Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является

АНАКСИМАНДР «Начало и основа всего сущего – апейрон»

Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, «О природе».Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему:

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве.

смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала.

Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

. Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии». ввел в употребление «гномон» – элементарные солнечные часы,

АНАКСИМЕН «Первооснова всех вещей реально существует, им является воздух»

Критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. ».На первый план он выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, сгустившись ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное». Идея плотности – большая заслуга Анаксимена,

Он, в сущности,открыл закон перехода количества в качество. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ.

Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался.

Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен»

2. ГЕРАКЛИТ «все движется, и ничто не покоится»

Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение

Будучи универсальным, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью

По Гераклиту, началом всего сущего является огонь.

Гераклит также учил о тождестве противоположностей. Согласно его учению, один и тот же предмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например, «прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной». Противоположности переходят друг в друга, наличие одной из них обуславливает бытие другой, одна из них делает ценной другую. Тождество противоположностей означает не их взаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН). ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА.

Элейская философия

Ксенофан— философ, поэт. Интересовался космологией и теологией. В центре критика представлений общераспространённой религии (приписывание богам внешних форм, психологических характеристик, страстей) считал, сто бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Бог есть космос-единое высшее меж богов и людей. Полагал, что земля появилась из моря (в горах находят раковины, а на камнях отпечатки рыб)

Впервые разделил знания на виды: знания по умению и знания по истине. Чувства дают не знание а мнение. Посеял семена скептицизма: ничего нельзя знать достоверно!

Парменид— философ, полит деятель. Символ его учения- богиня (символ истины) для изучения Единого есть три пути:

1. путь абсолютной истины

2.путь изменчивых мнений, фальши, ошибок,

3.путь мнений, достойных похвалы.

Наиважнейший принцип- истины: бытие есть и не может не быть, бытия нет и не может нигде никак быть.

Бытие-чистая позитивность, небытие- чистая негативность. Все о чем говорится и думается- есть. Ничто не мыслимо и невыразимо. Если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия. Бытие не имеет прошлого и будущего, начала и конца. Является законченным и совершенным в форме сферы.

Путь правды- путь разума. Путь ошибок- путь чувств (не доверяйте чувствам, глазам, ушам, языку).

Зенон Элейский- полит деятель, ученик Парменида.

Сформулировал принцип приведения к абсурду. Использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного движения. Против множественности Зенон приводил след аргументы: если все состоит из многого, то кажд из частей одновременно и бесконечно мала и бесконечно велика. Частицы всего не имеют величины и поэтому неделимы то все оказывается равным ничему.

Пифагорейцы

Пифагорейцы, последователи Пифагора учат, что «миром правят числа», и среди всех чисел особо следует выделить первые 10 чисел. Числа образуют космический порядок. Познать мир, значит, познать числа. В числах есть объяснение мира, природы. Гармония вселенной обусловлена математической пропорциональностью. Обожествляли цифры. Каждое из чисел есть некоторое «малое единое», некоторый первоэлемент мира, складывающийся вместе с другими числами в числовой системе, например, числовые пропорции и отношения. Решение проблемы 2 – синтеза у пифагорейцев – разделить само единое на несколько малых единых и попытаться сложить мир из некоторых комплексов и систем этих малых единиц. В таком решении единое удваивается. С одной стороны, остаётся чистое единое (1 – единое), отделённое от многого. Роль такого чистого единого берёт на себя единица (монада – мать богов есть первоначало, основа всех природных явлений). С другой стороны возникают малые единые – производные от единицы числа, например, 1,2,3,4,…точка, линия, прямая, объём. Они выполняют функцию соединения элейского единого и многого. Сумма чисел- священная декада- основа мира. Все числа дифференцируют собою некое одно начало – единицу, или чистое единое. Каждое число проникает собою во множество чувственных вещей, например, через форму, движение этой вещи, её отношения с другими вещами. Числа сквозят через единое и многое, соединяют их между собой. Наиболее ярко такой сквозящий характер чисел выражается в их самоподобии. Число – везде и нигде. Представление единого как числовой системы можно назвать нумерологическим архэ. Число изначально несёт в себе координацию единого и многого, поэтому синтезировать в пифагореизме два начала А и В означает скоординировать их с единым через числа, открыть числовой код каждой вещи.

Источник

Беспредельное, вода и воздух: как первые философы искали начало всего

Началом философии было исследование того, что имеет начало — однако древние греки изучали мир умозрительно, а не экспериментально. Создав первые абстрактные концепции, мыслители милетской философской школы заложили основы всей последующей западной мысли, и именно с них «Нож» начинает разбираться в истории античной философии.

Древнегреческий философ Аристотель, или просто Философ, как его называли в Средневековье, считал, что философия — любовь к мудрости — начинается с удивления. Человек замечает вокруг себя удивительную соразмерность, ритмичность, закономерность и взаимосвязь природных явлений и удивляется этому, его воображения уже не хватает на то, чтобы под регулярным движением Солнца по своду небесному разуметь неспешную езду бога Гелиоса на своей крылатой колеснице или безмятежное плавание Ра на ладье вечности по водам небесного Нила. Его разум «просыпается» и требует ответов доказательных и обоснованных, концептуализируемых и постигаемых исключительно умом, а не только или не столько воображаемым чувством религиозно-мифического нарратива, поскольку философия начинается с вопроса: почему вообще существует нечто, а не наоборот, ничто?

Читайте также

И ответить на этот вопрос можно, только создавая адекватные мысленные концепты, ибо в философии, как скажет уже современный замечательный философ Жиль Делез, нет ничего кроме «создания концептов». Философия — это создание концептов, при помощи которых постигается и созидается узнаваемый (или неузнаваемый) мир, и началась она, по крайней мере применительно к европейской цивилизации, примерно в 6 в. до н. э. в Древней Греции, а если быть более точным, то в Ионии — узкой прибрежной полосе западного побережья нынешней Турции в районе Эгейского моря.

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. Dosokratiki 1. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-Dosokratiki 1. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка Dosokratiki 1

Ионийские «физики», или Милетская школа

Фалес

Почему именно вода? Ну, оглядимся по сторонам. Мы все видим, сколь значима вода в жизни как отдельного живого существа, так и всей Земли в целом, состоящей по большей части из воды. В жидкости рождается человеческий плод, без воды вянут растения, начинается засуха, ведущая к голоду, и т. д. и т. п. И вот тут-то и совершается чудо философской рефлексии — чувственно наблюдаемое явление абстрагируется от своего материального воплощения и возводится до уровня всеобщего мысленного концепта, охватывающего всю совокупность возможных материальных событий. Ибо что же значит фалесова вода, как не тот всеобщий принцип бытия, из которого всё возникает и в который всё обратно возвращается, осуществляя круговорот воды в природе?

Вода, сгущаясь и разрежаясь, порождает из себя остальные элементы — воздух, землю и огонь. Вдобавок к этому Фалес верил, что земля, будучи плоской как доска, плавает по воде — уже реальной, не мысленной, — что, если принять во внимание теорию континентального дрейфа, не кажется столь уж неразумым. Верил он и в то, что всё вокруг одушевлено (и доказывал это на примере действия магнита), а душу полагал бессмертной, приговаривая также: «Всё полно богов». Последний тезис разбивает современный примитивный позитивистский миф о том, что, дескать, философское мышление сменило религиозное.

Философия ничего не сменяла, это было и есть, если угодно, мышление параллельное, мышление по преимуществу «иное».

Был Фалес убежден и в том, что между жизнью и смертью нет никакой разницы, и когда его спросили: «Что же ты, Фалес, не помрешь?», он ответил: «Именно поэтому». Помимо этих достижений, обращал внимание Фалес и на звезды, предсказав солнечное затмение 585 года до н. э. и предположив, что происходит оно от того, что солнечный диск покрывается Луной. Будучи уверенным, что звезды состоят из раскаленной земли, Фалес так любил их и был таким большим любителем созерцания, что Платон в диалоге «Теэтет» (174а) сохранил для нас следующий анекдот из его жизни:

«Наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает».

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. Dosokratiki 2. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-Dosokratiki 2. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка Dosokratiki 2

Но грек не был бы греком, если бы не восстановил недостаток вовлеченности в житейские дрязги другим случаем, сообщенным нам Аристотелем в его «Политике» (1259а):

«Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость».

К этому следует добавить достижения в геометрии: Фалес был первым, кто доказал, что диаметр делит круг пополам и что два треугольника являются равными в случае, если одна сторона и два угла одного треугольника равны одной стороне и двум углам другого.

Диоген Лаэртский сохранил для нас следующие высказывания Фалеса:

Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — мир, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё.
Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё.
Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё.

Вот сколько всего замечательного для философии, которая тогда не отличалась от науки, сделал Фалес Милетский. Когда он умер от теплового удара примерно в возрасте 80 лет, на могиле его была выбита следующая эпитафия:

Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.

Анаксимандр

К следующему поколению знаменитых милетских физиков принадлежал Анаксимандр — ученик Фалеса. Анаксимандр известен нам как автор первого научного прозаического сочинения под названием «О Природе» (Περὶ Φύσεως). В дальнейшем только ленивый греческий философ не напишет сочинения — в прозе или в стихах — с таким же названием, и эта традиция просуществует добрых двести лет, угаснув лишь ко времени Платона, когда ракурс философии вообще изменится кардинальным образом.

Скорее всего, апейрон, помимо того, что это философский концепт, имеет также некоторое материальное соответствие в реальности, будучи всеобъемлющим и всепроникающим и уподобляясь в этом божеству.

При этом Аристотель, говоря об апейроне Анаксимандра в своих физических сочинениях («Физика», «О небе»), видит в нем некое подобие бесконечного тела. Должно быть апейрон был введен Анаксимандром по причине того, что размышления о воде как начале всё же наталкивались на некоторую ограниченность: очевидно ведь, что вода, образуясь через конденсацию, сама имеет начало, равно как при нагревании она испаряется, то есть имеет конец, следовательно, ее сложно назвать подлинным началом, которое в идеале не должно ни возникать, ни гибнуть.

Важно также отметить, что Анаксимандр, в отличие от Фалеса, не просто задается вопросом из чего всё возникает, но также почему это происходит, что является причиной того, что в первоначале — каким бы оно ни было — возникает какое-то брожение и рождается мир или множество миров (верил он и в такое). Это он и попытался объяснить в единственном сохранившемся фрагменте, который наиболее точно передан нам философом Симпликием, жившим уже в 6 в. н. э.:

«А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени».

Из этого фрагмента можно выделить следующие важные положения:

— Возникновение единичного космоса или вещи мыслится как несправедливость или некое нарушение исходной целостности.

— Бытие, которое в результате возникновения приобретает единичная вещь, как бы берется «в долг».

— Высшим судьей в этой тяжбе выступает время.

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. Dosokratiki 4. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-Dosokratiki 4. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка Dosokratiki 4

Таким образом, можно сделать вывод, что Анаксимандр вообще мыслил единичный мир и всё существующее в нем как некую роковую ошибку, как то, чего в идеале быть не должно.

Экзистенциальный пессимизм Анаксимандра подразумевает, что в мире действует некая борьба противоположностей — как на уровне единичных вещей, так и на уровне материальных стихий, которые, выделяясь из исходной целостности апейрона, сталкиваясь и расходясь, приобретают свою качественную — временную — определенность.

Верил Анаксимандр и в то, что Земля, будучи цилиндрической по форме, покоится в центре космоса за счет равновесия сил притяжения и отталкивания. А вот что сообщает Плутарх («Застольные беседы») об антропогенезе согласно Анаксимандру:

«Люди первоначально зародились внутри рыб; были вскормлены подобно акулам и только после того, как оказались в состоянии прийти на помощь самим себе, вышли наружу и достигли земли».

Если учесть, что жизнь на земле вышла из воды, то вариации Анаксимандра не так уж далеки от современной акватической теории. Также Анаксимандр был первым, кто построил гномон, то есть солнечные часы. А как-то раз Анаксимандр решил попеть песни, а дети — такие же сорванцы что в древности, что сейчас — стали над ним смеяться, и тогда он сказал: «Что ж, ради детей придется мне научиться петь получше». Таков был этот своеобразный человек, Анаксимандр из Милета.

Анаксимен

Завершается обзор милетской философской школы традиционно Анаксименом, учеником и другом Анаксимандра, который полагал, что начало хоть и беспредельно, то есть что это апейрон, но качественно определенно, и поэтому является воздухом. Наблюдая за воздухом, Анаксимен заметил, что, помимо того, что он вездесущ и жизненно важен, разрежаясь, он становится огнем, а конденсируясь — сначала ветром, потом тучей и далее — водой. Вода, сгущаясь, превращается в землю, которая, согласно той же логике сгущения, становится камнями и т. д.

Движение, согласно которому и происходят все эти сгущения и разрежения, существует вечно.

Земля как небесное тело, будучи плоским, «плавает» по воздуху (досл. «оседлала воздух») и возникла из него путем «комканья». От Земли родились Луна и Солнце, которое является столь горячим потому, что очень быстро движется. Остальные светила появились из испарины, возносящейся от Земли и, благодаря разряжению, превращающейся в огонь, который в свою очередь скручивается и получает шарообразную форму. Звезды же прибиты к стеклянному небесному своду наподобие гвоздей. Ну и понятное дело, что боги — куда же без них — хоть и нерожденны, но тоже появились из воздуха, и именно поэтому они могут с легкостью преодолевать огромные расстояния, будучи невидимы для людских очей.

Источник

Анаксимандр

Согласно доступным историческим документам, Анаксимандр – первый философ, записывавший свое учение, хотя сохранился только один фрагмент его работ.

Как и у многих мыслителей того времени, его вклад в философию связан со многими другими дисциплинами. В астрономии он пробовал описать движение астрономических тел относительно Земли. В физике он постулировал, что беспредельное (Апейрон) являлось источником всех вещей. Он создал карту мира, которая внесла большой вклад в развитие географии. Он также участвовал в политической жизни Милета, поскольку являлся руководителем одной из его колоний.

Биография

Анаксимандр родился в Милете в течение третьего года сорок второй Олимпиады (610 до н. э). Согласно Аполлодору, греческому филологу второго столетия до н. э, ему было шестьдесят четыре года в течение второго года пятьдесят восьмой Олимпиады (547 до н. э 546 до н. э), вскоре после чего он умер.

В трудах Диогена Лаэртского говорится, что Анаксимандр был учеником Фалеса. Согласно Суде – византийской энциклопедии 10 века – Фалес был также родственником Анаксимандра, вероятнее всего его двоюродным братом или дядей. Других источников информации о семье Анаксимандра не имеется. Фемистий, византийский ученый 4-го столетия, упоминает, что он был «первым известным греческим философом, который написал письменный документ о природе».

Трактат, написанный в прозе, традиционно был назван «О Природе». Эта книга была потеряна, хотя, по всей видимости, была доступна в библиотеке Лицея во времена Аристотеля и его преемника Теофраста. Существует версия, что во втором столетии до нашей эры Аполлодор встретил копию этой книги в известной библиотеке Александрии. Тем не менее, к нашему времени сохранился только один фрагмент книги, цитируемый Симплицием. Таким образом, труды Анаксимандра являются одними из первых текстов, написанных в прозе, по крайней мере, в Западном мире. К временам Платона о философии Анаксимандра практически забыли, и в трудах Аристотеля о нем уже практически не содержится информации.

Римский ученый третьего века н. э. Аэлий описывает его как лидера одной из колонии Милета (возможное название колонии – Аполлония) на побережье Черного моря. Можно сделать вывод о том, что он был видным гражданином и активно участвовал в политической жизни общества. Он также впервые использовал гномон (перпендикулярные солнечные часы) в Греции и установил один в Спарте. Таким образом, он много путешествовал, что не удивительно, поскольку милетцы, как известно, были смелыми моряками.

Апейрон

В работе Симплиция «Физика» (149, 13) он отмечает, что «Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух».

Аристотель в книге «Физика» (III, 4) также упоминает апейрон Анаксимандра «Все есть или начало, или [произошло] из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом… Апейрон сам кажется началом всего другого».

Каждый из философов древности давал разный ответ относительно первичного элемента, образующего все вокруг (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита), и лишь Анаксимандр понимал первоначало как бесконечную, неограниченную исконную массу (Апейрон), не подчиненную ни старению, ни распаду, что постоянно приводило к появлению новообразований. Он предложил теорию Апейрона в ответ на более раннюю теорию его учителя Фалеса.

Для Анаксимандра первопричина не является чем-то определенным, каким-либо «элементом» (как вода, огонь или воздух). Рассматривая учение своего учителя, Анаксимандр утверждает, что вода не может охватить все противоположности, которые существуют в природе. Например, вода может только быть влажной, но никогда сухой, поэтому она не может быть одним из первоначал. Апейрон хотя и не замечается нами непосредственно, может объяснить противоположности, которые видел Анаксимандр.

Анаксимандр объясняет, как четыре элемента (воздух, земля, вода и огонь) сформированы, и как Земля сформирована с помощью их взаимодействия. В отличие от других ученых он не определил этот принцип точно, и впоследствии образование мира вообще понималось как своего рода хаос.

Уже в древние времена, многие жаловались, что Анаксимандр не объяснял, что он подразумевал беспредельным. Позже, авторы дискутировали, должно ли Безграничное интерпретироваться как пространство или время без пределов, или как что-то неопределенное, или как что-то неистощимое.

Согласно Анаксимандру, Вселенная происходит в разделении противоположностей. Оно охватывает противоположности горячего и холодного, влажного и сухого, и направляет движение вещей.

Анаксимандр утверждает, что все умирающее возвращается к Апейрону – элементу, из которого все возникло. Концепция возвращения к первоэлементу с той поры используется достаточно активно – например, у Аристотеля и у греческого трагика Еврипида («что происходит от земли, то в землю и возвращается»).

Космология

Использование Анаксимандром немифологических гипотез значительно отличает его от предыдущих ученых. Главный вклад Анаксимандра в историю состоит в написании труда о Вселенной и происхождении жизни, за что его впоследствии стали называть «Отцом Космологии» и основателем астрономии.

Анаксимандр был первым автором механической модели мира. В его модели, Земля плавает в центре бесконечности без точки опоры. Форма Земли – цилиндр, высота которого составляет одну треть его диаметра. Плоская вершина составляет населенный мир, который окружен круглой океанской массой.

Такая модель позволила развиться идеи о том, что астрономические тела могут проходить и под Землей. В теории Фалеса мир плавает в океане, но нет объяснения того, на чем держится океан. Анаксимандр решает эту проблему, вводя понятие чего-то бесконечного, беспредельного, которое сдерживает Вселенную. В качестве такой первопричины Анаксимандр предложил рассматривать Апейрон («беспредельный»).

Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно так: апейрон порождает враждующие стихии – «горячее» и «холодное». Их материальное воплощение – огонь и вода. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре привело к появлению и разделению веществ. Из противоположностей возникла вода, затем земля и воздух. В центре вихря оказалось «холодное» – Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи – огонь.

После разделения горячего и холодного, Землю окружил огненный шар. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превратились в твердую кору. Этот шар разорвался, сформировав остальную часть Вселенной. Образовалась система полых концентрических колец, заполненных огнем.

В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия – звезды. Во втором кольце с более сильным огнем находится одно большое отверстие – Луна. Оно может частично или полностью перекрываться, что объясняет смену лунных фаз и затмения. В самом дальнем кольце находится Солнце.

Диаметр солнечных колец был в двадцать семь раз больше, чем диаметр Земли (или в двадцать восемь раз, в зависимости от источников). Диаметр лунных колец, огонь которых был менее интенсивен, в восемнадцать (или девятнадцать) раз больше. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с жесткими орбитами светил, охватывающими Землю, позволяла понять движение Солнца, Луны и звезд.

Представим себе модель Вселенной по Анаксимандру:

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. 11111611303 image10 55c75089331d5fa6552f7b82 jpg. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-11111611303 image10 55c75089331d5fa6552f7b82 jpg. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка 11111611303 image10 55c75089331d5fa6552f7b82 jpg

Аэций подробно описывает модель Анаксимандра. По его словам «Кольцо Солнца в 28 раз больше Земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнем. Этот огонь обнаруживается сквозь отверстие в некоторой части [обода] как бы разрядами молнии. Это и есть Солнце» (Аэций II 20, 1).

Модель вселенной согласно теории Анаксимандра можно представить и следующим образом:

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. 11111611303 image11 55c7509d331d5fa6552f7b85 jpg. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-11111611303 image11 55c7509d331d5fa6552f7b85 jpg. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка 11111611303 image11 55c7509d331d5fa6552f7b85 jpg

Солнечное затмение происходит, когда закрывается отверстие испускания огня. Аэций отмечал, что по своему размеру Солнце равно Земле. В свою очередь, «по Анаксимандру, [лунное кольцо] в 19 раз больше земли. Оно подобно [колесу] колесницы, имеющему обод, наполненный, как и [кольцо] солнца, огнем. Оно также лежит наискось и имеет одно испускание, и это как бы разряды молнии» (Аэций II 25,1).

Лунное затмение происходит в тот момент, когда отверстие на поверхности лунного кольца закрывается. Аэций также писал, что согласно Анаксимандру «выше всего расположено солнце, после него луна, а под ней неподвижные звезды и планеты» (Аэций II 15, 6)

Анаксимандр стал первым астрономом, который рассмотрел Солнце как огромную массу, и понял, как далеко от Земли она может быть. Он представил систему, в которой астрономические тела вращались на различных расстояниях.

Метеорологические явления

Вместо того чтобы предугадывать причины некоторых явлений (например, гром и молнии), Анаксимандр стремился объяснить их рационально. По его мнению, гром – это следствие удара облаков между собой. Громкость получаемого звука пропорциональна силе удара. Гром без молнии возникает в результате того, что ветер слишком слаб, чтобы произвести пламя, но достаточно силен, чтобы произвести звук. Удары молнии образуются от сильной струи воздуха.

Море – остаток влажной массы, которая когда-то окружала Землю. Часть этой массы испарялась под воздействием солнца, вызывая ветра и даже вращение астрономических тел. Земля медленно высыхала, и вода оставалась только в самых глубоких местах, которые также когда-нибудь высохнут. Согласно «Метеорологии» Аристотеля, Демокрит также разделял эту точку зрения.

Происхождение человечества

Принимая во внимание существование окаменелостей, Анаксимандр утверждал, что животные вышли из моря. Живые существа образовались, когда из выкипающего океана начала появляться суша. Первые животные рождались в колючей илистой коре, но со временем кора высыхала и ломалась. Основой адаптации стало и испарение с поверхности Земли. Цензорин, римский автор третьего столетия пишет:

«Анаксимандр полагал, что из нагретой воды появились или рыбы или рыбоподобные животные. Внутри этих животных образовывался человек, эмбрионы которого были пленниками до половой зрелости. Только тогда, из тела этих животных, могли выбраться мужчины и женщины, теперь способные кормить себя сами»

Цензорин (О дне рождения, 4, 7)

Таким образом, Анаксимандр выдвигал идею, согласно которой люди должны были провести часть своей жизни внутри большой рыбы, чтобы защитить себя от земного климата, пока они не в состоянии выйти наружу. В первобытном мире, по мнению ученого, люди бы не выжили.

Многими учеными данная теория рассматривается как самая древняя предпосылка теории эволюции. Анаксимандр попытался объяснить природу мира, не при помощи мифов или религии, а с точки зрения науки и знания.

Картография

Греческие географы Страбон и Агатемер утверждали, что, согласно географу Эратосфену, Анаксимандр был первым, кто создал карту мира. Его карта, вероятно, вдохновила греческого историка Гекатея Милетского создать более точную версию.

«Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек, много путешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предметом восхищения» (Агафемер. Очерк географии. I, 1).

Карты местности создавались и в древности, особенно в Египте, Лидии и Вавилоне. Они указывали дороги, города, границы, и геологические особенности. Новшество Анаксимандра состояло в том, что его карта представляла всю населенную землю, известную древним Грекам.

Анаксимандр нарисовал эту карту по трем причинам. Во-первых, она могла использоваться для улучшения навигации и торговли между колониями Милета и другими колониями Средиземного и Черного морей. Во-вторых, с помощью нее Фалес смог бы легче убедить Ионийские города вступить в федерацию, чтобы противостоять Мидянам, если бы у него была такая карта. В-третьих, знание о мире – одна из важнейших задач философии того времени.

Центром мира, возможно, должны были быть Дельфы, но во время Анаксимандра вероятнее всего им считался Милет.

Европа была ограничена на юге Средиземным морем и была отделена от Азии Черным морем и озером Мэотис, а на востоке – либо рекой Фасис (ныне – Риони) либо рекой Танаис. В средиземное море впадала река Нил, отделявшая Ливию (по сути весь Африканский континент, названный в честь наиболее известной на тот момент страны) от Азии.

Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. 11111611303 image12 55c750ca331d5fa6552f7b8a jpg. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является фото. Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является-11111611303 image12 55c750ca331d5fa6552f7b8a jpg. картинка Анаксимандр утверждал что началом всего существующего является. картинка 11111611303 image12 55c750ca331d5fa6552f7b8a jpg

Предсказание землетрясения

В работе De Divinatione Цицерон заявляет, что Анаксимандр убедил жителей Ласедемона оставить город и провести ночь за пределами городских стен, потому что вскоре будет землетрясение. Город был разрушен, когда откололась вершина горы Тайгет.

Интерпретации

Бертран Расселл в «Истории Западной Философии» пишет о том, что теории Анаксимандра утверждают потребность в установления баланса между основными элементами – землей, огнем и водой, каждый из которых может увеличить свои пропорции относительно других. Естественный порядок гарантирует баланс между этими элементами.

Фридрих Ницше, в «Философии в трагическом веке греков», пишет, что Анаксимандр был пессимистом, который утверждал, что в основе существования мира лежит состояние неопределенности. В соответствии с этим, что-нибудь определенное должно в конечном счете возвращаться в неопределенность. Мир индивидуальных объектов, исходя из этой идеи, не имеет никакой ценности и должен погибнуть.

Сочинения

Согласно Суде, Анаксимандра можно считать автором по меньшей мере четырех книг:

Стоит отметить, что сочинение Анаксимандра «О природе» стало первой письменной научно-философской книгой в истории Древней Греции.

Обобщение

Философ – Анаксимандр

Годы жизни – ок. 610 – 547—549 до н. э.

Философская школа/направление – Милетская

Ученик Фалеса

Учитель Анаксимена и Пифагора

Основная идея – Апейрон как первоначало

Достижения в областях:

Астрономия – Первая модель мира, движение небесных тел

География – Карта мира (три континента – Европа, Азия, Ливия)

Метеорология – Исследование грома и молний

Политика – Основатель одной из колоний Милета

Физика – Апейрон как источник всех вещей

Прочее – Предсказание землетрясения, теория сотворения мира, создание солнечных часов, изменение смысла термина «архэ»

Основные труды —

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *