Акустика однополосная и двухполосная в чем разница

Анатомия акустических систем: споры о широкой полосе

Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. a00fe3569d384edc96dcaaed0ce97c60. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-a00fe3569d384edc96dcaaed0ce97c60. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка a00fe3569d384edc96dcaaed0ce97c60

Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).

Суть споров

Практика применения широкополосных динамических излучателей и АС, созданных на их основе, сформировала устойчивый стереотип о том, что чем шире частотный диапазон электродинамического излучателя, тем ниже его линейность. Соответственно, у подавляющего большинства широкополосных излучателей, как правило, не очень ровная АЧХ, также для многих излучателей этого типа характерен высокий уровень гармоник и интермодуляционных искажений.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. ff2b0c4d4879419ca77d61599ce4657e. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-ff2b0c4d4879419ca77d61599ce4657e. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка ff2b0c4d4879419ca77d61599ce4657e

Такое мнение подтверждается целым рядом чистых, с точки зрения физики звука и психоакустики, экспериментов, проведенных за последние 40 лет. В экспериментах сравнивались широкополосные и многополосные АС. В связи с наличием серьёзных недостатков (низкая линейность компонентов, оборудованных широкополосными излучателями), подавляющее большинство производителей отказались от широкой полосы и стали выпускать многополосную акустику.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 60ba277317694d038e91af56eb4e0d40. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-60ba277317694d038e91af56eb4e0d40. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 60ba277317694d038e91af56eb4e0d40

Противники многополосной акустики утверждают, что низкая линейность динамиков подобных систем с лихвой компенсируется отсутствием «ужасных фазовых искажений», «чудовищных проблем» с линейностью кроссоверов, разделяющих звук на полосы.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. ccc185e757074f63aa40cf7848298cd1. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-ccc185e757074f63aa40cf7848298cd1. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка ccc185e757074f63aa40cf7848298cd1

Иными словами: у многополосников фильтры «безбожно крутят фазу», что «ужасно» отражается на звуке. Кроме того, не редко заявляется о том, что пассивные кроссоверы способны существенно ухудшить динамические характеристики системы, снизить детальность звучания и сделать его «плоским». Перечисленные недостатки относятся в основном к пассивным кроссоверам, а недостатком активных является их стоимость.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. b06a4473ad1c47438a5adead64c18c74. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-b06a4473ad1c47438a5adead64c18c74. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка b06a4473ad1c47438a5adead64c18c74

Кроме прочего, приверженцы широкополосных АС часто апеллируют к неким магически-метафизическим особенностям влияния, воспроизведённого ими звука. В качестве демонстрации «магического» воздействия звука, издаваемого такой АС, приведу одну цитату (она вполне отражает мнение тех, кто апеллирует к «шаманизму» в этом вопросе):

«Но с другой стороны, сам не заметив, я через какое-то время я перешел от анализа звучания к прослушиванию музыки. Ставил композицию за композицией, слушал час вместо запланированных 10-15 минут. Потом появилось очень интересное ощущение — захотелось подпевать за исполнителем, попытаться сыграть аккорд за инструментом — хотя и то и другое после привычной уху самоделке на СканСпиках разбиралось с трудом =). Выключив аппаратуру, ушел в очень положительном настроении — появилось ощущение, что услышал что-то то, что никогда не слышал раньше — что именно, сказать сложно. Но — получается правы те, кто говорит о какой-то магической стороне широкополосников. »

(орфография и пунктуация сохранены)

Многополосные АС

Объективно, подавляющее большинство многополосных АС обладают рядом преимуществ. Для большинства многополосных систем с пассивными кроссоверами характерны:

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. e09a25bb60684a3da98cbfe9e6e7d235. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-e09a25bb60684a3da98cbfe9e6e7d235. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка e09a25bb60684a3da98cbfe9e6e7d235

АЧХ качественной трехполосной акустики

Как я уже отмечал, помимо сложности конструкции и цены для многополосных систем характерно наличие фазочастотных искажений. При этом следует учитывать, что этот тип искажений может быть заметен только в случае, если превышаются пороги слышимости ГВЗ (которые в области 2 кГц составляют около 1 мс). Подавляющее большинство производителей акустических систем ориентируются на этот критерий с середины 90-х по нынешнее время.

«За» и «против» широкой полосы

Несмотря на «засилье» многополосной акустики на современном рынке, не все компании отказались от разработок в области «широкой полосы». Так, например, компании В&С, BHL, P.audio, Edge и Beyma считают исследования в этой области оправданными и продолжают выпускать широкополосные динамические громкоговорители высокой чувствительности. В частности, этими компаниями были предложены технические решения, позволяющие увеличить диапазон ВЧ подобных динамиков. Это было сделано за счет использования коаксиальной конструкции излучателей и других оригинальных решений (размещение специальных диффузорных «надстроек», присоединяющихся к центральному керну динамика и пр.). Такие системы особенно популярны в автозвуке и встраиваемой акустике.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. image loader. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-image loader. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка image loader

Сравнение АЧХ 2-х шмирокополосных динамиков

АС на основе таких динамиков близки к многополосным по графику АЧХ. Однако, в силу использованного принципа, все равно склонны к образованию горба в области средних и «урезанию» остальных частот, особенно в области НЧ-диапазона. Следует также отметить, что расширение спектра широкополосных динамиков в сторону НЧ неизбежно связано с увеличением площади излучателя, что, как правило, приводит инженеров в тупик.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 182c6ac9c0854e76854603eeba9f23be. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-182c6ac9c0854e76854603eeba9f23be. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 182c6ac9c0854e76854603eeba9f23be

Кроме того необходимо учитывать, что среди приверженцев подобной акустики «true-вариантом» считается применение закрытого акустического оформления. Это, в свою очередь, не даёт производителям использовать фазоинверторный тип «ящиков», который смог бы усилить низкие в общей «картине». По той же причине в таких АС используются динамики с высокой чувствительностью, что отнюдь не добавляет линейности таким системам.

Известно, что наиболее серьёзные проблемы с линейностью широкополосных излучателей отмечаются в границах частотного раздела, что и объясняет большую распространённость многополосников.

Как я ни старался быть нейтральным – не получилось. В заключение могу отметить, что мои личные впечатления от прослушивания широкополосной акустики вполне совпадают с тем, что мне доводилось читать о проблемах этих систем. Звучание изобилует средними частотами и не создаёт ожидаемой объёмной сцены, низов – нет. Иными словами, несмотря на отсутствие фазовых проблем, присущих многополосным системам, широкополосники удовлетворительными считать не могу. Нелинейность, особенно выраженная в спектрах частотного раздела, убивает все достоинства «широкой полосы».

Пока писал пост, в гости зашел знакомый звурежиссер, резюмировал: «Все утверждения, что линейный звук добывается из одного излучателя — глупость полная».

Искренне надеюсь, что среди читателей найдутся люди, которые знают, по какой ещё причине среди аудиофилов пользуется популярностью широкополосная акустика. Как я уже написал, мне не удалось быть объективным. Жду комментариев, опровергающих мою точку зрения.

Источник

Как выбрать акустику.

Небольшой дисклеймер. Все указанные достоинства или недостатки описанных ниже колонок носят исключительно аналитический характер и не являются 100% утверждением касательно конкретной модели акустики. Я попытаюсь описать базовые принципы выбора, что-то типа, вот машину с квадратными колесами брать не надо. Все советы служат лишь для того, чтобы подтолкнуть неопытного человека по правильному пути в выборе. Окончательное решение о покупке той или иной модели обязательно надо принимать после прослушивания.

Итак, с чего начать. Начну пожалуй с некой философии выбора. В первую очередь при выборе первое, что нужно помнить, это думать своей головой и слушать своими ушами. Ни в коем случае нельзя доверять статьям и тестам журналов, плохих статей и тестов я еще не видел, а вот плохой акустики море. Второе, не доверять отзывам в интернете. Если человек не слышал в своей жизни ничего лучше кроме всяких свенов микролабов, то любая акустика более высокой категории для него покажется суперской. Лестных отзывов о плохой акустике наверно процентов 70 в интернете. Читайте лучше негативные отзывы, повторяющиеся недостатки у разных людей уже некий аргумент.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452776121152697849. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452776121152697849. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452776121152697849

Любая акустическая система состоит минимум из трех вещей: корпус АС, динамики, и разделительные фильтры. Думаю первые два пункта пояснения не требуют, а вот о третьем поподробней. Разделительный фильтр, это то, что разделяет сигнал с усилителя по полосам воспроизведения, низкие частоты(НЧ), средние частоты(СЧ), высокие частоты(ВЧ). За воспроизведение каждой из полос отвечает один или несколько динамиков. Очень важно понимать, что количество динамиков и количество полос разные вещи. Например следующие колонки имеют по 3 динамика, но являются двухполосными, за НЧ диапазон здесь отвечают 2 динамика.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452776750138820338. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452776750138820338. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452776750138820338

Как я уже писал, за разделение полос отвечает фильтр, его еще называют кроссовером. Сложно поверить, но именно он отвечает за качество звучания АС. Динамики конечно вносят основную лепту, но с плохим кроссовером даже самые дорогие динамики будут играть ужасно. Конечно при выборе вы не сможете разобрать колонку и посмотреть, качественно ли сделан кроссовер, но даже при наличии такой возможности нельзя будет сказать, хорошо ли он спроектирован или плохо. Хотя например такой вот кроссовер, который я встретил в одной из бюджетных ямах, точно полная лажа.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452777219164375546. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452777219164375546. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452777219164375546

Но тем не менее иногда можно косвенно судить о его качестве. Сейчас рассмотрим пару примеров.

На рынке есть несколько моделей, у которых НЧ динамик расположен сбоку, например

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452777596125342498. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452777596125342498. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452777596125342498

Таких моделей стоит избегать, и вот почему, не вдаваясь сильно в теорию, из-за особенностей распространения звуковых волн, басовик с боковым расположением должен играть не выше 300-400гц, иначе на суммарной амплитудно-частотной характеристике будет провал. Для того, чтобы поделить басовик на такой частоте, в кроссовере должна стоять катушка индуктивности с большим номиналом, качественная катушка с нужными параметрами стоит 3-4 тысячи, то есть 7-8 тысяч на пару колонок. Стоят ли такие катушки в акустике которая стоит например 30 000? Ответ думаю очевиден.

Примерно из-за тех же особенностей, левая колонка будет в добавок иметь провал на частотах 2-3 килогерца. Что-то типа такого. Расположение среднечастотных динамиков, если их несколько, должно быть сверху и снизу пищалки, а не только снизу.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 145277823714564676. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-145277823714564676. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 145277823714564676

теперь поговорим о полосах. Колонки делятся на одно- двух- трех- полосные. Есть конечно и 4-5 полосные, но цена за такие решения сильно приличная. Однополосные колонки, это колонки с одним широкополосным динамиком. Качественная акустика подобной конструкции стоит дорого, и является товаром довольно на любителя. Так что подробно остановимся на двух и трехполосном варианте.

Почему вообще в колонке делят полосы? Почему бы не доверить все одному динамику, который будет играть весь диапазон? Потому что к сожалению еще не придумали идеальный динамик. Каждый динамик хорош в своей полосе. Низкочастотный сабвуфер не заставишь играть средние частоты, а от крохотного ВЧ динамика бесполезно ждать басов. Поэтому и в колонке, чтобы перекрыть весь звуковой слышимый диапазон нужно несколько динамиков, которые играют разные частоты. Так сложилось, что наиболее резонно с точки зрения баланса цена/качество наиболее распространены двух- и трехполосные системы. В двухполосных системах за НЧ и СЧ диапазон отвечает низкочастотный динамик, а за ВЧ высокочастотный, твитер, пищалка, как его обычно называют. В трехполосной АС добавляется среднечастотный динамик, который избавляет НЧ от необходимости играть средние частоты. Дальнейшее увеличение числа полос сильно влияет на стоимость, и 4х и 5ти полосные системы стоят уже пару сотен деревянных.

Как же выбрать между двух и трехполосной конфигурацией? И тут все довольно просто с точки зрения выбора. Трехполосная АС всегда предпочтительнее двухполосной в той же ценовой категории. Опять же не вдаваясь в теорию, для качественного воспроизведения средних частот, а именно они наиболее значимые в музыке(да да, не басы чтоб бубнело, и не вч чтоб тарелочки цыкали, а именно средние частоты), нужен отдельный динамик, В двухполосных АС качественному воспроизведению средних частот мешают басы, динамик попросту не успевают отыгрывать середину, когда ему постоянно приходится трепыхаться от низкочастотной составляющей сигнала. Исключение может составить система, в которой присутствует сабвуфер, и низкочастотная составляющая отдана ему, об этом ниже. так же стоит упомянуть, что если планируется напольная система, выбирать двухполосный вариант не следует. Двухполосный полочник обычно выбиарют когда нет места или в тыловой канал ДК, использовать их в качестве напольной стереопары для музыки лично по мне расточительно.

Теперь поговорим о размере. И он как всегда и везде имеет значение, вот только не всегда в одну сторону. Больше иногда не значит лучше, а применимо к акустике даже хуже.

Начнем с низу, а точнее с басовика. И тут есть различие по кретериям выбора между двух и трехполосной АС. Начнем с двух. оптимальный размер НЧ динамика в двухполоске это 5-6 дюймов. Такой динамик обеспечит приемлемый уровень низких частот и не сильно испортит средние, выбирать двухполоску с 8ми дюймовым басовиком не следует, хоть такая акустика будет басовитее, но средние частоты в ней будут очень низкого качества. Например такие

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452780045135544231. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452780045135544231. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452780045135544231

Если для колонок планируется поддержка сабвуфера, то следует выбирать модели с 5 дюймовым динамиком, такие колонки дадут хорошую середину, а недостаток басов скомпенсирует сабвуфер. Если же сабвуфер не планируется, то следует отдать предпочтение моделям с 6-6,5 дюймовым динамиком, такой динамик обеспечит компромисс между вменяемыми НЧ и приемлимыми сч.

Теперь о трехполосках. Сейчас подавляющее большинство моделей на рынке имеют 6 дюймовый басовик или несколько. И это плохо. 6 дюймовый динамик не способен отыграть правильные глубокие басы, пусть даже их несколько. В случае трехполосной АС басовик не должен быть меньше 8 дюймов. Модели с таким басовиком чаще стоят больше, но ведь к такой акустике не нужен сабвуфер, так что выходит не дороже. Например такие колонки покупать не следует, здесь 5 дюймовые басовички. Басов от них ждать не стоит.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452780812178139878. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452780812178139878. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452780812178139878

Перейдем к СЧ. Размер СЧ не должен быть большим, оптимальный размер это 5 дюймов. Такой размер обеспечит хорошую отзывчивость легкого динамика для воспроизведения СЧ диапазона, и не потеряет в чувствительности за счет размера. Например такие модели с 6 дюймовым СЧ, который еще к тому же скорее всего такой же как НЧ динамик, не стоит

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. 1452781135128888040. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-1452781135128888040. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка 1452781135128888040

Что касательно ВЧ динамика, то особых критериев нет, В двухполосной АС он должен быть в идеале побольше чем в трехполосной. Но больше все зависит от качества настройки кроссовера, нежели от размеров динамика.

Думаю на этом пока закончить. Можно конечно еще много чего написать, может быть будет вторая часть. А пока, если что-то непонятно отвечу в комментариях).

Источник

Однополосные колонки что это

На современном рынке акустические системы представлены в довольно большом ассортименте. Данное оборудование отличается друг от друга по сфере применения (инструментальные, концертные, студийные и другие), согласно техническим характеристикам, форме корпуса и многим другим качествам.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Частота звука

Человеческие органы слуха способны распознавать звуки частотой от 20 до 20 000 Гц.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Существует оборудование с большим количеством полос, где каждый динамик воспроизводит звук в определенном частотном диапазоне. Наибольшей популярностью обладают двух- и трехполосные системы – они самые доступные и обеспечивают при этом отличное качество звука.

Преимущества двухполосной акустики

Двухполосные акустические системы пользуются наибольшей популярностью среди автомобилистов.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

В двухполосном оборудовании есть всего два динамика – НЧ и ВЧ. НЧ колонка воспроизводит звуки в низком и среднем диапазонах, а ВЧ – только в высоком. Благодаря этому для работы системы необходимы простые разделительные фильтры.

Особенности трехполосного оборудования

Трехполосная акустика отличается от уже описанной системы лучшим звучанием. Оборудование в таких системах доукомплектовывается СЧ динамиком, который несет так называемую «пространственную» информацию, создает объемное звучание. Кроме того, благодаря разделению обязанностей, оборудование стало компактнее.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Отличия акустических систем

Любая акустическая система состоит из динамиков (СЧ, НЧ и ВЧ), фильтрующего оборудования, усилителей сигнала, звуковых кабелей и входных клемм. Фильтрующие устройства отвечают за разделение звукового сигнала на несколько диапазонов. Фильтр двухполосной акустики разбивает частоты на два «участка» — до 5-6 тыс. Гц, и выше 6 кГц. Трехполосные устройства, как правило, оснащаются кроссоверами – регулируемыми фильтрами частот, которые разбивают диапазон звучания на три участка.

Все акустическое оборудование может быть активным либо пассивным. В первом случае каждый динамик оснащается отдельным усилителем сигнала. Такое решение облегчает согласование излучателей, снижает общую стоимость системы. Однако вместе с тем возрастает сложность обслуживания, установки и первичной настройки. Отдельные усилители чаще всего дополняют комплект трехполосных устройств.

Коаксиальные и компонентные динамики

То, как будет звучать трех- или двухполосная акустика в авто, во многом зависит от типа динамиков, которые бывают коаксиальными и компонентными. Первые представляют собой единую монолитную конструкцию, в которой объединены излучатели высоких, средних и низких частот. Такое решение делает звук узконаправленным. Поэтому такие устройства используют в качестве дополнения и преимущественно в небольших автомобилях.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Вопрос цены

Как уже отмечалось ранее, двухполосная акустика обойдется гораздо дешевле, нежели установка трехполосного оборудования. Это объясняется двумя причинами:

В состав трехполосных систем входит более сложное оборудование, стоимость которого значительно превышает цену обычных устройств. Кроме того, если вы решили установить такую акустику, вам придется обращаться за помощью профессионалов – без специальных измерительных устройств и тонкого слуха смонтированная система будет звучать так же, как и двухполосная акустика. В этом и состоит главный ответ на вопрос о том, чем отличается двухполосная акустика от трехполосной.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Зачем нужны широкополосные динамики

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Нет надобности кому-либо объяснять, зачем нужны широкополосные динамики – это основные динамики любой аудиосистемы, не только автомобильной. Зачем нужен широкополосный динамик в машине, в которой нет аудиосистемы – понятно каждому. Но зачем он может понадобиться автолюбителю, в машине которого уже стоит штатная аудиосистема? Затем, что на аудиосистеме производители часто экономят, устанавливая недорогие однополосные динамики, которые средние частоты еще кое-как вытягивают, а «верха» и, особенно, «низы» режут нещадно. Не надо быть меломаном, чтобы заметить исчезновение бас-гитары в любимой композиции, а недорогой «однополосник» такой фокус запросто может обеспечить. Проще всего спасти ситуацию, заменив штатные динамики на коаксиальные или на более качественные широкополосные, с расширенным частотным диапазоном.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Компонентная автоакустика

Но все же наиболее распространенная причина замены штатного (иногда даже коаксиального) динамика на широкополосный – создание компонентной автоакустики, т.е., такой аудиосистемы, в которой звук разделяется по частотам и каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики, НЧ – сабвуферы. Пока что именно компонентная автоакустика считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука.

Определившись с тем, зачем вам нужен широкополосный динамик, можно приступить к подбору конкретной модели по её характеристикам.

Характеристики широкополосных колонок.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Динамики JVC CS-V618. Диаметр 16,5 см. Минимальная частота 42 ГцДинамики Pioneer TS-1001I. Диаметр 10 см. Минимальная частота 38 Гц

Размер динамика. Нельзя однозначно утверждать, что чем больше динамик, тем лучше у него звучат низкие частоты и тем хуже – высокие. Но хорошо играющий НЧ динамик, скорее всего, будет большого диаметра, просто по той причине, что большому диффузору проще создать большое звуковое давление и поддержать громкость звука на низких частотах. В то же время иной 10-сантиметровый динамик обеспечивает лучшее звучание НЧ, чем другой 15-сантиметровый. Поэтому, выбирая широкополосный динамик в автомобиль, на диаметр следует обратить внимание как на чисто геометрическую характеристику вместе с посадочной глубиной: влезет ли динамик в предполагаемое место установки. А соответствие его выбранной роли лучше проверять по диапазону частот и амплитудно-частотной характеристике.

Максимальная мощность динамика (PMPO) — это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность динамиков, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной — особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.

Номинальная мощность динамика (RMS) — та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе динамика. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен динамик. Мощность динамика должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). При больших различиях мощности динамиков и усилителя следует воздержаться от прослушивания музыки на высокой громкости: при превышении мощности усилителя над мощностью динамиков громкой музыкой последние можно просто сжечь. А при превышении мощности динамиков над мощностью усилителя, он может войти в режим «клиппинга», выдавая на динамик чрезвычайно вредный высокочастотный сигнал высокой мощности. Первым признаком «клипания» усилителя является отсутствие повышения громкости при дальнейшем повороте регулятора громкости. Далее в звучании динамика появляются хрипы, трески и щелчки. При их появлении следует немедленно уменьшить громкость и более до этого уровня не увеличивать.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

При одинаковом частотном диапазоне АЧХ второго динамика (синий цвет) в рабочем диапазоне ровнее. Качество звучания этого динамика будет лучше.

Минимальная и максимальная частота динамика – одни из важнейших его параметров, определяющие качество звука будущей аудиосистемы. Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц, и, чем лучше частотный диапазон аудиосистемы будет покрывать диапазон слышимых частот, тем полнее будет её звук. Если вы выбираете однополосный динамик, он должен охватывать как можно более широкий диапазон – минимальная частота должна быть близка к 20 Гц, насколько это возможно (30-40 Гц – вполне хороший показатель), а максимальная – закрывать слышимый диапазон полностью, т.е. 20000 Гц. Если в паре с динамиком предполагается использовать сабвуфер, требования к минимальной частоте смягчаются. Такой двухполосный динамик может иметь минимальную частоту в 100 и более герц. Если предполагается использовать твитер, то снижается требование к максимальной частоте.

И, если вам важно качество звука, перед покупкой динамика постарайтесь увидеть его график зависимости амплитуды от частоты – амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) – чем он ровнее в диапазоне воспроизводимых частот, тем лучше будет звукопередача.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Частотный диапазон второго динамика (синий цвет) шире. Но при условии использования сабвуфера следует выбрать первый динамик, так как в среднечастотном диапазоне у него более ровная АЧХ.

Следует ли при выборе многополосного динамика отдать предпочтение тому, чей диапазон уже? Скорее всего, да. Ровную АЧХ намного проще обеспечить на небольшом диапазоне, поэтому динамик с узким частотным диапазоном, скорее всего, будет иметь на этом участке более ровную АЧХ, чем динамик с широким диапазоном.

Количество полос определяет, сколько динамиков должно быть в комплекте с данным, чтобы обеспечить полное покрытие слышимого диапазона. Однополосный динамик может быть единственным динамиком системы, обеспечивая качество звука хоть и далекое от идеального, но достаточное, скажем, для прослушивания радио. Двухполосные динамики требуют дополнительно наличия сабвуфера или твитера – точнее можно сказать, посмотрев на максимальные и минимальные частоты. Трехполосные динамики требуют и сабвуфера и твитера.

Импеданс или внутренне сопротивление динамика должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают несколько динамиков. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.

Чувствительность характеризует создаваемое динамиком звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1Вт на расстоянии 1м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук. Чем ниже чувствительность, тем мощнее должен быть усилитель для создания звука той же громкости.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Динамики с различным материалом диффузора

Материал диффузора. К диффузору динамиков предъявляются противоречивые требования – он должен быть максимально жестким для мгновенной передачи ускорения катушки на всю поверхность диффузора, и, в то же время, он должен хорошо демпфировать любые колебания для предотвращения «звона». Производители постоянно ведут разработку новых материалов, пытаясь добиться идеального баланса между жесткостью и демпфированием.

Бумага или целлюлоза – старейший из материалов диффузоров до сих пор остается неплохим решением за счет высоких демпфирующих способностей и неплохой жесткости. К недостаткам можно отнести невысокую механическую прочность и восприимчивость к атмосферным воздействиям.

Полипропилен (IMPP) недорог, прочен, имеет хорошую демпфирующую способность и устойчив к атмосферным воздействиям (для автомобильного динамика это важно). К сожалению, жесткость полипропилена невысока, особенно при использовании его в чистом виде, что часто бывает в недорогих моделях – из-за этого страдает качество звука.

Карбон и композитные волокна на основе углепластика имеют высокую жесткость, обеспечивая высокое качество звука, но демпфирование в них невысоко, АЧХ таких динамиков может быть неровным, иметь ярко выраженные пики и провалы.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Сабвуферный динамик с резиновым подвесом

Материал подвеса. Для средне- и высокочастотных динамиков материал подвеса должен обладать хорошим демпфированием и жесткостью выше среднего. Для этого идеально подходят бумага и ткань. Бумажные подвесы дешевле и проще в изготовлении, но тканевые имеют лучшие эксплуатационные характеристики, поэтому качественные динамики часто имеют именно тканевый подвес. Резиновый подвес чаще используется в динамиках, нацеленных на хорошую передачу низких частот, для высоких и средних частот этот материал слишком мягок.

Также следует понимать, что один и тот же материал у разных производителей может различаться очень сильно в зависимости от состава, пропиток, технологии изготовления.

Поэтому выбирать динамик по материалу диффузора и подвеса не стоит, а информацию об этих материалах воспринимать в качестве дополнительной.

Перед покупкой будет нелишним обратить внимание на количество динамиков в комплекте. Низкая цена выбранного хорошего динамика может определяться именно тем, что в комплекте он идет один.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

2-ух полосная акустика в авто

Акустическая двухполосная система издавна пользуется огромной популярностью у автомобилистов, которые ценят хороший звук. Сегодня явным конкурентом этой акустики выступает трехполосная, но сторонники прежней системы все еще ее уважают и ни за что не собираются менять.
В чем же двухполосная акустическая система лучше и почему ее так любят, узнаем из этой статьи, где ко всему прочему, будет дана инструкция по быстрой ее установке в автомобиль.

Преимущества двухполосной акустики

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Что такое двухполосная акустика

Двухополосная и трехполосная акустика – это практически одно и то же. И там, и там подразумевается использование сабвуфера, как важнейшего элемента, создающего определенные звуки.
Если в трехполосной системе мидбас и СЧ – динамики выполнены отдельно, то двухполосная акустика подразумевает их использование в одном динамике. Что касается ВЧ-динамика, то он в обеих системах выступает как отдельная единица.
Если преимуществом трехполосной системы называют лучшую звуковую сцену, то двухполосная акустика имеет множество других преимуществ:

Примечание. Как утверждают эксперты, идеальной акустикой можно было бы назвать однополосную систему, если бы та воспроизводила полную полосу частот 20-20 000 Гц.
В реальности этого достичь практически невозможно и по этой причине большинство современных акустических систем имеет две, а то и более головок, работающих в разных полосах частот.

Выбор 2-полосной акустики

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Акустика двухполосная самому сделать выбор нелегко

Как известно, все типы полосной акустики разделяются на особые классы. В данном случае речь идет о компонентной и коаксиальной акустике.

Коаксиальная акустика

Компонентная акустика

Фронтальная и тыловая акустика

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

В автомобиле, как известно, еще принято ставить динамики в зависимости от направленности звука.
Фронтальная акустика:

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Двухполосная акустика самому установить несложно

Преимущества фронтальной акустики:

Тыловая акустика

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Как и говорилось выше, главное в автомобиле – это тыловая акустика. Что касается этой системы, то она будет выполнять роль дополнительного звукового эффекта.
Итак:

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Тыловая акустическая система

Установка 2-полосной акустики

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

Схема акустической системы двухполосной

Итак, как стало понятным, полная установка 2-полосной акустики в автомобиль подразумевает использование ее и как спереди, так и сзади.

Примечание. Для установки в передние двери, желательно использовать динамики на 16 см.

Примечание. Стоит отметить, что сами по себе подиумы вряд ли обеспечат динамикам прочность. Поэтому отдельно для подиумов изготовляется доска или под ними ставятся специальные подкладки из ДСП или фанеры.

Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. lazy placeholder. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница фото. Акустика однополосная и двухполосная в чем разница-lazy placeholder. картинка Акустика однополосная и двухполосная в чем разница. картинка lazy placeholder

2-полосная акустика в дверь Мерседес

Примечание. Кроссовер можно установить рядом с дверной ручкой, ведь в это месте ему вполне свободно будет находиться (в зависимости от модели автомобиля).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *