Андрагогика что это такое
Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики
Краткая история андрагогики
Термин «андрагогика» не нов. Он был впервые введен в научный оборот в 1833 г. немецким историком А. Каппом. Практически одновременно с немецким коллегой Э. Л. Трондайк доказал, что вне зависимости от уровня подготовки человека его способность к учебе в возрасте 22–45 лет находится на некотором мало изменяющемся устойчивом уровне.
Во второй половине XX века ученые обратились к исследованиям Трондайка в связи с возросшей потребностью переобучения большого количества взрослых людей. Сильно выросло качество жизни, и как следствие, снизилась рождаемость и усилился процесс старения населения европейских государств. Большое влияние на андрагогику в это время оказала гуманистическая философия, в частности, её положения заняли важное место в исследованиях К. Роджерса, который написал пять постулатов гуманистической модели обучения (взрослых). Вот они:
Исследования Ноулса фиксируют различия в обучении студентов и групп взрослых. Например, учебный процесс в андрагогике получил отличную от педагогической оригинальную модель. Изменилось и содержание обучения. Лекционные часы сокращаются, а предпочтительной формой учебы становятся практические занятия, семинары, дискуссии, работа с кейсами, деловые игры. В содержательном поле андрагогику характеризует высокий приоритет комплексных (междисциплинарных) занятий над теоретическими.
Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей
Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов.
Кто изобрёл андрагогику
Андрагогика — это наука обучения взрослых людей. Хотя этот термин, в противоположность педагогике, немецкий учитель Александр Капп ввёл ещё в 1833 году, сам подход сформировался гораздо позже. Его создателем считается американский педагог Малкольм Ноулз. Свои идеи о том, как помогать зрелым людям учиться, Ноулз описал в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Её первое издание увидело свет в 1973 году, затем книга неоднократно переиздавалась.
Во «Взрослом ученике» Ноулз привёл обзор существующих теорий обучения и преподавания и рассказал об исследователях, подготовивших почву для появления андрагогики. Среди них педагог упомянул, например, американского теоретика образования Эдуарда Линдемана, автора книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education).
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Чем андрагогика отличается от педагогики
Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.
Необходимость знаний
Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.
Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.
Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.
Представление ученика о самом себе
Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.
Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.
Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».
Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.
Предыдущий опыт ученика
Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.
В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.
Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.
Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.
Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:
Готовность учиться
Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.
Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.
Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.
Фокус обучения
При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.
В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.
Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.
Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.
Мотивация
Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.
Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.
Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.
Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.
Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику
Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.
Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.
Обучение взрослых: андрагогика. Как учиться, если вам уже не 20?
Что такое андрагогика?
Всем известно, что педагогика – это наука об образовании, воспитании и развитии детей. Однако не каждый слышал, что есть еще андрагогика. Она занимается разработкой эффективных методов обучения взрослых людей.
По оценкам авторов исследования EdMarket Research, к 2030 году доля непрерывного образования в мире составит 8 % – столько же, сколько дошкольное
Термин «андрагогика» ввел немецкий педагог Александр Капп в 1833 году, определив его как педагогику для взрослых. Тогда понятие не получило широкого применения, потому что в XIX веке профессию выбирали, как правило, в молодом возрасте и на всю жизнь. На одном предприятии или в одной сфере могли работать несколько поколений семьи, и это считалось нормальным.
Андрагогика стала популярной после Второй Мировой войны, когда многие столкнулись с необходимостью профессиональной переподготовки. В российской науке термин «андрагогика» появился в 1990 году после публикации работы доктора педагогических наук Сергея Змеева «Теория обучения взрослых (андрагогика) за рубежом на современном этапе».
Принципы андрагогики
В 1980-х годах стремительное развитие технологий заставило предприятия перестраивать работу производства, автоматизировать процессы. Профессии, которые еще вчера были востребованными, оказались не нужны. У миллионов людей возникла необходимость срочно переучиваться, менять свою деятельность.
В это же время американский педагог Малколм Ноулз выпустил фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых:
Современная наука выделяет больше принципов, но они основываются на тех, что обозначил Ноулз:
Особенности андрагогики
Обучение взрослых кардинально отличается от обучения детей. Если заставить взрослого проходить курсы просто потому, что надо, он сделает это для «галочки», а знания окажутся неусвоенными.
В отличие от ребенка, у взрослого есть опыт, через который он воспринимает новую информацию, ограничения, которые могут мешать (необходимость зарабатывать деньги, заботиться о близких и т. п.), определенное видение своего будущего. Учебная программа должна это учитывать.
Согласно четвертому Всемирному докладу об обучении и образовании взрослых ЮНЕСКО, не все работодатели готовы увеличить расход на получение дополнительного профессионального образования своими сотрудниками.
Те, кто готовы вкладывать деньги в повышении квалификации сотрудников, имеют конкурентное преимущество. Чем большим количеством знаний обладают работники, тем большую отдачу получает организация. Кроме того, готовность компании вкладывать средства в развитие сотрудников позволяет повысить их лояльность.
Важность повышения квалификации персонала пока понимают не все российские работодатели. В 2019 году оплачивать дополнительное образование были готовы менее 15 %
Отличаются схемы, методы обучения. При обучении ребенка главную роль играет учитель, в андрагогике она отводится обучаемому. Задача преподавателя – направить процесс.
Количество теории уменьшается. Большая роль отводится практическим занятиям. Проводятся деловые игры, дискуссии, разбираются кейсы, решаются определенные производственные задачи, то есть взрослому человеку необходимо наглядно видеть, как полученные знания и навыки могут помочь в дальнейшем.
С учетом этих принципов выстроены все курсы TeachLine. После каждого занятия участники выполняют практические домашние задания, а преподаватель дает по ним обратную связь.
Разделы андрагогики
Общая наука делится на разделы.
В последнее время набирает популярность работа с людьми, которые потеряли работу или находятся на грани увольнения. Это тоже специальные разделы андрагогики.
Андрагогика: методы обучения
При обучении детей часто используется пассивный метод, когда главная роль отводится преподавателю. Для взрослых он не подходит. Рассказываем, какие методы использует андрагогика.
Во время занятия может использоваться мозговой штурм, круглый стол, деловые и ролевые игры, ситуационный анализ, мастер-классы и другие методики.
Заключение
Мы живем в постиндустриальном мире, где современные технологии упрощают механический труд, фрилансеры выполняют проекты для разных компаний, а спрос в креативных областях растет. Все это требует получения новых навыков и изменения отношения к организации работы. Поэтому не стоит думать, что, если вам перевалило за 30, 40 или 60 лет, получать знания ни к чему. Непрерывное образование – тренд современности и игнорировать его в постоянно меняющихся условиях жизни не стоит.
Андрагогика — полезные принципы обучения взрослых?
Как обучать взрослых? Каковы основные принципы обучения данной возрастной группы? На что обращать внимание, создавая программу и подбирая учебную программу? Ответить на эти вопросы поможет андрагогика.
В заголовке статьи есть и определение понятия «андрагогика» и сомнение. Акценты в нем можно расставить по-разному. Это полезные принципы? Это принципы обучения? Это принципы обучения взрослых? С этими вопросами мы и разберемся.
Само понятие тоже неоднозначно. Есть как минимум три области его применения: оно используется как максимально широко, для обозначения отдельной научной теории о личностной самореализации человека в течение всей его жизни, и просто как «более удачный» синоним к термину «образование взрослых». Этимология слова (от греческого andros – «взрослый мужчина» и ago — «веду»), конечно, допускает все этим трактовки.
Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения Александром Каппом, но тогда теория постоянного обучения не получила поддержки. Не хотелось тогдашним ученым мужам официально признавать себя «вечными студентами».
Вторую жизнь понятию дал американец немецкого происхождения Эдуард Линдеман в 1926 г. в работе The Meaning of Adult Education, а широкое распространение и термин, и принципы получили благодаря работам его ученика Малколма Ноулза, которого часто называют основателем науки об обучении взрослых, хотя даже поверхностный информационный поиск показывает, что это не так. В то же время, именно он сформулировал предположения (assumptions) об особенностях обучения взрослых и следующие из них принципы, которым стоит следовать в обучении взрослых.
Рассмотрим эти аспекты андрагогики с позиции того, что они могут означать практически в преподавании английского языка. Здесь я руководствуюсь своим опытом.
Предположения об особенностях взрослых в обучении
Представление о самом себе (Self-concept)
Взрослый человек воспринимает себя как более независимую, автономную личность (self-directed), в меньшей степени нуждающейся в руководстве, по сравнению с ребенком.
Как использовать
Дайте своим ученикам больше автономии. Learner-based approach is a must, teacher-centred lessons are going to fail.
Взрослым нужно гораздо меньше конкретных указаний, чем детям
Они могут сами прочитать задание и начать его выполнять, не стоит повторять очевидное. Более того, имея свой жизненный опыт и опыт обучения, взрослые ученики могут творчески переосмыслить задание, предложить другой способ его выполнения или вообще самоорганизоваться и работать без видимого участия преподавателя в парах или группах. Все это необходимо воспринимать не как саботаж, а как ценные сигналы проявления интереса и вовлеченности.
Дайте много полезной информации, с которой можно работать самостоятельно
Хорошие справочники/интернет-ресурсы, подходящие по уровню, где можно было бы самому найти сведения по грамматике и произношению. Порекомендуйте сервисы для самостоятельного повторения лексики и изучения новых слов. Присылайте ссылки на интересные вебинары. Если требуются конкретные указания, взрослые могут опереться на свой собственный опыт и работать автономно. Обучение для взрослых можно организовать в форме самостоятельной индивидуальной или групповой работы без участия учителя. Кроме того, вы можете придумать для них игры и симуляции без какой-либо вводной информации. В этом случае они будут придумывать правила на ходу, при необходимости получая дополнительные сведения при помощи электронного курса.
Предложите возможность выбора
тем и материала для занятий, особенно если это индивидуальные занятия. Взрослые ученики должны иметь возможность учиться на своих условиях.
Опыт (Experience)
Весь багаж знаний и умений взрослых учеников — это ресурс, который необходимо использовать в обучении.
Как использовать
Преподавателям языка очень повезло, так как язык — это средство общения, и учить ему мы можем, общаясь именно на те темы, которые интересны нашим взрослым ученикам. У нас уже нет задачи их развивать и образовывать. Некоторые из них вполне могут ответить вам взаимностью, и это ли не интересно? А если не могут, то вряд ли ваши попытки восполнить пробелы в кругозоре будут встречены с энтузиазмом, потому что см. п. 1.
Так что готовьте интересные для учеников темы, связанные с их профессией, увлечениями, опытом путешествий, говорите с ними о книгах и фильмах, которые произвели на них впечатление, о новостях и трендах. Нет плохих тем в принципе, есть неинтересные этому конкретному взрослому и вот они — плохие.
Попросите ученика подготовить рассказ
или презентацию о том, что ему по-настоящему интересно / в чем он чувствует себя особенно сведущим. Дайте возможность прочувствовать, что английский язык — это еще один инструмент для передачи своего опыта, а не что-то, что нужно «выучить».
English for Specific Purposes
то вам даже не надо искать материалы. Попросите ученика дать вам все, что он считает достойным внимания и необходимым лично для себя в этой специальной области. Обращайтесь к нему с вопросами по его профессиональной области. Работать в тандеме — это очень перспективная форма занятий.
Готовность к обучению (Readiness to learn)
С возрастом человек тем больше готов учиться, чем больше последствий он видит в учении для развития и укрепления своей социальной роли.
Как использовать:
Покажите на практике, как изучение английского языка помогает развить навыки, соответствующие важной для вашего ученика социальной роли. Он ориентирован на профессиональное развитие? Создайте/обновите вместе его профиль на LinkedIn, дайте задание написать комментарий к посту на профессионально значимую тему.
Любит выкладывать фотографии в соцсетях? Попросите написать текст к фотографии на английском языке.
Часто путешествует/ходит в рестораны/смотрит все новые фильмы? Попросите написать отзыв о гостинице, о последнем ужине, о недавней премьере для заранее выбранного сайта, где можно разместить этот отзыв, который кому-то поможет сделать правильный выбор или не сделать неправильный.
Ориентация на обучение (Orientation to learning)
Взрослые отзываются на проблемно-ориентированное обучение, им важно видеть, как полученное знание можно применить в контексте своей жизни непосредственно здесь и сейчас, отсроченное применение знания, по понятным причинам, мотивации не создает.
Как использовать
У взрослых нет времени на изучение абстрактных сведений. Не рассказывайте им правила употребления Present Perfect. Покажите, как эта форма поможет сообщить захватывающую новость другу или коллегам.
Не бомбардируйте их списками «полезных фраз для выражения мнения», «способов выразить согласие/несогласие». Организуйте дискуссию по важной для них теме, и они сами найдут нужные фразы в заботливо подготовленных вами шпаргалках с этими списками. же предпочитают не тратить время на абстракции.
Им нужно то, что поможет им решить проблемы, которые уже возникают у них на регулярной основе. Не забудьте рассказать, чем будет полезен им ваш курс. По возможности приведите реальные примеры и расскажите достоверные истории.
Мотивация к обучению (Motivation to learn)
В обучении взрослых ключевую роль играет внутренняя мотивация, заставить учиться взрослого человека практически невозможно. Взрослому важно видеть, что именно дает обучение лично ему, если ничего — оно бессмысленно.
Как использовать
Объясняйте, зачем вы делаете то, что вы делаете.
Вы учитесь задавать вопросы, чтобы уметь поддержать беседу (с коллегой во время кофе-брейка на международной конференции или с друзьями уехавших за границу родственников, к которых ваш ученик едет в гости). Вы пишете сочинения, чтобы тренировать умение излагать непростые мысли связно. Вы читаете и слушаете аутентичные новостные сообщения, чтобы иметь возможность сравнивать информацию из разных источников.
Чем больше связей между учебными заданиями и реальной жизнью видит взрослый ученик, тем значимее эти задания и курс английского языка в целом. А тот факт, что вы приводите такую аргументацию, позволяет ученику ощущать свою значимость в процессе, что важно (см. п. 1).
Принципы обучения взрослых, сформулированные Ноулзом, основаны на этих пяти допущениях и уже частично были представлены выше в интерпретации того, как использовать качества взрослых учеников на занятиях английским.
Вот эти принципы в инфографике:
Пришло время ответить на вопросы
Андрагогика — это принципы обучения?
Скорее, да, но с уточнением — обучения через сотрудничество. Не случайно программная работа Ноулза была названа «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».
Термин «андрагогика» был образован по аналогии с термином «педагогика», но вести за собой мальчика (peida) — естественно и правильно в большинстве ситуаций, а вот быть проводником взрослому человеку нужно только тогда, когда это необходимо.
Это принципы обучения взрослых?
Думаю, что все, кто прошел курс CELTA, вообще не поймет, о чем тут говорить, когда все эти принципы формируют learner-centred approach, на котором основана коммуникативная методика преподавания английского языка.
Многие из этих принципов будут полезны и в работе с подростками, и даже младшими школьниками, но при условии, что их мотивация — внутренняя, то есть, более «взрослая» чем «спихнуть экзамен» и «родители подарят айфон, если получу высший балл по инглишу».
Это полезные принципы?
Это можно будет понять на практике. Из своего опыта скажу, что только такой подход и работает со взрослыми.
Будут свои варианты и вариации, кому-то захочется поучить правила в чистом виде, кому-то — получать четкие инструкции к каждой, даже самой простой задаче, кто-то не захочет делать много творческих заданий.
На курсе CELTA в группе Upper-Intermediate был один японец-пенсионер, который хотел освоить профессию переводчика. Мы проводили анкетирование наших учеников для одного из assignments, и этот господин на вопрос о предпочитаемых темах ответил, что все темы, которые будут ему предложены преподавателями, он считает чрезвычайно полезными для себя.
При этом его уровень был скорее Advanced и большинство тем были довольно легкими, но он бы никогда об этом не сказал. Но тут нужно умножить возраст на культурные особенности и особенности личности, это был классический пожилой японец.
А фундаментально все взрослые — одинаковы в своем желании учиться «так, чтобы не было мучительно больно», а было «полезно, интересно и про меня». И не только взрослые, наверное, но это уже другая тема, и в ней у меня нет никакого опыта.