Аллитерация что это примеры
Аллитерация
Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). [1]
Содержание
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то.
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
На диване
Надю Ваня
Папины дочки
Щёткины почки
Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова, где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
Пример аллитерации в зарубежной литературе: few flocked to the fight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: mammals named Sam.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:
Аллитерация — в узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация — АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация — и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛИТЕРАЦИЯ — АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова
аллитерация — сущ., кол во синонимов: 1 • парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аллитерация — это художественное повторение звуков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».
Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.
Аллитерация — что это на примерах
Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.
Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,
Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».
Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:
Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.
Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.
Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.
Аллитерация в поэзии
Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.
Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.
С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках
В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.
постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.
Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.
А в строчках Сергея Есенина
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.
А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.
Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.
Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.
Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.
Аллитерация в прозе
В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.
Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.
Аллитерация в рекламе
Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.
Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.
Вот пример таких названий:
И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».
Вместо заключения
А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сами классики то знали, что их приемы называются таким мудреным словом? Наверняка понятия не имели, всё на интуиции писали, вот в этом и кроется гениальность.
Когда поэты используют такой приём, то и учить стихи проще, слова сами на язык нанизываются.
«Аллитерация» – любимый поэтический приём
Поэты используют приём аллитерации, чтобы придать своему произведению яркость и образность наряду с другими приёмами и средствами выразительности. С этой целью используются не только лексические средства, к ним подключаются синтаксис и стилистика.
Аллитерация сразу обращает на себя внимание, так как говорит о звуковом составе стихотворения. Создать произведение, соблюдая правила данной фигуры речи, требует навыков и умений. Существует риск не вписаться в законы аллитерации, о которых поговорим дальше.
Выразительности речи поможет аллитерация
«Каким образом?» — спросите вы. Действительно, мы говорим о согласных звуках, так при чём здесь предложения и тексты? Не следует забывать, что именно звуки являются мельчайшими единицами, из которых складываются слова, а в конечном счёте — текст.
На помощь должна приходить аллитерация – повтор согласных звуков для усиления выразительности речи произведения. Конкретные примеры будут содействовать доказательству этого высказывания.
Образность приёма
Иногда звукоподражание, использующееся в аллитерации, создают яркую картину явления или события. В качестве яркого примера хочется привести отрывок, автором которого является Ф. И. Тютчев:
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».
Звуки (р и г) помогут читателю ощутить, как где-то вдали уже надвигается что-то ужасное, и уже совсем рядом раздаётся грохот грома. Эти орфоэпические тонкости помогают поэту создать яркую картину весны и частого природного явления в это время года. Невозможно не заметить повторов указанных выше согласных звуков.
Эти звуки любят многие авторы. Можно вспомнить стихотворение Г. Р. Державина «Водопад»:
Как гром, гремящий по громам».
Примеры аллитерации
Таким образом, данный приём создаёт фонетический эффект шумов, свиста, крика. Это помогает читателю точнее представить ситуацию, описанную автором в произведении. Воссоздать ту обстановку, в которой живёт и действует литературный герой.
Сергей Есенин мастерски использовал этот фонетический приём. Чтобы не быть голословными, можем подтвердить своё утверждение такими строками:
В шёлковом шелесте снежного шума».
В этом примере чётко слышен свист ветра зимой с шелестом снега, падающего на землю.
Владимир Маяковский в своём стихотворении столько раз употребил звук (б), чтобы читатель явственно услышал барабанную дробь:
Ещё интересное про аллитерацию
Где используется данный приём, кроме поэзии? Мы знаем, что проза не изобилует этой фигурой речи, а вот скороговорки, пословицы и поговорки очень часто пользуются аллитерацией, потому что она позволяет их лёгкому запоминанию. Для рекламодателя самое главное – отложить в памяти потенциального покупателя название своего продукта: «Ваша киска купила бы “Вискас”» и другое.
Скороговорки используют аллитерацию для того, чтобы обратить внимание на тот звук, который плохо выговаривает человек: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Аллитерация в переводе с латинского означает «буква». Эти буквы часто повторяются в поговорках: «Тише едешь – дальше будешь». В этом случае рекомендация ехать с меньшей скоростью выражается в звуке (ш). Из-за использованного приёма поговорки становятся выразительными.
Портрет русского поэта Маяковского Владимира Владимировича
Размещение аллитерации по тексту
Аллитерация иногда разбрасывается автором по всему тексту произведения. Её можно найти и в словах, которые идут следом друг за другом. Для примера снова стоит внимательно изучить одно из поэтических произведений А. А. Фета:
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Аллитерация – это самый древний приём выразительности речи. Об этом можно судить, если внимательно изучить «Слово о полку Игореве». Оно пришло к нам с Древней Руси, даже неизвестен его автор. Одной фразы будет достаточно, чтобы понять, как часто повторяющиеся звуки (в тексте они выделены) передают тревогу от приближающейся войны: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле».
Значит, исходя из всего вышесказанного об аллитерации, можно заявить, что эта фигура речи достойна изучения и употребления в своей речи.
Аллитерация. Объяснение и примеры
Аллитерация – это повторение одинаковых или похожих согласных, необходимое для создания звуковой выразительности, яркости речи. Аллитерация чаще всего используется в поэзии, но также может встречаться в прозе, устной речи.
Примеры в литературе
Приведём несколько примеров из литературы
В.В.Маяковский
Возьмём для анализа лишь одно стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». В первых строчках мы видим многократное повторение [ч’]:
«Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»
Далее нам встречается повторение [щ’]:
«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей»
Также здесь присутствует повторение [з]:
«взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться»
Столь частое использование повторов неслучайно. Сам Маяковский писал:
«Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчеркнутости важного для меня слова».
С.А. Есенин
С.А. Есенин также часто использовал аллитерацию. Обратимся к его стихотворению «Поёт зима – аукает».
Здесь встречается многократное повторение звука [с]:
«Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака».
Повторение этого звука можно найти и в стихотворении «Мелколесье, степь и дали». Но здесь повторяется ещё один звук — [н]:
«Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын».
М.А. Булгаков
Аллитерация встречается и в прозе. Например, повторяется несколько раз звук [р] в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»
Аллитерация и ассонанс
Ассонанс – это тоже повторение звуков. Однако при использовании ассонанса повторяются гласные звуки. Мы встречаем данный приём в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», где повторяется звук [о]:
«Открой сомкнуты негой взоры…»
Не следует путать ассонанс (повторение гласных) с аллитерацией (повторением согласных).
При этом иногда ассонанс используется вместе с аллитерацией. Подобное встречается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Здесь повторяется гласный [у] и согласный [ш]:
«У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут».
Для чего используется и что это такое аллитерация
Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.
Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.
Это метафоры и эпитеты, метонимия и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.
Звуковая организация литературного текста
Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.
В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».
Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.
В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.
Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.
Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.
Сравнение аллитерации и ассонанса
Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?
Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).
Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое
Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.
Вот еще примеры из «Слова…»:
«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.
В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.
Примеры аллитерации
Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.
Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.
Вот строки с аллитерацией у Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.
Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.
Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.
Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)
Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)
Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)
Прах роют и в крови шипят. ( п, х, р, т, р, к, р, ш)
Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].
Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.
Пример аллитерации
Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:
Восток белел…Ладья катилась,
Ветрило весело звучало!
Как опрокинутое небо,
Под нами небо трепетало,
Восток алел…Она молилась.
С кудрей откинув покрывало…
Это интересно! Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры
В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.
Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].
Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.
Звукопись у поэтов Серебряного века
Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:
Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.
Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.
Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:
И два глубокие бокала
Из тельно алого стекла
Ты к светлой чаше подставляла
И пену сладкую лила.
Лила, лила, лила, качала,
Два тельно алые стекла,
Белей лилей, алее лала
Бела была ты и ала.
Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.
Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.
Это интересно! Что это такое инверсия: точное определение
В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Пример повтора согласных звуков в стихотворении
Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.
Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.
Вот примеры из творчества А. Ахматовой. Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.
Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.
В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.
В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:
Только путаницу волос.
Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.