Аммореи что за народ
Амореи
Амореи (амориты) (самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии.
Содержание
Амореи в Библии
Согласно Библии, Аморей был сыном Ханаана и братом хеттов и иевусеев (Быт.10:15). В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт.14:7). Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав — Чис.21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в том числе Иерусалимом, Лахишем и Хевроном (Нав.10:5). Иезекииль называет Иерусалим дочерью аморея (Иез.16:4)
Происхождение
История
Не нужно думать, что племена западных семитов (амореев) в Месопотамии образовали какое-то единство. Напротив, так называемые амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён. На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бини-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.
Аморейские царства
Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в 18—17 вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад
В XVIII веке амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.
Упадок
В XVI в. до н. э. хетты совместно с касситами кладут конец аморейской Вавилонии. Одновременно территорию Палестины и Ливана берут под свой контроль египтяне, кладя конец господству гиксосов. Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения 14 в. до н. э., хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом.
характерно, что Джебель-Бишри отныне именуется, уже не «Горами амореев», а «Горами ахламеев (арамейское племя)». В конце 13—12 вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в 7 в. до н. э.
АМОРЕИ
Западносемитский номадический этнос в Передней Азии (III–I тысячелетия до н. э.).
(Шумер. марту, аккад. амурру /досл. «северо-западные люди»/, др.-евр. эмори, самоназв. сутии, откуда в науке также сутии-амореи). Общность А. сформировалась в первой половине III тысячелетия до н. э. у юго-восточных рубежей Месопотамии и возводила себя к легендарному первопредку Суту (др.-евр. Шет/Сиф), откуда ее общее самоназвание — сутии (ср.: в месопотамской номенклатуре ок. 2400 до н. э. их край фигурировал под названием Сутиум). С крушением Аккадской державы А. в XXII в. до н. э. расселились по всей Сирийской степи, Верхней Месопотамии и Северной Сирии, ассимилировав местные так называемые северосемитские племена, после чего месопотамцы перенесли на А. свои термины марту и амурру («амореи»), ранее обозначавшие вышеназванные племена. Центральным ареалом А. стал район гор Джебель-Бишри («горная страна Амурру» в месопотамской терминологии). В результате этого расселения выделились три большие группировки племен А.: собственно сутии (они же сутии-диданы) на западе, ханеи в центре и бини-ямина (букв. «сыны Юга») на юге и юго-востоке (последние, вероятно, поддерживали конфедерацию с еще одной группой А. бини-сималь /«cыны Севера»/). В конце XXI в. до н. э. происходит великое переселение сутиев-«амореев»: они заселяют всю Месопотамию (где им удалось сломить шумеро-аккадскую державу III династия Ура), Сирию и Заиорданье, вторгаются в Финикию и Палестину, сокрушая богатые города по всему Плодородному Полумесяцу. Это нашествие (археологически — грань эпох ранней и средней бронзы) составляет важнейший рубеж истории древнего Ближнего Востока. При этом в Сирии, Заиорданье и части Палестины расселились сутии-диданы (в том числе их ведущее племя — рефаимы-рапаиты, дословно «великие» сутии, в Библии имеющие славу великанов-мудрецов и героев), а в Месопотамии вперемешку жили представители всех трех основных гуппировок А.; в ходе столь широкого расселения эти группировки распались на отдельные независимые племена, сохранившие лишь общую память о своем происхождении. Во второй половине XX — первой половине XIX в. до н. э. вожди аморейских племен Месопотамии захватывают власть в различных ее центрах и основывают там множество царств (в том числе царство Ларсы, созданное вождями племени ямутбала в 1932 до н. э., Вавилонское царство, основанное домом Хаммурапи — вождями бини-яминитского племени яхруру, и царство Мари, созданное вождями бини-сималь; эти три царства контролировали долину Евфрата), впоследствии объединенных Хаммурапи. К концу XIX в. сложились еще два крупных царства А. — Ямхад в Сирии со столицей в Халебе и верхнемесопотамская держава удачливого завоевателя-ханейца Шамшиадада. Для всех царств А. характерен симбиоз скотоводов-амореев с городами, сохранившими (особенно в Месопотамии) старое население, богатое наследие племенных отношений, лишь постепенно замещаемое централизацией, и, отсюда, полуконфедеративный характер государственного строительства. Часть А. Месопотамии усвоила и сам термин «амореи» как самоназвание. А. Месопотамии почитали наряду со своими старинными богами шумеро-аккадские божества и рассматривались как часть народа «черноголовых» (т. е. собственно месопотамцев). Никаких признаков этнической вражды между амореями и потомками коренных жителей страны не возникало около полутысячелетия. В XVII в. жители Вавилонского царства официально делились на «аккадцев» и «амореев», причем А., поселившиеся в городах, включались, по-видимому, в первую категорию, а вторая охватывала только А., по-прежнему живших племенами вне оседлых поселений. Волна хурритcкого расселения в Сирии — Палестине и Верхней Месопотамии (конец XVIII–XVII вв. до н. э.) стала поворотным этапом в судьбе А. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата с начала II тысячелетия закрепилось название «страна Амурру». В XIV — начале XX в. на территории современного Ливана существовало царство, основанное амореем Абди-Аширтой и также названное им «Амурру». У А. Заиорданья II тысячелетие до н. э. (шуту среднеегипетских источников, «сыны Шета» в Ветхом Завете) в XIII в. до н. э. существовали царства Башан и Хешбон. По-видимому, в третьей четверти II тысячелетия до н. э. значительная часть месопотамских амореев при не вполне ясных обстоятельствах покинула Месопотамию и перешла в Сирийскую степь и к границам Сирии (в частности, ок. 1400 касситский царь Вавилонии Кадашман-Харбе I, подавляя мятежи А. Вавилонии, изгнал их из страны и преследовал вплоть до «гор Хехе» в районе Тадмора, оттеснив на рубежи Сирии). Из среды этих переселенцев вышли древнееврейские племена. Библейское колено Вениаминово было, вероятно, связано по происхождению с А. племенами бини-ямина и удержало их этноним. В результате следующего крупного передвижения в Сирийской степи — арамейского (ахламейского) расселения середины XIV в. до н. э. — арамейско-ахламейские племена вскоре сменили и ассимилировали А. в центральной части их ареала — в Сирийской степи и горах Джебель-Бишри (отныне — «Горы ахламеев»). В дальнейшем А. были ассимилированы соседями. В Ветхом Завете термин «А.» иногда применяется в переносном, расширенном смысле слова, как обозначение всех доеврейских обитателей Палестины. Последние изолированные племена сутиев-А. в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VII в. до н. э. Западносемитский язык А. известен прежде всего по письменным памятникам Месопотамии XIX–XVIII вв. до н. э. Племенная культура А., а также элементы шумеро-аккадской культуры, усвоенные месопотамскими А., послужили фундаментом древнееврейской культуры. Библейские персонажи Адам и Суту-Шет фигурировали в племенных генеалогиях А. еще в начале II тысячелетия, а библейский Ной (Ноах) отождествляется специалистами с эпонимом-первопредком ханейского племени нумху (нуху). Согласно аморейскому мифу о происхождении людей, Первочеловека, по-видимому, создали бесплотный дух ‘Ар-‘ар и Мать-Земля Маддар.
Аморреи
Язык | аморрейский язык |
Религия | язычество |
Страны проживания | Хешбон, Ханаан, Израильское царство |
Близкие народы | финикийцы, евреи |
[править] Общие сведения
Название Амурру применялось в древних памятниках лишь к выходцам из Южной Месопотамии. Но вероятно, что народности, говорившие на том же языке, что и аморреи, проживали также на среднем Евфрате в Мари (20 в. до н. э.), в Вавилоне (18 в. до н. э.) и в Ашшуре на реке Тигр (17 в. до н. э.), что доказывают египетские тексты 20–19 вв. до н. э.
Первоначально аморреи жили в горах к юго-западу от Мёртвого моря и к востоку от Иордана, а их владения простирались на север до горы Хермон и Иерусалима.
Язык аморреев близок западно-семитским языкам.
[править] История
Моисей разгромил аморрейского царя Сигона в битве при Ягаце, и захватили их города Иазер, Хешбон и т. д. [18]
аморреи
«Народ Амурру» упоминается главным образом в источниках периода, предшествующего второму тысячелетию до н. э. Это название применялось только к выходцам из Южной Месопотамии. Однако нет сомнения, что народности, говорившие на том же языке, что и аморреи, проживали также на среднем Евфрате в Мари (20 в. до н. э.), в Вавилоне (18 в. до н. э.) и в Ашшуре на реке Тигр (17 в. до н. э.), о чем свидетельствуют египетские тексты 20–19 вв. до н. э. В языке аморреев имелись слова, грамматические формы и обороты речи, близкие к более поздним западно-семитским языкам.
На основании свидетельств ряда древних источников исследователи приходят к выводу, что аморреи — это кочевые племена погонщиков ослов, которые первоначально появились из Сирийской пустыни, неравномерно расселились в Сирии, Эрец-Исраэль и Месопотамии, подчинили себе местное население и установили свои династии. Только в Мари, поблизости от пустыни, они составляли основную часть населения.
Аморреи быстро усвоили либо шумеро-аккадскую, либо сиро-ханаанскую культуру, а в Месопотамии даже забыли свой родной язык. Но в Ханаане сохранился язык аморреев, который с течением времени преобразовался в более поздние ханаано-еврейские диалекты. В сиро-палестинских небиблейских текстах (14–13 вв. до н. э.) имеются упоминания о царстве аморреев, расположенном в горах и вдоль побережья северного Ливана. Однако неизвестно, какова связь этого регионально-политического термина с ранним амурру.
В Библии название эмори относится, с одной стороны, к населению Ханаана доизраильского периода вообще, а с другой — к одной из семи народностей или этнических групп, вытесненных израильскими племенами. Аморреями называли также жителей заиорданских царств Ога и Сихона и жителей горных областей к западу от Иордана, в отличие от ханаанеев, селившихся на морском побережье и равнинах. При сравнении библейского и внебиблейского употребления понятий эмори и амурру выясняется, что аморреями назывались родственные по языку группы семитов на противоположных концах Плодородного полумесяца в периоды, отдаленные друг от друга почти на тысячелетие.
Расхождения в географическом и этническом отношениях в обоих контекстах, а также огромнейший разрыв во времени между различными упоминаниями порождают неуверенность в существовании прямой связи между раннеаморрейским языком и более поздним ханаано-еврейским.
Талмуд употребляет термин дархей ха-эмори («обычаи аморрея») в применении к языческим обычаям, не перечисленным в специфических запретах Библии, а включенным в общий запрет «не поступать по делам и не ходить по установлениям земли Ханаанской» (Лев. 18:3).
АМОРРЕИ
В ходе расселения сер. XIV в. до Р. Х. часть А. Сирийской степи, вытесненная арамеями, вернулась в Месопотамию. Последние изолированные племена А. в Месопотамии были ассимилированы арамейской средой в VII в. до Р. Х.
В Библии А. названы только сутии-диданы, расселявшиеся гл. обр. на юго-западе в Заиорданье и мелкими группами в Палестине. Среди них выделялись племена рефаимов (рапаитов), в т. ч. емимы на р. Арнон, замзуммимы в Васане и енакимы. В Ханаане главными центрами А. были енакимские очаги в Хевроне и на впосл. заселенном филистимлянами побережье, а также Хацацон-Фамар к югу от Мёртвого м., позднее названный Энгедди, «источник дикой козы» (Быт 14. 7; 2 Пар 20. 2). Ок. 1350 г. до Р. Х. в связи с упомянутыми переселениями в степи в Заиорданье с востока прибыла новая волна А., с к-рой надо связывать основание Есевонского (Хешбонского) и Васанского царств; в частности, в Васане удержалась рефаимская по происхождению династия, но сами рефаимы отошли здесь в область преданий (Втор 3. 11). Ок. 1300 г. до Р. Х. от юж. оконечности Мёртвого м. в земли заиорданских А. вторглись племена, восходящие к Лоту, образовав здесь гос-ва аммонитян и Моав. Из аморрейских царств и племен Заиорданья удержались только Васан и Есевон. Попытка есевонского царя Сигона (2-я пол. XIII в. до Р. Х.) вернуть земли имела частичный успех, но прибывшие в Заиорданье древнеевр. племена уничтожили ок. 1200 г. до Р. Х. и Есевон, и Васан (Числ 21. 21-35; Втор 2. 10-3. 17). Но часть А. Заиорданья уцелела в подданстве Моава («Сыны Сифовы».- Числ 24. 17). После завоевания (XII в. до Р. Х.) были в основном уничтожены А. Палестины, однако нек-рые их поселения (в долине Аиалона и к югу от Мёртвого м.) держались гораздо дольше (Суд 1. 34-36).
Иногда в Библии название «А.» применяется в переносном, расширенном смысле ко всем проживавшим в Палестине до ее заселения евр. племенами (аналогично термину «ханаанеи»; ср., напр., Быт 15. 16: «Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась»).