Альфа и дельта что это
Быстрее «дельты» и «альфы»: «омикрон» более заразен, но менее опасен
Гинцбург заявил, что штамм COVID-19 «омикрон» распространяется в популяции лучше
Новый штамм коронавирусной инфекции, который получил название «омикрон», в популяции распространяется быстрее, чем ранее известные модификации – «дельта» и «альфа». Такое мнение выразил директор Центра им. Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург в эфире телеканала «Россия-24».
«На сегодняшний день по тем предварительным данным, которые мы имеем, говорить о том, что штамм «омикрон» более опасен [чем дельта-штамм], более вирулентный по каким-то показателям, не приходится. Другое дело, что он более контагиозный. То есть он гораздо лучше распространяется в популяции», – подчеркнул ученый.
Из-за этого, считает медик, распространение «омикрон»-штамма «может достичь очень больших значений». «И система здравоохранения (а именно коечный фонд) перестанет справляться со всеми вытекающими отсюда последствиями для заболевших и для клинических стационаров», – предположил Гинцбург.
Появление нового варианта коронавируса может привести к тому, что специалистам придется запускать модификацию имеющихся вакцин. Но это будет необходимо, если «появятся люди, которые страдают из-за того, что они заразились «омикроном».
«Нужно ли будет — это нам скажут только клиницисты, которые соответственно увидят, сколько у них тяжелых больных [с «омикрон»-штаммом] на койках находится и в реанимации. И сколько среди них вакцинированных «Спутником V» по полной схеме», – рассказал он телеканалу.
Согласно данным ученого, те, кто привился вакциной от коронавируса «Спутник V» имеют достаточный уровень защиты от «омикрона». И пока «лабораторные данные показывают, что нет необходимости» в модификации препарата.
«Вот ту же самую информацию мы сейчас ждем по поводу «омикрона». Эта информация и будет окончательным критерием, чтобы судить, надо запускать модификацию вакцины или не надо», – добавил Гинцбург, выразив надежду, что не придется изменять имеющиеся вакцины.
Тем временем британские власти представили статистику относительно влияния заражения «омикроном» на тяжесть переносимого заболевания. Агентство по безопасности в сфере здравоохранения Великобритании (UKHSA) провело исследование и выяснило, что пациентов с «омикроном» на 50-70% реже госпитализируют по сравнению с заболевшими другими видами коронавируса.
Предварительные данные также указывают на то, что при заражении «омикрон»-штаммом британцы на 31-45% реже попадают в реанимации (в сравнении с зараженными «дельтой»). Агентство в то же время подчеркивает, что «омикрон» быстрее распространяется и им могут заболеть люди, которые уже переболели коронавирусом (таких 10% от британцев, которые заболели «омикроном»).
Власти Соединенного Королевства предполагают, что имеющиеся в стране вакцины против нового штамма не так эффективны, как хотелось бы. Но бустерная доза препарата (ревакцинация) позволяет увеличить защиту организма.
Глава британского Минздрава Саджид Джавид заявил, что «новые данные UKHSA по «омикрон»-штамму выглядят многообещающе».
В России тем временем предполагают, что модификация коронавируса прекратится на штамме «омикрон». Это может стать сигналом к тому, что придет конец пандемии. Об этом сказал вирусолог, академик Российской академии наук (РАН) Феликс Ершов в комментарии «Известиям».
«Он крайне контагиозный, но не смертельно опасный. Вполне вероятно, что механизм сработает, и полученные с его помощью антитела помогут и вакцинам, и иммунитету переболевших. Похоже, природа сама создала такую возможность закончить пандемию», – допустил специалист, согласившись с гипотезой о том, что «омикрон» может стать естественной вакциной.
Альфа, бета, гамма, дельта: Какие варианты коронавируса выделены и чем они отличаются
Третья волна пандемии ковида в России неразрывно связана с так называемым «индийским штаммом», он же дельта-вариант. Что в нём особенного и чем он отличается от других, разбирался «Царьград Новосибирск»
Пандемия коронавируса продолжается уже около полутора лет. За это время человечество изобрело вакцины и разработало эффективные методики противостояния болезни. Но и вирус не стоит на месте, а постоянно мутирует, адаптируясь к новым условиям и меняя свои свойства от варианта к варианту.
В начале июля гендиректор вирусологического центра «Вектор» Ринат Максютов заявил о том, что в России на сегодняшний день гуляет около 16 тыс. различных мутаций коронавируса. Правда большинство из них мало отличается друг от друга, и разница представляет интерес только для учёных.
По-настоящему важно знать о вариантах вируса, иногда ошибочно именуемых штаммами. ВОЗ выделяет четыре наиболее опасных на сегодняшний день варианта коронавируса, распространённые по всему миру. Все они появились много позже начала пандемии и отличаются куда большей агрессивностью, а в некоторых случаях и смертоносностью.
Альфа-вариант (Британский)
Впервые был выявлен в графстве Кент (Великобритания) в сентябре 2020 года. Примерно на 90% заразнее исходного коронавируса, пришедшего из Китая. Является одним из самых распространённых в странах Европы вариантов коронавируса, а вот в России представлен гораздо слабее. Первый случай был зарегистрирован в январе 2021 года у пассажира самолёта. При этом до появления дельта-варианта именно с британским вариантом связывал свои самые сильные опасения Роспотребнадзор.
Вызываемый альфа-вариантом ковид, как и во всех остальных вариантах, проявляется высокой температурой, сухим кашлем и потерей вкуса. При этом врачи отмечают, что кашель от альфа-варианта, а также боль в горле случаются на 30% чаще, чем у заразившихся исходным коронавирусом. С другой стороны, вкус и обоняние такие пациенты теряют на 39% реже. Кроме того, учёные выяснили, что заразившиеся альфа-вариантом на 64% чаще нуждаются в госпитализации, а вероятность смертельного исхода у них гораздо выше.
Тем не менее, против альфа-варианта эффективны все существующие вакцины.
Бета-вариант (Южноафриканский)
Выявлен в октябре 2020 года в столичном муниципалитете Нельсона Манделы (ЮАР) и именно в странах Африки пока что имеет наибольшую распространённость. В России на июнь 2021 года бета-вариант выявлен лишь в 6%. С другой стороны исследования показали, что именно этот вариант больше других тяготеет к молодым людям, поскольку лучше умеет прикрепляться к клеткам организма.
От обычного коронавируса отличается большей заразностью и живучестью – благодаря мутациям этот вариант умеет «ускользать» от нейтрализующих антител. Тем не менее, вакцина «Спутник V», по данным исследователей из США и Аргентины, всё ещё эффективна против него, хотя и не настолько, как против оригинального варианта.
Гамма-вариант (Бразильский)
Этот вариант открыли 6 января 2021 года, а первыми заболевшими стали четыре японца, отдыхавшие в бразильском штате Амазонас. Именно гамма-вариант стал причиной второй волны коронавируса в столице штата, городе Манаус. Что немало говорит о его заразности – около 70% жителей города ранее переболели оригинальным вариантом коронавируса и имело антитела.
Вызываемая им болезнь имеет стандартные симптомы ковида, но сам вирус минимум втрое заразнее исходного варианта, к тому же умеет преодолевать естественный иммунитет у переболевших. Также установлено, что гамма-вариант сильнее бьёт по молодёжи и особенно по беременным.
В России гамма-вариант пока представлен единичными случаями. Как заявили 22 июля представители центра «Вектор», во всей стране выявлено всего несколько случаев гамма-варианта. Зато этот вариант на сегодняшний день стал самым популярным в США, об этом заявил американский Центр по контролю и профилактике заболеваний.
Также гамма-вариант сильно распространён на своей родине, в Бразилии. Этому немало поспособствовал президент страны Жаир Болсонару, открытый антипрививочник и ковид-диссидент. В результате на пике заболеваемости рухнула национальная система здравоохранения, а кладбища быстро оказались переполненными.
Дельта-вариант (Индийский)
Главный отрицательный герой новостной повестки лета 2021 года. Впервые выявленный весной 2021 года, он быстро добрался до других стран, в том числе до России. Глава Роспотребнадзора Анна Попова даже заявляла, что именно дельта-вариант стал самым распространённым вариантом коронавируса в мире. ВОЗ рекомендовала государствам вновь закрыть авиасообщение, но для России и ещё 63 стран было уже слишком поздно.
Интересно, что некоторые индийские СМИ заявили, что на самом деле дельта-вариант пришёл в Индию из Великобритании, а не наоборот, как гласит официальная версия.
От оригинального коронавируса дельта-вариант отличают чудовищные темпы распространения. По данным открытого российского консорциума по секвенированию геномов SARS-CoV-2, в мае 2021 года дельта-вариант был причиной ковида в 52% выявленных в стране случаев. А в середине июля его доля выросла до 90%.
Вариация ковида, вызываемая дельта-вариантом, от изначальной болезни также отличается симптомами. При течении средней тяжести врачи выделяют боли в суставах и животе, желудочные расстройства, сопровождаемые тошнотой и рвотой, высокую температуру, озноб с лихорадкой, потерю слуха, спутанность сознания и даже гангрену.
У пациентов, болеющих ковидом от дельта-варианта в лёгкой форме, медики наблюдают головные боли, боли в горле, высокую температуру, кашель и насморк. Крепкие здоровьем граждане и вовсе путали такой ковид с простудой.
От исходного коронавируса дельта-вариант отличается тем, что с ним не теряется обоняние. Но на смену ему пришла потеря слуха, а в самых плохих исходах – потеря конечностей. Всё из-за резко увеличивающегося риска возникновения тромбов.
Впрочем, для иностранцев самой страшной новостью стало то, что против дельта-варианта могут оказаться бесполезны вакцины производства AstraZeneca и Bharat Biotech. А медицинский журнал The Lancet пишет, что и препарат Pfizer может быть неэффективен.
Отечественные вакцины, в свою очередь, с дельта-вариантом справляются. Во всяком случае так заявили их разработчики. В защиту русских вакцин говорит и статистика – при огромной распространённости дельта-варианта в России, число заболевших среди вакцинированных составляет не более процента, что укладывается в приемлемые показатели эффективности вакцин.
Мопед Альфа vs мопед Дельта: тест-драйв
И мопед Альфа, и мопед Дельта можно смело назвать наилучшими образцами мотоконей в своей весовой категории. Их основными достоинствами, которые выделяют их из толпы, являются приемлемая стоимость, наличие всех необходимых мотозапчастей и деталей, низкая цена расходных материалов и аксессуаров. Также у мопеда Альфа достаточно хорошие показатели по экономии топлива: его норма составляет не более 2 литров на каждую сотню километров. Конечно, эта цифра может изменяться в зависимости от условий эксплуатации, характера езды и состояния дороги, но не намного, что делает поездки на мопеде достаточно комфортными с экономической точки зрения. Мопед Альфа, также как и Дельта, считаются самыми бюджетными вариантами передвижения.
Мопед Альфа может перевозить небольшие грузы, весом до 50 кг. Оба варианта снабжены двумя полноценными сидушками, и немного напоминают своего «древнего родственника» – Карпаты. Но конструктивная разница уже заметна невооруженным глазом. Современный мопед Альфа может предложить не только стандартный мотор в 50 кубиков, а целую линейку, начиная с объема 50 и заканчивая 110. Всего вариантов есть четыре: 50, 72, 90 и 110 кубических сантиметров. Базовой версией мопедов Альфа и Дельта считается 50-ти кубовая модель.
Большие колеса мопедов позволяют ощущать себя уверенно и безопасно не только на качественной асфальтированной трассе, но и на пересеченной местности. Хотя уровень комфорта при этом резко снижается: вибрация руля увеличивается в разы. Но особых нареканий у мотоводителей к мопеду Альфа нет, поскольку свою цену он отрабатывает на полную катушку.
Водители со стажем советуют сразу после покупки мопеда Альфа тщательно перепроверить все крепления и где необходимо дополнительно подтянуть. Модели, которые оснащены двигателем объемом в 72 и 90 куб. см уже более мощные, и лучше подходят для езды с пассажиром. Они могут достигать скорости в 70 км в час, поскольку оснащены 4-х тактным двигателем, мощность которого достигает 5 лошадиных сил.
Мотоводители, эксплуатирующие мопед Альфа, отмечают хорошие показатели по надежности и сроку службы. При правильном уходе поломки случаются нечасто, и заводится мопед с первого раза. Дизайн мопеда Дельта смотрится очень презентабельно, он отличается быстротой и маневренностью, а также у него очень удобное сиденье. Такие же характеристики имеет и мопед Альфа.
Отдельно стоит упомянуть модели с 110 кубовым двигателем. Именно они являются идеальным транспортным средством на сельском отсутствии дорог, и при этом очень удобны в городе. У этих моделей достаточно жесткая рама, и практически отсутствуют детали из пластика, которые имеют свойство ломаться при каждом удобном случае. Новичкам советуют установить защитные дуги и накладки на руль, без которых опытные мотоводители спокойно обходятся. Мопед Альфа с двигателем на 110 куб. см лучше всего подходит для первого раза, когда процесс обучения в самом разгаре.
Спицевые диски очень часто заменяют на литые, потому что последние не разбалтываются. Небольшое багажное отделение может уместить несколько инструментов для скорого и несложного ремонта. А у Дельты есть еще и открытый багажник. Обе модели по необходимости можно укомплектовать кофром, используя спецкрепление.
Покупая мопед Альфа, следует обращать внимание на заднюю резину: она должна быть не гладкой, тогда мопед будет хорошо слушаться на проселочных дорогах. Масло меняется в среднем через каждую тысячу километров. Чистку карбюратора необходимо проводить через год, так же как и подтяжку цепи, замену лампочек и фильтров.
Срок службы мопеда Альфа составляет около 20 тысяч километров. У дельты он примерно такой же.
Особого внимания требуют рамы мопедов. Они достаточно быстро покрываются налетом ржавчины, если имеется хоть малейшее повреждение лакокрасочного покрытия.
Главные козыри этих мопедов – низкая цена и простота конструкции – полностью перекрывают существующие недостатки. В них просто нечему ломаться: вариатор отсутствует, нет никакой сложной электроники.
Многие опытные мотоводители начинали как раз с мопеда Альфа, а уже потом пересаживались на более мощных мотоконей.
Мопед/мотоцикл Альфа: лучший, худший или спорный?
Поскольку популярность мопедов длится уже несколько поколений, то на сегодняшний день на улицах российских и украинских городов все еще можно увидеть старые «Риги» и «Верховины», которые были выпущены еще во времена Советского Союза — на удивление, они продолжают исправно функционировать.
Однако ставшие уже знаменитыми Альфа и Дельта переплюнули даже «Верховину» и «Карпаты». Споры о них были, есть и будут вечно. Одна половина владельцев ненавидит эту мототехнику, другая – считает её одной из самых гибких и надежных. Постараемся разобраться.
Виды и модификации
Существует много разных видов Альфы и Дельты и все они отличаются дизайном колес, баком, цветом – в общем всякими мелочами. Единственным действительно важным признаком этого мопеда является двигатель. Существуют такие модификации моторов по критерию объема цилиндра:
Вот оно знаменитое видео (500 тысяч просмотров – полмиллиона надежд мопедистов) про двухцилиндровую альфу:
Каждый из приведенных типов моторов (2-цилиндровую мы не рассматриваем, так как её не существует в продаже) существуют в таких двух модификациях по типу коробки передач:
Мопед Дельта – тоже самое, что и Альфа. Все характеристики – аналогичны. Каждый, кто ищет глубокое отличие – обречен на неудачу, так как отличий нет. Единственные отличия внешние. Дельта – более раритетный, более деревенский, у него квадратная, несколько устаревшая фара, и прямоугольный спидометр, бак расположен как часть рамы, что позволяет использовать свободное пространство для кофра.
Двигатель Alpha/Delta
Мопед Альфа, в отличие от Дельты, снабжен крупным мотоциклетным баком, тахометром, круглой (изредка парой круглых) мотоциклетных фар. Иными словами, Альфа чуть более мотоциклетная внешне, потому что Дельта (даже с мотором 125 кубов) – обреченный мопед.
Мопед Альфа 110 – самая популярная модель, все мотомагазины России, Украины, Беларуси, Казахстана завалены запчастями именно этого мотоцикла. Его двигатель стоит 10 000 рублей. И это цена нового! При очень бережном обслуживании он способен проехать без сбоев 35 тысяч километров. А теперь скажите, существует ли еще на планете более выгодный мотор? 3,5 километра жизни мотора обходится ровно в 1 рубль! Сломался мотор? Выбросили, купили новый и у вас вновь новая альфа. Да, именно за это данный мопед всеми любим. Существует около 2 десятков фабрик, выпускающих двигатели Альфы. Самой лучшей считается Zongshen.
Бытуют мифы, и ими очень любят вводить в заблуждение продавцы, что существует японский двигатель для Альфы. Это – неправда. Последний японский двигатель для этой техники был создан в конце 80-х годов и больше не выпускался.
Характеристики
Мотоцикл Альфа 110 можно использовать как для катания по городским улицам, так и для длительных поездок по загородной местности.
Альфа. Модель 2018 года
Последняя модель Alpha, которая вышла с завода в 2018 году получила ряд обновлений:
Официально Альфа 110 относится к скутерам. Но, несмотря на это, его внешний вид больше подходит для мотоцикла. Среди отличительных черт дизайна мопеда Альфа 110 можно выделить:
Споры насчет качества металла, из которого собирают эти мотоциклы продолжаются вечно. Однако, если регулярно обслуживать мопед, то металл действительно достаточно надежен.
Следует понимать! У наших людей, в отличие от зарубежных водителей, есть такая черта – чем дороже техника, тем более бережное к ней отношение. В связи с тем, что Альфа – бюджетная мототехника, её гоняют и по ямам, и по лужам, и по песку. Если бы этот мотоцикл получал хоть половину того внимания, которое получают японский байки его хватило бы на множество сезонов и даже на дальние поездки.
Также среди отличительных черт этого скутера можно выделить довольно большие габариты и представительный внешний вид. Еще можно вспомнить и о приятных бонусах – элегантные подставки, предназначенные для размещения ног, и глушитель, выполненный в виде саксофона. К слову, глушитель издает достаточно приятный мелодичный звук.
Из интересных особенностей можно выделить специальные лампочки, расположенные на панели приборов – их задача состоит в том, чтобы сообщать водителю о включенном ближнем или дальнем свете, а также о функционирующем в данный момент указателе поворота.
Для того чтобы обеспечить водителю безопасную поездку, не лишенную комфорта, в мопеде имеются удобное пространство для кофр и боковые дуги, материалом изготовления которым послужили качественные металлические трубы – благодаря им боковые дуги не деформируются даже в случае аварии или падения.
Технические характеристики мопеда Альфа 110 кубов
В число достоинств мопеда Альфа 110 также входят отличные технические характеристики. Можно даже сказать, что именно благодаря им Альфа 110 является одним из наиболее ярких представителей китайской мотоциклетной техники.
Среди отличительных черт технической части этого мопеда можно выделить:
Двигатель
Помимо этого, запуск электрического стартера производится именно с помощью этого мотора. При этом в случае поломки электрического стартера водитель всегда может переключиться на кикстартер.
Топливный бак
Стоит признать, что объем топливного бака мопеда Альфа 110 не отличается большим показателем — максимальное количество топлива, которое он может вместить – четыре литра.
Следует знать! Таковы паспортные данные, однако по непонятным причинам в бак вмещается 6,5 литров. Видимо, такое ограничение связано с тем, чтобы предостеречь водителя от перелива топлива на поворотах во время наклона.
При этом, за счет того, что максимальный расход бензина на 100 километров составляет два литра, топливный бак можно охарактеризовать как экономичное решение изготовителя. В этот топливный бак можно заливать только бензин серии АИ-92 или АИ-95.
Проводились тесты и заливались 98-й бензин и даже 76-ой. От АИ-76 карбюратор начинал давать сбой, поплавковая камера засорялась и мотоцикл глох. На АИ-98 техника ехала хорошо, однако цилиндр слишком перегревался.
Достоинства модели
В первую очередь стоит отметить то, что некоторые характеристики мопеда Альфа 110 превосходят отличительные черты двухместных мопедов. К примеру, этот мотоцикл оборудован удобным местом для пассажира и емким багажником. Само сидение достаточно комфортно, и, к тому же, даже два взрослых мужчин могут поместиться на нем. Бывали случаи, когда этот мопед перевозил троих людей. Это небезопасно и ни в коем случае нельзя делать, однако факт остается фактом.
Мопед Альфа без проблем поднимается на любую горку
Также среди достоинств мопеда можно выделить то, что на нем можно совершить крутой подъем без особых сложностей – это возможно благодаря четырехступенчатой коробке переключения передач. Опытный водитель вполне способен добиться максимальной производительности двигателя мопеда.
Также стоит отметить электрический стартер, который в случае неожиданных неприятных ситуаций на дороге позволяет завести мопед – он довольно качественный.
К основным достоинствам мопеда также относится повышенный уровень комфорта во время передвижения. Благодаря этому водитель способен совершать даже особо долгие поездки. Если говорить о самом водительском сиденье, то его посадка довольно высокая и удобная, а подставки для ног расположены именно там, где и нужно. Руль обладает деликатным плавным изгибом.
Стоит отдельно рассказать о приборной панели – она довольно информативна, а за счет крупных размеров спидометра и тахометра быстрое считывание их показателей возможно даже во время плохих погодных условий.
Недостатки
Как и любой мотоцикл или мопед, Альфа 110 имеет свои недостатки. Однако если сравнивать эти недостатки с вышеперечисленными преимуществами – они покажутся незначительными.
Любители скоростных поездок по городским улицам отметили такие недостатки мопеда:
Несмотря на то, что во время поездки обеспечивается прекрасное сцепление колес с асфальтом, из-за низкокачественных барабанных тормозов тяжело предсказать, как поведет себя мотоцикл на трассе в условиях сухой погоды. Таким образом, к недостаткам также можно отнести длительный тормозной путь.
Исходя из прекрасных технических характеристик и многочисленных достоинств, можно абсолютно точно утверждать, что Альфа 110 рекомендуется всем поклонникам высококачественной мотоциклетной техники. За счет своего довольно мягкого, но при этом уверенного хода, надежности и управляемости мопед отлично подходит для поездок по пригородной местности. Присутствие в мопеде механической коробки передач позволяет мотору развивать внушительную скорость. Крупного размера колеса, деликатные подвески и широкое рулевое колесо обеспечивают безопасное передвижение по бездорожью, расположенному среди дачных земельных участков.
Стоит отметить, что Альфа 110 можно увидеть в продаже намного чаще, чем другие более дорогие и навороченные мотоциклы – в первую очередь это связано с демократичной стоимостью. Если же говорить о том, сколько этот мопед сможет проработать, прежде чем сломается, то можно определенно сказать, что в случае своевременного ремонта и бережного обращения срок эксплуатации составит несколько лет.
Любая попытка сравнивать динамические характеристики Альфы и других мотоциклов (в первую очередь, японских) должна начинаться со сравнения цен. Весь мотоцикл Alpha 110 в полной комплектации стоит дешевле, чем заднее колесо Suzuki Boulevard.
Альфа, дельта, омикрон: откуда у коронавируса столько штаммов и почему не все из них опасны
COVID-19 регулярно мутирует и не всегда понятно, будут ли против него эффективны средства, которыми мы пользовались еще вчера. Ученые следят за новыми мутациями, чтобы заранее изучить их и предугадать, какой вред они потенциально могут нанести. «Хайтек» разбирается, как появляются мутации и от чего они зависят.
Читайте «Хайтек» в
Опасные штаммы коронавируса называют в честь букв греческого алфавита. Мы уже на «омикроне» — до конца осталось всего девять. Это значит, что коронавирус мутирует быстро? Если да, то увеличивается ли эта скорость? И почему какие-то мутации сохраняются и начинают распространяться, а другие нет?
Как появляются мутации?
После попадания в организм вирус начинает процесс репликации — происходит он только внутри живой клетки и засчет ее ресурсов. Поэтому после попадания внутрь вирус удваивает свою РНК. Во время этого сложного процесса, который состоит из нескольких шагов, могут возникать ошибки. Например, самые популярные — перестановка нуклеотидов, замена одного на другой. Это называют точечной мутацией. При удвоении РНК возможны потери небольших последовательностей или, наоборот, вставка.
Вирус старается исправить ошибки при размножении, но не всегда это получается. С другой стороны, если новая мутация помогает проникать в организм быстрее или лучше распространяться, то она может закрепиться.
Все мутации опасны. Это так или нет?
Нет, это не так. Вирусы часто мутируют, но не всегда успешно. Обычно, когда мы говорим о естественном отборе, то думаем о новых мутациях, которые имеют преимущество и распространяются, например, как альфа- и дельта-варианты COVID-19. Это называется положительный отбор.
Но большая часть мутаций вредит вирусу и ухудшает вероятность его выживания — это очищающие мутации или отрицательный отбор. Они не сохраняются в организме достаточно долго, чтобы их можно было секвенировать. Из-за этого их часто не учитывают при оценке количества генетических изменений.
При большом количестве мутаций повышается и число тех, которые дают вирусу преимущество. В августе 2021 года ученые из университетов Бата и Эдинбурга выяснили, что частота мутаций вируса COVID-19 стала на 50% выше. Ранее считалось, что вирус мутирует примерно раз в две недели.
Авторы отметили, что если пациент страдает от COVID-19 более нескольких недель, то вирус может эволюционировать. Подробнее об этом мы поговорим в следующей главе.
Я слышал, что ВИЧ повлиял на мутации COVID-19, каким образом?
Да, это правда. Но связь не так очевидна, поэтому надо понять, как образуются такие мутации. Влияние ВИЧ на COVID-19 начали активно обсуждать после появления B.1.1.529 или омикрон-штамма, который вызывает опасение у мирового сообщества.
Этот штамм произошел не от дельта-варианта, а от другой, еще более ранней разновидности COVID-19. Это необычная ситуация, так как новые штаммы образуются с небольшим определенным набором мутаций. Такие изменения в геноме вируса происходят, когда он естественным образом передается от человека к человеку.
В случае с омикроном ситуация другая — у него очень много мутаций. Их около 50 в самом геноме, от этого числа 35 — в S-белке и 10 находятся в области, контактирующей с рецептором ACE2. У других штаммов, например, у бета, в этой же области всего три мутации, а у дельты — две. Это говорит о том, что вирус не передавался, а наоборот находился в организме одного человека с иммунодефицитом. Предположительно, с ВИЧ. Дело в том, что иммунная система человека, переносящего ВИЧ, может не до конца победить вирус и он будет развиваться внутри организма неделями или месяцами.
Поэтому во время размножения вируса самые слабые частицы погибают, а быстрые и адаптированные начинают изменяться, чтобы быть устойчивыми к иммунитету. Пока что это только теория, но она объясняет, почему омикрон произошел от исходного штамма В.1.1. Сегодня его уже практически нет среди новых случаев.
Пока что исследований о корреляции между уровнем инфицирования ВИЧ и заболеваемостью COVID-19 не было, но можно отметить, что в Африке, где впервые нашли омикрон-штамм, также высокий уровень заболеваемости ВИЧ/СПИДа. Новый вариант COVID-19 нашли в Ботсване, в которой сейчас эпидемия — с вирусом живет каждый пятый человек в возрасте от 15 до 49 лет.
Как понять насколько опасен штамм и поможет ли от него вакцина?
Это достаточно сложный вопрос. Сперва нужно понять, опасен ли штамм. Для этого у больных делают забор образцов слизистой и расшифровывают геном возбудителя.
Дальше эту информацию переносят в общие базы данных и сравнивают. Например, в базе GISAID больше 2 млн геномов коронавируса со всего мира. Там есть трекер, визуализирующий, какой вариант в какой стране выявили. Также исследователи опубликовали эволюционное древо коронавируса — этим занимается проект Nextstrain. В зависимости от характеристик найденного штамма и его распространенности ученые делают вывод о его опасности.
После этого нужно понять, сработают ли существующие вакцины от нового штамма. Чтобы выяснить это, можно, например вести статистику в месте массового распространения штамма и смотреть на изменения в соотношении заболеваемости (есть ли всплеск), рост смертности, а также как меняются типичные симптомы, которые выявляют у пациентов.
Возьмем для примера «Спутник V». В основе вакцины есть S-белок, который изменяется при мутации. Значит нужно заменить его на новый образец. Дальше белок необходимо упаковать в оболочку аденовируса. Еще требуется время на наработку вакцины.
Еще одна популярная конфигурация — это мРНК-вакцины. Это более инновационный биотехнологический подход, который превращает клетки организма в молекулярные фабрики для производства белков. А они, в свою очередь, активируют специфический для патогенов иммунный ответ. Например, в BioNTech и Pfizer разрабатывают вакцину каждый раз при появлении новых штаммов вируса — это часть их стандартной процедуры.
Но после того, как вакцина адаптирована, ее нужно снова протестировать и сертифицировать. Несмотря на то, что есть упрощенные схемы этих процедур, на все уходит время. Глава Moderna заявил, что на разработку новой вакцины могут потребоваться месяцы.
Пандемия показала, как важно иметь четкий и отработанный алгоритм действий в случае появления нового вируса или опасного штамма. Пока что все процедуры выявления, подготовки и разработки препаратов выглядят разрозненно, поэтому занимают много времени и не всегда эффективны.