Анкета что нравится в школе
Вопросы анкеты: Тебе нравится в школе?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)
Цель : определение школьной мотивации.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.
Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
б) бывает по-разному-1;
в) чаще всего хочется дома-0.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу-3;
в) остался бы дома-0.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
б) бывает по-разному-1;
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель-3;
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н.Г. Лускановой (1993) в работе «Методы исследования детей с трудностями обучения» (с.27).
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 баллов – нормальная школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов – низкая школьная мотивации;
Сводная ведомость по диагностики мотивации А.Г. Лускановой
Школа_____________________Класс______Классный руководитель________________проводил ________дата__________обработал____
Анкетирование «Отношение к школе»
Анкета « Отношение к школе»
Цель: выявить отношение учащихся к школе.
Анкетирование проводилось в Курасовской средней школе во всех возрастных звеньях, а именно во 2, 6 и 11 классах.
В анкетировании участвовало 13 человек.
1. Что ты считаешь самым важным в школе?
— учеба 10 (76,9%)
— хорошо учиться 2 (15,38%)
— учительницу 1 (7,69%)
2. Какой день недели ты больше всего любишь?
Вторник 4 (30,76%) суббота 1 (7,69%) воскресенье 7 (53,84%) каникулы 1 (7,69%)
3. Что в школе для тебя самое интересное?
Математика 7 (53,84%) физкультура 3 (23%) рисовать 3(23%) русский язык 1 (7,69%) природоведение 1 (7,69%)
4. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты бы хотел учиться во 2 или в 6?
Во 2 классе 5 (38,46%) в 6 – 8 (61,53%)
5. Чем ты занимаешься дома, когда приходишь из школы?
Делаю уроки 7 (53,84%) спортом 4 (30,76%) помогаю маме 1 (7,69%) работаю 1 (7,69%)
6. Какие твои любимые уроки?
Физкультура 6 (46,15%) труд 2 (15,38%) Чтение 1 (7,69%)
Математика 3 (23%) изо 2 (15, 38%) Природоведение 1 (7,69%)
Русский язык 2 (15,38)
7. Что тебе в школе не нравится?
ОБЖ 2 (15,38%) физкультура 1 (7,69%)
Математика 1 (7,69%) русский язык 1 (7,69%)
Таблица умножения 1(7,69%) рисовать 1 (7,69%)
Все нравится 6 (46,15%)
-отличник 6 (46,15 %) троечник 3 (23%)
9. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?
-отличником 12 (92,3%) не знаю 1 (7,69%)
10. С кем бы ты хотел сидеть?
-с девочкой 10 (76,9%) с мальчиком 3 (23%)
11. Какое общественное поручение ты хотел бы иметь?
-командир отряда 11 (84,5%) десант ВДВ 1 (7,69%)
12. Твои пожелания школе:
каникулы 1 (7,69%) праздники и дружба 2 (15,38%)
чтобы все уважали учителей 1 (7,69%)
Вывод: у учащихся имеется учебная мотивация и положительное отношение к школе.
АНКЕТА «ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ»
Всего –19 человек, в анкетировании участвовало-17.
1. Что ты считаешь самым важным в школе?
-учеба, уроки, знания 12 (70,58%)
учителя-предметники 1 (5,8%)
2. Какой день недели ты больше всего любишь?
-понедельник 1 (5,8%) четверг 6 (35,29%)
вторник 7 (41,17%) суббота 5 (29,41 %)
среда 4 (23,52%) воскресенье 1 (5,88 %)
3. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
Печатать на компьютере 1 (5,88%) отдыхать 1 (5,88%)
Заниматься спортом 6 (35,29%) гулять 2 (11,76 %)
Смотреть телевизор 1 (5,88%) Читать 2 (11,76 %)
Повторять уроки 1 (5,88%) не знаю 1 (5,88%)
4. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться?
Во 2 классе –2 (11,76%) в 6 классе-15 (88,23%)
5. Какие твои любимые уроки?
Физкультура 14 (82,35%) изо 4 (23,52%)
Информатика 11 (64,7%) русский язык 2 (11,76%)
Математика 9 (52,94 %) география 1 (5,88%)
Иностранный язык 7 (41,17%) труд 1 (5,88%)
6. Что в школе для тебя самое интересное?
Уроки 5 (29,41%) общение с друзьями 2 (11,76%)
Знания 3 (17,6 %) соревнование старшеклассников 1 (5,88%)
Компьютер 1 (5,88%) перемены 1 (5,88%)
7. Что самое неприятное?
ГПД 3 (17,6%) получать «2» 1 (5,88%)
Драки 2 (11,76 %) когда обижают 1 (5,88%)
Уроки 1 (5,88%) информатика 1 (5,88%)
Математика 1 (5,88%) когда не дружат 1 (5,88%)
Когда унижают 1 (5,88%) ничего 5 (29,41%)
Отлично 4 (23,52%) нормально 7 (41,17%)
Хорошо 3 (17,6%) плохо 3 (17,6%)
9. Каким по успеваемости ты хотел бы быть?
Отличником 8 (47,05%) так же 4 (23,52%)
Хорошистом 3 (17,6%) не знаю 2 (11,76%)
10.Тебе нравится в школе или не очень?
Нравится 12 (70,58%) нет 1 (5,8%)
11.У тебя в школе много друзей?
Да 15 (88,23%) вся школа 1 (5,8%) нет 1 (5,8%)
Вывод: учебная мотивация у шестиклассников сформирована.
Анкета «Отношение к школе»
Участвовало в анкетировании 18 человек.
1. Нравится ли тебе твоя школа?
2. Устраивает ли тебя режим работы?
Да 13 (72,2 %) нет 5 (27,7 %)
3. Устраивает ли тебя уровень обучения в школе?
Да 17 (94,4 %) нет 1 (5,5%)
4. Устраивает ли тебя стиль взаимоотношений в школе?
Устраивает 11(61,1%) частично 6 (33,3%) нет 1 (5,5%)
5. Обратишься ли ты к руководителю твоей школы за советом по трудному для тебя вопросу?
Да 16 (88,8%) нет 2 (11,1%)
6.Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно, всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы остался дома?
Да 16 (88,8%) нет 2 (11,1%)
7.Принимая какое-либо важное решение, чье мнение ты учитываешь?
Родителей 15 (83,3%) учителей 8 (44,4%)
Свое 15 (83,3%) одноклассников 4 (22,2%)
8.Когда ты идешь в школу, то настроение у тебя:
приподнятое от предстоящей встречи с друзьями-3 (16,6%)
слегка волнуюсь 2 (11,1%)
хорошее с утра 6 (33,3%)
иду и думаю: «Поскорее бы это закончилось» 3 (16,6%)
иду, скорее всего по привычке 4 (22,%)
9.Чем ты занимаешься, когда приходишь из школы?
Помогаю родителям 9 (50%) читаю 4 (22,2%)
Делаю уроки 12 (66,6%) вышиваю 1 (5,5%)
Смотрю телевизор 5 (27,7%) сплю 1 (5,5%)
Всем по необходимости 1 (5,5%) своими делами 1 (5,5%)
10. Что в школе самое интересное?
Учёба 11 (61,1%) образование 1 (5,5%)
Общение 10 (55,5%) классный час 1 (5,5%)
11. Что для тебя самое неинтересное?
Интересно всё 5 (27,7%) экзамены 6 (33,3%)
Уборка класса 1 (5,5%) физика 1(5,5%)
Контрольные работы 1 (5,5%) православие 1(5,5%)
Уборка территории 1 (5,5%) практика 1(5,5%)
Смирились со всем 1 (5,5%)
12. Ваши пожелания школе:
Чтобы учащиеся берегли нашу школу 1 (5,5%)
Чтобы сделали бассейн 6 (33,3%)
Чтобы школа простояла 100 лет 1(5,5%)
Хороший ремонт 2 (11,1%)
Чтобы появился спонсор и сделал евроремонт 1 (5,5%)
Чтобы ученики поле школы относились внимательно и с уважением к учителям, к школе 1 (5,5%)
Изменить режим работы (начинать уроки в 9 часов) 4 (22,2%)
Проводить уроки шейпинга 1(5,5%)
Обустроить спортзал 1 (5,5%)
Обеспечить школу всем необходимым 1(5,5%)
Анализ результатов анкетирования
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле-творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают инди-видуальные пристрастия ребёнка.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребён-ка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)
“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)
Цель : анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма : анкета с выбором ответа.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Тебе нравится в школе?
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
У тебя в классе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
оценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Результаты: высокий уровень школьной мотивации
хорошая школьная мотивация
школа привлекает внеурочной деятельностью
низкая школьная мотивация
Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.
Цель : выявление уровня развития самооценки.
Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.
1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса
4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса
8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся
Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Цель : выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Инструкция : опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
Б Не очень нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Анкета для учащихся
“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)
Цель : поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.
Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Больше всего я ценю в людях. ________________________________________
Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________
2. Назови самые большие твои желания:
Третье желание ______________________________________________________
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
— в общественных делах;
— на занятиях кружка, клуба, секции;
— при проведении досуга;
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
— в кружке, клубе, секции;
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.
Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)
Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.
Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1
2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1
3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1
4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1
5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1
7. Образованность 5 4 3 2 1
8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1
9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1
11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1
Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся
Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностическая методика №1.
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предметом нарисованы три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «-« то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на слова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.