Античная психология что изучалось психологией в это время
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ
ЛЕКЦИЯ № 2.
1. Общая характеристика психологии в период античности.
2. Первые психологические теории античности.
3. Ведущие психологические теории античности классического периода.
4. Психологические концепции эллинизма.
1. Появление психологии в Древней Греции на рубеже 7-6 вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течении долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название – панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до 3 в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности (соединения веры со знанием), стремление доказать правильность взглядов было самым важным отличием научной философской психологии от донаучной.
Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений выделили некоторые функции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том. что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели ученых 7 – 5 вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален. Так, Фалес (6 в. до н.э.) считал, что первоосновой души является вода, т.к. вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) – это основа жизни. Анаксимен (5 в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и более позднее время, например в концепции Эпикура.
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (6 в. до н.э) писал о «беспредельном», т.е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны.
Не менее важной для развития психологии стала идея Гераклита о том, что все в мире действует по определенным законам, по Логосу, который и является главной управляющей силой. Логос объясняет и взаимосвязь между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить. Такой подход, называемый, как мы уже говорили, детерминизмом, показал возможности понимания и объяснения происходящего в мире и человека, открыл новые перспективы перед наукой. Тем самым идея Логоса стала очень важным фактором на пути преодоления сакральности и превращения психологии в науку.
Примерно с 3 в. до н.э. психологов стали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, а изучение того, что отделяет человека от других живых существ. Идея о преимущественно энергетической функции души перестала удовлетворять психологию, так как душа – источник энергии не только для человека, но и для других живых существ. В то время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит не только источником активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Впервые в этих концепциях психики появилась идея о том, что важнейшим фактором, влияющим именно на психику человека, является культура. Естественно, что фактор культуры не мог повлиять на психику животных и относился только к душе человека, обеспечивая ее качественное отличие. Таким образом, изменение в приоритетах психологических исследований, появление новых концепций души стало важным поворотным моментом в развитии психологии.
Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее качественному, а не только количественному отличию от души животного, было не возможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием содержания души, психики; в последней материализм выделяет прежде всего активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того времени, а идеализм – еще и разум и нравственность, природу которых объяснить материальными законами было невозможно.
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени – ощущение (восприятие) и мышление. Постепенно изучение процессов познания окружающего мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс – ощущение или разум – является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной.
Демокрит в своей теории познания доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения.
По Эпикуру, в основе знания лежит наш личный опыт, данный нам в наших ощущениях. Он может быть дополнен знаниями, а эмпирические знания могут быть обобщены и систематизированы разумом. Но в этих дополнениях кроются и причины ошибок. Такой подход к познанию получил в философии название сенсуализм, и это направление, распространившееся в науке 17 – 18 вв., зародилось еще в античности.
Другое направление в психологии познания, названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания, т.е. знания об общих законах и понятиях, основаны только на разуме и мало связаны с сенсорными данными о внешнем мире.
3 – 2 века до н.э., по праву считающиеся временем расцвета античной психологии, были и временем создания классических теорий античности – теорий Платона и Аристотеля, со смертью которого и заканчивается этот период.
Третий, заключительный этап в развитии античной психологии существенно отличается от предыдущих прежде всего своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним. Третий этап получил название период эллинизма, т.к. связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после похода Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма.
Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологии.
Таким образом, в психологии античности, т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа:
— зарождение и становление психологии (7 – 6 вв. до н.э.);
— период классической греческой науки (3 – 2 вв. до н.э.);
— период эллинизма (2 в. до н. э. – 3 – 4 вв. н.э.).
На первом этапе:
— появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась прежде всего как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других существ имеют чисто количественные различия, т.к. человек, как любое животное, подчиняется тем же законам, что и все в природе;
— возникли первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию;
— сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
В период классической греческой психологии:
— появились первые развернутые концепции психического;
— возникла идея о том, что психика – носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад;
— в качестве главного регулятора поведения начинают рассматривать разум, а не чувства, и разум становится источником объективных знаний о всеобщем, истинном, которое может быть совершенно не связано с чувственными ощущениями.
В период эллинизма:
— были модифицированы взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды;
— открыты важные факты, связанные с исследованием особенностей поведения, его регуляции, с проблемой оценки деятельности человека и критериев этой оценки.
Окончился период античности в 3 – 4 вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
ТЕМА 2 : Развитие психологии в Античный период.
В древнейшие времена первым научным взглядам предшествовали представления о природе души, которые возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии.
Научные же представления о душе направленные на объяснение души и её функций возникли в древней философии. Учение о душе – это первая форма знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.
Античная психология возникла и развивалась в условиях рабовладельческого общества. Основными проблемами явились:
1. Взгляд на душу:
— материализм (душа рождается и умирает вместе с телом человека);
— идеализм (душа вечна);
2. Взгляд на познание:
— сенсуализм (в основе познания мира лежат ощущения);
— рационализм (в основе познания мира лежит разум);
3. Взгляд на чувства и свободу воли человека:
— волюнтаризм («человек царь своей воли»);
— механицизм («человек зависит от окружающего мира»).
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в 6 в. до н.э. и явилось исторически первой формой древнегреческой философии.
Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (5 в. до н. э.). Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Душа по его мнению – это источник движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожима. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Он приходит к панпсихизму: все – и растения, и камни – имеет душу. Целью жизни Демокрит считает «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием …». Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Органической частью материализма Демокрита является жесткий детерминизм: «Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно». Все существующее в мире подчинено необходимости.
В эллинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (4 – 3 в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его систему за естественность, считал, что чувственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Он внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов. По его мнению душу имеет только те существа, которые могут ощущать. Эпикур защищает теорию истечений атомов, объясняет, как происходит видение, слышание, ощущение запаха и др. Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. В тоже время Эпикур утверждал, что целью жизни является разумное удовольствие. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал «не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении… но… свободу от телесных страданий и душевных тревог». Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека. Будучи атеистом, Эпикур, как и другие античные мыслители, не отрицал существования богов, но призывал к правильному представлению о них. Распространив учение о самопроизвольном отклонении атомов на природу человеческого поведения, считал, что каждый человек наделён элементом свободы воли. Он не только находится под воздействием внешних сил, но является активным и действующим субъектом, смеющимся над судьбой.
Новые моменты в античный атомистический материализм, в его физику внесли стоики (3 в. до н. э., основатели – Хризипп и Зенон). Они разработали учение о стадиях эволюции мира. На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы – атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души. Стоики выделяли восемь частей души. Пять из них составляют чувства (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание). Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах. Аффекты – это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. Они различали три стадии нарастания аффективного состояния: физиологические изменения; психический непроизвольный компонент; вмешательство разума. Социальной базой стоицизма были исторические условия рабовладельческого общества того периода как времени «всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения, когда настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще более грозно».
Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотель является автором трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отдельности идей от вещей. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позициях объективного идеализма. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. У него встречаются разноречивые указания относительно частей души. В основе его классификации лежит выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, её сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Начало познания образует способность ощущения. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум. Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Различаются три вида памяти: низшая – заключается в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные: память в собственном смысле – отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика; высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека. Воспоминание есть активный поиск прошлого и происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту, по смежности) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций, хотя Аристотель такого термина не дает. Следующая познавательная способность – воображение или фантазия – заключается в образовании представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Аристотель придавал воображению чрезвычайное значение. Обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления. «Без воображения невозможно никакое составление суждений». Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу. Он различает низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; высшее мышление всегда содержит в себе необходимость, т.е. открытие последнего основания истины. Существую три вида высшего мышления:
— рассуждающее, логическое, дискусивное (умение делать заключения из имеющихся посылок);
— интуитивное (умение находить основания (посылки);
— мудрость (наивысший тип наивысшего мышления).
В зависимость от того, на что направлено мышление, различается два вида ума:теоретический и практический.
(познает сущее как (направлен на деятель-
оно есть. Это наука.) ность. Обуславливает
Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и не обусловлены какими-либо высшими способностями: свое начало они ведут от ощущений. Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие – их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью. Подробнее Аристотель останавливается на аффектах (влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость и др.). Составной частью учения об аффектах является понятие о катарсисе, т.е. об очищении аффектов. Важное значение Аристотель придавал воспитанию. Воспитание, считал он, не должно быть частным делом, но заботой государства.
С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до 17 веке.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1134 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
В рамках истории психологии. Античный период
Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.
Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.
Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.
Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).
Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».
Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.
Ученик Платона — Аристотель (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма,, а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».
Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.
Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.
Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.
При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.