Акварельные листы что это
Акварельная бумага: всё, что нужно знать
В статье представлена вся необходимая информация об акварельной бумаге. Итак, начнем!
1. Какой цвет у акварельной бумаги, и как это влияет на ваши работы?
Цвет акварельной бумаги варьируется от производителя к производителю и даже между различными типами бумаги, изготовленной одним и тем же производителем. Цвет может варьироваться от теплого, богатого кремового до холодного, ультрабелого.
Названия цветов акварельной бумаги включают традиционные, дополнительные белые и ярко белые.
Разницу можно легко увидеть, или она может быть едва заметной, даже когда два разных листа располагаются рядом друг с другом.
Важно помнить, что цвет акварельной краски отличается и влияет на картину. Акварельная бумага с кремовым оттенком может сделать цвета грязными. Акварель с голубоватым уклоном может придать желтоватым оттенкам зеленцы. Но если вы используете много серых и реалистичных тонов в картине, более насыщенная бумага может быть более привлекательна для глаз, чем экстра белая бумага, которая может сделать картину излишне яркой и мультяшной.
Когда вы покупаете акварельную бумагу, учитывайте ее цвет так же, как и отделку и вес.
Примечание для начинающих: если вы только начали использовать акварель, учитывайте тон бумаги. Важно знать, что он отличается, попробуйте различные бренды и вес, чтобы понять, что это такое. Не покупайте только одну марку, так вы никогда не поймете, что сделали лучший выбор. Вы сможете определиться только на собственном опыте.
2. Почему на акварельной бумаге есть водяной знак?
Например, водяной знак на приведенной тут фотографии говорит не только о том, что этот лист бумаги изготовлен на фабрике Фабриано, но и относится к марке Artistico. Фабриано считается первой компанией, начавшей использовать водяные знаки, начиная с конца XIII века.
Водяные знаки легко видны, если держать лист акварельной бумаги на свету. Водяные знаки нередко делают способом тиснения, когда бумага еще влажная.
Кстати, если водяной знак, находящийся справа, читается правильно, это не означает, что это «правая» сторона бумаги. Также отсутствие водяного знака не является признаком того, что это дешевая акварельная бумага.
3. На какой стороне акварельной бумаги можно рисовать?
Как правило, существует различие между двумя сторонами листа акварельной бумаги, причем одна сторона обычно гладкая (менее ворсистая), чем другая.
Но это не значит, что какая-то из них «правильная», а какая-то «неправильная», это зависит от того, что вам требуется от акварельной бумаги.
Более гладкая сторона бумаги лучше, если вы рисуете портреты или нравится изображать много мелких деталей.
Более фактурная сторона подойдет для пейзажей.
Но эти различия условны.
Все зависит, прежде всего, от техники, которой вы придерживаетесь.
Если бумага имеет рваные края, это как правило (но не обязательно) свидетельствует о хорошем качестве. Это естественный край, который образуется при изготовлении бумаги.
Дешевая бумага почти всегда имеет ровные обрезанные края. Но это не значит, что качественная дорогая бумага не может иметь обрезанных краев. Это больше зависит от машины, на которой она изготовляется.
На фотографии выше изображен край листа акварельной бумаги Фабриано.
5. Различные поверхности акварельной бумаги
Акварельная бумага делится на три категории по поверхности бумаги: грубая, горячего прессования и холодного прессования.
Акварельная бумага горячего прессования имеет гладкую поверхность, практически без зернистости. Ее гладкая поверхность идеально подходит для окраски мелких деталей и даже для смывания красок.
Холодное прессование является наиболее часто используемой поверхностью акварельной бумаги, так как оно позволяет получить хорошее количество деталей, а также иметь некоторую текстуру.
Мягкая прессованная акварельная бумага находится между горячим прессованием и холодным прессованием с небольшой текстурой. Она имеет тенденцию быть очень абсорбирующей, впитывать краску.
Важно помнить, что поверхности варьируются от производителя к производителю.
6. Вес акварельной бумаги
Толщина листа акварельной бумаги измеряется по весу. Итак, логично: чем больше вес, тем толще лист. Он измеряется либо в фунтах на полосу либо в граммах на квадратный метр (г/м2). Стандартная масса бумаги составляет 90 фунтов (190 г/кв.м), 140 фунтов (300 г/кв.м), 260 фунтов (356 г/кв.м) и 300 фунтов(638 г/кв.м).
Более тонкую бумагу нужно растягивать, чтобы она не деформировалась при рисовании. Насколько толстой должна быть бумага, прежде чем вы сможете радостно нарисовать ее без изгибов, зависит от того, насколько влажную технику вы используете. Поэкспериментируйте с различными весами, чтобы понять, хотя, вероятно, вы обнаружите, что бумага размером менее 260 фунтов (356 г/кв.м) будет коробиться.
Толстую бумагу не нужно растягивать, но это не единственное ее преимущество. Толстая бумага также лучше выдерживает большое количество слоев и впитывает больше краски.
7. Блоки акварельной бумаги
Однако у акварельных склеек есть недостатки. Во-первых, вы должны оставить картину сушиться в блоке (если вы отделите лист до того, как он высохнет, он покоробится. Это означает, что нужно больше одного блока, если хотите сделать несколько картин одновременно.
Кроме того, в блоках одна и та же сторона бумаги всегда находится наверху. Таким образом, вы можете рисовать только на одной стороне бумаги. И я слышал, как художники говорят, что бумага в блоке имеет меньшее качество, чем тот же бренд, продающийся в отдельных листах, но этого я не проверял.
Кроме того, акварельная бумага, продаваемая в блоках, обычно выходит дороже любого другого формата, но удобство может заставить вас решить, что это того стоит.
Хорошая акварельная бумага: как определить качественную бумагу
Здравствуйте, читатели моего блога!
В мире живописи существует большое разнообразие материалов. Как правило, для новичков бывает довольно непросто определиться с выбором бумаги, красок и кистей. Если говорить об акварели, то 50% успеха работы совершенно точно зависит от бумаги. Поэтому в этой статье я подробно расскажу какой состав и цену имеет хорошая акварельная бумага.
Состав
Акварельная бумага бывает нескольких видов. Нужно запомнить три основных материала, которые обычно идут на изготовление:
Но как выбрать хорошую акварельную бумагу? Давайте для начала разберем в чем отличия каждого состава.
Хлопок
Хлопковая бумага выдерживает многослойную живопись и большое количество воды. Работы, написанные по сырому выполняются именно на хлопке. Краска немного бледнеет, но текстура бумаги и красочного слоя остаются нетронутыми.
Благодаря этому вы можете исправлять ошибки, смывать слои, а иногда и вовсе смыть всю работу, если краска еще не высохла до конца.
Цена бумаги из 100% хлопка весьма высокая. Но рисунки на такой бумаге будут отличаться качеством даже, если вы не профессионал.
Целлюлоза
Целлюлоза не выдерживает большой влаги. А из-за нескольких живописных слоев могут образоваться катышки. Если вы сталкивались с такой проблемой, то вы знаете, как это неприятно. Краска не блекнет, а остается насыщенной.
Что и говорить, но исправить ошибки на такой бумаге весьма сложно. Целлюлоза подходит для тех, кто пишет работу за один прием.
Среди бумаги, состоящей из хлопка и целлюлозы, встречается большое количество вариантов. Бывает бумага, которая по свойствам похожа больше на хлопок. А бывает наоборот. Стоит обращать внимание на соотношение.
Отличный вариант для тех, кто только начинает работать с акварелью и еще не определился с основной тематикой.
От себя добавлю, что делить акварельную бумагу на хорошую и плохую только по ее составу не стоит. Во-первых, многое зависит от предпочтений автора, от того, как он работает, в какой манере и за какое время. Ну а во-вторых, на качество также влияют и другие факторы. Их мы и рассмотрим дальше.
Плотность
Бумага имеет плотность 300 гр
При выборе бумаги обязательно нужно обращать внимание на плотность. Если вы работаете за столом и крепите лист на скотч, то лист не должен быть не менее 240гр/м2. Лист с такой плотностью не будет сильно подвержена влаге, и натяжения от скотча вполне хватит, чтобы не образовались вздутия на поверхности.
Если же вы используете менее плотную бумагу, то ее нужно натягивать на планшет. Таким образом вы не столкнетесь с вздутиями и будете рисовать с комфортом.
К слову, натягивать бумагу можно тремя способами: клеем, кнопками или степлером.
Самая приятная плотность для акварели — это 300гр/м2. Толстые листы помогают грамотно веси работу. А акварель хорошо ложиться на поверхность листа.
Плотность акварельной бумаги может быть выбрана из соображений вашей предстоящей работы.
Если это легкий этюд, то можно купить не очень плотную бумагу.
Если работа длительная и подразумевает проработку в несколько слоев, то лучше не экономить и взять плотную бумагу. Результат того стоит, поверьте.
Натягивание на планшет
Прежде чем приступить к натягиванию на планшет, правильно определите на какой стороне акварельной бумаги рисовать. Неправильную сторону выбирают довольно часто. Лицевая сторона обладает более яркой фактурой, на ней и нужно работать. На какой стороне акварельной бумаги рисовать разобрались. Идем дальше.
Важно дождаться полного высыхания, прежде, чем начать работу.
Если бумага высохла, но остались неровности в виде волн или не до конца натянутых уголочков, вы не достаточно сильно натягивали лист.
В случае неудачи нужно начинать процесс заново. Поверхность с «волнами» для работы не подходит. Вместо живописи вы будите бороться с поверхностью листа.
Фактура
Вы наверняка замечали, что текстура акварельной бумаги бывает очень разная. Есть очень шероховатая поверхность, а есть гладкая почти без фактуры. Всего существует три разновидности:
Гладкая фактура позволяет детально прорабатывать изображение, отчего пользуется огромной популярностью в ботанической иллюстрации.
Средняя фактура — это универсальный вариант для любого изображения. Пейзаж, портрет или натюрморт из цветов — все будет смотреться достойно. Эта фактура не привлекает к себе много внимания и также идеально подойдет для акварельных карандашей.
Крупная фактура подходит для любителей экспериментов. Если вы любите создавать разные эффекты в работах, то этот вариант для вас. На такой грубой поверхности отлично смотрится экспрессивная живопись.
Вот картинки того, как выглядят все фактуры:
Так что выбирайте на свой вкус и под конкретную задачу!
Разные варианты
Акварельные листы не всегда продаются в папках.
Их можно купить поштучно. Скажем, если вы хотите создать работу необычного формата или просто хотите купить бумагу хорошего качества. Лист формата 50-70, например фирмы Canson, может стоить около 200 руб. Вы также можете купить формат а1 или а2.
На всех фирменный акварельных листах присутствует знак качества.
Склейки. Эта папка имеет одну особенность — листы склеены по периметру, но есть небольшой участок около 3 см без клея. В этом месте вы можете подцепить ножом лист и срезать его. Такой вариант идеален для пленэра. Вам не нужно заботиться, что вашу работу унесет ветер. Также приятно и то, что склейка создает ощущение натянутости на планшет.
Существуют также склейки только по одной стороне.
Альбомные папки — самый привычный вариант. Удобно, что вам не нужно разрезать листы. Вы сразу покупаете 10-20 листов одного форма. А4 или А3 — самые популярные.
Важные мелочи
Acid free — надпись, которую можно встретить с прочими обозначениями на папке. Она обозначает отсутствие кислотности. Но что это значит? Все просто: она обладает нейтральным pH. А это один из факторов, которые влияют на сохранность картин, помимо светостойкости красок.
Если такого обозначения нет, но просто посмотрите на цвет листов. Если акварельная бумага белая прям как офисная, значит ее отбеливали. Бумага без дополнительных обработок будет иметь натуральный цвет, приближенный к цвету слоновой кости.
Где купить акварельную бумагу?
Лучше всего в специализированных магазинах Красный карандаш или Передвижник. Здесь вы найдете то, что ищите. В магазинах всегда большой ассортимент художественных товаров и всего того, что может пригодиться творческому человеку.
Также можно оформить карточку постоянного покупателя и получать дополнительные скидки.
Фирма и стоимость
Цена акварельной бумаги напрямую зависит от качества и от производителя. Лидером по производству качественной бумаги являются итальянцы. Вообще практически любая импортная фирма приятно удивит вас.
Вот некоторые из них: Fabriano, Lana, Hannemuhle, Arches, Winsor&Newton.
Российские фирмы немного уступают зарубежным. Фирма Невская палитра довольно неплохая, отлично подходит для пленэра и небольших зарисовок, набросков. Минимум воды и красивый этюд обеспечен.
К слову, русские производители часто не указывают основные характеристике на обложке. Это говорит о том, что бумага непрофессиональная и низкого качества, в составе скорее всего только целлюлоза.
Подведем итоги
Итак, о многом было сказано, но где же совет по самой хорошей и качественной бумаге на все случаи жизни? Сложно дать однозначный совет на счет производителя и качества, но универсальная бумага будет подходить под следующие параметры:
Плотная 240- 300гр бумага средней фактуры (cold pressed), белого цвета яичной скорлупы.
Безусловно, выбор бумаги — это индивидуальный процесс. Надеюсь, что мои советы помогут вам сориентироваться и выбрать тот вариант, который подходит именно вам.
Финансовая часть — еще один интересный аспект вопроса. Вы удивитесь, насколько дорого могут обойтись материалы для акварели. О том, как правильно распределить бюджет и создать качественную работу поговорим в этой статье.
На этом пока что все!
До скорой встречи!
Как выбрать акварельную бумагу?
Чтобы написать классную картину акварелью, нужен богатый опыт и мастерство художника. Но какими бы вы не владели навыками и умениями в акварельной живописи, без качественного основания написать стоящее произведение вам будет в десятки раз труднее.
Воду акварель любит сильно, но вот бумага, к сожалению, нет. Бывает, бумага может и покоробиться и пойти волнами. Поэтому нужно по возможности выбирать хорошую акварельную бумагу, но и конечно не забывать про свои личные предпочтения при написании картины.
Виды акварельной бумаги
Стоит сразу сказать, что “плохой” или “хорошей” бумаги нет. Все зависит от намерений и стиля художника. Например, нет смысла покупать абсорбирующую тряпичную бумагу, если техника подразумевает в себе множественные исправления (соскобы) и удаления краски. Потому что вы просто испортите поверхность царапинами и ворсинками!
Стоит заметить, что акварельную бумагу продают в специализированных магазинах для художников поштучно и «пачками». Таким образом, можно набрать по одной штуке и пробовать себя 🙂
Сама бумага может делаться фабрично и ручным способом. Каждая бумага имеет свое качество поверхности (гладкая, полугладкая и грубая). Теперь подробнее обо всём!
Производители бумаги
Фабричную бумагу выпускают множество российских и зарубежных производителей. Российские в основном дешевле и проще, зарубежные же гораздо дороже и качественней.
Отечественные производители (фабричная работа): СПБФ «Гознак», ООО «Альт», «Паллацо» (дочерняя «Гознак»), «Сонет» и др. К сожалению, для профессиональной работы российские производители пока не подходят.
Зарубежные: «Hahnemuhle», “Arches” (от “Canson”), “Bockingford”, “Cotman”, “Fabriano”, “Saunders Waterford”, “Langton”, “Britania” и “Cornwall”.
Производители ручной акварельной бумаги: “Two Rivers” и “Ruscombe Mill”.
Фактура акварели
Фактура акварельной бумаги делится на три вида, каждая из которых применима для той или иной техники.
Некоторые считают такой вид бумаги слишком гладким и скользким, что создает массу неудобств, при работе с краской. А для некоторых наоборот, весь процесс можно держать под полным контролем, еще и если работать линией и заливкой.
3. Грубая фактура (сушка без отжатия): Бугорки и впадины на такой бумаге будут выражены куда сильнее. Такая рельефная поверхность не для тех, кто привык работать с точными ровными линиями и реалистичными изображениями.
За счет впадин на бумаге создается эффект шероховатости, которым можно ощутимо передать зрителям, прочность зданий или сырой погоды. Эта бумага для тех художников, которые предпочитают экспрессивную фактуру, сухую кисть, мазки, проскальзывание и выскребание.
Плотность акварельной бумаги
Качественная акварельная бумага не должна скатываться шариками под воздействием кисти или размокать. Кроме того, при выборе бумаги важно смотреть на ее плотность – это, пожалуй, основной критерий качества!
Совет: Если у вас бумага тонкая, то обязательно её намочите, и растяните на планшете, закрепив кнопками. После высыхания бумага будет ровно натянута и не будет коробиться во время работы.
Натуральная бумага без химических добавок не желтеет со временем. Но, с другой стороны, эти же добавки надежно защищают бумагу от различных воздействий и загрязнений. Таковые имеются в акварельных бумагах фирмы “Saunders Waterford” и “Bockingford”.
Совет: Как правило, лицевая (рабочая) сторона находится там, где клеймо производителя или фирмы изображено не в зеркальном виде. Если клейма нет, то работать следует на шершавой стороне.
Результаты тестов
Ниже представлены результаты теста акварельной бумаги горячего и холодного прессования. Тест был произведен одним из опытных художников.
Результаты теста акварельных бумаг ХП
№1: Фирма “Палаццо” с 50 процентным содержанием хлопка:
Смываний или исправлений дефектов она не выносит. Хорошо писать по сырому или в а-ля прима. Многослойной техникой лучше не писать.
Показал средние со всеми результаты. Работать можно как многослойно, так и однослойно. Поверхность слегка тянущая и шершавая.
№3 “Arches от Canson”:
К работе с такой бумагой нужно привыкнуть. Как ни как – 100% хлопок, требующий большого количества воды. По скрину из теста можно увидеть, что по сырому будет работать тяжко, а вот в многослойной технике – самое оно!
Очень приятная поверхность подойдет для многослойной техники и а-ля прима. Может слегка коробить.
№5 Планшет для акварели “Франкфурт” (от того же “Гознака”):
Сплошная целлюлоза, что слегка сказалось на качестве. Но в целом ничего, многослойность “перенести” сможет.
Грубая фактура, поэтому для цветочков и миниатюр явно не сойдет. Только для городских этюдов.
Результаты теста акварельных бумаг ГП
Этот тип бумаги более гладкий и глянцевый. В тесте участвовали 4 марки фирмы “Гознак” с различным тиснением (скорлупа, кожа, холст и лен).
Выводы можно кратко описать так:
Бумага горячего прессования приемлема для а-ля прима, графики и многослойной живописи. Глянцевая плотная поверхность делает слой гораздо прозрачнее, чем ХП бумага. Тиснение “кожа” отличается тем, что вода впитывается медленно, а кисть идет плавно.
Любые стирания, исправления или вымывания бумага ГП не любит. В противном случае “наберетесь” катышков. Получается – эта бумага только для профи.
Приятную фактуру трещинок придаст кожа. На ней прекрасно “лягут” пейзажи, букеты и фрукты. Не рекомендуется для портретов и миниатюр.
В заключение
Холст и лен для акварели не подходят.
Таким образом, мы выяснили насколько важную роль в акварельной живописи играет бумага. Если вы научитесь работать на скромной по качеству бумаге, то можно предположить, какие чудеса вы сможете творить на профессиональной качественной бумаге!
Акварельная бумага
hand-made – бумага ручной выделки имеющая неповторимую живую фактуру листов. На таких листах обычно есть водяной знак, сделанный филигранью. Такая бумага может иметь неровный край, что характеризует её ручное происхождение и придает ей особую прелесть.
machine-made – промышленный (ускоренный) способ изготовления. Это наименее прочные, к воздействию воды, листы, предназначенные для учебных работ. У листов бумаги, изготовленной таким способом, все края обрезные. Они могут иметь водяной знак, но наносится он уже на готовый, еще влажный лист тиснением, а не с помощью филигранного мотива.
Основное достоинство бумаги, сделанной ручным способом – это хаотичность расположения волокон. Поэтому после высыхания/смачивания такая бумага уменьшается/ увеличивается одинаково со всех сторон на 2-3%. При машинном способе изготовления волокна получают некую направленность по длине бумажной ленты. После высыхания/ смачивания такая бумага уменьшается/увеличивается вдоль на 1-2%, а поперек –до 5%.
Без клея волокна целлюлозы связаны только водородными связями, которые разрушаются от воздействия воды.
Крахмал склеивает своими зернами волокна бумаги, оставляя поры, через которые проходит краска на водной основе, не разрушая волокна целлюлозы.
Некоторые бумаги пропитываются до 40 раз!
Пропитка делает бумагу шаг за шагом
все более влагостойкой.
Затем бумага может быть пропитана квасцами. Квасцы переводят желатин в нерастворимое состояние, делая пленку еще более непроницаемой.
Также квасцы способствуют тому, чтобы акварельный мазок стал нерастворимым, за счет смешивания квасцов и гуммиарабика, одного из составляющих акварели.
Наполнители (белые пигменты: мел, глина, титановые белила и т.д.). Наполнители могут быть использованы только при промышленном способе изготовления бумаги. Чем белее наполнители, тем тоньше можно сделать непрозрачную бумагу.
Если проклейка сделана с нарушением технологий, то вода, вместе с краской, будет скатываться с листа, не задерживаясь.
Чем длительнее сушка, тем лучше качество бумаги. Лучше всего – сушка естественным образом в прохладном помещении без сквозняков. При машинном способе изготовления сушка осуществляется принудительно, горячим паром.
Плотность акварельной бумаги варьирует от 170 гр. до 850 гр. на кв.м. Чем выше плотность, тем лучше впитываемость. Если писать акварелью на тонкой бумаге, то ее необходимо натягивать на планшет, а после она обязательно должна быть оформлена в паспарту. Акварель на плотной бумаге может храниться без оформления.
Акварельную бумагу можно использовать в качестве основы для любой водорастворимой краски, а также для рисунка. Проклеенная поверхность не ворсится от исправлений изображения резинкой.
Акварелью можно рисовать и на офсетной (мелованной) бумаге (описание см.ниже), но только в технике лессировок (работа не предполагает никаких промывок и отскрябываний), т.к. такая бумага, не будучи проклеенной, не может выносить исправлений водой.
Как правило, отличительные характеристики прописаны на упаковке акварельной бумаги. Если какой-то из характеристик нет, значит, бумага имеет наиболее простые характеристики.
Второй слой наносится после того, как просох первый.
После нанесения первого вертикального слоя можно увидеть:
— ровно ли ложится краска с первого раза (не должно оставаться белых пятнышек, как при плохом окрашивании)
— меняется ли цвет краски от соприкосновения с бумагой
— растворяет ли верхний слой нижний слой акварели (цвета должны не перекрываться, т.е. сквозь верхний должен просвечивать нижний)
— насколько четкие края у вертикальных и горизонтальных полос в местах их пересечения.