Антенна в квитанции жкх что это
Как меньше платить за ЖКУ
1. Можно ли сэкономить на ЖКУ?
Да, с помощью нескольких простых шагов вы можете заметно уменьшить свои расходы на коммунальные услуги. Например, установите счетчики, используйте энергосберегающие лампы, проверьте, какие услуги вы оплачиваете, фактически не получая их.
2. Оформите субсидию
Если вы гражданин России, Беларуси или Киргизии, у вас постоянная регистрация в Москве и на оплату ЖКУ уходит более 10% совокупного дохода вашей семьи, а сам доход не превышает уровня, установленного для получения субсидии, вы можете претендовать на компенсацию части ваших расходов на ЖКУ. Подробнее о том, как получить субсидию на оплату ЖКУ, вы можете узнать в нашей инструкции.
Получить консультацию, уточнить список необходимых документов и подать документы для получения субсидии вы также можете в центре госуслуг «Мои документы».
3. Оформите перерасчет
Если в вашей квартире технически невозможно установить счетчики и вы отсутствовали дольше пяти полных дней, то можете запросить перерасчет оплаты ЖКУ в центре госуслуг «Мои документы» или в вашей управляющей компании — в зависимости от того, кто направляет вам квитанцию за коммунальные услуги. Для перерасчета вам понадобятся:
Подробнее о том, как оформить перерасчет, вы можете прочитать в нашей инструкции.
4. Установите счетчики
О том, как установить и зарегистрировать счетчики, вы можете узнать из нашей инструкции.
5. Отключите радиоточку
Если в вашей квартире не работает радиоточка, но в квитанции на оплату ЖКУ указана услуга «радио и оповещение», вы можете отказаться от оплаты этой услуги, подав заявление на отключение радиоточки.
Если вы получаете единый платежный документ (ЕПД):
Если вместо ЕПД вы получаете другую квитанцию за ЖКУ:
6. Отключите коллективную телеантенну
7. Отключите домашний телефон
Если вы решили отказаться от домашнего телефона, то можете написать заявление и расторгнуть договор в любом центре продаж и обслуживания МГТС. В компании рекомендуют обращаться в офис, специализирующийся на расторжении договоров, расположенный у станции метро «Тимирязевская» по адресу: улица Яблочкова, дом 19а.
Мосжилинспекция помогла москвичам избавиться от неправомерных начислений за услугу «антенна»
В Мосжилинспекцию обратился житель дома 3 на Гаражной улице по вопросу неправомерного начисления платы за услугу «антенна». Собственник сообщил, что два года назад отказался от предоставления услуги телевизионного вещания, написав заявление в ПАО «Ростелеком». Абонентскую плату за общедомовую антенну исключили из квитанции. А четыре месяца назад в платежных документах снова появилась эта статья расходов. Самостоятельные обращения в управляющую организацию, МФЦ района, ПАО «Ростелеком» ни к чему не привели, плату за непредоставляемую услугу продолжали взимать.
В ходе рассмотрения обращения жилищные инспекторы направили запросы в МФЦ города Москвы и компании-поставщику услуги. Было установлено, что адрес заявителя ошибочно попал в список квартир несанкционированно подключенных к антенне, поэтому начисления возобновились.
Вмешательство Мосжилинспекции позволило устранить недоразумение. В результате из платежного документа заявителя исключили услугу «антенна» и вернули оплату за четыре месяца в сумме 905 рублей.
Разбираться с аналогичной проблемой пришлось и жителю дома 74 на Первомайской улице. Как выяснилось, заявитель оформил отказ от услуги «антенна», но из-за технической ошибки в программном обеспечении АСУ ЕИРЦ начисления по его квартире не были прекращены. После запроса Мосжилинспекции в МФЦ района ошибка была устранена. Заявителю выполнен перерасчет за два месяца в размере 460 рублей.
Мосжилинспекция обращает внимание, что оформить отказ от услуги телевизионного вещания в случае нежелания пользоваться коллективной антенной можно путем обращения к исполнителю услуги, ПАО «Ростелеком», с заявлением об отключении абонентского отвода, справкой об отсутствии задолженности за антенну, на основании которых будет произведено отключение соответствующего абонентского отвода от коллективной антенны. Отключение абонентского отвода производится бесплатно. На основании документа об отключении, полученного от ПАО «Ростелеком», МФЦ («Мои документы») прекращает начисление абонентской платы.
Что «ловит» Антенна в едином платежном документе
В сфере оплаты услуг ЖКХ имеет хождение замечательная бумажка, называемая «единый платежный документ». Везде и всегда он имеет аббревиатуру «ЕПД». Будем его называть в дальнейшем так же.
Выставляется он жителям многоквартирных домов управляющими компаниями, многофункциональными центрами, товариществами собственников недвижимости и другими организациями, которые занимаются сбором платежей. Для ясности изложения обозначим всех этих сборщиков платежей аббревиатурой «УК».
Структура ЕПД везде и всегда примерно одинакова, в которую помимо основных платежей (содержание и ремонт, отопление, вода и т.д.) отдельными строками входят платежи за дополнительные услуги.
Дополнительными услугами, как правило, являются «запирающее устройство» (домофон), «консьерж», «шлагбаум» и т.д.
Оно и понятно. Приняли собственники помещений в МКД на собрании решение о предоставлении той или иной дополнительной услуги с определением платы за нее и, как говорится, вперед и с песней.
Но откуда, на каком основании в ЕПД вдруг появляется строка «Антенна», или «Услуга телевещания», или просто «ТВ»? Названия этой услуги могут быть разные, суть одна: доставка сигнала ТВ в квартиру. Назовем ее (услугу) просто Антенна.
Основным нормативным документом в сфере предоставления оператором связи услуг телевизионного вещания является Федеральный закон «О связи», часть 1 статьи 44 которого гласит: «На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.».
Сразу возникает вопрос. Если договор с оператором связи заключает УК, то кто есть пользователь этой услуги в соответствии с указанной нормой? Если УК, то причем здесь собственники, которые вынуждены платить за эту услугу? Если собственники, то почему договор о предоставлении этой услуги заключает с оператором связи УК?
Посмотрим, как заключается договор об оказании услуги телевизионного вещания.
Так что же тогда, в самом деле, «ловит» Антенна в ЕПД?
Возвращаемся к части 1 статьи 44 Федерального закона «О связи» и видим, что договор заключается еще и в соответствии с правилами оказания услуг связи.
Что ж, попробуем найти и почитать эти правила оказания услуг связи.
Обращаю внимание: «с выделением уникального кода идентификации»! То есть с абонентом заключается индивидуальный (!) договор! Не групповой (с несколькими абонентами), не с УК, а непосредственно с тем человеком, который будет смотреть указанные в договоре телевизионные каналы на определенном оконечном оборудовании.
Кроме того, пункт 12 Правил определяет, что «договор между оператором связи и абонентом или вещателем заключается в письменной форме».
То есть мы уже приходим к тому, что договор о предоставлении услуг телевизионного вещания должен заключаться оператором связи непосредственно с абонентом в письменной форме!
Идем дальше… пункт 17 Правил: «договор, заключаемый с гражданином, является публичным».
Что такое публичный договор? Находим определение в статье 426 ГК РФ: «публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)».
Вот здесь некоторые УК и операторы связи, объясняя, почему они впихивают статью «Антенна» в ЕПД, говорят, что данный договор в виде публичной оферты размещен на сайте оператора. Кроме того, указывают на то, что это предполагает Ваше согласие с его условиями в случае первой оплаты выставленного Вам счета.
Во-первых, ЕПД, как правило, не предполагает выбор перечня услуг к оплате, за исключением страхования. То есть, если Вы оплатили сумму в размере меньшем, чем указано в ЕПД, то эта сумма «размазывается» по всем услугам пропорционально, а за Вами остается долг. Значит Вы физически не можете не оплатить эту услугу при оплате ЕПД.
А во-вторых, УК и операторы связи умышленно подменяют понятие «публичный договор» понятием «публичная оферта».
Опять обращаемся к ГК РФ, а конкретно к статье 437, часть 2: «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)».
И наконец, в-третьих. В договоре на предоставление услуг связи в соответствии с пунктом 20 Правил должны быть указаны в том числе сведения об абоненте: фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (подпункт «е»), а также адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования (подпункт «д»).
И снова возникает пара вопросов.
Если в договоре между УК и оператором связи моя квартира указана как адрес установки пользовательского оборудования и представлены сведения обо мне, то на каком основании? Я согласия на это не давал. А Вы?
Если же в договоре указаны реквизиты УК и ее адрес, то на каком основании счет выставляется мне, третьему лицу? Нет такого основания.
Делаем вывод. В связи с тем, что договор на оказание услуг телевизионного вещания заключается в письменной форме и носит индивидуальный характер, вопрос о предоставлении услуги «Антенна» не может решаться ни общим собранием собственников помещений в МКД, ни управляющей организацией, ни оператором связи.
Повторюсь… Этот договор заключается ТОЛЬКО АБОНЕНТОМ с оператором связи и ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ.
Следовательно, Антенна в ЕПД незаконно «выуживает» шальные денежки из тощих карманов собственников помещений в МКД (нас с Вами) в толстые карманы либо сборщиков платежей, либо оператора связи.
Предъявив претензию в моем случае управляющей компании, я добился исключения строки «Антенна» из ЕПД.
Правда, мне физически отключили кабель от разветвителя в распределительном щите и установили заглушку. Пришлось самостоятельно снимать заглушку и опять подсоединять кабель с разъяснением представителям УК о незаконности их действий. Но это уже совсем другая история…
И на закуску информация к размышлению…
Абзац первый части 4 статьи 46 Федерального закона «О связи»: «Оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.».
Многословно, но суть следующая. Оператор связи обязан бесплатно (!) для абонента за свой (!) счет транслировать обязательные общедоступные телеканалы. Перечень обязательных общедоступных телеканалов определяется Президентом Российской Федерации.
На сегодняшний день их 20. А еще один региональный и один муниципальный каналы.
Есть повод задать себе и сборщикам платежей вопрос: «А не эти ли каналы мне впаривают за мои же кровные?» Или: «А где мои бесплатные телеканалы?» Интересно было бы послушать ответ.
Экономия на ЖКХ: как отключить те услуги, которыми вы не пользуетесь
Нередко в квитанции на оплату коммунальных услуг можно обнаружить «лишние строчки». Так, многие люди продолжают платить за радиоточку, домашний телефон или коллективную антенну, которыми при этом не пользуются. Однако не все знают, что при желании собственник квартиры может отказаться от ненужных ему услуг. Как это сделать, читайте в материале.
Чтобы отключить ту или иную услугу, необходимо обратиться к ее поставщику. Порядок и способы обращения зависят от региона РФ, в котором вы проживаете. Тем не менее есть ряд условий, одинаковых для всех. Так, вне зависимости от места проживания вам будет нужно подать заявление установленной формы на имя компании-поставщика, предоставить запрашиваемые документы, подтвердить отсутствие задолженности (долгов быть не должно, иначе вам откажут в отключении услуги); в некоторых случаях — оплатить государственную пошлину.
Радиоточка «Радио и оповещение»
В домах старого фонда часто предусмотрена радиоточка, и ежемесячно владельцам квартир начисляется абонентская плата. Чтобы больше не платить за эту услугу «по умолчанию», стоит в первую очередь определить, куда следует обращаться.
Так, если отдельная квитанция на оплату приходит из ФГУП «Российские сети вещания и оповещения», отказаться от радиоточки можно только по личному обращению в офис ФГУП РСВО. Ведущий юрисконсульт юридической службы ИНКОМ-Недвижимость Кирилл Кокорин рекомендует предпринять следующие шаги:
Второй вариант: начисление за услугу «Радио и оповещение» производится через Единый платежный документ (ЕПД). В этом случае оформить отказ можно в МФЦ вашего района. «МФЦ самостоятельно формирует пакет документов и отправляет его во ФГУП РСВО. Перед обращением в МФЦ вам необходимо скачать бланк заявления и квитанции на отключение радиоточки на сайте ФГУП; заполнить первое и оплатить второе», — рассказывает Кирилл Кокорин.
Важно! «Отключить» радиоточку может только собственник квартиры или жилого дома. Если отказ от этой услуги оформляет представитель собственника, то следует предоставить нотариально заверенную доверенность. Тем же, кто занимает жилье по договорам социального найма, необходимо обращаться к соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который владеет данным жильем.
Общедомовая телеантенна
В случае с отключением общедомовой антенны собственнику также необходимо узнать, какая организация отвечает за данную услугу. Получить информацию об этом можно в своей управляющей компании (а выяснить, какая УК занимается вашим домом, легко через интернет). Далее следует обратиться в эту компанию и получить образец заявления на отключение услуги. Впрочем, документ можно скачать и через личный кабинет на официальном сайте организации (такая опция есть, например, в Ростелекоме).
Как и в случае с радиоточкой, к заявлению об отключении антенны необходимо приложить справку об отсутствии задолженности и копию паспорта. Следующий важный шаг — не забыть про акт. «В день отключения антенны специалист, который будет проводить работы, выдаст вам соответствующий акт. Он является основанием для прекращения начисления платы за данную услугу. Этот документ обязательно нужно передать в организацию, которая осуществляет начисление и формирует квитанцию на оплату. Как правило, речь идет о МФЦ, ЖКО или ЖСК. Тогда действительно платить за общедомовую антенну вам больше не придется», — дополняет Кирилл Кокорин.
Домашний телефон
Для отключения домашнего телефона вам необходимо лично обратиться в телефонную компанию (Ростелеком, МГТС и др.) с заявлением об его отключении. Обычно в пакет документов также входят копия паспорта и копия договора с телефонной компанией.
«Данная услуга предоставляется бесплатно. Отказать в ней могут только в одном случае — при наличии задолженности. Если же имеется остаток неиспользованных средств, телефонная компания переведет их на ваш счет в указанном вами банке», — отмечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов.
Полезно знать, что телефонный номер не является собственностью гражданина — он его арендует у телефонной компании. Поэтому при необходимости восстановить домашний телефон можно не получить «свой старый» номер. Повторное подключение является платным: стоимость равна стоимости подключения новой линии.
Домофон
Минстрой России в письме «О содержании и ремонте общего имущества в МКД» указывает, что домофон относится к общедомовому имуществу. Таким образом, если техобслуживание данного оборудования предусмотрено договором управления домом, оно не выделяется в отдельный пункт в платежке. На эти цели идет оплата за содержание и ремонт жилого помещения. В этом случае оплачивать домофон отдельно жильцы не обязаны, рассказывает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.
Если же техобслуживание домофона не прописано в договоре управления домом, вопрос о начислении платы решается на общем собрании собственников помещений. «Тогда эта статья расходов будет отображаться либо в виде пункта в платежке, либо в виде отдельного счета. Тем не менее вносить абонентскую плату придется в любом случае, поскольку речь идет о содержании общедомового имущества», — дополняет Надежда Коркка.
Однако бывает и так, что договор на обслуживание домофона заключен индивидуально с каждым собственником квартиры. «В этом случае вы можете написать заявление в компанию, обслуживающую домофон, об его отключении. Очень часто организации идут людям навстречу — трубка в квартире отключается; остается возможность войти в подъезд только через код или ключ», — рассказывает Владислав Фролов.
Консьерж
Не все жильцы МКД хотят, чтобы в их доме работал консьерж. Чтобы отказаться от этой опции, важно знать следующее. «Часть дополнительных услуг (в том числе и услуги консьержа) оказывается по факту принятия соответствующего решения на общем собрании собственников (ОСС). И отказ от них возможен только после того, как на ОСС будет набрано определенное количество голосов в поддержку этой инициативы», — комментирует генеральный директор УК «Техстрой» Евгений Беляев.
Сэкономить на коммуналке можно не только посредством отключения ряда услуг. К примеру, можно поставить водосчетчики или установить светодиодные лампы. Также постарайтесь разобраться в правилах начисления платы за ЖКХ и проверить, все ли корректно. Ведь, как показывает судебная практика, не всегда суммы начисляются правомерно.
Взимает ли УО плату за установленную в доме антенну телевещания
Начисление управляющей организацией платы за содержание и ремонт общего телекоммуникационного оборудования, установленного в доме, и за дополнительные услуги у многих вызывает вопросы. Сегодня на основе письма Минстроя РФ разбираем вопрос взимания с собственников помещений платы за коллективную антенну.
Коллективная антенна может быть частью общего имущества МКД или частной собственностью
Минстрой РФ ещё в середине 2016 года дал разъяснения о том, каким образом управляющая организация вправе отражать в платёжных документах плату за установленную в доме коллективную антенну – систему коллективного приёма телепередач (СКПТ). Свою позицию ведомство выразило в письме от 13.07.2016 № 21928-АЧ/04.
Антенна, установленная в МКД, отвечает признакам общего имущества собственников: в его состав включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого/нежилого помещения (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «д» п. 2 ПП РФ № 491).
Согласно п. 8 ПП РФ № 491, системы коллективного приёма телепередач, в том числе сети кабельного телевидения, оптоволоконная сеть, относятся к информационно-телекоммуникационным сетям.
От того, относится ли антенна к общедомовому имуществу, зависит, как плата за её обслуживание и ремонт будет отражаться в платёжном документе за ЖКУ, направляемом УО в адрес жителей.
Абонентскую плату и доступ к телевещанию всегда взимает оператор связи согласно договорам с жителями МКД
Любое оборудование, установленное в доме, особенно цифровое и телекоммуникационное, требует регулярного обслуживания и ремонта. При этом, как отмечает в письме Минстрой РФ, существует и ещё одно направление затрат, связанное с антеннами, – плата непосредственно за услуги связи, то есть за телевизионное вещание. Ведомство указало на то, что зачастую у потребителей услуг, а также управляющих МКД происходит подмена этих понятий.
Плату за услуги связи взимает оператор, предоставляющий соответствующую услугу, – именно он конечный получатель платежей. При этом строка «за услуги связи»/«плата за пользование коллективной антенной» может появиться и в едином платёжном документе за ЖКУ – если оператор заключил соответствующий договор с расчётным центром или напрямую с УО/ТСЖ.
При этом житель МКД имеет право отказаться от этих услуг, не пользоваться ими и, соответственно, не оплачивать, ведь договор на телевещание оператор связи заключает с каждым потребителем отдельно в письменной форме.
Стоимость техобслуживания антенны, включённой состав ОИ дома, входит в размер платы за содержание жилья
Управляющая организация или ТСЖ не имеют права выставлять в платёжном документе эти работы отдельной строкой и брать дополнительную плату: содержание и ремонт всех элементов общего имущества включается в размер платы.
Это подтверждает судебная практика, например, дело № А41-84254/2015. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 18.08.2016 признал законными требования органа ГЖН к управляющей организации исключить из платёжного документа отдельную плату за техническое обслуживание антенны. Суд указал на то, что эти услуги входят в состав необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В таком случае собственник оборудования берёт на себя обязательство по его обслуживанию и ремонту. При этом следует учитывать, что между оператором связи и УО/ТСЖ должен быть заключён договор о предоставлении в пользование оператору части общего имущества для установки антенны. Делать это можно только с согласия ОСС.
В договоре должен быть прописан порядок и периодичность предоставления оператору связи доступа к оборудованию для его обслуживания. В таком случае расходы за техническое сопровождение и ремонт полностью несёт собственник коллективной антенны – оператор связи.
УО без дополнительной платы обязана восстановить демонтированную без согласия ОСС общедомовую антенну
Управляющая домом организация по договору управления несёт ответственность за состояние всего общего имущества МКД. Если антенна включена в его состав, то именно УО отвечает не только за техническую исправность оборудования, но и за сам факт его наличия, что подтверждается судебной практикой.
Например, в деле № А70-7639/2019 УО из Тюмени пыталась оспорить предписание органа Госжилнадзора, который требовал от компании восстановить демонтированную с дома коллективную антенну. Организация протестовала, указывая, что на момент принятия в 2013 году дома в управление антенны уже не было, что подтверждено соответствующим актом.
К тому же в 2007 году предыдущая УО проводила общее собрание по вопросу демонтажа СКПТ, и «за» было отдано 51% от всех голосов в доме. Компания-истец также организовала ОСС, предложив собственникам восстановить антенну, но 1,67% голосов было «против», «за» и «воздержался» – 0 голосов. Это, по мнению компании, указывает на отсутствие интереса жителей дома к наличию антенны, она им не нужна.
Суды всех инстанций не согласились с позицией управляющей организации, потому что антенна по документации в доме была изначально и входила в состав общего имущества. То, что УО приняла дом в управление в отсутствие оборудования, не освобождает её от обязанности восстановить СКПТ.
В 2007 году по вопросу демонтажа антенны не был набран кворум, ведь за уменьшение состава ОИ в доме должны проголосовать все собственники помещений в МКД. А результаты ОСС, которое провела компания-истец, не указывают на то, что собственники против восстановления антенны – по позиции «против» не набрано нужное количество голосов, чтобы утверждать, что решение принято. Предписание органа ГЖН было оставлено в силе всеми судами, в том числе ВС РФ, и УО пришлось восстановить демонтированную ранее СКПТ.
Запомнить
Коллективная антенна, если она входит в состав общего имущества собственников, – зона ответственности УО/ТСЖ. При этом управляющая организация не может брать дополнительную плату за её обслуживание или ремонт. За телевещание жители МКД платят оператору связи – собственнику оборудования, но только в том случае, если они заключили соответствующий договор на пользование услугой.
Как отметил в письме Минстрой РФ, собственник вправе отказаться от оказания услуг телевещания и не пользоваться СКПТ по своему усмотрению. При этом не оплачивать содержание и ремонт антенны, включённой в состав ОИ дома, он не может.