Антецедентное поведение что это
АНТЕЦЕДЕНТ
Смотреть что такое «АНТЕЦЕДЕНТ» в других словарях:
Антецедент — (лат. antecedent) в буквальном смысле «предшествующее». На языке старых философов, особенно у логиков Кантовской школы, в их учении о суждениях, заключениях и доказательствах антецедент означает отчасти логическое подлежащее в его отношении… … Википедия
АНТЕЦЕДЕНТ — 1) предшествующий случай, по которому можно делать заключение о подобном ему настоящем; 2) в философ. Канта причина по отношению к следствию. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АНТЕЦЕДЕНТ… … Словарь иностранных слов русского языка
антецедент — См … Словарь синонимов
антецедент — а м. antécédent m. Прошедшие случаи, из которых можно заключить о результате сродных с ними настоящих. Павленков 1911. Как подросток опишет от Я эти психологические объяснения с Лизой и антецеданы связи с княгиней, хотя бы с его слов. Дост. // 30 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Антецедент — (лат.) означает буквально предшествующее. На языке старых философов, особенно у логиков Кантовской школы, в их учении о суждениях, заключениях и доказательствах А. означает отчасти логическое подлежащее в его отношении к сказуемому, отчасти… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
антецедент — прежний поступок, порядок, предшествовавший (пример) Ср. С какого права, в силу каких антецедентов? Маркевич. Перелом. 2, 6. Ср. Antécédent (франц.), предыдущий. Ср. Antecedere (лат.), предшествовать … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Антецедент — Антецедентъ прежній поступокъ, порядокъ, предшествовавшій (примѣръ). Ср. Съ какого права, въ силу какихъ антецедентовъ? Маркевичъ. Переломъ. 2, 6. Ср. Antécédent, предыдущій. Ср. Antecedere, предшествовать … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
антецедент — См. antecedente … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
антецедент — антецед ент, а … Русский орфографический словарь
антецедент — (лат. antecedentis предшествующий, предыдущий) Предшествующая единица высказывания, с которой соотносится последующая единица, поясняющая относительные местоимения, местоименные наречия, имена существительные, расположенные в первой части: Какой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Аутизм и прикладной анализ поведения: главное о важном. Часть 1
Автор Варвара Зародина
Прикладной анализ поведения (ABA) – один из самых эффективных методов коррекции аутизма; он представляет из себя интенсивную программу, основанную на научно обоснованных поведенческих технологиях и современных методах обучения. Методы анализа поведения использовались и изучались на протяжении не одного десятилетия. Они помогли многим детям и взрослым в освоении различных навыков – от ведения адаптивного образа жизни до изучения нового языка. Начиная с 60-х годов прошлого века, терапевты со всего мира используют прикладной анализ поведения для помощи людям с аутизмом всех возрастов, а также для работы с нарушениями развития, связанными с РАС.
Анализ поведения помогает понять:
Как “работает” поведение?
Как поведение влияет на развитие?
Как происходит обучение?
ABA-терапия раскрывает понимание того, как поведение “работает” в реальных ситуациях. Цель ABA-терапии состоит в том, чтобы посредством подкрепления улучшить положительное поведение и уменьшить негативные проявления, которые напрямую влияют на обучение.
Программы ABA-терапии помогают:
улучшить речевые и коммуникативные навыки…
… а также внимание, память, сосредоточенность, социальные навыки
и уменьшить проявления неэффективного / проблемного поведения.
Как работает ABA терапия?
Прикладной анализ поведения включает в себя множество методов для понимания и изменения поведения. АBА-терапия – это довольно гибкий терапевтический метод; его неоспоримыми преимуществами являются следующие моменты:
он адаптируется специалистом для удовлетворения потребностей каждого уникального человека;
может практиковаться в разных местах – как в условиях школы, так и дома;
обучает навыкам, которые полезны в повседневной жизни – т.е. представляет из себя не только коррекционно-адаптационную деятельность;
может включать в себя как индивидуальное, так и групповое обучение.
Положительное подкрепление
Положительное подкрепление является одной из основных стратегий, используемых в ABA-терапии.
Когда за поведением следует что-то ценное (награда), человек с большей степенью вероятности станет повторять это поведение, что, в свою очередь, со временем будет способствовать положительной динамике.
Целевое поведение определяется и задаётся ABA-терапевтом. Каждый раз, когда человек успешно использует своё поведение или навык, он получает вознаграждение.
Для ребёнка, как и для взрослого, награда имеет свой уникальный смысл – например, ею может быть похвала, игрушка или книга, просмотр видео, доступ к детской площадке / другому месту и многое другое.
Положительное подкрепление побуждает человека продолжать использовать новый навык. Со временем систематическое повторение этого навыка приводит к значительным изменениям поведения.
Стимулы-антецеденты, поведение и следствие
Ещё одной важной частью любой программы ABA-терапии является сбор данных (ABC), включающий в себя понимание предшествующих (то, что происходит до рассматриваемого поведения) событий, непосредственно поведение и его последствия (то, что происходит после поведения).
Три шага – “ABC” – помогают “автоматизировать” и понять поведение, где:
А = (Antecedent) предшествующий фактор;
B = (Behavior) собственно поведение;
C = (Consequence) = последствие;
Предшествующий фактор (стимул-антецедент) – то, что происходит непосредственно перед целевым поведением. Он может быть словесным, например, просьба. Он также может представлять из себя физический предмет или состояние (игрушку / свет / звук / что-либо в окружающей среде). Стоит отметить, что стимул-антецедент может быть частью внешнего мира / исходить от другого человека / быть внутренним (например, мысль или чувство).
Возникающее в результате поведение – это реакция или её отсутствие на стимул-антецедент. Реакция представляет из себя действие, словесный ответ / что-либо ещё.
Последствие – то, что происходит непосредственно после поведения. Последствие включает в себя положительное подкрепление желаемого поведения или отсутствие реакции. Продолжая такую своеобразную практику, ученик сможет заменить неподобающее поведение более полезным, являющееся для него более простым способом получить то, что ему нужно.
Сбор данных АВС при аутизме помогает нам понять:
Почему конкретное поведение имеет место происходить?
Каким образом различные последствия могут повлиять на вероятность того, что поведение повторится?
Что включает в себя программа ABA-терапии?
ABA-терапию не следует рассматривать как статичный набор упражнений. Каждая программа прописывается таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого отдельного ученика.
Цель любой программы ABA-терапии – помощь каждому человеку выработать навыки, которые помогут ему стать более независимым и адаптированным – как в краткосрочной перспективе, так и в будущем.
Планирование программы коррекции аутизма: оценка РАС
Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик разрабатывает и непосредственно контролирует программу. Он подбирает программу ABA-терапии с учётом уже имеющихся навыков, потребностей, интересов, предпочтений каждого учащегося, а также особенностей близкого окружения.
Планирование начинается с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека, чтобы определить конкретные терапевтические цели.
В программу ABA-терапии также могут быть включены цели и предпочтения семьи.
Терапевтические цели устанавливаются на основе возраста и уровня способностей человека с РАС. Как правило, они включают в себя различные познавательные области и умения, такие как:
уход за собой (например, принятие душа и личная гигиена в целом);
обучение и академические способности.
План ABA-обучения разбивает каждое из этих умений на маленькие, конкретные шаги.
ABA-терапевт (иногда совместно с тьютором) прорабатывает каждый шаг один за другим, от простых (например, имитация отдельных звуков) до более сложных (ведение беседы).
Затем терапевт измеряет достигнутый прогресс, собирая данные на каждом занятии. Такие данные помогают отслеживать прогресс в достижении целей на постоянной основе.
Поведенческий аналитик регулярно поддерживает связь с членами семьи и другими участниками программы для отслеживания динамики прогресса. Он также заранее планирует и корректирует терапевтические планы и цели по мере необходимости.
Глоссарий. Аккомодация (accomodation):Техника присоединения к семье путем подражания стилю и особенностям поведения членов семьи
Аккомодация (accomodation):Техника присоединения к семье путем подражания стилю и особенностям поведения членов семьи.
Антецедентное поведение (antecedent behavior):Поведение, являющееся предпосылкой другого, вполне определенного поведения.
Вертикальный стрессор (vertical stressor):Стрессогенный фактор, унаследованный от предшествующих поколений в семье.
Взаимность (reciprocity):Обоюдный справедливый обмен вознаграждающими видами поведения между членами семьи.
Вмешивающееся поведение (enmeshed behavior):Поведение членов семьи, проявляющих склонность к чрезмерной опеке или покровительству, а также в случае, когда границы семейных подсистем размыты.
Гомеостаз (homeostasis):Совокупность реакций системы, направленных на поддержание стабильности и равновесия.
Горизонтальный стрессор (horizontal stressor):Стрессогенный фактор, продуцируемый семьей по мере продвижения по переходным этапам жизненного цикла.
Градуальные вопросы (scaling questions):Вопросы, с помощью которых психотерапевт предлагает членам семьи выбрать отметку на шкале, наиболее точно соответствующую состоянию дел.
Границ установление (boundary marking):Применение психотерапевтической техники для изменения границ между отдельными членами семьи или подсистемами.
Границы семьи (boundaries):Правила, определяющие семейное взаимодействие и служащие для дифференциации частей системы, или подсистем.
Двойная связь (double bind):Тупиковая ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно из них нет возможности адекватно отреагировать.
Диада (dyad):Система отношений, в которую входят два участника, например, супруги или родитель и ребенок.
Династические ожидания (generational legacy):Ожидания предшествующих поколений в отношении своих потомков,
Дифференциация (differentiation):1) Умение отличать собственное «Я» от другого «Я» при взаимодействии. (2) Способность отделять эмоциональные процессы от интеллектуальных; высокий уровень Д. соответствует низкой эмоциональной реактивности.
Замкнутая семейная система (closed system):Семейная система, в которой взаимодействие ограничено рамками самой системы благодаря непроницаемым для внешнего воздействия границам.
Значимые другие, не являющиеся членами семьи (extrafamilial members):Индивиды, имеющие значимые отношения с одним или несколькими членами семьи, но не входящие в состав нуклеарной семьи.
Идентифицированный пациент (identified patient):Носитель симптома или член семьи, с которым связывается наличие проблемы.
Изменение второго уровня (second-order change):Изменение структуры и функционирования системы, включая присущий ей способ поддержания собственной стабильности.
Изменение первого уровня (first-order change):Приспособление системы с целью сохранения своей стабильности, при условии неизменности системной структуры или способа поддержания стабильности.
Интенсивность воздействия (intensity):Выраженность усилий психотерапевта с целью оказания значимого влияния на клиента.
Интрапсихический (intrapsychic):Относящийся к разуму; термин используется для описания психологических явлений.
Интроекция (introject):Примитивная форма идентификации, в ходе которой черты других индивидов некритически используются для построения собственного «Я».
Коалиция (coalition):Альянс между членами семьи для выполнения какой-либо функции или достижения определенной цели.
«Козла отпущения» навязывание роли (scapegoating):Смещение семейного конфликта на одного члена семьи с навешиванием ему ярлыка идентифицированного пациента.
Коммуникаций теория (communications theory):Теория, ставящая во главу угла противоречащие друг другу явные и неявные сообщения членов семьи.
Комплементарность (complementarity):Взаимная дополнительность психологически несхожих между собой супругов, при которой они удовлетворяют невротические нужды и потребности друг друга.
«Кондуктор» (conductor):Семейный психотерапевт с активным, директивным стилем поведения, берущий на себя роль посредника в коммуникации членов семьи между собой.
Конструктивизм (constructivism):Подход к психотерапии, в котором представление о реальности «конструируется» на основе убеждений и установок отдельного индивида, а также его знаний о своем мире.
Кросс-генерационная коалиция (cross-generational coalition):Альянс (см. Коалиция) представителей разных поколений, например ребенка и родителя или дедушки (бабушки) против родителя.
Линейная причинная связь (linear causality):Связь между явлениями, при которой одно влечет за собой другое, но не наоборот.
Межпоколенные связи (intergenerational relatedness):Родственные чувства между представителями разных поколений.
Метафора (metaphor):Аналогия для характеристики семейных отношений или симптома, используется в качестве психотерапевтического приема.
Мимесис (mimesis):Психотерапевтическая техника, благодаря которой психотерапевту удается походить на членов семьи посредством имитации языка тела, стиля и особенностей поведения.
Моделей использование (modeling):Демонстрация поведения другому индивиду, который учится посредством имитации.
Наказание (punishment):Презентация негативного подкрепления или устранение позитивного подкрепления.
Негативные задания на сотрудничество (negative cooperative tasks):Задания членам семьи, которые психотерапевт считает невыполнимыми.
Нуклеарная семья (nuclear therapy):Семейная единица, состоящая из мужа, жены и их детей; может включать дедушку и/или бабушку, если они непосредственно участвуют в уходе за детьми.
Обратная связь (feedback):Поступление из внешней среды в систему информации об изменениях ее (системы) состояния.
Общая теория систем (general systems theory):Теория, имеющая биологическое происхождение, изучающая взаимоотношения между разными частями одной системы.
Объектные отношения (object relations):Взаимодействия с внешними объектами (другими людьми), интернализованные и потому повлиявшие на отношения данного индивида с другими.
Оперантное обусловливание (operant conditioning):Способ научения поведению или изменение вероятности реакции с помощью их подкрепления.
«Опустевшее гнездо» (empty nest):Семья на стадии жизненного цикла, когда дети покинули родительский дом, оставив супругов один на один.
Отрицательная обратная связь (negative feedback):Информация об изменении в системе, служащая для восстановления равновесия; информация, корректирующая ход процесса.
Отрицательное подкрепление (negative reinforcement):Удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную эмоциональную реакцию, и поэтому приводящее к усилению определенных поведенческих реакций.
Отслеживание (tracking):Пребывание в состоянии настроенности на стиль коммуникации семьи для того, чтобы следить за ходом дискуссии.
Парадоксальная директива (paradoxical directive):Просьба психотерапевта к одному или нескольким членам семьи продолжить симптоматическое поведение для выявления вторичной выгоды от него.
Переноса анализ (transference- analysis):Анализ эмоциональных реакций членов семьи, которые основаны на прошлых незавершенных семейных взаимодействиях и оказывают влияние на текущие отношения.
Петля циклической обратной связи (circular feedback loop):Взаимодействие двух и более событий, при котором информация перемещается по кругу.
Подкрепление (reinforcement):Сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса.
Подсистема (subsystem):Составная часть системы, выполняющая в ее рамках относительно независимые функции.
Позитивное этикетирование (positive label):Высказывание с подтекстом о том или ином индивиде с целью улучшения его имиджа.
Позитивные задания на сотрудничество (positive cooperative tasks):Задания членам семьи, которые психотерапевт считает выполнимыми.
Положительная обратная связь (positive feedback:Информация, противодействующая отрицательной обратной связи и приводящая к отклонению системы от нормального состояния с последующей утратой стабильности.
Положительное подкрепление (positive reinforcement):Предъявление стимула, вызывающего позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.
Проницаемость границ (permeability):Свойство, позволяющее членам семьи пересекать границы системы или подсистемы.
Противоперенос (counter-transference):Бессознательная реакция психотерапевта на семью или члена семьи пациента, напоминающая способ реагирования психотерапевта в предшествующих личных отношениях.
Прямые задания (straightforward tasks):Задания с однозначной формулировкой.
Псевдовзаимность (pseudomutuality):Видимость гармоничных отношений между членами семьи, позволяющая избежать тесного взаимодействия.
Псевдонезависимость (pseudoindependence):Внешняя видимость независимости при выраженной зависимости в отношениях.
Психотерапия с участием ближайшего социального окружения (network therapy):Психотерапевтический подход, при котором для более эффективного лечения одного или нескольких членов семьи привлекаются друзья, соседи и родственники.
«Разговорные» вопросы (conversational questions):Вопросы с целью вызвать клиента на разговор, подразумевающие активное слушание.
Разобщенные семьи (disengaged families):Семьи, в которых взаимодействие почти отсутствует, что способствует появлению у членов семьи чувства изоляции и ослабления семейных уз.
Разыгрывание паттернов взаимодействия (enactment):Индуцированное психотерапевтом проигрывание типичных видов взаимодействия между членами семьи для определения роли симптома в семейной системе.
«Расшатывание» семейной системы (unbalancing):Психотерапевтическая техника изменения иерархической организации семьи, когда психотерапевт создает коалицию с одним или несколькими ее членами.
Расширенная семья (extended family):Семья в целом, включающая нуклеарную семью (родителей и детей), их родителей и других родственников, например, тетю, дядю, двоюродного брата или сестру.
Расщепленные супружеские отношения (marital schism):Крайняя разобщенность или конфликт в браке; термин предложен Теодором Лидсом.
Родительская семья (family of origin):Семья, в которой индивид родился и вырос.
Семейный организм (family organizm):Семья в целостности, а не как простая совокупность отдельных индивидов.
Семейный проективный процесс (family projection process):Механизм, посредством которого конфликт родителей передается, или проецируется, одному или нескольким детям, что приводит к развитию у них симптомов.
Симптом (symptom):Поведение члена семьи, свидетельствующее о дисфункции семьи в целом.
Симптомы, поддерживаемые системой (system-maintained symptoms):Симптомы, наблюдаемые у члена семьи и обусловленные семейной системой.
Симптомы, поддерживающие систему (system-maintaining symptoms):Симптомы, наблюдаемые у члена семьи и служащие для поддержания в семейной системе равновесного состояния.
Система (system):Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.
«Скульптура семьи» (family sculpting):Психотерапевтическая техника, при которой члены семьи наглядно демонстрируют семейный опыт посредством языка тела.
«Слитное» взаимодействие (fused relationship):Отношения двух людей, чрезмерная эмоциональная близость которых приводит к утрате ими собственной идентичности.
Смешанная семья (blended family):Семья, созданная в результате объединения двух разных семей, включающая мачеху, отчима, пасынка и/или падчерицу.
Смещенные супружеские отношения (marital skew):Выраженная власть одного партнера над другим в брачных отношениях; термин предложен Теодором Лидсом.
Социального научения теория (social learning theory):Теория, считающая поведение человека результатом усвоения содержательных компонентов человеческого поведения в определенных социальных условиях.
Стимул (stimulus):Событие, которое запускает специфическое поведение или управляет им.
Супружеская подсистема (marital subsystem):Подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа супруг – супруг.
«Реактор» (reactor):Психотерапевт, более склонный к улучшению и прояснению семейного взаимодействия, нежели использующий директивный стиль.
Ребенок – родитель (parental child):Старший ребенок, осуществляющий уход за младшими детьми и пользующийся авторитетом, связанным с родительской ролью.
Родительская подсистема (parental subsystem):Подмножество семейной системы, правила поведения в котором определяются транзакциями типа родитель – ребенок.
Совместная супружеская психотерапия (conjoint marital therapy):Психотерапия, при которой работа проводится одновременно с обоими супругами.
Социального обмена теория (social exchange theory):Теория, которая рассматривает социальный обмен как попытку индивида достичь максимального вознаграждения при минимальных затратах.
Тайм-аут (time-out):Непродолжительная изоляция индивида в нейтральном окружении, не обеспечивающем подкрепления симптоматического поведения.
Темпоральные вопросы (timing questions):Вопросы, содержащие указание на определенные временные промежутки, для выявления минимальных, в том числе позитивных, изменений, мотиваций и возможных целей клиента.
Триангуляция (triangulation):Вовлечение в отношения двух конфликтующих между собой людей третьего лица или группы лиц с целью уменьшения напряженности в диаде, создание «треугольников отношений».
Угашение (extinction):Редукция или снижение выраженности поведения посредством разведения его с подкрепляющим раздражителем.
Фокусирование (focus):Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследования ее структурных элементов.
Функциональный анализ (functional analysis):Изучение поведения и условий, которые ему способствуют и его поддерживают.
Цельность (wholeness):Свойство системы в целом быть больше суммы составляющих ее частей.
Циклическая обратная связь (circular feedback):Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
Эквифинальность (equifinality):Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
Экстернализация проблемы (externalizing the problem):Рассмотрение проблемы вне связи с конкретным клиентом или семьей.
«Я» (Ego):(Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).