Антонимы 2 класс что это
Урок по русскому языку 2 класс «Антонимы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Цель: создать условия для формирования системы знаний о словах антонимах.
Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык, 2 класс», мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, индивидуальные карточки, картинки.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
• работа над новыми понятиями;
• технология проблемного обучения;
• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
Ход урока
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Проверка домашнего задания.
(читаю пары слов, дети сверяют записи)
Дети: О словах-синонимах.
Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.
III . Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
(Дети прописывают буквы).
Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.
Дерево с белой корой.
Столица нашей родины.
Страна, в которой мы живём.
Место, где мы родились и живём.
Инструмент для копания земли.
Это садовое дерево, плод у него яблоко.
Пенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
Дети:- Слова, противоположные по значению.
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
Я- антоним к слову « зной »
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Учитель: Где будете искать антонимы?
Дети: В словаре антонимов на странице 142.
здравствуйте – до свидания
Учитель: — Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами).
(Слова, противоположные по значению).
(Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам).
Анализ урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Антонимы».
Урок построен методически верно. На уроке реализовались поставленные цели. Структура выдержана, все этапы урока взаимосвязаны. Урок интересный, захватывающий, развивающий. Учитель создает проблемную ситуацию, которые учащиеся решают. Затронут воспитательный аспект. Проведена работа по орфографической зоркости. Доброжелательный тон учителя на протяжении всего урока. Четкая дикция, учитель видит класс. Четкий инструктаж к работе, к учебным моментам. Ведется учет индивидуальных и возрастных особенностей. Удачно выбрана форма урока. В работу были вовлечены все учащиеся. Подведен итог урока.
Учитель (методист)_____________________ Лобос С.А.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Тема урока: «Антонимы».
Тип урока : комбинированный.
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова», урок по счёту 26. Все уроки логически взаимосвязаны, проводятся в системе. Тип урока комбинированный, так как нужно было повторить пройденный материал, познакомить с новым и закрепить знания по нему.
Урок был построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. Дети сами определили тему урока, попытались поставить цели и определить задачи изучения данной темы, проводили исследование представленного материала и далее делали выводы.
Урок начался с организационного момента, который подготовил и настроил обучающихся на активную работу. Для этого я использовала стихотворение, которое задало рабочий ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Время было распределено рационально, все этапы урока выполнены. Этапы урока плавно переходили от одного к другому. Мною была создана проблемная ситуация, учащиеся сами зафиксировали причину затруднения, сами сформулировали проблему, предложили план и способом открытия новых знаний.
На протяжении всего урока атмосфера между учителем и учащимися была доброжелательной, дети активно работали на всех этапах урока, допускалось право на ошибку. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», и рефлексия урока показала высокое качество усвоения нового материала.
Цель урока достигнута, так как весь запланированный материал реализован. Обучающиеся активно работали на уроке. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности, учитывались возрастные особенности детей. Дети усвоили материал по новой теме и умело применяли его на практике.
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе
Валентина Сагдакова
Конспект урока русского языка «Антонимы» во 2 классе
Конспект урока
1. ФИО Сагдакова Валентина Филипповна
2. Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области
3. Должность Учитель начальных классов
4. Предмет Русский язык
5. Класс 2
6. Тема и номер урока в теме Антонимы. Урок № 6 (27)
7. Базовый учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2019 г.
8. Цель урока: формирование первичного представления о словах-антонимах.
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму); освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
10. Тип урока: урок изучения нового материала.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
12.Оборудование: мультимедийный проектор; 3 ноутбука; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику, листы самооценки для каждого ученика; сигналы; конверты с заданиями для работы в парах;
Ход урока:
1. Организационный момент
— Здравствуйте! Урок русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,
— Поставьте личностно значимую цель на урок (Буду на уроке внимательным;
буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)
Цели на урок записаны на слайде: (быть внимательным; быть старательным; быть усидчивым; быть аккуратным; активно работать на уроке; не делать ошибок;
— В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.
2. Актуализация знаний
— Ребята, я хотела бы начать урок со слов К. Г. Паустовского. Прочитаем эти слова хором. Высказывание на слайде («Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»).
— Как вы думаете, почему К. Паустовский называет русский язык волшебным? (Русский язык содержит много тайн, а на уроках русского языка мы узнаём (открываем) его тайны).
— Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.
Проверка домашнего задания.
— Вспомните, какую тайну узнали на прошлом уроке? (В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие).
— Как называются такие слова? (Синонимы).
— Приведите примеры синонимов из домашнего задания. (Ветер, буря, ураган;
Чуткий, отзывчивый; Думать, размышлять; Правильный, верный).
— Каким словарём вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Словарём синонимов).
— Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном, запишите число, классная работа в тетрадях.
Учащиеся записывают в тетрадях число…
3. Подготовка к основному этапу.
— Прочитайте слова на экране (Азбука, алфавит).
— Как можно назвать эти слова? (Синонимы).
— Если вы найдете в данных словах повторяющуюся букву, то узнаете тему минутки чистописания (Строчная буква «а»).
— Установите очередность написания букв в данном ряду: абппбаабппба
Устанавливают очередность написания букв в данном ряду. (Сначала пишем «а», затем – «бп», потом – «пб» и «а» и повторяем –абппбаабппба).
— Напишите данные соединения в следующей строке.
Выполняют задание в тетради.
— Подчеркните карандашом самое красивое соединение, которое у вас получились.
— Оцените выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета (зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью цвета.
— С помощью словаря синонимов подберите и запишите к словам синонимы. Поставьте в словах ударение, подчеркните «опасные места».
Учитель называет слова:
— Автомобиль, буря, дети, труд.
Выполняют задание. Записывают слова в тетрадь. Пользуются словарём синонимов.
(Машина, ветер, ребята, работа).
Проверка работы проводится по образцу.Образец выполнен на слайде: Машина, ветер, ребята, работа.
— Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки» с помощью трёх цветов.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
— Ребята, послушайте стихотворение Маши Лукашиной.
Один ученик (хорошо читающий) читает вслух. Слушают стихотворение.
Все сюда! – ступайте прочь!
Здравствуйте… и до свиданья!
— Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко).
— Назовите слова – синонимы из стихотворения? (Здесь их нет).
— Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение).
— Как называются такие слова? (Не знаем).
— Слова называются антонимами.
— Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Что такое антонимы)
На слайде тема урока: Что такое антонимы?
— Изучая новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет)
— Ответим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга).
— Ответьте, пожалуйста,на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? (Они не похожи по смыслу. Они противоположные).
— Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Произнесите слова «антонимы», «синонимы».
Произносят слова хором. Вслушиваются.
— Прислушайтесь к их звучанию. Что заметили? (Слова «синонимы» и «антонимы» звучат похоже. Они созвучны).
— Чем? (Конец слова «оним»).
— Когда в речи мы употребляем антонимы, то речь становится более понятной, образной.
5. Организация деятельности, направленной на установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Работа по учебнику
-Открываем страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?
Открывают учебники. Читают про себя правило в учебнике.
(В языке есть слова,противоположные по значению: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами).
— Прочитайте задание упражнения 72.
Читают задание. (Прочитайте. Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами по образцу).
— Выполняя упражнение, с каким словарём вы будете работать? (Со словарём антонимов).
— Выполните упражнение в тетради по образцу, используя словарь антонимов.
Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения работы проводится взаимопроверка по образцу, записанному учителем на доске.
(В тетрадях записи: здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть).
— Оцените работу соседа с помощью сигналов.
(зелёный – хорошо; жёлтый – были затруднения, не всё получилось; красный – много ошибок).
Оценивают работу соседа с помощью сигналов.
— Оцените выполнение работы в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в «Листе самооценки».
6. Музыкальная физминутка
— После интенсивной работы на уроке требуется отдых. Предлагаю сделать разминку под весёлую музыку (ЭОР №1 http://pedsovet.su/load/244-1-0-34315)
Выполняют упражнения под музыку.
Работа в группах (ноутбуки) с электронным приложением
— Повторим правила работы в группе.
Повторяют правила работы в группе (1. Работаем дружно. 2. Спокойно высказываем своё мнение. 3. Терпеливо выслушиваем мысли одноклассников. 4. Не перебиваем друг друга. 5. Общаемся тихо и спокойно.)
Работают в группах с электронным приложением.
1 группа – «Найди пары антонимов».
Задание: помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.
Учащиеся соединяют флажки.
Записывают 2 пары слов в тетрадь.
2 группа – игра «Составь пословицы».
Задание: вставь подходящие по смыслу слова в пословицы.
Вместе тесно, а врозь.
Думай медленно, а работай.
Учащиеся вставляют слова: быстро, скучно, зимой, весной, хорошо.
(Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро).
Записывают 1 пословицу в тетрадь.
3 группа – игра «Синонимы или антонимы».
Задание: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пару синонимов, а в другую – пару антонимов.
Антонимы Синонимы
Учащиеся «перетаскивают» пару синонимов, а в другую – пару антонимов.
(Антонимы Синонимы)
Записывают 2 пары слов в тетрадь.
Демонстрируют работу в группах.
Оценивают выполнение работы в группе в «Листе самооценки».
Хором говорят слова-антонимы.
-А теперь пришел черед
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово высоко,
-Скажу я слово далеко,
-Скажу я слово потерял,
-Скажу тебе с укором: трус,
-Теперь начало я скажу,
-На каждой парте конверты с заданиями.
Задания: прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова антонимы.
Находят и подчёркивают слова антонимы.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет.
Хочет подвиг совершить-
Хочет рёву рассмешить!
Разочаровался старый дед: «Доживёшь до сотни лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!
Петя пил чай ледяной
И теперь он весь больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый!
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон-чёрный, голубь – белый!»
Вышел в поле храбрый рыцарь
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Вася птичкам сыплет крошки,
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой.
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
-Проверяем. Читаем стихотворение и называем антонимы.
Читают стихотворение и называют антонимы.
(1. Грустный – весёлый.
3. Больной – здоровый.
5. Храбрый – трусливый.
-Оцените выполнение работы в паре в «Листе самооценки».
Оценивают выполнение работы в паре в «Листе самооценки».
7. Подведение итогов. Рефлексия
— Пришло время подводить итоги нашего урока. Посмотрите на лист самооценки и проанализируйте, что получилось, что не очень, над чем надо еще поработать.
Работа по учебнику: упр. 72
Итог урока
Учащиеся анализируют (На уроке я была активна, в тетради писала красиво, ошибок не сделала; Личную цель удалось выполнить, на уроке был внимателен; Я старался на уроке, но допустил 2 ошибки; На уроке отвлекался, поэтому допускал ошибки и т. д.)
— Какую тайну русского языка мы открыли сегодня на уроке? (В русском языке есть слова, противоположные по значению. Такие слова называются антонимами).
— Что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению).
— Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Антонимы – это слова, противоположные по значению).
Приведите примеры антонимов.
Учащиеся приводят примеры антонимов.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
— Предлагаю домашнее задание на выбор:
2. Вспомнить и записать 3 – 4 пословицы, в которых используются антонимы и подчеркнуть их.
3. Сочинить и записать четверостишие, используя антонимы.
Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.
Прикреплённые файлы:
Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.
Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
Прилагательные-антонимы
Глаголы-антонимы
Наречия-антонимы
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Недосол на столе, пересол на спине.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры