Анафора в литературе для чего
Анафора — это повторение во имя торжества смысла
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».
Определение — что это такое
Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.
В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.
Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:
МОИ года – МОЁ богатство
Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.
А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:
ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы
Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.
Примеры анафор в поэзии
Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.
Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …
Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.
А ведь дальше есть и продолжение:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …
И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.
А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:
НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Анафора в прозаической литературе
В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)
Разновидности анафоры (примеры)
Все анафоры условно делят на несколько видов:
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
ЧЕРНОглазую девицу,
ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь. (Есенин)
Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт)
З е м л я.
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я.
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить. (Твардовский)
Анафора в повседневной жизни
Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях:
Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)
Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий:
Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…
И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.
В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:
«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».
Вместо заключения
Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он называется ЭПИФОРА, и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.
Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
В прошлом некоторые заказчики платили писателям и поэтам построчно, так что анафора может использоваться не только как стилистический прием, но и для повышения дохода.
Что такое Анафора
Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. «.
«Город пышный, город бедный. «.
«Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!».
«Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья. «.
«Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины. «.
Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.
Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой (об их отличиях мы поговорим ниже).
В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.
Для чего используется анафора?
В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.
В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:
Какие бывают виды анафоры?
Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Лексическая анафора
Повторяются одни и те же слова:
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.
Звуковая анафора
В начале рядов повторяются сочетания звуков:
«Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. «.
Морфемная анафора
Повторяются одни и те же части слов или морфемы:
«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня. «.
Синтаксическая анафора
В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:
«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник».
«Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери».
Строфическая анафора
Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):
«Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт».
Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.
Анафора в «Слово о полку Игореве»
«Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов. «.
«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре. «.
«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам».
«Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!».
Отличие анафоры от эпифоры
Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.
Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это единоконцовка.
Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:
«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. «.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».
«Струится нетихнущий дождь, томительный дождь. «.
Отличие анафоры от симплоки
Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:
«Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла. «.
Русская народная песня
«Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел. «.
Отличие анафоры от анадиплосиса
Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:
«К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась. «.
Что такое анафора?
Для усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, а также увеличения опосредственного отражения действительности, образности и выразительности речи используются художественные тропы:
В этой теме подробно разберем художественный троп анафора.
Что такое анафора?
Анафора – это стилистическая фигура речи, суть которой в повторении каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов.
В литературе анафора используется с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, для выделения главной мысли, а также объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Примеры анафоры в литературе
В своих стихотворениях анафору активно использует великий поэт А.С. Пушкин:
“Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…”
В произведениях Г.Серебрякова также имеется место для этого художественного тропа:
“Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий”.
Приведем пример звуковой анафоры в произведении А.С. Пушкина, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания:
“Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища”.
В стихотворении “Узник” М.Ю. Лермонтова используется морфемная анафора, которая предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем:
“Черноглазую девицу,
Черногривого коня. ”
В стихотворении С.Есенина используется лексическая анафора, которая предполагает повторение одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе:
“Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь”.
“Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света”.
“Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя”.
“Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!”
Примеры синтаксической анафоры, которая заключается в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций:
“Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации”. (Л. Леонов)
“Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов?
Быть может, вся Природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа – желанье красоты?”
“Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.”
(М.А. Светлов. В разведке)
“Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это – счастье”.
(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
“Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса”.
(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
Борис Пастернак. «Определение поэзии»
Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:
Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…
Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.
Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
М.Ю. Лермонтов, «Узник»
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
И.А. Бродский. «В горах»
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони.
И.А. Бродский. «Рождественски романс»
Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.
Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится.
Афанасий Фет
Анафора и градация
Анафора в литературе. Примеры
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)
Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе
Анафора — это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
В художественной литературе одним из средств создания образной и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Что такое анафора
Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры:
Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черно глазую девицу,
Черно гривого коня.
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса.
(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)