Альтернативная школа что это
Альтернативное образование: преимущества и недостатки
Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.
Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.
Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.
Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:
Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».
Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:
Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.
Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).
Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.
Беспокойства родителей
Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:
Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.
Недостатки альтернативных школ
Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:
Преимущества альтернативного образования
Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.
И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:
Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.
Альтернативные школы в России
В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.
В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.
Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).
Что такое нешкола и куда пойти учиться, если госшкола вам не нравится
Изоляция и дистанционка показали нам, что школьное образование — это не обязательно ранние подъёмы, классы, парты и строгий учитель у зелёной доски. Учеба может быть разной. В блоге «Лиги образования» рассказывают, почему родители выбирают нешколы, что нравится детям в альтернативном обучении и с какими сложностями сталкиваются такие заведения в России.
Современная школа устраивает далеко не каждого и, в первую очередь, потому, что не даёт учителям учить, а детям — учиться. В последнее время количество школ, альтернативных государственным, увеличивается. Ряд проектов не выдерживают груза проблем и прекращают существование, но большинство год от года набирают популярность и из маленьких семейных классов вырастают в целые семейные школы (нешколы) с начальным и средним звеном.
Общественная организация «Семейные школы», объединяющая организаторов таких проектов, предприняла первую в истории существования альтернативного образования попытку классифицировать нешколы, определить их типы, основные проблемы и пути развития, проведя анкетирование руководителей образовательных проектов.
В анкетировании и опросах методом фокусированного интервью приняли участие 48 нешкол: то есть, проектов, где обучаются дети на семейной и заочной форме образования. На данный момент это только 7,5% школ Москвы и МО и около 5% нешкол России, но данные первого пробного исследования уже наглядно демонстрируют общие акценты развития альтернативного образования и его проблемы, а также позволяют судить об уникальности каждого проекта.
Вот так в процентном соотношении распределились разные варианты школ, альтернативных государственным:
Альтернативная школа (40%)
Решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу (это принципиально отличает данный тип от семейных школ). Часто имеет лицензию на допобразование или стремится её получить. Активно использует разнообразные современные методики обучения. В среднем стоимость обучения там обычно выше, чем у семейных, но ниже чем у частных школ. Как правило ориентируется на ФГОС, но не следует ему слепо, как это вынуждены делать лицензированные школы.
Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)
Группа педагогов и родителей, которые вскладчину оплачивают обучение детей, где все участники так или иначе вовлечены в происходящие в школе процессы и влияют на принятие организационных решений. Работает не по ФГОС или частично по ФГОС (в рамках подготовки к аттестациям).
Получастная или псевдочастная (13%)
Школа без лицензии или с лицензией только на допобразование, но планирующая лицензирование в будущем. Обучение ведёт преимущественно по ФГОС, часто придерживается традиционной классно-поурочной системы, с проведением проектных исследований. Называет себя частной заранее. Отличается высокой (приближенной к стоимости частных школ) стоимостью услуг. Решения принимает собственник, директор школы или совет школы в узком кругу.*
Школа-клуб по интересам, где много общения, но образовательная деятельность носит непостоянный, эпизодический характер.
Демократическая школа (4%)
Образовательное пространство, где дети сами решают, чему и когда учиться, а все остальные поддерживают их в реализации их решений. Может иметь одного лидера, принимающего решения, а может развиваться как сообщество родителей.
Другие формы и виды школ и нешкол (20%), не вошедшие в данную классификацию: Монтессори и Вальдорфские школы, классы Жохова, классы Русской классической школы, классы программы «Классические беседы», классы-артели и прочее.
На вопрос «Планируете ли вы в перспективе стать частной школой, с лицензией и аккредитацией?» большинство ответивших нешкол выбрали вариант «нет».
Причины, по которым нешколы предпочитают оставаться неформальными, становятся понятны, если обратиться к описанию частных школ.
Частные школы — лицензированы и аккредитованы государством. Как правило, не отличается от госшколы ничем, кроме маленьких классов и более комфортной обстановки. Вынуждены соблюдать все нормы и предписания контролирующих органов, ставить оценки, пользоваться только грифованными учебниками, учить строго по ФГОС, участвовать в ВПР, МЦКО, КРО и т. д.
Частные школы в целом не имеют отношения к альтернативному образованию. Однако есть различные исключения в виде уже упомянутых авторских частных школ. Немногочисленные нешколы, планирующие лицензирование в будущем, планируют занять именно эту нишу, нишу уникальных авторских школ, таких как «Апельсин» Димы Зицера в Санкт-Петербурге или «Ковчег-XXI» Рустама Курбатова в Красногорске.
Почему родители выбирают нешколы
Интересно, что родители, выбирающие альтернативные школы и создающие такие школы, не доверяют государственной системе лицензирования и аккредитации и считают педагогов, работающих вне этой системы госконтроля, более профессиональными.
Самые частые варианты ответов представлены на схеме
Что нравится в нешколах детям
Практически все руководители нешкол в той или иной формулировке отметили, что детям нравится атмосфера, царящая в школе. На наш взгляд, этот ответ подчеркивает как основную проблему государственной школы, которая сегодня отвернулась от ребенка, так и общность всех альтернативных проектов, стремящихся создать атмосферу взаимоуважения и поддержки.
Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
Также отмечают такие преимущества, как (по степени убывания):
Безусловно, более репрезентативными были бы ответы на данные вопросы самих детей и их родителей. Однако мнение руководителей нешкол, на наш взгляд, тоже отражает предпочтения семей обучающихся. Для получения более точных результатов запланировано анкетирование родителей и детей.
Основные ценности нешкол
Общей ценностью для всех, судя по ответам, является сам ребенок, развитие которого бережно осуществляется с опорой на принципы гуманной педагогики, осознанности, доверия и уважения, связи теории с практикой.
Во что может вырасти ваш проект через несколько лет?
Все планы на будущее альтернативных проектов можно сгруппировать таким образом:
Каковы главные ограничения в развитии альтернативных школ
Большая часть проблем связана с материальными вопросами: оплата труда педагогов, отсутствие финансирования, высокие арендные ставки. Руководители проектов также отмечают отсутствие свободного времени, отсутствие финансирования со стороны государства, эмоциональное выгорание.
* В анкетировании и опросах не участвовали псевдочастные школы. ОО «Семейные школы» считает, что использование слова «частная» для обозначения деятельности образовательных проектов, не имеющих лицензии на образовательную деятельность, недопустимо, поскольку вводит в заблуждение родителей и компрометирует деятельность семейных школ, действующих в рамках законодательства РФ.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Куда пойти учиться, если школа не нравится: 9 семейных школ Москвы
Традиционные школы устраивают не всех родителей.
Просто поменять школу — не выход: государственных стандартов вынуждены придерживаться даже частные школы, чтобы получить аккредитацию.
В такой ситуации выручают семейные школы. С точки зрения закона это и не школы вовсе, а кружки дополнительного образования, занятия с репетиторами или вообще никак не зарегистрированные организации. По бумагам родители переводят ребенка на семейное обучение, а по факту ребенок занимается с учителями по особой программе.
На семейном обучении тоже придется сдавать экзамены в общеобразовательной школе. Некоторые семейные школы договариваются с частными или государственными учреждениями, чтобы ученики проходили экзамены именно там, и готовят детей к «школьным» заданиям. Но иногда родителям приходится самим договариваться со школой об экзаменах и готовить ребенка к тестам.
Вот список семейных школ Москвы, в которых можно получить неклассическое образование.
Reggioschool
Кратко: обучение по принципам реджио-педагогики
Возраст учеников: 5—12 лет
Где находится: Зоологическая, 4
Сколько стоит: от 28 000 Р в месяц
Аттестация внутри школы: да
Подробности: на сайте
Реджио-педагогика помогает раскрыть потенциал ребенка и поощрить его самовыражение: ребенок сам выбирает, чем ему заниматься.
Reggioschool стремится показать детям целостную картину мира и научить видеть связи между предметами. Каждый год дети прорабатывают несколько тем: учитель формулирует проблемный вопрос, на который школьники отвечают на протяжении учебного блока.
Например, изучая экологию, дети пытаются разобраться, нужно ли поддерживать устойчивость окружающей среды. Для этого на математике они посчитают, за сколько времени разложится куча мусора, на литературе прочтут о мировых экологических инициативах, а в мастерской сошьют многоразовые сумки.
После уроков дети обсуждают, как прошел их день, а каждый учебный блок заканчивается индивидуальным или коллективным проектом. Школа придерживается принципа «понимая, созидай» и считает, что реальный проект лучше покажет усвоение материала, чем оценки.
В Reggioschool можно заниматься очно или смешанно: дистанционно до 13:00 и очно с 15:00. С государственной аттестацией проблем нет: школа следит за графиком экзаменов, готовит детей к тестам и проводит их в своих классах.
Источник знаний
Кратко: социализация вне классно-урочной системы
Возраст учеников: 6—14 лет
Где находится: Большая Спасская, 31, помещение детской библиотеки № 267 им. Крупской
Сколько стоит: от 7000 Р в месяц
Аттестация внутри школы: нет
Подробности: на сайте
Команда «Источника знаний» называет себя «НЕ школой» — и действительно не пытается заменить школу детям, которые учатся дома.
Здесь не проходят школьную программу: в «Источнике знаний» считают, что с ней ребенок может справиться самостоятельно. Педагоги-предметники больше похожи на репетиторов, которые помогают расширить знания в той или иной области. Главная задача клуба — предоставить ученикам место для общения по интересам, чтобы родителям не приходилось выбирать между социализацией ребенка и качеством образования.
Занятия в «Источнике знаний» проходят не каждый день, а раз, два или три в неделю — в зависимости от уровня сложности и желания родителей. В рамках одного дня все уроки посвящены одному образовательному блоку: общему, куда входят занятия словесностью, математикой и английским, научному — с гуманитарными или естественными дисциплинами — либо творческому, во время которого дети готовят, программируют и занимаются фехтованием.
А еще тут есть групповые занятия с психологом, это помогает мирно решать детские конфликты и недопонимания.
Qawra
Детская академия наук Qawra не похожа на школу в классическом понимании. Вместо уроков — интерактивные занятия: например, каллиграфия, креативный танец, микроскопия или песочная анимация.
Традиционные школьные предметы — русский, математика, английский — в расписании тоже есть, но преподаватели не сковывают себя рамками учебников и государственных стандартов. Уроки длятся по полтора часа, каждое занятие сопровождается творческим блоком — он помогает понять, как теория соприкасается с жизнью.
Дети ходят на занятия трижды в неделю: в первой половине дня слушают лекции, во второй — гуляют и посещают дополнительные занятия. В свободные дни придется самостоятельно готовиться к государственным экзаменам: Qawra оставляет прохождение аттестации на совести родителей.
Время и место
Кратко: школа самонаправленного обучения
Возраст учеников: 6—18 лет
Где находится: Мироновская, 25
Сколько стоит: 25 000 Р в месяц + вступительный взнос 25 000 Р
Аттестация внутри школы: нет
Подробности: на сайте
Школа «Время и место» поддерживает принципы демократического, или самонаправленного, образования: взрослые не заставляют детей учиться, а обеспечивают им оптимальные условия для познания окружающего мира.
Дети находятся в школе четыре дня в неделю с 10:00 до 17:00, но не посещают уроки по расписанию, а самостоятельно выбирают, чем и когда будут заниматься. Тут есть зоны для громких и настольных игр, комнаты, где можно заняться рукоделием и творчеством, а еще — специальные помещения, где дети могут в тишине сосредоточиться на индивидуальных проектах.
Детей не делят по возрасту: младшеклассники, старшеклассники и взрослые занимаются все вместе. Учителей в классическом понимании тоже нет: есть эксперты в той или иной теме, к которым дети могут обратиться с любыми вопросами.
Целенаправленно к экзаменам здесь не готовят — родителям придется самим подумать о том, где проходить государственную аттестацию и как научить ребенка решать типовые задачи.
Взлетная полоса
«Взлетная полоса» — небольшая школа в квартире на Чистых прудах. Подход к образованию близок к традиционному, только без лишних формальностей. Дети учатся пять дней в неделю с 9:30 до 16:00, посещают уроки по общеобразовательным предметам, но не носят форму и не получают оценки. Занятия начинаются и заканчиваются без звонков — и учителя, и ученики ориентируются по часам.
Главное отличие «Взлетной полосы» от государственных школ в том, что учителя не готовят детей к жизни, а проживают ее с ними вместе. Взрослые не прячутся за маской «учителя русского языка» или «учителя математики»: дети видят, что каждый из них — личность со своими увлечениями, живой человек, с которым интересно общаться. Ученики участвуют в организации школьного быта: преподаватели считают, что уметь поддерживать чистоту не менее важно, чем решать уравнения.
В школе готовы работать с любыми детьми — главное, чтобы родители разделяли взгляды учителей на образование. С государственной аттестацией проблем нет: дети сдают экзамены в школе, с которой сотрудничает «Взлетная полоса», по той программе, которую они осваивают на уроках.
Счастливые люди
Образование в «Счастливых людях» опирается на федеральные стандарты: все основные предметы — русский язык, математику, окружающий мир и литературу — дети изучают по одобренным Минобром программам.
Еще тут преподают теорию решения изобретательских задач, английский язык — каждый день, — учат проектировать механизмы и играть на сцене. Дети учатся критически мыслить, справляться с нестандартными задачами, работать в команде.
В классах занимается не больше восьми человек, поэтому каждому ребенку хватает внимания преподавателей: например, могут предложить метод обучения, который ученик лучше воспринимает или составить персональную образовательную программу.
Кайманчик
Кратко: школа одного дня
Возраст учеников: 6—16 лет
Где находится: Варшавское шоссе, 38, здание МФЮА
Сколько стоит: от 7500 Р в месяц
Аттестация внутри школы: да
Подробности: на сайте
«Кайманчик» организовал для родителей группы поддержки, которые помогут обустроить дома образовательную среду, а для детей — онлайн-клуб и очные занятия в классах.
Очные встречи проходят раз в неделю. Для учеников начальной школы есть две программы. Первая — кай-класс: занятия с родителями, во время которых дети учатся работать в команде, а школьную программу осваивают дома по индивидуально подобранной методике. Вторая — школа одного дня: на этих уроках родителям присутствовать не обязательно, а дети занимаются по программе «Школа России».
Для пятиклассников особая программа: дети учатся не только самим предметам, но и способам находить, запоминать и структурировать информацию. С шестого по десятый класс изучают все предметы поочередно, а не одновременно — это позволяет полноценно погрузиться в каждую тему.
Гармония
Кратко: школа без ранних подъемов по утрам
Возраст учеников: 6—11 лет
Где находится: Волжский бульвар, квартал 113а, корп. 7
Сколько стоит: 15 000 Р в месяц
Аттестация внутри школы: да
Подробности: на сайте
«Гармония» отчасти похожа на обычную школу: дети на уроках сидят за партами, учатся по четвертям и пользуются готовыми учебными пособиями. Отличие в деталях: учебный год в «Гармонии» начинается с октября, на первый урок дети приходят к 10 утра, а занятия проходят только три дня в неделю. Если основного курса недостаточно, можно заниматься дополнительно по «Зуму»: во вторую смену вместе с классом или один на один с преподавателем.
Учителя следят, чтобы школьники в срок освоили государственную программу, но пользуются не только учебниками из государственных стандартов. Например, математику изучают по методике Петерсон, русский язык — по «волшебным учебникам» Соболевой, а окружающий мир — по программе «Школа креативного мышления».
Экзамены можно сдать прямо в «Гармонии»: это помогает детям избежать лишнего стресса.
Все вместе
Кратко: школа для занятых родителей
Возраст учеников: 6—18 лет
Где находится: Ухтомская, 11
Сколько стоит: от 25 000 Р в месяц + единоразовый сбор при поступлении 50 000 Р
Аттестация внутри школы: да
Подробности: на сайте
«Все вместе» предлагает полноценную альтернативу государственной школе: дети ежедневно ходят на уроки, изучают все предметы традиционной программы и могут посещать школу с 1 по 11 класс.
Но если в обычной школе учителя требуют, чтобы родители следили за успеваемостью ребенка, то центр «Все вместе» берет все заботы на себя. Основными предметами дети занимаются больше, чем предполагает госстандарт, поэтому дома им почти не приходится делать уроки. За отстающими детьми и за теми, кому скучно на уроках, присматривает методист и помогает настроить образовательную программу для каждого. В стоимость обучения входит продленка до 19:00 и занятия с психологом, нейропсихологом и логопедом — если это необходимо.
В школу принимают не всех: для поступления в младшие классы нужно пройти собеседование с нейропсихологом, а старшеклассников отбирают по конкурсу. В некоторых классах у детей есть возможность выбрать индивидуальный образовательный маршрут или направление обучения, чтобы углубленно заниматься только интересующими предметами.
Сколько отложить на высшее образование
Выбирайте вуз и специальность для ребенка, а мы подскажем, когда начинать копить на обучение.
Иван, а что за городок, если не секрет?
Anastasia, г. Таруса
Разрыв шаблона, если честно.
За плечами 11 лет в лицее с единой школьной формой и четкой дисциплиной 😭
Соня, семейное образование позволяет учить детей самостоятельно. В 1 классе оценок нет, то есть аттестации вообще не обязательны. По закону обязательные аттестации только в 9 (ОГЭ) и 11 классах (ЕГЭ). Но многие даже в районных департаментах образования об этом не знают. Поэтому, чтобы не возбуждать опеку, можно либо прикрепиться к какой-нибудь лояльной школе и сдавать аттестации раз в год (или как договоритесь), либо заручиться поддержкой юриста, который докажет всем, у кого возникнут вопросы, что образование — это право, а не обязанность, и до 9 класса никто не имеет право насильно проверять уровень подготовленности ребёнка, если это идёт вразрез с желанием родителей, обязанных дать своему чаду образование.
Хочу школы по 7-12 учеников в классе, за адекватные деньги (30к/мес не всем по карману) и без спорных методик преподавания. В принципе, обычная общеобразовательная школа, но с классами по 12 учеников, за 10-15тыс/мес меня бы устроила. Но чудес не бывает, сфера частных школ не развита, потому выбор невелик.
Anastasya, хороший вариант
Anastasya, а у веч прям семейная школа? И сколько раз в неделю?
Алиса, да, но будем надеяться, что в этом направлении будет развитие. Нам повезло: Москва, ДК Берендей на Маршала Жукова, 16к/мес, 3 дня в неделю, семейные классы до 5-го включительно, по 10 учеников. В этом году отдаю туда первоклассника.
Алиса, УниКай в Кайманчике как раз такая. 2 раза в неделю 15 тыс. руб. А ежедневная школа, к сожалению, за такие деньги невозможна. Не из-за неразвитости частных школ, а из-за дорогой аренды в Москве, главным образом.
А сделайте такую подборку по СПб.
Irina, по Питеру здесь есть карта: https://nsobr.ru/practice/276-proekt-prosto-uchitsya
Masha, Может, вы подскажете, какая цена на начальное образование там? На сайте нет никакой информации о ценах. В таких случаях обычно всегда оказывается что-то заоблачное под сотню.
Понимаю, что школы наверное существуют недавно, но есть ли выпускники, сдавшие ЕГЭ на высокие баллы и поступившие по ним в МГУ/МФТИ/ВШЭ? Или победители всероссийских/международных олимпиад?
Просто мне кажется это хорошо для маленьких, но лет с 14 придется или подключать армию репетиторов или уходить в лицей/гимназию из обычной системы, чтобы потом поступить. Либо самостоятельно готовиться дома к поступлению зарубеж.
Кристина, к сожалению, количество учеников в классе далеко не единственная и не главная проблема школьной системы РФ