Антропософия что это такое
Хорошая самооценка как способ борьбы с COVID-19. Как антропософы мешают Европе вакцинироваться
Гомеопаты и антропософы мешают Австрии, Германии и Швейцарии вакцинироваться
В Австрии ввели локдаун, а в Баварии объявили о катастрофической ситуации в связи с COVID-19. Немецкоязычные страны оказались в хвосте по числу вакцинированных граждан. СМИ винят в этом антропософов. Они уверены, что от заражения лучше прививки спасут позитивный настрой и хорошая самооценка.
Локдаун в Австрии и катастрофа в Баварии
В Австрии на этой неделе начался общенациональный локдаун. Причина — рост числа заражений коронавирусом. Не лучшим образом сложилась ситуация и в соседней стране — Германии. В Баварии с 24 ноября введут режим катастрофы. Это значит, что там будет действовать не только локдаун, но и комендантский час для тех, кто все еще не вакцинировался.
Австрия, Германия и Швейцария продемонстрировали худшие среди западноевропейских стран показатели по числу привитых. Эти немецкоязычные государства лидируют по числу антиваксеров с большим отрывом, оставив позади Швецию, которая заняла четвертое место. В этой стране не вакцинировано 16% населения, в Австрии, Германии и Швейцарии — 22-25%.
Виноваты эзотерики и антропософия
В таких печальных показателях европейцы винят распространение в немецкоговорящих странах учения эзотерика начала XX века Рудольфа Штайнера — антропософии. За последнее время в местных СМИ появилось сразу несколько материалов, в которых ответственность за неудачную кампанию по вакцинации возлагают на последователей Штайнера.
Например, журналист Тобиас Рапп в своем автобиографическом эссе, опубликованном в Der Spiegel, назвал антропософов сектой, которая не признает официальную медицину. При этом автор сам получил образование в школе, где обучение строилось на принципах Штайнера. Работа Раппа подогрела интерес общественности к позиции антропософов.
Антропософы в современной жизни европейцев
Учение Штайнера нельзя назвать древним. Эзотерик изобрел его чуть больше 100 лет назад — в 1912 году. Антропософия — это смесь христианских мотивов, восточных учений о карме и реинкарнации, немецкого идеализма и мнения о некой особой значимости природы.
В немецкоязычных странах учение прижилось. Так, на форме сотрудников крупнейшей в Германии сети магазинов по продаже косметических товаров и бытовой химии DM есть измененная цитата из «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете: «Здесь я — человек, здесь я покупаю». Тем временем этот немецкий писатель и философ — центральная фигура для антропософии, а основатель DM Гетц Вернер — антропософ.
И это не единственный пример интеграции учения Штайнера в жизнь современных европейцев. Мысли эзотерика сохранились в самых разных сферах: образовании, бизнесе, производстве косметики, пищевой промышленности и медицине.
Гомеопаты, которые признают вакцинацию
Благодаря эзотерику, который ратовал за гомеопатию, теория широко распространилась среди немцев. Они обращаются к семи тысячам гомеопатов и десяткам тысяч целителей. И это лишь официально зарегистрированные люди. При этом антропософы официально не выступают против прививок и вакцин. Они признают важность этих препаратов для тех, для кого коронавирус представляет реальную угрозу.
Более того, последователи Штайнера считают чудом то, насколько быстро ученым удалось создать сразу несколько вакцин. Организации, где распространены учения эзотерика, без лишних вопросов следовали введенным ограничительным мерам.
«Месяц назад в моей школе было принято решение, что теперь необходимо носить маску, если ты не вакцинирован или не готов постоянно тестироваться. На практике в моем классе сейчас никто не носит маску — значит, все либо протестированы, либо вакцинированы», — рассказал «Медузе»* один из преподавателей швейцарской вальдорфской школы.
Позитивный настрой лучше прививки?
Антропософы действительно не устраивают массовые акции протеста и не призывают отказываться от прививок. Однако они делают упор на свободном решении вопроса о прививках. Это хорошо видно из официального заявления медиков-антропософов.
«В этой ситуации свободное, информированное решение о вакцинации, по нашему мнению, остается единственным допустимым с правовой и доказательной точки зрения», — отметили в нем.
Дело в том, что прививки попросту не вписываются в практики антропософской медицины. Ведь эти сторонники гомеопатии верят в существование эфирного и астрального тел в человеке. По мнению антропософов, танец, например, — это новый вид языка, благодаря которому каждый может назвать свое имя.
Врач-антропософ Микаэла Глеклер советует укреплять иммунитет, а не вакцинироваться. Для этого нужно много времени проводить на свежем воздухе, двигаться, что породило негативное отношение к маскам. Сторонники учения Штайнера верят, что заражению препятствуют гармония внутри человека, хорошая самооценка и позитивный настрой. Об этом рассказала жительница Берлина Ксения Меерович, которая окончила вальдорфскую школу.
«Так как они альтернативно мыслят, то все ставят под вопрос. Соответственно, и обычное лечение тоже. Большая часть таких людей вальдорфских — они за гомеопатию. Это то, что знаю я, и то, как лечили меня. Болит голова — попей чай, иди спать, все пройдет. У нас таблеток вообще никогда дома не было. И тем более в той семье, в которой я жила во Фрайбурге», — пояснила она.
Закрытые сообщества антропософов
Меерович рассказала, что антропософы создают закрытые сообщества. И вот туда уже пропаганда вакцинации не проходит.
«Так как они живут в микросоциуме, где каждый друг друга поддерживает, в нем создается мини-реальность. Соответственно, ты против прививки, я, твой друг против прививки, кто-то еще присоединяется — эта сеть очень быстро размножается. Будет странно, если в таком микросоциуме, где все против прививок, какой-нибудь Вася вспомнит, что прививки — это важно. Они живут в своем мире. Там это плохо», — подчеркнула жительница Берлина.
По ее словам, Меерович и сама против вакцинации, она долго не прививалась. Правда, женщина передумала, когда власти решили сделать экспресс-тесты платными. Лишь после этого жительница Берлина пошла и вакцинировалась. Вот только для этого ей пришлось поступиться своими принципами. Возможно, именно финансовые ограничения и позволят государствам побороть нежелание антропософов прививаться.
* СМИ, выполняющие функции иноагента.
В низких темпах вакцинации в Австрии, Швейцарии и Германии обвинили антропософию. Что это такое?
Австрия, Швейцария и Германия с большим отрывом лидируют в рейтинге по числу непривитого населения среди немецкоязычных стран. Доля граждан из этих государств, которые не сделали прививку, составляет от 22 от 25%. В немецких СМИ и соцсетях появилась теория, что в низких темпах вакцинации виновата антропософия. Разбираемся, что это такое.
Когда появилось учение и о чем оно?
Антропософия — это религиозно-мистическое учение эзотерика из Германии Рудольфа Штайнера, которое он изобрел в 1912 году. Термин происходит от греческих корней, означающих «человек» и «мудрость». В основе учения находится представление о том, что человеческая сущность божественна. Она открывается только посвященным и позволяет достичь высшего знания — через новые методы саморазвития и духовных практик.
Антропософы одновременно следуют за идеями христианства, немецкого идеализма, а также восточными учениями о карме и реинкарнации. Кроме того, они убеждены в особой значимости окружающей среды.
Кто они — современные последователи антропософии?
Элементы учения Штайнера оказались применимы и хорошо сохранились во множестве прикладных областей, включая образование, педагогику, медицину и бизнес. Именно поэтому в современном мире много его приверженцев, в том числе среди публичных людей.
Например, антропософом является Гетц Вернер — основатель крупнейшей сети магазинов по продаже косметических товаров и бытовой химии в Германии DM. Штайнерские учения он даже интегрировал в свой бизнес. На форме каждого сотрудника DM есть фраза: «Здесь я человек, здесь я покупаю». Это слегка измененная цитата из «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете, который считается одной из центральных фигур антропософии.
Базовый элемент штайнерской медицины — гомеопатия. Как отмечает «Медуза»*, немцев лечат семь тысяч врачей-гомеопатов, десятки тысяч зарегистрированных медиков используют гомеопатические препараты.
Альтернативная педагогическая система по Рудольфу Штайнеру — вальдорфское образование — практикуется в 254 школах, где в сумме учатся около 90 тыс. детей. Также существуют вальдорфские детские сады.
При чем тут прививка от коронавируса?
В ноябре журналист Тобиас Рапп — в прошлом он был учеником одной из вальдорфских школ — опубликовал эссе, в котором назвал антропософию сектой и обвинил ее в неудачах прививочной кампании властей. Логика следующая: последователи Штайнера отрицают «официальную медицину», следовательно отказываются от вакцинации от ковида и убеждают в своей позиции все окружение, в том числе школьников.
По словам Раппа, скептицизм к прививке вызван тем, что антропософия учит преодолевать болезни естественным путем, так как они являются неизбежным и необходимым этапом в жизни любого человека. Журналист рассказал, что однажды в школе ему сообщили о смерти одноклассника от тяжелого гриппа — его родители отказывались от какого‑либо медикаментозного лечения.
«Многие антропософы верят в правило кармы, которое заключается в том, что болезни могут помочь искупить проступки в предыдущих жизнях и привести к духовному развитию», — сказал специалист по политическим и религиозным наукам Майкл Блюм.
К точке зрения Тобиаса Раппа подключился Оливер Раутенберг, а затем и другие немецкие журналисты.
Что об этом говорят сами антропософы?
В вальдорфских детских садах и школах согласились с коронавирусными ограничениями, заявленными властями. Ношение масок для учеников и учителей вводилось и отменялось на общих основаниях с другими учебными заведениями.
«Месяц назад в моей школе было принято решение, что теперь необходимо носить маску, если ты не вакцинирован или не готов постоянно тестироваться. На практике в моем классе сейчас никто не носит маску — значит, все либо протестированы, либо вакцинированы», — рассказал «Медузе» учитель математики одной из швейцарских вальдорфских школ Илья.
По словам Ильи, на совещании по поводу очередной ограничительной меры только один учитель был недоволен нововведением. Однако большинству «скорее надоела эта тема», сказал он, отметив, что сам не придерживается антропософских убеждений.
Мама одного из учеников вальдорфской школы в Берлине по имени Анна подтвердила изданию, что в заведении соблюдались все правила. «В прошлом были попытки со стороны родителей обсудить определенные меры, но позиция нашей школы всегда была ясной и четкой», — сказала она, уточнив, что «слышала о другом» от друзей из вальдорфских школ в Тюрингии.
Врачи-антропософы опубликовали свое заявление о ситуации с коронавирусом в собственном медицинском журнале Аnthromedics. Они признают, что вакцинация необходима тем, «для кого COVID-19 представляет серьезную угрозу».
«Стоит признать чудом, что за столь короткое время удалось разработать впечатляющее количество эффективных вакцин», — отмечается в заявлении. Однако письмо медиков посвящено скорее защите права на «свободное решение» вопроса о личной вакцинации, чем быстрому изобретению препаратов от коронавируса.
Почему тогда антропософов обвиняют в низких темпах вакцинации?
В СМИ появилось много сообщений о том, что вальдорфских школьников отговаривают от прививки и учат создавать видимость соблюдения ограничений. Издание BR24 рассказало, что детям показывают определенные способы ношения маски на подбородке, чтобы быстро их поднять, если кто‑то подозрительный появится рядом.
Антропософская концепция подразумевает существование эфирного и астрального тел в человеке, а также ряда методов «гармонизации» этих тел. Вакцина — это прямое вмешательство во внутренние процессы организма, что не вписывается в «тонкие практики» антропософской медицины, основывающейся на гомеопатии.
Например, врач-антропософ Михаэла Глеклер советует работать над своей иммунной системой, чтобы не ставить прививки. Для этого, по ее мнению, необходимо вести активный образ жизни, сохранять позитивный настрой, здоровую самооценку и гармоничное мировоззрение.
*«Медуза» внесена Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента.
Антропософия что это такое
АНТРОПОСОФИЯ
Специфика антропософского познания означена стадиями выхождения за чувственную оболочку явлений (что, по Штайнеру, равно переживаемой мысли, которая и составляет объективное содержание духовного мира) и обратного вхождения в явления путем их одновременного переосмысления в свете приобретенного сверхчувственного опыта. В этом смысле антропософия конституирует не только понятие научности, но и собственно «вечные истины» эзотерической традиции, придавая новый смысл оккультным представлениям о карме, реинкарнации, жизни после смерти, семичленном составе человека и т.д. Переосмыслению подвергается прежде всего история человечества, центральным событием которой Штайнер считает событие Христа и мистерию Голгофы. Антропософская христология выходит за рамки всех конфессиональных представлений и есть результат самостоятельных духовных исследований Штайнера; нельзя назвать ее и мистикой, так как характер лежащих в ее основе переживаний определяется не экстатической раскачкой бессознательных душевных энергий, а расширением логического сознания до сознания Логоса, которое формирует высшие познавательные способности. Они включают: 1) имагинацию (стадия образного восприятия сверхчувственного, некое подобие сверхчувственного представления, которое в отличие от обычного опирается не на чувственное восприятие, а на некую точную фантазию в гетевском смысле слова); 2) инспирацию (стадия безобразного – адекватного – восприятия сверхчувственного, бессознательным эквивалентом которой можно считать «наитие»); 3) интуицию (стадия единения со сверхчувственным; если цель естественной науки в объяснении мирового свершения через знание, то цель духовной науки, или интуиции, есть само мировое свершение, сознающее себя в познающем и как познающего). Имманентное понимание антропософии не исчерпывается ее сугубо теоретическим изучением, а имеет предпосылкой самоотнесенность собственной «философской судьбы» с ее становлением в личности ее творца. Можно условно разделить это становление на три этапа: философский (1882–1900), теософский (1900–09) и собственно антропософский (после 1909), беря, разумеется, перечисленные этапы не просто в их последовательности, но и симультанно. Первое, философское, самооформление антропософии предстает как ее первофеномен, задающий тон всем последующим ее метаморфозам. На этой стадии становления антропософия выступает в форме «теории познания гетевского мировоззрения», стоящей к естествоиспытателю Гёте в таком же отношении, в каком теория познания Канта стоит к Ньютону. Аналогия отнюдь не случайная, особенно в свете последующих судеб науки: развитие естествознания во 2-й пол. 19 в. протекало под знаком антигетевского, английски ориентированного типа познания, что в немаловажной степени было определено отсутствием альтернативной кантианству теории познания. Очевидно, что эмпирическое естествознание, нуждающееся в некоем трансцендентальном оправдании, не могло равняться ни на духоведение немецкого идеализма, который скорее сговорился бы со Сведенборгом, чем с Ньютоном, ни на эмпирическую науку Гёте, которая, при всей ее продуктивности и экспериментальной неоспоримости, оценивалась всего лишь как гениальная довеска к его поэзии. Теория познания Гёте, единственно смогшая бы стать противовесом кантовского критицизма, осталась в Гёте нереализованной возможностью. Возможность реализована Штайнером в вводных статьях и обширных комментариях к пяти томам естественно-научных сочинений Гёте (1884–97) и в «Очерке теории познания гетевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993).
Философия антропософии, потенцирующая познавательный праксис Гёте до уровня некой универсальной теории познания, есть требование радикального эмпиризма на почве последовательно регулируемого в своих познавательных предпосылках естествознания (эту тему позднее, в гораздо более слабой и по существу тупиковой форме и при полном умолчании штайнеровских трудов, будет разрабатывать феноменологическая философия, которая перспективам гетевских начинаний предпочтет связанный традицией картезианский дискурс). В свете этой теории познания традиционный эмпиризм страдает тем же недостатком, что и традиционный рационализм, когда он принципиально отмежевывает восприятия от понятий и кладет во главу угла субъект/объектный дуализм. Радикальный эмпиризм Штайнера начинается с преднахождения в области фактического наряду с чувственными восприятиями и мышления как такового: «Если мы хотим иметь в мышлении средство глубже проникнуть в мир, тогда. мы должны найти мышление среди фактов опыта как один из таковых фактов» (Очерк теории познания гетевского мировоззрения. М., 1993, с. 23). Только философский догматизм способен постулировать гетерогенность природы и мышления о природе, чтобы биться потом над неразрешимым ребусом познаваемости природы в мышлении и пугать сознание призраком «вещи самой по себе». В теории познания гетевского мировоззрения мысль, мыслящая эволюцию, мыслит себя не вне эволюции, а в ней самой, притом на самой ее вершине, т.е. она сознает себя не просто единосущной любому объекту природы, но как «высшую природу внутри природы». «Мышление есть последнее звено в последовательном ряду образующих природу процессов», а человек «как дух достигает высшей формы бытия и создает в мышлении самый совершенный мировой процесс» (там же, с. 82, 90). Если дарвиновско-геккелевская теория развития останавливается на биологически понятом человеке, то здесь эволюция мыслится как продолжение природы в человеческой духовности, т.е. не звеном во внешней цепи дальнейших трансформаций физико-биологического вида, а как самопознание, представляющее собой самоодухотворение тварного фюзиса. «Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового процесса; и познание является самым совершенным членом в организме вселенной» (Штайнер Р. Истина и наука. М., 1992, с. 7).
На рубеже веков это философское мировоззрение выступило в теософском облачении, что выглядело необъяснимым парадоксом как для единомышленников Штайнера, никак не ожидавших от автора «Философии свободы» погружения в оккультизм, так и для теософов, равным образом не ожидавших от друга и почитателя Эрнста Геккеля «оккультного просветления». Метаморфоз антропософии из философии в теософию не был внутренней теоретической необходимостью, как, скажем, перерастание философии тождества в философию откровения у Шеллинга, но определялся обстоятельствами околоакадемического порядка, чтобы не сказать случаем и судьбой. Нежелание философского сообщества Германии считаться с философией Штайнера и интерес к нему со стороны немецких теософов (пробным камнем послужило при этом его толкование известной «Сказки» Гёте из «Разговоров немецких эмигрантов») привели к тому, что с 1900 начинается лекционная деятельность Штайнера в Теософском обществе, которая приобретает систематический характер и продолжается уже до последних месяцев жизни (опубликованные тексты лекций насчитывают свыше 350 т.). По словам самого Штайнера, теософия, как и философия, были лишь формой выражения некоего абсолютно гетеродоксного и самодостаточного опыта: «Мысли другого человека следует рассматривать не сами по себе, а должно видеть в них вестников его индивидуальности. Философия никогда не выражает общезначимых истин, она описывает внутренний опыт философа, посредством которого последний толкует явления» (Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von R.Steiner. Dornach, 1982, Bd. 5, S. 344); «Никто не пребывал в неясности относительно того, что в Теософском обществе я буду излагать лишь результаты моего собственного исследовательского созерцания» (Mein Lebensgang, S. 280). Речь скорее шла не об «обращении» в теософию, а о чисто педагогической задаче перевода личного духовного опыта с оставшегося невостребованным философского языка на язык, доступный заинтересованной в этом опыте теософской аудитории. (Ср. пояснение Штайнера в лекции от 9 февраля 1905: «Изложенное мною здесь Вы найдете там (в «Философии свободы». – К.С.) выраженным в терминах западной философии. Вы найдете там развитие от Камы до жизни в Манасе, Ахамкара обозначена там мною как Я, [М]анас как «более высокое мышление», чистое мышление, а Будхи как «моральная фантазия». Все это разные названия одного и того же» (Ursprung und Ziel des Menschen. Grundbegriffe der Geisteswissenschaft. Dornach, 1985, S. 214f).
Если философское оформление антропософии стоит под знаком потенцированного до своих теоретико-познавательных возможностей Гёте, то за теософским облачением скрывалось потенцирование гетевского типа познания до исконно оккультной топики как восточного, так и западного типа. Нужно представить себе Гёте-естествоиспытателя в тематическом круге Упанишад, Беме или Сен Мартена, т.е. исследующего проблемы, скажем, ангелологии или сотериологии с такой же трезвостью и посюсторонностью, с какой он прослеживал метаморфозу листа или наблюдал атмосферическое свечение, чтобы стало ясно, что теософия Гёте ни при каких обстоятельствах не могла ужиться с буддистски ориентированной теософией. Конфликт, зревший с самого начала, с 1909 перешел в стадию разрыва отношений – отделения от Теософского общества и основания в 1913 Антропософского общества. К этому времени центр движения перемещается из Германии в Дорнах (Швейцария), где по архитектурному проекту Штайнера воздвигается Иоанново здание, позже названное Гетеанум и сожженное (предположительно иезуитами) в новогоднюю ночь с 1922 на 1923. После смерти Штайнера (1925) отстроенный по новой модели Гетеанум стал центром Всемирного Антропософского общества с Высшей школой духовной науки. В различных странах действуют многочисленные антропософские организации: больницы, поликлиники, фармацевтические предприятия, школы, детские сады, эвритмеумы, крестьянские фермы и т.п.
Академическая философия предпочла предметному разговору враждебное молчание, что свидетельствует не только об академических нравах, но и косвенно сигнализирует беспрецедентность замалчиваемого. Ибо речь идет не о (пусть сколь угодно остроумной) философии, а о единственной в своем роде субстанции мышления, имманентно и эмпирически осмысливающей исконно запретные философские зоны. Последнее, до чего поднимается философия, – есть признание теоретической непротиворечивости названной субстанции (на манер кантовского intellectus archetypus). Это «последнее» философии есть «первое» антропософии, условие которой не теоретическая допустимость познания сверхчувственного, а его фактическая, т.е. личностная, данность: argumentum ad veritatem впервые во всем объеме приравнивается здесь к argumentum ad hominem, на что прямо указует основополагающая формула: «Весь мир, кроме человека, есть загадка, доподлинная мировая загадка, сам человек есть ее разрешение» (Steiner R. Mein Lebensgang, S. 225). В этой формуле, при условии, что она понимается не априорно, а эмпирически, лежит возможность и действительность антропософии. То, что после Гёте и Фихте западная философия находилась в повышенной зоне риска, с этим можно было еще кое-как справиться. Хотя познание и способно было (по-гетевски) осознать себя как «самый совершенный член в организме вселенной», хотя оно (по-фихтевски) и заставляло мир обращаться к себе на Я, эта опасная комбинация могла быть все же нейтрализована через идентификацию Я с «трансцендентальным Субъектом» (этим философским инкогнито Бога теизма). Следующая реплика Штайнера из одного программного сочинения 1899 (она настолько ужаснула даже антропософских издателей, что была опущена в издании 1939) дает понять, как переходятся философские Рубиконы: «После сказанного представляется почти излишним напомнить о том, что под Я может подразумеваться воплощенное, реальное Я единичного человека, а не какое-то общее и извлеченное из него Я» (Steiner R. Der Egoismus in der Philosophie. Gesamtausgabe, Bd. 30. Dormach, 1961, S. 151). Реплика эта проливает свет на вопрос, резонирующий во всем пространстве западной философии, от Парменида до Сартра, вопрос о совместимости эссенции и экзистенции. Выясняется, что этот вопрос оттого и застревал в апоретике, что ставился однобоко эссенциально: с учетом мыслей мыслителя и за вычетом его как человека. Наличие человека (не понятия «человек», а его физически-духовной единичной самоданности) никогда по существу не тревожило философов и сводилось в их мысленных конструкциях как бы к коэффициенту логического сопротивления. Когда к сер. 19 в. Макс Штирнер («самый свободный мыслитель, какого только породило современное человечество». – Steiner R. Friedrich Nietzsche. Ein Kämpfer gegen seine Zeit. Dornach, 1926, S. 122) предпринял скандальную попытку заставить весь языческо-христианский тезаурус кружиться вокруг не фихтевски-трансцендентального, а своего личного Я, он был аттестован как сумасшедший, а книга его так и осталась некой черной дырой в дискурсивно пересыщенной атмосфере философской истории Запада. Штайнер, по выходе в свет «Философии свободы» казус Штирнера оценивает иначе: «Первая часть моей книги образует философский фундамент для штирнеровского жизневоззрения» (Steiner R. Briefe, Bd. 2. Dornach, 1953, S. 143). Это значит: центральное философское произведение Штайнера не замыкается на теории познания Гёте, но ставит ее перед необходимостью выдержать экзамен по специальности «Штирнер» (особенно после недавно провалившегося на этом экзамене Ницше, а ранее, впрочем, и самого Штирнера). В этой черной дыре философии («ничто» Штирнера, «нигилизм» Ницше, «бессознательное» Э. фон Гартмана), а вовсе не в каком-то оккультном прошлом, сформировалась упомянутая выше мыслительная субстанция автора «Философии свободы», избравшего своей биографией последующих десятилетий ее практическую реализацию под названием «Антропософия».
1. Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;
2. Унгер Р. Что такое антропософия? М., 1991;
3. Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917;
4. Stein W.J. Die moderne naturwissenschaftliche Vorstellungsart und die Wellanschauung Goethes, wie sie Rudolf Steiner vertritt, Stuttg., 1921;
5. Unger С. Aus der Sprache der Bewußtseinsseele. Dornach, 1930;
6. Idem. Die Grundlehren der Anthroposophie. Stuttg., 1964;
7. Ballmer K. Briefwechsel über die motorischen Nerven. Besazio, 1953;
8. Idem. Deutschtum und Christentum in der Theosophie des Goetheanismus. Besazio, 1995.