Аоп и аооп в чем разница в школе

Место АОП И АООП в сфере общего образования

Обучение детей с ОВЗ по АОП и АООП

План лекции:

Место АОП И АООП в сфере общего образования

Право на образование лиц с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Повторное обследование в ПМПК

Форма обучения

Место АОП И АООП в сфере общего образования

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно-правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»? При поиске ответа на вопрос определили несколько различных позиций:

1) АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

2) АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных ступеней общего образования.

3) АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

4) АООП разрабатывается на каждого ребенка.

5) АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

6) АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

7) АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

8) АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

9) АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

10) АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

11) АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

Сначала нужно разобраться с терминологией. В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.

1. Образовательная программа– комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Адаптированная образовательная программа –образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.) и составляется в зависимости от категории детей ОВЗ обучающихся в образовательной организации.

2. Примерная основная образовательная программа– учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).

То есть по сути ОП и АОП, это одно и то же, также как ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.

— ОП составляется на всю школу, а АОП разрабатывается на основе ОП с учетом всех категорий детей с ОВЗ обучающихся в ОО.

— ООП составляются на ступени общего образования, а АООП на категорию детей и/или разрабатываются на основе ООП, с учетом специальных требований для обучения лиц с ОВЗ.

— До 01.09.2016 г. АОП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СООО; с 01.09.2016 г. АОП составляются с учетом содержания примерных АООП.

На основании выше изложенного мы попытались, определили место АОП и АООП в сфере общего образования (рис 1).

Аоп и аооп в чем разница в школе. image002. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-image002. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка image002

Рис 1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.

Источник

Как Вы считаете? Есть ли разница между АОП и АООП? Если да, то в чем она заключается?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Аоп и аооп в чем разница в школе. 124604 1615135010. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-124604 1615135010. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка 124604 1615135010

В Статье 2 (п.28) Закона «Об образовании в Российской Федерации» содержится определение понятия АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В Статье 79, которая определяет организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, указывается, что
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Эти понятия следует различать: понятие «Адаптированная основная общеобразовательная программа» относится к учреждению в целом, понятие «Адаптированная образовательная программа» относится к отдельному обучающемуся.

Источник

Место АОП и АООП в сфере общего образования

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Обучение детей с ОВЗ по АОП и АООП

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»? При поиске ответа на вопрос определили несколько различных позиций:

АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных ступеней общего образования.

АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

АООП разрабатывается на каждого ребенка.

АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

Сначала нужно разобраться с терминологией. В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.).

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится « адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).

То есть по сути ОП и АОП, это одно и то же, также как ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.

— ОП составляется на всю школу, а АОП разрабатывается на основе ОП с учетом всех категорий детей с ОВЗ обучающихся в ОО, с ориентировкой на содержание АООП.

— ООП составляются на ступени общего образования, а АООП на категорию детей и/или разрабатываются на основе ООП, с учетом специальных требований для обучения лиц с ОВЗ.

На основании выше изложенного мы попытались, определили место АОП и АООП в сфере общего образования (рис 1).

Рис 1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.

Теперь рассмотрим, как обеспечивается право на образование лиц с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В ФЗ №273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6).

Утверждение ФГОС для детей с ОВЗ

По ФГОС НОО ОВЗ выделены 4 варианта АООП предназначенных для следующих детей:

близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое образование и аттестат об окончании обучения;

которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование, но в более пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения;

с легкой умственной отсталостью, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении.

с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР).

По ФГОС О УО выделены 2 варианта АООП:

для детей с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений.

для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, обучаются по СИПР.

Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом 8,9 :

С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

С задержкой психического развития (ЗПР)

С расстройствами аутистического спектра (РАС)

С легкой умственной отсталостью

С умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР)

Заключение ПМПК, подготовленные для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в ОО заключение ПМПК и /или ИПРА, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка 9 (использование специальных образовательных программ и методов обучения; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора; проведение коррекционных занятий; обеспечение архитектурной доступности; и другие).

Включение в федеральные государственные образовательные стандарты специальных требований

Со дня вступления в силу изменений в выше названные стандарты, при подготовке обучающихся с ОВЗ применяются ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. Изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. В стандарты внесены изменения к требованиям результатов (личностных, предметных и метапредметных) АОП, к структуре ООП и рабочей программы по предмету (таблица №2 «Изменения в ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010 г.). Структура ООП НОО, ООП ООО и ОПП СОО для названной категории обучающихся должна содержать раздел «Программа коррекционной работы».

АООП разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей лиц с ОВЗ.

Таким образом, для обучения лиц с ОВЗ в ОО разрабатываются АООП в соответствии:

Образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ

ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

ФГОС НОО и/или ФГОС О УО

ФГОС ООО и/или, ФГОС О УО

приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС ООО.

приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС СОО

Выделим еще несколько важных аспектов касающихся разработки АООП и обучение лиц с ОВЗ:

— АОП (АООП) для обучающихся с ОВЗ имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС и ФКГОС.

— Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. В случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендованная иная форма обучения 9 (семейное образование). Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование. Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.

— Наименование отдельных классов, для детей с ОВЗ. При наименовании классов, ранее использовали два документа: письмо Минобрнауки РФ от 30.05.2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» и типовые положения, утвержденные Минобрнауки России от 19.03.2001 г. № 197 о данных классах, но в настоящее время они утратили силу. Однако до принятия новых приказов, мы пользуемся приказом Минобрнауки Забайкальского края от 29.12.2009 г. № 1968 «Об утверждении Положений, регламентирующих реализацию специальных (коррекционных) программ в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края», в соответствии с которым сохранили название отдельных классов для детей с ЗПР, как специально (коррекционные) классы, а для детей с ОВЗ находящихся на совместном обучении с другими обучающимися (нормы), как интегрированные классы.

Источник

Модуль 3. Конструирование адаптированной программы, адаптированной рабочей программы учебного предмета/курса

Аоп и аооп в чем разница в школе. 1508007155y8918. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-1508007155y8918. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка 1508007155y8918

Модуль 3. Конструирование адаптированной программы, адаптированной рабочей программы учебного предмета/курса

1. Уточнение понятий, используемых в лекции.

3. Сравнительная характеристика АООП и АОП.

4. Особенности разработки программ АООП и АОП.

5. Общая структура АООП и АОП

6. Рефлексия по материалам лекции.

1. Уточнение понятий, используемых в лекции.

Статус «Ребенок с ОВЗ» устанавливает ПМПК

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов (гл.1ст. 2 Федерального закон ).

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон ).

Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (гл.1ст. 2 Федерального закон ).

АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. (Федеральный закон от 01.01.2001 года «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2, 64, 66, статья 2 пункт 28, статья 79 п. 1).

Внимание! Следовательно, АОП пишется на ребенка и ежегодно.

Вариант адаптированной образовательной программы определяется в рекомендациях ПМПК. В дальнейшем изменить вариант адаптированной программы возможно, но осуществить изменение может только психолого-медико-педагогическая комиссия после обращения к ней родителей (законных представителей) обучающегося. Образовательная организация разрабатывает и реализует соответствующую рекомендованную адаптированную программу, но своим решением не может определить или изменить ее вариант. Адаптированная образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе специальных федеральных государственных образовательных стандартов. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП по результатам заключения ПМПК.

НАПРИМЕР: Коллегиальное заключение

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и индивидуальных возможностей ребёнка в условиях инклюзивного обучения .

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребёнка.

2. Адаптированная основная образовательная программа.

Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается на базе основной образовательной программы, с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Внимание! Следовательно, АООП пишется на класс, группу детей и на уровень образования.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. (ФЗ, ГЛ. 1, ст.2, п. п. 28).

НАПРИМЕР: Коллегиальное заключение

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития.

Вопрос обучения на дому решить через ВКК.

3. Сравнительная характеристика АООП и АОП.

Адаптированию и модификации подлежат: программы; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и мн. др.).

Разрабатывается на группу детей

определенной категории ОВЗ

Разрабатывается на конкретного

Ограничены возможности учета

обучения, определенные ИПР

Разрабатывается на уровень образования АООП НОО, АООП ООО, АООП СОО

Разрабатывается на учебный год

Внимание! Следовательно, АООП – это программа, разрабатываемая на уровень образования (начальное, основное, среднее), т. е. на несколько лет. АОП – это программа для одного ребенка с ОВЗ, находящегося в группе с нормально развивающимися сверстниками, или чем-то отличающегося от остальных детей в группе. Например: для глухого умственно-отсталого ребенка, в группе детей с нарушениями слуха. АОП разрабатывается на 1 год, с возможностью изменения в течение учебного года.

Количество адаптированных программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией, определяется:

· во-первых, исходя из наличия обучающихся, отнесенных к различным категориям учащихся с ограниченными возможностями здоровья (т. е. на каждую категорию обучающихся с ОВЗ необходимо разработать отдельную адаптированную программу);

· во-вторых, уровнем общего образования, которое осваивают обучающиеся с ОВЗ (отдельные адаптированные программы начального общего, адаптированные программы основного общего, адаптированные программы среднего общего образования); при этом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно разрабатывать одну АОП на весь период обучения.

4.Особенности разработки программ АООП и АОП

Аоп и аооп в чем разница в школе. image001 178. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-image001 178. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка image001 178

Из схемы становится понятным наполнение основной образовательной программы школы. В зависимости от категории и количества детей с ОВЗ ООП школы может:

1. в случае отсутствия детей с ОВЗ на всех уровнях образования иметь только ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, разработанные в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;

2. в случае наличия группы детей с ОВЗ одной категории на каком–либо уровне образования, дополнительно к основной образовательной программе этого уровня будет разрабатываться и адаптированная основная образовательная программа для данной категории детей данного уровня образования. Если это уровень начального общего образования, тогда АООП будет разработана с учетом примерной АООП, рекомендованной ПМПК в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ данной категории. Если эта группа детей обучается в основной школе (5-9 классы), то для них будет разрабатываться АООП на основе ФГОС учетом рекомендаций ПМПК;

3. в случае наличия нескольких групп детей с ОВЗ на разных (или одном) уровнях образования, дополнительно к ООП данного уровня будут разрабатываться АООП каждой категории детей с ОВЗ на каждом уровне на основе соответствующего образовательного стандарта и рекомендаций ПМПК. Например, в обычной школе вместе с обычными детьми обучаются: в начальной школе – 3 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в среднем звене – 4 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в основной школе – 2 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории). Таким образом, в данной школе основная образовательная программа будет иметь 1 ООП НОО, 3 АООП НОО, 1 ООП ООО, 4 АООП ООО, 1 ООП СОО, 2 АООП СОО.

Аоп и аооп в чем разница в школе. image002 115. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-image002 115. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка image002 115Аоп и аооп в чем разница в школе. image003 77. Аоп и аооп в чем разница в школе фото. Аоп и аооп в чем разница в школе-image003 77. картинка Аоп и аооп в чем разница в школе. картинка image003 77

На сегодняшний день не существует ФГОС обучающихся с ОВЗ. Поэтому разработчикам адаптированной основной образовательной программы необходимо опираться на ФГОС ООО (соблюсти требования к структуре, условиям и результатам освоения программы), примерную основную образовательную программу (размещена на электронном ресурсе: http://fgosreestr. ru), рекомендации ПМПК и локальный акт своей образовательной организации.

С учетом рекомендаций ПМПК и локального акта школы структура, условия и результаты освоения АООП могут быть дополнены. Так, например, ФГОС увеличить срок освоения программы детьми с ОВЗ на 1 год. Таким образом, АООП может быть освоена не за 5, а за 6 лет учебы ребенка в школе.

5. Общая структура АООП и АОП

АООП /АОП для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной ООП утверждается образовательной организацией. Структура адаптированных программ, реализуемых в школе, требования к оформлению определяются самой общеобразовательной организацией и закрепляются соответствующим локальным актом.

Локальный акт («Положение об адаптированной программе» или «Порядок разработки и реализации адаптированной программы») закрепляет статус данной программы в образовательном процессе; уточняет разницу между АООП и АОП, нормативно-правовую базу ее разработки; порядок и периодичность разработки, утверждения, корректировки (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения) и реализации; состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; структуру; требования к оформлению; порядок хранения и утилизации.

При разработке АООП/АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В программе конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В школе может быть несколько АООП/АОП.

Структура адаптированной образовательной/адаптированной основной образовательной программы имеет следующие разделы и компоненты.

· Пояснительная записка, в которой раскрываются:

— цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП;

— принципы и подходы к формированию АООП;

— общая характеристика АООП;

— психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

— описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Описываются 3 группы результатов: личностные; метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные или БУД – но они есть не во всех вариантах), предметные (дифференцированные для каждого варианта). Планируемые результаты должны передать специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, соответствовать возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

· Система оценки достижения планируемых результатов. (Достижение предметных и метапредметных результатов (или только предметных результатов – для некоторых вариантов); достижение результатов освоения программы коррекционной работы). Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

2. Содержательный раздел

· Программа формирования УУД (БУД) дает описание УУД (БУД), ценностных ориентиров содержания образования. В этом блоке разработчики представляют связь УУД (БУД) с содержанием учебных предметов; типовые задачи формирования УУД (БУД), уделяют внимание процессу преемственности при переходе от дошкольного к начальному образованию.

— пояснительная записка (цели: коррекция нарушений развития, освоение ОП.);

— общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса;

— описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

— описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

— личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного предмета (или только личностные и предметные результаты);

— содержание учебного предмета, коррекционного курса,

— тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

— описание МТО образовательного процесса.

· Программа духовно-нравственного развития, воспитания (нравственного развития, воспитания) реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других социальных институтов. Структура данной программы включает:

— основные направления работы;

— перечень планируемых результатов воспитания (т. н. социальных компетенций, моделей поведения детей с ОВЗ);

— формы организации работы.

· Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает.

— основные направления работы;

— перечень планируемых результатов;

— формы организации работы.

· Программа коррекционной работы. Данная программа должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи. Должна содержать: перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; систему комплексного ПМП – сопровождения (обследование, мониторинг динамики развития); корректировку коррекционных мероприятий; преодоление трудностей в освоении ими АООП, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

В программе образовательная организация должна отразить следующие аспекты деятельности:

— как выявляются и удовлетворяются особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ при освоении ими АООП;

— каким образом реализуется комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— как специальные условия реализации АОП обеспечивают для обучающихся с ОВЗ: безбарьерную среду учебной деятельности, использование специальных образовательных программ, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

· Программа внеурочной деятельности разрабатывается по 4 направлениям: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное; общекультурное.

3. Организационный раздел

· Учебный план каждого уровня образования определяет общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей области – по классам (годам) обучения, направления внеурочной деятельности). Программа может включать как один так и несколько учебных планов. Формы организации, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет школа.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может включать учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в т. ч. этнокультурные; дополнительные часы на изучение некоторых учебных предметов обязательной части, учебные курсы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии, часы факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений включает 10 часов, отводимых на внеурочную деятельность, половина (5 час.) которых отводится собственно на внеурочную деятельность, а вторая половина (5 час.)- на коррекционно-развивающую область.

· План внеурочной деятельности с указанием форм работы.

· Система условий реализации АООП/АОП представлена через описание имеющихся условий (кадровых, финансовых, МТО, включая учебно-методическое и информационное), а также контроль за состоянием системы условий. Учебно-методическое обеспечение можно по каждому учебному предмету, курсу указать примерную программу, учебник (учебное пособие), дополнительную литературу для учителя, дополнительную литературу для обучающегося). По кадровому обеспечению представить информацию: ф. и.о. учителя, уровень образования, наличие дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности (курсы повышения квалификации, обучение по программам профессиональной переподготовки и др.), наличие квалификационной категории). Материально-техническое обеспечение: краткая характеристика материально-технической базы, обеспечивающей полное выполнение образовательной программы, в том числе и практической части;

· Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным неделям учебного года. Данный компонент может содержать следующие позиции:

— даты начала и окончания учебного года;

— продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

— сроки и продолжительность каникул;

Календарный учебный график общеобразовательной организации разрабатывается на нормативный период освоения АООП. Кроме того, дополнительно общеобразовательная организация может указать:

— режим работы образовательной организации;

— продолжительность учебной недели, учебного года;

— дополнительные условия организации образовательного процесса (при наличии);

— расписания уроков и внеурочных занятий, в совокупности отражающие особенности чередования урочной и внеурочной деятельности;

— сроки проведения государственной (итоговой) аттестации.

Приложения к АООП/АОП

· Оценочные и методические материалы.

· Иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

В период каникул используются возможности иных организаций отдыха и оздоровления детей, тематические лагерные смены, летние школы и др.

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой формы. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% : 20%, 70%:30%, 60%:40%.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу. Внеурочная деятельность не вляется дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

В части 1 ст. 92 ФЗ № 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован.

Создайте, используя ключевые термины, опорный конспект (структурно-логическую схему) лекции.

Раскройте смысл понятий «модификация», «адаптация», «индивидуальный учебный план», «Индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка» в соответствии с рекомендациями ПМПК применительно к инклюзивному образованию. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска (например, http://dubki. ucoz. ru/dejatelnost_pedagoga. pdf).

Оцените свои новообразования: В чем для меня выражается полученный результат?

Выполненную работу направьте на e-mail:miro. *****@***com

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *