Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Главная > Консультации > Омбудсмен > Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.
Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО
глухие
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
слабослышащие
2.1, 2.2, 2.3
слепые
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
слабовидящие
4.1, 4.2, 4.3
с тяжелыми нарушениями речи
5.1, 5.2
с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
с задержкой психического развития
7.1, 7.2
с расстройствами аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В отдельных статьях Закона говорится об организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся с ОВЗ может не иметь инвалидность.
Подробное описание вариантов АООП для различных категорий обучающихся с ОВЗ.
АООП НОО для глухих обучающихся
Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками.
Вариант 1.2. предназначен для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению в более сложную социальную среду, поэтапному расширение социальных контактов, в том числе со слышащими сверстниками и взрослыми.
В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3.
Вариант 1.3. предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также глухих детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.1. предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих.
Вариант 2.2. рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает от возрастной нормы (но не достигает степени умственной отсталости), а также в случаях, если они плохо понимают обращенную к ним речь, говорят малопонятно для окружающих, опыт общения со слышащими сверстниками отсутствует (достаточно одного из этих условий).
Вариант 2.3. предназначен слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП НОО для слепых обучающихся
Вариант 3.1. предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.
Вариант 3.2. предназначен для слепых, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты и легкой умственной отсталости, что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Вариант 4.1. предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности.
Вариант 4.2. предназначен для слабовидящих, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 4.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью), что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма. Дети не должны иметь очевидной задержки психического развития.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.
Вариант 6.2. рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.
Вариант 6.3. предназначен для образования детей, имеющих помимо двигательных нарушений легкую умственную отсталость.
Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), а также соматическими расстройствами.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Вариант 7.2. адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. В этом случае предполагается, что они получают образование, сопоставимое с таковым для детей, не имеющих ограничений здоровья, в специальном классе или соответствующей образовательной организации.
АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутентического спектра (РАС)
Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).
Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.
Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП.
Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться в соответствии с таковыми для обучающихся с РАС. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.
Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.
Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).
В соответствии с Законом реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), в том числе индивидуальный учебный план.
Технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС
19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. И с 1 сентября 2016 года он вступил в силу. С сентября 2015 года наша, школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС. (слайд 3)
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7»
(08.01.2017 г, для слушателей курсов ИРО)
учитель начальных классов,
Технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС
19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. И с 1 сентября 2016 года он вступил в силу. С сентября 2015 года наша, школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС. (слайд 3)
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает разработку АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ (вариант I) И АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УМЕРЕННОЙ, ГЛУБОКОЙ ИЛИ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ, С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (вариант II)
Требования к условиям реализации АООП: (слайд 4)
— представляют собой описание совокупности условий необходимых для реализации АООП;
— создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей;
— определяют содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивают решение поставленных задач;
Выполнение этих требований ФГОС к организации процесса обучения умственно отсталых детей разных категорий, нашли своѐ отражение всоблюдениивариативностиАООП в части создания специальных условий получения образования и его качественного обеспечения с учетом образовательных потребностей специфических для каждой из групп обучающихся.
Цель реализации программы(слайд 5)
Формирование профессиональных компетенций обучающихся в области организации обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа обеспечивает: (слайд 6)
— выявление и учет особых образовательных потребностей:
При составлении рабочей программы соблюдала основополагающие принципы специальной педагогики; обеспечивать преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса. Моделирование программного содержания проводила на основе современных технологий обучения, коррекции развития, и реабилитации обучающихся с ОВЗ, с учетом механизмов достижения планируемых результатов освоения АООП.
В процессе изучения всех учебных предметов обеспечивала условия для достижения планируемых результатов освоения ООП ООО школы всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами
Рабочие программы, по которым я работаю, составлены на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант) и «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»: 0-4 классы под редакцией кандидата психологических наук профессора И.М. Бгажноковой (слайд 7, 8, 9)
Базисный учебный план
Мир природы и человека
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Особенность программ, по которым я работаю — усиленная практическая направленность обучения, социальная адаптация обучающихся.
В программе по общеобразовательным предметам указываю разноуровневые требования к усвоению программного материала.
Учитываю специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Работу по АООП веду, с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальных возможностей
При написании АООП пользовалась технологией разработки адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы по предметам учебного плана, реализующего ФГОС обучающихся с умственной отсталостью по плану:
— содержание структурных компонентов программы;
Технология разработки адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы по предметам учебного плана, реализующего ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Содержание структурных компонентов программы
— название образовательного учреждения, в котором разработана программа
— дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
— ФИО – подпись директора школы, дата утверждения программы;
— Название программы с указанием учебного предмета (предметов) учебного плана, класса (года обучения); учебного года; (для индивидуальной программы – ФИО обучающегося);
— Составитель программы (ФИО, занимаемая должность, квалификационная категория).
1.Название программы должно соответствовать адаптированной основной общеобразовательной программе школы, отражающей содержание варианта программы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это адаптированная программа для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит из:
варианта 1 (для обучающихся с легкой степенью УО);
варианта 2 (для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости) или СИПР (специальная индивидуальная программа развития)
Аннотация – краткая характеристика рабочей программы с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Характеристика обучающихся по группам (для кого разработана данная программа)
обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью УО – 2 вариант
Цель первого этапа (1-4 кл) состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Цель образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющий достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Освоения обучающимися данной программы предполагает достижение ими двух результатов.
Включить все 13 критериев стр 25
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты могут быть:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей он может быть переведен на обучение по индивидуальному плану или на АОП (2 вариант)
В соответствии с требованиями ФГОС к АОП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Требования к результатам освоения программы представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Личностные результаты (оценка личностных достижений обучающегося) оцениваются по карте наблюдений «Система оценки личностных достижений обучающихся», которые заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса.
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы карта наблюдений (система оценки личностных достижений обучающихся)
ОО разрабатывает программу оценки личностных результатов. Программа оценки включает:
* Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной компетенции обучающихся.
* Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
* Систему бальной оценки результатов
* Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося и результаты всего класса.
*Материалы для проведения процедур оценки личностных результатов.
Стр 77-84 Примерной АООП
В учебно-тематическом плане:
раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы;
распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета;
распределяется время, отведенное на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов и т.д.;
Программа формирования базовых учебных действий
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся. Формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка в основных ее составляющих:
личностной (готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения, осознание себя как ученика);
коммуникативной (способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения);
регулятивной(обеспечение успешной работы на любом уроке и любом этапе обучения. Создание условий для формирования и реализации начальных логических операций);
познавательной (комплекс начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях. Основа для дальнейшего формирования логического мышления школьников)
Программа формирования БУД включает:
1.Подготовку ребенка к обучению в среде сверстников.
2. Формирование учебного поведения.
3.Формирование умения выполнять задание.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия к другому.
Стр 84-90 Примерной АООП
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.
Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов, с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Система специальных условий реализации программы
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций
Должно быть приведено три списка:
1). А. – основной учебник (допущенный или рекомендованный к использованию в учебном процессе согласно Федерального перечня учебников)
А.Литература для обучающихся:
____________________(автор учебника, наименование предмета, класс, издательство, год издания)
____________________(автор рабочей тетради, наименование предмета, класс, издательство, год издания)
2).Б –учебники которыми пользуется ученик в качестве дополнительной литературы. Если пользуетесь учебником, который не указан в Перечне разрешенных или допущенных, размещаете его в дополнительную литературу.
1.______________(автор, наименование, класс, издательство, год издания)
3). В.- вся методическая литература, которой пользуется учитель
В. Пособия для учителя:
______________(автор, наименование, класс, издательство, год издания)
II. Оборудование и приборы
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов
Программа коррекционной работы
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП НОО
Программа коррекционной работы содержит:(слайд 21)
Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, включающей выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Корректировку коррекционных мероприятий
Содержание программы коррекционной работы:(слайд 22)
Взаимодействие учителей и специалистов, медицинских работников образовательного учреждения в разработке и реализации коррекционных мероприятий. Которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
Ключевой позицией школы в рамках ФГОС является создание условий для качественного образования лиц с ОВЗ, при этом соблюдение иных нормативных требований может привести организатора образовательного процесса к сложному и часто нестандартному выбору, а педагога поставить в условия напряжѐнного и непродуктивного труда.
Чтобы лучше понять поле инновационной деятельности, нам необходимо проанализировать препятствия и риски организационно-методической работы.
1 Обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений для 1 варианта АООП составляет 70% и 30% и для 2 варианта АООП 60% и 40% соответственно.
2 Планируемые результаты освоения АООП 1 варианта представлены личностными и предметными результатами. АООП 1 варианта определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся. Вместе с тем, отсутствие достижений этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или по 2 варианту АООП.
Личностные и предметные результаты освоения 2 варианта АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
3 Каждый из учебных планов включает в себя две части (слайд 24)
— первая или обязательная часть 1 АООП состоит из шести образовательных областей, представленных девятью учебными предметами, 2 вариант – из восьми образовательных областей
— II – часть, формируемая участниками образовательного процесса для 1 варианта предлагает коррекционно-развивающую область (1 вар – 3 ч., 2 вар – 4 ч)
4. Планируемые результаты освоения АООП
1 варианта представлены личностными и предметными результатам
2 вариант АООП личностные и предметные результаты освоения рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, что они не совпадают в части названий учебных предметов, их содержания и целей, а самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отведѐнного для их освоения времени.
Такие вопросы остаются незамеченными, если класс имеет однородный психофизический состав обучающихся. Но передо мной, где в одном классе обучаются дети по двум вариантам АООП, встают разрешимые организационные задачи.
1 Разработать 2 учебных плана, которые удовлетворят требованиям ФГОС, а также особенностям и возможностям контингента именно этого детского коллектива;
2. Составить расписание, удовлетворяющее двум учебным планам с учетом индивидуальным особенностям детей с легкой, умеренной, тяжѐлой умственной отсталостью.
3. Спланировать, так чтобы обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Обеспечить рациональную организацию урока.
Выполнение поставленных задач осуществляется нами поэтапно, трансформируясь в определѐнную технологию организации образовательного процесса.
Таким образом, первым шагом при составлении расписания стало совмещение двух учебных планов, необходимое для количественного уравнивания учебных предметов, принадлежащих близко родственным образовательным областям (слайд 26, 27)
1Чтение 1 Речь и альтернативная коммуникация
2 Математика 2 Математические представления
3 Русский язык 3 Изобразительная деятельность
4 Музыка 4 Музыка и движение
5«Мир вокруг нас» к/з 5 «Мир вокруг нас» к/з
1 Чтение 1 Человек
2 Русский язык 2 Речь и альтернативная коммуникация
3 Мир природы и человека 3 Окружающий природный мир
4 Сказкотерапия к/з 4 Сказкотерапия к/з
5 Физкультура 5 Адаптивная физкультура
1Русский язык 1 Изобразительная деятельность
2 Чтение 2 Человек
3 Математика 3 Окружающий социальный мир
4 Ручной мир 4 Ручной труд к/з
5 Музыка 5 Музыка и движение
1Речевая практика 1 Окружающий природный мир
2 Мир природы и человека 2 Ручной труд к/з
3 Ручной труд 3 Речь и альтернативная коммуникация
4 Физкультура 4 Сенсорное развитие к/з
5 Мир искусства к/з 5 Мир искусства к/з
1Речевая практика 1 Человек
2 Математика 2 Математические представления
3Изобразительное искусство 3 Изобразительная деятельность
4 Физкультура 4 Адаптивная физкультура
Это связано с тем, что у детей первого класса наблюдаются тяжелые речевые нарушения, они с трудом вступают в контакт или вообще избегают его, таким образом, речевая несостоятельность препятствует освоению других предметов.
Нами были проработаны все разделы учебного плана, выполнено совмещение предметов близко родственных образовательных областей, определены предметы для подгрупповой работы по разным учебным планам, проведено перемещение некоторых коррекционных курсов за рамки расписания, т.е. использованы все резервные возможности двух УП для обеспечения эффективности организации образовательного процесса.
Важным решением было введение индивидуального плана посещения занятий обучающимся Ю.А. При составлении индивидуального плана учитывались несколько факторов: диагноз заболевания, быстрая утомляемость, недельная работоспособности (с которой он не справился), психотравмирующие внешние факторы.
Таким образом, созданная индивидуально-ориентированная структура управления образовательным процессом, решает задачи, поставленные перед нами новым законом об образовании и Стандартом: