Амфибрахий что придает стихотворению
Занятие 4. Амфибрахий
1. Определение амфибрахия.
2. Распространённые амфибрахические размеры.
3. Равносложные амфибрахические размеры.
4. Разностопные амфибрахические размеры.
5. Разнообразие амфибрахических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Количество стоп и слогов в строках амфибрахия, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, приведённой выше:
В отдельных стопах реального амфибрахия на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.
Рассмотрим двустопный амфибрахий.
Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и морозы,
И путь мой далек.
Расставим ударения в четверостишии:
СтарИнные рОзы
НесУ, одинОк,
В снегА и морОзы,
и пУть мой далЕк.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: двустопный амфибрахий: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
1.2. Строки амфибрахия могут быть и более длинными:
За нашей спиною остались паденья, закаты, –
ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется думать, что черные наши бушлаты
дадут нам возможность сегодня увидеть восход.
Расставим ударения в четверостишии:
За нАшей спинОю остАлись падЕнья, закАты, –
ну хоть бы ничтОжный, ну хоть бы невИдимый взлЕт!
МнЕ хОчется дУмать, что чЕрные нАши бушлАты
дадУт нАм возмОжность сегОдня увИдеть восхОд.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» и «нАм» знаками плюс «+»:
Ключевой является первая строка, поскольку представляет собой идеальный пятистопный амфибрахий. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/14 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2. Самыми распространёнными являются 3-х и 4-х стопный амфибрахий.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь
В объятья…
Приведём авторское пятистишие к традиционному четверостишию.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь в объятья…
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА умирАет любОвь,
ВрачИ не толпЯтся в палАте.
ДавнО понимАет любОй –
НасИльно не брОсишь в объЯтья…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Расставим ударения в четверостишии:
Над мИром вечЕрних видЕний
МЫ, дЕти, сегОдня царИ.
СпускАются длИнные тЕни,
ГорЯт за окнОм фонарИ,
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «МЫ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме второй, идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!
Расставим ударения в четверостишии:
Я жЕнщин люблЮ, что в боЮ не робЕли,
умЕвших и шпАгу держАть, и копьЕ, –
Но знАю, что тОлько в пленУ колыбЕли
обЫчное – жЕнское – счАстье моЕ!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме первой, идеальный четырёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/11 слогов; рифмовка: перекрёстная: ж/м.
3. Равносложный амфибрахий.
Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и винО
НАм нУжны равнО;
Без нИх человЕк
ЗевАл бы вЕсь вЕк.
Выделим в строках стопы:
ЛюбОвь и – винО
НАм нУжны – равнО;
Без нИх че –ловЕк
ЗевАл бы – весь вЕк.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «НАм» и «вЕсь» знаками плюс «+»:
В первой и в третьей строках идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: двустопный амфибрахий: 5/5 слогов; рифмовка смежная: м/м.
3.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Вот старый Роб Моррис. А кто он таков?
Король за столом, старшина стариков.
Он славится стадом коров и свиней
И дочкой – отрадой своей и моей.
Расставим ударения в четверостишии:
Вот стАрый РОб МОррис. а ктО Он такОв?
КорОль за столОм, старшинА старикОв.
Он слАвится стАдом корОв и свинЕй
и дОчкой – отрАдой своЕй и моЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в имени собственном «РОб» и в местоимениях «ктО», и «Он» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками, позволяющими безошибочно идентифицировать четырёхстопный амфибрахий, являются чётные строки. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.
По улице Горького –
Что за походка! –
Красотка плывет,
Как под парусом лодка!
Прическа – что надо!
И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком
Губная помада!
Для определения размера стихов приведём авторское восьмистишие к традиционному четверостишию.
По улице Горького – что за походка! –
Красотка плывет, как под парусом лодка!
Прическа – что надо! И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком губная помада!
Расставим ударения в четверостишии:
По Улице ГОрького – что за похОдка! –
КрасОтка плывЕт, как под пАрусом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим оттЕнком губнАя помАда!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
В первой строке фигурирует безударная стопа. Остальные строки представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/12 слогов; рифмовка смежная: ж/ж.
А вот примеры пятистопного амфибрахия:
Усните блаженно, заморские гости, усните,
Забудьте, что в клетке, где бьемся, темней и темнее.
Что падают звезды, чертя серебристые нити,
Что пляшут в стакане вина золотистые змеи…
Расставим ударения в четверостишии:
уснИте блажЕнно, замОрские гОсти, уснИте,
ЗабУдьте, что в клЕтке, где бьЕмся, темнЕй и темнЕе.
Что пАдают звЕзды, чертЯ серебрИстые нИти,
Что плЯшут в стакАне винА золотИстые змЕи…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
Когда зарыдала страна под немилостью божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА зарыдАла странА под немИлостью бОжьей
и вАрвары в гОрод вошлИ молчалИвой толпОю,
На плОщади лЮдной царИца постАвила лОже,
СурОвых врагОв ожидАла царИца, нагОю.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
И здесь все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
4. Разностопный амфибрахий.
Осы;пались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Расставим ударения в четверостишии:
осЫпались лИстья над вАшей могИлой,
и пАхнет зимОй.
ПослУшайте, мЕртвый, послУшайте, мИлый:
ВЫ всЁ-таки мой.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЫ» знаком плюс «+»:
Первые три строки – идеальный, хотя и разностопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный амфибрахий: 12/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.
Расставим ударения в четверостишии:
а мнОго ль рассвЕтов тЫ встрЕтил в лесУ?
Не бОльше, чем двА Или трИ,
КогдА, на былИнках тревОжа рОсу,
Без цЕли бродИл до зарИ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимении «тЫ» и в двусложном союзе «Или» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками являются последние две, в них амфибрахий идеален. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ
Сегодня не слышно биенье сердец –
оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
подумать успев напоследок:
Расставим ударения в четверостишии:
СегОдня не слЫшно биЕнье сердЕц –
онО для аллЕй и бесЕдок.
Я пАдаю, грУдью хватАя свинЕц,
подУмать успЕв напослЕдок:
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над нами ветра
И рыдают и пляшут,
Бормочут дожди
В темноте.
Спят наши любимые,
Воины наши,
А нас обнимают…
Не те.
Объединим полустроки в полные строки четверостишия.
Над нами ветра и рыдают и пляшут,
Бормочут дожди в темноте.
Спят наши любимые, воины наши,
А нас обнимают… не те.
Расставим ударения в четверостишии:
Над нАми ветрА и рыдАют и плЯшут,
БормОчут дождИ в темнотЕ.
СпЯт нАши любИмые, вОины нАши,
а нАс обнимАют… не тЕ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «СпЯт» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 12/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
5. Разнообразие строф амфибрахия.
Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!
Над дивной могилой не плач, не жалей,
Что гения череп – наследье червей.
Примечание: зане – (союз. церк.) ибо, для того, потому что, т.к.
Расставим ударения в шестистишии:
ПредстАла, и стАрец велИкий смежИл
орлИные Очи в покОе;
ПочИл безмятЕжно, занЕ совершИл
В предЕле земнОм всЕ земнОе!
Над дИвной могИлой не плАч, не жалЕй,
Что гЕния чЕреп – наслЕдье червЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы шестистишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВсЁ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме четвёртой, идеальный амфибрахий. Размер шестистишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9/11/9/11/11 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/М/М.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.
Я плаваю в желтом пруду
И бредень тягаю за клячу.
Потом через поле иду
И с братом о карпах судачу. С. 100.
На красное зарево еду,
Устало роняя весло.
От лодки, неслышным следом,
Расходятся волны светло. С. 13.
Минута, другая – и солнце взойдет.
Туман опадет и растает сверкая.
Глядишь – и река золотая такая,
и чайкой береза стремится в полет. С. 68.
Даурский Багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли. С. 46.
Спасибо тебе за рассеяность звездную, ночь,
тебе, подорожник-трава, что царапины лечит.
Спасибо за лепет дождя, за язык человечий,
а проще спасибо за то, что хотели помочь. С. 160.
Послушай, послушай,
ну разве же мы виноваты,
что спели до нас (но и все же не смолк
соловей) –
про белые ночи,
скупую улыбку заката,
про черные очи и гордые дуги бровей. С. 143.
Ты небо о тучах
молила
Своим растревоженным
взглядом:
Дождем осыпалась
малина
И яблоки сыпались
градом. С. 164.
На карте Союза она не нужна,
Речонка Таруса – две пяди до дна. С. 57
С утра то и дело
в колодце гремела бадья,
да церковь белела,
бокастая, как попадья. С. 144.
А город уходит. Рябая на нем
Рубаха топорщится дыбом.
И знаешь, опять то, что было огнем,
Мелькая, становится дымом. С. 149.
Скрипели колеса. По пыльным ухабам
Телега прошла за село.
Легко было, может быть, едущим бабам,
Зато лошадям – тяжело. С. 90.
Сломалась береза.
Потом ее люди под корень срубили.
Но там,
где была не земле ее длинная тень,
еще и поныне восходят цветы голубые,
и копятся росы,
и вечером бродит олень. С. 45.
добавить стихотворение в закладки?
Слова, фразы с которыми у вас ассоциируется стихотворение. (до 5 фраз, каждое новое слово (фразу) вводить через запятую без пробелов).
Тиамф! Амфибрахий и роль ритмики
Итак, это тиамф, и он посвящен важности ритмики в стихе вообще и об амфибрахии в частности. Амфибрахий – это такой трехсложный размер, очень красивый. А ритмика – это основа стиха.
Раньше я часто готовила «тиамфы» – небольшие заметки с разъяснениями по стихосложению. Собственно, ничего нового для знатока я в них не сообщала. Я даже ничего «своего», оригинального туда не вводила, в эти тиамфы, – только классическую теорию стихосложения. А вот новичкам в поэзии на многое открывала глаза.
Обычно новичок делает так. Находит на него вдохновение, он садится и пишет. Потом, закончив писать, с наслаждением любуется сотворенным и… или убирает в ящик стола, или читает друзьям и родным, или старается пристроить в редакцию какого-нибудь журнала. Родные и друзья, как правило, восхищаются: «Ты шо! Класс! Круто!» А вот в редакциях чаще всего морщатся и стараются потактичнее новичка спровадить. Иногда у кого-нибудь в редакции сдают нервы. И новичок сердится: «Та нащо мени ваши анапесты! Я по схемам не пишу, Пушкин ничего этого не учил, и я не буду! Это вы тут по шаблонам пишете, свои кляузы… га? Шо? Клаузулы? Один фиг они мне не надо!» Со временем новичок растет и осознает, что редакционные товарищи были во многом правы. Или не осознает, но это уже клиника.
Факт тот, что скучающие комментаторы, которые ставят за ритмические сбои и слабую рифму 3, вовсе не стараются унизить автора и растоптать его стихи, написанные кровью сердца. Просто они видят ритмические сбои и слабую рифму. А автору не помешает подтянуть и ритм, и рифму.
С ритмом вообще все просто и сложно одновременно. Ритм складывается из грамматических ударений тех слов, которые мы ставим в строку. Но, сложившись, он уже подчиняет стих себе. Иначе стих – не стих, а проза! Без ритмики, без грамотно выдержанного размера никакая «кровь сердца» и никакие «гениальные озарения» не помогут. Так вот, если по логике размера ударение должно стоять вот тут, а не тут, то никакое «правильное прочтение вслух» и «ну все же знают, что это слово надо с таким-то ударением» – не оправдание. У нас ритмический сбой. А значит, стих надо править.
Сегодня я расскажу об амфибрахии. Слово звучит «страшно», необычно, но оно пришло из греческого языка. Означает оно один из трех трехсложных размеров. Трехсложники стали очень популярны в Серебряный век, хотя активно использовались и раньше. Освоить их совсем не сложно, а пользоваться – удобно, так как большинство русских слов длиннее, чем два слога, поэтому выдержать трехсложный размер проще, чем двухсложный. Честно говоря, не понимаю, почему начинающие поэты упорно пишут ямбом. Пятистопным. Как Васисуалий Лоханкин. Освоить ямб настолько, чтобы обойтись без сбоев, на самом деле непростая задача, а вот амфибрахий под силу даже йуному аффтару, пишущему «мойпервыйстих, не судите строго».
Разница между амфибрахием и другими трехсложниками – в первом ударном слоге. Он второй. Попробуем объяснить на примере:
зеЛЕная МЫШка укРАла у КОШки
сгуЩЕНки, смеТАны и ЧАю по ЛОЖке,
а КОШка зеЛЕную МЫШку пойМАла,
за ШКИРку серДИто еЁ потреПАла.
Ударные слоги выделены большими буквами. Самый первый слог в строке – безударный. Второй – ударный. Следующие два слога – безударные, потом опять ударный. Схема размера будет такая: убу убу убу.
Это «убу» и есть стопа – ударный слог с прилегающими к нему безударными. Как видим, в стопе у нас три слога, ударный – второй. Вот и весь амфибрахий.
Амфибрахием написаны чудесные стихи. Вот, например, «Жираф» Гумилева:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Или цветаевское:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли…
Хрестоматийное, но оттого не менее прекрасное некрасовское:
Не ветер бушует над бором,
Не с год побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
А вот стихи современного поэта Олега Ладыженского. Они, может быть, не всем известны, поэтому я приведу их целиком. Олег здесь осваивает твердую форму касыды – восточную форму стихосложения, творчески ее переосмысливает, и рождается «Касыда о величии»:
Величье не в предках, чьей славе в веках сиять заревым небосклоном,
И не в лизоблюдах, шутах-дураках, с угодливостью на лице.
Орлы горделиво парят в облаках, когтят круторогих архаров,
Но все же: где спрятан грядущий орел в ничтожном и жалком птенце?!
Ужель обезьяна достойна хвалы, достойна сидеть на престоле
За то, что пред стаей иных обезьян она щеголяет в венце?
Да будь ты хоть шахом преклонных годов, султаном племен и народов,—
Забудут о злобствующем глупце, забудут о подлеце.
Считается, что амфибрахий придает стиху величественное, немного пафосное и в то же время лирическое звучание. На мой взгляд, амфибрахий можно сделать и очень динамичным, и даже очень драйвовым. Все зависит от настроения самого автора.
В амфибрахии есть некоторые хитрости. Первое: икт – ритмическое ударение – не должен падать на незначимые части речи. Это, впрочем, годится для любого размера. Если у вас икт падает на всякие «и», «а», «но», то это должно быть особо мотивировано, иначе появляется ощущение нарушенного ритма речи. Второе: если использовать несколько коротких слов, то одно из них может оказаться в «ритмическом провале». То есть икт не будет падать ни на один слог этого слова. В принципе, не ошибка, но стараемся этого не допускать – опять-таки ощущение нарушенного ритма речи.
А еще трехсложниками, в том числе амфибрахием, очень удобно писать стихи с длинными строками и со строками разной длины: четные длиннее по стопности, нечетные короче. Летящая динамика амфибрахия и особенно анапеста именно в длинных строках и разворачивается во всей красе.
Попробуйте! Только помните: если сказать нечего, а стих нашпигован банальностями, то даже идеальная ритмика не спасет. Но мне кажется, что чем выше уровень технического мастерства, тем интереснее и содержание и образность. Они как-то в связке идут, одно другое за собой тянет. Вот увидите: богатство технических решений вам очень поможет выразить то, что хочется.
Рейтинг стихотворения: 4.8
12 человек проголосовало
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
- Как застраховать машину после дтп
- Аламбик медный что это такое