Анатомия о чем эта наука
Анатомия — это наука, изучающая строение тела человека
Анатомия — это наука, изучающая строение тела
Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.
Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.
Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела
Ткани животных
Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)
Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).
Гиалиновый хрящ при высоком увеличении
Соединительная ткань
Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте. Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген. Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела.
Эпителий
Слизистая оболочка желудка при малом увеличении
Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством. Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.
Мышечная ткань
Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении
Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов. Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.
Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически. Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения. Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.
Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения. Они находятся в местах движения конечностей и челюстей. Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.
Нервная ткань
У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение. У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.
Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях. У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.
Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени. Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.
Анатомия и физиология как науки рассказывают о теоретической и практической части и используются для подготовки медработников. На первый взгляд они могут показаться одинаковыми понятиями, но их суть существенно отличается. Остановимся детальней на этих терминах, а на анатомии в особенности.
Что такое анатомия?
Анатомия – это наука о строении, форме и развитии организма. Главным методом изучения данной науки было рассечение трупа. В переводе anatemne означает «рассечение», потому неудивительно, откуда произошло такое название. Наука анатомия человека исследует форму и построение человеческого тела, а также всех органов.
Что же такое физиология?
Физиология – это наука, что изучает процессы и функциональные особенности организма, их взаимодействие. Физиология важна в биологии не меньше, чем анатомия. Эти две науки не могут сосуществовать друз без друга, ведь если одна из них не может что-то объяснить, на помощь приходит вторая.
Взаимовыгодный союз
Физиология и анатомия в системе наук играют важную роль, и их относят к медико-биологическим наукам. Это теоретический фундамент многих клинических дисциплин. Основа медицины – это изучение человеческого тела. Когда-то даже Гиппократ утверждал, что анатомия в союзе с физиологией – царица медицины. Как известно, человеческий организм – это целостная система, у которой все части взаимосвязаны не только между собой, но и с окружающим миром.
Немного истории
Развитие науки анатомии было неспешным. Вначале проводились только описания органов, какие есть в человеческом теле. Это было возможно при вскрытии трупов. Вот так и сформировалась описательная анатомия. Долгое время она такой и была, но в начале двадцатого века все изменилось, и возникла систематическая анатомия, организм стали исследовать по системам органов. Все из-за того, что при хирургическом вмешательстве требовалось точным образом устанавливать местоположение органов, потому стала развиваться так называемая топографическая анатомия. Дальше появилась еще пластическая анатомия, которая стала описывать внешние формы, после сформировался новый виток под названием функциональная анатомия, ведь системы органов и органы по отдельности начали рассматривать вместе с их функциональными возможностями. Вскоре возник новый раздел науки анатомии человека, который назывался динамической анатомией. Дальше еще появилась возрастная анатомия, которая изучала изменения в органах и тканях с учетом их возраста. Ну и в конце появилась сравнительная анатомия, которая изучает сходства и различия человеческого и животного организмов.
Виды анатомии сейчас
Что означает наука анатомия, уже ясно, но вот с момента появления микроскопа появилась масса новых витков в данном научном разделе со своими особенностями. Сейчас анатомия бывает:
Какие существуют методы?
Методы науки анатомии выделяют следующие:
Что стоит упомянуть о физиологии и ее отношении к анатомии?
Какие существуют разделы в физиологии?
На сегодняшний день существуют следующие разделы физиологии:
Главными методами физиологии являются наблюдение и эксперимент. Эксперимент может быть острым, без оперативного вмешательства или же хроническим. Стоит остановиться на каждом типе.
Нормальная анатомия и физиология исследуют здорового человека. А что можно сказать о человеке?
Человек и его связь с анатомией
Человек – это биосоциальное создание. Организм – это биологически живая система, наделенная разумом. Каждому человеку присущи разные закономерности жизни – это самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Все перечисленные закономерности реализуются при помощи процессов обмена энергии и веществ, наследственности, раздражимости и гомеостаза. Что такое гомеостаз? Это относительная динамическая стабильность внутренней среды организма.
Каждый человеческий организм является многоуровневой единицей. Выделяют следующие уровни:
Системы в человеческом теле все взаимосвязаны путем гуморальной и нервной регуляции. Человек склонен к нахождению и удовлетворению новых потребностей. Способы удовлетворения могут быть самые разные: самоудовлетворение или же при помощи посторонней помощи.
Какие существуют механизмы самоудовлетворения? Это:
Структуры удовлетворения всех человеческих потребностей:
Строение человеческого тела
Известно, что анатомия – это наука о строении человеческого тела, потому на этом вопросе стоит остановиться детальнее. Тело каждого человека состоит из следующих частей:
Говоря о биологической науке анатомии, невозможно не упомянуть еще и о системах органов. Это группа органов, которые сходны по происхождению, строению и по выполняемым функциональным возможностям. Органы человека расположены в полостях, которые еще и дополнительно заполнены жидкостями. Системы органов напрямую взаимодействуют с внешней средой. Совокупность анатомических понятий, устанавливающих положение органов в человеческом теле и их направление, именуется анатомической номенклатурой.
Деление тела человека по плоскостям
Вы уже приблизительно знаете, какая наука анатомия, но это еще не все. Говоря об анатомии, невозможно не упомянуть еще и об условном делении тела человека по линиям и плоскостям. Существуют следующие линии и плоскости:
Органы также характеризуют по отношению к плоскостям и осям. Выделяют следующие группы:
Так как анатомия – это наука о строении человека, то нельзя не сказать о типах телосложения.
Типы телосложения бывают следующие:
Огромную пользу наука анатомия привнесла во врачевание.
Детально о целительстве
Врачевание появилось гораздо раньше, чем были сформулированы первые сведения о строении организма человека или животного. В древнее время вскрытие животных осуществлялось для проведения ритуалов жертвоприношения, также это делалось при приготовлении пищи, а вот вскрытие человека осуществлялось только во время бальзамирования. Медицина в античные времена достигла небывалых высот, если брать в расчет то время. Первые точные данные о строении человеческого тела появились благодаря врачу и философу Гиппократу. Дальше немалый вклад внес Аристотель, сказав, что сердце – это главный орган, который приводит кровь в движение. Существенный вклад в медицину того времени внесла еще и Александрийская школа, ведь там врачам позволяли вскрывать трупы для научных исследований. Как видите, уже к началу нашей эры была благодатная почва для развития медицины, а сыграла главную роль какая наука? Анатомия, все верно!
Клавдий Гален сумел сформулировать первую теорию о кровообращении. Он сказал, что печень – это центральный орган кроветворения, а вот сердечная мышца – это уже циркулятор в организме. В западных и восточных странах тогда властвовали религиозные запреты, потому развитие медицины всячески тормозилось. Авиценна сумел собрать в то время все известные сведения по медицине и издал книгу, которая называлась «Введение в анатомию и физиологию». Дальше появились специальные школы во Франции и Италии по медицине.
Отцом нынешней анатомии признают бельгийского ученого по имени Андреас Везалия (1514-1564). Именно этот человек, рискуя своим здоровьем, добывал трупы на кладбищах для исследования, и на основе этих препарирований создал труд «Семь книг о строении тела человека». Дедушкой современной науки считают же всем известного Гиппократа. Сервет и Гарвей сумели, к слову, опровергнуть теорию Галена о кровообращении. Именно Сервет сумел описать малый круг кровообращения, а Гарвей – большой. Для подтверждения теории важную роль сыграло открытие капилляров Мальпиги, это произошло в 1661 году.
Анатомия – это наука, которая не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Азелио еще триста лет назад правильно описал лимфатические сосуды, что располагаются в бражке собаки. Важную роль в развитии физиологии и анатомии сыграло открытие в первой половине восемнадцатого столетия. Рене Декарт сумел открыть рефлекс. Позднее появилась теория Дарвина о том, что все организмы в процессе эволюции развиваются, а все из-за борьбы за существование, наследственности и естественного отбора.
В 1839 году была построена клеточная теория организмов Шванном. Он сумел доказать, что новые клетки в организме формируются путем деления материнских, а животные клетки разительно отличаются от клеток растений. Анатомия – это наука, изучающая строение человека, и она постоянно совершенствовалась.
После выдвижения ряда теорий в семнадцатом веке в Москве открывается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основал ее Загорский. Его ученик Буяльский, профессор кафедры анатомии, предложил обновленный метод бальзамирования трупов. Основатель топографической анатомии – это Пирогов Н. И. Он сформировал методику поэтапных распилов замороженных трупов, чтобы можно было подробно изучить топографию органов.
Анатомия – это наука о строении человека, и ее развитию поспособствовали в свое время Мечников, Тимирязев, Воробьев, Зернов, Северцов, Бехтерев, Стефанис. Воробьев создан уникальную методику исследования нервной системы благодаря бинокулярной лупе, но с предварительной обработкой материала специальным раствором слабых кислот. Збарский и Зернов вместе детально описали метод бальзамирования, что был применен на Ленине. Тонков и его ученики проводили опыты по исследованию сосудистой системы. Изучал кровеносную систему и периферические нервы Шевкуненко. Достигли успеха в лимфатической системе Жданов, Иосифов, Стефанис.
Многие итоги были подведены благодаря открытию новейших методик электрической регистрации работоспособности органов. Крупнейшим достижением считалось изучение нервной регуляции, это произошло в девятнадцатом веке Сеченовым, он рассказал о процессе торможения. Павлов в начале двадцатого столетия создал учение о паре сигнальных систем, а Посников в это время раскрыл причины смертности на уровне органов. В это время появились работы Клода Бернара о внутренней среде организма, Сеченова о переносе газа кровотоком, утомлении и активном отдыхе. В 1889 году Лунин открыл витамины, а Анохин – функциональные системы.
Не стоит забывать и о заслугах Павлова. Он сыграл огромную роль в изучении физиологии кровотока, пищеварения. Им и его последователями был создан уникальный метод физиологической хирургии. Сейчас успехов достигнуто также немало – это исследования физиологических процессов в отдельных клетках и так далее.
Как видите, анатомия – это наука, которая дала толчок развитию медицины.
Какие науки связаны с анатомией?
Существует тесная связь анатомии с другими науками. Это:
Что можно сказать об анатомии человека?
Уже разобрались, какую науку изучает анатомия. Но вот какие дисциплины включает это понятие? Это:
Что можно сказать о систематической анатомии?
Систематическая анатомия включает в себя следующие разделы:
Подробности об анатомии человека
Как известно, анатомия человека – это наука о развитии и происхождении, формах и построении организма. Она изучает пропорции тела, внешние формы, пропорции частей тела, отдельные органы и целые системы. Главная задача анатомии – исследование основных этапов человеческого развития во время эволюции, изучение особенностей тела, органов в разном возрасте.
Современная наука анатомия рассматривает строение человеческого тела с позиций диалектического материализма, исследовать анатомию следует с учетом всех важных функций органов и их систем. Без анализа функций нереально понять особенности формы и построение тела человека, также нельзя представить отдельно какие-то функции органа без понимания его построения. Человеческий организм, как известно, построен из огромного количества органов, клеток, но это далеко не суммирование отдельных его экземпляров, а единый и уникально слаженный организм. Запрещается рассматривать органы без какой-либо взаимосвязи.
Что можно сказать о макроскопической анатомии?
Этот раздел науки изучает строение тела, органов и их частей на уровнях, что доступны невооруженному глазу или же с помощью применения приборов для незначительного увеличения. Микроскопическая анатомия изучает строение органов в теле, и делается это часто при помощи микроскопа. Как только появился микроскоп, из анатомии выделились еще две отдельные науки: цитология (наука о клетках) и гистология (наука о тканях).
Что использует анатомия сегодня?
Этот раздел науки широко применяет на практике для исследования разные технические средства. К примеру, рентгеновское излучение. Также весьма популярны методики эндоскопии или же антропометрические методы. Конечно же, все методики, используемые сегодня, постоянно улучшаются, дополняются, а все из-за неустанного информационного и технического прогресса. Сегодня главными способами и методами исследования анатомии человеческого тела является макроскопический, электронно-микроскопический, гистохимический, спектрофлуориметрический и так далее. Также на практике применяются обычные методы исследования, такие как эндоскопический, термографический, магнитно-резонансный, ультразвуковой и так далее.
Сейчас самым распространенным и часто используемым для изучения представленного раздела науки является макроскопический метод, который включает в себя:
Анатомия повлияла на все разделы биологии в целом и сыграла значительную роль в развитии медицины. Именно поэтому значение науки анатомии переоценить сложно.
Анатомия
Анато́мия (от греч. ἀνα- — вновь, сверху и τέμνω — «режу», «рублю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
Содержание
Наиболее известные ветви анатомии
Область применения и подразделы анатомии
Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.
В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.
Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.
Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.
Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.
Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.
Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.
Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.
Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.
АНАТОМИЯ
АНАТОМИЯ (греческий anatomē — рассечение, расчленение) — наука о строении и формах организма, органов и тканей человека и животных. Существует также анатомия растений (см. Ботаника). Термин «анатомия» происходит от названия одного из методов изучения, однако анатомия не является только расчленяющей, чисто аналитической наукой. Она исследует тело человека и животных, системы органов и образующих их тканей в их функциональном взаимодействии, в процессе становления и развития. В анатомии, как в любой науке, анализ сочетается с синтезом, за подробным описанием строения следует раскрытие его причинной обусловленности и исследуются объективные законы организации живых систем.
Анатомия человека дает систематизированное описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей тела и органов с учетом их возрастных изменений, половых различий и индивидуальных особенностей. Выявляя взаимосвязь между формой и строением органов и их функциями, строением тела человека в целом применительно к условиям существования, анатомия подтверждает одно из основных положений диалектического материализма — взаимосвязь между формой и функцией. Анатомия описывает особенности тела человека в целом, внутреннюю архитектонику и пространственное положение органов в их возникновении, становлении и развитии. Используя данные палеонтологии и зоологии, анатомия изучает эволюцию развития систем и органов у животных — от низших до высших (см. Сравнительная анатомия), исследует строение органов у человека в филогенезе (см. Антропогенез), а также в онтогенезе (см. Эмбриология, Геронтология). Такой всесторонний подход необходим для выявления внутренних и внешних причин, определяющих анатомические особенности человека по сравнению с животными, функциональные приспособления формы и строения органов, возрастные закономерности их развития, половые различия и индивидуальные особенности. Форма и строение тела человека познаются как результат длительной эволюции позвоночных животных и одновременно как результат его индивидуального развития. Сравнение строения тела человека и животных, стоящих на различных ступенях эволюции, позволяет объяснить общность анатомических признаков и одновременно черты различия между формами и строением тела человека и животных, определяющие особое положение человека (см.) в природе.
Используя методы вариационной статистики (см.), анатомия изучает индивидуальную изменчивость форм и строения тела человека и всех составляющих его частей и органов. При этом устанавливаются крайние формы индивидуальных различий и наиболее часто встречающиеся индивидуальные анатомические особенности, выявляются корреляции, закономерности взаимоотношений индивидуальной изменчивости отдельных органов или частей тела и телосложения человека в целом. Многообразие индивидуальной изменчивости формы, строения и положения органов и всего тела в целом определяется влиянием многочисленных внутренних факторов и воздействием внешней среды. Только изучив строение тела человека и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, можно разработать критерии здорового физического развития.
Анатомия вместе с физиологией относится к фундаментальным для медицины дисциплинам.
Детальное знание строения человеческого тела чрезвычайно важно для познания общебиологических закономерностей, являющихся основой научного понимания жизненных отправлений здорового и больного человека, создания правильных представлений о картине болезни, без чего невозможно проведение лечения и осуществление мер профилактики. Значение анатомии для медицины издавна понимали многие выдающиеся анатомы. Везалий (см.), исходя из нерасторжимости связей между анатомией и медициной, писал о том, что анатомия «предназначена для сохранения человеческого здоровья». Без анатомии медицина не могла бы стать научной; это понимали и передовые отечественные врачи. В начале 19 века учитель Н. И. Пирогова крупный русский врач Е. О. Мухин (см.) подчеркивал: «Врач не может выполнять должность свою, не зная анатомии». Выдающийся московский акушер А. П. Губарев отмечал: «Без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки».
Анатомия имеет большое значение для формирования мировоззрения врача. Она вооружает его фактами для диалектико-материалистического познания статики и динамики целого организма и отдельных органов в причинной зависимости от функциональных факторов, физических упражнений, профессиональной обстановки, условий труда и быта. Все это очень важно для раскрытия законов физического развития человека и овладения этими законами.
Анатомия находится в тесных взаимоотношениях с рядом других наук. Она является частью морфологии как раздела биологии. Принято различать макроскопическую анатомию, сфера которой — изучение строения тела и органов, производимое либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов, дающих малое увеличение (лупы), и микроскопическую анатомию, которая изучает форму и строение органов и тканей на микроскопическом уровне с помощью светового микроскопа.
Еще более тонкое строение тела, клеточную организацию тканей изучает наука о тканях — гистология (см.) и о клетке — цитология (см.).
Исходным и исторически первоначальным методом изучения строения тела человека и животных является расчленение, анализ, сопровождаемые тщательным описанием наблюдаемых картин. Преобладание описательного направления в практике исследований привело к выделению описательной анатомии. Накопленный ею фактический материал явился фундаментом для разграничения нескольких форм описательной анатомии. В зависимости от плана изложения этого материала различают систематическую, топографическую и пластическую анатомии, а также ответвления анатомия: динамическую, возрастную, типовую, проекционную анатомия и рентгеноанатомию.
Систематическая анатомия описывает форму, строение и расположение органов по системам. Сначала излагается остеология (см.) — учение о костях, составляющих скелет — твердую основу тела; затем синдесмология (см.) — учение о соединениях костей, важнейшей частью которого является артрология (см.) — учение о суставах; потом миология (см.) — учение о мышцах. Строение органов пищеварения, дыхания, мочеотделения и половых органов входит в спланхнологию (см.) — учение о внутренностях. Особыми разделами анатомии являются ангиология (см.), посвященная изучению сосудистой системы (кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы); неврология (см.), изучающая спинной и головной мозг и периферические нервы; эстезиология (см.), изучающая органы чувств; эндокринология (см.), изучающая органы внутренней секреции.
Рентгеноанатомия — особый раздел анатомии, выделившийся в связи с применением открытых К. Рентгеном (см.) лучей для изучения строения организма человека и животных. Она опирается на данные, полученные как при посмертных исследованиях областей тела и органов, так и при диагностической рентгеноскопии и рентгенографии. Данные рентгеноанатомии (см.) служат одной из основ функциональной, динамической, анатомии.
Динамическая анатомия, или кинезиология, изучает всевозможные движения человеческого тела и те морфологические изменения в организме, которые при этом происходят. Полученные результаты используются в спортивной медицине.
Топографическая анатомия описывает форму и строение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение органов, их отношение к кровеносным сосудам и нервам. Топографической анатомии (см.) в наибольшей степени присущ прикладной, практический характер (отсюда возникли названия «хирургическая анатомия», «клиническая анатомия»).
Пластическая анатомия обращает главное внимание на статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно для того, чтобы понять выразительность внешних форм тела человека. Изучая их, врач может судить об изменениях физического и психического состояния больного. Пластическая анатомия имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, искусства кино и театра.
Возрастная анатомия ставит целью изучить анатомические особенности организма в возрастном аспекте.
Типовая анатомия изучает соотношения между внешними формами тела и его внутренним строением.
Проекционная анатомия изучает проекцию органов на поверхность тела человека.
Содержание
История
Анатомия — одна из древнейших естественных наук. За 3000 лет до нашей эры. в Древнем Китае книга, написанная Гванг Ти, содержала анатомические сведения и иллюстрации. В старинных индусских книгах — Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека. В Древнем Египте жрецы достигли большого искусства в бальзамировании трупов, что требовало известных знаний по анатомии грудной и брюшной полостей и черепа. В античной Греции запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому Аристотель (384—322 годы до нашей эры) вскрывал трупы животных, при этом он получил ряд точных сведений по сравнительной анатомии животных. Ему принадлежит термин «аорта», он указал на различие между нервами и сухожилиями. В 3 веке до нашей эры врачи александрийской школы, виднейшими представителями которой были Эразистрат и Герофил, впервые в истории анатомии произвели учебные вскрытия трупов казненных преступников. Ими была описана диафрагма, установлена ее роль в дыхании; они изучили скелет и внутренности, выделили двенадцатиперстную кишку как часть кишечника, куда вливается желчь и сок поджелудочной железы; получили представление о лимфатических сосудах брыжейки, нервах, клапанах сердца, оболочках мозга и так далее. Сочинения александрийских врачей не дошли до нашего времени. Энциклопедию античной медицины и анатомии представляют сочинения древнеримского врача К. Галена (131—211). Вскрывая трупы собак и обезьян и предполагая, что строение тела обезьян близко к строению тела человека, он нередко ошибочно переносил данные, полученные при вскрытии животных, на человека.
Описания Галеном (см.) органов и взгляды на их функции, изложенные в его главном труде «De usu partium» («О назначении частей тела человека»), в течение 14 веков считались непогрешимыми. Католическая церковь признала и утвердила своим авторитетом все, что было написано в книгах Галена.
В эпоху раннего средневековья церковь и светские власти не разрешали вскрытие трупов. В 1238 году медикам университета в Салерно было разрешено производить вскрытие трупа один раз в пять лет. До этого времени изучение анатомии сводилось к перечислению частей тела на основании описания их Галеном и вскрытий домашних животных, обычно свиней [сохранились сочинения, относящиеся к 11 веку, — «Anatomia porci» («Анатомия свиньи») Кофона Старшего и «Demonstratio anatomica» («Анатомическая демонстрация») неизвестного автора]. Первым вскрыл труп в судебно-медицинских целях знаменитый хирург в Болонье Салицето, посвятивший анатомии пять глав своего трактата о хирургии, написанного в 1275 году.
В эпоху позднего средневековья в итальянских университетах Салерно и Болоньи, стоявших на путях экономических связей между странами Зап. Европы и Востока, и во Франции в университетах Монпелье и Парижа с анатомией знакомились по фрагментам сочинений древних авторов, комментированных арабскими учеными из Багдада и Кордовы. Большое влияние на развитие медицины, и в частности анатомии, оказали арабские ученые Ар-Рази (Разес, 850—923), Ибн-Рошд (Аверроэс, 1126—1198), а также Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037). Это нашло свое отражение и в вышедшем в Болонье в 1316 году и выдержавшем до 1580 года 25 изданий учебнике анатомии Мондино де Луцци (1275—1326), по которому изучали анатомию в течение двух столетий. Мондино использовал анатомические сведения из сочинений Галена и «Канона» Ибн-Сины (см.). В 1315 году им произведено публичное вскрытие двух женских трупов. В Падуе начиная с 1341 года вскрытия трупов допускались властями два раза в год, как и в Болонском университете, где ранее вскрытие их производили украдкой. В 1368 году Большой совет Венецианской республики специальным декретом разрешил анатомам вскрывать раз в год один труп казненного преступника. В Пражском университете вскрытия человеческих трупов начались с 1400 года, в Парижском — в 1478 года, в Испании — только в середине 16 века.
Ученые-медики позднего средневековья производили редкие церемонии «анатомий» как публичное зрелище, на которое являлись не только студенты, но и вся городская знать. Профессор зачитывал тексты Галена и Ибн-Сины. Вскрывал труп служитель или цирюльник. Нередко вскрытие заканчивалось музыкой. Отсюда возникло название — анатомический театр (theatrum anatomicum).
В эпоху Возрождения гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи (см.) первым начал систематически вскрывать и препарировать трупы в целях исследования строения органов человеческого тела. Ему принадлежали первые точные анатомические изображения. В своих замечательных рисунках он обобщил многократные наблюдения анатомических типических фактов. Рисунки он сопровождал заметками и описаниями (рис. 1). Леонардо да Винчи впервые изобразил формы и пропорции всех частей скелета, создал классификацию мышц и использовал законы механики для объяснения строения двигательного аппарата. Он установил, что сердце — полый мускул, содержащий четыре камеры, открыл щитовидную железу, изобразил парные боковые желудочки мозга. Творчество Леонардо да Винчи, его рукописи и анатомические рисунки несомненно оказали влияние на прогресс естествознания вообще и анатомию в частности.
Основателем научной анатомии явился А. Везалий, учившийся в Лувене и Париже. Переехав в Италию, он с 1537 по 1544 годы возглавлял кафедру анатомии университета в Падуе. В 1543 году Везалий (см.) опубликовал книгу: «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела»; рис. 2). В книге Везалия на основании подробного и для своего времени весьма точного изучения анатомических препаратов приведено систематическое описание органов тела человека. Успех книги Везалия в значительной степени зависел от высокого качества рисунков, исполненных Калькаром (S. Calcar). Представления Везалия о физиологии мало оригинальны по сравнению с воззрениями того времени, но описание строения тела человека на основании произведенных им многочисленных вскрытий трупов явилось революционным событием в естествознании. Везалий опроверг многие ошибочные, канонизированные католической церковью представления Галена о строении тела человека. У Везалия нашлось много последователей, и прежде всего в Северной Италии. Только после работ Везалия профессора анатомии стали лично вскрывать и препарировать трупы в целях исследования строения тела человека и для преподавания анатомии студентам. 16 век стал веком великих анатомических открытий. Фаллопий (G. Fallopius, 1523—1562), Евстахий (В. Eustachius, 1510—1574), Боталло (L. Botallo, 1530—1600), Варолий (С. Varolius, 1543—1575), Коломбо (R. Colombo, 1516—1559) изучили и описали с большими подробностями не только кости и мышцы, но и внутренности, органы чувств, спинной и головной мозг и нервы (см. Боталло, Варолий, Евстахий, Фаллопий).
Сначала редкие вскрытия трупов происходили в случайных помещениях. В 16 веке по идее падуанского анатома Бенедетти (A. Benedetti) для демонстрации вскрытий трупов начинают строиться временные деревянные помещения. На рубеже 17—18 веков к амфитеатру для демонстраций трупов стали присоединять подсобные помещения, кабинеты для исследований.
В 17 веке центр развития анатомической науки перемещается из Италии на север: во Францию, Англию и особенно Нидерланды, чему способствовало основание ряда университетов. Голландские ученые — Сваммердам (J. Swammerdam, 1637—1680) и Рюйш (F. Ruysch, 1638—1731) усовершенствовали метод инъекции кровеносных сосудов окрашенными жидкими и застывающими массами. Рюйш первый организовал анатомический музей из многочисленных анатомических препаратов, пользовавшийся большой известностью (рис. 3), усовершенствовал бальзамирование трупов.
Во Франции в 18 веке начинает развиваться прикладное, хирургическое направление анатомии, заложенное трудами анатома и хирурга Льето (J. Lieutaud, 1703—1780). Виднейшим представителем физиологического направления в морфологии был Галлер (A. Haller, 1708—1777), обобщивший анатомические и физиологические знания своего времени в многотомном труде «Elementa physiologiae corporis humani» («Основы физиологии тела человека»). В Лондоне огромную известность приобрели анатомические коллекции братьев Гунтер (William Hunter, 1718—1783; John Hunter, 1728—1793), имевшие большое значение в развитии анатомических знаний.
В 18 веке начинают издавать первые анатомические атласы — собрания рисунков, иллюстрирующих строение человеческого тела с соответствующим полным или кратким описанием рисунков. Атласы имеют большое значение в преподавании анатомии, обеспечивая наглядность и лучшее запоминание описаний формы, строения и топографии органов. Большую научную и художественную ценность имели атласы Альбина (В. Albinus, 1747), Масканьи (P. Mascagni, 1787), Купера (A. Cooper, 1829). К классическим изданиям относятся также атласы «Icones nervorum capitis» («Изображение нервов головы») Арнольда (F. Arnold) и «Atlas der peripherischen Nervensystems» («Атлас периферической нервной системы») Рюдингера (N. Ruedinger).
В начале 19 века французский анатом Биша(М. F. X. Bichat, 1771—1802) опубликовал знаменитую «Общую анатомию» (1801), в к-рой изложил учение о тканях и обосновал значение закономерностей строения тела для физиологии и патологии. Возникли условия для рождения новой науки — гистологии (см.). Кювье (G. Cuvier, 1769—1832) обобщил огромное количество фактов по сравнительной анатомии современных и ископаемых животных; исходя из идеи целостности организма, он установил принцип корреляции органов. Петербургский ученый К. М. Бэр (1792—1876) открыл яйцеклетку человека и положил начало развитию эмбриологии (см.). Большое значение для развития эмбриологии имели исследования Гиса (W. His, 1831—1904), Бальфура (F. Balfour, 1851—1882), А. О. Ковалевского (1840—1901), И. И. Мечникова (1845—1916) и др. Огромное влияние на развитие анатомии во второй половине 19 века оказали труды Шванна (Т. Schwann, 1810—1882), Мюллера (J. Muller, 1801—1858), Пуркинье (J. Purkinje, 1787—1869), Вирхова (R. Virchow, 1821—1902), Генле (J. Henle, 1809—1885), Келликера (A. Kolliker, 1817—1905) и другие, развивших учение о клетке и тканях; этим было положено начало микроскопической анатомии. Разработанная Дарвином (см.) эволюционная теория обусловила развитие эволюционного направления в анатомии. Важнейшими представителями этого направления в морфологии явились Гегенбаур (С. Gegenbaur, 1826 — 1903) и А. Н. Северцов (1866 — 1936). Ру (W, Roux, 1850 — 1924) и его школа занимались исследованием причин и условий формообразования.
Большинство зарубежных анатомов в конце 19 — начале 20 веков разрабатывало вопросы микроскопической и сравнительной анатомии и эмбриологии. Из анатомических работ этого времени наибольшее влияние на развитие анатомии оказали труды Брауса (Н. Braus, 1868—1924), Киса (А. Keith, 1866—1955), Вуд-Джонса (Wood Jones, 1879—1954) и Рувьера (Н. Rouviere, 1876—1952).
Развитие анатомии в России
Один из первых русских филологов Епифаний Славинецкий (умер в 1675 году) перевел на русский язык сокращенный вариант книги Везалия «Эпитоме». Однако рукопись его утеряна.
При Петре I в основанной им в 1707 году лекарской школе при генеральном госпитале в Москве производились вскрытия трупов. Будучи в Голландии, Петр I многократно посещал музей Рюйша и купил большую коллекцию его препаратов и рецепты изготовления инъекционных масс (в настоящее время препараты Рюйша хранятся в Ленинграде в Кунсткамере АН СССР, в Военно-медицинской академии им. Кирова и в Казанском медицинском институте). Развитие материалистического естествознания в России в 18 веке особенно продвинулось вперед после основания в 1724 году Академии наук и благодаря трудам гениального ученого М. В. Ломоносова (см.). Первым русским анатомом был ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724—1796), известный работами о строении и функциях желудка, о телосложении человека; одним из первых он правильно понял, что изучение А. важно для разработки основ гармонического физического развития человека.
Выдающимся русским анатомом того времени был профессор Московского генерального госпиталя К. И. Щепин (1728—1770). Курс анатомии и ряд других смежных наук на медицинском факультете Московского университета (открытого в 1755 году) читал С. Г. Зыбелин (см.) — автор «Слова о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней», опубликованного в 1777 году М.И. Шеин (1712—1762) создал первый анатомический атлас (рис. 4) «Syllabus,sen index omnium partium corporis humani figuris illustratus» (1744), перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Гейстера (L. Heister)(Cn6.,1757) и положил много труда на создание русской анатомической терминологии. Н. М. Амбодик-Максимович (см.) в 1783 году издал «Анатомико-физиологический словарь», явившийся вкладом в создание отечественной анатомической терминологии. В 18 веке в Москве был построен первый анатомический театр. В это же время благодаря ряду оригинальных исследований русских ученых отечественная анатомия вышла на арену мировой науки. Так, в 1782 году А. М. Шумлянским опубликовано оригинальное исследование о строении почек.
В 1780 году Д. И. Иванов издал труд о происхождении межреберных нервов, в котором впервые правильно установлены взаимоотношения между спинномозговыми нервами и симпатическим нервным стволом с отходящими от него ветвями.
Большое значение для развития анатомии имело опубликование петербургским ученым К. Ф. Вольфом (см.) в 1759 году книги «Theoria geiierationis», в к-рой показаны последовательные превращения и новообразования органов, происходящие при развитии цыпленка.
В Петербургской медико-хирургической академии возникла крупная русская анатомическая школа. Создателем ее являлся П. А. Загорский (см.), написавший первое оригинальное отечественное руководство по анатомии — «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела. » (1802). Эта книга служила учебником анатомии в течение нескольких десятилетий. Из школы П. А. Загорского вышли профессора И. Д. Книгин, П. С. Карейша, Я. А. Наранович, а также И. В. Буяльский (см.), крупный анатом я хирург, опубликовавший получившие европейскую известность и признание анатомо-хирургические таблицы. Буяльский первым читал курс пластической анатомии в России. Особое развитие получила топографическая анатмия благодаря деятельности гениального русского ученого — анатома, хирурга и общественного деятеля Н. И. Пирогова (см.). Он создал учение о топографии главных кровеносных сосудов, нервных стволов и о фасциях; предложил для изучения взаимоотношений между органами метод распилов замороженных трупов и метод ледяной скульптуры: на замороженном трупе долотом и молотком удаляют определенные части тела, чтобы открыть и скульптурно представить отдельный орган или взаимоотношения между органами (рис. 5). Огромной славой пользуется знаменитый труд Н. И. Пирогова «Anatome topographica sectionibus per corpus humanum congelatum triplici directione ductis illustrata» («Топографическая иллюстрированная анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело человека»), издававшийся с 1852 по 1859 годы.
П. Ф. Лесгафт (см.) развивал функционально-анатомическое направление; итогом его научного творчества явилась книга «Основы теоретической анатомии», в которой выдвигаются и обосновываются идеи взаимной приспособленности формы и функции.
В Московском университете в конце 19 века возникла анатомическая школа Д. Н. Зернова (см.), который известен своими исследованиями индивидуальной изменчивости борозд и извилин коры мозга; им составлен учебник описательной анатомии. Во второй половине 19 века успешно работали анатомы киевской и харьковской школ. Профессором Киевского университета В. А. Бецом (см.) изучены особенности строения коры в различных участках больших полушарий головного мозга, открыты гигантские пирамидные клетки (клетки Беца). Он установил принципы архитектонического расчленения коры мозга на основные области. М.А. Тихомиров (1848—1902) создал учение о вариантах артерий и вен, которое основывалось на принципах развития сосудистой системы в филогенезе. Большой вклад в изучение лимфатической системы желудка, печени и почек внес своими работами (1902, 1904) киевский анатом Ф. А. Стефанис. В Харькове А. К. Белоусов (1848—1908), одним из первых исследовал иннервацию кровеносных сосудов. Профессор анатомии Новороссийского университета Н. А. Батуев (см.) перевел на русский язык и издал анатомический атлас Шпальтегольца — один из лучших атласов, по которому учились многие поколения отечественных медиков.
Современная анатомия
Главнейшим направлением современной анатомии, которое традиционно развивают отечественные ученые, является функциональное.
Функциональный подход к изучению строения тела определяет использование современной анатомией наряду с описательным и экспериментального метода исследования. Широко применяется анатомический эксперимент на животных.
Огромное значение приобрел эволюционный метод исследования. Современная анатомия использует материалы палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии.
В СССР благодаря постоянной заботе Партии и Правительства о развитии науки, в связи с ростом числа научных учреждений и вузов появились широчайшие возможности для развития анатомии. Больших успехов достигли Г. М. Иосифов (1870—1933) и Д. А. Жданов (см.), создавшие современное учение о лимфатической системе человека и животных. В. П. Воробьев (см.) развивал функционально-анатомическое направление и пропагандировал понимание строения и формы тела человека в свете фило- и онтогенеза. Его взгляды нашли отражение в книге «Анатомия человека». В результате развития советскими анатомами методов макро- и микроскопического исследования (В. П. Воробьев) фиксированных препаратов и прижизненных отношений органов и тканей в опытах на животных возникли новые взаимоотношения между макро- и микроскопической анатомией и гистологией. В. П. Воробьев раскрыл макро- и микроскопическое пограничное поле исследования, разработал методы избирательной окраски нервов с последующим просветлением препаратов. Он и его ученики исследовали вегетативную иннервацию внутренних органов и кровеносной системы. На протяжении более 50 лет ленинградскую школу анатомов возглавлял В. Н. Тонков (см.). Заслугой его является экспериментально-анатомическое изучение кровеносных сосудов, к-рое показало высокую приспособляемость артерий и вен к меняющимся условиям функционирования. Его ученик Б. А. Долго-Сабуров (см.) продолжил разработку функциональной анатомии кровеносных сосудов и внес много нового в изучение иннервации вен. Велики заслуги в развитии топографической и прикладной анатомии В. Н. Шевкуненко (см.), создавшего свою школу и подготовившего плеяду крупных советских хирургов и топографоанатомов. Важные историко-медицинские исследования осуществил В. Н. Терновский (см.). Благодаря его трудам были изданы на русском языке произведения классиков анатомии — Галена, Ибн-Сины, Везалия, Леонардо да Винчи. Кроме того, ему принадлежит ряд важных трудов по морфологии нервной системы. В. Н. Терновским воспитаны многочисленные кадры анатомов для ряда союзных республик.
Многообразные задачи современной анатомии успешно разрешаются благодаря развитию сложной анатомической техники исследования строения тела человека. Тонкое препарирование производится при рассматривании через бинокулярный микроскоп; при этом препарат находится в воде или на препарируемый участок падают капли воды. Для предупреждения гниения тканей тела и в целях их уплотнения применяю формалин, спирт или сохраняющие цвет тканей жидкости. Ткани препарата для специальных целей могут быть пропитаны парафином или другими веществами. Препараты костей скелета готовят различными способами мацерации. Широко применяется инъекция, то есть наполнение кровеносных и лимфатических сосудов, выводных протоков желез и других полостей различных органов жидкими или застывающими красками. В качестве основы для инъекционных масс используют различные масла, скипидар, воск, канифоль и другие смолы; клей, желатину и ряд свертывающихся и оплотневающих в сосудах белковых жидкостей, целлоидин, синтетический каучук, органическое стекло и другие пластмассы. Применяют также ртуть и смеси легкоплавких металлов. Инъекции производятся шприцем или специальными аппаратами. Инъекция застывающих масс, например восковых, целлулоидных, резиновых, металлических и других, нередко совмещается с коррозией. Этот метод заключается в том, что после инъекции, например артерий, ткани органа растворяются действием кислоты или щелочи, освобождая слепок сосудов, наполненных устойчивой по отношению к разрушающей орган жидкости твердой массой. Большое распространение имеют методы избирательной окраски, например нервной ткани, метиленовым синим по Догелю—Воробьеву с последующим просветлением тканей физико-химическим или физическим способом, а также просвечиванием органа проходящим или отраженным светом.
Развитие новых методик в морфологических исследованиях (электронномикроскопических, гистохимических и других), а также совершенствование микроскопической техники дало возможность анатомам проводить исследование органов и систем вплоть до микроскопического уровня.
Наконец, в современной анатомии широко применяются рентгеноскопия и рентгенография.
Научно-исследовательская работа по анатомии в СССР и за рубежом ведется преимущественно на кафедрах анатомии медвузов и медфакультетов университетов. Советские анатомы успешно развивают различные направления анатомии человека. М. Ф. Иваницкий (1895—1969) — организатор кафедры анатомии Московского иниверситета физической культуры, специалист по динамической анатомии, явился идейным продолжателем трудов П. Ф. Лесгафта; он осуществил также серию исследований по проекционной анатомии. Г. Ф. Иванов (1893—1956), возглавлявший кафедру анатомии 1-го ММИ, развивал экспериментально-анатомические исследования, ему принадлежит руководство «Основы нормальной анатомии человека». Практическая направленность анатомических исследований выразилась, напр., в сотрудничестве анатомов с хирургами при решении задач трансплантации органов. Знаменательной является работа анатомов в пограничных областях знаний, находящихся на стыке анатомии с физиологией, гистологией, антропологией, эмбриологией. Проблемами изучения эмбрионального органогенеза и вегетативной нервной системы занимается Д. М. Голуб со своими учениками.
Заслуживают внимания многолетние исследования М. Г. Привеса по экспериментальной ангиологии и функциональной остеологии. Далеко продвинулось вперед учение о фасциях и клетчаточных пространствах (В. В. Кованов с сотрудниками).
Весьма перспективной оказалась разработка проблемы микроциркуляции морфологическими методами. Важны для медицинской практики исследования по проблемам клинической и хирургической анатомии, проводимые Б. В. Огневым (Москва), Г. Е. Островерховым (Москва), М. А. Сресели (Ленинград), С. С. Михайловым (Москва) и их учениками. Большой вклад в развитие прикладной, эволюционной, функциональной, экспериментальной А. внесли М. С. Спиров, К. И. Кульчицкий, В. Г. Касьяненко, Р. Д. Синельников, В. И. Зяблов, Е. П. Мельман, Н. А. Джавахишвили. Большую работу проводит по изучению морфологических изменений в процессе адаптации человека и животных к условиям высокогорья Я. А. Рахимов с сотрудниками.
Для развития современной анатомии за рубежом также характерно функциональное направление и применение экспериментальных методик.Прогрессивные традиции в макроанатомии продолжают Шумахер (Schumacher) в ГДР; Чигак (R. Cihak), Кос (J. Коз), Мунка (Munka) в ЧССР; Каданов и Банков в НРБ; Оттавиани (G. Ottaviani) в Италии, Кернер (J. Kerner) и Бойд (J. Boyd) в США и др. Наиболее крупными представителями анатомических школ и направлений, применяющих новые методы исследований, являются Баргманн (W. Barg^ mann) в ФРГ, Вольфф (Е. Wolff) и Дельма (A. Delmas) во Франции, Сентаготаи (J. Szentagothai) и Кромпехер (S. Krompecher) в Венгрии, Митчелл (G. A. Mitchell) в Англии, Беннет (S. Bennet), Найслй (W. H. Knisely) в США.
В 20 веке широкое распространение приобрели анатомические атласы; наибольшую известность приобрели атласы Тольдта (С. Toldt), Соботты (J. Sobotta) и особенно Шпальтегольца (W. Spalteholz). Интересен «Стереоскопический атлас по препаратам» Каннингема (R. S. Cunningham), изданный в России под редакцией Дьяконова. Многие руководства по анатомии, напр. Раубера — Копша (A. Rauber, F. Kopsch), Брауса, Рувьера, В. П. Воробьева, Тандлера (J. Tandler), являются одновременно анатомическими атласами. Следует отметить оригинальные атласы Энсона (В. J. Anson), Вольф-Хайдеггера (G. Wolf-Heidegger), а в СССР — В. П. Воробьева (в 5 томах) и Р. Д. Синельникова (в 3 томах).
Серьезным смотром научных достижений морфологических наук, особенно советской анатомии, явился IX Международный анатомический конгресс, проведенный в Ленинграде в 1970 году. Он показал возросший технический уровень работ и глубокую теоретическую вооруженность морфологов.
Международные федеративные конгрессы анатомов созываются Интернациональной федерацией анатомов с 1905 году I конгресс состоялся в Женеве в том же году. II конгресс анатомов был созван в 1910 году в Брюсселе, III — в 1930 году в Амстердаме, IV — в 1936 году в Милане, V — в 1950 году в Оксфорде, VI — в Париже в 1955 году, VII — в Нью-Йорке в 1960 году, VIII — в Висбадене в 1965 году, IX — в Ленинграде в 1970 году. Советские ученые присутствовали и выступали с докладами на всех международных конгрессах анатомов.
Анатомические исследования публикуются в специальных журналах. В СССР продолжает выходить основанный в 1916 году А. С. Догелем «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Из зарубежных периодических изданий наибольшей известностью пользуются: «Anatomischer Anzeiger» (основан в 1886 году в Германии); «Zeitschrift fur Anatomie und Entwicklungsgeschichte» (1875, Германия); «Gegenbaurs morphologisches Jahrbuch» (1875, Германия); «Journal of Anatomy» (1866, Англия); «Archivio italiano di anatomia e di embriologia» (1902, Италия); «Anatomical Record» (1906, США); «American journal of Anatomy» (1901, США); «Acta ana-tomica» (1945, Швейцария); «Folia morphologica» (Чехословакия); «Acta morphologica» (Венгрия).
Анатомия в медвузах СССР преподается на 1, 2 и 3-м семестрах. Лекционный курс представляет систематическое изложение теоретических положений и фактического материала современной анатомической науки. Студенты должны научиться понимать анатомические данные в свете их функционального значения, рассматривать форму, строение, положение, топографию органов человека как результат сложной причинно обусловленной истории развития, а также понять практическое значение анатомии как основы медицины. Важным условием для успешного проведения лекционного курса является демонстративность лекций, для чего используются натуральные препараты, муляжи, таблицы, диапозитивы и учебные кинофильмы,
На практических занятиях по анатомии студенты изучают фактический материал в процессе анатомического препарирования трупа. Часть практических занятий проводится на готовых препаратах, которые демонстрируются ассистентом и при его активной консультации изучаются студентами индивидуально с помощью атласа. Демонстрация ведется на готовых препаратах с использованием таблиц, рентгенограмм. Ассистент должен подкреплять демонстрации схематическим рисунком на доске, а также препарировать демонстрируемый орган или область в присутствии студентов, чтобы они знакомились с образцовой анатомической техникой и послойной топографией области.
Однако препарирование на трупе — главный, но не единственный метод изучения анатомии. На практических занятиях студенты должны прощупывать на живом человеке и целом трупе костные выступы, суставные щели, мышцы в расслабленном и сокращенном состоянии, артериальные и нервные стволы, исследовать движения в суставах, научиться понимать рельеф тела, представлять проекции органов, сосудов и нервов на поверхность тела.
Каждая кафедра анатомии должна иметь анатомический музей, состоящий из размеченных, снабженных подробными описаниями, рационально смонтированных и размещенных в закрытых витринах препаратов. Здесь и в секционных залах студенты работают самостоятельно.
В большинстве мединститутов по окончании 1-го семестра студенты сдают зачет по анатомии костей, суставов и мышц, во 2-м семестре — зачет по спланхнологии и анатомии центральной нервной системы, 3-й семестр заканчивается экзаменом по всему курсу анатомии. См. также Медицина.
Библиография
История
Руководства и справочные издания
Анатомия человека, под ред. С. С. Михайлова, М., 1973; Воробьев В. П. Атлас анатомии человека, т. 1—5, М.—Л., 1946—1948; Воробьев В. П. и Иванов Г. Ф. Краткий учебник анатомии человека, т. 1—2, М.—Л., 1936; Зернов Д. Н. Руководство описательной анатомии человека, М., 1938; Иванов Г. Ф. Основы нормальной анатомии человека,т 1—2 М., 1949; Курс топографической анатомии, под ред В. Н. Шевкуненко, Л.—М 1935; Лубоцкий Д. Н. Основы топографической анатомии, М., 1953; Лысенков Н. К. и Бушкович В. И. Нормальная анатомия человека, М., 1943; Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н. и Бомаш Ю. М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, М., 1972, библиогр.; Павлов Г. М. и Павлова В. Н. Пластическая анатомия, М., 1967; Привес М. Г., Лысенков Н. К. и Бушкович В. И. Анатомия человека, Л., 1969; Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека, т. 1—3, М., 1967—1968; Тонков В. Н. Учебник нормальной анатомии человека, Л., 1962; Ansоn В. J. An atlas of human anatomy, Philadelphia — L., 1963; Вenninghоff A. Lehrbuch der Anatomie des Menschen, Bd 1—3, München — В., 1939—1950; Вraus H. Anatomie des Menschen, Bd 1—4, В. — Heidelberg, 1929—1939; Соrning Н. К. Lehrbuch der topographischen Anatomie, München. 1944; Cunningham D. J. Textbook of anatomy, L. a. o., 1947; Grant J. С. В. A method of anatomy, Baltimore, 1948; Gray’s anatomy, ed. by D. V. Davies a. R. E. Coupland, L., 1967, bibliogr.; Kiss F. u. Szentagothai J. Anatomischer Atlas des menschlichen Korpers, Bd 1—3, Lpz., 1970; Krogman W. M. Bibliography of human morphology 1914—1939, Chicago, 1941; Lambertini G. Anatomia dell’uomo, v. 1—7, Napoli, 1954—1955; Marshall C. An introduction to human anatomy, Philadelphia — L., 1955; Rauber A. u. Коpsсh F. Lehrbuch und Atlas der Anatomie des Menschen. Bd 1—3, Lpz., 1951—1953; Rogalski T. Anatomia czlowieka, v. 1—2, Warszawa, 1954; Rouvière H. Anatomie humaine, t. 1—3, P., 1954; Sobotta J. Atlas der descriptiven Anatomie des Menschen, Bd 1—3, München — В., 1953; Spaltehоlz W. Handatlas und Lehrbuch der Anatomie des Menschen, Amsterdam, 1954; Testut L. et Latarjet A. Traité d’anatomie humaine, t. 1—5, P., 1948—1949; Tittel K. Beschreibende und funktionelle Anatomie des Menschen, Jena, 1970, Bibliogr.; Toldt C. An atlas of human anatomy, N. Y., 1942; Woerbeman M. W. Atlas of human anatomy, v. 1—3, Amsterdam, 1948—1956.
Периодические издания
Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, Л.—М., с 1931; Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии, Л., 1916—1930; Acta anatomica, Basel — N. Y., с 1945; American Journal of Anatomy, Philadelphia, с 1901; Anatomical Record, Philadelphia, с 1906; Anatomischer Anzeiger, Jena, с 1886; Archiv für Anatomie und Physiologic, Lpz., 1877—1920; Archivio italiano di anatomia e di embriologia, Firenze, с 1902; Ergebnisse der Anatomie und Entwicklungsgeschichte, Wiesbaden, с 1892; Excerpta medica, Section I — Anatomy, Anthropology, Embryology and Histology, Amsterdam, с 1947; Journal of Anatomy, L., с 1866; Morphologisches Jahrbuch, Lpz., с 1875; Zeitschrift fur Anatomie und Entwicklungsgeschichte, В., с 1875.
Д. А. Жданов, В. В. Куприянов.