Амфидамант бог чего в греческой
Амфидамант бог чего в греческой
АМИФАО́Н (Амитао́н). В греческой мифологии Амифаон – сын Кретея и Тиро, брат Ферета и Эсона, дядя Ясона. Когда после смерти Кретея его приемный сын Пелий узурпировал трон Иолка, Амифаон и Ферет отправились в изгнание и основали город Феры. От своей племянницы Идоминеи, дочери Ферета, Амифаон имел сыновей Бианта и Мелампа. Как Эакиды были знамениты своей силой, Атриды – богатством, так потомки Амифаона – способностью к ясновидению. Амифаон вместе с Феретом поддержал Ясона в его претензиях на трон Иолка.
А́МПИК. В греческой мифологии Ампик – фессалийский предсказатель, лапиф, отец Мопса, которого ему родила нимфа Хлорида.
АМУ́Р. В римской мифологии Амур – бог любви, соответствующий греческому Эроту.
АМФИАРА́Й. В греческой мифологии Амфиарай – сын аргоссца Оиклея (по одной из версий – Аполлона) и Гипермнестры, участник калидонской охоты и похода семерых против Фив, прорицатель, шурин аргосского царя Адраста, отец Алкмеона и Амфилоха.
Когда во время одной из вылазок фиванцев калидонский царевич Тидей был ранен в живот фиванцем Меланиппом и питавшая приязнь к Тидею богиня Афина вознамерилась даровать ему бессмертие, для чего отправилась на Олимп за живительным элексиром, Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что тот был одной из причин похода против Фив, отрубил голову Меланиппу и положил ее на грудь раненого Тидея. Тот высосал и проглотил мозг из черепа Меланиппа, на что и рассчитывал Амфиарай, зная дикий нрав Тидея. Ужаснувшаяся зверской жестокости Тидея, Афина вылила элексир и с отвращением удалилась.
После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив Амфиарай обратился в бегство и едва не погиб, но вмешался Зевс: земля от его перуна разверзлась, и Амфиарай провалился туда вместе с колесницей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Спустя десять лет Алкмеон, сын Амфиарая, отомстил за отца, убив свою мать Эрифилу.
АМФИДАМА́НТ. В греческой мифологии:
1) Амфидамант – сын египетского царя Бусириса, убитый Гераклом;
2) Амфидамант – сын тегейского царя Алея и Нееры, брат Ликурга, Кефея и Авги. Вместе с Кефеем он участвовал в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном.
АМФИКТИО́Н. В греческой мифологии Амфиктион – сын Девкалиона и Пирры, супруг Кранаи, дочери афинского царя Краная, отец Метаниры. Вначале Амфиктион царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение двенадцати лет правил Афинами. В правление Амфиктиона Афины посетил Дионис и некоторое время гостил в его доме; утверждают, что Амфиктион первым стал разбавлять вино водой, чтобы избежать пьяных драк со смертельным исходом. Впоследствии Амфиктион был изгнан Эрихтонием.
АМФИЛО́Х. В греческой мифологии:
1) Амфилох – сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, участник похода эпигонов против Фив. Он унаследовал от отца дар прорицания и был сторонником похода против Фив, как ни пытался переубедить его Алкмеон. После возвращения из похода Амфилох, по некоторым источникам, содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрифилы. Как один из претендентов на руку Елены Амфилох прибыл под Трою в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии. После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Акарнанию, где основал город Аргос Амфилохийский. Спустя некоторое время он и прорицатель Мопс вместе основали город Малл в Киликии, после чего Амфилох вернулся в Акарнанию. Через год, недовольный жизнью в Аргосе, Амфилох вернулся в Малл в надежде вновь разделить там власть с Мопсом, однако получил от последнего категорический отказ. Спор решился поединком, в котором оба соперника погибли. Погребальные костры сложили таким образом, чтобы противники не касались друг друга во время сожжения, однако их тени были столь дружны, что решили основать общий оракул, который за правдивость предсказаний уважали даже больше, чем дельфийский оракул Аполлона. Некоторые источники приписывают основание Аргоса Амфилохийского и Малла, а также роковой спор с Мопсом другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику Амфилоха;
Амфидамант бог чего в греческой
Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима
1738 героев и мифов
© Кондрашов А. П., 2016
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016
Классическая мифология, под которой обычно понимают свод мифов Древней Греции и Древнего Рима, – не только одна из важнейших основ европейской культуры, но и неотъемлемая и бесценная часть культуры всего человечества, наследие давно канувших в небытие поколений ныне живущим. Она стала источником вдохновения многих живописцев и скульпторов, музыкантов и мастеров слова, послужила основой бесчисленных шедевров литературы и искусства и даже вошла в различные языки мира, в том числе и русский, общеизвестными словами и выражениями: «одиссея», «ахиллесова пята», «ящик Пандоры» и другими.
Подобно истории, мифология наиболее полно проявляется в своих персонажах. Имена Афродиты, Зевса, Аполлона, Ахилла, Одиссея, Елены, Пенелопы, Эдипа, Энея, Ясона, Медеи и многих других богов и героев вызывают отклик в нашем мышлении, порождают различные ассоциации. Однако отклик звучит глухо, а ассоциации тусклы, если мы слишком мало знаем или забываем о судьбах и деяниях этих персонажей.
Цель настоящей книги – дать читателю систематизированную и достаточно полную (значительно более полную, чем в большинстве других популярных изданий) информацию об увлекательном мире греческих и римских богов и героев, их происхождении, тесном переплетении судеб, сложных и противоречивых характерах, героических подвигах и неблаговидных поступках. Следует, однако, отметить, что ни одна книга не может вместить сведения о всех без исключения персонажах греческой и римской мифологии и все версии мифов о них – ввиду необъятного количества оных (так, например, известно более девятисот версий мифа о любви Психеи и Эрота, а всевозможных мелких древнеримских богов насчитывается около миллиона; они рассеяны на обширном пространстве и разделены во времени целыми эпохами).
Приведенные в этой книге чудесные истории вполне заслужили, чтобы их пересказывали вновь и вновь в течение тысячелетий, они полны откровений о достоинствах и недостатках человека, о сильных и слабых его сторонах и об универсальных чертах его поведения в различных условиях. Не являясь исторической правдой, они несут в себе истину иного рода, влияние которой на греков и римлян, уделявших такое пристальное внимание своей мифологии, было не менее значительным, чем их реальная история, которой они всегда так гордились и гордятся.
Предназначенная для самого широкого круга интересующихся мифологией читателей, эта книга не содержит специальных терминов; чтобы не усложнять ее чтение, в тексте отсутствуют ссылки на источники (список использованной литературы помещен в конце книги). Все имена приведены в традиционной для современных русскоязычных изданий форме, однако в ряде случаев в названиях статей указаны другие наиболее распространенные разночтения, перечень которых приведен также в конце книги.
В заключение хотелось бы пожелать читателю следовать мудрому совету Иво Андрича: «Надо слушать легенды – следы вековых коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы».
АБА́НТ (Абас). В греческой мифологии:
1) Абант – сын Посейдона и нимфы Аретусы, по имени которого получило свое название воинственное племя абантов на Эвбее, отец Халкодонта;
2) Абант – царь Аргоса, сын Линкея и Гипермнестры, супруг Аглаи, отец близнецов Прета и Акрисия и, следовательно, дед Данаи и прадед Персея;
3) Абант – сын Мелампа;
4) Абант – старший сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев, как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, воскликнул: «О, как жадно ты пьешь!» – за что та, оскорбленная таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу. Аналогичную историю рассказывают об Аскалабе, сыне Мисмы.
АБДЕ́Р. В греческой мифологии Абдер – сын Гермеса, возлюбленный и оруженосец Геракла. Другие называют его сыном аргонавта Менетия и, таким образом, братом Патрокла, погибшего под Троей. Абдер неосторожно приблизился к кобылицам Диомеда, которых поручил ему охранять Геракл, и был растерзан ими. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его Абдерой. Некоторые считают, что Абдер служил Диомеду. Подобно Нарциссу, Гиакинфу и Гиласу, Абдер сохранил красоту и после смерти.
АВВЕРУ́НК. В римской мифологии Авверунк – бог, защищавший римскую общину от бедствий (вместе с Робигом).
А́ВГА (А́уга). В греческой мифологии Авга – дочь аркадского царя Алея и его племянницы Нееры.
Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожденного Авгой. Поэтому отец назначил Авгу жрицей Афины, пригрозив ей смертью, если она лишится целомудрия. Геракл, гостивший у Алея, соблазнил Авгу (по другой версии – насильно овладел ею), и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины, но разгневанная таким кощунством целомудренная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и там обнаружил младенца, после чего приказал своему другу Навплию, знаменитому мореплавателю и царю города Навплий, заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, и Тевфрант, царь мисийской Тевфрании, женился на Авге и усыновил ребенка.
А́ВГИЙ. В греческой мифологии Авгий – царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (по другим версиям – Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины, брат Актора, участник похода аргонавтов.
По величине стад и табунов Авгий был самым богатым человеком на земле. Навоз на Авгиевом скотном дворе не убирался многие годы, и, хотя зловоние не сказывалось на самих животных, от него распространялся мор по всему Пелопоннесу. Более того, пастбища в долине покрывал такой слой навоза, что их нельзя было распахивать под зерновые. По приказу царя Эврисфея Геракл должен был очистить конюшни за один день. За эту работу Геракл потребовал у Авгия десятую часть его скота; Авгий не поверил, что Геракл сможет сделать это до наступления темноты, однако согласился на сделку и поклялся выплатить условленную награду. Геракл проломил в двух местах окружавшую скотный двор каменную стену, а затем повернул две ближайшие реки так, что их потоки, устремившись через двор, начисто вымыли его и понеслись дальше, смывая навоз с загонов для овец и пастбищ в долине. После того как Геракл справился с задачей, пожадничавший Авгий отказался дать обещанную плату за труд и даже осмелился отрицать сам факт сделки с Гераклом.
Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов (9 стр.)
АМИФАО́Н (Амитао́н). В греческой мифологии Амифаон – сын Кретея и Тиро, брат Ферета и Эсона, дядя Ясона. Когда после смерти Кретея его приемный сын Пелий узурпировал трон Иолка, Амифаон и Ферет отправились в изгнание и основали город Феры. От своей племянницы Идоминеи, дочери Ферета, Амифаон имел сыновей Бианта и Мелампа. Как Эакиды были знамениты своей силой, Атриды – богатством, так потомки Амифаона – способностью к ясновидению. Амифаон вместе с Феретом поддержал Ясона в его претензиях на трон Иолка.
Когда во время одной из вылазок фиванцев калидонский царевич Тидей был ранен в живот фиванцем Меланиппом и питавшая приязнь к Тидею богиня Афина вознамерилась даровать ему бессмертие, для чего отправилась на Олимп за живительным элексиром, Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что тот был одной из причин похода против Фив, отрубил голову Меланиппу и положил ее на грудь раненого Тидея. Тот высосал и проглотил мозг из черепа Меланиппа, на что и рассчитывал Амфиарай, зная дикий нрав Тидея. Ужаснувшаяся зверской жестокости Тидея, Афина вылила элексир и с отвращением удалилась.
После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив Амфиарай обратился в бегство и едва не погиб, но вмешался Зевс: земля от его перуна разверзлась, и Амфиарай провалился туда вместе с колесницей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Спустя десять лет Алкмеон, сын Амфиарая, отомстил за отца, убив свою мать Эрифилу.
1) Амфидамант – сын египетского царя Бусириса, убитый Гераклом;
2) Амфидамант – сын тегейского царя Алея и Нееры, брат Ликурга, Кефея и Авги. Вместе с Кефеем он участвовал в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном.
1) Амфилох – сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, участник похода эпигонов против Фив. Он унаследовал от отца дар прорицания и был сторонником похода против Фив, как ни пытался переубедить его Алкмеон. После возвращения из похода Амфилох, по некоторым источникам, содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрифилы. Как один из претендентов на руку Елены Амфилох прибыл под Трою в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии. После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Акарнанию, где основал город Аргос Амфилохийский. Спустя некоторое время он и прорицатель Мопс вместе основали город Малл в Киликии, после чего Амфилох вернулся в Акарнанию. Через год, недовольный жизнью в Аргосе, Амфилох вернулся в Малл в надежде вновь разделить там власть с Мопсом, однако получил от последнего категорический отказ. Спор решился поединком, в котором оба соперника погибли. Погребальные костры сложили таким образом, чтобы противники не касались друг друга во время сожжения, однако их тени были столь дружны, что решили основать общий оракул, который за правдивость предсказаний уважали даже больше, чем дельфийский оракул Аполлона. Некоторые источники приписывают основание Аргоса Амфилохийского и Малла, а также роковой спор с Мопсом другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику Амфилоха;
2) Амфилох – сын Алкмеона и Манто, внук Амфиарая, брат Тисифоны.
Амфион с Зетом по приказу фиванского царя Лика, дяди Антиопы, сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Когда они выросли, их нашла Антиопа, бежавшая от притеснений Лика и его супруги Дирки, но братья отказались приютить ее, приняв за сбежавшую рабыню, и не помешали Дирке, примчавшейся вслед за Антиопой, схватить ее и силой увести назад. Однако воспитавший их пастух объяснил братьям, что они отказались защитить собственную мать, за что им теперь не избежать преследования эриний. Спохватившись, близнецы немедля пустились в погоню, спасли Антиопу, а Дирку привязали за волосы к рогам дикого быка, который ее тут же и прикончил. После этого они изгнали Лика и воцарились в Фивах.
По другой версии, власть в Фивах братья получили по велению Зевса, которое передал Лику Гермес. После этого они принялись за возведение стен нижнего города. Ранее Зет часто смеялся над Амфионом из-за его увлечения лирой, подаренной Гермесом. Но когда братья стали каменщиками, под звуки Амфионовой лиры тяжелые блоки сами ложились куда надо, а обладавший огромной физической силой Зет постоянно отставал от брата.
1) Амфисса – дочь Макарея и Канаки, внучка Эола, возлюбленная Аполлона, по имени которой назван город локров;
2) Амфисса – дочь сицилийского или фессалийского царя Эхета, отличавшегося исключительной жестокостью; известна она также под именем Метопа. По приказу отца Амфиссу ослепили медной спицей, а потом усадили молоть железные зерна тяжелой ручной мельницей. «Когда зерна превратятся в муку, я верну тебе зрение», – посмеялся над бедной девушкой Эхет.
Амфидамант бог чего в греческой
Энциклопедия классической греко-римской мифологии
Введение. Для чего нам нужны мифы?
Для чего нам нужна древняя мифология? Этим вопросом, кроме нас, жителей XXI века, задавались и другие любители и популяризаторы этой науки (стоящей на грани с искусством). Вот, скажем, Томас Балфинч, живший в середине XIX века в США и издавший сверхпопулярное пособие по «Всеобщей мифологии», которое за полтораста лет выдержало сотни переизданий и переиздается до сих пор, он так прямо и признавался: «Мифология не может претендовать на то, чтобы считаться полезной наукой, если таковыми заслуживают называться только знания, которые помогают нам обогатиться и повысить свой статус в обществе. Но если стремление к тому, чтобы сделать нас счастливее и лучше, может быть названо полезным, то мы прилагаем такой эпитет по отношению к нашему предмету. Ведь мифология – служанка литературы, а литература – один из лучших союзников добродетели и покровителей счастья.»
Видите как просто – «служанка литературы», а значит, «добродетель» и все такое… На самом деле, если бы мифология просто помогала нам разбирать поэтические изыски Мильтона и Китса (а также Пушкина и Брюсова), если бы только cодействовала в понимании эпиграфов и ориентировании в полотнах Рубенса, ее не было бы смысла читать и познавать. В том-то все и дело, что античная европейская мифология на протяжении тысяч лет была и остается той самой «супер-Книгой», которая наряду с Библией помогает человечеству сохранять цивилизованность и учит мудрости. Этого не смогло отнять у нее даже самое зашоренное раннее христианство, которое после тысячелетия борьбы с мифологией вынуждено было все же допустить ее на книжные полки просвещенных людей и на полотна художников. Мифы древних греков не только рисуют нам все типажи человеческой души, в которой, как и сейчас, соединяются все самые положительные и самые отрицательные черты характера, но и, как мы сейчас понимаем, служили пособием по древнейшей космологии окружающего нас мира. Все древнейшие мифы большинства известных нам цивилизаций нашли в ней свое отражение: от создания мира и всемирного потопа до строительства первых кораблей и зачатков точных наук. И тут она явно перерастает из фартука «служанки» литературы и одевается в королевскую мантию родоначальницы всех современных наук и искусств. Если исследователь абстрагируется от сказочек о любовных и воинских похождениях богов и героев и постарается смотреть в корень их конфликтов, если попытается понять те аллегории, которые потребовались древним философам, чтобы изложить свое видение Вселенной, он поймет, что на самом деле в «супер-Книге» древней Эллады тайн и загадок не меньше, если не больше, чем в Библии и других священных книгах величайших мировых конфессий.
Разумеется на определенном этапе исторического развития человечеству стало не хватать древних аллегорий и потребовались иные мифы, в частности, оказалась востребованной идея Спасителя. Но одними лишь христианскими добродетелями оказалось невозможным заполнить духовный вакуум раннего средневековья, и потому в период Ренессанса античная мифология вновь прорвалась в свет и находит все больше и больше исследователей уже в наши дни.
Но пока к мифам Эллады прибегают лишь для того, чтобы разгадать тайны древней истории, она не откроет и малой доли имеющихся в ней загадок. Мы уверены, что обращение к ней поможет раскрыть и тайны физики, и математики, и астрономии, и биологии, а поэтому ее надо сделать максимально доступной для пользования и удобной для практического применения. Именно этим вызвано настоящее издание электронной «Энциклопедии классической греко-римской мифологии». Пользуясь имеющимся в ней материалом, вы легко сможете найти ссылки на заинтересовавших вас персонажей, сравнить имеющиеся в науке версии их поступков, обратиться к художественным произведениям, которые прибегают к мифологическим образам, и найти параллели между поступками древних богов и героев и нашей современностью.
1) Абант – царь Аргоса. Сын Линкея и Гипермнестры. Внук Даная. Был таким известным воином, что даже после его смерти враги бежали, лишь завидя его щит. Был женат на Аглае, от которой имел двух близнецов: Прета, царя г. Тиринфа, и Акрисия, аргосского царя.
2) Абант – сын Посейдона и нимфы Аретусы, по имени которого получило свое название воинственное племя абантов на Эвбее, отец Халкодонта;
3) Абант – сын Мелампа;
4) Абант – старший сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев, как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, воскликнул: «О, как жадно ты пьешь!» – за что та, оскорбленная таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу. Аналогичную историю рассказывают об Аскалабе, сыне Мисмы.
По другим данным мальчика звали Аскалабом.
«На десятый день, пережив неприятную встречу с Посейдоном среди табунов Онка, Деметра, изменив обличье, явилась в Элевсин, где ее гостеприимно встретили царь Келей и его жена Метанира и предложили стать кормилицей их новорожденного сына Демофонта. Их хромая дочь Ямба пыталась утешить Деметру смешными непристойными стихами, а старая няня Баубо* заставила ее с шуткой выпить ячменного отвара: она застонала, словно в родовых муках, и неожиданно достала из-под юбки родного сына Деметры Иакха, который бросился на руки матери и поцеловал ее.
«О, как жадно ты пьешь!» – воскликнул Абант, старший сын Келея, увидев, как Деметра залпом выпила целый кувшин сдобренного мятой ячменного отвара. Деметра мрачно взглянула на него, и он превратился в ящерицу» (Р.Грейвс).
Воинственный эвбейский народ, которые считали своим прародителем Абанта.
«По этой же причине ионяне и основали двенадцать городов. И было даже очень глупо утверждать, что эти азиатские ионяне чистокровнее и благороднее остальных ионян. Добрую часть их составляют абанты с Евбеи, которые ничего общего не имеют даже в имени с ионянами.» (Геродот. «Клио»)
Амфидамант бог чего в греческой
АЛЬСЕИ́ДЫ. В греческой мифологии альсеиды – нимфы рощ.
АМАЛФЕ́Я (Амалте́я). В греческой мифологии Амалфея – коза-нимфа, молоком которой нимфа Адрастея вскормила младенца Зевса на Крите, в пещере горы Дикта, где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Случайно сломанный рог козы Амалфеи Зевс, наполнив плодами и украсив цветами, сделал рогом изобилия, в котором по желанию его владельца всегда появляется любая еда и питье. Саму Амалфею Зевс вознес на небо, превратив в звезду Капелла в созвездии Возничего (по другой версии – в созвездие Козерог). В критской пещере Амалфея была спрятана за то, что устрашила некогда титанов. Шкура Амалфеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами. Рог изобилия был символом богини мира Эйрены и бога богатства Плутоса.
AМАРА́К. В греческой мифологии Амарак – сын кипрского царя и жреца Афродиты Кинира, нечаянно разливший благовония; от страха мальчик превратился в майоран.
АМАРИНКЕ́Й. В греческой мифологии Амаринкей – сын фессалийского переселенца Питтия, один из военачальников Авгия, погибший от руки Нестора.
АМАСТРИ́ДА. В греческой мифологии Амастрида – амазонка, по имени которой получил название понтийский город, ранее называвшийся Кромной.
АМИ́КЛ. В греческой мифологии:
1) Амикл – спартанский царь, сын Лакедемона и Спарты, брат Эвридики, отец Кинорта и Гиакинфа; по имени Амикла получил свое название город Амиклы;
2) Амикл – младший и единственный оставшийся в живых сын Ниобы и Амфиона, пощаженный Аполлоном потому, что он благоразумно вознес Лето умилостивительную молитву.
АМИМО́НА. В греческой мифологии Амимона – одна из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Арголида страдала от засухи, поскольку Посейдон, обиженный тем, что речной бог Инах объявил эту землю принадлежащей Гере, высушил в ней все реки и ручьи. Данай послал Амимону с сестрами на поиски источника, наказав им умилостивить Посейдона любым способом. Во время поисков Амимона, охотясь на оленя, нечаянно разбудила сатира, который после этого попытался овладеть ею. Призванный Амимоной на помощь Посейдон швырнул в сатира свой трезубец. Убегавший сатир увернулся, и трезубец, дрожа, вонзился в скалу. Посейдон сам возлег с Амимоной, которая была довольна, что таким приятным образом сможет выполнить отцовский наказ. Услышав ее просьбу, Посейдон попросил Амимону выдернуть трезубец из скалы. Когда она это исполнила, из трех маленьких отверстий вырвался источник, давший начало реке Лерна, которая не пересыхает даже в разгар лета. Позже Амимона родила от Посейдона сына Навплия, который стал знаменитым мореплавателем и основал город Навплий.
АМИФАО́Н (Амитао́н). В греческой мифологии Амифаон – сын Кретея и Тиро, брат Ферета и Эсона, дядя Ясона. Когда после смерти Кретея его приемный сын Пелий узурпировал трон Иолка, Амифаон и Ферет отправились в изгнание и основали город Феры. От своей племянницы Идоминеи, дочери Ферета, Амифаон имел сыновей Бианта и Мелампа. Как Эакиды были знамениты своей силой, Атриды – богатством, так потомки Амифаона – способностью к ясновидению. Амифаон вместе с Феретом поддержал Ясона в его претензиях на трон Иолка.
А́МПИК. В греческой мифологии Ампик – фессалийский предсказатель, лапиф, отец Мопса, которого ему родила нимфа Хлорида.
АМУ́Р. В римской мифологии Амур – бог любви, соответствующий греческому Эроту.
АМФИАРА́Й. В греческой мифологии Амфиарай – сын аргоссца Оиклея (по одной из версий – Аполлона) и Гипермнестры, участник калидонской охоты и похода семерых против Фив, прорицатель, шурин аргосского царя Адраста, отец Алкмеона и Амфилоха.
Когда во время одной из вылазок фиванцев калидонский царевич Тидей был ранен в живот фиванцем Меланиппом и питавшая приязнь к Тидею богиня Афина вознамерилась даровать ему бессмертие, для чего отправилась на Олимп за живительным элексиром, Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что тот был одной из причин похода против Фив, отрубил голову Меланиппу и положил ее на грудь раненого Тидея. Тот высосал и проглотил мозг из черепа Меланиппа, на что и рассчитывал Амфиарай, зная дикий нрав Тидея. Ужаснувшаяся зверской жестокости Тидея, Афина вылила элексир и с отвращением удалилась.
После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив Амфиарай обратился в бегство и едва не погиб, но вмешался Зевс: земля от его перуна разверзлась, и Амфиарай провалился туда вместе с колесницей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Спустя десять лет Алкмеон, сын Амфиарая, отомстил за отца, убив свою мать Эрифилу.
АМФИДАМА́НТ. В греческой мифологии:
1) Амфидамант – сын египетского царя Бусириса, убитый Гераклом;
2) Амфидамант – сын тегейского царя Алея и Нееры, брат Ликурга, Кефея и Авги. Вместе с Кефеем он участвовал в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном.
АМФИКТИО́Н. В греческой мифологии Амфиктион – сын Девкалиона и Пирры, супруг Кранаи, дочери афинского царя Краная, отец Метаниры. Вначале Амфиктион царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение двенадцати лет правил Афинами. В правление Амфиктиона Афины посетил Дионис и некоторое время гостил в его доме; утверждают, что Амфиктион первым стал разбавлять вино водой, чтобы избежать пьяных драк со смертельным исходом. Впоследствии Амфиктион был изгнан Эрихтонием.
АМФИЛО́Х. В греческой мифологии:
1) Амфилох – сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, участник похода эпигонов против Фив. Он унаследовал от отца дар прорицания и был сторонником похода против Фив, как ни пытался переубедить его Алкмеон. После возвращения из похода Амфилох, по некоторым источникам, содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрифилы. Как один из претендентов на руку Елены Амфилох прибыл под Трою в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии. После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Акарнанию, где основал город Аргос Амфилохийский. Спустя некоторое время он и прорицатель Мопс вместе основали город Малл в Киликии, после чего Амфилох вернулся в Акарнанию. Через год, недовольный жизнью в Аргосе, Амфилох вернулся в Малл в надежде вновь разделить там власть с Мопсом, однако получил от последнего категорический отказ. Спор решился поединком, в котором оба соперника погибли. Погребальные костры сложили таким образом, чтобы противники не касались друг друга во время сожжения, однако их тени были столь дружны, что решили основать общий оракул, который за правдивость предсказаний уважали даже больше, чем дельфийский оракул Аполлона. Некоторые источники приписывают основание Аргоса Амфилохийского и Малла, а также роковой спор с Мопсом другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику Амфилоха;
2) Амфилох – сын Алкмеона и Манто, внук Амфиарая, брат Тисифоны.
АМФИМА́Р. В греческой мифологии Амфимар – музыкант, сын Посейдона, отец соперничавшего с Аполлоном певца Лина, которого ему родила муза Урания (по другой версии – муза Каллиопа).
АМФИНО́М. В греческой мифологии Амфином – один из женихов Пенелопы. Он часто удерживал от буйства других претендентов на руку Пенелопы и всегда защищал Телемаха, он же пытался убедить остальных женихов не убивать Телемаха после его возвращения из Спарты. Когда Одиссей в обличье нищего странника проучил Ира, вздумавшего гнать его из собственного дома, Амфином поднес Одиссею кубок с вином и пожелал, чтобы боги вновь послали ему богатство и счастье. Одиссей, желая спасти Амфинома, посоветовал ему уйти домой, поскольку скоро вернется супруг Пенелопы и тогда гибель грозит всем женихам, однако Амфином не внял совету и погиб во время расправы, которую устроили над женихами Одиссей и Телемах. По одной из версий, Пенелопа была неверна Одиссею во время его длительного отсутствия, причем оказывала предпочтение Амфиному.
АМФИО́Н. В греческой мифологии Амфион – фиванский царь, сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Зета.
Амфион с Зетом по приказу фиванского царя Лика, дяди Антиопы, сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Когда они выросли, их нашла Антиопа, бежавшая от притеснений Лика и его супруги Дирки, но братья отказались приютить ее, приняв за сбежавшую рабыню, и не помешали Дирке, примчавшейся вслед за Антиопой, схватить ее и силой увести назад. Однако воспитавший их пастух объяснил братьям, что они отказались защитить собственную мать, за что им теперь не избежать преследования эриний. Спохватившись, близнецы немедля пустились в погоню, спасли Антиопу, а Дирку привязали за волосы к рогам дикого быка, который ее тут же и прикончил. После этого они изгнали Лика и воцарились в Фивах.
По другой версии, власть в Фивах братья получили по велению Зевса, которое передал Лику Гермес. После этого они принялись за возведение стен нижнего города. Ранее Зет часто смеялся над Амфионом из-за его увлечения лирой, подаренной Гермесом. Но когда братья стали каменщиками, под звуки Амфионовой лиры тяжелые блоки сами ложились куда надо, а обладавший огромной физической силой Зет постоянно отставал от брата.
АМФИ́СС. В греческой мифологии Амфисс – сын Аполлона и нимфы Ариопы. Он построил в Ойте храм в честь своего отца и святилище нимф, а также учредил игры, на которые за болтливость не допускали женщин.
АМФИ́ССА. В греческой мифологии:
1) Амфисса – дочь Макарея и Канаки, внучка Эола, возлюбленная Аполлона, по имени которой назван город локров;
2) Амфисса – дочь сицилийского или фессалийского царя Эхета, отличавшегося исключительной жестокостью; известна она также под именем Метопа. По приказу отца Амфиссу ослепили медной спицей, а потом усадили молоть железные зерна тяжелой ручной мельницей. «Когда зерна превратятся в муку, я верну тебе зрение», – посмеялся над бедной девушкой Эхет.
АМФИТРИО́Н. В греческой мифологии Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и Астидамии, дочери Пелопа, внук Персея, племянник микенского царя Электриона.