Алфавит азбука в чем разница
Разница между азбукой и алфавитом
Научиться читать и писать невозможно, не зная алфавита или азбуки. В них упорядоченно расположены буквы, которые являются графическим изображением звуков. Ребенку запомнить буквы бывает непросто: у него не всегда возникают устойчивые ассоциации между знаковым символом и живым звучанием отдельного фрагмента речи. Это учитывалось составителями русской азбуки. В алфавите психологические особенности восприятия знаковой системы почти не берутся в расчет. Что же такое азбука и алфавит?
Определение
Азбука – это систематизированное расположение букв какой-либо письменности и одновременно книга для начального обучения грамоте. В азбуке каждая буква наделена символическим смыслом, облегчающим запоминание буквенного знака.
Алфавит — совокупность букв, соответствующих звуковой системе языка и расположенных по принципу однозначности графического изображения. Буквы в алфавите не имеют дополнительного смыслового значения, кроме того, которое совпадает с обозначаемым звуком.
Сравнение
Название «Азбука» произошло от букв Аз и Буки, с которых начиналось изучение грамоты в российских школах XIX столетия.
В русской азбуке каждая буква изначально имела собственное имя. Например, буква А записывалась как «Аз», что в старославянском языке соответствовало современному местоимению Я; буква Д читалась как «Добро» — богатство, щедрость; Буква Г именовалась «Глаголом» — речью, говорением.
Буквы-символы запоминались легче, чем их простое графическое изображение, хотя возникала сложность при слоговом чтении: ребенок был вынужден выделять из смыслового понятия абстрактный знак.
Современная азбука состоит из букв, не имеющих специального названия. Но она снабжена ассоциативными иллюстрациями, благодаря которым буквы запомнить гораздо проще, чем просто выучить их в алфавитном порядке.
Алфавит имеет такую же последовательность буквенных символов, что и азбука. Однако, кроме графического изображения букв, он не содержит никакой дополнительной информации, которая позволила бы ускорить или облегчить процесс запоминания.
Название «Алфавит» — греческого происхождения: как и русская азбука, оно образовано от букв, с которых начинался системный алфавитный ряд. В греческом языке им соответствовали альфа и бета.
Что такое алфавит, или азбука? Почему так называют? Сходства и различия
Чтобы научится читать и писать ребёнку необходимо выучить алфавит, или азбуку. Алфавитом называют расположение букв в определённом, общепринятом порядке. Другими словами, алфавит – это графическое изображение звуков, которое мы используем для письма и чтения.
У каждого народа есть свой алфавит и правила письма (например русский алфавит), но многие языки имеют общие корни и историю. Большая часть современных алфавитов произошла от древнегреческого алфавита, как и само слово Алфавит, обозначающее первые две буквы α и β.
Ребёнок учится разговаривать, произносит свои первые слова, но при изучении алфавита часто возникают трудности. Довольно сложно установить связь между звуками, которые произносим и графическими символами (буквами). Чтобы правильно объяснить ребёнку что такое азбука и алфавит, далее рассмотрим термины и разницу этих понятий.
Что такое азбука и алфавит: основные понятия
По сути азбука и алфавит имеют общее значение – это расположение букв по порядку, но если рассмотреть понятия более подробно.
Азбука – это изображение графических символов (букв) в определённом порядке, и учебное пособие с иллюстрациями, для изучения алфавита.
Наверняка, многие помнят, свою первую азбуку, с которой начинается изучение букв и чтение по слогам. В ней каждая буква сопровождалась иллюстрациями, что помогало быстрее усваивать информацию и вырабатывать ассоциации с разными буквами.
Алфавит – это стандартный, для конкретного языка, набор знаков, или форма письменности, в которой все буквы структурированы по порядку. Каждая буква – это графический рисунок (символ) и определённый звук.
Алфавит используется в письменной речи, для передачи звуков на письме. Буква редко обозначает один звук, да и в устной речи часто звуки видоизменяются, но для облегчения понимания языка и общения между собой, люди используют общепринятый алфавит и чёткие правила.
Разница в терминах азбука и алфавит заключается лишь в названии, где слово Алфавит имеет греческие корни, а Азбука – происходит от древнерусских первых букв «аз» и «буки».
Алфавит отображает сухую последовательность букв, без иллюстраций, облегчающих их запоминание, как в азбуке.
Азбука и алфавит — чем они отличаются?
Прежде чем учиться писать и читать, человек осваивает алфавит или азбуку. Оба эти понятия обозначают упорядоченное расположение букв, которые, в свою очередь, являются графическим видом звуков. Их употребление допустимо для обозначения системы звуков абсолютно любого языка, любой письменности.
Часто дети не сразу запоминают буквы, потому что установить устойчивую ассоциативную связь между живым звуком, фрагментом уже знакомой речи, и безликим пока для малыша графическим символом бывает очень непросто. Составители русской азбуки знали это и учли этот факт в своей работе. В алфавите, напротив, психологический аспект запоминания букв не берется в расчет. Так что же такое алфавит и азбука? Чем они различаются?
Алфавит и азбука: определение терминов
Азбука – это не только починенное системе расположение букв конкретного языка, но и книга для обучения грамоте «с нуля». Отличие азбуки в том, что в ней каждый графический знак (буква) наделен символическим значением, облегчающим его усвоение для дальнейшего воспроизведения.
Алфавит – структурированная совокупность букв, составляющих звуковую систему конкретного языка. Буквы в алфавите расположены по типу однозначности графического рисунка. Значение букв в алфавите ограничивается тем, звуком, который каждая конкретная буква обозначает. Ни о какой дополнительной смысловой нагрузке речи не идет.
Сравнение алфавита и азбуки. В чем же разница?
Термин «азбука» происходит от наименований первой пары букв русского языка: «аз» и «буки», с которых начинали изучать алфавит во всех школах Российской империи 19 века.
Изначально в русской азбуке всякая буква была одарена своим собственным именем. Букву «А», к примеру, записывали как «Аз» (в старославянской речи это слово было тождественно современному местоимению «я»). Букву «Д» называли «Добро», что обозначало щедрость и богатство; буква «Г» носила имя «Глагол», то есть речь, произнесение звуков, говорение.
Изучающим грамоту было гораздо проще запомнить буквы, наделенные символическими именами, нежели абстрактные графические знаки. Этот факт можно смело отнести к плюсам использования азбуки. Однако иногда возникали и проблемы: начиная читать по слогам, дети не сразу могли выделить один единственный звук из символического смыслового термина, обозначающего букву в целом.
Буквы современной азбуки лишены своих древних названий. Их место заняли стихотворения, которыми сопровождаются посвященные конкретной букве странички в книге, либо яркие смысловые картинки, так же облегчающие успешное запоминание абстрактных символов. Так достигается результат, без которого невозможно обучить ребенка чтению: ученик запоминает каждую букву по отдельности, а не прост о заучивает их целостный ряд.
Термин «алфавит» происходит из Древней Греции. Образовано это название по тому же принципу, что и русское «азбука» — от первой пары букв системного ряда звуков языка. В древнегреческом языке это были соответственно альфа и бета. Изначально алфавит так и назывался «альфабетос». Привычное для современного человека звучание термина – результат естественных для истории любого языка заимствований, упрощений и «подгона» слова из чужой речи под структуру, в данном случае, речи русской.
В чем разница между азбукой, алфавитом и букварем — основные отличия
Дети начали ходить в школу давно. Тогда учились читать не по печатным книжкам. Раньше буквы вырезались на деревянных дощечках. Первый способ написания текстов был ручным, что затрудняло чтение книг, их распространение. Только спустя несколько сотен лет появились первые книги, ускоряя обучение грамматики.
Лишь после появились печатные машины, с помощью которых получилось увеличить количество изданий, облегчить понимание написанного. В чем разница терминов – ответит на вопрос статья.
Определение слов «азбука», «алфавит» и «букварь»
Сначала стоит разобраться с алфавитом. Он представляет определенную расположенность букв, идущих в строгой последовательности друг за другом. Каждый буквенный символ обладает отличающимся названиями. Буквы различаются произношением, что позволяет выделить символ среди остальных, запомнить его, использовать в будущем.
Термин возник объединением произношения двух греческих букв – Альфа и Вита. Встречается на плакатных изображениях, разворотах книг. Таким образом, он является частью упомянутых ниже форм использования буквенных обозначений.
Букварь считается первой книгой, с которой сталкивается ребенок при посещении школы. С его помощью происходит изучение чтения:
История насчитывает несколько столетий. Первую книгу напечатал Иван Федоров в 1578 году. Тогда большинство простых людей жили в деревнях, носили непривычную современным людям одежду.
Книжных изданий было мало, чтение не было основной потребностью жителей страны. Цены на книги были довольно большими. Тогда по указу Ивана Грозного построили Печатный двор, появилась первая типография. Главой стал Иван Федоров, и первая выпущенная печатным станком книжное издание называлось «Апостол».
Большая часть изданий была посвящена церкви. Пять лет Печатный двор работал исправно до страшного пожара. Восстановлению здание не подлежало, что на время остановило работу типографии.
Это вынудило Ивана Федорова уехать во Львов. Город еще входил в состав Польши. Там публицист занялся выпуском Азбуки. Появилась она в 1574 году. Эту дату считают достаточно важной, так как она ускорила процесс обучения детей.
Лишь через сто с лишним лет после выхода азбуки появился первый букварь. Спустя двести лет из печати вышло две книги, используемые по сегодняшний день:
Стоит отметить, что оба термина пересекаются. Но если раньше не было существенной разницы, то теперь отличия имеются. Стоит рассмотреть разницу подробнее. Рекомендуется познакомиться с остальными терминами, которые будут сравниваться, поближе. Точнее – рассмотреть их отличия.
Хочется дополнительно упомянуть, что сейчас азбука – представленный в напечатанном виде алфавит. Используется для изучения букв. Таким образом, она становится на ступеньку ниже букваря. Используется дошкольниками.
Чем отличается лоджия от балкона в квартире на самом деле, узнайте тут
Основные отличия в понятиях
Подробнее стоит рассмотреть разницу между азбукой и букварем, так как алфавит используется обеими книгами. Таким образом, стал основой для создания сравниваемых ниже терминов.
Ключевые отличия представлены таблицей:
Отличие | Азбука | Букварь |
Содержание | Представляет алфавит. Книга может содержать стишки, картинки, посвященные каждой букве. Что касается последовательности символов, то они повторяют содержания алфавита. Название произошло благодаря соединению звуков двух первых старославянских букв – аз и буки. | Предназначен, чтобы научиться читать. Буквы расположены не в алфавитном порядке. Они имеют определенное расположение, зависимое от степени сложности, используемости.Также содержит упражнения, благодаря которым ребенок учится читать. |
Сложность | Простая для изучения. Ребенку потребуется от пары дней до недели, если есть желание познать вид, произношение символов. | Будет сложным для изучения. Все упражнения отсортированы от легких к более сложным, поэтому процесс обучения будет постепенным. |
Время изучения | Подходит детям младшего дошкольного возраста, когда необходимо обеспечить знакомство с буквами. | Считается важным предметом школьной программы начальных классов. Обычно ее изучают первоклассники. Недаром первое сентября называют праздником букваря. |
Таким образом, становится понятно, что разница между понятиями существенная. Сегодня данные слова путать не рекомендуется.
Выводы
Касаемо подведения итогов, выделяется три основных пункта:
Смотрите видео про обучение чтению, буквари и азбуки:
otvet_plus
Про отличия и различия между похожими вещами
Журнал для эрудитов
Отличие алфавита от азбуки
Это слово греческого происхождения образовалось от названий первых двух букв их системы записи звуков. Alpha+ Beta= Alphabetos. Так как betaв средние века уже произносилась как «вита», то и на слух это слово воспринималось как «алфавит».
Определенный набор букв. Название буквенной системы образовано от названий двух первых букв греческого письма Alpha+ Beta= Alphabetos
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
α3δуkα nepBu4Hα.
Рɤсь дала міру древнѣйшій солнечный календарь, съ 14-го сентября пошло̀ 7528 лѣто отъ Сотворенія міра или отъ Ѧдѧма.
Рѹсь дѧла міру звɤковуѭ письменность — азбѫку и цифры — десѩтичный счётъ; всѣ цифры сдѣлѧны изъ первой буквы ихъ рɤсскѧго нѧзванія — Четыре…
Всѣ придумки назвали азбуками — Морзе, Нотная, или Брайлѩ для слѣпыхъ, это говоритъ объ первичности азбуки; жиды украли даже способъ русскаго названія сего изобрѣтенія по первымъ двумъ буквамъ: Азъ Буки — αλφα βητα → αλφάβητος.
Азбуку мѣняли много разъ; маçонъ Петръ І всунулъ въ азбуку 10 праздныхъ буквъ для того, чтобы сегодня жиды врали намъ объ первичности грецко-латынской письменности.
Азбука сія — звуковая запись языка, подобно нотамъ; сравните съ другимъ способомъ — іероглифы ихъ въ китайскомъ около 350000, нѣсколько человѣкъ, выбранныхъ властью, знаютъ ихъ всѣ… Вопросъ: какая письменность лучше — звуковая или іероглифическая?
Болгарія сохраняла Азбуку — до 1945 года включительно, пока не пришли „освободители“ — совки — холуи жидовскіе; а украинцы — это холуи жидовъ въ кубѣ³.
Только въ русской письменности сохранились двѣ полугласныя буквы: ерЬ и ерЪ, а вѣдь множество словъ въ русскомъ языкѣ управляются ими:
Уголь_уголъ, шесть_шестъ, брать_братъ, быть_бытъ, моль_молъ, вонь_вонъ, ужь_ужъ, воль_волъ, мать_матъ, сталь_сталъ, быль_былъ, ось_осъ и т. д. такихъ паръ-словъ нѣсколько тысячъ; многіе глаголы: мыть_мытъ, выжать_выжатъ, бить_битъ, кинуть_кинутъ, стоя́ть_стоя̀тъ…
Ф → поворотъ на 90° → Ө
Большія буквы:
Малыя буквы:
Aa Bb Dd Ee Gg Hh Ll Mm Nn Qq Rr Tt Uu
→ Cc Ii Ff Jj Kk Oo Pp Ss Vv Ww Xx Yy Zz
Αα Γγ Δδ Εε Ζζ Ηη Μμ Νν Ξξ Σσς Υυ Ωω
Ββ Θθ Ιι Κκ Λλ Οο Ππ Ρρ Ττ Φφ Χχ Ψψ
Рγςςкія δγкβbl оguнακоβblя (δоλbwαя u мαλαя), онѣ оmλuчαюmся mоλbkо ραзмѣρомъ. 3αчѣмъ жε uχъ gѣλаmь ρα3нblмu, кαкой ςмыςλъ?
π ολοβuΗα δγkβъ λαmblнςкαrо и rρэчеςкαrо αλφα-βεmоβъ ραзнblя (δоλbwія и мαλεнbкія), α πоmому чmо жиды uχъ γкραλи u3ъ нαwей азбуки и, nερεмѣwаβъ ργкоπиςнblя ργςςкія δγкβы ςъ nε4αmнblмu, βblgαλи uχъ 3α „ςβоu“ αλφαβητος.
ЯR ИN ГL ДD ΛV МW EF УY СG КK кk иu дgd гr пn тm qp-db-Ьь аα бδ εЕ…
ПпnNИиuU ТтmM Gg ДдdD ІіiI АаαΑ БбδΔ ВвβΒ ЕеεΕ ѲѳθΘ
ПпnNИиuU ТтmM Gg ДдdD ІіiI АаαΑaA БбδΔ ВвβΒЕеεΕ ѲѳθΘ
Bom >|<e, cMompume, R ucno^b3yI-0 /\amuHckyI-0 pack/\agky, a nuwy BaM no pyccku, mo ecmb Hawa a36yka nepBu4Ha.
↓ βce 〉|〈ugbl — πegepacmbl oδpe3aHHble — xyecocbl ↓
Edited at 2020-04-19 02:22 pm (UTC)
αραδkiя цuφρbl?
„Арαδскія“ цифры — сαмый прочный пαмятникъ Русской Исторіи и Культуры.
Сегодня просыпѧетсѧ „національная“ гордость за своѭ стрѧнѫ и за ея великɤю исторіѭ.
Видимо не случайно Богъ далъ мнѣ знаніе, которымъ я спѣшу подѣлиться съ вами, именно въ этотъ историческій моментъ.
Всѣ мы съ дѣтства, съ перваго класса, а многіе даже и ранѣе, знакомы съ цифрами — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Согласно бытɤющей сегодня версіи онѣ придɤманы въ Индіи. Позже ихъ перенѩли арабы. Потомъ ихъ примѣнила просвѣщенная Европа. Ну, а въ Россію, или на Рɤсь «темную и лапотную», онѣ пришли въ самѫѭ послѣднѭѭ очередь.
Я возьмусь доказать вамъ, о, просвѣщенный читатель, что это не такъ.
Итакъ! Цифра 4 — четверка, названіе начинается на букву «Ч». Сегодняшнее написаніе четверки практически абсолютно повторяетъ написаніе Русской буквы «Ч». Такимъ образомъ, цифра написаніемъ повторяетъ первую букву своего названія на Русскомъ языкѣ.
Но можетъ быть это случайность, и другія цифры выпадаютъ изъ этого правила? А давайте провѣримъ.
Пойдемъ по порядку, такъ сказать, отъ меньшихъ къ большимъ.
Единица — 1. Это слегка подправленное написаніе скорописной строчной буквы «е» съ вензелемъ внизу въ виде петли.
Когда эта мысль уже прочно засѣла въ моемъ мозгу, я неожиданно нашелъ подтвержденіе сему. Оказывается, съ вензелемъ внизу букву «е» писали въ былыя времена. И вотъ образецъ на вполне современной пробкѣ.
Кстати, латинская строчная буква «l» (читается «эль»), можешь убѣдиться, дорогой читатель, очень похожа на единицу, скорописная «l» пишется какъ русская скорописная «е». Думаю, всѣ кто изучалъ хоть одинъ европейскій языкъ, подъ присягой, подтвердятъ это. Т. е. написаніе «е» въ виде единицы было очевиднымъ для времени созданія десятичной системы.
Двойка — 2. Давайте вспомнимъ, какъ насъ учили писать строчную скорописную букву «д» въ первомъ классѣ. Это кружокъ въ строкѣ и удлиненная петля внизъ. Теперь давайте мысленно приподнимемъ букву надъ строкой, а петлю замѣнимъ вензелем съ волнистымъ хвостикомъ. Получится двойка.
Съ тройкой, пятеркой и шестеркой всё нѣсколько сложнѣе. Но и тутъ русскія названія проглядываютъ своими первыми буквами изъ цифръ.
Тройка — 3. Это повернутая на 90° скорописная буква «т». Это также проглядываетъ въ традиціи писать тройку съ прямой или извилистой чертой съ верху.
Четверка — 4. О, внимательный читатель, не буду занимать ваше время повтореніемъ.
Пятерка — 5. Это повернутая на 90° скорописная буква «п». Я не возьмусь утверждать однозначно: то ли «п» писали съ горизонтальной черточкой, то ли на пятеркѣ она появилась уже въ виде вертикальной, но сходство при поворотѣ становится очевиднымъ.
Шестёрка — 6. Съ написаніемъ буквы «ш», есть сложности. Въ шестёркѣ проглядывается написаніе строчной буквы не по тѣмъ правиламъ, что мы учили въ школѣ, хотя тоже присутствуетъ поворотъ на 90°. Предлагаю вамъ, читатель, поэкспериментировать съ написаніемъ «ш» по весьма старинной технологіи. Нарисуйте дугу, а въ центрѣ дуги нарисуйте вертикальную черту. Получилась скорописная буква «ш», какъ ее писали когда-то. А теперь попробуйте написать цѣлую строчку такихъ буквъ, но по возможности быстро. Что у васъ получилось, о, пытливый читатель. Попробую угадать! У васъ получились лежащія на боку шестерки. Комментаріи, какъ говорится, излишни.
αραδkiя цuφρbl?
Семерка — 7.
Здѣсь вообще забавная исторія. Оказывается, семерка не всегда писалась въ виде перечеркнутой кочерги. Въ ХѴ-ХѴІ вв. и въ отдѣльныхъ случаяхъ вплоть до конца ХѴІІІ вѣка она писалась въ виде буквы «с» съ вензелем въ виде волнистой и маленькой петли сверху. Именно эта информація и натолкнула меня на догадку, которую я имѣю честь вамъ представлять.
Восьмерка — 8. Здѣсь всё просто, буква «В» явственно проглядываетъ въ очертаніяхъ восьмерки.
И наконецъ —
Девятка — 9. Я думаю, вдумчивый читатель угадаетъ въ ней букву «д» безъ моей помощи. Конечно, это строчная буква « g », недорисованная двойка, безъ петель и волнистыхъ.
Выводъ который я сдѣлалъ изъ вышѣ изложеннаго слѣдующій — изобрѣтатель, или изобрѣтатели десятичной системы счисленія разговаривали и писали по РУССКИ, знали азбуку, и использовали начальныя русскія буквы названія цифръ для обозначенія ихъ въ десятичной системѣ счисленія.
Еще есть, конечно, н0ль или нуль. Но его происхожденіе осталось для меня тайной. Можетъ его изобрѣли индійцы или китайцы, или американскіе индѣйцы. Не знаю.
Можетъ даже, всѣ цифры придумалъ кто-нибудь изъ нихъ. Но говорили они, на тотъ моментъ, по русски и писали они по русски, и думали по русски. И называли себя въ тотъ моментъ никакъ иначе, какъ русскими. Я берусь это утверждать. А можетъ это насъ, когда-то называли всѣми этими названіями: индійцы, арабы, египтяне, монголы и какъ-то тамъ еще?
Сразу, какъ только я рѣшилъ эту, въ общемъ, не сложную задачку, я тутъ же задался вопросомъ: «Почему такая простая мысль не пришла въ болѣе квалифицированную голову?». Отвѣтъ созрѣлъ сразу: „Видимо это настолько крамольная мысль съ точки зрѣнія современной науки, что она могла посѣтить только дилетанта“. Больше того, я предвижу, какъ обремененный степенями представитель совецкой науки пренебрежительно броситъ: „Бредъ сивой кобылы“. Но согласитесь, для статистики этотъ „бредъ“ выглядитъ весьма правдоподобно. Говорятъ, что три совпаденія изъ 10 могутъ служить основаніемъ для далеко идущихъ выводовъ. Здѣсь же подъ совпаденіе попадаютъ, рискну утверждать, всѣ сто процентовъ.
И далѣе слѣдуютъ выводы съ ошеломляющей крамолой. А выглядятъ они слѣдующимъ образомъ:
1. Одно изъ двухъ, либо «арабскія» цифры на самомъ дѣлѣ «РУССКІЯ» или такъ называемые «Арабы» это мы и есть.
2. Такую систему могла изобрѣсти лишь цивилизація съ развитыми общественными отношеніями, торговлей и наукой. Что до сихъ поръ противорѣчитъ взглядамъ на наше Россійское прошлое.
3. Я думаю, что историкамъ, отечественнымъ въ особенности, надо внимательнѣе вглядѣться въ прошлое нашей родины, и подтвердить, наконецъ, что это великая исторія великаго русскаго народа, а не миѳческаго безъязыкаго ненарода. Возможно, современная цивилизація обязана своимъ началомъ Россіи-Руси гораздо въ большей степени, чѣмъ это принято думать.
P. S.
Говоря о великой исторіи, я имѣю въ виду великую исторію россійской науки, которая, по сегодняшней традиціи, ведется со временъ Ломоносова. Я же думаю, что у Россійской науки исторія гораздо гораздо длиннѣе.
Надѣюсь, я заронилъ въ ваше свѣтлое сознаніе, дорогой читатель, искру сомнѣнія. «Сомнѣніе — источникъ познанія». Уже и не помню, кто такъ сказалъ, но, сказалъ хорошо.
За симъ остаюсь искренне вашъ.
h t t p :// lubovinkin. narod. ru
α3δуkα nepBu4Hα.
Великій и могѫчій рѹсскій ѩзыкъ — се дѧръ Богѧ.
Смѣна ударенія въ словѣ — мѣняется его смыслъ, такого нѣтъ ни въ одномъ языкѣ міра, для сего нужны тысячи лѣтъ развитія языка, либо даръ Божій.
У язычниковъ такого не можетъ быть вообще, потому что удареніе закрѣплено на одномъ слогѣ, на примѣръ, въ нѣмецкомъ и чешскомъ удареніе стоитъ строго на первомъ слогѣ; во французскомъ удареніе стоитъ строго на послѣднемъ слогѣ; въ польскомъ на предпослѣднемъ, поэтому мелодіи европейскихъ язычковъ однообразны.
Пла́чу_плачу́, го́ре_горе́, му́ка_мɤка́, доро́га_дорога́, пари́ть_па́рить, по́лки_полки́, пя́той_пѩто́й, па́рная_парна́я, про̀пасть_пропа́сть, просы́паться_просыпа́ться, тру̀сить_трусѝть, ска̀чки_скачкѝ, по́ѭтъ_пою́тъ, со́рить_сори́ть, ду́ша_дɤша́, за́мокъ_зѧмо́къ, сто́итъ_стои́тъ, по́шло_пошло̀, па̀ры_пары̀, у́тру_утру́, цѣ́лɤю_цѣлу́ю, сво́лочь_своло́чь, со́рокъ_соро́къ, кру́жки_кружки́, но́ги_ноги́, черти́_че́рти, у́же_уже́, ду́ши_дɤши́, пили́ дрова_они пи́ли воду, пу́щɤ_пущу́, про́бой_пробо́й, го́сти_гости́, па́ру_пару́, ма́ло_мало́, уха́_у́ха, по́томъ_пото́мъ, засы́пали_засыпа́ли, пора̀_по́ра, жи́ла_жила́, до́лги_долги́, то́лкѫ_толку́, да́ли_дали́, по́дать_пода́ть, попада́ѭтъ_попа́даютъ, ро́жɤ_рожу́, ду́хи_духи́, пра́во_право́, свя́зи_свѩзи́, су́чки_сɤчки́, узнае́тъ_узна́етъ, чѫто́къ_чу́токъ, но́шу_ношу́, кра́я_края́, та́ить_тѧи́ть, у́гольный_уго́льный… … …
Уголь_уголъ, быль_былъ, шесть_шестъ, даль_далъ, брать_братъ, быть_бытъ, мать_матъ, мять_мятъ, пыль_пылъ, пуль_пɤлъ, хворь_хворъ, жарь_жаръ, Русь_русъ, Рось_росъ, дурь_дɤръ, мыть_мытъ, моль_молъ, мыль_мылъ; конь_конъ, сыть_сытъ, воль_волъ, голь_голъ, топь_топъ, взять_взятъ, весь_вѣсъ, доль_долъ, дань_данъ, вѣрь_вѣръ, вѣдь_вѣдъ, шарь_шаръ, сель_селъ_сѣлъ, мѣрь_мѣръ, гадь_гадъ, парь_паръ, сонь_сонъ, сокрушить_сокрушитъ, бурь_буръ, сво́лочь_своло̀чъ, волочить_волочитъ, забрось_забросъ, вонь_вонъ, гладь_гладъ, дать_датъ, сорь_соръ, уколоть_уколотъ, молоть_молотъ, молодь_молодъ, цѣпь_цѣпъ, зацѣпить_зацѣпитъ, бросить_броситъ, бить_битъ, рубить_рубитъ, громить_громитъ, укусить_укуситъ, рань_ранъ, сталь_сталъ, стоять_стоятъ, осЬ_осЪ, лѣзЬ_лѣзЪ, говоритЬ_говоритЪ, мелЬ_мелЪ_мѣлЪ, местЬ_мѣстЪ, примѣрЬ_примѣрЪ, толЬ_толЪ, вялЬ_вялЪ, и т. д. и т. п.
Еще примѣръ: голодъ, холодъ, молодъ, солодъ, колодъ; будить, судить, лудить, зудить, нудить.
Сукъ, сокъ, сѣкъ, сякъ; сонъ, сынъ, санъ; былъ, билъ, бѣлъ, балъ; далъ, дулъ, дѣлъ, долъ; валъ, вылъ, волъ, вилъ, вялъ, велъ; домъ, дамъ, думъ, дымъ; молъ, малъ, мулъ, мылъ, мелъ, мѣлъ, мялъ, милъ; пылъ, полъ, палъ, пулъ, пилъ, пѣлъ; тылъ, талъ, толъ, тѣлъ; столъ, стулъ, стылъ, сталъ, стэлъ; быкъ, бокъ, бакъ, букъ, бякъ.
Мѣняется всего одна гласная буква въ словѣ и… сколько получилось разныхъ словъ.
Бить или не Быть? Забыть или Забить?
Гдѣ, въ какомъ еще языкѣ есть подобное словообразованіе: при смѣнѣ всего одной гласной буквы въ словѣ мѣняется его смыслъ, и такихъ словъ нѣсколько. …
Возьмемъ любой глаголъ ну, скажемъ, кинуть: накинуть, закинуть, запрокинуть, откинуть, опрокинуть, покинуть, подкинуть, прокинуть, перекинуть, прикинуть, выкинуть, вкинуть, вскинуть, скинуть, докинуть; если мы замѣнимъ одну послѣднюю δукву ерЬ на ерЪ, то получится совершенный глаголъ: накинутъ ужѐ; а если измѣнить окончаніе такъ: кинутый, накинутый, … докинутый то мы получимъ цѣлый наδоръ прилагательныхъ; и такъ возьмите любой русскій глаголъ…
Такого выдающагося преимущества въ словооδразованіи нѣтъ ни въ одномъ изъ всѣхъ остальныхъ рукодѣльныхъ язычковъ міра.
Ѣ зда: выѣздъ, въѣздъ, доѣздъ, заѣздъ, наѣздъ, отъѣздъ, переѣздъ, подъѣздъ, поѣздъ, поѣздка, пріѣздъ, проѣздъ, съѣздъ, уѣздъ.
исторія → изъ старья → истари.