другие разновидности
Также довольно часто встречаются и другие разновидности закрытых акустических систем. В них применяются дополнительные элементы, позволяющие улучшить мощность и звучание басов.
Как следует из вышеописанного, акустическая система – это очень обширный вид аудиотехники, из множества моделей и вариантов которой каждый пользователь сможет подобрать колонки, соответствующие индивидуальным запросам и потребностям.
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
В данной статье мы расскажем о различиях в конструкции активных и пассивных акустических систем, разберем распространенные в отношении них заблуждения и дадим рекомендации по выбору того или иного варианта для домашней стереосистемы.
Пассивная акустика
Это привычный всем любителям Hi-Fi тип акустических систем, где для разделения аудиосигнала на отдельные частотные полосы используются фильтры, состоящие из пассивных элементов – конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности. Их задача заключается в выделении из широкополосного сигнала отдельных частотных участков, каждый из которых будет воспроизводиться специальным излучателем – высокочастотным, среднечастотным или низкочастотным.
Главная особенность пассивных акустических систем заключается в том, что установленные в них фильтры работают с высокоамплитудным сигналом, получаемым с выходного каскада усилителя мощности. А это означает, что точность работы таких фильтров критически зависит как от правильности расчетов, так и от качества пассивных элементов в схеме кроссовера. На качество звука влияют такие факторы, как дополнительные сопротивления, емкость конденсаторов, потенциальные фазовые искажения, надежность контактов и многое другое. Да и сам усилитель получает не только реактивную нагрузку в виде динамических головок АС, но и должен дополнительно «пробивать» компоненты фильтра, особенно если речь идет о сложных кроссоверах с компенсирующими цепочками или дополнительными контурами плавной подстройки в виде аттенюаторов.
Все это вкупе снижает эффективность работы как динамических головок, так и выходных каскадов усилителя, в результате максимально достижимый уровень звукового давления также снижается. Тем не менее, у пассивных акустических систем есть существенные преимущества, прежде всего, с практической точки зрения.
Во-первых, покупатель получает возможность дальнейшего беспроблемного апгрейда как усилительной части своей системы, так и кабельной.
Во-вторых, при условии использования равных по уровню качества компонентов пассивная схема обычно обходится дешевле активной.
В-третьих, любители самостоятельной сборки и настройки имеют гораздо больше шансов сделать в домашних условиях хорошо звучащие пассивные АС, чем активные.
Активная акустика
Прежде всего, давайте разберемся с определениями. Очень часто под словами «активная акустика» пользователи понимают любые колонки, внутрь которых встроены усилители. Это не совсем правильно, поскольку в таких АС усилители могут быть подключены к динамическим головкам через пассивные фильтры, то есть, по сути, такие модели конструктивно ничем не отличаются от пассивных. Основным условием для отнесения акустических систем к разряду «активных» является не факт встраивания усилителей внутрь корпуса АС, а использование низкоуровневых разделительных фильтров, разделяющих аудиосигнал на отдельные частотные полосы до его поступления на выходные каскады усилителей мощности, отдельных для каждой полосы. При этом усилители могут зачастую располагаться в своих собственных отдельных корпусах. Поэтому в данном материале активной будет именоваться только та акустика, которая отвечает перечисленным критериям.
Принцип работы активной акустической системы
От источника цифровой или аналоговый сигнал поступает на процессор/активный фильтр, где он разделяется на нужное число полос. Это могут быть два, три или более частотных участка, предназначенных для воспроизведения отведенными для этого излучателями. Далее в дело вступают отдельные усилители, подключенные напрямую к динамикам, каждый из которых работает в своей полосе частот.
Такое решение позволяет не только максимально эффективно использовать возможности усилителя, но и гибко настраивать всю систему. Так, например, для получения чистого и глубокого баса для НЧ полосы логично применять мощный усилитель, например, работающий в классе D, в то время как середину и ВЧ лучше поручить менее мощному, но более «певучему» транзисторному аппарату в классе А или даже ламповому усилителю. Многие производители профессиональных активных мониторов вообще разрабатывают специальные версии усилителей, работающие в узкой полосе частот. Кроме того, цифровые или аналоговые процессоры по точности настройки существенно превосходят пассивные решения. Так, современные профессиональные активные кроссоверы высокого класса дают возможность «сшить» практически любые виды излучателей путем введения временных задержек сигнала, плавной регулировки уровня, фазы, частоты среза и крутизны спада для каждого излучателя, а также добавления кривых эквализации. В результате каждый из усилителей получает заранее «приготовленный» сигнал, который дальше усиливается и напрямую отправляется на свою динамическую головку или другой излучатель.
Какие преимущества имеют активные акустические системы по сравнению с пассивными?
Во-первых, существенно более высокий уровень звукового давления с минимальными нелинейными, фазовыми и интермодуляционными искажениями.
Во-вторых, в такой схеме обеспечивается максимально эффективная работа усилителей и излучателей в отведенной им полосе частот.
В-третьих, возможность на уровне разделительного фильтра (при наличии такого функционала) настраивать звучание в конкретном помещении с учетом его особенностей.
Какие активные АС сегодня есть на рынке
Больше всего готовых акустических систем с полосным усилением встречается на профессиональном рынке в виде активных мониторов ближнего, среднего и дальнего поля. Несмотря на существующие мифы и легенды, никаких препятствий к их успешному использованию в домашних системах высокого класса не существует. Более того, по соотношению цены и качества такие АС оказываются зачастую весьма выгодными за счет того, что отделка корпусов у них достаточно утилитарна – среди студийных мониторов не встретишь моделей, покрытых шпоном ценных пород дерева или тройным лаком от Ferrari. Кроме того, в их цену не закладывается серьезная маржа дистрибьюторов и дилеров High End техники, давно работающих с акустикой по тем же принципам, что и продавцы любых товаров класса Luxury.
Существует предложение активных акустических систем и на рынке бытовой акустики, подобные решения предлагают многие компании, производящие акустические системы класса Hi-Fi и High End. Особенно популярны в последние годы стали цифровые активные беспроводные АС, предназначенные для работы как в обычной стереосистеме, так и в составе многокомнатных инсталляций. Более того, многие компании одновременно производят и профессиональные, и бытовые акустические системы высокого класса – JBL, Dynaudio, Tannoy, Focal, а производители студийной акустики высочайшего класса активно продвигают свои решения на бытовом рынке – Genelec, Westlake Audio, Backes&Muller, Ocean Way.
Основные типы активных АС
Мониторы ближнего и среднего поля
Как правило, они представляют собой двухполосные активные мониторы компактного формата с основным динамиком диаметром от 5 до 8 дюймов, в которых вся электронная начинка находится внутри корпуса. Они предназначены для прослушивания фонограмм на расстоянии от 1 до 3 метров, то есть там, где уровень прямого сигнала больше или равен отраженному. Как правило, эксплуатация таких мониторов подразумевает схему 2.1, в которой используются активные сабвуферы в отдельных корпусах, однако это справедливо не для всех ситуаций.
Мониторы дальнего поля
Обычно в их роли выступают трех- или четырехполосные системы, которые могут как иметь собственные корпуса, так и быть встроенными в специальные ниши. Вся электроника зачастую вынесена в отдельную стойку. Под дальним полем – обычно более 3-х метров – понимается такое положение слушателя, при котором в воспринимаемом им сигнале соотношение между прямым и отраженным звуком составляет либо 1 к 1, либо отраженный звук начинает превалировать.
Бытовые активные АС
По своей классификации и предназначению они в целом соответствуют студийным, за тем исключением, что все большие АС дальнего поля имеют свои собственные корпуса.
Кому нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если вы занимаетесь звукозаписью в домашних условиях, то естественным выбором будут именно профессиональные активные АС, это вполне очевидно.
Любителям тяжелой и электронной музыки
Музыкальные жанры, при воспроизведении которых требуется создание высокого уровня звукового давления с минимальными нелинейными и интермодуляционными искажениями, лучше всего воспроизведут именно активные АС. Чтобы получить тот же уровень звука от пассивной бытовой системы, придется заплатить существенно больше.
Поклонникам ровного и нейтрального звука
Несмотря на то, что студийные мониторы, как Hi-Fi акустика, также звучат по-разному, их объединяет общее требование к получению максимально ровной АЧХ в точке прослушивания и минимальной окраске звука. А это означает, что на любых фонограммах результат будет более предсказуемым.
Кому не нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если неотъемлемым элементом вашего увлечения звуком является регулярная замена компонентов, проводов и аксессуаров, то активная система, особенно студийная – не ваш выбор. Она дает меньше простора для экспериментов, кроме того, не столь живо реагирует на замену кабелей.
Поклонникам «живого» звука
Тем, кто ищет максимально подвижного и пластичного звука с богатыми тембрами и нежным отношением к предполагаемому замыслу композитора, рабочие лошадки в виде современных активных мониторов вряд ли понравятся. При их проектировании гораздо больше внимания уделяется перегрузочной способности и надежности, чем возвышенным материям.
Активные студийные мониторы чаще всего имеют достаточно утилитарный внешний вид, поэтому если вы печетесь о соблюдении утонченного дизайна вашего интерьера, то навряд ли они вам подойдут. Если вам все же нужна активная акустика, то ваш выбор – продукция, предназначенная для бытового рынка, благо сегодня на рынке уже есть неплохой выбор подобных АС.
Как выбрать колонки
Что такое акустические системы?
Как выбрать колонки
Что такое акустические системы?
Колонки без преувеличения можно назвать основным элементом любой системы для воспроизведения звука, будь то классическое стерео или многоканальный домашний кинотеатр, поскольку именно они в большей степени определяют звуковой почерк. На особенностях акустических систем, их классификации и устройстве мы заострим внимание в этой статье.
– Напольные или полочные?
Одно из самых распространенных заблуждений – колонки должны быть напольными, а полочные модели можно выбирать лишь с целью экономии бюджета. Конечно, объем корпуса акустической системы во многом определяет особенности их звучания, прежде всего в басовой области, однако, и у сравнительно компактных АС есть свои плюсы. К примеру, они гораздо ближе к идеальному точечному источнику звука, а значит при их разработке гораздо проще решать проблемы фазового согласования звучания динамических головок. Кроме того, крупные напольные модели акустики часто испытывают проблемы при работе в небольших помещениях – прежде всего, в низкочастотном спектре. Общее правило – для таких помещений (кабинет, спальня, детская – комнаты площадью до 20 квадратных метров) АС лучше выбирать среди полочных моделей. При этом, не нужно забывать о том, что несмотря на название «полочная» устанавливать такие колонки на мебель не лучший вариант. В бюджет сразу нужно заложить средства на приличные специальные стойки.
TAD Compact Reference One Mk2
Тип – полочные акустические системы | Название – TAD Compact Reference One Mk2 | Частотная характеристика, Гц – 32 – 100 000 | Число полос – 3 (ВЧ/СЧ – коаксиальный драйвер, 16 см конус / 3,5 см купол, бериллий, НЧ – 20 cм, частоты раздела кроссовера – 250 Гц, 2,0 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 86 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – 50 – 200 | Габариты одной колонки, см – 62,8 x 34,1 x 44,4 | Масса одной колонки, кг – 46
– Две или три полосы? Быть может, одна?
Желание разделить звуковой частотный диапазон на части вполне логично – звуки разной частоты лучше воспроизводятся различными по конструкции излучателями. Так, к примеру, для воспроизведения высокочастотного тона лучше использовать очень легкую мембрану, обладающую минимальной инерцией, а для низкочастотного излучателя этот параметр не столь важен. В свою очередь, c генерацией низкочастотных колебаний лучше справляется диффузор большой площади, в то время как для ВЧ это вовсе не нужно. Но такое разделение зон ответственности таит в себе одну серьезную проблему – очень сложно обеспечить равномерность АЧХ в районе раздела полос. Именно по этой причине предпочтительнее выбирать трехполосные колонки, в которых частотный участок, в котором наше ухо наиболее чувствительно, обслуживается среднечастотным излучателем, а точки сшивки полос выведены в менее критичные зоны. В двухполосной системе, к сожалению, эта граница как правило проходит в чувствительной зоне, потому проблему приходится решать инженерными методами, совершенствуя кроссовер АС. Интересным опытом здесь будет знакомство с колонками на базе широкополосных излучателей, в которых эта проблема отсутствует в принципе. К тому же, отсутствие в конструкции АС кроссовера как такового тоже зачастую самым положительным образом влияет на качество звучания. Но в таких системах все определяется совершенством излучателя, которое диктует и его немалую стоимость.
JBL K2 S9900SE
Цена – 3 800 000 руб.
Тип – напольные акустические системы | Название – JBL K2 S9900SE | Частотная характеристика, Гц – 48 – 50 000 | Число полос – 3 (ВЧ – 25 мм бериллиевый купол, СЧ – 100 мм, НЧ – 380 мм бумага, частоты раздела кроссовера – 900 Гц, 15 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – 500 | Габариты одной колонки, см – 120 x 56 x 35 | Масса одной колонки, кг – 82,7
– Фазоинвертор или закрытый ящик? Быть может, открытый корпус или трансмиссионная линия?
Динамическая головка в колонке работает в определенном акустическом оформлении, во многом определяющим итоговый звуковой почерк системы. Акустическое оформление определяет как поступить со звуковыми колебаниями, излучаемыми тыльной стороной диффузора, которые находятся в противофазе с излучаемыми рабочей поверхностью. Наиболее распространенным является фазоинверторное акустическое оформление, когда внутренняя полость корпуса, в котором смонтирован динамик, сообщается с внешней средой через специально рассчитанную трубу фазоинвертора (порт фазоинвертора). Воздух внутри корпуса колонки и такой трубы создает вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе с излучением диффузора. Такой эффект достигается в довольно узком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в пределах этого диапазона коэффициент полезного действия системы существенно возрастает, заметно увеличивая отдачу в низкочастотной области. Вторым по популярности стало акустическое оформление типа «закрытый ящик». Как следует из названия, в этом случае внутренний объем корпуса никак не сообщается с внешней средой, а колебания внутренней стороны диффузора просто рассеиваются внутри корпуса, в итоге превращаясь в тепло. К преимуществам такого решения отнесем простоту его реализации (значимым здесь является единственный параметр – внутренний объем) и отличные импульсные характеристики, в значительной мере определяющие субъективное восприятие басовых нот. Обратной стороной медали является очень низкий КПД системы. Этот параметр у закрытого ящика ниже, чем у любого другого типа акустического оформления. Причем, чем меньше объем корпуса колонки, тем ниже коэффициент полезного действия (чувствительность АС). Остальные типы акустического оформления (открытое, трансмиссионная линия, пассивный излучатель и другие) довольно специфичны и встречаются намного реже.
Немного в стороне стоит рупорное акустическое оформление. В стороне – поскольку применяется чаще всего при оформлении не низкочастотных, а высокочастотных секций АС, что объясняется конструктивными особенностями — сечение рупора увеличивается по экспоненте, и чем ниже частота воспроизводимого сигнала, тем крупнее должно быть выходное отверстие рупора. Так для воспроизведения сигнала частотой 50 Гц потребуется раструб диаметром около двух метров. Рупор увеличивает сопротивление воздуха для лучшего согласования с довольно высоким сопротивлением подвижной системы динамической головки, повышая ее коэффициент полезного действия и способствуя лучшей направленности излучения. Фактически рупор выполняет роль усилителя, но не электрического, а акустического, увеличивая чувствительность системы и музыкальное разрешение. К недостаткам рупоров отнесем характерную окраску, особенно заметную при воспроизведении вокала, и требования к габаритам для рупорных средне- и низкочастотных секций АС.
Jamo R909
Цена – 10 000 евро (на момент выпуска)
Тип – напольные акустические системы | Название – Jamo R909 | Частотная характеристика, Гц – 35 – 30 000 | Число полос – 3 (ВЧ – 25 мм ScanSpeak Revelator тканевый купол, СЧ – 150 мм, магниевый сплав, НЧ – 2 x 380 мм бумага | Акустическое оформление – открытый экран | Номинальное сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – 550 | Габариты одной колонки, см – 127,6 x 48,8 x 54,1 | Масса одной колонки, кг – 63,1
– Один динамик диаметром 15 дюймов или четыре по 8?
Казалось бы, известно, что для достижения тектонических басовых глубин нужно выбирать колонки с НЧ-динамиками как можно большего диаметра. Однако, использование вуферов с диффузорами более 10 дюймов накладывают определенные требования прежде всего к размерам корпусов АС – вряд ли здесь можно мечтать о каком-то изяществе или дизайнерских изысках. Подобные колонки скорее вызовут ассоциацию с бабушкиным буфетом или винтажным книжным шкафом, что устроит далеко не всех. Ситуация усугубляется так называемым «wife-фактором» – необходимостью при выборе той или иной вещи, оказывающей влияние на дизайн жилого интерьера, учитывать мнение близких, которые зачастую весьма далеки от аудиофильских тонкостей. Для достижения сравнимого звукового давления в низкочастотном спектре можно использовать вместо одного большого динамика несколько излучателей поменьше, но с более длинным ходом диффузора. Но, если вы любите правильный, быстрый и упругий, но в то же время глубокий бас, в особенности при воспроизведении музыки, постарайтесь найти способ поселить дома акустику с крупными низкочастотными драйверами – она с этой задачей справится лучше.
SA legend 60
Цена – 5 999 евро (в Европе)
Тип – напольные акустические системы | Название – SA legend 60 | Частотная характеристика, Гц – 30 – 25 000 | Число полос – 3 (ВЧ – 25 мм Legend DXT, СЧ – 100 мм Legend 15/4, НЧ – 4 x 200 мм Legend 15/8, частоты раздела кроссовера – 400 Гц, 2 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 90 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – 560 | Габариты одной колонки, см – 118 x 20 x 33,5 | Масса одной колонки, кг – 31,6
– Купол, лента, электростатика?
Здесь речь идет прежде всего о твитере. Для басового драйвера конический диффузор практически безальтернативен (монструозные чисто рупорные конструкции есть, но массовыми их не назовешь), а для воспроизведения среднечастотного спектра альтернативой конусу могут рассматриваться лишь электростатические излучатели. Другое дело высокие частоты – здесь поле выбора значительно шире. Кроме традиционных динамических головок с купольными диффузорами, которые выполняют из разных материалов – ткани со специальной пропиткой, различных металлов, включая редкоземельные, и даже алмазов, часто используются ленточные излучатели. В качестве излучающего элемента в таком твитере работает изготовленная из тончайшей тефлоновой или майларовой пленки мембрана с нанесенными на нее методом напыления токопроводящими дорожками. Такая мембрана помещается в постоянное магнитное поле, а к дорожкам подводится полезный сигнал. Возникающая переменная сила заставляет такую мембрану колебаться, возбуждая колебания воздуха. Вес тончайшей пленочной мембраны существенно меньше, чем вес подвижной системы динамика с коническим или купольным диффузором, потому за счет меньшей инерции уровень искажений при работе ленточного твитера значительно ниже. К недостаткам ленточных излучателей относят сложность их изготовления и, как следствие, высокую стоимость.
Немного особняком стоят электростатические излучатели. Прежде всего, из за своей высокой цены. Принцип работы АС электростатического типа заключается в излучении звуковых колебаний тончайшей мембраной, помещенной в электростатическое поле. Решающее преимущество таких колонок перед традиционными с динамическими головками – крайне низкий коэффициент нелинейных искажений, высочайшая детальность и воздушность звучания. К недостаткам отнесем высокую цену и проблемы с воспроизведением низкочастотного спектра, которые решаются либо использованием электростатических панелей вместе с сабвуферами классической конструкции, либо доведением электростатов до необходимого для уверенного воспроизведения НЧ технического уровня, что серьезно отражается на цене.
MartinLogan CLX Art
Цена – 2 500 000 руб.
– Бивайеринг, биампинг и прочие хитрости
Речь идет о возможности раздельного «доступа» к разным полосам (фактически – динамическим головкам, отвечающим за разные полосы частотного спектра) извне. Акустическая система в этом случае оснащается двумя, тремя или большим числом (по количеству полос) парами акустических терминалов, которые изначально (при однокабельном подключении) соединены перемычками. При желании эти перемычки снимаются, и для каждой полосы АС используется отдельный акустический кабель. Эти акустические кабели могут приходить на общие выходные терминалы одного усилителя (бивайеринг, тривайеринг и так далее), либо к отдельным усилителям для каждой полосы (биампинг, триампинг и так далее). При этом, каждый усилитель работает в полной полосе частот, а выделение нужного участка выполняет кроссовер АС. Отношение к таким решениям очень разное даже у самих производителей АС. К примеру, датчане из Dynaudio используют лишь одну пару акустических клемм даже в старших моделях своей акустики. Впрочем, при прочих равных, наличие такой возможности позволит оценить вклад подобных вариантов в звучание системы лично.
DALI Epicon 8
Цена – 1 175 200 руб.
Тип – напольные акустические системы | Название – DALI Epicon 8 | Частотная характеристика, Гц – 35 – 30 000 | Число полос – 3,5 (ВЧ – гибридный, купол 39 мм, ленточный 10 x 55 мм, СЧ – 165 мм, НЧ – 2 x 200 мм, частоты раздела кроссовера – 550 Гц, 3,1 кГц, 15 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 5 | Чувствительность, дБ – 89 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – 50 – 500 | Габариты одной колонки, см – 122,5 x 26,4 x 48,5 | Масса одной колонки, кг – 47,5
– Активная или пассивная АС?
В активных колонках усилительная часть системы интегрирована внутрь АС, что позволяет получить массу преимуществ. Во-первых, в таких колонках проще всего реализовать так называемое полосное усиление, когда кроссовер расположен до усилителей, которые напрямую подключаются к излучателям АС. Кроссовер в таких колонках активный, поскольку работает с низкоуровневыми сигналами. Во-вторых, объединение в единое целое акустической системы и усилителей позволяет производителю добиться практически идеального согласования усилительных каскадов и динамических головок. В-третьих, активная акустика позволяет использовать различные интерфейсы для связи с остальными компонентами системы. В частности – беспроводные цифровые каналы. Любая беспроводная акустика относится к активному типу. К недостаткам такого подхода можно отнести меньшую гибкость системы в целом. Владелец лишается возможности экспериментировать с подбором сочетания усилителей и колонок в своей системе, что может не устроить увлеченных темой людей. Кроме того, играет роль и имеющая место специализация производителей. На рынке встречаются компании, одинаково успешные в создании и акустических систем, и усилителей, но таких компаний меньшинство. Обычно фирма занимает лидирующие позиции в чем-то одном, а зачастую и номенклатура продукции компании ограничена каким-то одним сектором – к примеру, АС или электроникой.
ATC SCM300ASLT
Цена – 4 160 000 руб.
Тип – напольные активные акустические системы | Название – ATC SCM300ASLT | Частотная характеристика, Гц – 25 – 20 000 | Число полос – 3 (ВЧ – 25 мм мягкий купол, СЧ – 57 мм мягкий купол, НЧ – 2 x 375 мм, частоты раздела кроссовера – 380 Гц, 3,5 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Мощность усилителей, Вт – ВЧ – 100, СЧ – 200, НЧ – 2 x 275 | Габариты одной колонки, см – 150 x 50 x 58 | Масса одной колонки, кг – 96