Акустические условия горной местности что это

Вождение автомобиля по дорогам в горной местности

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: X рисанф Васильевич Власов, Иван Егорович Евтюхин, Юрий Федорович Серебряков. Вождение автомобиля в сложных условиях. (Издание второе, дополненное). Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1964 г.

Вождение автомобиля по дорогам в горной местности

1. Характеристика дорожных, климатических и атмосферных

условий горной местности

Эксплуатация автомобилей в горной и особенно в высокогорной местности имеет особенности и определяется рядом специфических трудностей. Основными из них являются сложные дорожные условия, резкое изменение температуры и атмосферных явлений, а также понижение плотности окружающего воздуха по мере подъема над уровнем моря. При среднем уклоне дороги 2 – 4° на отдельных участках уклоны достигают 9 – 12°. Длина затяжных подъемов доходит до 10 – 20 км. Подъемы и спуски на дорогах в горной местности составляют в среднем 9 – 18% от протяженности маршрута. Горная местность характеризуется наличием резко пересеченного рельефа с крутыми и обрывистыми склонами, извилистыми и глубокими ущельями с большим количеством оврагов и водотоков (рис. 35), ограниченной шириной проезжей части дороги, большим количеством крутых поворотов малого радиуса (8 – 10 м) и мостов (рис. 36), а также наличием размытых участков дороги и завалов. Дороги, проходящие через горные хребты и перевалы, изобилуют петлями и серпантинами, наиболее тяжелыми для движения машин.

Акустические условия горной местности что это. vzhd035. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd035. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd035

Акустические условия горной местности что это. vzhd036. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd036. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd036

Дороги, проходящие через перевалы, большую часть года покрыты снегом, на них часто бывают опасные обвалы, осыпи и снежные лавины.

В ущельях и долинах ветер разрушает гравийные и щебеночные покрытия, выдувая из них мелкие составляющие частицы.

Резкое изменение температуры окружающего воздуха в течение суток, а также изменение ее по мере подъема вызывает выпадение осадков, что приводит к обледенению дороги, появлению густых туманов. В летнее время в течение суток температура в горах может колебаться днем до плюс 35 – 40°С, ночью до минус 2 – 7°С. Температура воздуха в горах понижается до 0,5 – 0,7 ° на каждые 100 м подъема. На северных и северо-восточных склонах гор температура воздуха ниже и дороги покрыты снежным покровом более продолжительное время.

Количество осадков в горах возрастает по мере подъема. Приращение количества осадков на каждые 100 м высоты в среднем составляет 40 – 60 мм. Максимальное количество осадков выпадает на высоте 1500 – 2500 м.

Общее количество осадков зависит от географического положения горного района. На склонах хребтов, обращенных к ветрам, дующим с моря, выпадает больше осадков, чем на обратных склонах хребта. В долине количество осадков значительно больше, чем на плоскогорьях и водоразделах.

В летние месяцы в горах часто бывают ливни, вызывающие большой поток воды и размыв дорог.

2. Влияние горных условий на работу личного состава при эксплуатации автомобиля

Разреженность атмосферы в горах сопровождается недостатком кислорода, что затрудняет дыхание и вызывает головные и сердечные боли у водителей и личного состава, обслуживающего автомобили при их эксплуатации в горных условиях. Действие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, раздражает слизистую оболочку глаз.

Для обеспечения нормальной работы и уменьшения степени утомляемости при вождении водитель, как правило, освобождается командиром от работ, не связанных с управлением и техническим обслуживанием автомобилей.

Для облегчения обслуживания автомобилей принимают меры по механизации работ. Так, шины обычно накачиваются компрессором, а на автомобилях ГАЗ-51 и ГАЗ-63 – с помощью возимого на автомобиле приспособления. Двигатель запускают стартером, а если это невозможно по техническим причинам, для запуска двигателя пусковой рукояткой привлекают личный состав расчетов и экипажей.

При длительной эксплуатации автомобилей в высокогорных районах в холодное время года для облегчения запуска двигателя используют водомаслогрейки.

Для запуска двигателя автомобиля ЗИЛ-151А пусковой рукояткой без предварительного сматывания троса с барабана лебедки используют специальное приспособление (рис. 37), а на автомобиле ГАЗ-63А изменяют способ укладки троса на барабане лебедки.

Акустические условия горной местности что это. vzhd037. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd037. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd037

3. Влияние высоты на работу двигателя

Пониженное давление и температура окружающего воздуха весьма ощутимо влияют на работу двигателя автомобиля, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 7.

Акустические условия горной местности что это. vzhd tab007. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd tab007. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd tab007

При увеличении высоты подъема и при падении атмосферного давления снижается давление конца сжатия в цилиндре вследствие пониженной плотности воздуха. При этом уменьшается весовой заряд рабочей смеси в цилиндре, что снижает мощность двигателя и вызывает необходимость ограничивать нагрузку в кузове и на крюке.

На высоте 4000 м эффективная мощность автомобильного двигателя примерно в два раза меньше, чем на уровне моря, а температура кипения воды понижается до +87° С.

Уменьшение плотности воздуха сказывается на весовом соотношении воздуха и бензина в составе горючей смеси. Коэффициент избытка воздуха снижается на 5 – 6% на каждые 1000 м подъема. Смесь переобогащается и вызывает усиленное нагарообразование на днищах поршней, стенках камер сгорания, выпускных клапанах и трубопроводах.

Падение мощности двигателя вынуждает водителей применять низшие передачи, в результате чего резко возрастает расход горючего. Для предотвращения этого явления, уменьшая проходное сечение главного жиклера, снижают его пропускную способность.

Изменение плотности окружающего воздуха влияет также на состав горючей смеси, на условия ее приготовления и сгорания, а также на процесс продувки и наполнения свежим зарядом цилиндров дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206.

Характер влияния пониженной плотности окружающего воздуха на работу дизелей несколько отличен от соответствующего влияния на работу карбюраторных двигателей. Объясняется это особенностями конструкции дизеля и протеканием рабочих процессов.

Нормальная работа дизеля обеспечивается при коэффициенте избытка воздуха 1,45 – 1,50. Для двигателя ЯАЗ-204 эти значения коэффициента избытка воздуха наилучшие и обеспечивают его бездымную работу. Понижение избытка воздуха приводит к снижению полноты сгорания топлива внутри цилиндра, повышению температуры и дымности отработавших газов и значительному износу цилиндров и поршней.

Работа двигателя ЯАЗ-204 в условиях пониженной плотности окружающего воздуха одновременно сопровождается закоксовыванием продувочных окон и повышением нагрева цилиндров, а следовательно, и увеличением температуры охлаждающей жидкости, что происходит вследствие повышения температуры газов внутри цилиндра и догорания топлива в процессе расширения и после открытия выпускных клапанов.

Перегреву двигателя способствует также понижение теплоотдачи радиатора вследствие уменьшения производительности вентилятора.

Ненормальное протекание процесса горения приводит также к повышению температуры поршней двигателя и значительному ухудшению условий работы компрессионных колец. Высокая температура поршней вызывает случаи пригорания колец, образования задиров как на стенках гильз цилиндров, так и на самих поршнях.

Повышенный тепловой режим работы двигателя приводит к ускоренному «старению» масла и более быстрому загрязнению фильтрующих элементов и масляного радиатора.

При эксплуатации двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 в условиях пониженной плотности воздуха учитывают необходимость обеспечения их работы на повышенных оборотах, так как при этом нагнетатель подает больше воздуха. Водитель при этом пользуется пониженными передачами, обеспечивая необходимую скорость движения автомобиля увеличением оборотов коленчатого вала. В тяжелых условиях работает и система охлаждения карбюраторных двигателей, так как пониженная плотность воздуха и сравнительно низкие скорости движения, особенно на затяжных подъемах, снижают охлаждающий эффект. Поэтому для охлаждения двигателя рекомендуется автомобиль периодически останавливать.

При уменьшении плотности воздуха уменьшается электрическое сопротивление изоляции, особенно заметное при ее перегреве. Это приводит к перебоям в работе системы зажигания. Кроме этого, при уменьшении плотности воздуха наблюдается обгорание электродов и повышенное нагарообразование на концах фарфоровых изоляторов свечей. При этом нарушается работа вакуум-корректора, усиливается испарение электролита из банок аккумуляторных батарей, преждевременно выходят из строя конденсаторы и катушки зажигания.

4. Влияние высокогорных условий на работу механизмов силовой передачи и ходовой части

Высокогорные условия эксплуатации автомобилей оказывают существенное влияние и на работу механизмов и агрегатов силовой передачи и ходовой части.

Необходимость в частом переключении передач, выключение и включение сцепления вызывают износ фрикционных накладок ведомого диска и частую регулировку сцепления. Повышенный износ деталей коробки передач в результате частых переключений требует более частого контроля состояния коробки передач, проверки количества и состояния масла в картере.

Быстро изнашиваются также детали рулевого механизма, вследствие чего их необходимо чаще регулировать и смазывать.

5. Меры по улучшению работы двигателей

Улучшение работы карбюраторных двигателей

При подготовке автомобилей к работе в горах обязательно учитывается высота местности, на которой будет работать автомобиль, так как с увеличением этой высоты изменяется регулировка системы питания и зажигания, а система охлаждения двигателя специально к этому подготавливается. При эксплуатации автомобилей в горах перерасход бензина может превышать 10% нормы вследствие переобогащения рабочей смеси. Для получения необходимого состава рабочей смеси и устранения перерасхода бензина опытные водители и механики уменьшают подачу горючего в смесительную камеру карбюратора, уменьшая на 10 – 20% пропускную способность жиклеров и снижая уровень бензина в поплавковых камерах. Состав горючей смеси корректируют уменьшением пропускной способности компенсационного и главного жиклеров.

На некоторых карбюраторах регулировать производительность главного жиклера можно изменением положения регулировочной иглы.

Улучшение работы дизелей

Для достижения экономичной работы и избежания перегрева двигателя ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 эксплуатируют на повышенных оборотах, так как при этом коэффициент избытка воздуха будет больше.

При длительной эксплуатации автомобилей в горах для нормальной работы дизеля увеличивают опережение подачи топлива или уменьшают с помощью регулировочного устройства количество топлива, подаваемого в цилиндры. Изменением опережения впрыска увеличивают период задержки воспламенения топлива, а изменением регулировки насос-форсунки по моменту начала впрыска уменьшают удельный расход и улучшают сгорание топлива.

Для восстановления нормального режима работы двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 и предотвращения преждевременного выхода из строя деталей поршневой группы уменьшают максимальную подачу топлива на цикл, ограничивая ход рейки насос-форсунки.

Правильность регулировки подачи топлива определяется отсутствием дыма темного цвета в отработавших газах.

Уход за системой охлаждения

Теплоотдача водяного и масляного радиаторов с увеличением высоты местности снижается. Поэтому водители обязаны следить за чистотой наружной поверхности радиаторов, а также за нормальным натяжением ремня вентилятора. Степень натяжения ремня вентилятора (компрессора) проверяется согласно заводским инструкциям.

С увеличением высоты над уровнем моря понижается температура кипения воды в радиаторе. Для предотвращения выкипания воды при продолжительной работе автомобилей в горах пробки радиатора устанавливают из расчета на повышенное давление в системе охлаждения. При возможности рекомендуется устанавливать на автомобили радиаторы увеличенной емкости.

В случае закипания воды в системе охлаждения автомобиль останавливают, чтобы дать двигателю поработать 5 – 10 мин на холостом ходу и этим установить нормальный тепловой режим. Продолжительная работа (свыше 10 мин) двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 на холостом ходу не допускается, так как от этого ухудшается распиливание топлива, что приводит к интенсивному отложению нагара.

При понижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения до плюс 60° С тепловой режим поддерживается прикрытием жалюзи радиатора. Система охлаждения, как правило, пополняется из запасов воды, возимой на автомобиле (одна – две заправки).

Запас воды рекомендуется содержать в 20-литровых бидонах (канистрах), размещаемых под платформой кузова (рис. 38).

Акустические условия горной местности что это. vzhd038. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd038. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd038

Уход за электрооборудованием

Отложившийся в большом количестве нагар на электродах свечей вызывает утечку тока высокого напряжения, что приводит к перебоям в работе двигателя. Поэтому надо более часто проверять и чистить электроды свечей.

Надежное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах обеспечивается хорошим состоянием контактов прерывателя. Начиная с высоты 2000 м, угол опережения зажигания увеличивают на одно – два деления шкалы октан-корректора.

Уровень электролита в аккумуляторах проверяют через каждые два – три дня и доводят до нормы, добавляя в банки дистиллированную воду.

6. Техническое обслуживание

При эксплуатации автомобилей в горах неисправности и неполадки в них часто ведут к более тяжелым последствиям, чем на равнинной местности.

Для надежной работы автомобилей в горах необходимо своевременно и тщательно готовить их к эксплуатации, проводить очередное техническое обслуживание через сокращенные сроки пробегов: техническое обслуживание № 1 – через 700 – 800 км; техническое обслуживание № 2 – через 3500 – 4000 км.

Необоснованное увеличение пробега между техническими обслуживаниями или сокращение объема работ не допускается.

При работе автомобилей на дорогах с крутыми подъемами и особенно с прицепом сроки пробега до технического обслуживания сокращаются.

Исходя из условий эксплуатации в горах к техническому состоянию автомобилей предъявляют повышенные требования. Так, при проверке состояния автомобиля после технического обслуживания особое внимание уделяется легкости запуска двигателя и устойчивости его работы на всех режимах, а также регулировке тормозов и рулевого управления.

7. Оборудование автомобиля

Каждый автомобиль при работе в горах обеспечивается комплектом запасных частей и материалов, потребность в которых может возникнуть в конкретных условиях движения и местности.

Автомобили, эксплуатируемые в горах, снабжаются специальными приспособлениями для предотвращения скатывания или сползания назад при остановке на подъеме. Наиболее простыми и доступными для изготовления приспособлениями являются башмаки и клинья, колодки, сошники, горный рельс и горный упор.

Колодки (рис. 39) гарантируют надежную стоянку автомобиля или автопоезда на подъеме и спуске, предотвращают самопроизвольный откат автомобиля назад во время вынужденных остановок. В комплект для одного автомобиля входят две, а для автопоезда четыре колодки. При вынужденной остановке на крутом уклоне дороги автомобиль затормаживают ручным тормозом и включают низшую передачу, после чего помощник водителя или другое лицо, находящееся на автомобиле, подкладывает колодки под колеса автомобиля и прицепа на подъеме – сзади колес, на спуске – впереди колес.

Во избежание несчастных случаев при подкладывании колодок под колеса нельзя становиться против колес со стороны спуска.

Для удержания автомобиля на уклонах применяются также клинья, камни и другие подручные предметы. Для обеспечения автоматической остановки автомобиля на подъеме при самопроизвольном движении назад, а также для надежной стоянки автомобиля на подъеме применяются сошники.

Акустические условия горной местности что это. vzhd039. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd039. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd039

Акустические условия горной местности что это. vzhd040. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd040. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd040

Сошники (рис. 40) для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 состоят из двух заостренных на конце балок, которые подвешиваются шарнирно на кожухах заднего моста. Для подъема сошников и удержания их в рабочем состоянии используются натяжные цепи. Надежность удержания автомобиля сошниками на подъеме обеспечивается натяжными цепями, ограничивающими угол наклона сошников к плоскости дороги в пределах 60 – 70°. В нерабочем положении концы сошников подтягиваются вверх и подвязываются к раме автомобиля натяжными цепями.

Горный рельс (рис. 41) применяется для предупреждения скатывания остановившегося на подъеме автомобиля и для обеспечения надежной стоянки автомобиля на подъеме. Горный рельс присоединяется к раме автомобиля натяжными цепями. Длина натяжных цепей обеспечивает наезд задних колес автомобиля на рельс, но без переезда рельса. При самопроизвольном откате или сползании автомобиля назад (во время движения на подъем) его задние колеса наезжают на рельс, который входит в зацепление с грунтом. При этом натягиваются натяжные цепи и автомобиль останавливается. В нерабочем положении рельс поднимается вверх и подвешивается на удерживающих цепях к раме автомобиля. Длина цепей обеспечивает зазор а при опускании рельса.

Горный упор (рис. 42) является более совершенным приспособлением для обеспечения безопасной работы автомобилей в горах. Он применяется для предупреждения скатывания или сползания автомобиля назад во время движения или остановки на подъеме. Горный упор для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 состоит из трубчатой рамы с сошником на конце, подвешенной шарнирно к раме автомобиля. Подъем и опускание горного упора осуществляются тросом из кабины водителя с помощью привода. Наклон упора к поверхности дороги в пределах 75 – 80° ограничивается длиной натяжных цепей.

Акустические условия горной местности что это. vzhd041. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd041. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd041

Акустические условия горной местности что это. vzhd042. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-vzhd042. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка vzhd042

Перед преодолением крутых подъемов горный упор опускается на грунт. При откате или при сползании автомобиля на подъеме сошник упора врезается в грунт и останавливает автомобиль.

Для повышения безопасности движения автомобилей в горах и облегчения работы водителя, кроме перечисленных, могут применяться и более сложные приспособления: горные тормоза, механизмы свободного хода, приспособления для длительного удержания автомобильных колес в заторможенном состоянии при наличии гидравлического привода тормозов.

На скользких и обледенелых участках дорог для предотвращения заносов автомобиля рекомендуется применять мелкозвенчатые цепи противоскольжения с косым или ромбовидным расположением поперечных перемычек. Целесообразно также на автомобилях иметь ящики или мешки с песком, которым посыпаются наиболее опасные места дороги перед преодолением препятствия.

Источник

Особенности горной местности

Разведка в горной местности

Горная местность и ее влияние на организацию и ведение разведки

Особенности горной местности

Передвижение в горах

Техника и способы преодоления горных рек

Ориентирование в горах

Обмундирование, снаряжение, вооружение и обеспечение продовольствием разведчиков в горах

Организация отдыха разведчиков в горах

Организация и ведение разведки в горной местности

Способы разведки в горах

Подслушивание в горной местности

Поиск в горной местности

Засады в горной местности

Разведка в тылу противника

Действия боевого разведывательного дозора, разведывательной группы и разведывательного отряда в горной местности

Боевые разведывательные дозоры

Особенности осмотра местности в горах разведывательными подразделениями

Радиационная и химическая разведка

В брошюре излагается влияние условий горной местности на организацию и ведение разведки в современном бою. Даются рекомендации и способы преодоления разведчиками различных препятствий. Излагаются особенности действий разведывательных подразделений при наблюдении, в поиске, засаде, при действиях в тылу противника, а также в составе разведывательного отряда и разведывательной группы.
Брошюра предназначена для солдат, сержантов, офицеров подразделений Сухопутных войск, курсантов военных училищ и офицеров запаса.

ВВЕДЕНИЕ

ГОРНАЯ МЕСТНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ РАЗВЕДКИ

Передвижение в горах

Акустические условия горной местности что это. image005. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image005. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image005
Рис. 3. Подъем в гору при движении «зигзагом»

Акустические условия горной местности что это. image006. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image006. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image006
Рис.4 Обвязывание обуви веревкой или проволокой

Спускаться следует на полусогнутых ногах, опираясь на всю ступню или на каблук. При переползании по склонам, имеющим травяной покров, не следует хвататься за предметы, лежащие непрочно. Спуск надо производить способом переползания, лежа на животе или спиной к скату, ногами вниз (рис. 5).
Если склоны гор покрыты камнями или осыпям, разведчикам надо быть очень осторожными и внимательными, так как оборвавшиеся камни могут нанести травмы тем, кто движется внизу, и, кроме того, шум от падения камней может вызвать настороженность противника. На склонах, покрытых травой (особенно после дождя), и на обледенелых склонах опасность возрастает еще больше. Места в горах, где могут быть обвалы, если есть возможность, лучше обходить.
В тех местах, где разведчику грозит опасность, необходимо применять самостраховку. Надежным средством самостраховки является ледоруб или обыкновенная палка длиной 1-1,5 м. Ледорубом (рис. 6) вырубают ступени на льду, он же служит для страховки и самозадержания при падении на склоне.
Для самостраховки можно использовать и малую саперную лопату. При помощи лопаты можно вырубать ступени на скатах, или ее можно воткнуть в трещину, а торчащую ручку использовать как ступеньку.
Выполняя поставленные задача в горах, разведчики могут встретить на своем пути скальные участки. Передвижение по скалам утомительно, трудно и требует значительной затраты времени. Для преодоления скального участка выбирается наиболее выгодное общее направление движения, а на ближайшем отрезке маршрута намечаются опоры для рук и ног, при этом руки используются для удержания равновесия и в качестве вспомогательных опор. Передвигаться следует равномерно, неторопливо, без рывков, постоянно сохраняя точки опоры. Прежде чем взяться за выступ скалы, надо убедиться в его надежности, и только после этого можно его использовать.
На тех скальных участках, где разведчикам грозит опасность срыва, они должны связаться веревкой не меньше чем по три человека
и страховать друг друга попеременно. При этом первым при подъеме должен идти наиболее опытный и физически сильный, так как он должен выбирать и способ преодоления, и наименее трудные участки пути.
При прохождении особо трудных горных участков разведчики должны освобождаться от излишнего груза. Расстояние между разведчиками, идущими в связке, в среднем будет составлять 3-5 м.

При движении по крутому и даже отвесному и притом скользкому участку ступни ног на место опоры надо ставить горизонтально, наклонно или вертикально, но, как правило, на всю подошву (рис. 7), а усилие при опоре ногой направлять перпендикулярно к плоскости опоры.

Акустические условия горной местности что это. image008. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image008. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image008
Рис. 6. Ледоруб

Акустические условия горной местности что это. image009. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image009. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image009
Рис.7 Положение ступней ног при опоре на скалах

Акустические условия горной местности что это. image010. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image010. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image010
Рис. 8. Подъем с переступанием по склону

Акустические условия горной местности что это. image011. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image011. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image011
Рис. 9. Подъем по веревочной лестнице

Акустические условия горной местности что это. image012. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image012. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image012
Рис. 10. Подъем на двух веревках со стременами

Акустические условия горной местности что это. image013. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image013. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image013
Рис. 11. Постановка ступни на кошках

При спуске ледоруб используется как дополнительная точка опоры (рис. 15). Во время спуска ледоруб рекомендуется держать всегда наготове; в случае срыва разведчик должен быстро перевернуться на живот, с силой вонзить кирку ледоруба в склон и держать ее в таком положении до полной остановки (рис. 16).
Крутые ледовые склоны можно преодолевать и путем вырубки ледорубом ступеней. Если нет ледоруба, то ступени можно вырубать топором, железной лопатой или другими подручными средствами. Ступени вырубаются впереди идущим разведчиком в шахматном порядке; через некоторое время впереди идущий заменяется другим.
Снежный покров в горной местности значительно затрудняет действия разведчиков. В таких местах, как долины, ущелья и ложбины, толщина снега может достигать нескольких метров, поэтому такие участки местности становятся труднопроходимыми. Кроме того, на крутых склонах могут возникать снежные обвалы и лавины. Зимой в горах занесенные снегом овраги, щели, реки, ямы, трещины иногда образуют снежные «мосты». При движении по таким участкам надо принимать все меры предосторожности; малонадежные «мосты» необходимо переползать, широко разводя руки и ноги для увеличения площади опоры (рис. 17).
В ясную погоду в горах со снежным покровом резкий солнечный свет часто вызывает ожоги и временное ослепление, что сильно мешает разведчикам выполнять поставленные задачи. Поэтому в горах со снежным покровом или с вечными снегами необходимо снабжать разведчиков специальными очками темного цвета, а для защиты кожи лица от ожогов выдавать специальную мазь. Из подручных средств, предохраняющих кожу лица от ожогов или от обмораживания при холодном ветре, можно рекомендовать бумажные маски, сделанные из газеты (лист газеты или другой бумаги с прорезями для глаз).
Движение зимой вне дорог по скатам, покрытым большим слоем снега, затруднено и поэтому требует специальной выучки разведчиков, а также умения использовать лыжи, снегоступы и специальное горное снаряжение.

Акустические условия горной местности что это. image014. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image014. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image014
Рис. 12. Движение по ледовому склону «елочкой»

Акустические условия горной местности что это. image015. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image015. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image015
Рис. 13. Движение по ледовому склону «зигзагом»

Акустические условия горной местности что это. image016. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image016. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image016
Рис. 14. Движение по ледовому склону боком

Акустические условия горной местности что это. image017. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image017. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image017
Рис. 15. Использование ледоруба

Акустические условия горной местности что это. image018. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image018. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image018
Рис. 16. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры
при срыве во время спуска

Акустические условия горной местности что это. image019. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image019. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image019
Рис. 17. Преодоление снежного «моста»

В голову и хвост разведывательного подразделения следует назначать особо подготовленных разведчиков, хорошо владеющих техникой движения на лыжах и физически выносливых, так как головной должен выдерживать указанное направление маршрута и предупреждать об опасностях, которые могут встретиться на пути движения, а замыкающий на особо трудных участках должен оказывать помощь другим.
При передвижении по склонам, покрытым глубоким, но рыхлым снегом, или же по склонам, поросшим лесом и кустарником, разведчикам рекомендуется пользоваться снегоступами.
Способы передвижения на лыжах в зависимости от характера горного рельефа различны. Подниматься на лыжах по некрутому склону надо прямо вверх, как показано на рис. 18; подъем на более крутой, но короткий склон следует производить «елочкой» (рис. 19). Подъем на лыжах по очень крутым склонам необходимо производить «лесенкой» (рис. 20). Для того чтобы лыжи не скользили назад на крутых подъемах, их можно обвязывать обычной веревкой.
Спускаться по снежным склонам надо в средней стойке, выставляя одну ногу вперед. Торможение при спуске производится палками между ног или сбоку. Основным способом уменьшения скорости движения при спуске является торможение «плугом» (рис. 21).
Лавиноопасные места зимой разведчики должны проходить быстро и с особой осторожностью.

Акустические условия горной местности что это. image020. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image020. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image020
Рис. 18. Прямой подъем на лыжах

Акустические условия горной местности что это. image021. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image021. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image021
Рис. 19. Подъем «елочкой»

Акустические условия горной местности что это. image022. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image022. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image022
Рис. 20. Подъем «лесенкой»

Акустические условия горной местности что это. image023. Акустические условия горной местности что это фото. Акустические условия горной местности что это-image023. картинка Акустические условия горной местности что это. картинка image023
Рис.21 Торможение «плугом»

Рассмотренная техника передвижения разведчиков в горах относится к действиям на трудных участках, исключающих передвижение на танках (бронетранспортерах).
Однако на таких горных участках, где возможны действия колесных и гусеничных машин, разведчики, как правило, будут действовать на танках, автомобилях (бронетранспортерах).
При этом, например, в главных силах разведывательной группы или разведывательного отряда танки обычно будут двигаться в хвосте, так как их задача ввиду ограниченной маневренности при действии в горах будет заключаться главным образом в поддержании огнем с места впереди действующих автомобилей, бронетранспортеров и мотоциклов.

Успешное ведение разведки в горах на танках, автомобилях и бронетранспортерах возможно в том случае, если они будут тщательно подготовлены, а водительский состав в совершенстве овладеет навыками по преодолению подъемов, спусков и косогоров, ограниченных проходов, противотанковых препятствий и заграждений. Для преодоления труднодоступных горных участков местности экипажи бронетранспортеров и водители автомобилей должны иметь на машинах необходимое имущество: цепи противоскольжения, песок для посыпки отдельных участков пути, тросы для буксировки машин, деревянные или металлические клинья для подкладывания под катки танка (колеса бронетранспортеров) при остановках на крутых подъемах и спусках.
Кроме того, автомобили и бронетранспортеры необходимо укомплектовывать переходными мостиками для преодоления мелких промоин, арыков и каналов.
Дистанция между автомобилями, бронетранспортерами при движении в горах по ровной местности должна быть 25-30 м, а при преодолении перевалов, спусков, подъемов дистанция между машинами увеличивается до 100 м. При преодолении автомобилями, бронетранспортерами наиболее опасных участков личный состав должен спешиваться.
При подготовке машин для действий в разведке в горах необходимо учитывать высоту местности, так как разреженность воздуха в горах оказывает существенное влияние на работу двигателя.
Понижение атмосферного давления с увеличением высоты над уровнем моря, которое особенно резко сказывается на высотах свыше 2000 м, приводит к уменьшению степени наполнения цилиндров, снижает мощность двигателя и повышает расход горючего.

Ориентирование в горах

Способы разведки в горах

Наблюдение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *