Антропология что изучает методы изучения
Антропология
Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.
Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).
Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).
Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.
Какие есть разделы антропологии?
Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.
В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:
Социально-культурная антропология
Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.
Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.
В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.
Физическая (биологическая) антропология
Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.
Учёные разбираются в:
Философская антропология
Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.
Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:
Медицинская антропология
Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:
Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.
Юридическая антропология (или антропология права)
Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.
Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.
Методы антропологии
Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).
Физическая антропология
изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.
Культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.
Этнолингвистика.
Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.
Доисторическая археология.
Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.
Культурная антропология.
Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».
Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).
Единство антропологии.
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.
Области приложения антропологии.
Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности, взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.
Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.
Сферы приложения физической антропологии.
Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.
Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.
Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.
Сферы приложения культурной антропологии.
Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.
Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.
Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
Проблема человека в западной философии. М., 1988
«Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996
История ментальностей, историческая антропология. М., 1996
Культуральная антропология. СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология. СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений. – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии. М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология. М., 2004
Предмет антропологии, ее задачи и методы
Антропология — наука о человеке (гр. antropos — человек). Она изучает происхождение человека и развитие его физического типа на всем протяжении его существования, вплоть до современности, а также вариации физического типа человека, изучаются индивидуальные особенности конкретного человека: половые, возрастные, конституциональные, этнические, расовые.
Антропология — это область естествознания. Однако она занимает особое место среди биологических дисциплин, так как человек имеет двойственную природу: биологическую и социальную. Человек немыслим вне общественной среды. Само формирование человека и его жизнь проходят в условиях общественного коллективного производства. Труд и общество — основное условие развития и существования человечества. Поэтому антропология выходит за рамки естественных биологических наук и вступает в область, где действуют социально-исторические факторы.
Антропологическая наука подразделяется на несколько разделов.
1. Антропогенез — изучение места человека в системе животного мира, процесса становления человека.
2. Морфология — изучение вопросов индивидуальной изменчивости физического типа человека, возрастных изменений, признаков, связанных с половым диморфизмом, с влиянием различных условий жизни и труда.
3. Этническая антропология (расоведение) — исследование антропологического состава народов земного шара в прошлом и настоящем, формирования рас, родственных связей между антропологическими группами, истории расселения и изоляции народов. Эти вопросы в наше время особенно важны для разоблачения антинаучной и реакционной сущности расистских «теорий».
4. Физиологическая антропология – исследование физиологических и биохимических особенностей и их вариаций у человека. В частности, исследование распределение групп крови в популяциях, вариации строения гемоглобина, взаимосвязи конституции человека с его реактивностью и предрасположенностью к некоторым заболеваниям. В этот же раздел входят вопросы изучения наследственности человека (антропогенетика), хотя многие авторы выделяют ее в отдельный раздел генетики.
Изучение антропологии имеет большое теоретическое и практическое значение для медицины; она дает объяснение происхождению человека, наличию рудиментов и атавизмов с точки зрения эволюционного учения, значению индивидуальных и этнических вариантов физического типа человека. Данные антропологии имеют значение для контроля над состоянием отдельных групп населения, что осуществляется в нашей стране в плановом порядке. При антропологических исследованиях наблюдению подлежат, как правило, не отдельные лица, а группы, коллективы. Основным объектом изучения является практически здоровый контингент, свободный от патологии в клинически выраженной форме. Выводы делаются на уровне групповых характеристик и сопоставлений.
Информация, полученная в результате групповых исследований, лишена элемента случайности. При антропологических исследованиях изучаются морфологические и физиологические показатели, неодинаковые в разных популяциях; определенные адаптивные признаки, связанные с климатом, географическими условиями, а также специфические особенности обменных процессов, которые необходимо учитывать медикам.
Антропологические методы исследования дают возможность составить представление о патологии древнего населения (палеоантропология) по дошедшим до нас костным или мумифицированным остаткам, на которых можно обнаружить следы ряда системных и местных заболеваний (ревматизм, артриты, метастазы рака, паразитов).
Данные антропологии применяются в судебной медицине для идентификации личности, когда по черепу или другим, часто весьма незначительным, останкам необходимо определить возраст, пол, расовую принадлежность и индивидуальные особенности субъекта.
Изучение древних черепов дает возможность ознакомиться с историей возникновения элементов хирургии. Так, трепанация черепа производилась в эпоху бронзы и железа, т. е. уже несколько тысяч лет назад. На некоторых черепах видно разрастание костной ткани на краях раны, свидетельствующее о том, что после операции какой-то период человек оставался жив. Эти факты представляют интерес для истории медицины.
Новый метод восстановления облика человека по его черепу был предложен советским ученым М. М. Герасимовым в 1927 г., а затем детально разработан им и его сотрудниками. Это позволило произвести реконструкцию облика кроманьонца, неандертальца и других ископаемых предковых форм, а также некоторых исторических деятелей древности и средневековья. Приемы восстановления лица, разработанные М. М. Герасимовым на основе изучения корреляции особенностей черепа и мягких частей лица, имеют значение и для криминалистики.
Данные антропологических исследований необходимы для разработки стандартов одежды, мебели, конструирования станков, машин, удобных для пользования.
Как уже говорилось, объектом антропологического изучения является человеческое тело. Это в определенной степени объединяет антропологическое и медицинское исследование, однако они не тождественны. В антропологии производится описание ряда качественных признаков (антропоскопия) и количественное определение особенностей строения тела человека (антропометрия).
Антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерительная техника еще не разработана или сложна. Некоторые особенности удобно оценивать согласно установленной шкале или схеме: пигментация покровов, цвет радужной оболочки глаза, развитие волосяного покрова и т. п. Методом антропоскопии описываются такие признаки, как форма спины (прямая, сутулая), форма грудной клетки (плоская, цилиндрическая, коническая), форма живота (впалый, прямой, выдающийся). Для описания цвета кожи Р. Мартин предложил шкалу из 12 оттенков; В. В. Бунак разработал цветовую таблицу для описания цвета радужной оболочки глаза.
Пример практического использования методов антропосконии в судебной медицине и криминалистике — составление словесного портрета. Методы антропоскопии и антропометрии могут дополнить друг друга.
Основой научной антропометрии является унифицированная методика. Применяются специальные инструменты — скользящий и толстотный циркули. Измерения производятся от строго определенных участков тела, называемых антропометрическими точками. Эти точки находятся главным образом на костных выступах, отростках, которые прощупываются через мягкие ткани. Важную роль в разработке методов антропометрии сыграли работы К. Бэра, П. Брока, Р. Мартина, В. Бунака.
81 Конституциональные варианты человека в норме по Э.Кречмеру.
Э. Кречмер считал, что наследственность является единственным источником морфологического разнообразия.
Надо заметить, что его взгляды явились основой создания большинства позднейших классификаций. Выделенные им типы под другими названиями можно узнать во многих схемах, даже если принципы их построения отличаются. Очевидно, это – следствие отражения реального разнообразия людей, отмеченного Э. Кречмером в виде дискретных типов. Однако эта схема не лишена недостатков: она имеет конкретное практическое предназначение – предварительная диагностика психических патологий. Э. Кречмер выделил три основных конституциональных типа: лептосомный (или астенический), пикнический и атлетический.
Кроме названных типов, Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, характеризующийся бесформенным строением и различными деформациями телосложения.
82. Конституциональные варианты человека в норме по В.Н.Шевкуненко и А.М.Геселевич.
Советские анатомы В. Н. Шевкуненко и А. М. Геселевич в 1926г. предложили морфологическую классификацию типов конституции. В ее основу положено отношение длины туловища (расстояние от вырезки грудины до верхнего края симфиза) к общей длине тела. Таким образом, были выделены: брахиморфный, долихоморфный и мезоморфный (промежуточный) типы.
Брахиморфный тип характеризуется средним или низким ростом, относительно длинным туловищем, широкими плечами, большой окружностью груди, короткими нижними конечностями.
Долихоморфный тип характеризуется противоположными чертами: выше среднего или высоким ростом; относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, средними или узкими плечами, длинными конечностями.
Классификация по морфологическим признакам отличается определенной односторонностью, так как учитывает только тип строения тела.
83. Конституциональные варианты человека в норме по Шелдону.
Научные основы соматотипирования разработал профессор Гарвардского университета Уильям Шелдон (1898—1977). Следуя этой системе, все люди по морфологическим признакам разделяются на эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов. Количественная оценка каждого из этих трех компонентов определяется для каждого конкретного индивида так, что «1» представляет абсолютный минимум выраженности данного компонента, а «7» — абсолютный максимум. С исторической точки зрения соматотип — это характеристика телосложения, определенная по системе У. Шелдона, который в 1940 году первым предположил, что существуют не дискретные типы телосложения, а непрерывно распределенные «компоненты» телосложения, совокупность которых и характеризует телосложение. Шелдон выделил три таких компонента — эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, каждый из которых оценивается визуально квалифицированным специалистом по балльной системе (от 1 до 7 с равномерными интервалами между баллами). Совокупность балльных оценок по трем компонентам — тройка чисел А-Б-В — и называется соматотипом человека. Для облегчения оценки Шелдон в 1954 году издал атлас соматотипов; по его методике не нужно было проводить никаких измерений — достаточно было иметь три фотографии человека в обнаженном виде: спереди, сбоку и сзади плюс опыт визуальной оценки. Компоненты соматотипа нагляднее всего видны при описании крайних проявлений:
— Чистый эндоморф (7-1-1) характеризуется шарообразными формами, насколько это вообще возможно для человека. У такого индивидуума круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги, с большим количеством жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. Подобного человека с большим количеством подкожного жира можно было бы назвать просто толстым, если бы все профильные размеры его тела (включая грудную клетку и таз) не превалировали над поперечными. При длительном голодании он становится, по выражении Шелдона, просто изголодавшимся эндоморфом, но не приближается по баллам ни к эктоморфу, ни к мезоморфу. Этой конституции большой степени сопутствует избыточное жироотложение.
— Чистый мезоморф (1-7-1) — это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, профильные размеры невелики.
— Чистый эктоморф (1-1-7) — это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, сдвинутый назад подбородок, высокий лоб, узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура неразвита. Явному эктоморфу совершенно не грозит ожирение.
Большинство людей не относится к крайним вариантам телосложения (эндоморф, мезоморф, эктоморф), в их телосложении в той или иной степени выражены все три компонента, и наиболее обычными соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Кроме того, отдельные части тела одного человека могут явственно относиться к разным соматотипам — такое несоответствие носит название дисплазии, однако ее учет остался слабым местом системы Шелдона.
Шелдон рассматривал соматотип человека как неизменный в течение жизни — меняются внешний вид и размеры тела, но не соматотип. Например, различные болезни, неправильное питание или гипертрофия мышц, связанная с усиленной физической нагрузкой, изменяют только очертания тела, но не сам соматотип.
Большой интерес представляют исследования Шелдона и его учеников, которые были посвящены изучению изменения веса тела (рост-весового индекса) человека на протяжении его жизни в зависимости от соматотипа. Было проведено огромное количество антропологических измерений на протяжении десятков лет, и полученные результаты были сведены в таблицы. На основании этих таблиц возможен прогноз веса индивидуума мужского или женского пола в различные жизненные периоды в зависимости от его роста и соматотипа
84. Доказательства животного происхождения человека.
1. Научное обоснование Ч. Дарвином идеи происхождения человека от животных на основе установления сходства человека с млекопитающими животными, особенно с человекообразными обезьянами. Утверждение Ч. Дарвина, что современные человекообразные обезьяны не могут быть предками человека.
3. Сравнительно-анатомические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных: человек имеет все признаки класса млекопитающих и относится к этому классу, сходное строение всех систем органов, имеет диафрагму, млечные железы, ушные раковины и др. Наличие у человека рудиментов (развитых у млекопитающих, но атрофированных у человека органов): копчика, аппендикса, остатка третьего века (всего около 90 рудиментов) — доказательство родства человека с животными. Случаи рождения детей с признаками млекопитающих животных — атавизмы (возврат к предкам): с густым волосяным покровом тела, с большим числом сосков, с удлиненным хвостовым отделом позвоночника — доказательство происхождения человека от животных.
4. Эмбриологические доказательства происхождения человека от животных: сходство развития зародышей человека и животных, развитие начинается с одной оплодотворенной клетки, на определенном этапе у зародыша человека закладываются жаберные щели, развит хвостовой отдел позвоночника, мозг месячного эмбриона имеет сходство с мозгом рыбы, а семимесячного — с мозгом обезьяны и др.
5. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда, сходные с человеком болезни.
6. Палеонтологические доказательства — находки ископаемых остатков предков человека, сходство их строения с современным человеком и человекообразными обезьянами — свидетельство их родства, а также развития предков человека и современных человекообразных обезьян по разным направлениям: по пути все большего формирования человеческих черт у предков человека и узкой специализации человекообразных обезьян к жизни в определенных условиях, к определенному образу жизни.