Антрополог маргарет мид с чего начинается цивилизация
Первый признак цивилизации
Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов о том, что они считают первым признаком цивилизации. Студенты ожидали, что Мид расскажет о рыболовных крючках, глиняных горшках или обработанных камнях.
Но нет. Мид сказала, что первым признаком цивилизации в древней культуре является бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась. Мид объяснила, что если живое существо в царстве животных ломает ногу, то оно умирает. Со сломанной ногой оно не может убежать от опасности, добраться до реки, чтобы напиться или охотиться за едой. Оно становится добычей для хищников, поскольку кость срастается довольно долго.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Антрополог маргарет мид с чего начинается цивилизация
«Помогать другому человеку во время трудного периода,– это тот поступок, с которого и начинается цивилизация», – сказала антрополог Маргарет Мид. Эта фраза особенно актуальна в такие сложные периоды, как сейчас, когда весь мир находится на карантине.
Только помогая друг другу мы можем победить эпидемию и вернуться к привычному ритму жизни. Насколько для элементарного выживания важна поддержка, Маргарет Мид показала на простом примере.
Много лет назад учёный спросила студентов, что они считают первым признаком цивилизации. В ответ она услышала о рыболовных крючках, глиняных горшках и обработанных камнях. Однако, по мнению антрополога, студенты оказались не правы.
Маргарет привела такой пример: если животное ломает ногу, оно погибает, потому что не может больше убежать от опасности, охотиться для добычи еды, дойти до водоема.
«Если же человек сломал бедренную кость, а она затем срослась, то о нем кто-то заботился. Часть тела была перевязана, обработана, травмированного перенесли в безопасное место, охраняли, кормили, помогали восстановиться», – привела пример Маргарет Мид.
Поэтому первым признаком цивилизации учёный считает взаимопомощь, без которой не обойтись в трудные времена.
Отметим, что Маргарет Мид – американский антрополог. Широкую известность она получила, благодаря исследованиям по специализации детей и подростков Полинезии.
Также ученый исследовала отношение между представителями различных возрастных групп в современных обществах. В течение карьеры Маргарет пришла к выводу, что в традиционном обществе нет конфликта поколений и трудности социализации подростков.
Также ей удалось опровергнуть теорию о том, что подростковые протесты, беспорядочное поведение биологически необходимы для молодежи. Рассмотрела она это на примере молодёжи самоанского народа. Она опросила 68 девушек и спросила, есть ли у них какие-либо ограничения и запреты на связи с противоположным полом. Как выяснилось, никаких запретов нет и необходимости бунтовать у них тоже нет. Поэтому в самоанском обществе беспорядке неизвестны.
Материал подготовлен в рамках проекта «Русской инициативы» «Держимся вместе!»
Маргарет Мид и свободные нравы Самоа: Грандиозный обман или нечто более вредное для антропологии?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Новый взгляд на подростков
1925 год. В России революция уже свершилась; во всём мире молодые социалисты, коммунисты и анархисты грезят о революции, угрожают ею или устраивают беспорядки на улицах. В обществе идут горячие споры, отчего молодёжь уходит в радикальные движения, не слушается родителей и вообще непочтительна и агрессивна. Основных предположений два: по законам биологии юному поколению положено входить в конфликт со старшим, и никаких конфликтов не было бы, если бы не коммунистическая пропаганда.
Но есть и третья теория, которая, во многом, базируется на предположении международной звезды психоанализа Зигмунда Фрейда о том, как сильно подавляется в нашем обществе сексуальность и какие она в случае подавления может находить выхода. Грубо говоря, часть участников общественной дискуссии вокруг радикальной молодёжи заявляет, что если бы молодёжь занималась любовью, ей не нужна была бы война. Да, хиппи ещё не было, а идея уже прозвучала.
Таких идей придерживался и Франц Боас, научный руководитель молодой Маргарет Мид. Доказать это можно было бы, только найдя общество, в котором подростки не устраивают беспорядков и при этом живут свободной и активной половой жизнью. По крайней мере по первому параметру Боасу подходило Самоа; Мид предстояло найти присутствие второй составляющей теории. С этим настроем она и приехала на Самоа.
Книга о взрослении тихоокеанских подростков буквально взорвала американское, да и не только, информационное пространство. Данные, собранные Мид, говорили, что общество коренных самоанцев не знает не только беспорядков, но и изнасилований, и не удивительно — ведь, по местным обычаям, под покровом ночи подростки покидают родительские дома, чтобы встретиться с возлюбленными, и этих возлюбленных до брака может быть множество. Какая уж тут агрессия, когда любовь кипит!
Долгие годы борцы за свободу нравов, за свободу молодёжи вообще, против ханжеских традиций напирали на наблюдения и выводы, сделанные Маргарет Мид. Трудно переоценить место, которое получила её работа в американской культуре и истории.
Разоблачение
В 1983 году разразился скандал. Новозеландский антрополог Дирек Фриман обвинил Маргарет в фальсификации результатов исследования. Согласно его собственным исследованиям, частично полевым и частично опирающемся на многочисленные письменные источники, вроде заметок очевидцев и газетных новостей, общество самоанцев было далеко от того полного секса райского сада, который нарисован был в знаменитой книге Мид.
Прежде всего, по описаниям Дирека, Маргарет занесла в примеры свободного поведения некоторые формы того самого изнасилования, которого, как она писала, на Самоа нет. Это, во-первых, брак через кражу невесты (кража именно что не подразумевает никакой добровольности), во-вторых, изнасилование во сне: когда юноша ночью влезает в дом, где есть девушка, и овладевает ею, это вовсе не значит, что девушка его с радостью ждала. Ведь потом достанется от родителей именно ей, и традиционные наказания для подростков в самоанском обществе очень жестоки. Иногда после них юноши и девушки совершают самоубийство!
Фриман обращает внимание на то, что разница в половом поведении между американцами и самоанцами действительно есть, но… увы, не в пользу самоанцев. Те же изнасилования во сне происходят так часто, потому что жители Самоа живут обычно не в хорошо охраняемых домах. Похожая ситуация была у североамериканских индейцев, в чьи типи было легко влезть, так, что матерям приходилось на ночь связывать бёдра дочерям, чтобы спасти их от насилия: долгая возня перебудила бы всех, закрывай девочке рот или не закрывай. Кроме того, насильники на Самоа предпочитают девственниц, в то время, как в США или не видят разницы, или предпочтут изнасилование взрослой женщины, поскольку общество сочтёт его не таким предосудительным.
Поскольку в свадебный обряд на Самоа в обязательном порядке входила, по крайней мере прежде, публичная дефлорация пальцем, от девочек ожидалось, что они будут сохранять до свадьбы свой гимен нетронутым. О какой можно в таком случае говорить свободе нравов?
И всё же — не фальсификация
Хотя, благодаря высококачественным следующим работам Мид, она на потеряла свой вес и репутацию из-за разоблачения Фримана, научное сообщество озадачилось — как Мид могла получить данные, которые получила? Сама Мид переиздавала ту же книгу в 1979 году, чего вряд ли стала бы делать, не верь она, что это исследование было честным — ведь иначе ей выгодно было бы забыть об этой ошибке юности. В чём же дело, если не было сознательного обмана?
Это подвело научное сообщество к признанию второго факта полевых исследований. Опрашиваемые могут врать, в том числе — ориентируясь на вопросы собеседника-исследователя, которые, будучи сформулированы не слишком тщательно, могут подталкивать к тому или иному ответу. Почти каждый человек так устроен, что хочет нравиться. Выбор ответа на вопрос из соображений того, какой вариант ответа больше понравится собеседнику — нередкая вещь.
Кроме того, над чужаком во многих культурах, угнетаемых или нет, подшучивают, и основным направление шутки становятся разные скабрёзности. Вспомните, каким словам норовят обучить иностранцев в России? Так вот, Россия не одинока.
Уже в девяностых Фриман отказался от самых резких своих слов в сторону Мид, продолжая настаивать, что приведённые ею данные неверны. Однако после тщательного изучения вопроса он также, как и многие коллеги Мид, пришёл к выводу, что она не делала намеренных фальсификаций. Скорее, местные охотно шутили над американкой, которая задавала нелепые неприличные вопросы. Так с имени Мид сошло последнее пятно сомнения в нечестности.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Читая для души.
Любимое из прочитанного. Что запомнилось, что хочется перечитывать снова и снова, что встретилось новое. ЧТО ТРОНУЛО ДУШУ.
С чего начинается цивилизация. (Маргарет Мид)
Маргарет Мид – антрополог, всю жизнь посвятившая изучению отношений между различными возрастными группами по всему миру в самых разных сообществах.
Однажды она задала своим студентам простой, казалось бы, вопрос:
«С чего начинается цивилизация? Что можно считать её первым признаком?»
Среди ответов были названы различные технологии от первых обработанных камней до рыболовных крючков, глиняной посуды и колеса.
Но Мид назвала совершенно другой признак. По её мнению это была первая найденная бедренная кость со следами сращения. Мид объяснила, что сломанная нога в животном мире – приговор. Живое существо с такой травмой не сможет убежать от хищников, не сможет добраться до воды или найти пищу. Кости срастаются долго, и шансов на выживание практически нет.
Если же есть следы того, что бедренная кость была сломана, а затем срослась, то это означает, что кто-то нашёл время и силы, чтобы ухаживать за пострадавшим. Ему оказали помощь, его раны перевязали, его отнесли в безопасное место и защищали от опасностей, ему приносили еду и воду все время, пока это требовалось.
По мнению Маргарет: помогать другому человеку во время трудного периода – это тот поступок, с которого начинается цивилизация.
.
Правда ли, что антрополог Маргарет Мид назвала первым признаком цивилизации сломанную, а потом сросшуюся бедренную кость?
Маргарет Мид — американская учёная-антрополог, наиболее известная благодаря изучению социализации детей и подростков в Полинезии. Рассказывается, что первым признаком зарождения человеческой цивилизации она назвала сросшуюся бедренную кость. Мы решили проверить, говорила ли учёная такое.
Маргарет Мид интересовалась антропологией с детства, любовь к науке ей привили родители: отец был профессором финансов, а мать — социологом, работавшим с итальянскими иммигрантами. Полевые исследования для докторской диссертации она проводила на Самоа, где собрала обширный материал о взрослении и социализации детей и подростков в самобытной островной культуре. Позже он лёг в основу книги «Взросление на Самоа», которая быстро приобрела огромную популярность. Всего Мид написала шесть научно-популярных книг об антропологии. Однако в них рассказанная история не встречается.
Самое раннее упоминание о таком разговоре есть в книге Пола Бранда и Филипа Янси «Сделано пугающе и чудесно». Пол Бранд — хирург, 18 лет проработавший в индийском лепрозории, лауреат премии Альберта Ласкера, почётный обладатель Ордена Её Императорского Величества Королевы Елизаветы. В книге он рассказывает, что ещё студентом присутствовал на лекции, где Мид это сказала. Известно, что Бранд учился в больнице Юниверсити-колледж в Лондоне в годы Второй мировой войны и после неё. С 1936 по 1950 год Маргарет Мид была замужем за британским антропологом Грегори Бейтсоном. То есть в теории она вполне могла в те годы читать лекцию в Великобритании, на которой бы присутствовал Пол Бранд. Однако документальных подтверждений в открытых источниках нет.
Это не точно
Почитать по теме:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста (до 140 символов) и нажмите Ctrl+Enter.