Название иконы происходит от египетского города Александрии – одного из центров раннего христианства. Сведений об этом образе сохранилось немного, и сохранившаяся информация противоречива.
В книге святого новомученика Евгения Поселянина пишется: «По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой». Фраза «поддерживает правой рукой» разными исследователями воспринимается неоднозначно. Одни считают, что подчёркивание этого факта предполагает расположение Богомладенца слева от Божией Матери. Другие допускают, что Он вполне мог восседать и на правой руке Богородицы.
Сторонники первого утверждения выдвигают версию, что подобием Александрийского образа может быть другая православная египетская святыня – икона Божией Матери VI века из Синайского монастыря святой Екатерины. На этом образе редкой иконографии Богомладенец сидит на левой руке Богородицы и Она поддерживает его правой рукой характерным, как бы оберегающим жестом.
Икона выполнена в методом энкаустики – техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск, живопись выполняется красками в расплавленном виде. Находится образ в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев. Справедливости ради, стоит отметить, что предположение идентичности двух икон основано лишь на умозаключениях и никакими фактами не подтверждено.
Существует и другое, более конкретное описание иконы: «На Александрийской иконе Богоматерь представлена с Младенцем, сидящим на Её правой руке (дексиократуса). Младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.»
Описанию из «Православной энциклопедии» соответствует икона под названием Александрийская – одна из 120 клейм иконы «Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери» из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве, которая ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.
На основании этих двух описаний (из книги Е. Поселянина и «Православной энциклопедии») можно сделать два вывода: либо это различное описание одного и того же образа, либо существует два совершенно разных по иконографии образа под названием «Богоматерь Александрийская».
День празднования: 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 2). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!
Раздел основан участником [tol] 2009-11-10.
Описание иконы Александрийская Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011] Исторических сведений об Александрийской иконе Божией Матери не сохранилось, время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в., а также на аналогичной иконе XIX в. из монастыря Симонопетра на Афоне. Богоматерь изображена с Младенцем, сидящим на Ее правой руке (Дексиократуса), Младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.
Описание иконы Александрийская из книги Е. Поселянина Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914] Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой.
Изображения иконы Александрийская
Страницы: [1]. Всего изображений: 14. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: Александрийская икона. Клейма с минейной иконы на сентябрь.
Описание: Клейма с Александрийской иконой с многочастной иконы «Неопалимая Купина» (г.Покров)
Описание: Богоматерь Александрийская. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,5 х 7,5 х 0,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Описание: Образ Пресвятой Богородицы Александрийския. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы] РНБ https://kp.rusneb.ru/item/material/5fcf8c5f991f3b91423467ba
Описание: Икона Божией Матери Александрийской. Дерево, темпера. Оклад, серебро, Москва, 1891. Ювелир: Григорий СБИТНЕВ. Частное собрание, Франция.
Описание: Александрийская икона Богоматери на внутренней стене четверика церкви Николая Чудотворца в Нерехте Костромской области. Фото: Бескокотов Юрий, 30 апреля 2010 года. temples.ru : «В церкви сохранились росписи 1768-1769 работы ярославских мастеров.»
Описание: Александрийская. Клеймо иконы: Сошествие Святого Духа на Апостолов и Собор Богородичных икон. Ок. 1900 г. 35 х 27 см. Частное собрание (Сотбис, 2008).
Описание: Александрийская. Клеймо гравюры, см.: Изображение иконы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) #27483 http://pravicon.com/image-27483
Описание: Александрийская (Изображение икон Пресвятыя Богородицы, в православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. 2-е изд. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С. 22. Сентябрь.)
Описание: Клеймо иконы «Успение и свод чудотворных икон Богоматери», XIX век, ГТГ. (Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII–XIX веков. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 420.
Житие и икона Евфросинии Александрийской, о чем просят святую и тексты молитв
В православной религии принято почитать святых, которые свою жизнь посвятили служению Господу и показали пример следования за Христом. В житии Евфросинии Александрийской нет ярких моментов, однако эта девушка до самой смерти осталась верной своему призванию, и каждый день своей жизни проводила в молитвах и постах. Существует несколько молитв, с которыми принято обращаться к святой за помощью, их можно читать как в храме, так и в домашних условиях.
Житие святой Евфросинии Александрийской
Отец будущей святой Евфросинии жил в городе Александрия и был богатым и знатным человеком. Он вел богобоязненную жизнь по заповедям Всевышнего и пользовался уважением у горожан. Такой же доброй и благочестивой была и его супруга. Вместе они творили много милости и помогали тем, кто нуждался.
Однако печалило семейную пару то, что Господь не дал им детей, они переживали о том, что некому будет оставить свое имение после смерти, так как нет наследника, который грамотно управлял бы богатством.
В скорби и печали они непрестанно молили Всевышнего о том, чтобы он послал им ребенка, посещали окрестные монастыри и храмы, соблюдали посты, раздавали милостыню в надежде, что Господь сжалится над ними и исполнит их просьбу. Однажды Пафнутий (так звали отца Евфросинии Александрийской) отправился в один монастырь, услышав, что игумен той обители прославился среди верующих своей святой жизнью, и сделал огромное пожертвование.
Побеседовав со священнослужителем, Пафнутий почувствовал, как его душу наполнили мир и покой, и решил рассказать игумену о своих переживаниях и печали. Он попросил настоятеля, чтобы тот вместе с другими монахами обители совершили молитву и испросили у Господа благословения на него.
Господь принял молитву иноков во главе с их игуменом, и жена Пафнутия забеременела. По прошествии определенного времени у них родилась дочка. Огромная радость наполнила сердца этих богобоязненных людей, и они прославили Всевышнего в молитвах. При совершении обряда крещения девочке нарекли имя Евфросиния.
С тех пор Пафнутий стал часто посещать обитель, так как его душа привязалась к настоятелю, по молитвам которого он получил желаемое. Он подолгу беседовал с игуменом, а также жертвовал много средств на обустройство монастыря.
Когда девочке исполнилось 12 лет, Господь призвал к себе жену Пафнутия, и они остались вдвоем. С ранних лет он наставлял свою дочь в христианской вере, вместе с ней читая Священное Писание и молясь Богу. Позже Евфросиния настолько прониклась откровением Евангелий, что и сама много времени проводила за чтением и размышлением над Словом Божьим. Поскольку девушка была не только умной, но и очень красивой, к ней сваталось много женихов, так как каждая семья в Александрии считала за честь породниться с Пафнутием.
Однако отец не спешил отдавать дочку замуж, он не хотел неволить ее, и всем сватающимся отвечал, что поступит так, как угодно Господу. Среди тех, кто желал видеть Евфросинию женой своего сына, был один благородный и знатный человек, который пользовался уважением в Александрии. Он уговорил Пафнутия отдать дочку в его семью, и они стали готовиться к свадьбе. Перед тем, как провести обряд бракосочетания, отец, взяв с собой дочь, отправился в обитель, чтобы побеседовать с таким близким его сердцу игуменом.
Он попросил настоятеля благословить девушку на семейную жизнь. Игумен провел беседу с Евфросинией, научая ее смирению, целомудрию и страху Божьему. На протяжении трех дней жил Пафнутий в горнице обители, и все это время девушка с удивлением взирала на иноков и их посвященную Господу жизнь.
Когда пришло время покидать монастырь и возвращаться домой, Евфросиния припала к ногам игумена и попросила молиться о ней, так как в ее сердце загорелось желание полностью посвятить себя служению Господу. После того, как отец с дочерью вернулись домой, по прошествии некоторого времени их дом посетил инок из обители, чтобы пригласить Пафнутия на праздник в честь основателя монастыря. На тот момент хозяина не оказалось дома, и инока приняла Евфросиния.
Она подробно расспросила монаха о том, сколько людей живет в обители, всех ли желающих принять постриг принимает игумен. Также она поделилась с монахом своими переживаниями о скором замужестве и рассказала, что сердце ее желает иного. Тогда инок посоветовал ей облечься в монашескую одежду и ночью тайком покинуть родительский дом, чтобы отправиться в обитель.
Долго размышляла девушка над тем, как ей поступить. Евфросиния рассуждала так: если она укроется в женском монастыре, то отец тут же найдет ее и вернет домой, принудив к замужеству. Поэтому она переоделась, как и советовал инок, в мужскую одежду и под покровом ночи отправилась в уже знакомую обитель. Придя к воротам монастыря, она представилась евнухом из царского дворца и попросила провести ее к игумену. Когда настоятель вышел к ней, она пала ему в ноги и сказала, что хочет остаться в монастыре, так как ей по сердцу иноческий труд.
Не подозревая, что перед ним девушка, игумен разрешил поселиться в обители, и даже дал ей духовного наставника, который укреплял бы ее в вере и выбранном пути.
А Пафнутий, вернувшись домой, не застал дочери, и начал ее везде искать, однако никто не видел, куда делась девушка и не мог помочь безудержно горюющему отцу. Когда прошло несколько дней, а девицу так и не удалось найти, отец подумал, что ее уже нет в живых. Тогда он отправился в монастырь к знакомому игумену и просил молиться с ним о душе Евфросинии. Вся обитель стала на молитву, прося Господа дать откровение и указать, куда пропала девушка, но ответа от Всевышнего не было, так как в это же время Евфросиния молилась Богу, чтобы он не открывал ее тайну.
Игумен попросил молодого инока, коим была Евфросиния, поговорить с убитым горем отцом и найти для него слова утешения и поддержки. Из-за монашеского одеяния Пафнутий не узнал дочку, однако слова монаха принесли в его сердце умиротворение и смирение перед Божьей волей. После этого он неоднократного посещал монастырь, чтобы побеседовать с монахом.
Более 35 лет прожила Евфросиния в обители, пребывая в молитвах и посте и служа Господу, и только перед самой смертью открыла отцу, что так полюбившийся ему инок и есть его пропавшая дочь. Также она попросила Пафнутия самому приготовить ее тело к погребению, чтобы сохранить тайну своего иночества.
Похоронив дочь, Пафнутий раздал все свое имущество бедным и до самой смерти прожил в той же келье, подвизаясь в молитвах, как Евфросиния.
Почитание в православии
В православии днями памяти Евфросинии Александрийской являются 15 февраля и 25 сентября. В эти даты в храмах проводятся специальные богослужения в честь преподобной Евфросинии и читается акафист.
Иконография
На иконах святая Евфросиния Александрийская изображается в монашеском одеянии, в руках у нее крест и оливковая ветвь. Также существует вариант образа преподобной, где она держит свиток с текстами из Священного Писания.
О чем молятся святой
К преподобной Евфросинии обращаются в следующих случаях:
Тексты молитв
Существует несколько текстов молитв, с которыми принято обращаться к Евфросинии Александрийской.
Тропарь
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Евфроси́ние, дух твой.
Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Евфросиния, дух твой.
Кондак
Вы́шнюю жизнь возжеле́вши получи́ти,/ до́льнюю сла́дость тща́тельно оста́вила еси́/ и саму́ю себе́ смеси́ла еси́ посреде́ муже́й, красне́йшая,/ Христа́ бо ра́ди, Жениха́ твоего́,// о обру́чнице привре́менном небрегла́ еси́.
Перевод: Небесное житие желая получить, земные наслаждения ты с радостью оставила и саму себя ты обезличила посреди мужчин, прекраснейшая, ибо ради Христа, (Небесного) Жениха твоего, ты отвергла своего временного (земного) жениха.
Молитва
О, свята́я преподо́бная ма́ти на́ша Евфроси́ние! Ны́не све́тло па́мять твою́ пра́зднующе, умиле́нными сердца́ми восклица́ем ти́: ты́ послу́шалася еси́ блага́го Учи́теля Го́спода на́шего Иису́са Христа́, глаго́лющаго в Ева́нгелии: И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь па́че Мене́, не́сть Мене́ досто́ин, и и́же не отрече́тся всего́ своего́ име́ния, не мо́жет бы́ти Мо́й учени́к, и все́м житие́м свои́м после́довала еси́ Ему́. Испроси́ на́м, ма́ти на́ша Евфроси́ние, си́лы и де́йства Свята́го Ду́ха, во е́же искорени́ти вся́кий гре́х в на́с живу́щий и сотвори́ти ду́ши на́ша в хра́мы Бо́жии; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду да испо́лним уста́ на́ша ко славосло́вию Его́ и соверши́м хожде́ние на́ше пред лице́м Бо́жиим во вся́ком благоче́стии и чистоте́, да небе́сным предста́тельством твои́м спаса́еми у́зрим сла́ву Бо́жию, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Преподо́бная ма́ти Евфроси́ние, моли́ Бо́га о на́с.
Величание
Пе́снь 1
Ирмо́с: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни мы́шцею высо́кою Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Весели́т мона́шествующих сердца́ житие́ твое́, утвержде́ние су́ще и наказа́ние ко спаси́тельным за́поведем и к стезя́м нетле́ния, к любве́ кра́йнейшему преде́лу, Евфроси́ние, Созда́вшаго.
Же́нскую сла́бость укрепи́вши Небе́сными наде́ждами, посреде́ всели́лася еси́, несомне́нною мы́слию, муже́й, богодохнове́нная, Е́вина льсти́теля покори́вши твои́м гове́нием, о Евфроси́ние, во бде́ниих и поуче́ниих; те́м ве́рою тя́ блажи́м.
Богоро́дичен: Тя́ приста́нище, и сте́ну, и прибе́жище, и наде́жду, и покро́в, и Предста́тельницу те́плу обре́тше, ве́рнии, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м приле́жно, и взыва́ем ве́рно: поми́луй, Богоро́дице, на Тя́ упова́ющия и от прегреше́ний изба́ви.
Ирмо́с: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Ти́ну страсте́й оттрясла́ еси́, отрокови́це, А́нгелов невеще́ственному житию́ поревнова́вши, с ни́миже и воспева́еши: Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Дае́т тебе́ жи́знь жи́зни Храни́тель, Того́ бо стопа́м после́довала еси́, Того́ добро́ты вожделе́вши Боже́ственныя, с Ни́мже и весели́шися во вся́ ве́ки.
Вознесла́ся еси́ ко оби́телем присножи́тельным и́стинно, жела́ние получи́вши, его́же возлюби́ла еси́, де́во, Дре́ва жи́зни наслажда́ющися и превознося́щи Христа́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Све́том лица́ Твоего́ во тьме́ лежа́щаго страсте́й озари́, Све́та две́ре мы́сленная, да не но́щь пости́гнет мя́ сме́ртная, Влады́чице Чи́стая, спасе́ния моего́ неча́яние отсека́ющи.
Свети́лен
Кня́зя утаи́вшися студа́, и сего́ в любому́дром о́бразе показа́ла еси́ безу́мна, де́ва су́щи душе́ю и те́лом, была́ еси́ му́ж ра́зумом и ве́рою, Евфроси́ние преподо́бная, де́вственников добро́та и мона́хинь красота́.
Богоро́дичен: Де́нь мне́ возсия́й у́мнаго весе́лия, Ты́ бо еси́, Чи́стая, све́т и жи́знь су́щим во тьме́: хоте́нию бо мощна́ еси́ и е́же твори́ти и́маши, я́ко су́щи все́х Влады́чица, изба́ви вся́ от бе́д, и скорбе́й, и собла́зн чужда́го.