Анима и анимус что это простыми словами
Анима и Анимус
Думаю, не является новостью то, что мы воспринимаем мир дуально — через противоположные полюса, составляющие, тем не менее, единое целое. Одна из таких дуальностей — сознательное/бессознательное. Другая — мужское/женское. И, поскольку мужчина сознательно определяет себя как мужчину, из этого следует, что в его бессознательном есть женское начало, как бы парадоксально это не выглядело. И наоборот, у женщины в бессознательном есть мужское начало. Эта идея не нова и принадлежит не мне. В практику психологии первым её ввёл Карл Густав Юнг, назвав эти стороны человеческой психики «Анима» и «Анимус». «Анима» на латыни означает «душа», а слово «Анимус» — мужская форма этого слова. Анима — это женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине.
Если вы незнакомы с этими понятиями юнгианской психологии, и уже собрались поискать в интернете, что это, вы можете прочитать статью Татьяны Ребеко «Архетипы Анима и Анимус». Статья неоднозначная, и лично я многое вижу не так, как в ней описано, но в качестве теоретического экскурса в аналитическую психологию Юнга это может быть полезно. Я же перейду к практике.
Анима и Анимус на практике
А с практикой у большинства всё очень плохо. Для воспитанного в нашем патриархальном обществе мужчины осознать и принять в себе женщину — немыслимо, абсурдно, неприемлемо, для некоторых даже оскорбительно, сама мысль об этом вызывает или смущение, или возмущение, но в любом случае — отрицание и неприятие (я не буду сейчас рассматривать людей с расстройствами гендера — у них другая крайность). Мужские качества в женщине в нашем обществе не столь порицаемы, как женские в мужчине, но дело в том, что здесь речь идёт не о каких-то конкретных мужских или женских качествах или социальных ролях, а о началах, или, в терминологии Юнга, архетипах. И, становясь мужеподобными, женщины не находят в себе мужское начало, как второй полюс, а просто подавляют свою женственность, заменив её псевдомужественностью. Таким образом, оба пола полностью отказывают себе в познании своих внутренних противоположных начал и подавляют их.
А ведь, на самом деле, мы прекрасно знакомы с этими своими частями. Процитирую:
Это знакомство произошло в тот самый миг, когда мы впервые «влюбились по уши». В этот миг женщина познает своего Анимуса, а мужчина с восхищением открывает в себе Аниму, ибо истоки восхищения находятся только в бессознательном, и больше нашему сознанию взять его просто неоткуда. Влюблённость — это на самом деле ничто иное, как пробуждение любви к нашему собственному внутреннему «Я». Тот, другой человек, благодаря которому (и к которому) мы испытали это чувство, конечно, имеет какой-то такой нос или рот, который резонирует с образом нашей Анимы/Анимуса. В нём действительно нашлось нечто, сделавшее возможной проекцию этого нашего внутреннего образа на него. Однако это «нечто» настолько же исчезающе мало, практически невесомо в сравнении с нашими собственными переживаниями, как если сравнить картину и крючок, на котором она висит. Опыт показывает, что такая влюблённость редко длится дольше шести месяцев. Потом чудный образ тускнеет, покрывается трещинами, сквозь которые начинают проступать черты все менее приятные, и далеко не такие прекрасные, как прежде. Вначале мы готовы пойти на любые уступки, чтобы только восстановить и сохранить прежний образ, однако, рано или поздно, наступает момент, когда мы в сердцах бросаем своему сказочному принцу или принцессе: «Ты очень изменился!», само собой, подразумевая при этом перемену к худшему. Мы браним его за «притворство», чувствуя себя обманутыми и разочарованными, и думаем, что наконец-то познали его подлинную натуру. На самом деле, наш партнёр не изменился за это время ни на йоту, просто наша способность проецировать на него свои внутренние образы, уменьшаясь день ото дня, окончательно сошла на нет. Для очень многих это становится поводом бросить его и найти себе новый объект для переноса на него своих проекций, чтобы прожить ещё шесть месяцев в состоянии любовной эйфории. Но есть и люди, со временем научающиеся вникать в суть происходящего, и отличать образ от действительности. Для таких людей настоящая любовь начинается как раз тогда, когда влюблённость проходит.
Таким образом мы познаём «светлую» сторону своей Анимы или Анимуса. Но это ещё не всё.
«Тёмная» сторона Анимы и Анимуса
С учётом того, что Анима и Анимус — это бессознательные части нас, часто получается двойное отрицание и подавление, потому что, на самом деле, почти все мы боимся своего бессознательного, прежде всего потому, что именно в бессознательное мы вытеснили те стороны, грани и части себя, которые мы в себе не принимаем. Но они от этого никуда не исчезли, а просто перестали нами осознаваться. И мы наблюдаем только их противоположные осознаваемые полюса, называя одни из них своими «положительными качествами», а другие — «отрицательными», и тратим кучу сил и энергии на то, чтобы с ними что-то сделать (безрезультатно, конечно), на самом деле, не понимая ни что происходит, ни как с этим справиться. Что уж говорить о том случае, когда речь идёт о «неприемлемом» качестве «неприемлемой» стороны нас?
Например, если вы хотите наказывать других, это значит, что вы хотите наказывать себя. Но желание наказать себя не может существовать само по себе — у него есть второй полюс — желание Анимы быть наказанной (если мы говорим о мужчине). И этот полюс не является противопоставлением первому, напротив, вдвоём они составляют целое, как два полюса магнита составляют единый магнит. Именно поэтому можно годами ходить к психологам, делать те или иные практики, и тысячу раз говорить себе: «Я не нуждаюсь в том, чтобы себя наказывать» — но это будет бесполезно до тех пор, пока Анима одновременно не скажет в унисон: «Я не нуждаюсь в том, чтобы быть наказанной». Но как она может сделать это, если мужчина не признаёт не только того, что его Анима хочет быть наказанной, но даже её существования?
И ведь принять Аниму (мужчине) или Анимуса (женщине) — это не значит сказать себе: «Ну ок, во мне есть женское/мужское начало». Принять Аниму — значит почувствовать её, ощутить её в себе, испытать её эмоции и чувства. Принять Анимуса — значит понять его логику и ощутить его мнение. В обоих случаях это означает увидеть и ощутить себя и мир их способом, кардинально отличным от привычного. Это значит буквально стать ими. И для той части нас, которую обычно называют Эго, и которую мы ассоциируем с сознательной частью нас, это означает отказаться от себя. И именно так это может ощущаться, когда вы осмелитесь пойти навстречу своей второй половинке, которая всегда была внутри вас. Вы можете буквально ощутить себя не собой, ощутить себя кем-то абсолютно непривычным, кем-то противоположного пола. Не нужно пугаться — это нормально. Да вы и сами всё поймёте, если не позволите страху остановить вас на пороге.
Но сможете ли вы, признав существование Анимы/Анимуса, признать и её/его «тёмную» сторону? Ведь всё то негативное, что вы думали или думаете о противоположном поле, даже не обязательно сознательно (а точнее, особенно если не сознательно) — это и есть «тёмная сторона» вашей Анимы. Женщины — слабые, или мужчины — грубые? Это ваша слабость или ваша грубость. Все бабы — шлюхи, или все мужики — похотливые козлы? Познакомьтесь со своей внутренней шлюхой или с похотливым козлом. И помните — это вы сделали её/его такой/таким, загнав эту часть себя в самый тёмный угол своей психики, годами пиная, унижая, презирая и отрицая её.
Другой практический пример: если вы хотите, чтобы другие вам угождали (а ведь именно это часто кроется за фразой «хочу, чтобы было по-моему»), то этим вы отрицаете право других вам отказывать. Но тем самым вы отрицаете и своё собственное право отказывать. И под давлением вашего желания, чтобы вам угождали, формируется противоположный полюс в виде желания вашей подавленной Анимы угождать другим (и даже получать от этого болезненное удовольствие, раз уж вы заставляете её быть такой). Уже догадываетесь, как это может проявляться?
Ключ к пониманию
Подавленные части нас всегда стремятся достучаться до нашего сознания. В данном случае наиболее эффективно у них это получается делать через сны и сексуальные фантазии, особенно те, от которых нам самим стыдно, те, о которых мы никогда никому не расскажем, те, о которых мы сами боимся вспоминать после того, как нас «отпускает». Это те сны и фантазии, которые содержат всё то, что мы считаем порочным, отвратительным, неприемлимым, но какая-то часть нас сладострастно желает ещё и ещё, даже если вы сами себе в этом никогда не признаётесь.
Какая простая мысль: всё, что есть в ваших фантазиях — это и есть вы. Иначе откуда бы оно там взялось? Большинство людей предпочитают отрицать это, ассоциируя себя только с той частью фантазий, которая нравится их Эго. Но, на самом деле, эти сны и фантазии, а особенно их «неприемлемая» составляющая — ключ. Ключ к тому, чтобы наконец-то увидеть и признать то, что есть в нас самих. Ключ к тому, что наконец-то осознать противоположные полюса всех наших эмоций и желаний и увидеть их целиком и без иллюзии двойственности.
Установление контакта с Анимой или Анимусом
Юнг считал, что если мужчина не обретает контакт с Анимой до 35 лет, то он утрачивает всякую жизненность и у него наступает то, что он называл «потерей души». Я бы сказал немного иначе: без контакта с Анимой и, следовательно, со своим бессознательным, мужчина не знает своей души и не имеет никакого шанса о ней узнать. Аналогично для женщин и Анимуса. Иными словами, мы не имеем возможности обрести настоящую целостность до тех пор, пока не осознаем, не прекратим подавлять и не примем эти части нас.
Зато если вы осмелитесь это сделать. Вспомните самое сильное и самое светлое чувство любви, которое вы испытывали, когда впервые влюбились. То самое щемящее, восторженное, безграничное чувство. И представьте, что при этом нет никакой ревности, никакого желания обладать, никакого страха потери, никакого страха отказа, и никакого страха вообще — потому что вы одновременно чувствуете всё то же самое и в такой же степени от объекта влюблённости, который и есть вы сами (ваша Анима/Анимус). И это не имеет никакого отношения к самовлюблённости или нарциссизму, нет. И к раздвоению личности — тоже нет. Сознание при этом целостно, фактически, впервые по-настоящему целостно, поскольку человек перестаёт отрицать часть себя, и речь идёт не об эгоистичной любви Эго к Эго, а о чистой, настоящей любви между мужским и женским началом самого себя. И это чувство остаётся с вами навсегда — потому что вы уже не можете себя разлюбить. Можно жить, не любя себя — всем нам это, к сожалению, удалось, после того как нас в детстве отучили принимать и любить себя (все мы умели это неосознанно). Но пройдя этот путь к целостности осознанно, вы уже никогда себя не разлюбите.
Кроме того, принятие своего второго начала как бы замыкает те самые два полюса, между которыми начинает течь бесконечный поток любви, и внутри включается «реактор», который даёт такое невероятное количество энергии, что все предыдущие состояния «энергонасыщенности» воспринимаются примерно как свет лампочки по сравнению с солнцем.
И ещё, Анима мужчины или Анимус женщины — это их проводник в бессознательное. До тех пор, пока этот контакт внутри себя не установлен — путь туда закрыт. Иногда эта дверь приоткрывается — потому, что даже неосознаваемые Анима или Анимус всё равно безусловно и безгранично любят нас, и всегда пытаются нам помочь. Когда же они осознаны и приняты — это становится огромной поддержкой и помощью в любых жизненных ситуациях, и, в конечном итоге, ключом к личной силе — к настоящей силе, исходящей из настоящей целостности. Ключом к собственной бессмертной душе.
Анима, анимус архетипы бессознательного
«Анима» и «Анимус». «Анима» на латыни означает «душа», а слово «Анимус» — мужская форма этого слова. Анима — это женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине.
АНИМА, АНИМУС (от лат. anima – душа, animus – дух) – бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине.
Понятия Анимы и Анимуса были использованы К.Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных образов наследственного опыта женственности и мужественности, феминности и маскулинности. Анима и Анимус – восходящие к древности, наследственно запечатленные в живой системе и передаваемые поколениями предков образы женщины и мужчины. Эти образы бессознательно проецируются (переносятся) на другого человека, лежат в основе увлеченности противоположным полом, способствуют возникновению чувств любви и ненависти. Они являются архаическими формами тех психических явлений, которые в своей совокупности и целостности нередко называются душой.
Согласно К.Г. Юнгу, образы Анимы и Анимуса локализованы внутри психической структуры: они живут и функционируют в филогенетически глубинном слое бессознательного. В фигурах Анимы и Анимуса находит свое выражение автономный характер того, что он назвал «коллективным бессознательным». Анима и Анимус персонифицируют те элементы его, которые способны интегрироваться в сознание и в этом смысле представляют собой «функции, отфильтровывающие содержимое коллективного бессознательного и передающие его сознанию». Будучи интегрированными, Анима становится Эросом, а Анимус – Логосом.
В аналитической психологии К.Г. Юнга Анима и Анимус играют важную роль в понимании особенностей психологии мужчины и женщины. Анима представляет собой архетип (первоначальный образ) жизни и воспринимается мужчиной в качестве духа. Анимус является духовным образом женщины, но принимается ею за Эрос. Анима – это соединение чувствований, влияющих на мужское миропонимание. Анимус – соединение спонтанных взглядов, оказывающих воздействие на эмоциональную жизнь женщины. Если Анима способствует созданию настроения, то Анимус ведет к возникновению мыслей. Если Анима, по выражению К.Г. Юнга, – это иррациональное чувство, то Анимус – иррациональное суждение. По своей природе Анима эротически-эмоциональна, а Анимус – рассуждающе-критичен. С помощью Анимы мужчина пытается постичь природу женщины. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину. При этом следует иметь в виду, что, с точки зрения К.Г. Юнга, женщина как бы имеет образ мужчин, в то время как мужчина – образ одной женщины.
В своей основе Анима направлена на единение, а Анимус – на обособление. В реальной жизни образы Анимы и Анимуса могут способствовать установлению гармонических отношений между мужчиной и женщиной. Но они могут вести и к конфликтам в силу искажений, связанных с тем, что Анима и Анимус являются персонифицированными комплексами, удерживающими человека в своей власти и порождающими чувства враждебности. Оба образа олицетворяют собой бессознательное и могут выступать в качестве падшей женщины и недостойного мужчины, вызывая тем самым раздражение, порождая неустойчивое настроение и агрессивность. В качестве негативных образов Анима и Анимус часто появляются в сновидениях человека.
Анима может выступать в качестве женского проявления в мужчине, а Анимус – в качестве мужского проявления в женщине. По словам К.Г. Юнга, нет мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ничего женского. В этом смысле можно говорить о женственности мужчин и мужественности женщин. Но охваченной Анимусом женщине грозит опасность потерять свою женственность, точно так же как мужчина рискует феминизироваться, попав под влияние Анимы.
Для ребенка в первые годы жизни Анима сливается с всесильной матерью, а Анимус – с могущественным отцом. С наступлением половой зрелости происходит идентификация (отождествление) с родителями. У мужчины появляется архетип женщины, у женщины – архетип мужчины. Ранее скрытые под маской родительского образа Анима и Анимус обретают самостоятельное значение. Вместе с тем бессознательное влияние родительских образов оказывается столь действенным, что оно нередко предопределяет последующий выбор любимого человека в качестве позитивной или негативной замены матери или отца.
У мальчика эмоциональная связь с матерью может сохраниться на всю жизнь, предопределив его отношения с другими женщинами. В форме материнского образа Анима может быть перенесена на конкретную женщину, в результате чего мужчина становится сентиментальным и завистливым или вспыльчивым и деспотичным. Аналогичная картина может иметь место и у женщин, когда запечатленный с детства образ отца становится тем Анимусом, который бессознательно проецируется на других мужчин, предопределяя тем самым соответствующие отношения с ними. Все это ведет к тому, что, представляя собой психологическую функцию, Анима и Анимус становятся автономными комплексами и не доходят до сознания человека. Чтобы выйти из-под их власти, необходимо, согласно К.Г. Юнгу, выявить их содержание и осознать те бессознательные процессы, которые разыгрываются в Аниме и Анимусе.
В частности, важно понимание того, что когда Анима в достаточной степени укореняется в психике мужчины, то она как бы изнеживает его характер, делая его раздражительным, ревнивым, капризным, тщеславным. Идентификация с Анимой способна привести к гомосексуальности. А длительная утрата Анимы ведет к потере жизненности и человечности, в результате чего происходит преждевременное оцепенение и закостенелость, проявляется фанатическая односторонность и своенравность, наблюдается неряшливость и безответственность, обнаруживается склонность к алкоголизму. Исходя из этого, задача аналитической терапии состоит в том, чтобы подрастающий мужчина обрел силы в освобождении «от аниматической заочарованности матерью», а у мужчины зрелого возраста должна быть по возможности восстановлена «связь с архетипической сферой переживаний».
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
*******
Анима и Анимус: сакральная встреча своей половинки
Сказать по правде, было как-то странно думать о том, что внутри меня живет какой-то Мужчина, о котором я ничего не знаю. Он влияет на то, как я вижу и переживаю Себя в качестве Женщины, Мужчин, которых встречаю в своей Жизни, как веду себя в отношениях с ними… Кто он, какой он, что делает в моем внутреннем мире – масса вопросов и азартное любопытство. Мой внутренний Мужчина – мой Анимус, который для меня пока что остается тайной. Еще у меня есть Анима – внутренняя Женщина, о которой, как мне кажется, я успела что-то узнать. А еще мне интересно, что происходит у них в отношениях, там, на просторах моего бессознательного, встречались они или нет. Карл Густавович Юнг, помоги мне с этим разобраться!
Анима и Анимус – архетипы, которые содержат в себе представления о мужском и женском, их образы. Анима представляет чувства и чувственность (Эрос), Анимус – логику и разум (Логос). Анима – это настроение, а Анимус – мысли. Анима толкает нас к объединению, Анимус – к обособлению. Анима и Анимус – черное и белое, инь и ян – гармония единства и борьбы противоположностей.
Нет Мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ничего женского. То же можно сказать в обратную сторону. С помощью Анимы Мужчина пытается постичь природу Женщины. Благодаря Анимусу, Женщина пытается понять Мужчину. Анима и Анимус могут быть в гармоничных отношениях между собой, но могут и конфликтовать. Кто-то из них может «захватить» большую часть личности и тогда Женщина, в которой преобладает Анимус рискует утратить женственность, а Мужчина, с преобладающей Анимой – потерять мужественность. Анима и Анимус могут быть проявлены и в негативных образах «падшей женщины», «недостойного мужчины». Интересно, как состояние наших внутренних Мужчины и Женщины, их взаимодействие или его (взаимодействия) отсутствие, отражено в нашей Жизни, в наших отношениях?
Кажется, сейчас Анима и Анимус не просто архетипы- «заготовки», а имена обозначающие Мужское и Женское начало. Наверное, Анима и Анимус встречаются или могут встретиться внутри нас в каждой жизненной ситуации, в каждом событии. Ведь по поводу происходящего мы что-то чувствуем и что-то думаем, с чем-то хотим объединиться, слиться, от чего-то обособиться, иногда важно уйти в переживание, иногда – в действие. Любое свое ощущение рассогласованности чувств и мыслей я могу воспринимать как сообщение внутреннего мира о том, что мои Анима и Анимус не встретились, целостности не сложилось, а потому и состояние мое – не очень.
Их встреча сакральна! Потому что у них есть главные подарки друг для друга. Самое ценное, что может подарить Женщина своему Мужчине – это его мужественность, равно как и Мужчина и только он, может дать своей Женщине переживание сути ее женственности. Две половинки могут познать себя и свое целое только через друг друга. Они друг друга усиливают, больше силы и в том целом, что они создают.
Я размышляю о том, что прежде сакральная встреча происходит внутри, потом она становится возможной «снаружи». О том, что Анима и Анимус, живущие в глубинах нашей Души как истина мужского и женского, часто нам не доступны, потому что погребены завалами. Завалы образуются, когда мы растем и верим тому что видим, слышим о Мужчинах и Женщинах, невзгодах их встреч и расставаний. Рисуем наши «невеселые» картинки, изображающие Мужчин и Женщин. Наше глубинное внутренние знание о мужском и женском подвергается искажениям, которые мы получаем травмами и предписаниями в наших родительских семьях, затем уже в личном опыте. Но каждый их нас тоскует о сакральной встрече своей второй половинки, слышит ее зов внутри себя, как что-то истинное и настоящее. Следуя своему зову в реальности, мы можем создать массу иллюзий, идти за ложными ожиданиями, путать тех, кого встречам, с теми, кого действительно хотели бы повстречать. Мы ранимся. Встретить свою вторую половинку – это миф? Мечта? Возможно ли это?
Задаю себе вопрос №1: Кто такая Женщина? Пишу все, что приходит в голову, отключаю все «фильтры», контроль содержания и грамматических ошибок. Разрешаю руке писать все что идет, безостановочно 10 минут. Разрешаю себе любой бред. Дальше выделяю главные мысли, чувства, которые возникают.
Задаю себе вопрос №2: Откуда взялись эти убеждения? Чей-то чужой опыт? Мои собственные?
Задаю себе вопрос №3: Кто такой Мужчина? Снова пишу, выделяю главные мысли, фиксирую чувства и отвечаю на вопрос №2.
Смотрю на то что у меня получилось и пытаюсь провести ряд параллелей со своей реальной жизнью: как я проявляю себя в качестве Женщины?, какие Мужчины со мной рядом?, чего я избегаю, к чему стремлюсь в отношениях с ними? Из каких своих убеждений о «М» и «Ж» я делаю это?
Иду в медитацию. На время покидаю свое привычное пространство и привычные убеждение про «М» и «Ж», иду в то место внутри себя, где живут МОИ Мужчина и Женщина. Наблюдаю. Мне удается что-то ухватить.
Своих Аниму и Анимуса мы можем узнавать в мужских и женских образах, которые для нас привлекательны. Часто мы ничем не можем это объяснить, или с чем-то это связать. Просто Душа откликается. Бывает здорово спросить себя: если бы я была Мужчиной, то что это был бы за Мужчина, какими качествами, способностями и характеристиками он бы обладал? А для полноты опыта и ощущений попробовать надеть на себя соответствующую образу мужскую одежду и провести в ней какое-то время. Мега открытия о Самих Себе, о своих «не включенных» ресурсах – гарантированы! Я немного беспокоюсь о Мужчинах, читающих этот текст, пытающихся представить, как они будут какое-то время ходить в женской одежде и сканировать свои ощущения. Для многих это покажется странно или страшно, или смешно и бесполезно. Вот! Опять же социальные предписания могут помешать нам даже представить себе подобное. Ну, здесь, как и в любом опыте, каждый может выбрать свой формат и свою меру погружения. Можно спросить своих друзей и близких людей, как они бы вас увидели в противоположном варианте вашего пола. Это, конечно, удивит их, повеселит или шокирует, зато вы получите палитру других образов, которые сможете «примерить» и увидеть что-то для себя важное. Мне случалось слышать, что супруги задают друг другу этот вопрос: если бы я был(а) Женщиной (Мужчиной), каким (ой) бы ты меня увидела (л)? Такой разговор очень освежает отношения в паре и открывает новые моменты в их взаимодействии. В общем – благодатное поле для творчества и эксперимента.
Знакомство и контакт с мужской и женской половинками Самого Себя способны дать нам массу преимуществ и новых возможностей. Например, освободиться из «оккупации» Анимуса или Анимы, благодаря чему, произойдет прирост противоположных характеристик и обретение нового, более полноценного баланса в отношениях и по Жизни. Слишком много думающие будут больше чувствовать, и наоборот. Ощущение собственной целостности, за счет встречи и взаимодействия мужского и женского внутри нас, даст снижение конфликтов как проявленных, так и непроявленных противоречий в разных жизненных аспектах. Контакт с Анимой и Анимусом сформирует более четкое представление о том, какая она, наша вторая половинка, а значит и шансы ее повстречать существенно возрастут – уж очень хочется мне в это верить! И, конечно, отношения с противоположным полом будут другими, потому что другими станем мы сами.
С пожеланиями обретения своей второй половинки тем, кто все еще в поиске
Анастасия Чернышова – психолог, кандидат наук, системный семейный психотерапевт.