Аммореи что за народ

Амореи

Амореи (амориты) (самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии.

Содержание

Амореи в Библии

Аммореи что за народ. 400px Hurrian language rus. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-400px Hurrian language rus. картинка Аммореи что за народ. картинка 400px Hurrian language rus

Аммореи что за народ. magnify clip. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-magnify clip. картинка Аммореи что за народ. картинка magnify clip

Согласно Библии, Аморей был сыном Ханаана и братом хеттов и иевусеев (Быт.10:15). В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт.14:7). Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав — Чис.21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в том числе Иерусалимом, Лахишем и Хевроном (Нав.10:5). Иезекииль называет Иерусалим дочерью аморея (Иез.16:4)

Происхождение

История

Не нужно думать, что племена западных семитов (амореев) в Месопотамии образовали какое-то единство. Напротив, так называемые амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён. На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бини-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.

Аморейские царства

Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в 18—17 вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад

В XVIII веке амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.

Аммореи что за народ. 350px Near East 1400 BCE. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-350px Near East 1400 BCE. картинка Аммореи что за народ. картинка 350px Near East 1400 BCE

Аммореи что за народ. magnify clip. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-magnify clip. картинка Аммореи что за народ. картинка magnify clip

Упадок

В XVI в. до н. э. хетты совместно с касситами кладут конец аморейской Вавилонии. Одновременно территорию Палестины и Ливана берут под свой контроль египтяне, кладя конец господству гиксосов. Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения 14 в. до н. э., хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом.

характерно, что Джебель-Бишри отныне именуется, уже не «Горами амореев», а «Горами ахламеев (арамейское племя)». В конце 13—12 вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в 7 в. до н. э.

Источник

АМОРЕИ

Западносемитский номадический этнос в Передней Азии (III–I тысячелетия до н. э.).

(Шумер. марту, аккад. амурру /досл. «северо-западные люди»/, др.-евр. эмори, самоназв. сутии, откуда в науке также сутии-амореи). Общность А. сформировалась в первой половине III тысячелетия до н. э. у юго-восточных рубежей Месопотамии и возводила себя к легендарному первопредку Суту (др.-евр. Шет/Сиф), откуда ее общее самоназвание — сутии (ср.: в месопотамской номенклатуре ок. 2400 до н. э. их край фигурировал под названием Сутиум). С крушением Аккадской державы А. в XXII в. до н. э. расселились по всей Сирийской степи, Верхней Месопотамии и Северной Сирии, ассимилировав местные так называемые северосемитские племена, после чего месопотамцы перенесли на А. свои термины марту и амурру («амореи»), ранее обозначавшие вышеназванные племена. Центральным ареалом А. стал район гор Джебель-Бишри («горная страна Амурру» в месопотамской терминологии). В результате этого расселения выделились три большие группировки племен А.: собственно сутии (они же сутии-диданы) на западе, ханеи в центре и бини-ямина (букв. «сыны Юга») на юге и юго-востоке (последние, вероятно, поддерживали конфедерацию с еще одной группой А. бини-сималь /«cыны Севера»/). В конце XXI в. до н. э. происходит великое переселение сутиев-«амореев»: они заселяют всю Месопотамию (где им удалось сломить шумеро-аккадскую державу III династия Ура), Сирию и Заиорданье, вторгаются в Финикию и Палестину, сокрушая богатые города по всему Плодородному Полумесяцу. Это нашествие (археологически — грань эпох ранней и средней бронзы) составляет важнейший рубеж истории древнего Ближнего Востока. При этом в Сирии, Заиорданье и части Палестины расселились сутии-диданы (в том числе их ведущее племя — рефаимы-рапаиты, дословно «великие» сутии, в Библии имеющие славу великанов-мудрецов и героев), а в Месопотамии вперемешку жили представители всех трех основных гуппировок А.; в ходе столь широкого расселения эти группировки распались на отдельные независимые племена, сохранившие лишь общую память о своем происхождении. Во второй половине XX — первой половине XIX в. до н. э. вожди аморейских племен Месопотамии захватывают власть в различных ее центрах и основывают там множество царств (в том числе царство Ларсы, созданное вождями племени ямутбала в 1932 до н. э., Вавилонское царство, основанное домом Хаммурапи — вождями бини-яминитского племени яхруру, и царство Мари, созданное вождями бини-сималь; эти три царства контролировали долину Евфрата), впоследствии объединенных Хаммурапи. К концу XIX в. сложились еще два крупных царства А. — Ямхад в Сирии со столицей в Халебе и верхнемесопотамская держава удачливого завоевателя-ханейца Шамшиадада. Для всех царств А. характерен симбиоз скотоводов-амореев с городами, сохранившими (особенно в Месопотамии) старое население, богатое наследие племенных отношений, лишь постепенно замещаемое централизацией, и, отсюда, полуконфедеративный характер государственного строительства. Часть А. Месопотамии усвоила и сам термин «амореи» как самоназвание. А. Месопотамии почитали наряду со своими старинными богами шумеро-аккадские божества и рассматривались как часть народа «черноголовых» (т. е. собственно месопотамцев). Никаких признаков этнической вражды между амореями и потомками коренных жителей страны не возникало около полутысячелетия. В XVII в. жители Вавилонского царства официально делились на «аккадцев» и «амореев», причем А., поселившиеся в городах, включались, по-видимому, в первую категорию, а вторая охватывала только А., по-прежнему живших племенами вне оседлых поселений. Волна хурритcкого расселения в Сирии — Палестине и Верхней Месопотамии (конец XVIII–XVII вв. до н. э.) стала поворотным этапом в судьбе А. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата с начала II тысячелетия закрепилось название «страна Амурру». В XIV — начале XX в. на территории современного Ливана существовало царство, основанное амореем Абди-Аширтой и также названное им «Амурру». У А. Заиорданья II тысячелетие до н. э. (шуту среднеегипетских источников, «сыны Шета» в Ветхом Завете) в XIII в. до н. э. существовали царства Башан и Хешбон. По-видимому, в третьей четверти II тысячелетия до н. э. значительная часть месопотамских амореев при не вполне ясных обстоятельствах покинула Месопотамию и перешла в Сирийскую степь и к границам Сирии (в частности, ок. 1400 касситский царь Вавилонии Кадашман-Харбе I, подавляя мятежи А. Вавилонии, изгнал их из страны и преследовал вплоть до «гор Хехе» в районе Тадмора, оттеснив на рубежи Сирии). Из среды этих переселенцев вышли древнееврейские племена. Библейское колено Вениаминово было, вероятно, связано по происхождению с А. племенами бини-ямина и удержало их этноним. В результате следующего крупного передвижения в Сирийской степи — арамейского (ахламейского) расселения середины XIV в. до н. э. — арамейско-ахламейские племена вскоре сменили и ассимилировали А. в центральной части их ареала — в Сирийской степи и горах Джебель-Бишри (отныне — «Горы ахламеев»). В дальнейшем А. были ассимилированы соседями. В Ветхом Завете термин «А.» иногда применяется в переносном, расширенном смысле слова, как обозначение всех доеврейских обитателей Палестины. Последние изолированные племена сутиев-А. в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VII в. до н. э. Западносемитский язык А. известен прежде всего по письменным памятникам Месопотамии XIX–XVIII вв. до н. э. Племенная культура А., а также элементы шумеро-аккадской культуры, усвоенные месопотамскими А., послужили фундаментом древнееврейской культуры. Библейские персонажи Адам и Суту-Шет фигурировали в племенных генеалогиях А. еще в начале II тысячелетия, а библейский Ной (Ноах) отождествляется специалистами с эпонимом-первопредком ханейского племени нумху (нуху). Согласно аморейскому мифу о происхождении людей, Первочеловека, по-видимому, создали бесплотный дух ‘Ар-‘ар и Мать-Земля Маддар.

Источник

Аморреи

Аммореи что за народ. 300px Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e2 313 0. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-300px Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e2 313 0. картинка Аммореи что за народ. картинка 300px Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e2 313 0

Аммореи что за народ. magnify clip. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-magnify clip. картинка Аммореи что за народ. картинка magnify clip

Языкаморрейский язык
Религияязычество
Страны проживанияХешбон, Ханаан, Израильское царство
Близкие народыфиникийцы, евреи

[править] Общие сведения

Название Амурру применялось в древних памятниках лишь к выходцам из Южной Месопотамии. Но вероятно, что народности, говорившие на том же языке, что и аморреи, проживали также на среднем Евфрате в Мари (20 в. до н. э.), в Вавилоне (18 в. до н. э.) и в Ашшуре на реке Тигр (17 в. до н. э.), что доказывают египетские тексты 20–19 вв. до н. э.

Первоначально аморреи жили в горах к юго-западу от Мёртвого моря и к востоку от Иордана, а их владения простирались на север до горы Хермон и Иерусалима.

Язык аморреев близок западно-семитским языкам.

[править] История

Моисей разгромил аморрейского царя Сигона в битве при Ягаце, и захватили их города Иазер, Хешбон и т. д. [18]

Источник

аморреи

«Народ Амурру» упоминается главным образом в источниках периода, предшествующего второму тысячелетию до н. э. Это название применялось только к выходцам из Южной Месопотамии. Однако нет сомнения, что народности, говорившие на том же языке, что и аморреи, проживали также на среднем Евфрате в Мари (20 в. до н. э.), в Вавилоне (18 в. до н. э.) и в Ашшуре на реке Тигр (17 в. до н. э.), о чем свидетельствуют египетские тексты 20–19 вв. до н. э. В языке аморреев имелись слова, грамматические формы и обороты речи, близкие к более поздним западно-семитским языкам.

На основании свидетельств ряда древних источников исследователи приходят к выводу, что аморреи — это кочевые племена погонщиков ослов, которые первоначально появились из Сирийской пустыни, неравномерно расселились в Сирии, Эрец-Исраэль и Месопотамии, подчинили себе местное население и установили свои династии. Только в Мари, поблизости от пустыни, они составляли основную часть населения.

Аморреи быстро усвоили либо шумеро-аккадскую, либо сиро-ханаанскую культуру, а в Месопотамии даже забыли свой родной язык. Но в Ханаане сохранился язык аморреев, который с течением времени преобразовался в более поздние ханаано-еврейские диалекты. В сиро-палестинских небиблейских текстах (14–13 вв. до н. э.) имеются упоминания о царстве аморреев, расположенном в горах и вдоль побережья северного Ливана. Однако неизвестно, какова связь этого регионально-политического термина с ранним амурру.

В Библии название эмори относится, с одной стороны, к населению Ханаана доизраильского периода вообще, а с другой — к одной из семи народностей или этнических групп, вытесненных израильскими племенами. Аморреями называли также жителей заиорданских царств Ога и Сихона и жителей горных областей к западу от Иордана, в отличие от ханаанеев, селившихся на морском побережье и равнинах. При сравнении библейского и внебиблейского употребления понятий эмори и амурру выясняется, что аморреями назывались родственные по языку группы семитов на противоположных концах Плодородного полумесяца в периоды, отдаленные друг от друга почти на тысячелетие.

Расхождения в географическом и этническом отношениях в обоих контекстах, а также огромнейший разрыв во времени между различными упоминаниями порождают неуверенность в существовании прямой связи между раннеаморрейским языком и более поздним ханаано-еврейским.

Талмуд употребляет термин дархей ха-эмори («обычаи аморрея») в применении к языческим обычаям, не перечисленным в специфических запретах Библии, а включенным в общий запрет «не поступать по делам и не ходить по установлениям земли Ханаанской» (Лев. 18:3).

Источник

АМОРРЕИ

Аммореи что за народ. i200. Аммореи что за народ фото. Аммореи что за народ-i200. картинка Аммореи что за народ. картинка i200

В ходе расселения сер. XIV в. до Р. Х. часть А. Сирийской степи, вытесненная арамеями, вернулась в Месопотамию. Последние изолированные племена А. в Месопотамии были ассимилированы арамейской средой в VII в. до Р. Х.

В Библии А. названы только сутии-диданы, расселявшиеся гл. обр. на юго-западе в Заиорданье и мелкими группами в Палестине. Среди них выделялись племена рефаимов (рапаитов), в т. ч. емимы на р. Арнон, замзуммимы в Васане и енакимы. В Ханаане главными центрами А. были енакимские очаги в Хевроне и на впосл. заселенном филистимлянами побережье, а также Хацацон-Фамар к югу от Мёртвого м., позднее названный Энгедди, «источник дикой козы» (Быт 14. 7; 2 Пар 20. 2). Ок. 1350 г. до Р. Х. в связи с упомянутыми переселениями в степи в Заиорданье с востока прибыла новая волна А., с к-рой надо связывать основание Есевонского (Хешбонского) и Васанского царств; в частности, в Васане удержалась рефаимская по происхождению династия, но сами рефаимы отошли здесь в область преданий (Втор 3. 11). Ок. 1300 г. до Р. Х. от юж. оконечности Мёртвого м. в земли заиорданских А. вторглись племена, восходящие к Лоту, образовав здесь гос-ва аммонитян и Моав. Из аморрейских царств и племен Заиорданья удержались только Васан и Есевон. Попытка есевонского царя Сигона (2-я пол. XIII в. до Р. Х.) вернуть земли имела частичный успех, но прибывшие в Заиорданье древнеевр. племена уничтожили ок. 1200 г. до Р. Х. и Есевон, и Васан (Числ 21. 21-35; Втор 2. 10-3. 17). Но часть А. Заиорданья уцелела в подданстве Моава («Сыны Сифовы».- Числ 24. 17). После завоевания (XII в. до Р. Х.) были в основном уничтожены А. Палестины, однако нек-рые их поселения (в долине Аиалона и к югу от Мёртвого м.) держались гораздо дольше (Суд 1. 34-36).

Иногда в Библии название «А.» применяется в переносном, расширенном смысле ко всем проживавшим в Палестине до ее заселения евр. племенами (аналогично термину «ханаанеи»; ср., напр., Быт 15. 16: «Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *