Анкета и опросник в чем разница
Методы опроса и анкетирования
Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью. Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.
Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы.
Опрос может проводиться в форме :
Анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту).
При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.
Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.
Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.
В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристикой ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.
В анкете должна быть выражена благодарность респонденту за ответы на поставленные вопросы.
Требования к анкете :
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.
По предметному содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения.
Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да— нет»); альтернативными и «вопросами-меню».
В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респондента по рассматриваемой проблеме.
Интервью – опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом.
Экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области.
Сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;
Выборочный опрос – опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов.
Разница между опросом и анкетой
С другой стороны, вопросники являются инструментом сбора данных по конкретной теме, который включает в себя распространение форм, которые включают вопросы, относящиеся к изучаемой теме. Эта статья представлена для того, чтобы вы знали разницу между опросом и анкетой.
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Опрос | Опросный лист |
---|---|---|
Имея в виду | Опрос относится к сбору, записи и анализу информации по конкретному предмету, области или группе людей. | Анкета подразумевает форму, содержащую список готовых вопросов, разосланных людям для получения статистической информации. |
Что это? | Процесс сбора и анализа данных | Инструмент сбора данных |
Время | Трудоемкий процесс | Быстрый процесс |
использование | Проводится на целевой аудитории. | Распространяется или доставляется респондентам. |
Вопросы | Открыто / закрыто | Закрыто закончено |
ответы | Субъективный или объективный | Задача |
Определение опроса
Под термином «опрос» мы понимаем процесс исследования, используемый для упорядоченного сбора и анализа информации группой людей для измерения мнений, мыслей, опыта и т. Д. Он не ограничивается сбором информации с помощью вопросов, но также включает в себя наблюдения, измерение, оценка данных и суждение исследователя.
Обследование может иметь различные формы, такие как обследование всего населения, известное как перепись, но оно также может проводиться на репрезентативной выборке группы с целью сделать выводы о большей численности населения. Выборочное обследование является широко используемым методом из-за его экономической эффективности, скорости и практического подхода. Существует много способов проведения опросов:
Определение вопросника
Термин «вопросник» относится к форме, которая содержит набор вопросов для обследования, разработанных таким образом, чтобы извлечь определенную информацию из респондента. Инструмент включает в себя вопросы, инструкции и места для ответов. Задаваемые вопросы составлены таким образом, чтобы получить от респондентов прямую информацию.
Анкета имеет письменный и печатный формат, доставляется или распространяется среди людей для предоставления ответов на факты или мнения. Инспектор использует эти ответы для статистического анализа. Он в основном используется для сбора фактической информации с целью раздвоить людей и их обстоятельства.
Ключевые различия между опросом и анкетой
Разница между опросом и анкетой может быть четко проведена по следующим основаниям:
Заключение
Разница между анкетой и опросом
Содержание:
Анкета vs опрос
Что такое анкета?
Анкета конкретно относится к форме, в которой был введен ряд вопросов.. Респондент должен ответить «да» или «нет» на эти вопросы. Важно помнить, что мы раздаем анкеты или используем анкеты, но никогда не проводим анкетирование. Анкеты позволяют исследователю делать статистически значимые выводы. В отличие от интервью, когда собираются и анализируются подробные данные, в вопросниках основное внимание уделяется сбору количественных данных.
Что такое опрос?
Все мы знаем о печатных формах, которые мы получаем от правительства с просьбой предоставить информацию по различным вопросам. Перепись снова является примером обследования, в котором мы предоставляем свои данные в дополнение к личной информации, которая помогает правительству в принятии решения о конкретной политике социального обеспечения.
Проведение опросов больше не ограничивается распространением печатных материалов, в которых респондентам предлагается указать свои предпочтения. Сегодня они проводятся по телефону, по почте, электронной почте и даже лично.. Опросы могут быть продолжительными, дорогостоящими и требующими много времени. С другой стороны, опросы могут быть короткими и быстрыми в форме анкет с вопросами с несколькими вариантами ответов. Это подчеркивает, что между анкетой и опросом существует ряд различий.
Результаты опроса
В чем разница между анкетой и опросом?
• Определения анкеты и опроса:
• Анкета конкретно относится к форме, в которой был введен ряд вопросов.
• Опрос может проходить в форме анкеты или интервью.
• Природа:
• Анкеты составлены таким образом, чтобы не раздражать респондента.
• Когда опросы представляют собой интервью, а не анкеты, они могут быть открытыми и углубленными.
• Ответы:
• Анкета не требует точных или честных ответов респондентов.
• В случае опросов в форме интервью можно получить правдивые, честные ответы.
• Используйте:
• И опросы, и анкеты используются для сбора информации, и они используются в зависимости от обстоятельств и требований.
Изображения любезно предоставлены:
Проведение опросов и анкетирование
Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения социологических и маркетинговых исследований. Чаше всего, когда говорят о маркетинговом исследовании — сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение, непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.
Массовым считается опрос, в ходе которого путем личной беседы сотрудника исследовательской компании — интервьюера с носителями информации (респондентами), состоящей из нескольких десятков коротких вопросов, изучаются мнения нескольких сотен (тысяч) человек. Под анкетированием понимают безличную форму общения исследователей с носителями информации, при которой респонденты самостоятельно отвечают на вопросы анкеты, следуя содержащейся в ней инструкции и не вступая в непосредственный контакт с интервьюерами.
Конечной целью анкетирования и массового опроса является получение данных, характеризующих так называемую генеральную совокупность. Генеральная совокупность — это все представители какой-либо группы, носители какого-либо важного признака, например:
Для того чтобы опросить десятки или сотни тысяч, а тем более — миллионы человек (компаний), из которых может состоять генеральная совокупность, нужны сотни или даже тысячи интервьюеров. На проведение подобного исследования могут понадобиться десятки, если не сотни миллионов долларов и не менее полугода напряженной работы. Такое возможно только при переписи населения (проводящейся не чаще одного раза в 10 лет).
Однако в маркетинге этого и не требуется. Достаточно того, чтобы относительно небольшая выборка (от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей) репрезентировала (выразила) мнение генеральной совокупности. Как такое возможно? На каком основании можно распространять данные, полученные от небольшой группы людей, на существенно (в десятки и сотни раз) большую группу? На основании гипотезы о том, что на поведение, знания, отношение потребителей к компании, товару, услуге или отдельных их компонентов оказывают влияние социально-демографические характеристики самих потребителей.
Иными словами, большинство представителей четко определенной социально-демографический группы будут сходным образом реагировать на внешние, в данном случае — рыночные стимулы: товар, цену, упаковку, рекламу и т. д. и т. п. И нет никакой необходимости опрашивать всех представителей этой группы, поскольку ее мнение (с допустимой погрешностью) может представить (репрезентировать) небольшая выборка из ее представителей.
Способы построения выборки
Первая группа методов (вероятностные) базируется на использовании теории вероятности. В основе ее применения лежит постулат, что репрезентация будет достигнута в случае, если каждой единице генеральной совокупности обеспечено равновероятное попадание в выборку. Например, если генеральной совокупностью является все взрослое (16-85 лет) население города (200 тыс. человек), то каждому жителю должна быть обеспечена вероятность стать участником исследования(попасть в выборку), равная 1 / 200 000. В противном случае выборка будет не случайной, а смещенной, т. е. менее репрезентативной.
Реализовать это можно в случае, если все элементы генеральной совокупности могут быть тем или иным образом пронумерованы, а затем эти номера будут выбраны в определенной последовательности — «по воле случая». Например, в Москве около 2 500 средних школ, каждаяиз которых имеет свой номер. Мы могли бы выбрать наугад 100 номеров и провести опрос 100 директоров (завучей, учителей физики, классных руководителей 11-х классов и т. п.) в этих школах.
Тем не менее у вероятностных методов построения выборки есть один весьма существенный недостаток. Каждый из них исходит из предположения о том, что все элементы генеральной совокупности являются равнодоступными: и в «техническом» смысле (у всех есть телефон для телефонного опроса или доступ в Интернет), и в «психологическом», т. е. все респонденты с примерно равной вероятностью согласятся или откажутся принимать участие в исследовании. Однако это не так.
Менее образованные граждане идут на контакт с социологами менее охотно, чем лица с высшим образованием. Поэтому в большинстве выборок доля хорошо образованных граждан как правило существенно выше, чем в генеральной совокупности.
Никто из сотрудников исследовательских компаний не желает общаться с бомжами, алкоголиками, наркоманами, психо- и социопатами и прочими маргиналами. И у руководителя исследования нет решительно никаких возможностей заставить своих сотрудников делать это. А между прочим, к этим группам в России по взвешенным оценкам относится от 12 до 15% жителей Следовательно, любая выборка смещена в сторону «вменяемых» граждан.
Некоторые граждане боятся отвечать на вопросы, даже самые невинные. Таких людей немного, но они есть. А вот способов заставить их участвовать в опросе нет.
Наконец, есть люди, которые просто не желают участвовать в исследовании. У них есть время, они ничего не боятся, они все понимают, но на вопросы отвечать отказываются. И точка.
Это наиболее эффективный, на наш взгляд, метод проведения массовых опросов. При его использовании существенно облегчается задача поиска корреляционных связей, сравнения различных типов (групп) потребителей между собой и экстраполяции выявленных закономерностей на генеральную совокупность.
Задача достижения строгой репрезентативности не всегда является важной. Иногда целесообразно воспользоваться существенно более простыми в реализации детерминированными методами:
Достоверность и погрешности измерений
Под «достоверностью», уровнем достоверности понимают показатель вероятности того, что истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности попадет в доверительный интервал. Чем выше задаваемый уровень достоверности, тем больше должна быть выборка. Под доверительным интервалом понимают диапазон, в который попадет истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности при данном уровне достоверности. Чем он меньше, тем больше должна быть выборка.
К примеру, общероссийская городская выборка (14-65 лет) в 1 200 респондентов имеет доверительный интервал 4 процентных пункта при уровне достоверности 0,95. При ее проведении 15% участников опроса заявили, что за последние три месяца были в кинотеатре хотя бы один раз.
Эти данные позволяют нам утверждать с заданным уровнем достоверности, что от 11 до 19% жителей российских городов в возрасте от 14 до 65 лет были в кинотеатре хотя бы один раз за последние три месяца. Иными словами, можно сказать, что все значения между 11 и 19% в данном случае находятся в пределах «допустимой статистической погрешности». Если бы мы хотели задать доверительный интервал в 2 процентных пункта, то выборку (при прочих равных условиях) пришлось бы увеличить примерно в четыре раза.
Со стороны уровня достоверности эти данные означают, что если бы было проведено 100 независимых измерении (опросов) по 1200 респондентов в каждом, то в 95 из них значение доли ответов на вопрос о посещении кинотеатра не вышло бы за пределы доверительного интервала (в этом конкретном случае — 11-19%). А в пяти исследованиях или бы получены значения, выходящие за пределы доверительного интервала. Если бы нас устраивала достоверность на уровне 0,9, то опросить можно было бы 200 человек. Если нам нужна достоверность на уровне 0,99, то пришлось бы опросить более 10 тыс. человек.
Оптимальный размер выборки
Вот одна из формул расчета необходимого объема выборки, используемая при известном среднем отклонении (дисперсии) и заданных уровнях достоверности и точности:
где: N — искомый объем выборки; g — дисперсия признака, ожидаемое среднее отклонение получаемых результатов от ожидаемого среднего значения; z — коэффициент уровня достоверности (2 — для 0,95, 3 — для 0,99); d — уровень точности.
Допустим, мы изучаем поведение покупателей в продовольственном магазине, в частности, мы хотим определить среднюю сумму чека. Из бесед с владельцем магазина мы узнаем, что она может быть в районе 500-700 руб., а среднее отклонение (g) может составить 200 руб. В ходе опроса мы хотели бы определить среднее значение с точностью (d) до 20 руб. при уровне достоверности (z) в 0,95. Подставляем значения формулу и получаем:
40000 * 4 / 400 = 400.
Практическое использование этой и других формул, которые здесь не будут приводиться, весьма затруднено следующими обстоятельствами:
На практике сначала определяют количество респондентов, которое исследователи предполагают опросить с учетом временных и финансовых ограничений, задают уровень достоверности (обычно — 0,95), а затем уже рассчитывают доверительный интервал.
Определение необходимого и достаточного объема выборки происходит на основе опыта и неформальных «конвенций» исследователей между собой. Считается, и это многократно проверено на практике, что опрос 30-50 представителей конкретной, «узкой» социально-демографической группы населения, например «ярославских замужних женщин в возрасте 30-45 лет, имеющих одного ребенка, высшее образование и совокупный семейный доход в пределах от 1 500 до 3 000 долл. в месяц», можно распространять на всю эту группу, и допустимая ошибка (доверительный интервал) не превысит 4 процентных пунктов при уровне достоверности около 0,95.
Однако полученные данные нельзя распространять, например, на незамужних женщин того же возраста, имеющих такой же доход и уровень образования. А также на женщин, имеющих иной доход, возраст или уровень образования. И уж тем более — на мужчин.
Таким образом, если в задачу исследователя входит получение информации о мнениях, знаниях, поведении или отношении к некой проблеме всех ярославских женщин, и при этом все перечисленные выше социально-демографические факторы являются значимыми, необходимо построить такую выборку, в которой были бы представлены все «узко определенные» группы. В данном случае — две группы по семейному положению, три — по наличию и количеству детей, три возрастные, три доходные, две образовательные. Итого 108 групп, в каждой из которых должно быть не менее 30 представительниц. Всего — более 3 000 респондентов.
На самом деле едва ли найдется вопрос или проблема, на которые все пять факторов будут оказывать взаимное перекрестное воздействие. В большинстве случаев вполне можно было бы обойтись опросом 400-600 респонденток, а затем провести попарный (а не перекрестный) факторный анализ. То есть отдельно исследовать влияние факторов «возраст», «образование», «доход», «семейное положение», «дети». При этом выборка каждый раз разбивалась бы на две-три группы, наполнение которых было бы не меньше 100-150 респондентов.
Репрезентативная выборка, представляющая все население России, должна состоять из 3 600-9 000 человек и 180 групп (два пола, три возраста, два образовательных уровня, три доходные группы, пять типов поселений). Доверительный интервал будет в пределах ±3 процентных пункта. Это означает, что, к примеру, если 30% (12% или 45%) наших респондентов заявили, что регулярно употребляют в пищу майонез, то долю потребителей майонеза в России можно оценить в 27-33% (9-15 или 42-48% соответственно).
Анкета и опросник в чем разница
Опросник в широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.
Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —дать письменные или устные ответы, сообщить информацию о себе, выразить отношение, сформулировать мнение.
По своей сути опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые будут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:
1) направленностью на изучение психологических особенностей;
2) стандартизацией процедур применения и интерпретации;
3) опорой на содержание определенной научной концепции, теории;
4) наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов;
5) проверкой степени валидности и надежности. Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко использующийся в клинической психодиагностике; Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического развития личности и акцентуаций характера; методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16-факторный опросник) ит.д.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники)и со свободными ответами (открытые опросники).