Антропоцентризм простыми словами что такое
Что такое Антропоцентризм
Антропоцентризм — философская система, в которой человек считается центром Вселенной.
Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу.
Для антропоцентризма человеческая жизнь имеет существенную ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества.
Слово антропоцентризм происходит от греческих слов «anthropos» (ανθρωπος) — человек + «kentro» (κέντρο) — центр.
Антропоцентризм в философии
Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.
Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.
Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.
Философия эпохи возрождения
Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.
Пантеизм
Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.
Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.
Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.
В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.
Ренессансный антропоцентризм
Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).
Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.
Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.
Ренессансный гуманизм
Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».
Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.
Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.
Три периода философии эпохи Возрождения:
Три типа антропоцентризма
Антропоцентризм может быть поделён на три типа:
Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».
Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.
Созерцательный антропоцентризм
Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.
Описательный антропоцентризм
Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».
Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.
Описательный антропоцентризм также может делиться на пять подтипов:
Нормативный антропоцентризм
Может быть разделён на две разновидности:
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОЦЕНТРИЗМ» в других словарях:
антропоцентризм — антропоцентризм … Орфографический словарь-справочник
Антропоцентризм — (от греч. άνθροπος человек и лат. centrum центр) ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из… … Википедия
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка
Антропоцентризм — Антропоцентризм ♦ Anthropocentrisme Стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться… … Философский словарь Спонвиля
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — (от антропо. и центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания … Большой Энциклопедический словарь
антропоцентризм — сущ., кол во синонимов: 1 • мировоззрение (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — (от греч. апthropos человек и от лат. centrum середина круга) англ. anthropocen trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Антропоцентризм — (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в… … Энциклопедия культурологии
антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos человек, и лат. centrum центр) воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
антропоцентризм — а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС 2. Антропоцентрический ая, ое. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов, антропоцентрический унизм … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — что это. Определение и развитие
Антропоцентризм. Человек – существо разумное. Именно поэтому ему всегда нужно о чем-то размышлять, что-то анализировать. Как говорил когда-то Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечество всегда задавалось самыми разными вопросами, на которые искало ответы. И часто вопросы эти были не о том почему светит солнце или почему на небе радуга. Человек искал ответы и на другие, весьма сложные, вопросы психологического и философского характера.
Каждый из нас пытается определить свое место в жизни. Место индивида в мире также вызывает ряд вопросов у мыслителей и философов. Задаются им и психологи, так как черты характера человека зарождаются под влиянием общества. Ощущаемое место в этом обществе определяет набор черт и качеств человеческой личности.
В этой статье речь пойдет об антропоцентризме. Это учение, которое ставит человека во главу Вселенной. Эта философская идея является одной из самых популярных и обсуждаемых. Подробнее об этом учении вы узнаете ниже.
Что такое антропоцентризм?
Для начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.
Антропоцентризм – это идеалистическое учение, главная идея которого заключается в том, что именно человек выступает центром Вселенной. Иными словами, индивид является целью всех событий, которые происходят в мире.
Нетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.
Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма
Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:
Расшатывание позиций антропоцентризма
Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.
Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:
Политическое и социальное осознание антропоцентризма
Такое философское ненаучное учение как антропоцентризм смогло обрести себя в довольно серьезной сфере человеческой жизни. Эта мысль в какой-то мере реализуется в либерализме. Либерализм является идеей, которая провозглашает нравственность и личность главными акторами происходящих процессов. То есть, деятельность человека является определяющей, а социум складывается из множества личностей, имеющих равные права и существующих в постоянной конкуренции.
Индивид выступает частью общества. Его личность играет важную роль в существовании общества в целом. Этим суждением подчеркивается определяющая роль человека в происходящих в социуме процессов, что отчасти отражает главную идею антропоцентризма.
Что такое антропоцентризм? Определение, история, примеры
Родольфо Парулан младший / Getty Images
Антропоцентризм – это идея, что люди являются наиболее значительными или центральными сущностями на Земле. Слово происходит от двух древнегреческих слов: anthrōpos – «человек», и kéntron – «центр». С антропоцентрической точки зрения все существа и объекты имеют достоинства только постольку, поскольку они способствуют выживанию и удовольствию человека. (1)
Как и в случае маломасштабной и крупномасштабной человеческой жадности, слепой антропоцентризм подтолкнул к изменению климата, истощению озонового слоя, разрушению тропических лесов, отравлению воды и воздуха, высокому темпу вымирания видов, обилию лесных пожаров, сокращению биоразнообразия и создал многие другие экологические кризисы во всем мире.
Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что антропоцентризм – это не всегда плохо. В действительности, межпоколенческий подход может дать этически обоснованные коммуникационные стратегии, которые работают на благо окружающей среды. Меры, принятые сегодня для защиты интересов и качества жизни людей завтрашнего дня, могут принести пользу окружающей среде сейчас и в будущем.
Основы антропоцентризма
Антропоцентризм – это идея о том, что люди являются наиболее значительными существами на Земле и что все другие растения, животные и объекты важны только постольку, поскольку они поддерживают выживание человека или доставляют людям удовольствие.
Антропоцентризм вызвал ужасающее множество глобальных экологических проблем. Несмотря на это, когда он вдохновляет людей сохранять и обогащать окружающую среду на благо будущих поколений людей, он может быть силой добра.
Антропоморфизм (представление животных, растений и даже предметов как имеющих человеческие характеристики) является ответвлением антропоцентризма. Его умелое использование может помочь организациям и активистам наладить эффективную коммуникацию в защиту окружающей среды. Даже в этом случае его, вероятно, следует использовать с осторожностью.
Корни антропоцентризма
В своей знаменательной книге 1859 года «Происхождение видов» Чарльз Дарвин утверждал, что в своей борьбе за выживание каждое существо на Земле считает себя и свое потомство на вершине цепи того, что имеет непосредственное значение.
Люди являются животными, и с середины двадцатого века исследования альтруизма животных – личных жертвоприношений, приносимых одним животным ради блага других – предполагают, что многие животные наделяют особый статус не только себе и своим потомкам, но и представителям своего собственного вида, в основном.
«Сородичи» – это термин, который ученые используют для обозначения «представителей одного вида». Среди многих примеров альтруизма животных, не относящихся к человеку, мангусты приносят пищу и воду пожилым и больным сородичам. Шимпанзе делятся пищей с сородичами и людьми, их близкими генетическими родственниками. Летучие мыши-вампиры изрыгивают кровь, чтобы разделить трапезу с сородичами, которые не нашли еды в тот день. (2, 3, 4)
Виктор Ейсак / Getty Images
Многие менее умные животные также предпочитают сородичей. Во время голода некоторые амебы (микроскопические одноклеточные организмы) соединяются с аналогами в многоклеточное тело, более способное к размножению, чем если бы они были отдельны. (5)
По крайней мере одно растение способствует жизни с сородичами. Растения вида Агератина железистая (Eupatorium adenophora) – цветущий сорняк, произрастающий в Мексике и Центральной Америке – предпочитают расти рядом с сородичами. Все это предполагает закономерность: в то время как люди антропоцентричны, Eupatorium adenophora ориентированы на Eupatorium adenophora. Мангусты ориентированы на мангустов. Амебы могут быть ориентированы на амеб. И так далее. (6)
Каким бы фундаментальным ни было «заполнение пробелов центризма» во всей природе, рассказы о сотворении, включенные в тексты различных религий, могли усилить врожденную склонность человека к проблеме для планеты. (7)
В «Энциклопедии психологии и религии» антрополог из Университета Пердью Стейси Энслоу отметила, что «христианство, иудаизм и ислам – религии, которые, как считается, имеют сильную антропоцентрическую точку зрения».
С экологической точки зрения, это религиозное усиление антропоцентризма может быть хорошим и полезным – пока люди помнят, что «господство» подразумевает как право эксплуатировать, так и ответственность защищать и сохранять.
Антропоцентризм встречается с энвайронментализмом
Рэйчел Карсон смотрит в микроскоп.
Джордж Ринхарт / Corbis / Getty Images
В 1962 году книга Рэйчел Карсон «Тихая весна» показала, как неустанные усилия по подчинению природы для корпоративной и частной выгоды привели к исчезновению многих видов растений и животных. Книга настолько опозорила людей за то, что они «воюют с окружающей средой», что положила начало современному экологическому движению.
Выступая 4 июня 1963 года по приглашению подкомитета Сената, Карсон, которая входит в число самых известных экологов мира, ловко превратила вредный для окружающей среды антропоцентризм, который она задокументировала, в защиту окружающей среды. Она призвала подкомитет действовать не только из заботы о Земле, но и от имени людей, которые полагаются на щедрость Земли. (8)
«Загрязнение окружающей среды вредными веществами – одна из главных проблем современной жизни. Мир воздуха, воды и почвы поддерживает не только сотни тысяч видов животных и растений, он поддерживает самого человека. В прошлом мы часто игнорировали этот факт. Теперь мы получаем резкие напоминания о том, что наши неосторожные и разрушительные действия входят в обширные земные циклы и со временем возвращаются, чтобы нести опасность для нас самих».
С помощью таких фраз, как «навлечь на себя опасность», Карсон успешно превратила антропоцентризм в дубину, с помощью которой можно было бороться с созданными им проблемами.
«Зеленый маркетинг» через антропоморфизм
Согласно Merriam-Webster.com, антропоморфизм (от древнегреческого anthrōpos – «человек» и morphē – «форма») означает «интерпретацию того, что не является человеческим или личным, с точки зрения человеческих или личных характеристик».
В общем, антропоморфизм может работать рука об руку с антропоцентризмом, создавая «зеленый» маркетинг. Вспомните Медведя Смоки и его дружеские предупреждения о лесных пожарах. В 1944 году Совет по рекламе заключил пари, что антропоморфизм сделает послание Лесной службы США незабываемым. Семьдесят семь лет спустя эта ставка все еще окупается.
«Эффект Бэмби»
Ник Пиклз / Getty Images
Независимо от того, был ли Уолт Дисней защитником окружающей среды или нет, он был, пожалуй, самым успешным приверженцем антропоморфизма, что вызывало по крайней мере некоторые экологические настроения.
Оригинальная сказка «Бэмби» была написана австрийским писателем Феликсом Зальтеном (псевдоним венского литературного критика Зигмунда Зальцмана) и опубликована как роман в 1923 году. Сегодня «Бэмби» Зальтена широко цитируется как первый экологический роман. Но даже в этом случае не все животные леса Зальтена были милыми. В действительности, они преследовали и ели друг друга.
Почти 20 лет спустя адаптация Уолта Диснея «Бэмби» изображает молодого белохвостого оленя и всех его друзей-животных неизменно очаровательными. У некоторых были длинные, сверхъестественно человеческие ресницы. Все испытывали друг к другу непреходящую привязанность. Только невиданный персонаж «Человек» был бессердечен и способен на убийство. Там, где животные в фильме казались похожими на людей, Человек был почти нечеловеческим разрушителем невинности и веселья.
По-прежнему ходят необоснованные слухи о том, что изображение Диснеем человека было основано на его ненависти к охотникам и охоте. Даже если эти слухи когда-нибудь подтвердятся, вероятно, будет сложно назвать Диснея экологическим активистом любого рода. В самом деле, он мог зайти в антропоморфизме так далеко, что перебил намеченный вывод из романа Зальтена.
Защита окружающей среды требует понимания того, что большая часть животного мира состоит из едоков и съедаемых. Когда вокруг мало едоков, популяции любых «съедаемых» видов могут стать слишком многочисленными, чтобы их могла поддерживать среда обитания.
Современное антропоморфное мифотворчество
Между тем, антропоморфизм жив и процветает, и его используют маркетологи, работающие на организации, надеющиеся сохранить здоровье окружающей среды. Их подход хорошо подтверждается исследованиями.
Эффект человеческих глаз
В публикации в рецензируемом журнале Frontiers in Psychology китайские исследователи сообщили, что размещение изображений человеческих глаз на «зеленых» продуктах побуждает потенциальных потребителей предпочитать их. (9)
Мангровые заросли и сумка для покупок с человеческими качествами
Как описано в рецензируемом журнале DLSU Business & Economics Review, исследователи из Индонезийского католического университета Атма Джая провели два исследования влияния антропоморфизма на поведение потребителей. (10)
Первое исследование оценивало, может ли придание мангровым деревьям человеческих черт и атрибутов помогать движениям по спасению деревьев. Было создано четыре печатных объявления. В двух из этих объявлений текст пояснял, что 40% мангровых зарослей в Индонезии погибло в результате деятельности человека и что мангровые заросли защищают береговую линию от цунами.
В каждом из двух других объявлений персонаж по имени Дядя Мангров обращался с призывом. В одном Дядя Мангров был высоким, сильным, крепким и добросердечным деревом. В другом он плакал и умолял о помощи.
Участников исследования больше убедили две рекламы Дядя Мангров, чем две рекламы с очевидными фактами.
Во втором исследовании католического университета Атма Джая исследователи наделили анимированную сумку для покупок человеческими глазами, ртом, руками и ногами. Сумка с человеческими чертами – это больше, чем обычная сумка для покупок, она убедила участников, что они должны брать с собой сумку при совершении покупок, чтобы не полагаться на одноразовый пластик.
Вина ведет к действию
В рецензируемом журнале Sustainability ученые из Университета науки и технологий Гонконга сообщили о результатах трех основанных на опросах исследований, в которых изучалась связь между антропоморфизмом и позитивным воздействием на окружающую среду. (11)
Исследователи последовательно обнаружили, что участники исследования, которые «рассматривают природу с точки зрения антропоморфизма, с большей вероятностью будут чувствовать себя виноватыми за ухудшение состояния окружающей среды, и они предпримут больше шагов в направлении экологических действий».
Обратная сторона антропоморфизма в маркетинге
toos / Getty Images
Использование антропоморфизма для противодействия ужасным последствиям антропоцентризма может иметь недостатки. Как широко отмечается в научной литературе, наделение одного вида в регионе человеческими чертами может привести к его спасению за счет менее привлекательных, но, возможно, более экологически важных видов. Это может даже отвлечь ресурсы от всего взаимодействия уязвимых природных ресурсов региона.
Иногда результаты антропоморфизма просто катастрофичны. Например, в 1970-х годах из японского сериала мультфильмов, изображающего симпатичного, полностью антропоморфизированного енота по имени Плут, в Японию ввозилось около 1500 енотов в месяц для использования в качестве домашних питомцев.
Настоящие еноты не обязательно милые и приятные. Они могут быть злобными, а их зубы и когти внушают страх. Как описано в The Smithsonian, разочаровавшиеся семьи в Японии выпустили своих енотов в дикую природу, где они так успешно размножались, что правительству пришлось внедрить дорогостоящую общенациональную программу искоренения. Это не увенчалось успехом. В настоящее время еноты живут в Японии как инвазивный вид, разнося мусор и нанося ущерб посевам и храмам. (12)
Последний пример антропоморфизма
Конечным в антропоморфизме может быть идея о том, что системы Земли вместе составляют разумное существо, которое поддерживает благоприятные условия для жизни на Земле. Эта концепция была разработана в 1970-х эксцентричным британским химиком и ученым-климатологом Джеймсом Лавлоком, который усовершенствовал свои идеи в сотрудничестве с американским микробиологом Линн Маргулис. Они изобразили живое существо в виде матери и назвали ее «Гайей» в честь древнегреческого божества, которое было олицетворением Земли. (13)
На протяжении многих лет ученые во многих дисциплинах соглашались с Лавлоком и Маргулис в том, что системы Земли иногда очень хорошо поддерживают друг друга в здоровом равновесии. Но иногда регулирующая работа, которую они выполняют, совсем не хороша. Между тем, ни один ученый не представил убедительных доказательств существования интеллекта, подобного Гайе. По большому счету, гипотеза Гайи поддерживается не учеными.
Очевидная нормальность антропоцентризма и антропоморфизма предполагает, что громкие оплакивания склонности людей высоко ценить себя и видеть себя на протяжении всего творения не являются целесообразным способом спасти окружающую среду от ее нынешнего, вызванного человеком состояния опасности. С другой стороны, использование антропоморфизма как «зеленого» инструмента против слепого антропоцентризма могло бы помочь.
Научный журналист, освещающий широкий круг тем, касающихся окружающей среды, климатического кризиса, загрязнения и жизни людей. Внештатный автор сайта «Знание – свет».
Что такое «антропоцентризм»: понятие, основные идеи, принципы
В этой статье мы разберемся с тем, что такое антропоцентризм, в чем заключаются основные принципы данного направления. Узнаем историю становления и развития антропоцентризма. Поговорим об антропоцентризме в современном мире. Начнём.
Что такое антропоцентризм?
Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.
Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.
В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.
Основные принципы антропоцентризма
Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:
Становление и развитие антропоцентризма
Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.
Первым мыслителем, который озвучил идею о том, что человек – это центр мироздания, был Протагор. Согласно историческим источникам, он жил в V веке до нашей эры. В своих трудах он раскрыл сущность и содержание идеи антропоцентризма так: «Человек есть мера всей вещей». В дальнейшем антропоцентризм был взят как основа Сократом, расширившим его сущность и содержание.
В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.
В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям. Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн.
С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.
Попытки опровержения
После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.
Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:
Антропоцентризм в современном мире
На данный момент идея антропоцентризма является предметом изучения не только философов, но и представителей смежных областей науки. Важно отметить, что антропоцентризм вышел за пределы научного дискурса. В результате с одной стороны его начали использовать как термин, символизирующий актуальные для всей планеты проблемы: сюда можно отнести ухудшение экологии и вопрос выживания человека как вида. С другой стороны антропоцентризм выступает в качестве инструментария в гуманитарных и прикладных науках. Отдельного внимания заслуживает трактовка антропоцентризма лингвистами как «подход к исследованию языка, приспособленный к нуждам человека, его потребностям».
Российский защитник прав животных — Павлова Т.Н. в своих трудах неоднократно высказывалась о том, что антропоцентризм потерял свою актуальность как философское учение и как научный подход к определению положения человека в окружающей действительности. В наибольшей степени это относится к рассмотрению идеи антропоцентризма как инструмента, оправдывающего любые поступки человека по отношению к живым существам, потому что антропоцентризм фактически провоцирует человека на потребительское отношение к природе.
Советский и российский микробиолог и эколог Гусев М.В. считает, что антропоцентризм необходимо рассматривать в качестве крайней позиции расизма и национализма. Это обусловлено тем, что в соответствии с современным пониманием этой идеи, антропоцентризм определяет право человека на «удовлетворение своих нужд и потребностей за счет других биологических видов». Исходя из этого, даже с учетом драматичности ряда суждений, антропоцентризм в отечественной науке постепенно приобретает статус востребованного понятия, для которого, однако, свойственна сложность и неоднозначность.
Чем отличается антропоцентризм от гуманизма?
Такие понятия, как антропоцентризм и гуманизм, имеют довольно серьёзные различия. Давайте рассмотрим разницу между ними.
Таким образом, антропоцентризм отличается гуманизма тем, что согласно этой идее природа вторична по отношению к человеку, и выступает в качестве инструмента для удовлетворения его нужд и потребностей. Представитель этого учения позиционируется как потребитель, который готов уничтожать природу и живых существ, на основании того, что весь мир принадлежит ему. Представитель гуманизма в свою очередь выдвигает на первый план безопасность других существ, проявляет милосердие, стремится к гармонии между человеком и природой.
Антропоцентризм и натуроцентризм
Часто антропоцентризм противопоставляется натуроцентризму, при этом они имеют общую черту: природа – это что-то внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных формах взаимодействия: владения и существования.
Антропоцентризм определяет право человека на использование природы для достижения своих целей.
Натуроцентризм имеет много общего с буддизмом, его основоположником является Франциск Ассизский, который выдвинул идею о том, что вера в доброе смирение дает человеку возможность постичь гармонию по отношению к природе. Люди не могут вмешиваться в природные процессы, только оказывать поддержку и развивать.
Заключение
Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда.