Александровская колонна в честь чего установлена
Александровская колонна в Санкт-Петербурге
Александровская колонна — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Названа в честь императора Александра I. Колонна была построена по распоряжению императора Николая I строителем Исаакиевского собора — французским архитектором Огюстом Монферраном.
Открытие памятника состоялось 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года.
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.
Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате «. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонен императором.
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую колонну (воздвигнутую в честь побед Наполеона в Париже). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме. Архитектор не удовлетворился повторением избранного образца, т. е. Траяновой колонны, а внес в проект нечто свое: откинул те барельефы, которые спиралью обвивают стержень античной колонны, соорудил его из колоссального монолита и сделал свой монумент выше всех прочих.
В этом новом виде в 1829 году проект без скульптурного завершения был утвержден императором Николаем I.
Строительство велось с 1829 по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Юлий Литта.
Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор во время своей поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом.
10 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года состоялось открытие Александровской колонны — памятник был торжественно освящен в присутствии императора Николая I, царского семейства, дипломатического корпуса, стотысячного русского войска и представителей прусской армии. В честь открытия в этот же день состоялся парад гвардейских полков, а также выбита мемориальная медаль.
Александровская колонна — это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита, и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне.
Колонна выполнена в стиле триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной четкостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. Здания, окаймляющие Дворцовую площадь, и колонна создают единый архитектурный ансамбль.
В основание постамента памятника забито 1250 свай длиной по 6 метров. Высота монолита Александровской колонны — свыше 25,5 метров, нижний диаметр — 3,66 метров, верхний — 3,19 метров, масса около 600 тонн.
Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия».
Венчает колонну бронзовая фигура ангела (его лицу приданы черты императора Александра I), попирающего крестом змею — символ победы добра над злом (скульптор Борис Орловский). Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульпторы Петр Свинцов, Иван Леппе, по эскизам Джованни Батиста Скотти). Общая высота Александровской колонны — 47,5 метров.
В период блокады памятник был поврежден осколками снарядов, реставрирован в 1963 году. В 1977 году асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны было заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по ее углам. В конце XX века было принято решение о новой комплексной реставрации, которая прошла в 2002-2003 годах.
С момента официального открытия и по сей день Александровская колонна привлекает к себе внимание как ученых-искусствоведов, так и обыкновенных людей.
Первыми откликнулись на появление Александровской колонны художники. В качестве знакового элемента городского пейзажа она была неоднократно изображена пейзажистами (работы Луи Бишебуа, Адольфа Байо, Василия Садовникова, Василия Раева).
«Александрийский столп» упоминается в знаменитом стихотворении Александра Пушкина «Памятник», ему посвящено стихотворение Валерия Брюсова «Александрийский столп» и др.
В 2009 году в честь 175-летия со дня установки Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония, а в Эрмитаже был учрежден день Александровской колонны.
25 сентября 2009 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвященную 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: что символизирует Александровская колонна, как устанавливали памятник и каким он мог быть, если бы императору понравился другой проект
25 июля 1832 года в Петербург привезли Александровскую колонну — монумент, который Николай I посвятил своему старшему брату Александру I и его победе над Наполеоном. Что означает надпись «Сим победиши»? Почему авторы решили отказаться от изображения Александра в виде римского всадника, попирающего змею? Как вообще удалось построить и установить такую махину в середине XIX века?
Что символизирует колонна и ангел на вершине
Идея создания памятника Александру I в честь его победы над Наполеоном впервые возникла у императора Пруссии Фридриха Вильгельма IV, когда монарх гостил в Петербурге. Ангел, который венчает монумент, как раз символизирует великого императора: в семье Александра нежно называли «наш ангел». Однако прежде чем прийти к окончательному варианту, Николай I отверг несколько проектов, самый интересный из которых предложил автор итогового монумента Огюст Монферран.
Как ещё мог выглядеть памятник
Эскиз первого проекта Монферрана сохранился до наших дней и сейчас находится в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, похожий на древнеегипетские, на гранитном цоколе. Основание памятника предлагалось украсить барельефами, изображающими битвы 1812 года, также на пьедестале должна была появиться надпись «Благословенному — благодарная Россия». Интересно, что один из барельефов на памятнике планировали выполнить с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею. Всадника при этом должны были сопровождать богиня победы и двуглавый орёл, а вести коня должны были две символические женские фигуры.
Монферран, желая показать императору своё высокое мастерство, выполнил эскиз акварельной техникой и написал сочинение о планах относительно памятника. Однако проект был отвергнут, а Николай дал архитектору понять, что желает видеть на Дворцовой площади именно колонну.
Желание императора — закон
Второй проект Монферран выполнил, следуя высочайшим пожеланиям. За основу были взяты колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомская колонна в Париже. Сам жанр колонны не позволял разгуляться фантазии и мастерству архитектора, поэтому Монферран не мог отказаться от влияния предшественников и лишь частично изменил их идеи. К примеру, пьедестал и базу Монферран скопировал почти без изменений с колонны Траяна.
Императору понравился новый проект, и он приказал дать старт работам, которые продолжались с 1829 по 1834 год.
Как изготовили колонну
Монферран во время одной из своих поездок в Финляндию приметил подходящую скалу, которая находилась на месте современной деревни Пютерлахти. Сначала каменотёсы обследовали местность и подтвердили, что материал годится для изготовления колонны. Затем от неё отсекли гигантскую призму, которая по размерам значительно превосходила будущий памятник. Глыбу сдвинули с места и опрокинули на мягкую подстилку из елового лапника при помощи огромных рычагов и ворот.
Камни для фундамента и пьедестала вырубили из той же скалы. Для доставки гигантских частей, большая из которых весила 613 тонн, сконструировали специальную баржу, которая получила название «Святой Николай». Для выполнения работ в Финляндии также построили специальную пристань и мол.
Как проходили работы в Петербурге
Сначала при помощи геологической разведки специалисты определили подходящее место для будущего памятника. Затем рабочие выкопали котлован размером 14 на 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. В яму забили 1250 сосновых свай, при этом во время работ в котлован непрерывно поступала вода, которую постоянно приходилось откачивать.
Монолит для основания пьедестала установили на фундамент при помощи катков по наклонной плоскости. Гигантский камень свалили на предварительно насыпанную на платформе кучу песка. Очевидцы рассказывали, что при ударе земля вздрогнула так, будто началось землетрясение.
Затем под монолит подвели подпорки, выгребли из-под него песок и подложили катки, по которым он и «поехал» на фундамент. С верхними частями пьедестала было значительно проще: они весили меньше, а рабочие к тому моменту уже набили руку.
Гораздо сложнее было установить на пьедестал колонну — для этого даже сконструировали оригинальную подъёмную систему из строительных лесов в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и системы блоков. Подъём стал настоящим праздничным событием: в этот день на площади собралась огромная толпа, которая наблюдала за установкой колонны. Окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. Не остался в стороне и государь — вся императорская семья тоже следила за этим историческим событием.
Для того чтобы привести колонну в вертикальное положение, понадобились усилия 2000 солдат и 400 рабочих, которые занимались установкой в течение 1 часа 45 минут. Сначала глыба приподнялась над землёй, затем плавно заняла позицию над пьедесталом. После этого канаты кабестанов были отданы, и колонна аккуратно встала на своё место. Народ, собравшийся на площади, радостно закричал: «Ура!»
Ангел и государь на коленях
Разумеется, удачному завершению работ рад был и император — при встрече с архитектором он воскликнул: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Оставалось разместить на монументе элементы декора и выполнить отделочные работы. Фигуру ангела с крестом выполнил скульптор Б. И. Орловский, рядом расположили надпись «Сим победиши!». Говорят, что лицу ангела автор придал черты Александра I.
Фраза «Сим победиши!» связана с легендой об обретении древней христианской святыни — животворящего креста, на котором был распят Иисус. Согласно сказанию, римский император Константин Великий поручил своей матери Елене отправиться в Иерусалим, поскольку во время трёх сражений видел на небе крест с надписью «Сим победиши». Елене удалось отыскать реликвию, а вместе с ней четыре гвоздя и титлу INRI.
Открытие памятника состоялось 11 сентября 1834 года. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.
«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный», — писал позже Жуковский в своём «Послании императору Александру».
На памятнике расположена табличка с надписью «Александру I. Благодарная Россия».
Александрийский столп в Санкт-Петербурге
Аудиогид
Фотографии
Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.
Но оставим споры учёным, а нас больше интересует сейчас создание Александровской колонны, или говоря более возвышенно, — Александрийского столпа. Мы воспользуемся распространённой версией, согласно которой Пушкин в качестве прообраза для своего столпа использовал эту колонну в центре Дворцовой площади.
Ведь в приведённых выше строках классик прочил своему аллегорическому памятнику, то есть славе, вознестись над этим монументом, воздвигнутом в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Однако поэт говорил не о своей популярности в веках.
Александр Сергеевич имел в виду, что его поэзия как «души прекрасные порывы» к лучшей жизни ради Отчизны станет выше этого символа самодержавной власти, которым служил Александровский столб, а он был в то время самой высокой монолитной колонной в мире.
Александрийский столп, или Александровская колонна, является памятником, воздвигнутым по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная доминанта находится в центре Дворцовой площади.
Архитектор Александрийского столпа
Спроектировал и построил эту достопримечательность с большим величием здесь в 1834 году известный французский архитектор Огюст Монферран, — «отец» Исаакия. Александровскую колонну мастер возвёл в стиле «ампир», в то время как Исаакиевский собор отличается поздним классицизмом. Огюст был гениальным мастером.
Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади
Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.
Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.
Впоследствии состоялся военный парад на Дворцовой площади, где маршировали полки, отличившиеся в Великой Отечественной войне 1812 года. В общей сложности, в параде приняли участие свыше ста тысяч человек.
Описание Александрийского столпа
Александровская колонна дополнила композицию Арки Главного штаба, которая также посвящена победе над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная стела в центре площади имеет некоторое сходство с триумфальными сооружениями античности. Автор Монферран придал монументу поразительную чёткость пропорций.
Колонну отличает лаконизм формы и красота силуэта, её венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Александрийский столп представляет собой не только архитектурный шедевр, но и выдающееся достижение инженерной мысли — он стал самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита.
Высота Александрийского столпа
Александровская колонна — третья по высоте из всех монументальных колонн, после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Александрийский столп в Санкт-Петербурге выше Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.
Ствол Александровской колонны — самый высокий, он выполнен из самого тяжёлого монолита, когда-либо установленного в виде колонны или вертикального обелиска. Александрийский столп стал одним из пяти величайших за всю историю монолитов, вторым — после Гром-камня, перемещённых когда-либо человеком. Вес столба составляет 704 тонны. Высота монумента — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра.
История создания Александровской колонны
Инициатором установки памятника в центре Дворцовой площади выступил знаменитый архитектор Карл Росси, который возвёл здание Главного штаба и завершал обустройство ансамбля главной площади города. Мастер был не против установки тут ещё одного конного памятника Петру Великому.
Монумент Александру I, увенчанного фигурой ангела, предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра — «наш Ангел».
Выслушав оба мнения, император Николай I объявил открытый конкурс на создание монумента в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». На этот конкурс откликнулся Огюст Монферран, строивший тогда Исаакиевский собор с 1818 года. Он представил эскиз проекта грандиозного гранитного обелиска в центре площади.
Эскизы и изыски Монферрана
Французский архитектор сразу отказался от варианта со скульптурным монументом, осознавая тот факт, что даже самый гениальный памятник, не обладающий колоссальными размерами, просто потеряется в ансамбле Дворцовой площади и не будет выглядеть ей под стать и достойно.
Монферран думал поставить гранитный обелиск, в древнеегипетском исполнении, на гранитном цоколе. В работе автора указывалось, что обелиск своей высотой обязан был превзойти все известные в мире монолиты. Однако эту идею отверг царь, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника.
Монолит для Александровского столба
Впоследствии был реализован второй эскиз Огюста Монферрана. Для основной части колонны, в частности гранитного монолита, архитектор подыскал скалу в предыдущие свои поездки в Финляндию. Для обтёски монолита потребовалось полгода. Руководить работами Монферран назначил каменного дел мастера Эжена Паскаля.
Чтобы сдвинуть глыбу с места, использовались гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота. Из этой же скалы были вырублены громадные камни, которые пошли на фундамент памятника. Самые большие из них весили свыше 400 тонн. Доставляли заготовки в Санкт-Петербург по воде; для этого задействовали баржу особой конструкции.
Для транспортировки монолита корабельный инженер полковник К. А. Глазырин сконструировал и построил специальный бот грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов (почти 1065 тонн), которому дали название «Святой Николай».
Для выполнения погрузочных работ соорудили специальный мол. Монолит загружали 600 солдат, который отправился в Кронштадт, чтобы оттуда попасть на Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.
Фундамент для пьедестала, водка и мыло
Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:
Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор.
К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.
Водружение колонны и ангел с крестом
Посмотреть на это грандиозное событие в 1832 году собрался весь Петербург. Люди заняли всю площадь. На поднятие колонны прибыл и сам государь, а также вся императорская семья. Чтобы привести столп в вертикальное положение, потребовались силы 2000 солдат и 400 рабочих, они справились с работой за 1 час 45 минут. После успешной установки монолита народ дружно прокричал «Ура!» А восхищенный император произнёс:
Одновременно со строительством колонны, с сентября 1830 года Монферран работал над статуей для размещения на ней. Николай I пожелал, чтобы она была обращена к Зимнему дворцу. Предлагались несколько вариантов композиций, в итоге, к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским, с выразительной надписью:
Дух захватывает и Монферран показывает
Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается.
С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.
Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.
Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.
Центр притяжения и молодожёны
Со стороны место установки Александровской колонны выглядит центральной точкой Дворцовой площади. На самом деле, Александрийский столп удалён на 100 метров от Зимнего дворца и почти на 140 метров от арки здания Главного штаба. А смотрится он как будто точно по центру. Хотя для величественной площади как Дворцовая эти десятки метров погоды не строят.
Александрийский столп прекрасен в любую погоду и пору года. Он является центром притяжения. Его величавая стать отлично вписывается в ансамбль Дворцовой площади. На фоне Александровской колонны туристы любят делать селфи. А как любят тут бывать и фотографироваться молодожёны, не передать словами.
Влюблённые приходят к Александровской колонне. По традиции жених должен взять невесту на руки и пройтись с ней вокруг колонны. Существует поверью, сколько раз пара обойдёт Александрийский столп, столько у них родится детей.
Ангел на колонне и святой Александр Невский
Оба события — установка колонны на пьедестал и открытие Александровской колонны состоялись 11 сентября (30 августа по старому стилю), что неслучайно. Эта дата является главным Днём почитания святого Александра Невского.
В этот день были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Александр Невский — небесный покровитель Петербурга, поэтому ангел, взирающий с вершины Александринского столпа, воспринимается, прежде всего, как страж и защитник великого города на Неве.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.