Алгоритмика что это для детей
Чему научат ребёнка в «Алгоритмике»? И как заинтересовать детей математикой? Разбор
Дети могут учиться с увлечением и выполнять домашнее задания не под строгим взглядом родителей, а по собственному желанию. В этом убеждены в «Алгоритмике» — школе программирования и математики, которая работает в Рыбинске не так давно, но уверенно держит курс на развитие и уже может похвастаться вполне конкретными достижениями. А в новом учебном году школа расширяет количество направлений и площадок, на которых будут проходить занятия. Рассказываем подробнее.
Так чему же научат ребёнка в «Алгоритмике»?
Если говорить обобщённо, основное направление — это программирование. Конкретнее: учат компьютерной грамотности, создавать креативные проекты в цифровом пространстве, программировать на языках Scratch и Python. Для самых юных есть курс «Основы логики и программирования». В этом сезоне стартуют курсы по визуальному программированию, гейм-дизайну, веб-разработке, робототехнике и математике.
По математике? Это чтобы поднять успеваемость в школе?
Занятия помогут поднять успеваемость. Но основную цель специалисты видят в том, чтобы научить детей мыслить логически, искать нестандартные решения. Учеников будут влюблять в математику.
Математика — это скучные формулы и точные расчёты. Как же заинтересовать ребёнка?
Этого можно добиться интересной подачей материала. Для младших групп в «Алгоритмике» разрабатывают сюжетную линию занятий, обыгрывают традиционную борьбу сил добра и зла. Судя по опыту, это эффективно: дети выполняют даже необязательные домашние задания, что говорит об их заинтересованности. Игровой формат будут использовать и в новых направлениях, в том числе, в курсах по математике.
Но есть и ещё один инструмент для мотивации: за активность на уроках, участие в олимпиадах и выполнение домашних работ детям начисляют астрокоины — это внутренняя валюта, которую можно обменять на подарки. У каждого ребёнка на сайте специального «магазина» есть личный кабинет, где формируется электронный кошелёк. В ассортименте — конструкторы LEGO, фирменные кружки, значки, наушники и даже сладкие батончики.
Интересно. А занятия по программированию не приведут к тому, что ребёнок будет слишком долго сидеть за компьютером?
Занятие в «Алгоритмике» идёт 90 минут — пара из двух уроков с физкульт-перерывом. И не весь урок проходит за компьютером. Сначала педагог настраивает детей на продуктивную работу, выравнивает эмоциональный фон в группе. Затем повтор отработанных на предыдущем уроке тем и объяснение новых — дети работают в специальных тетрадях. И только после этого садятся за компьютеры. В конце занятия предусмотрена рефлексия — ребята говорят о впечатлениях от урока.
На детей какого возраста рассчитаны занятия?
В зависимости от курса и его содержания — от пяти до 17-ти лет. Например, дошколят обучат основам логики и программирования. Для тех, кто уже близок к окончанию школы, есть курс, который предполагает подготовку к профессиональному обучению. Это курс по программированию Python PRO.
Мой ребёнок — отличник. Будет ли ему интересно на занятиях?
Чтобы ребёнку было интересно, в первую очередь важно правильно подобрать направление. А в рамках отдельного курса в «Алгоритмике» предусмотрены несколько образовательных траекторий. Самых сильных учеников ставят на усложнённый трек, который предполагает задачи повышенной сложности, в том числе и олимпиадные.
Если ребёнок пропустит занятие, не появятся ли пробелы?
В случае пропуска нужно сообщить об этом администратору, и сразу же можно договориться об индивидуальном занятии. Ребёнок должен будет прийти на полчаса раньше урока, чтобы педагог познакомил его с пропущенным материалом.
А пробные уроки есть?
Да. Они бесплатны и начнутся в середине августа. Вступайте в группу во «ВКонтакте» и подписывайтесь на новости — информация скоро появится. Узнать о пробных уроках можно также на сайте «Алгоритмики». Уже запланирован и День открытых дверей: он будет 11-го августа, в 19:00, по адресу: Пушкина, 53а — в «Точке кипения» РГАТУ. Записаться можно по телефону +7(901)272-53-65.
Где проходят занятия?
На Пушкина, 45. Но есть хорошая новость — в новом учебном году количество площадок увеличится. Будет набор групп в микрорайонах Волжский и Переборы. Возможно, организуют площадку ещё в одном микрорайоне. Следите за новостями.
Можно ли использовать сертификаты дополнительного образования при оплате занятий?
Да. «Алгоритмика» прошла лицензирование, поэтому частично оплатить занятия можно с помощью сертификата ПФДО. И ещё приятный момент — родители могут оформить налоговый вычет по НДФЛ и вернуть часть уплаченного налога.
Вы что-то упоминали о достижениях школы. Можно подробнее?
Конечно. В ноябре прошлого года в Рыбинске прошёл турнир НПО «Криста» по программированию среди школьников и студентов #DEVELOBEAR. Команда «Алгоритмики» заняла третье место из 29-ти.
Плюс «Алгоритмика» стала организатором детского Хакатона в феврале 2020-го. Это конкурс для программистов в возрасте от восьми до 12-ти лет. Попробовать свои силы приехали участники нескольких регионов страны. Ребята не только соревновались, но и получили толчок для дальнейшего развития.
В июле 2020-го проводились общероссийские онлайн-соревнования по программированию — «Астроквест». В командном зачёте команда Анны Гадько заняла третье место, в индивидуальных состязаниях Тимур Саттаров вошёл в десятку лучших по стране, завоевав девятую позицию. Всего за победу боролись более трёхсот участников.
Отлично! Как записаться?
Можно оставить заявку на сайте или позвонить по телефону школы +7(901)272-53-65.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия 76Л02 №0001658, выдана департаментом образования Ярославской области второго сентября 2019-го года
Алгоритмика… что это такое?
Гульфира Абдулкадырова
Алгоритмика… что это такое?
Алгоритмика. что это такое?
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое? Палочки Кьюзенера Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных.
Паспорт долгосрочного проекта «Что такое доброта — это сердце высота» Тема проекта: «Что такое доброта-это сердце высота» Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект Продолжительность.
Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.
Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?» Цель : ознакомление родителей с проектной деятельностью, оказание помощи родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.
Шокобокс — что это такое? Ввиду своей творческой профессии, увидела на одном сайте незнакомое мне слово «Шокобокс» и решила узнать, что же это такое. Шокобокс —.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое лето? Это…» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Изобильненского городского округа Ставропольского края «Детский сад №23».
Роботы Образование Творчество
Алгоритмика – просто! Разбираем хронологию введения понятия в уроки дошкольников
Как познакомить дошкольника с понятием «Алгоритмика»? Как просто объяснить, что такое цикличность и программирование. Своим педагогическим опытом в этой области делится Гульнара Минзабировна Хисамутдинова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №7» городского округа Красноуральск.
«Каждый человек должен учиться программировать,
потому что это учит нас думать»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В соответствии с комплексной программой «Уральская инженерная школа» в дошкольных образовательных учреждениях активно развивается техническое творчество и робототехника. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Раскрывая понятие программирование, как процесса создания компьютерных программ, ключевыми непосредственными задачами которого являются создание и использование алгоритмов.
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Поэтому в своей деятельности считаю важным уделять внимание умению видеть, понимать и использовать алгоритмы в робототехнике.
Изучая алгоритмику, дети развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Дети способны оценивать эффективность своей деятельности. Алгоритмика даёт возможность понять буквально, что такое последовательные действия.
В своей работе я попробовала выстроить поэтапное вхождение в алгоритмику, в зависимости от возрастных особенностей детей.
Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте проводила подготовительную работу по формированию данных умений. Под моим руководством в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.
Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений начинала со средней группы. В своей практике с детьми я использую линейные алгоритмы. Это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума. В процессе работы дети учились осмысливать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности и повседневной жизни.
Алгоритмическое мышление непосредственно связано с логическим мышлением, а также, с умением мыслить абстрактно. Поэтому в своей работе я также использую лабиринты. Лабиринт – это головоломки с различными вариантами сложности. Начинаю знакомство детей с лабиринтов-веревочек, лабиринтов-ниточек, где всего один путь следования. Например, ребенку предлагается помочь зайчику найти морковку или помочь девочке дойти до дома. Ребенок, используя пальчик, карандаш или небольшие фигурки проводит по веревочке от начала пути до конечного пункта назначения.
Потом задания усложняются, в лабиринте появляется дополнительная дорожка-веревочка, на которой появляется препятствие. Например, помоги мышонку найти маму, не попав в лапы кошки. Затем переходим к лабиринтам-дорожкам, где появляется множество вариантов прохождения от входа до выхода. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, обобщать и анализировать, развивает интеллектуальные способности, контролирует свои действия.
В своей практике использую напольную авторскую дидактическую игру «Напольный лего-алгоритм». В игре имеется игровое поле, которое разбито на квадраты, в каждом изображен рисунок и набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. Обучение игре проходит в несколько этапов.
На 1 этапе обучения игры, ребенку предлагаю пройти по полю от клетки-старта к определенному предмету (например, кукла), передвигаясь по квадратам. Но сразу оговаривая, что двигаться можно только по вертикали и горизонтали. Затем прошу ребенка пройти по клеткам к заданному предмету, проговаривая при этом названия предметов изображенных в клетках.
На 2 этапе, помимо прохождения пути, ребенку предлагаю откладывать по порядку карточки с изображением тех предметов, по которым он передвигается. Затем, совместно с ребенком, просматриваем пройденный путь. Потом ребенку предлагаю пройти по пути, который выстроен воспитателем.
На этом этапе идет знакомство и изучение построения первых алгоритмов движения. Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий или действий, предложенных воспитателем.
Далее ребенку предлагаю самому выстроить маршрут движения, а другому ребенку его пройти. Ребенок осваивает в игре роль ПОМОЩНИКА, помогая передвигаться по полю другому роботу.
На 3 этапе названия предметов заменяются на направления: вперед, налево, направо. Если возникала трудность в усвоении действий направо, налево, то я использовала визуальные ориентиры, например, круг синего цвета размещала слева от ребенка, круг желтого цвета размещала справа. Следовательно, действие (команда) налево выполняется как поворот в сторону синего круга, действие направо как поворот в сторону желтого круга.
В старшем дошкольном возрасте работу начинаю с использования циклического алгоритма. Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Например, предложить ребенку собрать ягоды в корзину на поляне, выполняя предложенный алгоритм. 1) взять одну ягоду положить ее в корзину; 2) взять другую ягоду положить в корзину и т.д. пока не закончатся ягоды, а потом принести корзину домой. Происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма.
Затем провожу знакомство с разветвляющимся алгоритмом. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, предложить ребенку помощь разделить красные и синие шары: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.
Благодаря Циклическому и разветвленному алгоритму формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов, происходит формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию.
В старшем дошкольном возрасте использую лабиринты, но более усложненные, по принципу разветвляющегося алгоритма. С помощью этих лабиринтов ребенок не только сам проходит путь (заранее составленный) по маршруту движения, но может и сам составить свой маршрут движения для других ребят.
Далее ребенку предлагаю выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
Затем добавляю усложнения, где задания выполняются с использованием символов-знаков игры. Например, найди фигуру, используя карточку-подсказку, которая красным цветом, большая, толстая, треугольной формы. В дальнейшем ребенок сам создает карточку-подсказку. Более сложное задание-лабиринт, где ребенку нужно пройти путь по схеме-маршруту. В игре используется принцип разветвленного алгоритма.
В игре с блоками Дьенеша ребенок учится логически мыслить, осознавать пространство, настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу, выполнять мыслительные операции. В игровой деятельности дети знакомятся с основными принципами кодирования (зашифровывания) и декодирования (расшифровывания) блоков по их свойствам.
После того как дошкольники освоили основы алгоритмики, ввожу игру «Занимательная алгоритмика». Игра предназначена для составления алгоритма маршрута движения исполнителем (фигурки человечка). Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно полученной индивидуальной схеме.
Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков. Ребенок размещает на схеме маршрута исполнителя (фигурку человечка), устанавливая его в зону старта, на клетку старта в исходное положение – лицом вперед по направлению стрелки. Исполнитель (фигурка человечка) может двигаться только по пустым клеткам. В дальнейшем в игру добавляется еще один игрок и появляется соревновательный момент.
Такая игра способствует развитию логического мышления и пространственного воображения. В процессе игры формируются важные способности и навыки для юных инженеров, составление алгоритма движения исполнителя.
Продолжая работу по обучению основ алгоритмике, использую конструктор УАРО.
Играя конструктором УАРО дети, составляя последовательные действия движения, уже используют панель управления, заставляя оживать роботов. Это в свою очередь, позволяет обучать детей процессу кодирования программ.
Программирование моделей дети производили путем перестановки программных блоков на программной плате. С помощью конструктора УАРО детьми осваивали базовые принципы программирования.
В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии: мобильное приложение ПиктоМир, комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна».
В мобильном приложении ПиктоМир главным персонажем является Робот-Вертун, который ремонтирует поля. Задание ребенок выполняет в форме игры, дискуссии, демонстрации, сотрудничества в малых группах и индивидуальной или парной работы. В процессе работы дети составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера.
Комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна» я использую в процессе обучения одного ребенка или группы детей. С помощью данных игр дети могут с легкостью задавать роботу план действий, выполняя поставленные задачи. Например, помощь скорой помощи добраться до нужного дома, добраться на ракете до планеты.
Благодаря проведенной работе дети овладели начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, знают компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создают действующие модели роботов-исполнителей с помощью предметов; демонстрируют технические возможности роботов исполнителей с помощью создания алгоритма их действий.
Форма работы в младшем дошкольном возрасте по развитию алгоритмического мышления
Класс: д/с
Ключевые слова: алгоритмика
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.
Алгоритм – это набор простых инструкций, обьясняющих, как выполнить задачу.
Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция» и в сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.
Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:
— развитие интересов детей, их любознательности;
— формирование познавательных действий;
— развития эмоциональной отзывчивости.
В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.
Нам хочется поделиться своим педагогическим опытом использования технологии алгоритмика в работе с младшими дошкольниками.
В дошкольной педагогике и детской психологии доказан потенциал знаково-символической деятельности в развитии наглядно-образного мышления, познавательных интересов, творческих способностей детей. Апробирован опыт использования моделей в освоении дошкольниками математических и экологических представлений, развития речи и элементарной трудовой деятельности.
Алгоритмы развивают логику и аналитическое мышление, способствуют развитию детской самостоятельности. Дети учатся структурировать задачи, добиваться результата и самое главное – работать сообща. То, что казалось фантастикой вчера, сегодня приобретает конкретные формы и очертания, ориентирует ребенка на все новые технологии и профессии, связанные с робототехникой и искусственным разумом.
Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста происходит начиная со второй младшей группы. В течении всего дня, в процессе игровой деятельности наши воспитанники осваивают основы коммунакации, приветствия, нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенические навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер. Приведем примеры алгоритмов, которые мы зарифмовали:
Алгоритм «Моем руки»
Рукава мы закатаем,
Кран тихонько открываем.
Мыло в руки мы берем,
И активно руки трем.
Закрываем кран умело,
Отжимаем руки смело,
Полотенцем вытираем,
Рукава мы опускаем.
Алгоритм «Одеваемся на прогулку»
На прогулку собираемся,
Аккуратно одеваемся.
Сначала из шкафчика вещи достанем,
Колготки на ножки свои надеваем.
Затем по порядку: футболку, штаны,
Для нас эти вещи очень важны!
Дальше надеть мы спешим свитерок,
Чтобы под низ не задул ветерок.
Надо сапожки правильно взять,
Чтоб правый и левый не поменять.
Куртку наденем, замок застегнем,
Шапку и шарфик в руки возьмем.
Перчатки и варежки не позабудем,
На улице с теплыми ручками будем.
Оделись все дружно, гулять нам пора,
Всех ждет нас на улице чудо-игра!
Конечно, в своей работе мы активно используем алгоритмы – рисунки, но создаем и свои. Для этого мы применяем линейные алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например:
Алгоритм «Поливка цветка»
Лейку в руки мы возьмем
И наполним ее водой.
Вот к цветку мы подойдем,
Аккуратно его польем.
Лейку на место мы поставим
Расти цветок на радость мамам!
При изучении алгоритмики, дети развивают умение планировать этапы и время своей деятельности, развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Алгоритмика дает возможность понять буквально, что такое последовательные действия. Например, алгоритм «Режим дня».
Алгоритм «Режим дня»
Вот пришли мы в детский сад,
Детский сад нас видеть рад.
Рассчитались по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Чисто руки мы помоем,
Завтракать шагаем строем.
Кашу вкусную съедим,
На занятия спешим.
Много нового узнаем,
Ну, а после погуляем.
Время быстро пролетит,
Нагуляем аппетит!
В группу мы вернемся дружно,
Нам раздеться быстро нужно.
Чисто руки мы помоем,
За столы шагаем строем.
В тишине обед съедим,
Все «спасибо» говорим.
Пришло время отдохнуть,
Всем желательно уснуть.
Закрываем наши глазки,
Пусть приснятся детям сказки.
Отдохнули и встаем,
На зарядочку идем.
Все водичкою умылись,
Перед полдником взбодрились.
Полдник быстренько съедим,
Поиграть чуть-чуть хотим.
Развиваемся в игре,
Здорово так детворе!
Много нового узнаем,
Ну, а после погуляем.
Всем пора нам на прогулку,
Свежим воздухом дышать.
На прогулке мы с друзьями,
Будем маму с папой ждать!
В работе с родителями мы также используем алгоритмы, например:
Алгоритм «Безопасный маршрут в детский сад»
Мы по улице идем,
К переходу подойдем,
Свет зеленый подождем,
Улицу мы перейдем,
В детский сад придем.
Нам очень помогают алгоритмы, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы. Для этого мы используем некоторые из них:
Алгоритм «Знакомство»
Свое имя назови,
Руку другу протяни.
Ему мило улыбнись,
С другом крепко обнимись!
Алгоритм «Примирение»
Чтобы детям помириться,
Нужно сразу извиниться,
Простить друг друга, улыбнуться,
Быстренько к игре вернуться!
Алгоритм «Хорошее настроение»
Для хорошего настроения
Выполняем упражнения:
Громко топаем ногами,
Звонко хлопаем руками,
Улыбаемся, хохочем,
Рожицы смешные корчим,
Потанцуем, раз, два, три,
Всем так весело, смотри!
Все это новейшие учебные практико-ориентированные образовательные решения для дошкольного образования. Знакомство дошколят с миром алгоритмики и программирования позволит детям в будущем лучше ориентироваться в мире стремительно развивающихся IT-технологий.