Античная литература что это

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, — с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока. Особое выделение греко-римской античности, как специфического единства, отличного от других древних обществ, не является произвольным; свое полное научное обоснование оно получило в учении Маркса и Энгельса об «античном обществе», как особой ступени развития в истории человечества. Что же касается терминов «античность», «античный», происходящих от латинского слова antiquus — «древний», то их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого общества.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы; следует, однако, отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1. Это, во-первых, — эпоха Возрождения («Ренессанс»), противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, посюстороннее «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека. Стремление к полному и всестороннему развитию человеческой природы, уважение к индивидуальности, живой интерес к реальному миру — существеннейшие моменты этого идеологического движения, освобождавшего мысли и чувства от церковной опеки. В античной культуре гуманисты находили идеологические формулы для своих исканий и идеалов, свободу мысли и независимость морали, людей с резко выраженной индивидуальностью и художественные образы для ее воплощения. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождения» античности; гуманисты усиленно собирали списки с произведений античных авторов, хранившиеся в средневековых монастырях, и издавали античные тексты. Еще предшественница Ренессанса, поэзия провансальских трубадуров XI — XIII вв. «воскресила даже среди глубочайшего средневековья отблеск древнего эллинства».

Зародившись в Италии в XIV в., гуманистическое движение приобрело общеевропейское значение со второй половины XV в. «В спасенных при гибели Византии рукописях, — пишет Энгельс в старом введении к «Диалектике природы», — в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед. светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. В Италии, Фракции, Германии возникла новая, первая современная литература; Англия и Испания пережили вскоре затем свою классическую литературную эпоху». Эта «первая современная литература» Европы создавалась в непосредственном общении с античной литературой, преимущественно с позднегреческой и с римской; одно время (XV — XVI вв.) гуманисты культивировали поэзию и красноречие на латинском языке, стараясь воспроизводить античные стилевые формы («ново-латинская» литература в отличие от средневековой литературы на латинском языке).

преимущественное внимание уже не на те стороны античной литературы, которые были близки по духу эпохе Возрождения. Классицизм стремился к обобщенным образам, к строгим незыблемым «правилам», которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Писатели этого времени искали в античной литературе и в античной литературной теории (особым вниманием пользовалась здесь «Поэтика» Аристотеля) таких моментов, которые были бы родственны их собственным литературным задачам, и старались извлечь оттуда соответствующие «правила», не останавливаясь зачастую и перед насильственным истолкованием античности. К числу таких «правил», насильственно приписанных античности теоретиками классицизма, относится и знаменитый «закон трех единств» в драме, единства места, времени и действия. Рассматривая свои «правила», как вечные нормы истинно-художественной литературы, классицисты ставили своей задачей не только «подражать» древним, но и соревноваться с ними, для того чтобы превзойти их в следовании этим «правилам». При этом классицизм, как и Ренессанс, опирался главным образом на позднегреческую и римскую литературу. Произведения более ранних периодов греческой литературы, например гомеровские поэмы. казались недостаточно утонченными для придворного вкуса абсолютной монархии; нормативной эпической поэмой считалась «Энеида» Вергилия. Наибольшего расцвета классицизм достиг во французской литературе XVII в. Его главным теоретиком и законодателем был Буало, автор поэмы «Поэтическое искусство» (L’art poetique, 1674 г.).

Источник

Античная литература. Раздел I. Введение. Понятие античности. Античная концепция мира и человека. Периодизация античной литературы.

Раздел I.

Тема 1. Введение. Понятие античности. Античная концепция мира и человека.
Периодизация античной литературы.

1. История античной литературы – это история литературы Древней Греции и Рима, которые представляют самый древний период культуры и искусства Западной Европы. Применение термина «античный» («древний») именно к этим культурам и литературам условно, так как существовали и более древние (напр., вавилонская, древнеегипетская) культуры. Но древнейшей для народов Европы стала именно греко-римская модель; она является основой, базой для более поздних (уже национальных) литератур европейских народов.

2. Греческая и римская античные литературы едины, но римская возникла значительно позднее и на основе греческой.

Древнегреческая литературадревнейшая из европейских и единственная развивавшаяся самостоятельно.

Римская литература – вторая по хронологии; связана с греческой как с первоначальным и базовым источником → существует проблема взаимодействий между ней и греческой, и даже заимствований.

3. Развитие античной литературы связано с развитием общества → проходит несколько этапов, отражает развитие сознания древнего человека, принципы его взаимодействия с миром.

– ранний этап: соответствует общинно-родовому строю;

▪ период полисов (город-государство; основа – земельная собственность; община свободных граждан; характерно чувство полисного патриотизма)

▪ период значительных государственных образований

4. Человек мыслит себя гармоничной частью природы (силы которой обожествляет) и коллектива (рода, общества, государства). Огромную роль играет понятие рока. Дальнейшее развитие общественных отношений будет менять сознание человека, усиливая индивидуальное чувство, осознание собственной значимости и воли → выделение личности, её более сложные отношения с социумом.

5. Важнейшая форма общественного сознания – мифология.

Миф (первонач. – «слово», потом – «предание», «сказание», ещё позже – «вымысел») → первоначальная форма осмысления реальности. В мифе соединяются историческое и вечное, этическое и эстетическое, образный взгляд на реальность.

Мифология – явление сложное, многоуровневоерелигии, философии, науки и искусства, истории. Включает морально-этические нормы. В архаический период – основная форма познания мира, для которой характерно очеловечивание всего вокруг (антропоморфизм).

Мифологические системы разных народов имеют сходные структуры, схемы, повторяющиеся мотивы, темы и сюжеты. Всегда в основе –

1) представления о гармонии, структуре мира; 2) представления о месте человека в природе и культуре.

космогония – история возникновения мира, представления о Вселенной;

теогония – мифы о богах и героях

исторические мифы (например, троянский цикл)

Периодизация древнегреческой литературы

лирика (Тиртей, Архилох, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт)

героический (Гомер) и дидактический (Гесиод) эпос

II. Аттический / классический период (V-IV вв. до н. э. ) → период расцвета и кризиса рабовладельческих полисов. Центр – Афины. Расцвет античной демократии.

драма (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)

– начало развития прозы (историография – Геродот;

философский диалог – Платон, Демокрит, Аристотель).

Эллинистический период (кон. IV–кон. I вв. до н. э.). Эпоха после завоевания Греции Македонией. Империя Александра Македонского. Военно-бюрократическая монархия. Центр – Александрия.

новоаттическая комедия (Менандр)

александрийская поэзия (Каллимах, Аполлоний, Феокрит)

IV. Римский период греческой литературы (с конца I в. до н. э.)

Периодизация римской литературы

1 вариант – по историческим периодам развития римского общества и государства:

I. Литература Республики

1. долитературный период (до сер. III в. до н. э.)

литература носила легендарный характер

2. (до сер. II в. до н. э.)

процесс эллинизации; зрелища

комедия (Плавт, Публий Теренций Афр)

3. литература периода гражданских войн (кон. III в. – 30-е гг. до н. э.)

бурная политическая реальность; процесс установления Империи (Гракхи, Цезарь, Антоний, Октавиан).

собственно римская литература

поэзия: неотерики (Катулл)

II. Литература Империи

1. Литература конца (до 14 г. н. э.)

«золотой век» // «век Августа»

поэзия (Вергилий, Гораций, Овидий)

2. Литература императорского Рима

2 вариант периодизации – по этапам развития латыни:

I. Древнейший период (до 240 г. до н. э.)

II. Архаический –81 гг. до н. э.) – до Цицерона

III. «Золотой век»

1. «век Цицерона» (81–43 гг. до н. э.) → проза

2. «век Августа» (43 г. до н. э.–14 г. н. э.) → поэзия

« » (14–117 гг. н. э.) → красноречие

(декламационный стиль в литературе в целом) – Сенека.

V. Поздний императорский –476 гг. н. э.)

Источник

Античная литература

Античная литература что это. 250px RomanVirgilFolio001rEclogues. Античная литература что это фото. Античная литература что это-250px RomanVirgilFolio001rEclogues. картинка Античная литература что это. картинка 250px RomanVirgilFolio001rEclogues

Античная литература что это. magnify clip. Античная литература что это фото. Античная литература что это-magnify clip. картинка Античная литература что это. картинка magnify clip

Античная литература что это. 250px Bildhuggarkonst%2C Sofokles%2C Nordisk familjebok. Античная литература что это фото. Античная литература что это-250px Bildhuggarkonst%2C Sofokles%2C Nordisk familjebok. картинка Античная литература что это. картинка 250px Bildhuggarkonst%2C Sofokles%2C Nordisk familjebok

Античная литература что это. magnify clip. Античная литература что это фото. Античная литература что это-magnify clip. картинка Античная литература что это. картинка magnify clip

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Содержание

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Источник

Античная литература

У истоков западноевропейской словесности стоит античная литература. Под античным миром (от лат. antiquus — древний, старинный) подразумевается древние Греция и Рим, а впоследствии — и другие народы, вошедшие в состав Римской империи и подвергшиеся эллинизации и романизации. Римская литература моложе греческой и во многом сложилась под ее влиянием. Достигнув высочайших художественных вершин, античная литература и поныне остается в определенном смысле недосягаемым образом. Она оказала огромное влияние на словесность Нового времени, особенно в эпоху Возрождения, барокко и классицизма.
К сожалению, из-за отсутствия книгопечатания и по некоторым другим причинам от античного литературного наследия сохранилось не более 10% текстов. Многие авторы представлены в основном или исключительно фрагментами, т. е. цитатами, включенными в сочинения позднейших авторов.
Периодизация древнегреческой литературы:
VIII — VI вв. до Р. Х. — архаический, или доклассический период;
V — IV вв. до Р. Х. — классический период;
III — I вв. до Р. Х. — эллинистический период;
I — V вв. по Р. Х. — период римского владычества.
Периодизация римской литературы:
середина III — 1-я пол. II вв. до Р. Х. — доклассический период;
2-я пол. II — I вв. до Р. Х. — классический период;
I — V вв. по Р. Х. — послеклассический период.

Глава 1. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

§ 1. Древнегреческий эпос

Из трех родов литературы — эпоса, лирики и драмы — древнейшим является эпос. Все античные эпические поэмы написаны гекзаметром, т. е. шестистопным дактилем, который в русском силлабо-тоническом переводе чаще передается дактилохореем, где дактилические стопы чередуются с хореическими. Рифма в античной поэзии встречается крайне редко.
Героический эпос, воспевающий славные деяния прошлого, представлен поэмами, возникшими в эпоху, когда человек мыслил себя в первую очередь членом единого целого (племени, общины, войска) и лишь во вторую очередь — независимой, автономной личностью. В эту эпоху в человеке ценилась прежде всего сила и воинская доблесть, и идеалом человека считался богатырь — вроде Геракла, Тесея и других героев-полубогов. Б;льшая часть этих поэм утрачена еще в древности. Они пелись аэдами (сказителями) под аккомпанемент кифары (разновидность небольшой арфы). В середине VI в. до Р. Х. по распоряжению афинского тирана (правителя) Писистрата были записаны поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается слепому рапсоду Гомеру, достоверных биографических сведений о котором не было даже в античности. С этих произведений и начинается античная литература.
В основу сюжета «Илиады» положен эпизод из десятилетней Троянской войны. Название поэмы образовано от слова «Илион» (другое название Трои), а суффикс «-ада» стал характерным для заглавий эпических поэм в позднейшие эпохи («Франсиада» Ронсара, «Генриада» Вольтера, «Россиада» Хераскова и пр.) В начале поэмы царь мирмидонян Ахилл (Ахиллес) ссорится с верховным вождем греков Агамемноном и вместе со своей ратью покидает поле боя. В результате троянцы начинают одолевать греков, и Гектор, любимый сын троянского царя Приама, убивает Патрокла — лучшего друга Ахилла. Ахилл возвращается на поле брани, убивает Гектора и оскверняет его тело. Приам тайно проникает ночью в шатер Ахилла и слезно молит выдать ему тело Гектора. Поначалу Ахилл возмущен, но, смягчившись, удовлетворяет просьбу старика. Заканчивается поэма погребением Гектора. Наряду с людьми в поэме действуют боги, из которых одни действуют на стороне греков, другие — на стороне троянцев. Действие поэмы умещается в 50 дней.
Многочисленные батальные сцены представляют собою описания единоборств. Поэма отличается обилием жестоких сцен — как, впрочем, и весь героический эпос разных времен и народов, создававшийся в дохристианскую эпоху, когда великодушие и милосердие, проявляемое даже по отношению к врагам, вовсе не считались нравственной нормой. Коварство и вероломство отнюдь не противоречит гомеровской этике. Тем контрастнее выглядит милосердие Ахилла, проявленное к Приаму, молящего его о выдаче тела Гектора. Глубочайшим драматизмом отличается и сцена прощания Гектора со своей женой Андромахой:

Но да погибну и буду засыпан я перстью земною
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!

Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим.

(Перевод В. Вересаева)

§ 2. Древнегреческая лирика

Термин лирика означает «песня под аккомпанемент лиры». Уже говорилось, что в древности стихи первоначально не читались, а пелись (потому-то и в русской поэзии XVIII — XIX вв. слова певец и поэт часто становятся синонимами). Расцвет древнегреческой лирики приходится на VII — VI вв. до Р. Х. Ритмически она очень разнообразна, и в зависимости от используемых стихотворных размеров подразделяется на элегию, ямб и мелику.
Если в наше время под элегией подразумевается стихотворение, отражающее грустное настроение автора, то в античности так называлось стихотворение на любую тему, но написанное элегическим дистихом (двустишием): нечетные стихи — гекзаметром, а четные — пентаметром. Вот, например, начало элегии Тиртея — афинского школьного учителя, переселившегося в Спарту и вдохновлявшего спартанцев на воинские подвиги:

Доля прекрасная — пасть в передних рядах ополченья,
Родину-мать от врагов обороняя в бою…

Элегии сочинял и крупнейший афинский государственный деятель Солон, призывавший вернуть Афинам захваченный остров Саламин:

На Саламин! Как один человек, за остров желанный
Все ополчимся! С Афин смоем проклятый позор!

(Перевод Вяч. Иванова)

О мертвом, если б были мы разумнее,
Не больше б горевали мы, как день один.

(Перевод В. Вересаева)

Из мастеров мелики выделяется Сапф; (или Саф;, что менее правильно) с острова Лесбос, где она возглавляла женскую музыкально-поэтическую школу. Излюбленный жанр Сапфо — эпиталамий, т. е. свадебная песнь. Впечатляет и ее любовная лирика, воспевающая сильную, порою мучительную страсть:

Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.

(Перевод В. Вересаева)

Цитированное четверостишие написано т. н. сафической строфой, которая впоследствии получила распространение в европейской поэзии нового времени, в том числе в русской — например, «Сафические строфы» А. Н. Радищева.
Земляк и современник Сапфо Алкей сочинял пейзажную лирику, гимны богам, но больше всего прославился политической поэзией. Аристократ до мозга костей, он тяжело переживал поражение своей партии и выразил это в гневных стихах, где сравнивает свой остров с кораблем, который носится в штормовом море без руля и без ветрил.
Бесконечно далек и от политики, и от любовных страданий, был Анакреонт (или Анакреон). Он демонстративно отказывается от описания воинских подвигов:

А кто сражаться хочет,
Их воля: пусть воюют!

(Перевод В. Вересаева)

Поэт воспевает радости мирной жизни — любовь и вино, призывая при этом соблюдать меру, чтобы не нарушать спокойной ясности духа (этим он предвосхищает эллинистическую поэзию). Единственное, что вносит грустные нотки в его творчество — это осознание, того, что неизбежно наступает старость, лишающая возможности наслаждаться этими радостями. Поэзия Анакреонта вызвала массу подражаний как в древности, так и в новое время — в нашей стране это были М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин (которому, кстати, принадлежит стихотворение «Гроб Анакреона»), Л. А. Мей и многие другие.
К сожалению, из наследия этих и многих других поэтов того периода уцелела лишь небольшая часть, и та представлена в основном фрагментами. Лирика продолжала развиваться и в дальнейшем, но уступила лидирующее положении драме и прозе.

К архаическому периоду относится и деятельность Эзопа (2-я пол. VI в. до Р. Х.). Сохранилась его биография, повествующая, что он был фригийским рабом, получил вольную, затем был облыжно обвинен в святотатстве и казнен. Его басни представляют собою краткий прозаический текст, непременно завершающийся моралью: «Басня показывает, что…» или «Басня направлена против…» Сюжеты эзоповских басен «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Муравей и цикада» и многих других широко использовались Ж. Лафонтеном, И. А. Крыловым и прочими поэтами нового времени. Крылатое выражение «Эзопов язык» означает иносказательную речь.

§ 4. Аттическая драма

§ 5. Аттическая проза

§ 6. Эллинистическая литература

Началом эллинистического периода считается битву при Херонее в 338 г. до Р. Х., когда македонские войска нанесли сокрушительное поражение объединенным силам греков. То, что за этим последовало, являет собою редчайший случай в истории: не побежденный народ растворился в народе-победителе, а победившие македоняне растворились в греках. При образовании империи Александра Македонского и ее последующем распаде на государство Птолемеев (Египет), Селевкидов (Сирия) и некоторые другие военно-бюрократические монархии греки хлынули на опустошенные войнами территории, и таким образом образовались эллинистические государства.
В связи с резким изменением общественно-политической обстановки, связанной с невозможностью оказывать сколько-нибудь заметное влияние на государственные дела изменился менталитет греков: гражданин всё больше превращался в обывателя. Поэтому общественно-политическая тематика всё более уступает место семейно-бытовой. Яркий пример — новая аттическая комедия, резко противостоящая древней аттической. Она представлена именем афинянина Менандра (342 — 293 до Р. Х.), наследие которого до сравнительно недавнего времени было представлено лишь фрагментами, из которых самые большие — из комедий «Третейский суд» и «Отрезанная коса». Единственная полностью сохранившаяся его комедия «Брюзга» была обнаружена на рынке в Александрии и опубликована в середине ХХ в. Ее главный герой Кнемон отказывается выдать дочь замуж за горячо любящего ее Сострата, чьи благородные намерения поддерживает и пасынок Кнемона Горгий, и смягается только тогда, когда Горгий с Состратом вытаскивают его из колодца. Вместе с людьми в комедии действует бог Пан, который внушает Сострату любовь к дочери Кнемона, желая вознаградить ее за скромность и благочестие.
К III в. до Р. Х. центр эллинской образованности и культуры переместился из Афин в Александрию Египетскую. Поэтому эллинистическую поэзию часто называют александрийской, хотя не все ее представители проживали в этом городе. Там же была основана крупнейшая библиотека, пережившая несколько пожаров и окончательно сожженная в VII в. арабским халифом Омаром II. В этой библиотеке подвизался поэт Каллимах (ок. 300 — ок. 240), возглавивший ее по приглашению царя Птолемея Филадельфа и составивший полный ее каталог (так называемые «Таблицы» в 120 книгах) — первая в мире научная библиография. Именно в этот период литература впервые становится предметом научного анализа. Гимны Каллимаха, написанные в основном гекзаметром и элегическим дистихом и обильно уснащенные литературными и филологическими намеками, положили начало т. н. ученой поэзии. Известны также изящные эпиграммы Каллимаха, проникнутые глубоко личным, лирическим началом, а также фрагменты элегий и ямбической поэзии. От эпической поэзии Каллимах рекомендовал своим современникам отказаться. Он культивировал поэзию «малых форм».
Современником и единомышленником Каллимаха был уроженец Сицилии Феокрит (ок.300 — ок.260 до Р. Х.), крупнейший представитель буколической поэзии (от греческого «буколос» — пастух). Стихотворения Феокрита — сохранилось три десятка — называют идиллиями, т. е. маленькими картинками или сценками. Они обычно изображают безмятежную и безгрешную жизнь пастушков и пастушек, а также мифологических героев на лоне прекрасной природы. Поэзия такого рода могла появиться лишь в эпоху появления первых мегаполисов, когда наметилась резкая противоположность между жизнью города, казавшегося вместилищем всевозможных пороков, и добродетельной сельской жизнью. Подражания Феокриту появлялись вплоть до начала XIX в. У Пушкина Онегин «бранил Гомера (за воспевание царей. — А. Р.), Феокрита…» Феокрита он «бранил» на отход от общественной тематики и стремление отгородиться от насущных проблем современности. Некоторое время Александрийской библиотекой заведовал местный уроженец — может быть, и по крови египтянин — Аполлоний Родосский (ок. 295 — 215 до Р. Х.), именуемый так оттого, что из-за конфликта с Каллимахом он переехал на остров Родос и принял там гражданство. Он сочинил эпическую поэму в четырех песнях (около 6000 стихов) «Аргонавтика» — о плавании Ясона и его спутников в Колхиду (современную Грузию) в поисках золотого руна. Эллинистическая специфика поэмы заключается в том, что и она относится к разряду ученой поэзии: автор явно стремится блеснуть своей эрудицией, демонстрируя знание редких мифов и исторических деталей. Недостатки поэмы обусловлены откровенным стилизаторством, ибо мифы, изложенные в ней, давно утратили живое, непосредственное воздействие на читателя и сделались предметом научных исследований.
Эллинистическая философия тоже качественно изменилась. Представители соперничающих и даже враждующих философских школ сузили задачу философии до того, чтобы научить человека быть счастливым, причем счастье понималось как жизнь согласно природе. Стоики [основатель — Зенон из Китиона, что в Малой Азии (ок. 366 — 270 до Р. Х.)]учили терпеливо переносить страдания, сколь бы тяжкими они ни были, а лучшим и счастливейшим концом жизни провозглашали самоубийство. Скептики [основатель — участник походов Александра Македонского Пиррон (365 — 275 до Р. Х.)] утверждали полную непознаваемость мира и, следовательно, проповедовали воздержание от всякого суждения по какому бы то ни было поводу.
Подробнее остановимся на эпикурейцах. Слово «эпикуреизм» давно стало синонимом слова «гедонизм», т. е. стремление срывать цветы удовольствия где угодно и как можно больше. Это совершенно не соответствует действительности. По мнению афинянина Эпикура (342 — 270 до Р. Х.), уроженец острова Самос, счастье — это не наслаждения, а просто отсутствие страданий, причиной которых являются несбывшиеся желания. Следовательно, чем меньше у человека желаний, тем меньше он страдает и тем он счастливее. Это учение удивительным образом перекликается с буддизмом, который в качестве идеала предлагает своим последователям нирвану, а в новое время повлияло на философию Шопенгауэра и его последователей. Поэтому Эпикур проповедовал строгий аскетизм: вегетарианство, трезвость, безбрачие, отказ от занятий науками, искусством, политикой и вообще от какой-либо общественной деятельности. «Живи незаметно», — таков был его девиз.
Другой причиной людских страданий Эпикур считал страх перед смертью и перед гневом богов. Интересно, что если современные атеисты боятся смерти именно оттого, что не верят в загробную жизнь, то Эпикур считал, что смерти не следует бояться именно потому, что со смертью прекращается всякое индивидуальное существование и, следовательно, никакие загробные муки никого не ждут. Для обоснования своей теории Эпикур воскрешает учение Демокрита, согласно которому всё сущее состоит из атомов и пустоты и что после смерти как тело, так и душа распадается на атомы. Что же касается богов, то они, по мнению Эпикура, самодостаточны, обитают в иных сферах, и потому им нет никакого дела до людей. При этом в одном из своих посланий Эпикур говорит о почитании Высшего Существа, что свидетельствует о том, что он вплотную подошел к идее Единого Бога — хотя и иным путем, нежели Платон и Аристотель.

§ 6. Литература периода римского владычества

§ 7. Христианская литература

С периодом римского владычества совпадает зарождение раннехристианской литературы. Не будем забывать, что и Новый Завет написан на греческом языке, который был тогда языком межнационального общения в восточных провинциях Римской империи. На греческий язык во II в. до Р. Х. в Александрии был переведен и Ветхий Завет. Этот перевод получил название «Перевод семидесяти толковников», т. е. письменных переводчиков, или «Септуагинта» (от латинского septuaginta — семьдесят). Новый Завет состоит из четырех Евангелий (по-гречески — благовествование, благая весть), Деяний святых апостолов, двадцати одного Послания апостолов и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова.
К каноническим Евангелиям относятся Евангелие от Матфея, обращенная к христианам из евреев — отсюда столь многочисленным ссылки на Ветхий Завет; от Марка, адресованное к римлянам — отсюда некоторый прагматизм и протокольность в изложении, что согласуется с римским менталитетом; от Луки, полное поэзии и обращенное к неофитам из греков — ценителям прекрасного и изящного; от Иоанна, представляющее собою философско-мистическое обобщение предыдущих, т. н. синоптических (буквально — со-наблюдающих, т. е. во многом повторяющих друг друга). Евангелие совершенно уникально как жанр: это не просто биография Иисуса Христа, а наставление в вере на основе эпизодов Его земной жизни. Тематически Евангелия продолжают Деяния святых апостолов, написанные апостолом Лукой. В центре повествования — миссионерская деятельность апостолов Петра и Павла.
Большинство Посланий апостольских принадлежит св. апостолу Павлу — он же Савл из малоазийского города Тарса — одного из ученейших и образованнейших людей своего времени и своей среды, жесточайшего гонителя, а вскоре — ревностнейшего проповедника христианства, сподобившегося за это мученической кончины при императоре Нероне. Адресованы послания христианским общинам в разных городах империи — Риме, Коринфе, Эфесе и др. Стиль их безупречен. Один из излюбленных приемов апостола Павла — парадокс.
Завершается Новый завет книгой «Откровение Иоанна Богослова» (по-гречески — Апок;липсис). Поводом к ее написанию послужил эдикт императора Домициана (91 г.), предписывающий воздавать ему божественные почести. В потрясающих образах автор описывает грядущую гибель Римской империи, в которой провидит конец света и окончательную победу добра над злом, Бога над диаволом и полное упразднение смерти. Усложненная образность, затрудняющая понимание этой книги, дала повод блаженному Августину сказать, что в Апокалипсисе сколько слов, столько тайн.
Первые христианские писатели, обосновывавшие христианское вероучение, называются апологетами (т. е. защитниками). Их взгляды на античное духовное наследие резко разделились: одни — в основном на Западе — полностью отвергали его, другие видели частицы божественного откровения и у языческих философов. К числу последних относится св. Иустин (ок. 100 — ок. 166), прозванный Философом и Мучеником (казнен в Риме, где руководил христианской школой), который Платона называл аттическим Моисеем, а Гераклита и Сократа — христианами до Христа. Ему принадлежат две апологии «В защиту христиан» и философско-богословский «Разговор с Трифоном иудеем».
Эллинскую культуру с христианской религией стремился сочетать и представитель ранней патристики (т. е. учения Отцов Церкви) Тит Флавий Климент Александрийский (ум. не ранее 215) в трактатах «Увещание к эллинам», «Педагог», в собрании набросков «Стр;маты» (т. е. ковер из лоскутков). Его земляк и ученик Ориген (185 — 254), умерший от пыток во время очередной волны гонений на христиан, соединял христианство с платонизмом, допуская, между прочим, множественность миров и предсуществование душ. Взгляды Оригена были осуждены, но пристальный интерес к нему возник в эпоху Возрождения — например, у монаха-гуманиста Дж. Бруно.
Первым церковным историком был Евсевий Памфил (ок. 263 — 339), епископ Кесарии Палестинской, тоже опиравшийся на достижения античной науки. Его «Церковная история» охватывает период от возникновения христианства до 324 г. Он же написал «Житие императора Константина», при котором христианство из гонимой религии стало государственной.
К этому периоду относятся первые ереси, из них самая ранняя — арианство, основоположник которой александрийский священник Арий утверждал, что Бог-Сын не единосущен, а подобосущен Богу-Отцу. Против Ария на Никейском соборе (325 г.) выступили, между прочим, Афанасий Великий (ок. 295 — 373), епископ Александрийский, сочинивший впоследствии «Историю ариан для монахов», и один из наиболее почитаемых в России святых Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (в Малой Азии), не оставивший, впрочем, каких-либо сочинений.
Против арианства выступил и Василий Великий (ок. 330-379), епископ Кесарии Каппадокийской, изложил принципы христианской космологии в цикле бесед «Шестоднев», и Григорий Богослов (ок. 330 — ок. 390), епископ г. Назианза (Малая Азия), оставивший, кроме богословских сочинений, автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души». Одним из главных Отцов Церкви был епископ Константинопольский Иоанн, прозванный за свое красноречие Златоустом (между 344 и 354 — 407). С его именем связана наиболее распространенная литургия (наряду с литургией Василия Великого). Бесстрашное и бескомпромиссное обличение общественных пороков привело Иоанна Златоуста к низложению и ссылке. Эти три знаменитых церковных деятеля исстари именуются Тремя Святителями и занимают особо почетное место среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью.

Глава 1. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

§ 1. Ранняя римская литература

Знакомство римлян с греческой литературой началось в эллинистический период, когда греческая культура уже пережила свой золотой век и вступала в полосу кризиса. Следует подчеркнуть, что римский менталитет сильно отличался от греческого. В отличие от греков, склонных и отвлеченнному мышлению, фантазии и филососкому осмыслению действительности, римляне отличались практичностью и прагматизмом, что не могло не сказаться на римской культуре. Поэтому в некоторых аспектах римская литература несколько уступает греческой, однако больших высот достигла и она.
Первый известный нам римский поэт — Ливий Андроник, пленный грек, раб, затем вольноотпущенник, автор нескольких трагедий и комедий, переводчик «Одиссеи» сатурнийским стихом. Создателем тогаты, т. е. комедии на римскую тему, стал Гней Невий (ок. 270 — 200 до Р. Х.), писавший также паллиаты — комедии с греческим сюжетом — и претекстаты, или претексты — трагедии. Он же написал сатурнийским стихом поэму «Пуническая война», где повествование начинается с бегства Энея из горящей Трои. Во многом сходны с этой поэмой «Анналы» Квинта Энния (239 — 169 до Р.Х.) — написанная гекзаметром поэма о подвигах римского народа. Из наследия этих поэтов уцелели только разрозненные фрагменты.
Первые сочинения римских авторов, дошедшие до нас целиком — это комедии Плавта и Теренция.
Сюжеты для своих паллиат Тит Макций Плавт (ок. 250 — 184 до Р. Х.) черпал у Менандра и некоторых других представителей новой аттической комедии. Хотя действие комедий происходит в Греции, римские зрители узнавали в героях себя. В паллиате «Амфитрион», сюжет которой позднее заимствовали Камоэнс и Клейст, комизм основан на том, что на сцену выведены два Амфитриона: один — подлинный муж Алкмены, матери Геркулеса, а другой — принявший его облик Юпитер, причем одного всё время принимают за другого. Поразительное внешнее сходство близнецов при крайней внутренней несхожести — основа комедии «Два Менехма», вдохновившей Шекспира на создание «Комедии ошибок». Герой комедии «Хвастливый воин» Пиргополиник, бахвалящийся своими победами как в сражениях, так и над женскими сердцами, подергается жестокому осмеянию со стороны молодых любовников Плевсикла и Филокомасии, а центральный персонаж паллиаты «Псевдол» (или «Раб-обманщик») помогает своему молодому господину похитить любимую девушку, проявляя при этом чудеса ловкости и изворотливости. В отличие от комедий нового времени (например, эпохи классицизма), развлекательный элемент у Плавта превалирует над назидательным.
Крупный государственный деятель и полководец Публий Корнелий Сципион Эмилиан объединил вокруг себя кружок поклонников греческой словесности. В него, входил вольноотпущенник Публий Теренций Афр (190 — 159 до Р. Х.), который погиб при кораблекрушении, возвращаясь из Греции, куда отправился для пополнения своего творческого арсенала. Из шести комедий Теренция упомянем две. Герой комедии «Свекровь» Памфил расстается с супругой Филуменой из-за того, что у нее прежде времени рождается ребенок. В конце пьесы выясняется, что ребенок был всё-таки зачат Памфилом до свадьбы, когда он был пьян. Традиционному для всех времен и народов образу злой свекрови у Теренция противостоит добрая Сострата, готовая уехать в деревню, лишь бы сын с невесткой были счастливы. Комедия «Братья» направлена против семейного деспотизма и чрезмерной строгости воспитания.
Круг персонажей Теренция примерно такой же, как у Плавта — влюбленный юноша, скупой старик-отец, алчная гетера, плутоватый раб и др. Однако у Теренция тоньше психологическая разработка образов, пристальнее внимание к их внутреннему миру, мягче юмор.
От сатир другого члена упомянутого кружка, Гая Луцилия (ок. 180 — 102 до Р. Х.), обличающих общественные пророки и порчу нравов, уцелели только фрагменты.

§ 2. Литература конца Республики

Единственная дошедшая до нас античная философская поэма «О природе вещей» сочинена Титом Лукрецием Каром (98 — 55 до Р. Х.). Поэма, написанная гекзаметром, осталась незавершенной. Она представляет собою стихотворное изложение философии Эпикура, чей девиз «живи незаметно» привлекал многих римлян в тревожный период гражданских войн. Парадоксально, что если в 1-й книге поэт ставит перед собой задачу научить человека быть счастливым и избавить страха перед смертью и гневом богов, то во 2-й он изображает землю как ничтожную песчинку, затерявшуюся в бесконечном пространстве мироздания, что вряд ли способно внушить оптимизм.
Величайшим лириком этого периода был уроженец Вероны Гай Валерий Катулл (ок. 84 — 54 до Р. Х.) Адресатом его любовной лирики была знатная римлянка Клодия, воспетая им под условным греческим именем Лесбия (хотя любовь — далеко не единственная тема его творчества). Ритмика Катулла чрезвычайно разнообразна, свидетельствует о его широкой эрудиции, о прекрасном знакомстве с греческими поэтами, в том числе с великой Сапфо, влияние которой очевидно, например, в этих строках:

Кажется мне тот богоравным или —
Коль сказать не грех — божества счастливей,
Кто сидит с тобой, постоянно может
Видеть и слышать
Сладостный твой смех; у меня бедняги,
Лесбия, он все отнимает чувства…

Поэзия Катулла подкупает необыкновенною искренностью, непосредственностью, живостью при описании любовных переживаний снедаемого ревностью героя, отчего его чувства поминутно переходят в свою противоположность:

И ненавижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь.

(Перевод Ф. Петровского)

§ 3. Литература периода принципата Августа

Конец гражданских войн, превращение Римской республики в империю и воцарение Октавиана Августа совпало с расцветом римской словесности, прежде всего поэзии, которой не чужд был и сам император. Нарицательным стало имя богача Гая Цильния Мецената, приближенного Августа, вокруг которого собрался кружок знаменитых поэтов — Вергилий, Гораций, Проперций.
Первым значительным сочинением Публия Вергилия Марона (70 — 19 до Р. Х.), уроженца Мантуи, был сборник «Буколики», состоящий из десяти стихотворений (эклог) и живописующий мирную и безмятежную жизнь пастухов на лоне природы. За образец Вергилий взял идиллии Феокрита, но к первоисточнику отнесся творчески, не ограничиваясь простым пересказом сюжетов.За образец поэмы «Георгики» (т. е. земледельческие стихотворения) взяты «Труды и дни» Гесиода. После обращения к Меценату, восхваления Августа и призывания сельских богов (Цереры, Вакха и др.), автор последовательно рассказывает о земледелии, садоводстве, скотоводстве и пчеловодстве и живописует блаженную жизнь земледельцев. Хвала мирной жизни в «Буколиках» и «Георгиках» тем более актуальна, что в памяти у читателей еще были живы ужасы гражданских войн.
Вершина творчества Вергилия — заказанная Августом эпическая поэма «Энеида», продолжающая традиции «Илиады» и «Одиссеи». Спасшийся из горящей Трои Эней, сын богини Венеры и смертного мужа Анхиса, после долгих странствий попадает в Италию, где воюет с местными племенами и где его потомки должны будут основать Римское государство. Самый запоминающийся эпизод поэмы, вдохновивший множество стихотворцев, художников и композиторов — это любовь Энея и карфагенской царицы Дидоны, которая, будучи не в силах пережить разлуку с возлюбленным, брогсается в костер. Поэма осталась недоработанной, и на смертном одре автор приказал друзьям сжечь ее. Воля умирающего исполнена не была, и вскоре после кончины Вергилия поэма увидела свет. В средние века Вергилий стал популярнейшим античным поэтом (Данте в «Божественной комедии» делает его своим проводником по аду и чистилищу), а в эпоху Возрождения и классицизма появился целый ряд эпопических поэм.
Сын небогатого вольноотпущенника Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до Р. Х.) в молодости воевал на стороне республиканца Брута, позднее отошел от политической деятельности и отдался исключительно литературе. В его эподах (насмешливых ямбических двустишиях), сатирах и одах, чрезвычайно разнообразных по метрике, отразилась его приверженность эпикурейской философии. Обличая современные нравы, стремление к роскоши, поэт призывает пользоваться невинными радостями жизни так, чтобы это не нарушало спокойной ясности духа — общее место у философов эллинистической эпохи. За образец он брал Алкея, Сапфо, Анакреонта и других выдающихся греческих лириков. Отдельные оды Горация переведены А. С. Пушкиным. Ода «К Музе» знаменита тем, что ее поэтически переосмыслили Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов и некоторые другие русские поэты:

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушал его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.

В последние годы Гораций всё чаще обращался к жанру стихотворного послания. Самое знаменитое из них — послание к Пизонам, иначе называемое «Наука поэзии» или «Поэтическое искусство», где автор предстает как теоретик римского классицизма. Гораций говорит о божественном происхождении поэзии, о том, что талант неотделим от труда, о единстве содержания и формы, о языке и стиле и т. д. Это послание послужило основой для дидактической поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство».
В период принципата Августа получил развитие жанр любовной элегии. Мечтательностью, мягкостью и изяществом отличаются элегии Альбия Тибулла (ок. 50 — 19 до Р. Х.), обращенные к его возлюбленной Плании, которую он на греческий лад именует Делией (т. е. ясной) и с которой мечтает разделить мирную жизнь на лоне природы. В элегиях Секста Проперция (50 — ок. 15 до Р. Х.), наоборот, изображена трудная, скорбная, постоянно омрачаемая ревностью любовь к своенравной, капризной Кинфии (подлинное имя — Гостия), уже не на сельском, а, как правило, на городском фоне. Следуя за Каллимахом и другими александрийскими поэтами, Проперций обильно уснащает свои элегии мифологическими образами и аллюзиями.
С любовных элегий начинал творческий путь и Публий Овидий Назон (43 до Р. Х. — 18 по Р. Х.), тематику которых продолжают шутливо-эротические поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви». При всех их художественных достоинствах, эти сочинения грешат излишней откровенностью и натурализмом.
Совсем другое впечатление производят сочинения Овидия на мифологические сюжеты. Цикл посланий «Героини», обращенных мифологическими героинями к своим возлюбленным (Пенелопой к Улиссу, Федрой к Ипполиту, Деянирой к Геркулесу, Кидиппой к Аконтию и т. д.), свидетельствует о глубоком психолоческом мастерстве автора, о его прекрасном знании женской души. Необыкновенной композиционной цельностью и соразмерностью, а также совершенством техники стиха отличается поэма «Метаморфозы» (т. е. превращения), которая представляет собою свод античной мифологии. скептическое отношение к мифам сочетается у автора к снисходительным отношением к богам и героям, а также вниманием к сильной или творческой личности (состязание Арахны с Минервой, Марсия с Аполлоном, Ниобы с Латоной и др.) и развенчанием индивидуализма (миф о Нарциссе). Римскую старину с ее преданиями, мифами, культами, историческими событиями Овидий воспевает в посвященной императору Августу календарной поэме «Фасты», где автор показывает свою широчайшую образованность и эрудицию.
Попав по не вполне понятным причинам в немилость к Августу, поэт был сослан в город Томы на Дунае (Дакия, нынешняя Румыния), где и окончил свои дни. Там он написал два сборника элегий — «Скорбные песни» и «Письма с Понта» (с Черного моря), полные жалоб на горькую судьбину и униженных просьб о помиловании. Именно с этих пор элегиями стали называть грустные стихотворения.
Из 142 книг истории «От основания города», написанной уроженцем Патавии (современной Падуи) Титом Ливием (59 до Р. Х. — 17 по Р. Х.) сохранилось только 35. Взяв за основу анналистический (летописный) принцип, историк поставил себе целью возвеличить Римскую державу, считая, что ее величие и мощь — в нравственных устоях общества, какими они были в старину. Труд Ливия стал источником вдохновения для позднейших писателей — например, для Ж. Расина, создавшего знаменитую трагедию «Гораций».
Вольноотпущенником Августа был баснописец Федр, переложивший ямбическими стихами басни Эзопа, а потом сочинявший басни и на собственные сюжеты.

§ 3. Литература зрелой и поздней империи

§ 4. Христианская литература

Град Иисусов, святой Вифлеем главный город есть миру,
Он — основанье всему, столица Первоначала.
Град сей родил человека Христа; в Вифлееме пред Богом
Он чудесно предстал, словно солнце, как свет невечерний.

(Перевод А. Родосского)

Так античная литература плавно переходила в средневековую. Позднее к сочинению стихов на латинском языке в античных традициях обратились в эпоху каролингского возрождения т. н. новолатинские поэты.

1. Анпеткова-Шарова Г. Г., Дуров В. С. Античная литература. М. — СПб., 2004.
2. Античная литература. Греция. Хрестоматия. Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М., 2002.
3. Античная литература. Рим. Хрестоматия. Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М., 2002.
4. Дуров В. С. Латинская христианская литература III — V веков. СПб., 2003.
5. Лосев А. Ф. и др. Античная литература. М., 1986.
6. Тронский И. М. История античной литературы. М., 1988.
7. Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. М., 1972.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *