Ано ведение бухгалтерского учета что это

Учет в некоммерческих организациях (примеры)

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации – это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

Г. Джамалова, редактор-эксперт

Ано ведение бухгалтерского учета что это. 40w0oaodog1rlbt7ihim517fl3j1dunf. Ано ведение бухгалтерского учета что это фото. Ано ведение бухгалтерского учета что это-40w0oaodog1rlbt7ihim517fl3j1dunf. картинка Ано ведение бухгалтерского учета что это. картинка 40w0oaodog1rlbt7ihim517fl3j1dunf

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Особенности и задачи бухучета в НКО

Ано ведение бухгалтерского учета что это. czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54. Ано ведение бухгалтерского учета что это фото. Ано ведение бухгалтерского учета что это-czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54. картинка Ано ведение бухгалтерского учета что это. картинка czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Ано ведение бухгалтерского учета что это. 73 ychu. Ано ведение бухгалтерского учета что это фото. Ано ведение бухгалтерского учета что это-73 ychu. картинка Ано ведение бухгалтерского учета что это. картинка 73 ychu

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Начисление амортизации НМА

По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

Порядок учета ОС в бухгалтерском учете регламентирован:

С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменли в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

До конца 2021 года согласно п. 17 ПБУ 6/01 по ОС НКО амортизация не начислялась. Все сведения об износе ОС учитывалсь на забалансовом счете проводками:

Начислена амортизация ОС

Списана учтенная амортизация ОС

В ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который действует с 2022 года, такой оговорки нет. Это значит, что НКО так же как и другие организации обязано начислять амортизацию. Проводки в этом случае стандартные:

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Источник

Учет доходов и расходов в НКО

Ано ведение бухгалтерского учета что это. 91cea5608b9c3415850a2032731d6120. Ано ведение бухгалтерского учета что это фото. Ано ведение бухгалтерского учета что это-91cea5608b9c3415850a2032731d6120. картинка Ано ведение бухгалтерского учета что это. картинка 91cea5608b9c3415850a2032731d6120

На первый взгляд, учет в НКО не представляет из себя никакой сложности, но это далеко не так. Какие нюансы должны учитывать НКО при организации учета доходов и расходов?

Особенность учета НКО состоит в том, что основной целью ее деятельности не является получение прибыли. Тем не менее, НКО занимается предпринимательской деятельностью ради достижения своих уставных целей.

Такая специфика накладывает отпечаток и на ведение учета.

Как учитывать доходы и расходы в бухгалтерском учете?

В отличие от большинства коммерческих компаний, для отражения доходов у НКО используется два синтетических счета — 86 «Целевое финансирование» и 90 «Продажи».

Сразу отметим, что большинство НКО могут не вести в полном объеме бухгалтерский учет, а ограничиться лишь упрощенным способом. В последнем случае можно не использовать двойную запись, а вести учет по простой схеме, не использовать регистры бухгалтерского учета. В части доходов и расходов можно применять кассовый метод, т. е. «забыть» о принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручка от предпринимательской деятельности отражается на счетах по мере поступления денег, а расходы — по мере погашения задолженности.

Забегая вперед отметим, что такой способ учета интересен НКО, применяющим УСН. Ведь данные бухгалтерского учета можно брать для расчета единого налога.

Но не все НКО могут применять упрощенный способ.

Так, НКО, которые подлежат обязательному аудиту должны в полном объеме использовать бухгалтерские стандарты и вести учет двойной записью.

Например, НКО, созданные как фонды, если поступление имущества за год составляет более 3 млн рублей.

Некоторые виды НКО тоже не могут воспользоваться преференциями. Например, НКО — иностранные агенты.

В части 90 счета открываются дополнительные субсчета — источники получения выручки. Аналитика может быть организована в зависимости от видов получаемых доходов.

Расходы, произведенные для осуществления предпринимательской деятельности, сначала относятся на счета учета затрат с последующим списанием в дебет 90 счета.

Также, как и в коммерции, прибыль или убыток определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом 90 счета.

НКО, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и целевые доходы, должна организовать раздельный учет.

Так, в состав доходов НКО, могут входить:

Например, плата за получение дополнительного образования в образовательных НКО.

Если в части доходов, как правило, сложностей не возникает, то в части расходов важно правильно соотнести каждый вид расходов на соответствующий ему счет доходов.

В случае предоставления НКО платных услуг или выполнения работ, административные расходы подлежат распределению между предпринимательской и уставной деятельностью.

Методика распределения косвенных расходов должна быть утверждена в учетной политике НКО. Если же такая методика отсутствует, то налоговики посчитают как завышение себестоимости от коммерческой деятельности.

Например, административные расходы в виде заработной платы руководителя и начисленные на нее страховые взносы, закрываются на счете 86 «Целевое финансирование». Ведь деятельность руководителя направлена на решение уставных задач. Но, если руководитель и другие работники часть времени посвящают решению вопросов коммерческой деятельности, то такие расходы должны учитываться обособленно и подлежат отнесению на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

Для некоторых видов НКО существуют отраслевые рекомендации по ведению учета. Например, Минсельхозом РФ выпущены «Рекомендации по ведению учета и отчетности в сельскохозяйственных кооперативах».

В чем особенность налогового учета доходов и расходов?

НКО, как и коммерческие организации, могут применять общую систему налогообложения либо УСН. В последнем случае НКО также могут выбирать объекты налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Особенность налогового учета заключается в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Так, деньги и имущество, полученные на содержание и уставную деятельность, не облагаются налогами (п. 1 пп. 14 ст. 251 НК РФ, ст. 346.15 НК РФ).

К таким доходам, относятся вступительные, паевые, членские взносы, пожертвования. В ТСЖ — это отчисления на формирование капитального ремонта общего имущества.

При этом платежи за жилищно-коммунальные услуги признаются выручкой от реализации и облагаются налогами (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.11.2015 № 03-11-06/2/669/7).

Соответственно, в расходах НКО не учитываются затраты, которые осуществлены за счет средств целевого финансирования (письмо Минфина РФ от 23.03.2021 № 03-07-11/20568, от 18.10.2019 № 03-03-07/80304).

Если НКО применяет УСН с объектом налогообложения «Доходы», то при расчете единого налога расходы не учитываются (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

При этом налог при УСН можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые НКО заплатил за своих работников (письмо Минфина РФ от 08.07.2020 № 03-11-11/58987, ст. 346.21 НК РФ).

Источник

Теперь я расскажу более детально про особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Чем он отличается от учета в ООО и тем более ИП. Особенности связанные с отчетностью, учетом некоммерческих поступлений, как отразить коммерческие поступления и многое другое.

Все отличия разобью на группы, вдруг Вас интересуют конкретный вопрос:

Начало учета новой НКО

В НКО нет уставного капитала и нет владельцев (бенефициаров). Да, после создания НКО учредители вносят минимум 10000 рублей на баланс некоммерческой организации, но это не уставной капитал. Создав НКО, учредители обязаны внести «первичное имущество», это обычный взнос, по своей природе он похож на вступительный взнос. Его учет ведется на счете 86 и если он вносится деньгами, то проводка будет такой:

Именно такое основание должно быть и в банковских документах. В крайнем случае просто «взнос учредителя».

Особенности отчетности НКО

Эта тема обширна, опишу главные особенности и начну с самой главной ошибки.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

Особенность оформления некоммерческих поступлений

Поступления добровольных взносов и пожертвований не облагаются налогами. Определяются они основанием платежа и по ним не предоставляются акты. Подробнее почитайте в статье «Некоммерческие поступления в НКО». Все эти поступления являются целевым финансированием и поступают на счет 86 «Целевое финансирование» например:

Важно, что если в основании платежа не указано, что перевод активов сделан на уставные цели НКО, налоговая по умолчанию будет считать поступление выручкой. Исключением является такая форма НКО как ФОНД, она предназначена для сбора и распределения пожертвований. Только в фонде все поступления по умолчанию признаются пожертвованием.

Раздельный учет в некоммерческой организации

Некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по двум главным направлениям.

Очень часто бывает, что некоммерческая организация ведет только одно из этих направлений. Например, фонды ведут в основном только некоммерческую деятельность, а образовательные АНО только деятельность приносящую доход. Тогда задача бухгалтерского учета сильно облегчается. Но в большинстве активно действующих НКО активно ведется учет на обоих направлениях.

Главная сложность состоит в разнесении расходов. На счетах 20 и 26 создаются субсчета для каждого их направлений, например:

Расходы могут быть одинаковыми, отнесение затрат зависит от того, на каком из направлений они были использованы. Могут быть расходы, которые были использованы на оба направления частями. Например, купили бумагу, часть ее использовали в некоммерческом мероприятии, а часть ушла в отдел продаж. Или сотрудники, которые с одной зарплатой задействованы на двух направлениях. Постарайтесь избегать таких дроблений! Подтверждающий документ один (акт или товарная накладная), и он будет отличаться от суммы списания, налоговая такое не любит. Это делает учет непрозрачным и сомнительным. Постарайтесь изначально разнести заявки на расходы и производить их отдельными статьями, приведу пример таких мер:

Не обязательно полностью избавляться от таких операций, но советую свести их к минимуму.

Важно! Бухгалтер не может определить только по документам и оплатам к какому направлению отнести расходы. Важно построить финансовый учет. Руководитель на уровне приказов и визирования счетов на оплату определяет, в каком из направлений будут отнесены расходы. Этот документооборот должен фиксироваться визами, быть прозрачным и понятным. Финансовый учет обеспечивает прозрачность и ясность в разнесении расходов.

Приведу примеры очередности основных проводок:

Проводки деятельности приносящей доход

Привел основные проводки для понимания построения раздельного бухгалтерского учета.

Ано ведение бухгалтерского учета что это. OsobennostibuhuchyotaNKO. Ано ведение бухгалтерского учета что это фото. Ано ведение бухгалтерского учета что это-OsobennostibuhuchyotaNKO. картинка Ано ведение бухгалтерского учета что это. картинка OsobennostibuhuchyotaNKO

Особенность учета целевого финансирования

В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие. Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.

Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:

Или на этих счетах создается субконто «Помощь Ване», если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.

Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям. Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется «Акт о целевом использовании полученных средств». Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.

Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.

Особенности учета при ликвидации НКО

Коротко скажу о подготовке НКО к ликвидации. Перед ликвидацией обычно компании обнуляют, продавая имущество и распределяя деньги на погашение задолженности и прибыль учредителям. Но у НКО есть и другой путь.

Некоммерческие организации могут погасить долги, а оставшееся имущество передать другой НКО, с которой у нее совпадают уставные цели. Налогом эта операция не облагается! Передача происходит как взнос на уставные цели из одной НКО в другую.

Учредителям и другим лицам имущество НКО не передается и не распределяется между ними! Исключением является только «Частное учреждение», но у него другой путь формирования этого имущества.

Это позволяет обнулить оставшиеся строки баланса. Чем более пустой ликвидационный баланс у НКО, тем проще ликвидироваться. Некоммерческие организации ликвидируются около 6 месяцев, фонды только через суд около 12 месяцев.

Все это время необходимо исправно сдавать все нулевые отчеты в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Минюст.

Не забудьте, что если вы решите бросить НКО, чтобы его ликвидировал Минюст, он это сделает, но! Он также дисквалифицирует руководителя и учредителей НКО на 3 года, внесет их в черный список. Запретит им создавать организации 3 года, а из существующей выйти или их тоже ликвидирует в течении 6 месяцев. Думаю, понятно, так делать нельзя!

Надеюсь, мой материал оказался Вам полезен.

Если ясность не появилась, просто приходите к нам на бухгалтерское сопровождение. Мы точно сделаем всё на отлично. Мы сопровождаем более 1000 успешных НКО и создадим условия для успешного развития Вашей!

Пишите или Звоните!

(5 главбухов на линии)

Или пишите комментарии или в чат, также ответим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *