Американские боги среда что за бог
Синемафия
«Американские боги»: кто есть кто
30 апреля телеканал Starz выпускает главную премьеру сезона — сериал по роману Нила Геймана «Американские боги». Синемафия рассказывает, кто есть кто в этом романе (и сериале).
16 лет назад прославленный беллетрист Нил Гейман взял за основу книги идею о «плавильном котле», добавил налёт фантастики и пригоршню мифологии. Получилось отменное и захватывающее варево-книга, которое крайне неудобно возить с собой в метро из-за большого размера. В 2013 романом заинтересовались HBO, которые планировали расширить повествование и довести его до 6 сезонов, из которых только первые два были бы экранизацией одноимённого литературного источника. Но дело застопорилось по неизвестным причинам, проект перешел к Starz, где его с радостью приняли сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Логан»). Первая серия на фестивале SXSW зашла на ура, фанаты одобрили и надлежащую атмосферу, и подходящий актёрский состав. А мы, простые смертные, смиренно ждём последнее воскресенье апреля.
В одном мире с людьми обитают боги. Люди из разных стран, переезжая в Америку, увозили с собой и своих богов, поклонялись им на новой земле, призывали их в помощь. Но сейчас уже никто не приносит жертвы, и, когда-то чтимые, сейчас древние боги вынуждены изворачиваться как могут. А пока временем и умами людей завладевают иные идолы — человечество поклоняется технологиям, и боги транспорта, медиа и телевидения процветают. Грядёт битва.
Чтобы понять, кто есть кто в этом современном перепутанном мире, предлагаем краткий обзор-экскурс в историю Американских Богов.
Тень Мун
Разобраться в таком мире с непривычки довольно непросто не только рядовому зрителю/читателю. Так что главный герой нам в помощь. Тень Мун отсидел за драку три года, но в тюрьме познакомился с приятными личностями, подтянул свои знания истории и научился всевозможным фокусам с монетами. Его отпускают за пару дней до окончания срока в силу не очень приятных обстоятельств — его жена Лора погибла в автокатастрофе. В пути на похороны он встречает Мистера Среду, который предлагает Тени работу. Делать тому особенно нечего, так что он соглашается. Апатичного и не страдающего от слишком большого объёма информации Тень сложно удивить, и он легко принимает новые тайны.
Мистер Среда
Он же Один, он же путешественник, он же Высокий, он же Мудрец, он же повелитель всего. Бог-отец и отец богов и людей, бог войны и поэзии.
Откуда прибыл? Древняя Скандинавия.
Как попал в Америку? Вряд ли на своём восьминогом коне Слейпнире. Скорее всего, очутился на берегах Винланда в драккаре Лейфа Эрикссона или его брата Торвальда, а, может, и их предшественников, моливших верховного бога о появлении на горизонте заветной земли. Так или иначе, одноглазый мудрец (а глаз он обменял на право глотнуть из источника мудрости) и его пара воронов-мнемоников к концу десятого века не только увидели вулканы Исландии, заселенной викингами столетием ранее, но и перезимовали в тогда еще оправдывавшей название Гренландии, открытой отцом Лейфа Эрикссона Эриком Рыжим. Один — авантюрист, жаждет нового и не боится жертвовать многим (однажды провисел девять дней, приколотый собственным копьём к дереву), а потому не исключено, что именно он нашептал жителям Севера идеи рискованных предприятий.
Бешеный Суини
Лепрекон. Не добрый и не злой. Типичный ирландец. Рыж, охоч до драки и выпивки. Любит фокусы с монетами.
Откуда прибыл? Эйрин, Изумрудный остров, Ирландия.
Как попал в Америку? Ещё до того, как ирландцы стали ревностными католиками, многие безумцы отправлялись попытать счастья в поисках Островов Блаженства. Среди них легендарные Майль Дуйн и Бран, на утлых судёнышках из ивовых прутьев и кожи — куррахах (и, надо полагать, с изрядным запасом виски) — пересекавшие океан за десять веков до Колумба (если, конечно, верить всем легендам из манускриптов и байкам из пабов).
Ананси
Темнокожий бог племени ашанти. Создатель всего живого и всего, что есть. Любит проделки и мастерски рассказывает о своих похождениях, которые, как правило, не слишком удачны и служат нравоучениями. В большей части сказок выступает в образе паука. В одной из баек, собрав в горшок мудрость, Ананси попытался влезть на дерево, но уронил и разбил его, а подоспевший ливень смыл остатки мудрости, так что на земле её осталась самая малость.
Откуда прибыл? Западное побережье Африки.
Как попал в Америку? В трюмах невольничьих кораблей, шедших к берегам Америки. Транзитом через острова Карибского моря. На паутине уголков карт и в песнях угнетенных тогда еще не афроамериканцев, а просто «черного товара».
Анубис и Тот
Древние боги загробного мира. Анубис — не то волк, не то шакал, повелитель душ умерших, судья, оценивающий человеческие поступки на своих весах с пером. Тот — прототип всех чинуш, изобретатель письменности; существо с головой ибиса, констатирующее факты и фиксирующее их у себя.
Откуда прибыли? Из того Египта, где все поклонялись солнцу и Нилу. Из мира фараонов и портретов в профиль.
Как попали в Америку? Если верить Туру Хейердалу, папирусная лодка способна пересечь океан (пусть и не с первой попытки).
Чернобог
Собирательный образ восточнославянских божеств и стереотипов о плохих русских парнях. Машет кувалдой как Перун, пьёт как Борис Ельцин. По некоторым данным, породил Змея Горыныча и Вия.
Откуда прибыл? Из языческой Руси с домовым, лешим и прочими кикиморами.
Как попал в Америку? С помощью чура и какой-то матери. А может, под суперобложкой книг славистов с «Философского парохода».
На самом деле, он даже не бог, но допущен Одином в круг избранных за невероятную хитрость и изворотливость. Локи — типичный трикстер, он — воплощение бесконечной игры и хождения по краю. Создаёт проблемы и сам же их мастерски исправляет. Похищает яблоки вечной молодости и спасает их из рук великанов. Проигрывает спор, ставкой в котором была его голова, но выкручивается, заявив, что шея остается его собственностью.
Откуда прибыл? Из тех же краёв, что и Один.
Как попал в Америку? Верно поставил паруса на кораблях викингов, а потом украл у них память о пути домой.
Билкис
Она же царица Савская, она же Ялмака. В книге её роль сведена к минимуму, ей посвящена совсем небольшая, но затягивающая история. В Ветхом Завете она богатая и умная правительница, щедро одарившая царя Соломона, разгадавшего все её загадки. А вот в эфиопских легендах, которыми скорее всего и вдохновлялся Нил Гейман, Билкис дала начало роду Соломонидов — династии эфиопских королей, правивших до X века (а по убеждению последнего эфиопского императора — и до 1936 года).
Откуда прибыла? Откуда-то с Востока Африки или с Синайского полуострова
Как попала в Америку? Прибыла под обложкой одной из многочисленных Тор.
Зори Вечерняя, Утренняя и Полуночная — три дамы, воплощения норн aka мойр, богинь, вершивших судьбы мира, к которым Один обращался за советом. Встречаются во многих религиях, но в интерпретации романа пришли вместе с Чернобогом.
Откуда прибыли? Из Европы.
Как попали в Америку? В суевериях старообрядцев.
За помощь в составлении статьи автор благодарит Леонида Мужикбаева.
Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях
Главный герой сериала, бывший зек по имени Тень нанимается на службу к таинственному мистеру Среда, который вовлекает его в борьбу между старыми богами, привезенными в Америку из Африки, Ирландии и Германии, и новыми богами (СМИ и технологии).
Действие первого сезона охватывает около трети романа с необходимыми дополнениями (в той части текста, которая касается технологий и масс-медиа), написанными лично Гейманом. Вселенная «Американских богов» охватывает столетия развития человеческой цивилизации, шоу изобилует видениями, воспоминаниями, магией, переходами во времени. Кроме того, в сериале сложный состав персонажей — объясняем, кто есть кто.
СТАРЫЕ БОГИ
Тень (Рики Уиттл)
Центральный персонаж шоу: бывший заключенный, который выходит на свободу, только чтобы обнаружить, что знакомый ему мир безвозвратно потерян. Тень — это человек, но выступает на стороне старых богов под руководством загадочного мистера Среды, который берет его в путешествие через переполненную идолами (или безбожную) Америку. В этом персонаже зритель легко может найти себя — Тень знает о мире богов так же мало, как и мы. Но не ждите, что он будет задавать нужные вам вопросы, — разбираться в сюжете придется самостоятельно.
Мистер Среда (Иэн МакШейн)
Мистера Среду нам представляют как хитрого мошенника, нанимающего Тень в качестве своего телохранителя. Но на самом деле он — воплощение скандинавского бога Одина, мудреца, покровителя королевской власти и защитника павших воинов. Он пытается собрать всех старых богов вместе в борьбе против набирающих силу новых богов.
Билкис (Йетиде Бадаки)
Появление Билкис, или Царицы Савской, — одна из самых шокирующих сцен в романе Геймана (и в премьерном эпизоде сериала). История этой легендарной героини нашла отражение в литературе, искусстве, поэзии, фольклоре и Библии. В книге ей уделено не так много внимания, но для сериала роль Билкис расширили.
Бешеный Суини (Пабло Шрайбер)
Бешеный Суини представляет себя как лепрекона, но на самом деле его персонаж списан с героя ирландского фольклора — царя Безумного Суибна, который сходит с ума (что ясно из его имени) и уходит жить в леса, как изгнанник. В сериале Суини предстает типичным ирландцем (в представлении американцев) — то есть пьет и дерется.
Мистер Нанси (Орландо Джонс)
Персонаж мифологии и фольклора народов Западной Африки, часто предстает в образе паука и собирателя историй и всемирной мудрости. В «Американских богах» мы впервые встречаем его в потрясающей сцене, где Нанси рассказывает темнокожим рабам об ужасах, с которыми им придется столкнуться в Новом Свете.
НОВЫЕ БОГИ
Мистер Мир (Криспин Гловер)
Антагонист мистера Среды — загадочный лидер новых богов. Его реальная личность раскрывается только в самом конце книги, так что сохраним его историю в секрете.
Техномальчик
Персонаж, слегка переписанный Гейманом в соответствии с реалиями времени, Техномальчик является Тени в шлеме виртуальной реальности. Как вы догадались, он — бог технологий, особенно влиятельный в эпоху компьютеров и интернета.
Медиа (Джиллиан Андерсон)
У телевизора много обличий, поэтому особенно необычно видеть этого персонажа на телевизионном экране (и особенно в исполнении звезды «Секретных материалов» Джиллиан Андерсон). В Американских богах Медиа впервые предстает в образе Люсиль Болл из шоу «Я люблю Люси», но с развитием истории несколько раз меняет обличие.
Среда/Сериал
Мистер Среда
Общая информация
Другие имена:
Происхождение:
Место рождения:
Род деятельности:
Сериал
Первое появление:
Актёр/Актриса:
Содержание
История [ ]
1 сезон [ ]
Сад костей [ ]
Среда появляется в аэропорту, где изображает запутавшегося, немощного старика, чем вызывает жалость у сотрудницы аэропорта и получает билет в первый класс. В самолёте к нему подсаживают Тень Муна, и Среда тут же заводит с ним разговор. Он знает о Тени слишком много для незнакомца и предлагает ему работу, но Тень отказывается.
Неизвестно, каким образом, но Среда следует за Тенью и после посадки и вновь встречает его в Крокодиловом баре Джека на пути в Игл-Пойнт. Среда показывает Тени газетную заметку о гибели его друга и жены в аварии и повторяет своё предложение. Тень соглашается работать на Среду, если выпадет орёл. Хотя Тень мухлюет, побеждает всё равно Среда, который тут же отправляется за выпивкой скрепить сделку.
Среда приносит Тени три стопки с мерзким напитком, который называет медовым вином, и заставляет Тень их выпить. Он ставит условия сделки: Тень должен возить его, охранять и бдеть над его телом в случае смерти. Затем старик выслушивает требования Тени и принимает их. После этого он молча наблюдает, как его новый телохранитель дерётся с Сумасшедшим Суини.
На следующий день Среда везёт Тень в Игл-Пойнт, чтобы тот мог сходить на похороны жены. Сам Среда в это время направляется в мотель «Америка», где снимает себе и своему работнику номера.
Секрет ложек [ ]
Тень возвращается в мотель и рассказывает Среде о Техномальчике, отрывая его от молодой разносчицы пиццы. Среда повышает Тени зарплату и обещает отомстить за нанесённое Тени оскорбление. Утром Тень убирается в доме Лоры, и после этого Среда забирает его, и они едут в Чикаго.
Во время остановки Среда посылает Тень в супермаркет за покупками, а сам в это время встречается с джинном. Затем они продолжают путь. По приезду в Чикаго они встречают у двери нужного дома Зорю Вечернюю, и Среда любезничает с ней. Зоря впускает их в дом. Среда раздаёт ей и её сёстрам подарки, которыми Тень закупился в супермаркете. Он дарит подарок и живущему с Зорями Чернобогу, но тот швыряет в Среду лампу. Среда ловко уворачивается и пытается уговорить Чернобога примкнуть к нему, но тот отказывается. Затем они все вместе ужинают, а после ужина Среда ложится читать на диван, пока Тень играет с Чернобогом в шашки, поставив на кон, что в случае победы Тени Чернобог поедет со Средой.
Голова, полная снега [ ]
Мистер Среда входит в комнату Зори Вечерней, где она готовится ко сну. Он делает ей комплименты и просит прочитать его судьбу. Зоря отвечает, что он в любом случае проиграет. Они выходят на прогулку, и Зоря предупреждает Среду, что на этот раз его убьют. Тот целует её, чтобы напомнить ей об их молодости. Зоря отталкивает его, начинается дождь, и она спрашивает, что он творит. Среда отвечает, что войну.
Утром Среда забирают Тень, и они едут грабить банк. Среда берёт в банке депозитные бланки, просит Тень думать о снеге и едет в печатный салон, где заказывает себе визитки и распечатывает взятые бланки. Он отрывает Тень от мыслей о снеге, поскольку снег и так уже укутал весь город. Они обедают, Среда переодевается в охранника, берёт себе имя Джимми О’Горман, а Тень ставит сторожить у таксофона. Сам Среда наклеивает на банкомат у банка объявление о ремонте банкомата и принимается сам от лица банка принимать выручку у воскресных посетителей. Когда к нему подъезжает полиция, он даёт им визитку с номером таксофона, так что на другом конце провода полицейскому отвечает Тень, который подтверждает, что у этого банка у них стоит свой человек. В конце дня Среда заканчивает, и они с Тенью уезжают из города.
По дороге Среда выплачивает Тени его часть заработка. Они обсуждают вопросы веры. Тень спрашивает, неужели это он вызвал снег в этот день, но Среда оставляет ему самому решать этот вопрос.
Твой лимонный аромат [ ]
Ворон стучит в дверь номера Среды. Он принёс сообщение для хозяина. Среда идёт в номер Тени и приглашает его выпить. Тень отказывается, но тут приезжает полиция, которая арестовывает обоих за ограбление банка и везёт в участок.
В участке Среду допрашивают, а он разыгрывает из себя чудака, цитирующего стихи. Затем Среда признаётся, что ездил в Чикаго завербовать Чернобога в свою армию богов. Позже к нему подсаживают Тень и оставляют их одних в комнате. На столе лежат их фотографии у банка, и Среда объясняет, что они могли быть сделаны только одним богом. В это время паучок открывает его наручники. Тень спрашивает Среду, кого он боится.
За дверью раздаётся шум, и в комнату вплывает по воздуху Медия в образе Мэрилин Монро. Среда не хочет иметь с ней никаких дел, но она не уходит. Следом приходит мистер Мир, а Среда предупреждает Тень не слушать этих незнакомцев.
Новые боги пытаются переманить Среду на свою сторону, суля ему ребрендинг и возобновлённое почитание. На всё это Среда смотрит с презрением, а в конце заявляет, что новые боги лишь тратят впустую людское время, в то время как старые боги давали людям смысл. Мистер Мир не настаивает и уходит со своей свитой.
Среда и Тень начинают выбираться из полицейского участка, где все люди мертвы и царит хаос. Им приходится искать запасный выход, поскольку к участку подъехала полицейская машина, но в итоге они всё-таки сбегают.
Орда богов [ ]
Среда и Тень бредут по пустынной дороге к мотелю, и Тень требует у Среды ответов. Среда объясняет, что смерти в участке были предупреждением ему и жертвой новым богам. Он рассуждает, что делает бога богом и какова здесь роль человеческой веры. После возвращения в мотель Среда поскорее увозит Тень, чтобы тот не успел встретиться с Лорой, и они едут дальше.
В пути Среда разглагольствует о любви и скорби Тени, пока не замечает, что его телохранитель ранен: что-то шевелится у него под кожей в боку. Они останавливаются, и при свете фар Среда вытаскивает из бока Тени извивающееся корневище — это мистер Лес в участке задел Тень. Затем они отправляются дальше.
Приди к Иисусу [ ]
Среда и Тень приезжают к мистеру Нанси, который шьёт им новые костюмы для важного визита. Тень злится на постоянные тайны со стороны Среды, но тот успокаивает его. Они едут в Кентукки в гости к Пасхе. В этот день как раз её праздник, и она радушно встречает гостей. Увидев Среду, Пасха меняется в лице. Тень выводит её в сад прогуляться, а Среда идёт рядом и убеждает, что этот праздник уже не принадлежит ей, что его забрал Иисус. Пасха отводит его в отдельную комнату, чтобы поговорить тет-а-тет. Там Среда рассказывает ей, что Вулкан выковал ему меч, а новые боги за это убили его. Старик просит Пасху примкнуть к его армии и вновь показать людям, на что она способна.
Пасха колеблется, но скоро её отвлекают другие гости, и она уходит. К ней прибывает Медия со своей свитой. Среда замечает их и спускается к ним в сад. Он вступает в спор с Медией, а потом призывает молнию, которая убивает свиту Медии. Это провоцирует новых богов начать войну со Средой, а тот наконец называет Тени свои настоящие имена и главное из них — Один.
2 сезон [ ]
Дом на Скале [ ]
Среда с Тенью, Лорой и Суини приезжают в Дом на Скале, одно из мест силы, где Среда хочет встретиться со старыми богами, чтобы начать войну против новых. У входа в музей Среду встречает Нанси, а внутри их уже ждёт джинн, который докладывает Среде, сколько богов прибыло и что Билкис явилась без приглашения. Однако Среда не отказывает ей в праве присутствовать на встрече. Он вытаскивает себе предсказание на аттракционе, а потом ведёт Тень, Нанси и Билкис вглубь Дома. Попутно он находит в одной из комнат Зорю Вечернюю и Чернобога, а потом рассказывает Тени о месте, где они оказались.
Чаровник [ ]
Мунин [ ]
После крушения поезда машины Среды чудесным образом восстанавливается. Среда забирает Суини и Лору и уезжает в Каир. Он приказывает своему ворону сообщить Тени, что он должен идти в Каир. В похоронном бюро Ибиса и Шакала Среда ждёт, пока Ибис подлатает распавшуюся на части Лору, и предлагает ей пойти с ним к богу, который сможет перезарядить её монету, поскольку Лора слабеет день ото дня. Лора соглашается, потому что Среда — её путь к Тени.
Величайшая история в мире [ ]
«Американские боги»: кто есть кто в этом странном мире
Как авторы сериала переработали образы героев романа Нила Геймана.
Нил Гейман — адепт логики сна. Это прослеживается во многих произведениях автора, но особенно — в графическом романе Sandman и «Американских богах». Можно сказать даже, что «Американские боги» продолжают Sandman: как минимум, эти два произведения мирно сосуществуют и не противоречат друг другу.
За роман «Американские боги» Нил Гейман получил престижные премии Хьюго и Небьюла, а само произведение быстро стало культовым. И если экранизацию «Песочного человека» мы лишь возможно когда-то увидим на экранах, то «Американских богов» — точно. Одноимённый сериал стартует на канале Starz 30 апреля. А занимается им Брайан Фуллер (сериал «Ганнибал») вместе с Майклом Грином («Логан»). И это очень забавно — видеть сериал на ТВ по мотивам книги, в которой телевидение — зло.
Логика сна удивительна и сложна. Когда спишь (если это не осознанный сон, конечно) — всё нереальное кажется реальным. Оно принимается на истинную веру, и ты не сомневаешься. Идёшь по стене и думаешь, что это само собой разумеющееся. Встречаешь одного человека с лицом другого, но искренне считаешь, что так и должно быть.
Логику сна в реальности могут познать только дети. И изредка, один процент из ста — взрослые. Гейман из таких. События, описанные в «Американских богах», нарочито ирреальны, но благодаря главному герою — обычному парню по имени Тень — читатель познаёт логику этого мира постепенно и плавно, вместе с ним. Но если не получится — разум возьмёт верх, случится отторжение ирреального, книга захлопнется. Тут нужна вера, без этого никак.
Брайан Фуллер — тоже один из тех, кто познал логику сна. Это заметно по ныне замороженному сериалу «Ганнибал», который отвергает всякие принципы реального и втаскивает зрителя в свой собственный мир, работающий по совсем иным законам. Не познавший говорит, что у Ганнибала Лектера и Уилла Грэма обычный завуалированный гомосексуальный роман, а познавший ответит — нет, это сложные отношения двух космических существ, которые не работают по законам привычного мира. И ничего тут не попишешь.
Но «Ганнибала» постигла неприятная судьба: он так сильно углубился в нереальное, что зрители перестали его понимать — рейтинги упали, сериал закрылся. Остаётся надеяться, что Майкл Грин внесёт в шоу толику реализма, которая не даст зрителю провалиться в нереальное с головой.
Бывший заключённый Тень должен стать проводником, связующим звеном между зрителем и причудливым миром авторов «Американских богов». Все остальные персонажи ходят там, где не ходят люди, и знают то, чего не знает читатель или зритель. В книге Тени никто ничего не объясняет, он познаёт логику мира самостоятельно. Герои, которые поначалу кажутся обычными людьми, на деле оказываются сгустками энергии веры целых народов. Поэтому чертовски важно правильно передать их образы с бумажных страниц на экраны.
Как сказали авторы сериала, Нил Гейман поставил конкретное условие: каждый актёр должен быть похожим на персонажа из книги. Причём, в произведении главенствующая тема — эмиграция. Кастинг в сериале многонациональный, и это намеренно. Боги, которых создали народы своей верой, со всех уголков мира съезжаются в Америку вслед за людьми. Но на их место в сердцах людей приходят боги новые — телевидение, интернет, технологии, кредитные карты. Битве богов и посвящена эта история.
Когда мы впервые встречаемся с Тенью, он представляет из себя этакий пустой сломанный сосуд. Он сам — тень собственного «я» и должен вернуть своё моджо. Он сломлен, но благодаря мистеру Среде просыпается.
Тень с самого начала испытывает шок, но затем смиряется. Впереди его ещё ждёт потрясение за потрясением, и каждое новое мощнее предыдущего, но он очень быстро к этому привыкает. Тень апатичен, угрюм и хорошо сложен физически. Единственное его хобби — фокусы с монетами, которые он очень любит показывать детям. Может сильно дать в лицо любому, но при этом — добродушен.
Второй ключевой герой «Американских богов». Мистер Среда, Отец всех, Вотан или попросту — Один. Как и другие боги, он прибыл в Америку вместе с людьми, которые его создали. Именно он начинает войну с новыми богами — телевидением, технологиями и всем остальным, от чего сейчас зависит человечество.
Среда верит в себя. Он такой же капризный и упрямый, как боги, с которыми он борется, но он прав.
В сериале Среду играет Йен Макшейн, и его образ от книжного несколько далёк. Он не носит бороду, да и серебряной булавки в форме дерева на фотографиях и в трейлере не видать. Но поведение, судя по первым кадрам, соответствует: Среда может быть грубым, может зло шутить, но при этом он — честный и внушает уважение. Именно эти качества помогают ему собирать остальных старых богов на войну.
От писсуара справа от него послышалось вежливое «хм», а ведь Тень не слышал, чтобы кто-то входил.
Стоя мужик в светлом костюме казался крупнее, чем когда сидел рядом с Тенью в самолете. Ростом он был почти с Тень, а ведь тот считался здоровяком. Смотрел бородач прямо перед собой.
Суини — лепрекон, и его дьявольски заводит увлечение Тени фокусами с монетами. Ещё его заводят выпивка и драки, так что первым делом он устраивает с Тенью потасовку в баре. Её мы можем видеть в трейлере.
В книге роль у Сумасшедшего Суини не такая большая, но в сериале, похоже, всё будет немного иначе. Авторы выбрали на роль лепрекона канадского актёра Пабло Шрайбера (играл в сериале «Оранжевый — хит сезона»), и, похоже, это будет его лучшая роль. Образ в сериале сильно докрутили, из-за чего Суини стал похож на лепрекона ещё сильнее, чем в книге.
У него оказалась короткая рыжеватая бородка. Одет он был в джинсовую куртку со множеством нашитых на неё разноцветных и ярких заплат, под курткой виднелась запачканная белая футболка с надписью: «если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть… тогда трахни это!»
Ещё у него была бейсболка и тоже с надписью: «единственная женщина, которую я любил, была женой другого… моя мать!»
Открыв грязным ногтем большого пальца мягкую пачку «лаки страйк», он вытащил сигарету, потом предложил пачку Тени.
Она вроде как незримо защищает Тень, я полагаю. Этакий жутковатый ангел-хранитель.
С тех пор главное предназначение и желание Лоры — защищать своего мужа. Она не чувствует холода, не ест, не пьёт и постепенно гниёт. Но раз за разом приходит к своему мужу поболтать. Как утверждают авторы сериала, в экранизации «Американских богов» женским персонажам будет уделена сильно большая роль, чем в книге. Так что можно полагать, что встречи Лоры с Тенью будут происходить несколько чаще.
Вернувшись в комнату, он увидел, что Лора растянулась на его кровати поверх скомканного покрывала. Тень открыл окно, потом отдал ей сигареты и спички. Пальцы у нее были холодные. Лора чиркнула спичкой, и в свете крохотного язычка пламени Тень заметил, что её ногти, обычно безукоризненно чистые, обломаны и обгрызены и под ними полукругами залегла грязь.
Стиль Нила Геймана специфичен: он постоянно прерывает рассказ о Тени и войне богов, чтобы уделить внимание личным историям других существ. Одна из таких историй посвящена Билкис, богине любви. Что символично, в Америке она стала проституткой, но упаси боже кому-нибудь «снять» её. Обойдёмся без спойлеров, но способности Билкис — очень затягивающие.
В ней было много энергии когда-то давно. Она не получает должного почитания, ей не позволено то, к чему она привыкла. А потом она просто пытается выжить в этом мире.
Богиня Билкис в книге — не самый важный персонаж, но, как уже говорилось, женщинам в экранизации будет уделяться особое внимание. Так что можно рассчитывать на множество проникновенных постельных сцен с её участием. Рейтинг сериала позволяет, да и по трейлерам видно, что авторы не стесняются взрослых кадров.
Билкис надеется, что просвет в дождях вернет клиентов на улицы. Большую часть года она выхаживает взад-вперед два-три квартала по Сансет, наслаждаясь прохладой лос-анджелесских ночей. Раз в месяц она платит офицеру департамента полиции Лос-Анджелеса, сменившему прежнего детектива, которому она платила раньше и который исчез.
Ананси — бог-демиург, в которого верили некоторые народы Западной Африки. Вообще-то внешне он похож на паука, но мог в том числе и принимать человеческое обличье. В «Американских богах» он носит имя чуть попроще — Нанси.
Мне очень повезло, что я смог воплотить в жизнь персонажа, который был частью африканской диаспоры, что пробилась сюда из Ганы. Это тема кажется чрезвычайно острой, но в то же время — чрезвычайно мощной, чтобы быть, в каком-то смысле, голосом нации.
Я также думаю, что разговор о расе — это то, чего мы избегали довольно долго. Шоу даёт нам место не для проповедей, но для рассказа о наших убеждениях. Мы можем говорить о том, как убеждения объединяют нас, а не о том, как они разрывают нас на части. Я думаю, всё это — часть сложного путешествия г-на Нэнси.
В книге Нанси описывается как старик-интеллектуал, вежливый и рассудительный. В сериале его несколько омолодили, а костюм сделали более пёстрым. Также здесь он не носит очки и, почему-то, перчатки — важная часть его образа. Впрочем, он всё равно вышел достаточно колоритным.
– Тень, это мистер Нанси, – представил негра Чернобог. Поднявшись на ноги, негр резко выбросил вперед руку в канареечной перчатке.
– Рад познакомиться, – сказал он с ослепительной улыбкой. – Я знаю, кто ты. Ты ведь работаешь на одноглазого старикана, да? – Он слегка гнусавил, в речи его слышался отзвук патуа, вероятно, уроженца Вест-Индии.
Ну, тут всё понятно и знакомо. Есть Белобог, и есть его брат — Чернобог. Славянский дуализм. Чернобог в книге Геймана — один из важнейших персонажей. При первой встрече он играет с Тенью в шашки на смерть: если Тень проигрывает — то когда-нибудь, когда закончится война между богами, Чернобог убьёт Тень прицельным ударом молота по голове. Но вообще-то он дружелюбный и справедливый. В Америке он работал на скотобойне и забивал коров.
Среди всех героев сериала Чернобог, пожалуй, самый выдающийся. Его играет Петер Стормаре, один из колоритнейших актёров-злодеев. Чернобог — славянское существо, и выглядит он максимально брутально, в этой своей грязной растянутой майке.
— Нашел себе работу на бойне. Там, где забивают. Когда молодой бычок выходит на сходни, я — забойщик. Знаешь, почему нас назвали забойщиками? Потому что мы брали кувалды и раз, одним ударом валили корову. БАХ! Тут нужна сила рук. Да? Потом мясник навешивает мясо на крюк, поднимает его на цепи и только потом перерезает горло. Мы, забойщики, были самые сильные. — Засучив рукав халата, Чернобог напряг руку, показывая мускулы, ещё видные под старческой кожей. — Но дело тут не только в силе. Это целое искусство. В ударе. Иначе только оглушишь или разозлишь корову. Потом, в пятидесятые, нам выдали пистолеты, стреляющие болтами. Подносишь ко лбу. БАМ! БАМ! Ты думаешь, тогда каждый смог бы убивать. Вовсе нет. — Он изобразил, как всаживает болт в голову корове. — Всё равно тут надобно мастерство.
Есть среди богов-мигрантов и Пасха — пышногрудая блондинка, прекрасно адаптировавшаяся к новому миру. Поначалу Среде не удаётся убедить её примкнуть к армии старых богов и выступить на войне: Пасха вольготно себя чувствует, её всё ещё вспоминают каждый год.
Вот только одна проблема — люди красят яйца, готовят куличи, но не думают о богине Иштар. Не приносят ей жертвы.
Тень пробормотал что-то похожее на «привет», и женщина снова ему улыбнулась. Он почувствовал себя так, словно оказался в свете прожекторов-мигалок, какими браконьеры пользуются для того, чтобы перед выстрелом обездвижить оленя. С расстояния в несколько шагов он чувствовал запах ее духов: пьянящую смесь жасмина и жимолости, свежего молока и женской кожи.
Один из новых богов — властитель интернета и технологий. Перемещается на роскошном лимузине, пахнет пластмассой и в целом — типичный вредный подросток. Он контролирует технологии и буквально жить не может без средств связи.
Пожалуй, его образ изменился сильней всего. В книге он был толстым и несуразным, от него пахло горелой пластмассой. Но времена изменились: в сериале Техномальчик — модный парень с пучком на голове и вейпер.
«Мне показалось, что с того момента как книга была выпущена, а это случилось пятнадцать лет назад, произошла своеобразная эволюция и технически подкованный человек стал выглядеть иначе, чем в романе» — говорил Фуллер. Вряд ли кто-то будет против: новый образ Техномальчику потрясающе идёт.
Рядом с ним сидел кто-то ещё, но он не мог повернуться и посмотреть на этих людей.
Толстый юнец на дальнем сиденье шестидверного лимузина вынул из бара банку диет-колы. Одет он был в чёрное пальто из шелковистой ткани, на вид ему было лет девятнадцать. На щеках – угревая сыпь. Увидев, что Тень очнулся, мальчишка растянул губы в улыбке.
– Привет, Тень, – сказал он. – Не зли меня.
Богиня телевидения, состоящая из множества лиц, включая, например, Люси Рикардо из шоу «Я люблю Люси». Сначала общается с Тенью исключительно по телевизору: представьте, смотрите вы своё любимое шоу, и тут внезапно герои поворачиваются к камере и начинают с вами разговаривать. Жутковато, не правда ли?
Если у остальных персонажей было что-то, за что можно было зацепиться, что создавало бы ощущение, что я уловила некую сущность, то Джуди (Гарленд, популярная в прошлом актриса — прим.ред) — самая неуловимая и сложная.
Джиллиан Андерсон до этого уже работала с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Как она в последствии признавалась, Фуллер специально писал для неё максимально странные диалоги, чтобы посмотреть, как она будет выкручиваться перед камерой. В «Американских Богах» она, по сути, играет сразу кучу реально существовавших людей, включая, судя по всему, Дэвида Боуи.
— Чёрт, — ругнулась она. — Послушай, сколько бы ни платили тебе старики, я заплачу вдвое. Втрое. Во сто раз. Что бы они тебе ни дали, я могу дать намного больше. — Она улыбнулась великолепной, задорной улыбкой Люси Рикардо. — Только скажи, милый. Что тебе нужно? — Она начала расстегивать пуговицы блузки. — Эй? Тебе когда-нибудь хотелось увидеть грудь Люси Рикардо?
Локи в первом сезоне, похоже, будет не очень много. По крайней мере, Джонатан Такер так говорит: «Я думаю, что если история продвинется немного дальше, возможно, в следующем сезоне вы увидите намного больше Low Key (так обыгрывается его имя в книге — прим.ред.)».
Полуночная Заря с сёстрами сожительствуют с Чернобогом. Утренняя, Вечерняя и Полуночная — все они бодрствуют в разное время суток. Но самая важная для истории «Американски богов» — Полуночная. Именно она первой вносит в текст логику сна и выбивает читателя из своей тарелки, притягивая Луну, как делала это одна ведьма из Sandman.
А это мистер Мир, самый важный из новых богов. Про него мы ничего говорить не будем, но он заявлен с самого первого сезона и даже получил собственную фичуретку, что выглядит крайне странно. Судя по всему, сюжет в сериале будет подаваться сильно иначе, чем в книге.
Ещё есть Анубис, которому в книге уделяется не очень много внимания. В сериале его, похоже, будет больше.
Одри, жена Робби и потрясающая стерва.
Также в первом сезоне должны появиться: мистер Ибис — работник морга и один из старых богов по совместительству, древний джин, подрабатывающий таксистом, и его новый друг Салим (про них в книге была короткая, но занимательная сюжетная арка). А ещё вроде бы в первом сезоне появится Иисус Христос, но это не точно.
Как видно, авторы сериала не совсем следуют просьбе Геймана — персонажи выглядят зачастую совсем не так, как описываются в книге. Однако это не повод расстраиваться, ведь новые образы проработаны до мельчайших подробностей, а тот же Техномальчик выглядит ещё более мерзко, чем в книге.
Нил Гейман — адепт логики сна, но просто взять и перенести её на экран не получится. Телевидение, как известно, — зло, и работает там всё совсем иначе. По совсем, совсем иной логике.
Мда. Куча спойлеров и неправильно интерпретированный источник. «Американские боги» не называют телевидение плохим. Техномальчик и компания ничем не лучше старых богов (часто грубых, жестоких, жадных и местами свихнувшихся очень давно). Это книга про неумолимый ход времени, про смену эпох и парадигм, про Новое и Старое — но никак не про «злые боги интернетов мешают хорошим языческим богам». А ещё — приличный роад-муви, отличная вставная новелла про маленький городок и кобольда (в оригинале, кажется, кто-то другой из мифов).
Про логику сна — перебор (на грани с «совсем не так»). Вот зачем тащить цитату к рассказу из «Хрупких вещей» и растягивать на всё творчество автора? Давайте её целиком, кстати, вспомним:
И всё же, есть вещи, которые можно унести из сновидения: настроение, фрагменты, людей или тему. На моей памяти это ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ, когда я принёс оттуда целую историю». То есть, автор сам расписывается, что он сны, конечно, любит, но тащит в свои произведения в лучшем случае фрагменты увиденного. В «Богах» или «Сыновья Ананси» есть конкретно «сновиденческие» фрагменты, но не в них вся соль. Монетка в другой руке, монолог Бизона, явление Локи — это всё и без всяких снов создаёт нужный эффект.
Гейман куда многограннее. У него есть и деконструкции сказок, и сатирический «Пруд с рыбками» про будни сценариста и старый Голливуд, роман напополам с Прачеттом, наконец. И привязывать всё к запавшей в душу автору статьи «логике сна» каждый ход писателя — как минимум непрофессионально.
Особенность литературы в том, что каждый человек может понимать ее по своему. Поэтому некорректно говорить, что кто-то интерпретировал какой-то сюжет неправильно. Иначе, это как заявить, что внешность главного героя все должны представлять одинаково.
Нуу, ребят, это уже совсем несолидно. Когда за «не более чем» стоят и аргументы, и мнение общественности, а с вашей стороны только «я художник, я так вижу». Мнение, расходящееся с объективной реальностью, называется заблуждением. Вам и цитаты привели, и назвали моменты из произведения, которые под центральную тему статьи вообще не вписываются, и другие книги Геймана вспомнили, в которых как-то без снов обходится. Зачем же делать хорошую мину при плохой игре? У Олега есть хорошие статьи (про «Безумцев», например), эта не удалась, бывает.
А про литературу — ваше замечание я не понял. Надежда правильно сказала, понимать искусство — это наука, и этому нужно учиться. И можно понимать искусство неправильно (хотя объективная истина здесь более расплывчата, чем в физике). Вот смотрите. Есть утверждение «Лавкрафт был расистом». Фанаты писателя могут сколько угодно его опровергать, говоря, что это всё художественные образы такие у него. Но письма и воспоминания очевидцев не дадут соврать, негров этот писатель ой как не любил. Если занять вашу позицию, эти два мнения одинаково ценны. Очень неконструктивный подход.
«Обилие цитат еще не делают стопку листов формата А4 диссертацией и не гарантируют успешную защиту»
А по поводу Лавкрафта. вообще-то ксенофобия и расизм это разные вещи.
Если бы всё так было просто, то тогда не нужны были бы учителя литературы, например.
Я просто считаю, что если человек пишет статью по литературному произведению, то стоит потратить время и разобрать само произведение досконально (если, конечно, сможет и обладает определенными навыками, методологией и знаниями). А если нет, то увы, получается куцая статья подобная этой, где есть смысловые и логические ошибки (на которые Павел Ильин и указал).
Кстати, то же самое про разбор, мне кажется, можно отнести и к сериалам. А так, как тут симбиоз, то очень сложно было угнаться за двумя зайцами. К тому же сериал всё-таки очень переработали и изменили, судя по трейлеру.
Ни в коем случае не хотела обидеть Олега и некоторые статьи его мне нравятся, но просто не нужно было try to kill two birds with one stone.
Если учитель требует, чтобы литературное произведение все воспринимали только так, как о нем рассказывают на уроке, то это не учитель литературы, а набор шаблонов для вдалбливания в юную голову.
С интересом наблюдаю за этой странной дискуссией:) Вообще-то цель текста была — рассказать об образах персонажей и показать, какими их видят авторы сериала. То, что Павел тут додумал от себя — это интересно, конечно. Но к тексту вроде бы отношения не имеет.
Логика сна примешалась заодно, сама собой. Потому что так мысль пошла. Ну и это, конечно, только мой взгляд на вопрос. Можно с ним не согласиться, я не против. В интернете ведь не прав тот, кто считает иначе.
Павел, у нас есть кнопка «написать». Можешь написать эссе про свой взгляд на творчество Геймана, будет интересно почитать.
Сомневаюсь, учитывая предыдущие прецеденты )
За Геймана лучше Кима спрашивать, ну и покойный Зильберштейн сказал бы хорошо. У меня лично этот автор восторгов не вызывает. Не то, чтобы не нравится, просто остальные трогают больше. Мьёвиль — смелее и безумнее, Сандерсон — оригинальнее, да и лучше описывает эмоции, у Тэда Уильямса отличный язык и в оригинале, и в переводах. Сюзанна Кларк хммм. более утончённая. Это только близкие идейно, без всякого тёмного фэнтези.
Простыню про Геймана я точно писать не стану, если уж оторвусь от свай и платформенных стыков так ради материала про лингвистическую фантастику. Когда-нибудь.
Спасибо за предложение, но лучше откажусь.
Ну и главное: непонятно, будет ли детективная история в Лэйксайде про ежегодные исчезновения детей и прочее (в книге это была шикарная тема, как бонусный сюжет, не уступающий основному).
Статья говно, автор абсолютно не понял книги, если читал ее вообще.
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
Тень (именно так в книге его перевели) вместе со Средой будет кататься по США и звать старых богов собраться и победить всех новых богов. Ну и всё будет не просто офк.
Имя Тени играет довольно большую в образе персонажа, (могли бы его назвать и Тень Лун, вай нот)
Техномальчик похудел конечно)
Телефоны похудели, мониторы похудели и техномальчик похудел.
Слишком похудел 🙁
А Одри не кажется такой уж и мёртвой 🙂
Может выстрелить как игры престолов.
Проспойлерили Локи, Одина и другие сюжетные твисты. Зато про Билкис — «обойдёмся без спойлеров».
Но мы то знаем, как должен выглядеть Техномальчик)
Много разношерстных персонажей. Наверное, стоит глянуть.
Конечно не гарантирует. Потому что цитаты могут быть «мнением», как в этой статье или аргументами. Не все мнения одинаково ценны и истинны. Если вы разницы не видите или хотели бы не видеть, то так уж и быть, прекращаю этот бессмысленный разговор.
А Лавкрафт таки расист (хотя и пытался оправдываться «тяготением к европейской культуре»). Вот хотя бы из Википедии выдержка:
Lovecraft describes Africans not as human but «beasts..in semi-human figure. filled with vice. «. While his racist perspective is undeniable, many critics argue this is irrelevant to the compelling mythos of his philosophical worlds. In his early published essays, private letters and personal utterances, he argued for a strong color line to preserve race and culture. He made these arguments by direct disparagement of various races in his journalism and letters, and perhaps allegorically in his fiction concerning non-human races. Some have interpreted his racial attitude as being more cultural than brutally biological: Lovecraft showed sympathy to those who adopted Western culture, even to the extent of marrying a Jewish woman whom he viewed as «well assimilated.» While Lovecraft’s racial attitude has been seen as directly influenced by the society of his day, especially the New England society he grew up in, his racism appeared stronger than the general popular viewpoint. Some researchers also note that his racial views failed to change with those of American society.