Амортизация что это такое
Амортизация основных средств в бухгалтерском учете
Большинство основных средств, имеющихся у компаний, нужно амортизировать. Как рассчитать амортизацию, какой способ амортизации подходит тому или иному имуществу, расскажем в данной статье.
Что такое амортизация
Любое основное средство (ОС) со временем теряет свои первоначальные качества. Происходит его износ — как физический, так и моральный. Амортизация — это некий способ покрытия износа, процесс переноса стоимости ОС на счета затрат. По сути начисление амортизации влияет на конечную стоимость производимой продукции. Это лишь одна из составляющих учета основных средств, подробнее о правилах бухучета — в статье.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Срок полезного использования
ОС имеют разные сроки полезного использования (СПИ). Зачастую СПИ прописывает изготовитель в техническом паспорте основного средства. Если срок в документации не указан, владелец ОС вправе самостоятельно определить срок.
СПИ — один из основных параметров, который требуется для вычисления суммы амортизации.
Способы начисления амортизации
Бухгалтерский учет насчитывает четыре варианта начисления амортизации. Ознакомиться подробно с методами расчета амортизации можно в ПБУ 6/01.
Амортизацию следует начислять с месяца, идущего за месяцем постановки на учет ОС. Допустим, компьютер оприходован в октябре 2018 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.11.2018.
Методы начисления амортизации:
Обратите внимание, что перечисленные способы относятся к амортизации ОС в бухучете. В налоговом учете есть только два способа расчета амортизационных отчислений — линейный и нелинейный.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Линейный способ
Чаще всего практикующие бухгалтеры применяют именно этот способ. Он очень прост и понятен.
Чтобы узнать сумму ежемесячной амортизации, следует найти произведение первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации.
Норма амортизации = 1/СПИ (месяцы) х 100 %.
Пример. ООО «Фунтик» поставило на учет компьютер марки «Самсунг». Первоначальная стоимость — 49 320 рублей. СПИ — 5 лет (60 месяцев).
Норма амортизации компьютера марки «Самсунг» = 1/60 * 100 % = 1,67.
Ежемесячная амортизация = 49 320 х 1,67 % = 823,64 рубля.
За счет округления сумма амортизации в первые месяцы будет отличаться от суммы амортизации в последний месяц (общая сумма амортизации за весь срок должна быть не более первоначальной стоимости).
На практике принято рассчитывать амортизацию более простым и точным способом.
Ежемесячная амортизация = 49 320: 60 = 822 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ уменьшаемого остатка
Чтобы узнать искомую сумму, понадобится остаточная стоимость ОС на начало года, СПИ. Также компании вправе использовать коэффициент ускорения от 1 до 3.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, остаточная стоимость которого на 01.01.2018 — 49 320 рублей (эта же сумма и является первоначальной стоимостью). СПИ — 60 месяцев. Коэффициент установлен в размере 1,3.
2018 год
49 320: 60 х 1,3 = 1068,60 рубля в месяц
Сумма амортизации за 2018 год составит 12 823,20 рубля (1068,60 х 12).
2019 год
Остаточная стоимость на 01.01.2019 = 49 320 — 12 823,20 = 36 496,80 рубля.
36 496,80: 60 х 1,3 = 790,76 рубля в месяц.
Таким способом рассчитывают и амортизацию в последующие годы. Всегда за основу берут остаточную стоимость ОС. Таким образом, каждый год амортизационные отчисления уменьшаются.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
За основу расчета берут первоначальную стоимость и сумму чисел лет, остающихся до конца СПИ.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, первоначальная стоимость которого — 49 320 рублей. СПИ — 48 месяцев (4 года). Амортизация начисляется с 01.01.2017.
Для начала определим нормы амортизации.
2017 год = 4 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 40 %.
2018 год = 3 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 30 %.
2019 год = 2 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 20 %.
2020 год = 1 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 10 %.
Этот способ позволяет списать на затраты большую часть стоимости ОС в первые годы.
Сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной суммы на исчисленную норму.
Сумма амортизации за 2017 год = 49 320 х 40 % = 19 728 рублей.
Ежемесячная амортизация в 2017 году = 19 728: 12 = 1 644 рубля.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
При данном методе за основу берутся количественные показатели производства (штуки, килограммы и т.п.), первоначальная стоимость и планируемая производительность ОС.
Пример. ООО «Фунт» производит запчасти на станке А458. Станок куплен в апреле 2018 года и тут же введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость станка А458 — 589 000 рублей. За весь срок использования планируется изготовить на данном станке 350 000 единиц продукции. В мае на станке произвели 4 200 деталей, в июне — 3 100 единиц.
Амортизация в мае = 589 000: 350 000 х 4 200 = 7 068 рублей.
Амортизация в июне = 589 000: 350 000 х 3 100 = 5 216,86 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Какой способ начисления амортизации выбрать
Выбирая способ начисления амортизации, следует помнить о том, что начислять амортизацию придется и в налоговом учете. Идеально, когда способ амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете одинаков. Это упрощает учет.
Если амортизацию выгоднее списывать равными долями, подходит линейный способ. Если выгоднее списать большую часть стоимости в начале эксплуатации, подойдут второй и третий способы, описанные выше.
Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике.
Учет начисленной амортизации
Все операции по начислению амортизации нужно отражать в учете проводками.
Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета) Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Вопрос-ответ
Где в балансе отражается амортизация основных средств?
Начисление амортизации отражают в учете проводками. Дебетуемый счет зависит от вида деятельности организации, от ее структуры и особенностей учетной политики, а также от того, где используется амортизируемое имущество. Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета), Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Как учитывать амортизацию при выбытии основного средства?
Эксперты Экстерна рассказали в статье «Выбытие основных средств», как отразить в бухгалтерском учете амортизацию при списании основного средства по причине износа, продажи, дарения и передачи в уставный капитал сторонней организации.
Что такое ускоренная амортизация?
Компании вправе использовать коэффициент ускорения амортизации от 1 до 3. Его применяют при соблюдении определенных условий (ст. 259.3 НК РФ). Это работа в агрессивной среде, в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне, ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности, нахождение основного средства на балансе лизингодателя или использование его для морской добычи углеводородов. Ускоренная амортизация предусмотрена также для объектов с высокой энергоэффективностью и предприятий, которые используют основные средства для научно-технической деятельности.
Когда начинает начисляться амортизация основного средства?
Амортизацию основного средства начисляют с месяца, который следует за месяцем постановки его на учет. Допустим, компьютер оприходован в мае 2021 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.06.2021.
Как амортизация влияет на налог на прибыль?
Амортизация — инструмент снижения налога на прибыль.При расчете налога на прибыль из доходов компании вычитают суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
Как начисляется амортизация по нематериальным активам?
Начисление амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования бухгалтер начинает с 1 числа месяца, который следует за месяцем постановки актива на учет. Амортизацию производят до полного погашения стоимости либо списания актива с учета. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют.
Что такое амортизация. Понятно и по-бухгалтерски правильно
Разбираем вроде бы понятную амортизацию так, как это делают на качественных бухгалтерских курсах и в ВУЗах.
Амортизация (Amortization) — это перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость продукции, работ или услуг. Дальше для экономии места я буду говорить только об основных средствах, но все сказанное относится и к нематериальным активам.
Введу еще пару терминов, а потом объясню, как это работает.
1. Срок полезного использования (СПИ) — период времени, в течение которого основное средство способно приносить компании экономическую выгоду.
2. Первоначальная стоимость (ПС) — сумма затрат на приобретение основного средства. Сюда входят все затраты, которые были понесены до момента ввода в эксплуатацию, включая доставку, страхование в пути, растаможку, разгрузку, пуско-наладочные работы. Не входят НДС и акцизы.
Смысл амортизации в ежемесячном включении части ПС в себестоимость продукции. Это нужно для того, чтобы получать в составе выручки достаточно денежных средств для замены отслуживших свое основных средств новыми. Цена продукции должна окупать все расходы на ее производство и продажу. В том числе амортизацию. Иначе рано или поздно настанет момент, когда производить будет не на чем. Многие предприниматели выбрасывают амортизацию из управленческого учета. Не делайте этого.
Не считать амортизацию расходом все равно, что жить в домике из печенья и потихоньку есть его.
Основные средства используются для производства многих единиц продукции, поэтому их стоимость «размазывается» на себестоимость этих единиц в течение всего СПИ. Если включить ПС в расходы сразу при их приобретении, то себестоимость в этом месяце резко подскочит вверх. При этом основным средством компания будет пользоваться еще долго.
Пример 1.
Кофейня приобрела кофе-машину за 106 тыс. руб. Еще 2 тыс. руб. заплатила за доставку. Итого ПС составила 108 тыс. руб.
Допустим, в месяц продается 300 стаканчиков кофе. Если отнести ПС на расходы сразу после приобретения кофе-машины, то на каждый стаканчик придется 360 руб. (108 тыс. руб. / 300). Это, не считая стоимости зерен и прочих составляющих себестоимости. А все следующие стаканчики будут как будто бы бесплатными. Предприниматель сначала зафиксирует убыток, которых нет, а потом будет продавать недооцененный кофе. И может принять неправильное решение продавать их близко к этой «себестоимости», лишая себя возможности погасить этот убыток.
Амортизация позволяет распределить ПС на всю продукцию, которая будет произведена при помощи основного средства. Самый простой способ амортизации — линейный. Он подразумевает равномерное списание ПС в течение СПИ.
Пример 2.
Вернемся к кофе-машине. Производитель указал, что ее нормальный срок службы 3 года. Значит, экономические выгоды в виде выручки от продажи кофе будут поступать в кофейню в течение 3 лет. Тогда в год нужно списывать на себестоимость 1/3 от ПС, а в месяц — 1/36. Это позволит каждый месяц начислять 3000 руб. амортизации. Каждый стаканчик станет дороже на 10 руб. Эту сумму надо закладывать при ценообразовании.
И еще небольшой, но важный нюанс. Вопреки устоявшемуся в бухгалтерских кругах мнению, СПИ не устанавливается раз и навсегда. И не определяется Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Все это верно лишь для налогового учета. В бухучете СПИ — оценочное значение, которое определяется, исходя из предполагаемой продолжительности потока экономических выгод от использования основного средства. Оно должно пересматриваться, если эта продолжительность изменилась. Так предписывает ПБУ 21/08 «Изменение оценочных значений». Амортизация после этого начисляется уже в других суммах.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Амортизация
Процесс, при котором стоимость основных средств и нематериальных активов постепенно включают в себестоимость товара, работы или услуги.
Бизнес потратил деньги на недвижимость или дорогое оборудование. Это могут быть затраты на покупку основных средств — например, новое здание или станок — или на нематериальный актив — патент на разработку или компьютерную программу. Со временем здание обветшает, детали в станке сотрутся, а программа устареет — накопится износ.
Чтобы себестоимость товара не увеличивалась резко при покупке дорогостоящих активов, их первоначальную стоимость делят на части и включают в себестоимость постепенно. Это и есть амортизация.
Что можно амортизировать
Не все активы можно амортизировать.
✅ Амортизируют основные средства и нематериальные активы. Например, здания и сооружения, транспорт, оборудование, компьютеры, дорогостоящие программы, патенты и так далее.
❌ Водные ресурсы, земельные участки и объекты природопользования, музейные предметы и музейные коллекции не амортизируют. У них нет срока полезного использования, они не устаревают и не изнашиваются.
Где учитывают амортизацию
Амортизацию считают в налоговом и бухгалтерском учете.
В налоговом учете. Амортизацию используют для расчета налога на имущество организаций, налога на прибыль, НДФЛ для ИП на ОСН.
У ИП на УСН и ПСН амортизации нет.
Для целей налогообложения амортизируют основные средства со сроком полезного использования больше одного года и стоимостью выше 100 000 ₽.
Все основные средства разбивают на группы по срокам полезного использования. Всего таких групп 10. Они указаны в постановлении правительства от 01.01.2002 № 1.
Если актива там нет, используют срок полезного использования из его технической документации.
Медцентр купил медицинские инструменты стоимостью 120 000 ₽ 20 декабря 2021 года. Инструменты входят в первую группу основных средств с полезным сроком использования свыше одного года и до двух лет. Конкретный срок в этом диапазоне выбирает владелец основных средств. Минимальный — 13 месяцев, максимальный — 24 месяца. Допустим, медцентр выбрал срок полезного использования 24 месяца. Это значит, что стоимость инструментов можно списывать на затраты каждый месяц в течение этого срока.
В бухгалтерском учете. Амортизацию используют для формирования себестоимости, расчета износа и остаточной балансовой стоимости активов. С 2022 года компании будут устанавливать лимит по первоначальной стоимости основных средств сами. Чтобы избежать разницы в налоговом и бухгалтерском учете, в последнем можно установить такой же лимит — 100 000 ₽.
ИП бухучет не ведут и амортизацию не начисляют.
При определении срока полезного использования в бухучете обычно применяют налоговую классификацию по группам.
Как рассчитывать амортизацию
Амортизацию начисляют ежемесячно с первого числа месяца, следующего за вводом актива в эксплуатацию, и прекращают с первого числа месяца, следующего за выбытием.
Сломался станок. 5 декабря 2021 года его вывели из эксплуатации и продали на металлолом. Компания купила новый. Его ввели в эксплуатацию 20 декабря 2021 года.
На старый станок не начисляют амортизацию с 1 января 2022 года. А на новый начинают начислять с этой же даты.
В налоговом учете есть два способа начисления амортизации, а в бухгалтерском учете их три.
В бухгалтерском учете:
Самый простой — линейный способ начисления амортизации. Он подойдет для всех видов учета. О нем подробнее расскажем дальше.
Если хотите сделать расчет амортизационных отчислений другим способом, рекомендуем проконсультироваться с бухгалтером, чтобы все учесть правильно.
Линейный метод начисления амортизации. Для расчета нужно знать срок полезного использования и первоначальную стоимость. В первоначальную стоимость входит цена приобретения, стоимость доставки, установки и наладки и любые другие расходы, которые нужны для начала полноценной работы.
Разберем на примере. Пекарня купила оборудование для выпечки хлеба за 1 000 000 ₽. Доставка обошлась в 3000 ₽, а установка и наладка — в 150 000 ₽. Срок полезного использования печи — код ОКОФ: 14 2945000, свыше пяти и до семи лет. Собственник выбрал семь лет, или 84 месяца. Сделаем расчет амортизации:
Как считать амортизацию
Основные средства и нематериальные активы — это имущество и нематериальные ценности организации, которое используется в её деятельности и способны приносить организации доход от владения ими и их использования в течение долгого периода времени — не менее 1 года (станки, инструмент, автомобили, недвижимость, патенты на изобретения, лицензионные или авторские права, товарные знаки и т.д).
Содержание статьи
Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные. А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой. Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.
Что же такое амортизация?
Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.
Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.
Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.
Как мы можем посчитать амортизацию?
Как видно из формулы, необходимо будет определить первоначальную стоимость и срок полезного использования для расчета ежемесячной суммы амортизации. Если с суммой первоначальной стоимостью проблем нет, то определить срок использования — порой сложная задача.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Определяем срок полезного использования
Для нематериального актива срок полезного использования устанавливает сама фирма. Это срок в течение которого НМА будет использоваться и тем самым приносить доход.
Для основных средств в бухгалтерском учете предприятие тоже может установить срок использования самостоятельно, но не лишним будет согласовать этот срок с уже разработанными нормами и классификаторами.
Поэтому для определения срока полезного использования мы рекомендуем воспользоваться классификатором основных средств по амортизационным группам, утвержденным Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002.
Если основное средство относится к нескольким группам амортизации — выбор срока полезного использования рекомендуем делать из диапазона тех групп, к которым оно относится, исходя из предполагаемого времени эксплуатации объекта основных средств.
Таким образом, станет возможным получить сумму ежемесячной амортизации.
Если необходимо определить сумму амортизационных отчислений за период, например, на 01.01.2021, то следует сначала определиться с датой ввода в эксплуатацию, а затем посчитать, сколько ежемесячных сумм амортизации должно было быть произведено. Таким образом, можно ежемесячную сумму амортизации умножить на количество месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Пример расчета
ООО «Ромашка» купила легковой автомобиль за 600 000 руб 22.02.2018 и ввела его в эксплуатацию 10.03.2018.
На 01.01.2021 необходимо определить сумму амортизации за период использования.
Автомобили легковые согласно классификатору относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3х до 5 лет. Мы выбираем, например, 5 лет — автомобиль надежный, и мы собираемся долго его эксплуатировать.
Годовая норма амортизации получается равна: 100% / 5 лет = 20 %
Ежегодная сумма амортизации равна 600 000 руб * 20 % = 120 000 руб.
Ежемесячная сумма амортизации равна 120 000 руб / 12 мес. = 10 000 руб.
Ввели основное средство в эксплуатацию 10.03.2018, таким образом, до 01.01.2021 оно эксплуатировалось в течение 9 + 12 + 12 = 33 полных месяцев.
На 01.01.2021 сумма амортизации составит 33 мес. * 10 000 руб = 330 000 руб.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое амортизация. Объясняем простыми словами
Амортизация — постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции (по мере их материального износа или морального устаревания).
Проще говоря, любая компания что-то приобретает — технику, инструменты, недвижимость, транспорт. Со временем всё это изнашивается. Нужны деньги на обновление. Где их брать? Амортизация — простой и эффективной способ сохранить материальные активы.
Суть амортизации в том, что организация благодаря амортизационным отчислениям постепенно возмещает стоимость объекта. Процесс может выглядеть следующим образом:
Далее, когда актив изнашивается, его могут либо списать и заменить на новый, либо использовать дальше — и получать уже чистую прибыль.
Пример употребления на «Секрете»
«Поскольку амортизация — это чисто налоговый расход, который не затрагивает ваши денежные средства, необходимо добавить их (теперь уже со знаком плюс — мы же не тратим эти суммы) к сумме чистой прибыли».
(Региональный финансовый директор ESAB (Russia & CIS) Алексей Нужный — о том, как прогнозировать бюджет компании.)
Нюанс
Процент отчислений на амортизацию зависит от типа износа. Если объект подвергается нескольким типам износа сразу (моральный и материальный), то коэффициент износа будет максимальным. Уровень износа напрямую зависит от интенсивности использования основных средств.
Термин «амортизация» происходит от латинского amortizatio, что означает «погашение».