Алалия и аутизм в чем разница
Алалия и РАС: чем различаются?
Расстройства аутистического спектра — это большая группа нарушений, имеющих различное происхождение. И четко прослеживается мировая тенденция к отказу от дифференциальной диагностики внутри группы.
В американской классификации DSM-5 все виды аутизма объединили в один диагноз «РАС» (хотя в предыдущей редакции было разделение). В нашей МКБ-10 не существует нозологической единицы «РАС», то есть на данный момент это синдром, а не диагноз. Но уже в МКБ-11 ситуация кардинально поменяется, и будет лишь «РАС» с указанием того, есть ли нарушение интеллекта и функционального языка.
В то же время медицинские классификаторы служат не для лечебных целей, а скорее, для административных, ведь укрупнение группы стирает различия в механизмах развития патологии.
В США подход к реабилитации – адаптация к дефекту семьи и социальной среды, а также самого ребенка. Это и отражено в классификации, потому что слишком дорого для госбюджета копаться в причинах, выявлять механизм нарушения и подбирать индивидуальную терапию. Намного проще свалить всё в кучу, назвать это «РАС» и смириться. Сейчас постепенно и наша страна переходит к западной модели (хотя многие отечественные специалисты всё же придерживаются мнения, что «истинный аутизм» близок по происхождению к шизофреническому спектру).
В последнее время детей с диагнозом «РАС» стало очень много, но на практике «настоящего» аутизма не прибавилось. Статистика искажается за счет гипердиагностики и изменений в классификациях. Из тех детей, кого вижу я лично, истинных аутистов мало. У остальных детей с подозрением на РАС есть нарушения слухоречевого гнозиса, неврологические проблемы, алалия, генетика, умственная отсталость, а нарушение контакта – вторичные. И называть ли это расстройством аутистического спектра, зависит от подхода специалиста.
Многие интересуются различиями в развитии речи при РАС и алалии. Предполагаю, это связано с тем, что многим ставят эти диагнозы через запятую, что создает еще большую путаницу.
Итак, при сенсомоторной алалии (СМА) и слуховой речевой агнозии действительно часто встречается аутоподобный фасад, который обусловлен непониманием речи. А если прибавить неврологические проблемы уровня среднего мозга (ходьба на цыпочках, возбудимость, аффективные вспышки), то многие врачи ставят «РАС». Гиперактивность как симптом при РАС и алалии часто обусловлена отсутствием внутренней речи, которая после 3 лет должна выполнять регулирующую функцию. Указательный жест появляется достаточно поздно в обоих случаях, развитие сюжетной игры также задерживается (при РАС и то, и другое появляется сравнительно позже, но и при СМА часто развитие этих навыков происходит не по норме). В том случае, если невербальные функции нарушены так же, как и вербальные, то мы получаем вариант умственной отсталости (с РАС или без него). Нарушения сенсорной обработки встречаются во всех вариантах, поэтому их имеем ввиду, но не опираемся при диагностике.
Различия РАС и сенсомоторной алалии
В случае сенсомоторной алалии/слухоречевой агнозии:
При аутизме:
Не можете разобраться, какое нарушение у вашего ребенка? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Разница между алалией и аутизмом
Между алалией и аутизмом есть сходства и различия, которые следует знать, чтобы не путать расстройства между собой. Своевременная постановка правильного диагноза обеспечивает шансы на продуктивную коррекцию. Хотя эта задача находится в компетенции специалистов, родители также должны понимать и разграничивать определения, чтобы помочь в диагностике и лечении
Алалия — это расстройство, обусловленное органическим поражением речевых областей головного мозга, при котором у ребенка нарушено или отсутствует понимание и воспроизведение речи. Сложность диагностики в том, что развивается расстройство в доречевой период, а при неправильном поведении родителей приобретает оттенки некоторых других нарушений.
Аутизм — это расстройство, обусловленное нарушением развития нервной системы. Основная типичная симптоматика — ребенок замыкается и словно живет в другом мире, в котором есть сложности становления социального взаимодействия.
Именно в этом алалия и аутизм схожи. При речевом нарушении также может наблюдаться замкнутость, так как ребенок, которого не понимают и который не понимает других, может огораживаться за бесконтактным барьером.
Оба расстройства иногда сопровождают друг друга. Однако, с принципиальной стороны, они все-таки разные.
Алалия или аутизм — чем отличаются?
Рассмотрим отличительные черты нарушений по определяющим признакам:
1. общительность. Алалики такие же дети, как остальные. Они подвижны, любопытны и стремятся к взаимодействию с другими. Аутисты отстранены, часто апатичны, дружбе со сверстниками предпочитают одиночество
2. жестовый метод общения. При расстройстве речи жестикуляция легко развивается, помогает в разговоре. Однако при неврологических нарушениях, во многих случаях единственный метод взаимодействия, приходится активно налаживать родителям для понимания потребностей своих детей
3. речевое развитие. Аутисты не стремятся к диалогу в раннем возрасте, они предпочитают поднимать только важные для них темы, отсутствует конкретика в обращении, нарушена тональность разговора. Алалики, напротив, пытаются болтать, хотя у них это получается не очень хорошо. Звукопроизносительная сторона в норме, плохо с произношением, однако эту проблему можно устранить
4. психическое развитие страдает с обеих сторон. Только при расстройстве речи это ЗПР, а во втором случае, чаще всего симптоматика УО
5. контактная среда. Во время вовлечения ребенка в занятия алалик быстрее пойдет на коллективное взаимодействие, аутист будет склоняться к самостоятельности.
Сенсомоторная алалия с признаками аутизма
Выше мы упоминали о том, что оба заболевания могут быть сопроводительными расстройствами, то есть, иногда протекают одновременно. В этом случае, к симптомам алалии добавляются:
Помните, что алалия и аутизм хоть и имеют различия, могут быть диагностированы только врачами. Не пытайтесь ставить диагнозы и лечить детей в домашних условиях без рекомендаций специалистов.
Отличие алалии от аутизма
Алалия – специфическая задержка развития речи при сохраненном слухе. На первый взгляд, ее проявления у маленького ребенка схожи с некоторыми видами аутизма, поэтому из-за поверхностной диагностики, эти два диагноза можно спутать.
Чтобы понять, как распознать по признакам и различить алалия или аутизм, нужно наблюдать за ребенком, отслеживать его реакции в различных ситуациях. Условия типичного медицинского учреждения для таких наблюдений подходят плохо, поэтому педиатры, психиатры и логопеды, опираются на информацию, полученную от родителей. С помощью специализированных опросников получается отличить одну патологию от другой.
Крайне важно сразу установить проявившееся расстройство правильно. Так как они требуют специфического лечения с отличающимися подходами.
Сходства и различия сенсорной алалии и аутизма
Чем младше ребенок, тем сложнее поставить четкий диагноз, отличить одно отклонение от другого.
Трудность в том, что проблемы возникают в одинаковых сферах высшей нервной деятельности.
Если моторный тип задержки речи диагностировать просто, то сенсорная алалия и аутизм разного вида имеют мало отличий. И различия не столь явные.
По этой причине, малышам нередко достается диагноз алалия с аутическими чертами, но это не всегда верно. Такая формулировка приводит к потере времени, отданного неправильному лечению.
Рассмотрим подробнее, чем отличается алалия и аутизм.
Распознавание собственного имени
Уже с маленького возраста сенсорные алалики в 50% случаев реагируют на произношение своего имени. В основе подобного явления лежит то, что слух у таких людей избирательный, они попросту не воспринимают некоторые звуки.
Аутисты же, даже к возрасту 3 года не реагируют на называние своего имени. Это связанно с их погруженностью в себя, отсутствием интереса к окружающему миру.
Реакция на чужую речь
Слух при обоих синдромах не нарушен, но восприятие речи осложнено.
На фоне алалии, ребенок слышит мелодичный шум, не понимая, что именно ему говорят, но интересуясь происходящим и реагируя на него.
Человека с аутическим расстройством, как правило, звуки не затрагивают никакие. Ему или не интересно, или он боится обратить на себя чрезмерное внимание, попасть в ситуацию необходимого общения, которое для него нежелательно.
Интонации речи
В случае сенсорного расстройства, они считываются без понимания содержания.
При РАС, интонации в голосе собеседника не распознаются. В качестве информации воспринимается только смысловое буквальное наполнение фраз.
Общение с людьми
Алалики не избегают его, стараются быть рядом с другими, проявляют общее с группой внимание, не избегают попыток общения с коллективом, родными.
Аутические малыши закрыты, стараются держаться в стороне от других, избегают любых контактов, кроме необходимых.
Развитие речи
В этом случае наиболее ярко проступают различия между синдромами.
При алалии нарушена слухоречевая память. Человек не может воспринимать полноценно чужую речь, ему трудно накопить словарный запас, научиться формулировать предложения, фонетически и грамматически правильно произносить желаемое.
Если имеем дело с РАС, то пациент способен разговаривать, даже сложными для своего возраста предложениями. Говорит правильно и чисто, имеет большой словарный запас, но большая его часть заучена автоматически, без понимания смысла и используется по ситуации, иногда не подходя по ситуации. Большая часть словарного и фразового запаса – точные цитаты из речи, услышанной где-то.
Эмоциональное восприятие
У алаликов нарушения легкие, дети распознают чужие эмоции и передают свои.
Аутисты не способны к эмпатии, не распознают чужие эмоции и не могут выразить свои. При тяжелых видах расстройства, их не испытывают.
Умственные способности
При речевом дефекте имеет место вторичное отставание в развитии, которое с помощью терапии устраняется, при условии, что речь удастся запустить.
На фоне расстройств аутического спектра (РАС), развитие интеллекта может протекать по-разному. Дети способны и отставать, и обгонять сверстников, развиваются согласно возрастной нормы или с отклонениями в обе стороны. В некоторых случаях отставание не преодолимо.
Взгляд в глаза
Малыши с отклонением в восприятии речи легко идут на зрительный контакт, уделяют внимание губам, пытаясь считать произносимые звуки.
Аутичные пациенты избегают прямого взгляда на собеседника, смотрят вскользь или вообще отводят взгляд, им не важны эмоции собеседника.
Несмотря на кажущуюся очевидность различий, они не видны на первый взгляд. И требуют наблюдения в течение недель, месяцев, в различных ситуациях.
Сенсомоторная алалия с аутичными чертами
Сенсорная или сенсомоторная алалия и аутизм бывают не только самостоятельными заболеваниями, но и проявляются у одного пациента одновременно. Это не приговор, такие дети, благодаря кропотливой работе, поддаются успешному лечению и компенсируются к младшему школьному возрасту.
Алалия с элементами аутизма, кроме стандартных симптомов, может выражаться дополнительно в:
Лечить детей с сочетанным расстройством сложнее. Докторам и родителям предстоит преодолеть не только непонимание ребенком речи окружающих. Но и нежелание ее понимать, закрытость в своем мире. Однако в случае легких форм, такое состояние устранимо и корригируется. Подтверждение тому – развенчание распространенных мифов об аутизме.
Алалия и аутизм в чем разница
Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния.
Бесплатные занятия с логопедом
Аутизм – это один из самых трудно устанавливаемых диагнозов, который часто путают с другими заболеваниями.
Так, нередко расстройства аутического спектра воспринимают как алалию. Это объясняется тем, что у ребенка аутиста, вначале можно заподозрить глухоту или слепоту, ведь реакции на обращения к нему достаточно слабы, либо вовсе отсутствуют.
Однако при этом, если что-то заинтересует чадо, то можно наблюдать выраженные эмоциональные реакции, которые быстро развеивают сомнения. Поэтому, несмотря на всю сложность распознавания расстройств — сделать это возможно.
Что такое алалия, и какие существуют классификации заболевания
Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха. Алалия и аутизм схожи между собой тем, что затруднительное восприятие речи, не вызванное нарушением работы слухового аппарата.
Однако, в отличие от аутизма, ребенок охотнее идет на контакт, может быть задействованным в играх, не требующих постоянного общения.
Выделяют сенсорную, моторную и сенсомоторную алалию. Сенсорная представляет собой неспособность придавать словам надлежащий эмоциональный окрас.
При этом смысл слова и его произношение расходятся. Подозрения сенсорной алалии могут появиться когда:
Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния. Они не понимают речи окружения, что и служит причиной для затруднительного произношения предложений с экспрессией.
Моторная алалия и аутизм могут быть схожими расстройством внимания и работоспособности. При алалии данные проявления сопровождаются также нарушением интеллектуального развития. Появляется она при поражениях коркового конца речедвигательного анализатора, а также проводящих путей. Плюс, к моторной алалии может привести и снижение активности данных зон.
Сенсомоторную алалию и аутизм могут спутать из-за вышеупомянутых симптомов, таких как некоторая отдаленность от взаимодействия с окружающими и рассеянности внимания. Однако алалия и аутизм различия все же имеют. Причем своевременная постановка правильного диагноза, может стать решающим моментом при лечении ребенка.
Чем алалия отличается от аутизма. Критерии постановки диагноза
Определить, у ребенка алалия или аутизм, помогут отличия, имеющиеся между данными заболеваниями. Так, ниже описаны критерии определения заболеваний.
Как отличить алалию от аутизма: главные признаки | ||
Критерий | Алалия | Аутизм |
Потребность в общении | Ребенок вступает в контакт со взрослыми, предпочитает совместную деятельность. | Тяги к общению нет. При классическом аутизме (синдроме Каннера), ребенок предпочитает рассматривать предметы, листать книги и т.д. |
Указательные жесты | Осваивается самостоятельно. | Приходиться прививать. |
Развитие речи при алалии и аутизме до тех лет | Нацеленность на диалог. Реакция на обращенные речи к ребенку. | Бесцельность речи. Разговоры только на интересующие ребенка темы. |
Звукопроизносительная сторона речи | Сохранность в норме. | Сильное нарушение темпа, тональности и окраса речи. |
Экспрессивная речь | Наблюдается общее недоразвитие речи. Но при постоянной работе над данной проблемой — возможно ее восстановление. | Отсутствие конкретизирующих слов по типу «я», «мое» и т.д. Нет обращения к другим поименно. |
Развитие психики | Возможна задержка психического развития и неустойчивость внимания. | Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.). |
Эмоционально-волевые процессы | Возможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников. | В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций. |
Моторная алалия и аутизм различия имеют и по наличию фобий и страхов. У алаликов проявления могут быть, но в слабой форме, и при наличии сопутствующих нарушений внимания или с гиперактивностью. Для аутистов страхи не являются редкостью. Причем они редко являются предметными, и не несут под собой объективных причин.
Также отличия заметны и при игре и занятиях. Так, аутист будет принимать на себя роли в игре, но при этом будет настроен на самостоятельные действия. Алалик предпочтет поиграть в компании. Плюс, он не будет против занятий с логопедом, родителями или психологом, тогда как аутист трудно пойдет на контакт.
Нарушения моторики и координации могут быть замечены как у аутистов, так и детей с алалией. Однако, у последних — данная проблема легче корректируется. Навязчивые движения (стереотипии) характерны больше для аутистов.
Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния
Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.
Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада. Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения. Также улучшается и установление связи между предметом и словом.
Но в целом, если заниматься ребенком, и верить в улучшение его состояния, можно добиться положительных результатов. Об этом свидетельствуют как комментарии врачей, так и отзывы родителей, столкнувшихся с такой проблемой.
Алалия и аутизм, где отличия?
В раннем возрасте трудно определить точный диагноз у ребёнка. Дети с расстройством аутистического спектра не диагностируются в возрасте от 2 до 5 лет.
Почему? Причин несколько:
* Возраст ребёнка, действительно трудно дифференцировать аутизм от других диагнозов
* Многие специалисты/врачи снимают с себя ответственность при установке диагноза, и рекомендуют подождать.
На текущий момент, проведены многочисленные исследования для определения точного нарушения у детей в раннем возрасте.
Основная цель последних исследований заключается в том, чтобы снизить возраст идентификации, поскольку доказано, что ранее вмешательство эффективно для восстановления ребёнка.
В группу риска попадают дети, которые развиваются физически абсолютно нормально, но накапливают активный словарь очень медленно и не строят простые предложения к 3 годам, как это делают норматипичные дети.
В данной статье, мы взяли исследования, проведённые тремя специалистами.
PheraPaul, KatyrzyanaChawarskaиFredVolkmar, где представлены результаты сравнения детей младшего возраста, которым поставили клинические диагнозы: аутизм, сенсорная алалия.
Цель исследования: сбор данных о каждом ребенке и их возможностей, а также моделей поведения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при сопоставления уровней развития экспрессивной речи, использования взгляда, способность делиться эмоциями с другими, способности к игре, использование слов, количество звуков, дети с аутизмом и сенсорной алалией показатели схожи, но определённо ниже чем у детей с норматипичных детей.
Дети с сенсорной алалией были похожи на детей нормального развития по показателям:
* в невербальных когнитивных навыках
* в использовании жестов для коммуникации,
* использование игры «понарошку»
* способности реагировать на речь.
Дети с сенсорной алалией показали недостаточный уровень в межличностном общении, использование взгляда и инициирования общения.
Тем не менее, их способность участвовать в игре, использовать жесты для общения, и реагировать на речь, достаточно, чтобы отличать их от своих ровесников но с диагноз аутизм.
На текущий момент идёт обсуждение полученных результатов.
Предлагаю, рассмотреть данные полученные из исследований малышей, изучим их профили в возрасте 2х лет, чтобы узнать, как отличать эти два диагноза у самого маленького ребёнка.
Исследования Bartrok, Rutter,&Cox, проведённые в 1970 их годах изучали различие между детьми школьного возраста с аутизмом и сенсорной алалии, данные показали, что мальчики с аутизмом и сенсорной алалией имеют похожее невербальное способности и похожие уровни грамматического развития. Но у мальчиков с аутизмом были более серьезные проблемы с пониманием языка, присутствовали эхолалии, больше трудностей в невербальных способах общения, например, такие как жесты и проблемы с прагматическим использованием языка.
Как было организовано исследование:
Авторы отобрали 174 ребёнка у которых подозревали аутизм или нарушение развития языковой системы. А также отобрана контрольная группа из 171 детей из норматипичных детей.
Все участники были в возрасте от 16 до 34 месяцев и не было никаких различий между группами с точки зрения их рождении или истории болезни. У них не было известных генетических синдромов, зрительных или слуховых нарушений.
Дети были продиагностированы с помощью различных методик, смотрите таблицу 1.
Детям, которым установили аутизм в 2 года, при последующей диагностике диагноз был сохранен, когда им уже было четыре.
Детям, которым установлен диагноз сенсорная алалия, сохранили этот диагноз и в возрасте 4 лет, кроме 4 детей, они стали развиваться типично своему возрасту.
При сравнении результатов испытуемых (рис.1), было выявлено, что дети с аутизмом отличаются от ровесников не только в невербальных навыках экспрессивной речи, но и в понимании речи.
Дети с аутизмом получили низкие результаты, чем дети с алалией в экспрессивной речи и в понимании ее, дети с алалией были хуже по этим показателям, чем дети с нормальным формированием языковой системы.
Анализ показателей выявил (рис 2), что дети с аутизмом и алалией получили схожие баллы по следующим показателям:
* разделение эмоций, а также использование звуков и слов.
Группа с алалией набрала больше баллов, чем дети с аутизмом в использовании жестов и понимании речи, по всем этим данным группа c нарушением языковой системы существенно не отличалась от нормы.
Wetherby в (2004) году,выявили поведение, по которому можно дифференцировать РАС.
* Отсутствие зрительного контакта;
* Отсутствует разделение эмоций и поиск одобрения;
* Не реагируют на имя;
* Неспособность воспроизвести жест, выражение лица, сфокусировать взгляд;
* Отсутствует совместное внимание;
* Повторяющиеся движения с телом или предметами.
Дети с алалией могут иметь три первых признака, но не более.
В данной таблице написаны сходства и различия аутизма от алалии.
(!) Дети с аутизмом больше проявляют нетипичное поведение.
Безусловно, постановка диагноза требует многодисциплинарный подход, команда специалистов должна собирать данные о ребенке, а затем анализировать их для корректной помощи.
Возможность устанавливать точный диагноз у детей, может привести к целенаправленной коррекции в раннем возрасте, которая, как известно, способствует улучшению результатов в дошкольном возрасте.
Логопеды, вы можете внести свой вклад, будучи бдительными к признакам, которые указывают на необходимость более обширной диагностики у малышей с задержками формирования языковой системы. Не стоит отправлять родителей ждать определенного возраста ребенка, а также не стоит зря «успокаивать словами»: «перерастет», либо в детском саду разговорится.