Анимистические верования что это
Анимизм — состояние веры в живое и светлое
Е щё в начальной школе мы знакомимся с такими понятиями, как «живая природа» и «неживая природа». И как ни странно, к «живой природе» относятся не только животные, но также, к примеру, и растения. К неживой — земля, камни, вода. Но насколько справедливо данное утверждение?
Живая и неживая природа
Однако вернёмся к нашему вопросу: что можно считать живым, а что нет? Растения, с которыми ласково разговаривают, растут быстрее и дают больше цветов; вода, над которой произнесены приятные слова, становится целебной. А что если окажется, что камни могут двигаться? Нет, не в кузове «КамАЗа», а полноценно, как живые существа.
Данный феномен был обнаружен на высохшем озере Рейстрэк-Плайя в Долине Смерти. Представьте себе дно давно высохшего озера, по которому… перемещаются камни. Нет, конечно, не с той скоростью, чтобы это можно было видеть, но… вот, примерно так это выглядит:
Камни двигаются не постоянно, а пару раз в год или реже. Но следы передвижения сохраняются надолго, именно по этим следам и можно отследить их перемещение.
И хотя учёные находят объяснения таким движениям, что это результат скольжения по поверхности льда в зимний период, не остаётся сомнений в том, что окружающий нас мир может проявлять себя как настоящий живой организм. Таким образом, окружающий нас мир — живой. И наши предки об этом знали больше нас, но об этом мы поговорим чуть позже.
Характеристика анимизма
Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?
На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?
По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.
Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.
И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?
Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.
Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.
Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.
Анимизм: примеры в древних культурах
Чтобы было понятно, приведём несколько примеров анимизма. Известно, что в славянской культуре каждому природному явлению соответствовал какой-то бог. Точнее, это явление и было проявлением того или иного божества. Так ветер считался внешним проявлением Стрибога, солнце было проявлением Ярилы (с солнцем также ассоциировались боги Хорс и Даждьбог), а главными богами считались Перун и Мать-Сыра-Земля.
Обратите внимание, какое тёплое отношение к земле. Не к небу, к которому теперь принято воздевать руки каждый раз, когда случается что-то неприятное (кстати, очень интересный вопрос: почему что-то приятное не сопровождается данным ритуалом, а считается чем-то само собой разумеющимся?), а именно к земле было такое тёплое отношение. Всё просто: для наших предков источником пищи был не супермаркет, а именно земля, которая давала всё, что нужно для жизни, поэтому и приравнивалась к матери.
И каждый раз, когда нужна была помощь той или иной стихии, славяне обращались к тому или иному богу. И знаете, что самое интересное? Физики уже говорят о том, что мысль материальна. Уже множество исследований это подтверждает. Так академик РАН А.Ф. Охатрин доказал, что мысль является сгустком энергии, способным воздействовать на реальность. К таким же выводам в своё время пришёл и доктор Тойч из США. А декан Принстонского университета Р. Дж. Джан утверждал, что мозг человека непосредственно влияет на реальность. То же самое говорил и основатель волновой генетики П. Горяев. По его словам, человек легко может мыслями менять реальность.
Исследование окружающего мира рано или поздно приводит человека к вопросу о том, существует ли Бог. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно убедиться, что наша Вселенная полностью гармонична – всегда и во всём присутствует баланс. И совершенно очевидно, что этот процесс управляется чем-то, что находится за пределами привычных понятий материального мира.
Какое это имеет отношение к анимизму? Самое прямое. Если множество людей верят в какого-то бога, то уже не так важно, есть он или нет, потому что этот бог, даже если он не существует, появляется в виде некоего сгустка энергии благодаря силе коллективного однонаправленного мышления. И если люди верили, что можно перед засевом земли поговорить с ней и попросить её дать урожай, то это срабатывало.
Анимизм широко распространён и в мифологии, и можно подумать, что это просто детские сказки, но, как известно, «сказка — ложь, да в ней намёк». И наши предки именно через мифы и сказки передавали знания о мироустройстве потомкам. А о том, почему нужно читать сказки детям, можно прочитать в нашей статье.
Мольфары — загадочные люди, которые с природой на «ты»
Одним из проявлений современного анимизма являются карпатские мольфары. Мольфары были жителями Карпат, которые, как считается, обладают сверхъестественными способностями, являются знахарями, носителями древних знаний и культуры. Самое важное: они способны напрямую воздействовать на природу. Существует версия, что свою силу мольфары черпают за счёт взаимодействия с горами.
Считается, что кремниевая структура гор является отличным проводником между мольфаром и энерго-информационным полем Земли. Разумеется, среди них много «ряженых» и шарлатанов, но есть и те, кто действительно вобрал в себя знания предков. Например, один из карпатских мольфаров нашего времени — Михаил Нечай. Уже в восемь лет он демонстрировал чудеса гармоничного взаимодействия с миром. Михаил Нечай был настолько сильным, что был признан даже партийным руководством СССР, которое пригласило его в 1989-м году на фестиваль «Червона рута», чтобы (цитата), «обеспечивать хорошую погоду». И это в стране, где любое проявление мистики на тот момент считалось мракобесием.
Польза и вред анимизма
Во-первых, конечно, ни об одном явлении в мире нельзя сказать, как об однозначно вредном и однозначно полезном. Кто-то скажет, что анимизм — это первобытные верования, кто-то свяжет анимизм с язычеством, которое сейчас многим кажется устаревшим. Но давайте рассмотрим проявление анимизма с точки зрения объективной пользы. Подумаем логически: если человек верит в то, что всё вокруг имеет душу, сознание, то совершенно очевидно, что он будет жить более гармонично, и его отношение к окружающему миру будет гораздо менее потребительским. Именно этому и учило так называемое язычество у наших предков — древних славян, которое сегодня многим кажется пережитком прошлого.
И что мы можем видеть сегодня?
Потребительское отношение к окружающей природе и друг к другу привело, как минимум, к ухудшению экологической ситуации. Было бы это возможно в обществе, где люди верят (а точнее, не верят, а знают), что у всего есть душа? Вопрос риторический.
Славянская культура позволяла взращивать в человеке нравственность не из страха перед Богом, как сегодня это делают многие религии, а просто из понимания того, что любая душа имеет право на существование без страданий. И поэтому ни у кого не возникало даже мыслей о том, что можно вырубить лес, а на его месте построить скотобойню, а заодно и ракетный комплекс для испытания ядерных боеголовок.
Жизнь «в ладу с природой» у славян проистекала именно из понимания взаимосвязанности всего, что окружает. Таким образом, анимизм, если кратко, — то это не просто понимание того, что всё вокруг является живым, это ощущение себя как части одного живого организма, которым является Вселенная. И научную основу под это понимание подвёл великий немецкий учёный Карл Густав Юнг. Своей концепцией о «коллективном бессознательном», которое находится под слоем индивидуального бессознательного (или, как нам привычнее звучит, подсознания), с научной точки зрения он объяснил и упорядочил все эти философско-религиозные представления о том, что есть некое единое сознание, в котором каждое индивидуальное сознание существует как капля в океане.
Анимизм. Зачем он нужен?
Итак, давайте разберёмся, что же такое анимизм? Ранние формы религии? Можно ли сказать, что анимизм первобытных людей — это просто недостаток знаний, нечто вроде страха перед гневом богов, когда сверкает молния? И да, и нет. Как бы там ни было, именно благодаря такому проявлению анимизма люди, возможно, и пришли к пониманию того, как гармонично жить в ладу с природой. Сегодня во многих религиях остались отголоски анимизма.
Так, и в исламе, и буддизме присутствует анимизм. Например, в исламе есть такие сущности, как джинны. Это нечто вроде демонов в христианстве, но есть важное отличие: они не представлены как некие злобные существа, которые могут только вредить. В исламе данный вопрос рассматривается более широко, и даётся понимание того, что все демоны — немного ангелы, а все ангелы — немного демоны, что, конечно, кощунственно звучит для тех, кто привык делить мир на чёрное и белое.
Ислам — одна из молодых религий, которая быстро завоевала популярность в современном мире. И именно в традиции ислама зародилось такое учение, как суфизм. Это мистическое направление в исламе, направленное на познание Бога. В современном мире суфизм стал известен благодаря суфийским поэтам, которые, познав тайны мироздания, изложили свой духовный опыт в поэтической форме.
Чему же учит нас анимизм? Во-первых, пониманию того, что «царь природы», звание которого человек себе сам присвоил, — это не тот, кто казнит, рубит, сжигает и убивает. Царь — это тот, кто заботится о каждом своём подданном. И уж коли мы объявили себя царями природы, это отнюдь не развязывает нам руки в плане потребления всего и вся, а напротив, возлагает дополнительную ответственность. Ведь вокруг нас не глухие камни и мертвая вода, вокруг нас — всё живое.
Анимизм – есть ли душа в животном или в камне? (5 фото)
Анимизм — что это?
Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это — «анима», «анимус» — душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух — субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух — это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.
Анимизм
Анимистический образ жизни
Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.
Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.
Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?
С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?
Когда и почему возник анимизм?
Когда возник анимизм — историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, фетишизм, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли сверхъестественными способностями и верили в родство с тотемным животным своей общины.
Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:
Теория возникновения религий Тайлора
Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.
Знаменитый английский культуролог и этнолог Эдвард Тайлор (Тэйлор) в конце XIX века продолжил развивать теорию анимизма.
Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.
Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.
Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».
Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:
Анимизм в философии
Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись — повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии — это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.
Многодушие
Уже узнав, что анимизм – это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины – семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.
Анимизм в психологии
Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии — это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет чувства и эмоции. Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:
О природе
Анимизм как религия
В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.
Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.
Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:
Фетишизм
Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм – это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути – вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.
Основное в теории Тейлора
В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.
Магия и шаманизм
Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
Анимисты
Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.
Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.
Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.
Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.
Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии, например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.
В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:
По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.
Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном, соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).
В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.
Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.
Среди основных понятий анимизма – перевоплощение, то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.
Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем, дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.
В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический. При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.
Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик.
Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.
Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно, и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.
Определение
В научной литературе под термином «анимизм» принято понимать существующее в большинстве древних верований обожествление сил природы, вера в душу и нематериальных духов. Эта проторелигия очень важна, поскольку именно в рамках нее формируется такое сложное представление, как вера в нематериальную составляющую, душу, именно на этой основе позднее будет создано учение о бессмертной душе.
Сам термин впервые был использован немецким исследователем Георгом Шталем в 1708 году и происходит от латинского слова «анима» — душа.
Особенности верования
Какие же черты были присущи этому древнейшему верованию?
Еще один пример – культ предков. Например, в Западной Новой Гвинее у примитивных народов ранее была традиция хранить в дом корвар – череп прародителя, который находился на почетном месте. Позднее череп был заменен на изображение предка. Считалось, что он оберегает жилище и приносит удачу членами рода.
Оба культа говорят о том, что наши предки верили в загробную жизнь, а их представления о мире не ограничивались только материальными.
Литература
Монографии
Тайлор Э. Первобытная культура / пер. с англ.. — 1871.