Антимонопольный комплаенс что это такое простыми словами
ФАС России: антимонопольный комплаенс – это механизм легальной минимизации рисков
nd3000 / Shutterstock.com |
Около 90% привлекаемых к ответственности юридических лиц, как правило, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. Об этом заявил вчера в ходе конференции газеты «Ведомости» заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Внедрение в компании антимонопольного комплаенса способно, по его мнению, с одной стороны, повысить уровень знаний предпринимателей о возможных рисках и способах их устранения, а с другой, снизить административную ответственность в том случае, если такой риск все же наступил.
Важно, чтобы комплаенс был организован юридическим лицом до момента совершения такого правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела было прекращено.
При этом законопроект вводит в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понятие антимонопольного комплаенса. Под ним понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Уточняется, что такие внутренние акты компании должны содержать:
Этот перечень не является закрытым – помимо указанных положений, в данные акты можно также включить дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Информацию о принятом акте (актах) предлагается размещать на русском языке на сайте компании.
По словам Сергея Пузыревского, проведение антимонопольного комплаенса, даже если такое положение появится в законе, останется добровольным. «Если вы не хотите никакого комплаенса, вам это не интересно и не нужно, если у вас не было ни одного случая привлечения к ответственности или, скажем, вы являетесь представителем малого бизнеса и у вас есть огромное количество иммунитетов, вы можете просто не обращать на это положение никакого внимания», – пояснил он.
Вместе с тем некоторые организации уже проводят антимонопольный комплаенс, не дожидаясь принятия соответствующей нормы. Опыт таких компаний начальник правового управления ФАС России Артём Молчанов обещал учитывать при работе над данной законодательной инициативой и ее последующем применении: «Активное участие бизнес-сообщества по внедрению таких требований поможет нам понять, какие практики применения комплаенса на сегодня лучшие, чтобы в дальнейшем мы могли считать их наиболее эффективными и рассматривать как условие для снижения административной ответственности при наступлении риска».
Юристы обращают внимание на то, что сам по себе антимонопольный комплаенс не спасает от возникновения тех или иных рисков, но помогает предотвращать их и эффективно устранять. «Мы должны осознавать, что даже если комплаенс-программа принята и внедрена, риск может все равно возникнуть. И по нему нужно будет принимать решение. Но комплаенс-политика хороша тем, что позволяет ощутить риск, понять его на уровне бизнеса, на уровне юристов и на уровне комплаенс-офицера. И это помогает сформировать адекватную позицию», – отметил советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов. Он назвал законопроект ведомства перспективным и отметил, что за антимонопольным комплаенсом уже не столько будущее, сколько реальность.
Антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс — одна из самых распространенных форм комплаенса в России. Он регламентируется ст. 9.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Для коммерческих компаний в отличие от государственных антимонопольный комплаенс пока что является добровольным мероприятием. Но бизнес все больше приходит к осознанию того, что внедрение антимонопольного комплаенса — лучший способ снизить число антиконкурентных действий сотрудников и, следовательно, санкций со стороны ФАС.
История становления
Изначально система антимонопольного комплаенса появилась в начале XX века в США и называлась антитрестовым законодательством. Триггером для развития конкурентного законодательства в 1960–1980 гг. был выход американских транснациональных компаний на иностранные рынки, а также различные коррупционные скандалы и разорение гигантов бизнеса.
Также в Америке в 2019 году произошли важные правовые изменения касательно антимонопольного комплаенса. Министерство юстиции США признало, что антимонопольный комплаенс должен учитываться в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении наказания.
В России антимонопольный комплаенс начал закрепляться в крупнейших корпорациях с 2013 г. как одна из эффективных практик правового сопровождения. В числе компаний, внедривших антимонопольный комплаенс, — Автодор, МТС, Пивоваренная компания «Балтика», Дикси и др.
Основные положения об антимонопольном комплаенсе в нашей стране официально закрепились только в 2020 году. Этому способствовало вступление в силу Федерального закона от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». В его терминологии антимонопольный комплаенс именуется «системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
Кому нужна система антимонопольного комплаенса?
Антимонопольный комплаенс востребован для государственных компаний, малого, среднего, крупного бизнеса, являющихся организаторами или участниками тендеров по федеральным законам №№ 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Участникам тендеров антимонопольный комплаенс позволяет:
Для тех, кто проводит тендеры, внедрение антимонопольного комплаенса дает возможность:
Контрольно-надзорные органы отслеживают все взаимодействия поставщиков и покупателей вплоть до 9 контрагента и далее. Любое подозрение о недобросовестных действиях участника цепочки вызывает повышение внимания у регулятора по отношению ко всем участникам поставки.
Преимущества антимонопольного комплаенса
Этапы внедрения
По мнению ФАС, основные этапы внедрения антимонопольного комплаенса выглядят следующим образом:
Для антимонопольного комплаенса характерны общие правила комплаенса: предотвратить нарушение легче и дешевле, чем устранять проблемы от его негативных последствий. Если правовое нарушение выявит регулятор, то компания будет вынуждена заплатить за это санкциями, судебными издержками и потерей репутации.
Если же организация сама предотвратит возможное нарушение или выявит его на ранней стадии и нейтрализует, это поможет снизить ущерб от негативных последствий такого проступка. Но для этого необходимо разработать и внедрить такую эффективную комплаенс-систему, которая способна превентивно выявлять риски, анализировать бизнес-процессы и иногда противоречивые правовые нормы.
Последствия отсутствия антимонопольного комплаенса
Яркий пример антимонопольного нарушения — ПАО «Нижнекамскнефтехим». Это одна из крупнейших нефтехимических компаний Европы, занимающая лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в РФ.
ФАС оштрафовала предприятие на 1,5 млрд руб. за нарушения закона о защите конкуренции на рынке синтетических каучуков. Информация об этом была раскрыта в квартальной отчетности предприятия.
Как пояснили в пресс-службе ФАС РФ, «Нижнекамскнефтехим» летом 2019 г. был признан нарушившим сразу несколько пунктов закона о защите конкуренции: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованное установление различных цен на один и тот же товар, а также создание дискриминационных условий.
«За установленное решением нарушение НКНХ привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КОАП РФ с назначением штрафа в размере 1 518 090 096,21 руб.» — сообщила пресс-служба ФАС.
После внедрения антимонопольного комплаенсав соответствии со стандартами должной осмотрительности и с методологией Комплексной Системы Комплаенс риски при участии в тендерах и аукционах снижаются на 92%. Методология «Национальной Ассоциации Комплаенс» позволяет исправить «ошибки» прошлого компании, а также выработать комплаенс-иммунитет к настоящим и будущим угрозам. Такой подход исключает неоправданные риски при ведении бизнеса.
Отзывы клиентов
Комплаенс открыл для меня комплекс глобальных мер, которые способны предостеречь от возникновения проблем в бизнесе. Я эти знания оцениваю очень высоко, потому что я сталкивался со всем проблемами, которые мы проговаривали в курсе. Теперь я знаю, какими знаниями и практиками я обладаю, они помогут мне в будущем этого избежать.
Уже по ходу занятий я начал внедрять их, делиться с коллегами, делать какие-то корректировки, другими словами знания работают не завтра, а уже сегодня. Конечно, я буду передавать эти знания дальше, потому что моя задача сделать так, чтобы все коллеги применяли это, пользовались, а я буду наблюдать и дальше распространять это в компании.
Конечно, это огромный плюс. Это шаг для нашего предприятия, приличный шаг для меня. Я вырос!
К повышению уровня знаний в комплаенс меня подтолкнула наша головная организация, которая располагается в Европе, а там комплаенс очень развит. В связи с чем они хотели бы видеть развитый комплаенс и в нашей организации.
Я собираюсь сразу начать имплементировать полученные знания на практике, несмотря на то, что внедрение этих знаний потребует достаточно много времени.
Да, я считаю, что знания в качестве просто отличные. Полученные уровень знаний позволил достаточно быстро справиться с тестом, тем не менее один из вопросов про специализированные виды мошенничества в сфере экономики показался мне сложным.
Безусловно, на базе пройденного курса я буду проводить обучение в нашей компании.
Прежде всего я благодарю Национальную Ассоциацию Комплаенс за возможность принять участие в Первом Международном Конгрессе по комплаенс. Было интересно услышать мнение зарубежных экспертов в области комплаенс. Особенно важной для меня была дискуссия по построению в корпорациях функции комплаенс и внедрения комплаенс-программы.
Радостно было отметить наличие схожих взглядов на решение различных задач.
Хочу отметить практическую пользу и возможность использовать в моей деятельности полученной информации, в частности, повышение эффективности комплаенс-программы в моей компании. Было интересно услышать как работают над этой задачей коллеги за рубежом.
С Национальной Ассоциацией Комплаенс я познакомилась случайно.
Обучение проходило в течение нескольких дней, можно было обучаться очно, но у меня не получилось приехать, поэтому обучалась удаленно, так сказать без отрыва от производства, держа руку на пульсе тяжело заболевшего предприятия. По окончании сдала итоговые тесты, пообщались по скайпу лично с Владимиром Валерьевичем Балакиным. С этого момента у нас началось сотрудничество с Национальной Ассоциацией.
Надо отметить, что по окончании обучения специалисты ассоциации продолжали помогать решать текущие проблемы предприятия, если у нас была в этом необходимость. Это была квалифицированная юридическая поддержка, которая придала уверенности при реализации антикризисных решений.
Сейчас мы находимся в стадии переговоров по заключению договора проведения аудита с целью последующего внедрения системы Комплаенс на нашем предприятии. Сотрудничество с Ассоциацией придает ощущение полной безопасности для осуществления экономической деятельности, также дает возможность внедрять самые сложные и амбициозные проекты.
К комплаенсу у меня личный интерес, поскольку я вижу, что сейчас от контрольно-надзорных органов и государства идет некая политика как по проверке компаний, так и по установлению определенных правил взаимодействия на рынке бизнеса. Поэтому считаю, что необходимо уже даже на малых предприятиях вводить некую систему комплаенс. Смотря на опыт своих компаний, понимаю, что нужно было делать это раньше – возможно какие-то внедренные системы позволили бы избежать многих ошибок.
От обучения у меня остались только положительные эмоции. Потому что все эти разрозненные крупицы знаний и практического опыта, которые хаотично роились в голове, теперь упорядочены. Я с удивлением узнал, что есть огромная база, некая теоретическая подоснова, и что все это уже разработано. Ведь многие ищут этих решений и не могут их сформулировать. Ни они не могут сформулировать, ни специалисты, к которым они обращаются. А тем временем, есть готовая система, и чем раньше мы начнем по этой системе выстраивать бизнес, тем проще нам будет интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Комплаенс – это огромный раздел, который необходимо изучать и внедрять, если мы хотим жить в цивилизованной стране.
Меня зовут Соколовская Оксана, я методолог в банке Зенит.
С огромным удовольствием от руководителя узнала, что есть возможность пройти обучение и согласилась! Курс сильно превзошёл мои ожидания, в первую очередь благодаря организаторам и преподавателям, потому что это энергетика!
Всегда чувствуется когда опытные преподаватели практики могут поделиться тем, чего ты не прочтёшь в учебнике или в нормативном акте. Они тебе рассказывают как устроена жизнь, и, возвращаясь на рабочее место ты возвращаешься в реальную жизнь, а не в учебники.
Это неоспоримая ценность курса, с душой, из практики и очень-очень интересно!
Полный видео-отзыв вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube по этой ссылке.
Антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс: понятие, проблемы антимонопольного комплаенса
«Антимонопольный комплаенс»- совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
На сегодняшний день руководители компаний, крупных холдингов, понимают, что антимонопольный комплаенс – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса.
Антимонопольный комплаенс недавно закрепили в законодательстве. Подход к нему добровольный, но компании часто не могут понять для чего им это необходимо.
Рассмотрим пример: организация для привлечения клиентов на сайте компании указывает не совсем правдивые показатели, стоимость услуг занижена, и, казалось бы, что ничего плохого в этом нет, но все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которая влечет за собой штраф.
Такие действия со стороны компании могут привести не только к материальным, но и к репутационным потерям.
Также это негативно может отразиться на компании, если она является активным участником государственных закупок.
Антимонопольный комлаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему.
Компания таким образом создает своеобразный внутренний антимонопольный орган, со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании.
Комплаенс помогает избежать конфликтов с государственными органами и колоссальных убытков.
Федеральная антимонопольная служба тоже заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс благоприятно влияет повышению правовой культуры организаций и снижает количество нарушений за счет их самоконтроля и таким образом снижает нагрузку на антимонопольные органы.
Внедрение антимонопольного комплаенса – одна из ключевых задач государства в свете развития конкуренции.
В марте 2020 года в российском антимонопольном законодательстве был узаконен институт антимонопольного комплаенса. В федеральном законе о защите конкуренции появилась новая ст. 9.1, посвященная системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также в ст. 4 было сформулировано определение системы соответствия.
Закон содержит следующие требования к антимонопольному комплаенсу:
— введение внутреннего регулирующего документа;
— публикация документа на сайте организации на русском языке;
— право на согласование документа в Федеральной антимонопольной службе России.
Очевидные плюсы появления данной статьи — это наличие собственного антимонопольного комплаенса, согласованного с ФАС, но компания должна оценить все риски.
Для этого необходимо начать с антимонопольного аудита. Это станет подготовкой к разработке комплаенса.
При подготовке антимонопольного комплаенса, необходимо:
Без ответов на данные вопросы можно разработать антимонопольный комплаенс, но вопрос работает ли он эффективно останется открытым.
Для создания эффективной системы комплаенс в компании необходимо организовать контроль для устранения и снижения выявленных в результате аудита рисков, разработать меры дальнейшего поддержания этой системы.
Но к сожалению, на данный момент не выработан единый подход к тому, как это организовать.
По моему мнению существует достаточно вспомогательных средств для подготовки и реализации антимонопольного комплаенса в компании.
На сегодняшний день помимо обязательных требований к антимонопольному комплаенсу, закон предусматривает возможность обратится в Федеральную антимонопольную службу для согласования проекта комплаенс-системы.
Кроме того, компании могут ориентироваться на международные стандарты, учитывать методические рекомендации по созданию системы внутреннего обеспечения соответствия антимонопольного законодательства, а также практические пособия по антимонопольному комплаенсу для бизнеса.
Но мы должны понимать, что создание комплаенс-системы в компании не является гарантией полной защищенности от правовых рисков.
Главное об антимонопольном комплаенсе
Ультрамодный «комплаенс» – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса
Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?
Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.
Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.
Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.
Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.
ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.
Безусловно, комплаенс не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность.
Новый закон об антимонопольном комплаенсе
После многолетних обсуждений был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – Закон № 33-ФЗ). Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке; а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.
С чего начать?
Очевидные плюсы наличия собственного антимонопольного комплаенса не являются поводом для его срочного создания. Начать стоит с антимонопольного аудита – необходимо оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к разработке комплаенса и затем его составной частью.
1) Определите требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:
2) Оцените риски компании исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
3) Оцените вероятность возникновения негативных последствий.
4) Смоделируйте антимонопольные нарушения: проведите опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).
Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.
Содержательная часть комплаенса
При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.
При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:
В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:
1) Порядок оценки антимонопольных рисков.
Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:
2) Меры по снижению рисков.
Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:
3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.
Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:
4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.
Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.
5) Информация об ответственном должностном лице.
Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.
Желательно установление подотчетности ответственных лиц руководству компании для исключения бюрократических процессов, которые могут затягивать процедуры устранения нарушений и нивелирования рисков.
Мнение ФАС России
Закон № 33-ФЗ предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.
Такое согласование дает несколько преимуществ:
Комплаенс как фактор развития товарных рынков
За последние 5–7 лет ФАС отлично поработала над повышением правовой грамотности представителей бизнес-сообщества. Сегодня предприниматели знают о пользе профилактики. Их внимание переключается на качественное развитие, конкуренция повышается, что в итоге выгодно и для потребителя. Стоит признать, что комплаенс является одной из основных составляющих эффективного функционирования товарных рынков.