Анатомия что изучает пример
Анатомия — это наука, изучающая строение тела человека
Анатомия — это наука, изучающая строение тела
Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.
Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.
Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела
Ткани животных
Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)
Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).
Гиалиновый хрящ при высоком увеличении
Соединительная ткань
Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте. Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген. Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела.
Эпителий
Слизистая оболочка желудка при малом увеличении
Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством. Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.
Мышечная ткань
Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении
Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов. Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.
Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически. Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения. Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.
Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения. Они находятся в местах движения конечностей и челюстей. Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.
Нервная ткань
У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение. У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.
Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях. У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.
Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени. Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.
Анатомия как наука: специфика биологических закономерностей, анатомия как теоретическая основа медицины
Что собой представляет биология человека как наука?
Анатомия как наука
Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.
Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.
Разделы и виды анатомии
В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:
По содержанию различают анатомию:
Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека
В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.
Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.
Анатомия как теоретическая основа медицины
Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.
Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.
Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.
В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.
И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.
Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.
Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.
Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.
Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.
Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.
Биологические системы
Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.
Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.
Анатомия человека
Из Википедии — свободной энциклопедии
Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή — рассечение ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé — разрезание) — раздел анатомии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.
Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов — нормальная (систематическая) анатомия человека. Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия, позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).
Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях — патологической анатомии.
С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина — рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия. [1]
Анатомия что изучает пример
№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.
Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.
Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.
№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).
Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость, расположенная вертикально и ориентированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также сагиттальной.
Сагиттальная плоскость отделяет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикальная плоскость, ориентированная перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos terior ), называется фронтальной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направлению соответствует плоскости лба. В качестве синонимов терминов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соответственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).
Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).
Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизонтальная — могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.
Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя срединная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Передняя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмышечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).
№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.
№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.
Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).
№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.
В росте черепа после рождения можно проследить три основных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отличается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.
На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формироваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем — сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слуховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, срастаются части решетчатой кости.
Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит дальнейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшается при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания черепа в длину к этому периоду заканчивается.
После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хрупкими.