Как набирать людей в команду
Как собрать команду и работать с ней
Если мы говорим о ранних стадиях бизнеса — о предпосеве или посеве, то многочисленные разговоры о ценности команды довольно сильно переоценены. Это инвесторский взгляд на ситуацию — действительно, если вы один, то будьте уверены, в вас почти наверняка никто не вложится. Считается, что фаундер без команды это слишком большой риск. Так это или нет — отдельный вопрос, но интереснее поговорить о правилах работы с командой в реальных, а не просто «инвестиционно привлекательных» компаниях.
Команда это важно, но вы — один
С самого начала привыкайте к мысли, что ваш путь в бизнесе, по крайней мере первые годы, — это абсолютное одиночество. Независимо от того, много или мало людей в вашей команде. Идея проекта, план, бизнес-модель, стратегия — все это только ваша ответственность, и больше ничья.
Люди приходят — и уходят
Звучит цинично, но это правда. Проект, идея, бизнес — все получится совсем не таким, каким вы его планировали изначально. Так же и люди, которые вокруг вас, будут отваливаться один за другим: кто-то уйдет сам, кого-то придется уволить. Причин может быть много. Идея изменилась и перестала им быть интересной. На новом этапе вам понадобились совсем другие сотрудники с иными компетенциями: сначала вы искали маркетолога, но трафик пошел сам, а вам неожиданно понадобился «сеошник». Ну и так далее. Избавляться от людей всегда очень неприятно и даже больно, но вы делаете стартап — возможностей по определению немного, а ресурсы ограниченны, поэтому это придется делать. Кроме того, начиная свой бизнес, вы и сами не понимаете, насколько это будет сложно, а уж люди вокруг вас, у которых совсем другая мотивация, — и подавно. Безденежье, стресс, отсутствие личной жизни, работа по 20 часов в сутки. Обвинять их за то, что не остались, будет сложно.
Останутся избранные
Предприниматель — странное существо, который идет особым путем — путем постоянного отказа непонятно ради чего. Те люди, которые проходят его вместе с ним, — без всякого преувеличения особенные. Постоянные лишения, Долина смерти. Но понять, кто останется, а кто нет, конечно, невозможно. В конечном итоге это будет один-два человека — именно поэтому я писала, что ценность команды преувеличена. Но это не означает, что все красивые истории, которые рассказывают фаундеры великих компаний, о том, как они все вместе двадцать лет назад начали этот бизнес, — не ложь. Просто человек склонен помнить хорошее, вот и все. А кейсы партнерства единомышленников вроде Воложа и Сегаловича — это как истории любви. Такого соратника не найдешь с помощью даже самого крутого хантера.
Означает ли это, что команда не нужна? Нет, конечно. Просто основатель должен очень четко на каждом этапе понимать, что ему требуется от его людей в данный конкретный момент. И исходя из этого выстраивать свою работу с ними. Вот несколько советов из моего опыта работы со стартапами.
Раздавайте опционы аккуратно
Раздача опционов — распространенная практика. Проблема только в том, что вы не можете на ранней стадии оценить реальную стоимость бизнеса — любая ваша оценка будет эмпирической. При этом отдавайте себе отчет, что большая часть сотрудников, которым вы даете доли, скоро по разным причинам уйдет. Не все люди покидают корабль хорошо — это реальность, поэтому какие-то из них, став акционерами, могут вам сильно испортить жизнь. Я знаю много примеров того, как в ходе таких акционерных споров снимались гендиректора, важные решения блокировались, а компании шли ко дну. Поэтом советую аккуратно относиться к раздаче опционов. Во-первых, давайте их только ключевым людям. Во-вторых, постарайтесь подстраховаться. Не надо давать сразу всю долю. В конце концов, жизнь в стартапе выжигает человека — первый год он работал, а на второй выгорел. Поэтому привяжите выдачу доли к каким-то понятным конкретным KPI. Это понятная и справедливая для обеих сторон схема: выполнил — получил. А в случае, если вы не нашли общий язык, по крайней мере не будете сильно от зависеть от действий другой стороны.
Основная ответственность на основателе
Периодически ко мне приходят стартапы, которые, подняв какие-то первые инвестиции, ищут операционного директора. Для меня это означает, что у проекта нет будущего. Главный носитель идеи и мотор — это всегда основатель, и подменить его никто не сможет. Представьте, что вы владелец булочной. Поток покупателей постоянный, но однажды, в один из дней, они по каким-то причинам перестают покупать, предположим, круассаны. Если у прилавка стоите вы, то вы тут же мгновенно перестаете их делать, а начинаете печь, например, чизкейки. Операционный же директор этого не сделает, потому что его задача — поддержание текущего состояния бизнеса, а не принятие радикальных решений. Поэтому помните: вся ответственность, вся боль за бизнес лежит только на вас.
Не поручайте поиск людей другим
Самое страшное, что можно сделать на ранней стадии, — поручить строительство команды кому-то. Каким бы ни был крутым хантер, евангелить и набирать команду может и должен только основатель. И люди приходят либо под идею, либо под вашу харизму. Хантер же всегда заточен под наем, это совсем другая история, вам она пока не нужна, вы должны зажигать.
Держите чуть меньше людей, чем нужно
У меня на этот счет есть даже формула: «минус полтора». Это означает, что людей должно быть условно на полтора человека меньше, чем в реальности вам необходимо. Стартап — это всегда работа в стесненных условиях и с рисками, в том числе финансовыми. Поэтому вам нужно иметь хоть какую-то подушку безопасности. Именно поэтому у вас всегда будет недостача сотрудников. Это не так уж и страшно. Такая ситуация позволяет вам дополнительно мотивировать команду. Если у вас появляется дополнительная работа, просто отдайте ее своим же сотрудникам, премируйте их, это всегда хорошо сказывается на настроении людей. Кроме того, так вы помогаете им расти — то, что далеко не всегда могут дать корпорации. В этом ваша сила.
Определяйте лучших самостоятельно
Я все время слышу эту фразу: «Берите только лучших». Так вот я видела огромное количество проектов, убитых именно лучшими. Дело в том, что на разных этапах стартапу нужны разные люди с неодинаковым набором компетенций. Лучшие не всегда смогут принести пользу именно вам и конкретно в этот период времени. Поэтому только вам решать, кто для вас лучший.
Не пытайтесь стимулировать деньгами
Даже если они у вас есть. На рынке всегда есть денежные пузыри, конкурировать с которыми бесполезно. Есть компании, которые сорят деньгами, скупая втридорога лучших. В какой-то момент они закрываются, но на их место приходят такие же новые. Не пытайтесь с ними соревноваться. Мотивируйте желанием изменить мир — это ваша сила. Как это ни парадоксально, корпорации не могут этим похвастаться — все они уже изменили мир, и теперь люди приходят туда на интересные задачи, хорошие зарплаты, соцпакеты и печеньки. Ну и кроме того, в виде стимуляции вы можете придумывать мелкие, но приятные фичи: работа из дома, выезд на дачу и т.д.
Разговаривайте с командой
На старте это понимают все, однако со временем жизнь фаундера превращается в бесконечную гонку, надо евангелить, встречаться с инвесторами, убеждать клиентов — он все время в спешке, на встречах, и на команду времени не остается. В итоге он либо кричит на сотрудников, либо игнорирует. В итоге на этом этапе проект иногда и разваливается. Общение с командой — это как личная гигиена, как чистить зубы по утрам — нравится или нет, но надо. Вы удивитесь, поняв, что какие-то вещи, которые абсолютно понятны вам, для ваших сотрудников совершенно неочевидны. Главное, научитесь их слышать (это не самая сильная сторона предпринимателя) — вам расскажут много интересного, чего не знаете уже вы: о клиентах, о продукте, о чем-то еще. Будьте готовы, что за что-то вас станут критиковать. Я бы посоветовала завести какие-то регулярные встречи: в пятницу вечером за пивом, в понедельник утром за кофе — не важно, пусть это станет ритуалом. И еще: рассказывайте людям о хорошем, пусть даже это и не значительные на самом деле вещи — свадьба сотрудницы, какие-то веселые моменты из жизни.
На самом деле таких тезисов, конечно, миллион. В завершение еще несколько мыслей, уже не про фаундера и команду, а просто про фаундера. В России есть эта пагубная история о том, что стартап это что-то от безнадежности. То есть выпускник, который считает себя Цукербергом или Дуровым, идет устраиваться на работу в большую компанию, не проходит отбор и с горя, все еще считая себя гением, решает запускать стартап. Мне кажется, что стартап как первая работа — это неправильно. Лучше все-таки сначала поработать в больших проектах: овладеть простейшими навыками, понять профессию, завести связи. Научиться в конце концов тем же коммуникациям с людьми. Неслучайно в Долине большая часть стартаперов — это люди 40+.
Как начинающему предпринимателю впервые набрать команду: алгоритм и советы экспертов
В этой статье расскажем, зачем делегировать задачи и как команда может стать дополнительным драйвером в развитии бизнес-процессов.
Делегирование процессов — очевидная стадия масштабирования проекта. Если вы привыкли пропускать через себя все этапы работы, то принять необходимость таких перемен психологически может быть непросто. Важно сфокусироваться на том, что команда — это сложный организм у которого есть общая цель и задача получить определенный результат, а не конкуренты, которые отберут у вас хлеб.
Составьте список страхов и тревог, которые мешают перейти от мысли к действию: такой список можно отнести к коучу, психологу или психотерапевту и совместно его проработать.
Мой проект — медиа о фрилансе Диджитал Брокколи и инфопродукты: курсы и вебинары, делаю его с 2017 года. Миссия — помочь начинающим фрилансерам освоиться в диджитал-мире, дать понятные инструкции и советы по работе с клиентами, поиску проектов, развитию в своей профессии.
Я контрол-фрик, поэтому мне сложно делегировать что бы то ни было. Это распространенная проблема среди предпринимателей — нам кажется, что лучше нас никто не сделает. Как-то я прочитала, что нужно смириться с тем, что это действительно так, и отпустить ситуацию. Лучше действительно никто не сделает, потому что для нас «лучше» — субъективная оценка. Когда я осознала, что мне важнее сохранить энергию и нервы на более интересные мне процессы, я расслабилась.
Скорее всего, жить станет чуточку проще — когда уходят негативные установки, освобождается ресурс из которого можно формировать новые паттерны мышления и поведения, а это полезно не только для бизнеса.
Начать можно с Ясно — это видеоконсультации с практикующими психотерапевтами. Сервис подберет подходящего специалиста после заполнения анкеты (кроме автоматического подбора, есть и ручной).
Обратитесь за помощью в агентство за аудитом бизнес-процессов, или к частному коучу-фасилитатору. Агентство найдет слабые места и поможет подсветить миссию. А грамотный фасилитатор подскажет, на что обратить внимание при выборе кандидатов, чтобы в итоге получить здоровую коммуникацию в команде.
Еще один шаг навстречу делегированию процессов — это систематизация и перепоручение ежедневной рутины. Отделите задачи и компетенции, которые будут закреплены исключительно за вами от дел, которые может сделать кто-то другой. На выходе получите карту приоритетов и поймете, какие задачи нужно делегировать команде, а какие отдать на аутсорс.
Я выписала список дел, которые отнимают у меня энергию и не дают уделять время стратегическому развитию — это оказалась работа с экспертами и переупаковка контента из больших статей и видео в посты для соцсетей. Именно на эти задачи и нашла фрилансеров. А качество контента, к слову, не пострадало, даже наоборот, выросло.
Начать можно с личного ассистента. Для поиска не обязательно составлять отдельную вакансию, есть готовые сервисы по подбору удаленных помощников. Функционал у них типовой, но есть нюансы. Например, сервисы Want и Cofoundit отлично подойдут не только частным предпринимателям, но и тем, кто хочет или может снизить давление отдельных действий.
Ребятам из Smartfield можно делегировать бизнес-процессы целиком — они предлагают себя в качестве альтернативы офисным работникам. Это удобно, если подбирая команду вы исследуете альтернативы найму разрозненных фрилансеров.
Если советы не нужны — это нормально. Бизнес может развиваться на своих скоростях, а вопрос команды и методологии подбора возникать и разрешаться естественным путём, без постороннего вмешательства.
Всё развивалось органично, с набиванием собственных шишек. Весь бизнес начинался, по сути, как моя собственная самозанятость. Довольно быстро стало понятно, что я не вывожу все заказы, которые поступают. Поэтому буквально через месяц появились первые звукорежиссёры, которые помогали с монтажом подкастов. Там было не до аудитов, нужно было «тушить пожары». До того, как я ушёл делать своё дело, я работал в найме и занимал руководящую позицию. Хоть я и нанимал людей раньше, кажется, что за первый год работы над Подкастерской, я получил гораздо больше опыта в найме, чем за всё это время.
Делегирование — это навык, который нужно развивать. Один человек не может быть экспертом во всём, а развивать бизнес сложно, если одновременно надо держать в фокусе личное расписание, перезванивать клиентам, разгребать почту и назначать встречи. Поэтому так важно проанализировать, какие на вас лежат функции и сколько они забирают внимания и сил в день, в неделю и в месяц. Отталкиваясь от этого, можно выстроить процесс по вертикали: нанять личного помощника и отдать ему все операции с большой частотностью, не требующие вашего участия. А после взять человека, для тех задач и функций, которые не лежат в поле ваших компетенций. Это может быть копирайтер, менеджер по продажам или швея на производство — в зависимости от направления деятельности и потребности проекта.
Итак, вы нашли и проработали психологические барьеры, проанализировали текущее состояние бизнес-процессов и даже наняли личного ассистента, чтобы освободиться от давления рутины. Пора формировать команду.
Для команды важно разделение функционала, четкое понимание ценностей и миссии продукта: люди объединяются вокруг идеи, которая им отзывается, а помимо денежного дает еще и личностный ресурс. Поэтому, чем точнее вы определитесь с собственными потребностями и потребностями вашего дела, тем выше вероятность того, что наем на конкретную позицию окажется действительно целесообразным.
Качество контента для меня на первом месте. Мне важно писать проверенную и достоверную информацию, и на такие статьи и посты уходит много времени. Когда приходится управлять всеми процессами самостоятельно, что-то обязательно начинает проседать. Поэтому я искала человека, который в плане контента находится со мной на одной волне, при этом достаточно самостоятельный и инициативный и разделяет мое стремление рассказывать интересные истории и вдохновлять фрилансеров.
Еще одно направление — разработка, например, калькулятора и сервиса по учету финансов broccoli.tools. Я не разработчик, поэтому как только возникла идея реализовать эти сервисы, сразу стала искать команду на аутсорсе.
Исследуйте рынок вакансий, чтобы понять, какие требования предъявить будущему сотруднику и чем выделиться среди работодателей. А затем подробно опишите условия и требования: офис, удаленка или гибридная форма занятости, зарплатная вилка и количество рабочих дней или часов в неделю. Составьте ТЗ, если нужно, и определитесь со сроками, по окончании которых конкурс на вакансию будет закрыт. Если планируете сотрудничать с фрилансерами, то обязательно изучите нюансы работы с ИП и самозанятыми.
Бывает так, что потребности в стандартизированном поиске на первых порах нет, и многое зависит от специфики бизнеса и ориентиров фаундера — это тоже нормально.
В начале не было сформулированной вакансии. Я искал людей через друзей и первое время таким образом получалось находить нужных людей. Позже, конечно, процесс формулирования вакансии появился. В описании я просто честно рассказывал, как мы устроены, какую работу нужно будет выполнять, и обязательно в конце говорил, что надо сделать, чтобы откликнуться на вакансию. Обычно это письмо на мою почту с определенной темой письма, и по этому критерию (если его можно так назвать) довольно большое количество людей отсеивается — 20-30%.
Если человек невнимательный, не может прочитать, что от него требуется — это довольно веское основание для того, чтобы дальше с человеком не продолжать общение. То есть мои вакансии написаны человеческим языком, без канцелярита. Если мне сложно сформулировать вакансию, потому что я нанимаю на новую роль, я стараюсь расспросить своих знакомых предпринимателей про этот, новый для меня, профиль.
Напишите посты в социальных сетях и рассказывайте о своих поисках в офлайне — пусть сарафанное радио работает на вас.
Сайты с открытым подбором вакансий, соцсети, Телеграм — на каждой из площадок у аудитории своя специфика в зависимости от профиля. Вероятно, вакансии вездесущего hh будут отличаться от вакансий в digital у агрегатора Норм работа. Это нужно учитывать и для того, чтобы не тратить лишние силы на поиск в отдельном сообществе копирайтеров, если нужен таргетолог — внутри диджитала эти профессии сильно отличаются.
На контент я почти всегда беру выпускников моего курса «Копирайтинг с высоким бюджетом», разработчиков искала в канале с вакансиями в Телеграме, им тогда владел мой знакомый. Сразу откликнулось человек 10, на следующий день выбрала подходящую команду, до сих пор с ней работаем. Просто написала краткое описание задачи и попросила писать в личку, а выпускникам предлагала напрямую из тех, кто лучше всех справился с заданиями курса.
Основной канал для поиска людей сейчас — наш канал в Телеграме. Его читают люди, которым интересна индустрия подкастов, и большая часть откликов приходит оттуда. Также моими вакансиями часто делятся другие индустриальные чаты про подкасты. Звукорежиссеры часто приходят из чата выпускников Школы Маскелиаде — это музыкальная школа, в которой я учился.
Можно делегировать подбор кандидатов компаниям. Сервис Junglejobs передаст вакансию в руки 800 агентств и 200 рекрутеров, которые займутся поиском подходящих кандидатов. И никаких разговоров по телефону, все происходит онлайн.
То же, но с помощью искусственного интеллекта делает сервис Sever.ai. Это компьютерная программа на сервере, которая оптимизирует бизнес-процессы и может как отобрать подходящие вакансии, так и выступить в роли личного ассистента, анализируя резюме и обзванивая кандидатов.
Если бюджета пока не хватает на профессионалов, можно поискать среди новичков, разделяющих ваши ценности и готовых работать за небольшой прайс. Будете расти вместе.
Я не смотрю на регалии. Мне важен опыт человека, его интересы и умение работать. Не какие-то конкретные хард-скиллы (они довольно легко прокачиваются), а умение сделать вовремя и не пропасть, в случае проблемы как можно быстрее о ней рассказать. Именно такие софт-скиллы отличают настоящего профессионала. По опыту людей с этими софт-скиллами на рынке очень и очень мало.
Мы готовы растить людей на некоторых позициях с нуля, например, звукорежиссеров. Но если я нанимаю человека на новую роль, мне важно, чтобы его экспертность была выше моей, что довольно логично. Наверное главное на что я обращаю внимание — интересно ли человеку заниматься той работой, которую я предлагаю. Если нет, то не нанимаю ни в коем случае.
Можно заранее составить список вопросов, которые помогут раскрыть кандидата и выделить для себя пункты, по которым вам точно нужен мэтч.
Узнайте, с какими проблемами в своей области кандидат сталкивался на предыдущем месте работы и как их преодолевал. Можно взять за основу реальный кейс из вашей бизнес-практики и проиграть его во время встречи.
Наверняка вы сами когда-то были соискателем или соискательницей и жутко нервничали перед собеседованием. Не превращайте интервью в прием у особы королевских кровей, если хотите отношений, основанных на общих ценностях и идеях, а не на исключительно директивной повестке. Оговорить карьерный рост в туманном будущем для начинающего бизнеса будет сложно, потому что ни цифр, не показателей пока нет. Но обсудить возможный горизонт событий или его отсутствие — стоит. Так вы обозначите, как на данный момент видите перспективу проекта, и сделаете ее насколько возможно прозрачной для соискателя на берегу.
По возможности дайте кандидату обратную связь, даже если понимаете, что не подходите друг другу.
Я провожу интервью как обычное знакомство, всегда на равных. В последний год это всегда встреча в Зуме, с большей частью ребят, которые с нами работают я не виделся лично. Я рассказываю про Подкастерскую, чем мы занимаемся, что нужно будет делать на позиции. Спрашиваю о том, чем человек занимается, что ему или ей интересно, что хочет от работы. Ещё мне важно куда человек стремится, есть ли у него какая-то цель, что он будет делать после того, как перестанет работать с нами. Для некоторых ребят работа с нами временный этап, что тоже нормально. И классно понять, как можно человеку помочь в его целях.
Ещё пытаюсь понять насколько человек проактивен — спрашиваю как устроена была работа в других местах, как решал проблемы, чем сделанным гордится. Наверное главное, что мне важно понять — какой у человека уровень энергии и самостоятельности. Готов ли человек самостоятельно узнавать нужную информацию и брать на себя ответственность за то, что делает.
Время — это невосполнимый ресурс. Делегирование процессов высвобождает время и силы, которые можно потратить на качественный отдых и улучшение бизнес-процессов. А ещё делегирование страхует вас от выгорания, а значит, и от ненужных финансовых и психологических потерь.
Не бойтесь ошибаться и воспринимайте ошибку не как итог, а как часть процесса.
Команда может помочь:
Совет, который я могу дать — это принять тот факт, что это нужно сделать для будущего вашего проекта. Без делегирования есть риск зарыться в болоте операционки и никогда из него не вылезти. Делегировать боязно, но оно того стоит. По крайней мере, можно начать с малого, нанять одного фрилансера как помощника для рутины, а потом постепенно расширять штат. Команда — это люди, которым ты можешь поручить задачи и передать ответственность. Я нанимаю самостоятельных людей, которым не нужно ничего разжевывать, не надо дополнительно учить. Чем более инициативный человек, тем лучше для проекта. Есть опасность, что они быстро уйдут или сделают свой проект, но это круто для них — я радуюсь, когда люди находят дело жизни и решают посвятить ему все силы. В любом случае, во время работы они, как правило, вкладываются в проект на 100%, и это заметно со стороны.
Главный совет — не бояться ошибаться и учиться на ошибках. Тут важно создать безопасное поле для ошибок, чтобы они не приводили к смерти бизнеса, кассовым разрывам и другим неприятностям. Мне кажется, что это сложно, но возможно — построить такую систему, которая не сломается из-за ошибок найма или других ошибок. И это один из главных параметров бизнеса — круто выстроенные процессы.
То, что я бы себе посоветовал — как можно раньше делегировать вещи, от которых мне плохо физически. И быстрее искать людей, которым интересно делать эти задачи. Я верю, что практически для любой работы можно найти человека, которому эта работа будет интересна — и твоя задача найти этих людей. Конечно, я сейчас смотрю через IT-оптику, всё таки я из этой среды изначально. Но думаю, что это справедливо даже для «сурового оффлайна.
В любом процессе, в том числе и в найме могут случаться ошибки. Но мне кажется, что именно так мы и получаем опыт. Ошибки — это классно, не бойтесь их.
Способы рекрутинга, которые бьют прямо в цель. Как приглашать людей в партнерский бизнес
Сетевой бизнес не теряет популярности, привлекая тысячи людей большими возможностями. Однако многие опускают руки, когда сталкиваются с проблемами создания собственной структуры. Давайте разбираться, как правильно и результативно приглашать потенциальных партнеров в свою команду?
Многие новички совершают фатальную ошибку: пытаются привлекать в бизнес всех подряд. В результате получают отказ за отказом, впустую тратят время и силы, теряют друзей, портят отношения с родными и близкими.
Чтобы этого не произошло, необходим избирательный подход. Основой стратегии развития структуры должна стать ориентация только на тех людей, которым может быть интересно ваше предложение. Четкое понимание того, кто является вашей целевой аудиторией (ЦА), поможет правильно выстроить маркетинговые коммуникации и привлекать в команду мотивированных кандидатов, рационально используя ресурсы.
Целевая аудитория – группа людей, которые с большей долей вероятности захотят приобрести ваш продукт или попробовать свои силы в бизнесе. ЦА включает как существующих дистрибьюторов, так и потенциальных партнеров, которых важно грамотно привлечь.
Для начала постарайтесь собрать максимум информации о людях, которые могут присоединиться к вашей структуре. Какого пола и возраста ваш будущий партнер, сколько ему лет, чем занимается, как поводит свободное время, сколько денег зарабатывает. Не стоит забывать и о психологических аспектах: чертах характера, ценностях, потребностях и болях, желаниях и проблемах.
Также важно понимать, на какие позиции и в каком количестве вы собираетесь привлекать людей. Будут ли они привилегированными покупателями, активными продавцами или станут лидерами, которые ускорят развитие структуры вглубь и помогут существенно увеличить объемы продаж.
Составив точный портрет потенциального партнера, вы сможете более эффективно влиять на разные сегменты ЦА, настроить персонализированную подачу информации о продукте и бизнесе, а также приносить реальную пользу тем, кому это действительно необходимо.
Достаточно много сетевиков старой школы и сегодня используют традиционные методы привлечения, обучая работе «на земле» своих подопечных. Ежедневно нас окружает масса людей и каждый может стать покупателем продукции или будущим партнером. Отработка навыков личного общения, холодных и теплых продаж позволяют новичкам более уверенно чувствовать себя в бизнесе и вполне успешно создавать крепкие структуры.
Тем более что для поиска целевой аудитории не придется далеко ходить. Нужные вам люди находятся среди родственников, однокурсников, коллег, друзей, знакомых и соседей. Будущих членов команды можно встретить на скамейке в парке, магазине, транспорте, на выставке, за соседним столиком в кафе и в других самых неожиданных местах.
Чтобы располагать к себе людей и выгодно продавать свой бизнес необходимо досконально разбираться в продукте, маркетинг-плане и системе выплат, а также демонстрировать себя как успешного, уверенного в себе предпринимателя, который может стать надежным бизнес-наставником.
Рекрутинг в режиме офлайн будет приносить желаемые результаты, если вы:
Если это не про вас, смело переводите бизнес в онлайн-режим. Современные интернет-технологии позволяют существенно сэкономить время и силы на общение с потенциальными партнерами, а также открывают возможности для построения автоматизированной воронки вовлечения новых людей в бизнес.
Количество интернет-пользователей растет с каждым днем. И чем быстрее вы научитесь пользоваться эффективными онлайн-инструментами, тем более выгодную позицию вы займете на этом стремительно развивающемся рынке.
Лучшее место для «вылова» потенциальных партнеров – популярные платформы социальных сетей. Заведите не только личные аккаунты, но и бизнес-профили, функционал которых позволяет активно рекламировать и продавать продукцию, а также продвигать проект и себя в качестве бренда.
Развитие персонального бренда помогает создать образ опытного авторитетного лидера с хорошей репутацией. Ваше мнение и выбор должны быть ценными для потенциальных партнеров, а знания и навыки внушать уверенность в том, что вы сможете правильно обучить и поддерживать своих подопечных на пути к успеху.
Если вы новичок в сетевом бизнесе, не беда. Рассказывайте о личных достижениях, делитесь своим мнением, ценностями, размышлениями и планами на будущее. Так вы заслужите доверие и лояльность целевой аудитории.
Повысить узнаваемость в поисковых системах и привлечь внимание аудитории тематических сайтов, также поможет создание собственного блога, который будет продвигаться с помощью качественного контента и SEO-инструментов.
Лучшими площадками для привлечения новых людей являются Instagram, Telegram-канал, платформы Faceвook/VKontakte/ОК и видеохостинг YouTube, предлагающие разные виды коммуникаций.
В партнерском бизнесе мало иметь качественный продукт и привлекательный маркетинг-план. Необходимо грамотно преподносить информацию. После первого посещения вашей страницы в соцсетях или блога человек должен сразу понять, что именно вы поможете решить его проблемы.
Здесь важно не выдавать сухую информацию. Материал должен завлекать, объяснять ключевые моменты, показывать выгоды и возможности, которые человек получит в результате. Кроме того, контент необходимо адаптировать для каждого сегмента ЦА. Только так вы сможете сделать свое предложение интересным для нужных людей, а рекрутинг в МЛМ – более эффективным.
Наполняйте свои профили в соцсетях и личный сайт полезным и разноплановым контентом:
Чтобы каждый раз не высасывать тему из пальца, заранее разрабатывайте контент-план. Придумайте собственный стиль подачи и оформления материалов. А главное – рассказывайте правду о себе и бизнесе.
Открытость и честность – залог высокого доверия и лояльности целевой аудитории. Откровенно расскажите, зачем и как вы пришли в бизнес, каких успехов успели добиться вы и ваша команда. Не скрывайте сложностей, которые подстерегают новичков и объясняйте, как их можно избежать. Укрепить расположение людей помогут фото и видео о работе реальных людей из вашей структуры.
Также можно публиковать рекламные статьи на сторонних тематических онлайн-площадках и в пабликах, где обитает ЦА, взамен на размещение ссылки на ваши ресурсы.
Одной из важных составляющих персонализированной маркетинговой стратегии является контекстная и таргетинговая реклама.
В поисковых системах и социальных сетях можно настроить показ рекламы только тем людям, которые уже пользуются или ищут то, что вы предлагаете.
Механизм таргетинга и контекстной рекламы позволяет демонстрировать рекламные объявления нужной вам целевой аудитории благодаря ее фильтрации по определенным критериям, таким как пол, возраст, интересы, поисковые запросы, местонахождение, поведению и другим.
Это дает возможность сразу выходить на целевых клиентов и получать максимальный результат при небольших затратах. Такая реклама – платная услуга, поэтому чтобы не потратить деньги впустую, новичкам рекомендуется выполнять настройку под руководством опытного наставника.
После того как вы правильно организуете первичное привлечение дистрибьюторов, стоит воспользоваться специализированной системой Рекрута. Функционал платформы позволяет автоматизировать дальнейшую работу с действующими и будущими членами команды, а также существенно ускорить построение стабильной продуктивной МЛМ-структуры.
Марианна, Ваша ссылочка не работает.)
Отличная статья, огромное спасибо❤❤❤
Почему в России многие так скептически относятся к MLM бизнесу, некоторые даже не хотят хоть немного разобраться и просто говорят что это лохотрон и пирамида😄
Даже смешно видеть такое, многие привыкли работать просто за копейки в 30к рублей и говорить, зато стабильно, боже упаси от такой стабильности. Никто не хочет выходить из зоны КОМФОРТА и зря, лучше сидеть на шее у родителей, чем вникнуть во что-то новое и обеспечить своих родных всем
Я лично сначала узнал про компанию Greenway да было интересно узнать новое, но не хотелось каждый месяц закупаться какими-то тряпочками, чаем, косметикой и т.д. Которые потом уже девать будет просто некуда😂
А недавно узнал про крутую компанию, более молодежную что ли, ничего покупать не нужно, просто пользуйся кэшбэк платформой и рассказывай друзьям и близким ещё и зарабатывай на этом💸
Кто просто хочет пользоваться крутой платформой и возвращать деньги с покупок регистрируйтесь на здоровье, все бесплатно🔥🔥🔥
https://switips.com/?u=Dima%5FCheremohin
>Сетевой бизнес не теряет популярности, привлекая тысячи людей большими возможностями.
Это какими? Потерять деньги и друзей?
>демонстрировать себя как успешного, уверенного в себе предпринимателя, который может стать надежным бизнес-наставником
Т.е. откровенно врать ради подписания нового участника под себя. Вчера работал на дядю, а сегодня успешный и уверенный в себе предприниматель.
>знания и навыки внушать уверенность в том, что вы сможете правильно обучить и поддерживать своих подопечных на пути к успеху.
Подписать под себя, скинуть ссылок на обучение и достаточно.
>позволяет демонстрировать рекламные объявления нужной вам целевой аудитории благодаря ее фильтрации по определенным критериям, таким как пол, возраст, интересы, поисковые запросы, местонахождение, поведению и другим
Если вы владеете таргетингом, то каким образом ваша статья появилась на этом ресурсе?