Акя что значит у узбеков
Акя что значит у узбеков
Амин-акя запросто окликнул меня на улице, когда я проходил мимо. Стандартный набор вопросов – кто такой, откуда, что делаю в Бухаре. По традиции был очень рад услышав, что я из Петербурга. Оказывается он там служил в армии. Сказал: «А пойдем, я тебе покажу как я живу». Конечно же я пошел.
Дома там расположены очень близко друг к другу. К нужному вела вот такая улица.
В Узбекистане не принято делать окна на дорогу. Окна смотрят во двор. Двор оказался небольшим. Внутри особо ничего нет. По словам Амина, огорода рядом с домом нет. Я не стал спрашивать детали, но подозреваю, он есть где-то недалеко от дома. Иначе, я не понимаю как так.
Во дворе, понятное дело, гуляют детишечки. Поначалу мелкий немного испугался незнакомого дядю. Но потом осмелел – после каждого сделанного мною снимка говорил «ну ка» на таджикском, просил посмотреть что получилось и норовил нажать какую-нибудь кнопку на камере.
Амин-акя был очень рад, что я к нему зашел. Попросил записать мой адрес и сказал, что хотел бы меня пригласить в гости на их какой-нибудь праздник. Дал и свой адрес. Я собираюсь напечатать фотографию, где они с внуками и послать. Думаю порадуются.
Оба внука. А Амин на заднем плане пишет адрес.
Маленький тоже пишет.
Я спросил как у них дела с интернетом, есть ли компьютер. Компьютера не оказалось. Но там был еще паренек постарше, который не попал в кадр, сказал, что что-то слышал. Я оставил им и адрес электронной почты и адрес блога. Просто так на всякий случай.
Я тюркские языки чуть-чуть могу отличить, по крайней мере по окончаниям слов, но ведь наш друг из Питера, ему сложнее
Сама не говорю,ни на одном.
Если разрешите, хотелось бы Вам дать пару советов (от местного жителя) по must-visit достопримечательностям.
3. Сходите в центр плова. Раньше он был около Гидрометцентра, потом его переносили по разным местам. К сожалению, сейчас не знаю его местонахождения (уже год не была в Ташкенте), но Евгений Семенович должен знать :).
В «центре» готовят минимум 10 свадебных казанов плова (каждый минимум человек на 200) и в каждом казане разный вид плова. Людей каждый день там видимо-невидимо.
Если посчитаете советы стоющими, на досуге постараюсь его что-нибудь «насоветовать» :).
Спасибо огромное за все фотоотчеты. Прям бальзам на сердце :).
Акя что значит у узбеков
О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?
Они не говорят «нет»
Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.
Они не жалеют времени на приветствие
Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.
Они наливают гостям половину пиалы чая
Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!
Они едят плов в 6 утра
Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.
В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Они сажают женщин за отдельный стол
В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.
До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.
Они бросают камешки в праздничное угощение
Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.
Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.
Они женятся по воле родителей
Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.
Они платят калым за невесту
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.
Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂
Что означает слово «узбек»?
Едва ли можно найти народ Средней Азии с более сложной этнической историей, чем узбеки. Тюркские кочевники изначально были обитателями юга Сибири, но в погоне за новыми пастбищами стали быстро занимать новые территории, в значительном отдалении от своего изначального ареала.
К середине первого тысячелетия они уже основали могучий каганат, одним из центров которого была Средняя Азия. Смешиваясь с местными, оседлыми племенами, степняки дали начало многим народам.
Хоть о самих узбеках тогда еще не слышал, из взаимодействия оседлого, иранского и кочевого, тюркского, начала (с небольшим добавлением монгольской крови) к моменту прихода туменов Чингисхана в уже начала отливаться форма, которая через пару столетий станет основой для новой нации.
Когда в древнем Мавераннахре существовала городская культура с развитой медициной, астрономией и математикой, в степях чуть севернее все еще было много суровых тюрок-кочевников, живших с одной земли и воды. После гибели государств-наследников империи Тамерлана на востоке образовался вакуум власти. Именно эти ребята его и заполнили. Как уже много раз бывало в истории человечества, менее развитые, но стойкие и агрессивные народы захватили власть над представителями изнеженной земледельческой цивилизации.
Узбеки из Великой Степи, во главе с Шейбани-ханом, вторглись на беззащитный юг в 1499 году. Слабые наследники великого хромца не сумели объединить силы для отпора этому решительному и уверенному в себе полководцу и через пару лет прекратили сопротивление.
Нельзя сказать, что Шейбани действовал только силой, он ведь был чингизид и, согласно представлениям тех лет, имел полное право владеть Азией. Но все ж, основой его власти было конное войско соплеменников-узбеков.
Само слово существовало задолго до появления народа. Например, такое имя носило несколько ханов Золотой Орды, в чьи владения, кстати, входили и территории бывшей империи Хорезма (т.е. земли будущего Узбекистана). Самый известный из них правил в 1313-1341 годах, причем, именно при нем степное государство приняло ислам.
Будучи первым ханом, сделавшим эту религию обязательной для кочевников, его правление было весьма идеализировано. Само государство – Золотая Орда – иногда называлось страной Узбек-хана. А когда оно стало распадаться, такое имя получила восточная часть державы, чьим правителем вскоре и стал завоеватель Шейбани.
Но возникло имя, все же, задолго до прихода монголов в тюркской исламской среде, поскольку впервые упоминается в XII веке.
Что же оно означает?
Слово «бек» понять несложно. Оно является титулом тюркской кочевой знати и соответствует понятию «эмир» у арабов, «князь» я славян и «лорд» у западных народов. Т.е. это высшая часть степного дворянства, а в совсем седой древности так называли глав рода.
«Уз» означает «свой», «собственный». Т.е. правильным переводом будет – «сам себе хозяин». Такое значение, кстати, сближает его по смыслу со словом «казак», под которым первоначально у тюрок понимали любого вольного, выпавшего из степного сообщества человека.
Ну, называть себя вольным народом – традиция, остаточно обычная для кочевых племен, чью свободу ограничивала только великая степь.
Узбекские имена
Узбекские мужские имена, как и женские, обладают удивительной историей своего происхождения. Некоторые из них берут своё начало в арабской и иранской культурах, другие исключительно узбекского характера, но и современные тенденции не оставляют эту сферу национальной жизни и оказывают на антропонимы определённое влияние.
Традиционные
Несмотря на влияние арабского мира, большинство женщин и мужчин Узбекистана сохраняют преданность своей культуре. Мальчиков и девочек в «солнечной стране» принято называть со смыслом, чтобы это был не просто набор букв. Имя в Узбекистане обязательно что-либо означает, указывает на определённый признак, в то время как фамилии давать было не принято, так же отсутствовало и отчество. Поэтому узбекское имя несло в себе большую смысловую нагрузку.
Антропонимика, наука, изучающая собственные имена, выделяет несколько групп:
Имена в Узбекистане состояли из нескольких слов, носящих определённый смысл, однако они были не длинные, так как приставки к основной части состояли лишь из трёх-четырёх букв: бой, жон, тош, гул, нур и т.д. Значение имён сакрально и требуется перевод, чтобы определить, какими качествами семья решила наделить родившегося ребёнка.
Узбекистан находится в Средней Азии, на протяжении веков здесь господствовали арабская и иранская культуры. Некоторые узбекские названия пришли из древнееврейского, греческого и латинского языков. Составные мусульманские и имена героев Корана до сих пор пользуются популярностью у населения Узбекистана.
Русско-узбекские имена
Ранее Узбекистан входил в состав СССР, поэтому Россия оказала определённое влияние на узбекские мужские имена, как и наоборот. А некоторые берут свои корни в еврейском и арабском языках, поэтому мальчиков Яков, Иосиф и Рустам можно встретить в обеих странах. Есть же и редкие женские случаи (Лола). Русское влияние даёт о себе знать в фамилиях. До 1930-ых годов в Узбекистане было не принято давать фамилии и отчества, но со времён СССР они вошли в обиход и давались по русскому образцу. Современные фамилии дают понять о своём происхождении, если отнять русское окончание.
Современные
Современные узбекские антропонимы чаще всего традиционного происхождения. Среди них есть и длинные имена, когда к основе добавляется приставка, есть и короткие. Популярные узбекские мужские имена указывают на свойство человека. Приставка может добавить дополнительный смысл. Так кроткие антропонимы превращаются в длинные.
Совет: «Часто узбекские имена состоят из двух или более частей. Чтобы понять значение, следует разложить его по словам и перевести каждое. Во многих встречается приставка «бек» – это дворянский титул или «бой» – крупный землевладелец».
В 21 веке самые распространённые следующие: Сардор, Анвар, Жавохир, Азиз, Алишер, Ислом, Улугбек, Отабек, Шерзод, Дилшод. Женские имена: Асмира, Мадина, Фархунда, Интизора. В 21 веке жители Узбекистана носят ФИО, а старинные антропонимы, указывающие на степень родства или географическое происхождение, уходят в бездну прошлого.
Длинные
Многие узбекские имена длинные, так как родители желают дать своему ребёнку как можно больше пожеланий или наделить его множеством положительных качеств. К основной части добавляется приставка, поэтому такие имена уникальные и редкие: Жахонгир, Сирожиддин, Дилмурод, Фахриддин, Сайдакбархон – всё это длинные узбекские мужские имена.
Совет: «По приставке можно было определить из состоятельной семьи человек или из бедной. Бой, бек, султан, жон – приставки крестьян, богатые люди старались не использовать эти компоненты».
Остальные же приставки использовались всеми. Для узбекских девочек использовались приставки гул (означает цветок), ой (означает месяц), ок (белый), буви (бабушка), оим (означает моя красавица).
Список мужских имён (со значением)
Самые распространённые узбекские имена у мужчин по алфавиту.
Список женских имён (со значением)
Заключение
Географическое расположение Республики Узбекистан обуславливает происхождение местных антропонимов. Влияние иранской, арабской, мусульманской, и тюркской культур прослеживается в именах местного населения. Благодаря изучению красивых узбекских имён делается вывод об истории и моральных ценностях страны. Проведя анализ узбекских названий можно проследить колоссальное влияние ислама, но вместе с тем увидеть и традиционные черты. Семейные и религиозные ценности, красота природы, древний эпос, историческое прошлое страны – всё это органично переплетается в узбекских названиях. «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» – эта фраза как нельзя лучше характеризует принцип, по которому жители Узбекистана называют детей. Жители подходят к подбору основательно, чтобы определить судьбу ребёнка и пожелать ему счастливой жизни.
Узбекские имена
Большую группу среди узбекских имен составляют имена, которые обладают магическим значением для их обладателя.
Особенности имен в Узбекистане
Детям давали имена, которые в переводе с узбекского обозначали — богатый, сильный, изумруд, солнце и т.д.
Были и имена, которые указывали на время появления на свет или обстоятельства, при которых родился ребенок.
Часто можно встретить узбекские имена, которые ругают или оскорбляют своего обладателя. Так называли долгожданных детей, чтобы их не коснулась злая сила.
Узбекские имена не меняются в сокращенную или уменьшительно-ласкательную форму. Для придания им ласкового обращения добавляют приставку «жон», что означает «душа моя».
Происхождение узбекских имен
История происхождения узбекских имен берет свое начало от религии. Детей было принято называть в честь пророков и великих религиозных людей.
Но со временем такие имена узбеков стали исчезать, как и имена, состоящие из двух и более частей, а также с приставками Дин и Улла.
Отчество появилось только в конце двадцатого века, в связи с тем, что в Советской республике проводили перепись населения и обязательным требованием стало записывать отца ребенка в документах. До этого отчество было большой редкостью и употреблялось только в очень знатных семьях.
Во многих городах и семьях до сих пор принято звать детей только по имени, а полное имя и отчество в сочетании с фамилией употреблять только в официальных документах. Сокращенно инициалы принято писать так: первые буквы имени и отчества и фамилия полностью.
Значение узбекских имен
Значению узбекских имен уделяется особое внимание. Имена в Узбекистане для детей это обереги от злых духов, своеобразные талисманы, которые даются им при рождении.
Список распространенных мужских и женских имен по алфавиту и их значение:
Рассмотрев этот список узбекских имен, можно сделать вывод, что для своих детей жители Узбекистана выбирают самые красивые и звучные имена, которые наделяют их магической силой и защищают от трудностей в жизни и злых духов.
Списки узбекских имен
Каждый из списков разбит по алфавиту, чтобы вы могли найти узбекское имя на нужную букву: