Апана вайю что это
Прана и апана
До сих пор мы не делали различий между Праной как единой космической энергией, принимающей различные формы, и Праной как той конкретной формой этой энергии, которая проникает в вас и из вас выходит. Она образует наше праническое, энергетическое тело, оживляющее плотную, грубую материю, из которой образовано наше видимое и осязаемое физическое тело.
В противоположность физическому телу, состоящему из различных анатомических органов и систем, праническое тело представляет собой нерасчленённое единство: в нём различаются лишь различные типы жизненной активности, различные жизненные функции, называемые Вайю или «Ветрами жизни». Всего их пять. Считается, что Вайю создают соответствующие структуры физического тела и оживляют их.
Подобно тому как физическое тело питается пищей, получаемой из окружающего мира, праническое тело также получает Прану из внешней среды.
Затем поглощённая энергия усваивается. Всеми функциями усвоения в физическом теле заведует Самана-Вайю, который локализуется преимущественно в области между диафрагмой и пупком.
Далее энергия должна быть распределена и пущена в ход там, где в этом возникает необходимость. Эта функция называется называется Вьяна-Вайю. Он распределён по всему телу и обеспечивает как циркуляцию крови и лимфы, так и прохождение нервных импульсов по нервным волокнам.
Организм должен не только усваивать вещество и энергию, но и выводить их. Этим занимается Апана-Вайю. Он заведует работой почек, фильтрует мочу, расслабляет сфинктеры и опорожняет мочевой пузырь. Он заведует менструацией и семяизвержением, а также помогает женщине родить ребёнка. Апана-Вайю локализуется преимущественно в нижней части живота (подпупочная область) и связан с органами тазовой области, в частности, с половыми органами. Потоотделение и выведение газов также входит в функцию Апана-Вайю.
Таким образом, лёгкие выполняют двойную праническую функцию; поскольку участвуют не только в поглощении атмосферного воздуха, но и в выведении отработанных газов из организма.
Последним из основных Вайю является Удана-Вайю, локализованный в области горла и осуществляющий функцию выражения. Он регулирует поток воздуха и напряжение голосовых связок.
Йгины полагают, что здоровье человека зависит прежде всего от равновесия функций Прана и Апана-Вайю, и уделяют поэтому особое внимание выравниванию продолжительности вдоха и выдоха во время выполнения Асан. Между полюсами поглощение-выделение (Праной и Апаной) существуют промежуточные функции (усвоение-распределение-выражение), значимость которых не вызывает сомнений, но контроль над которыми представляет собой гораздо более сложную задачу, нежели контроль над «вдохом» (Прана) и «выдохом» (Апана) организма. Приведение к равновесию указанных двух функций едва ли не автоматически влечёт за собой нормализацию функции усвоения и циркуляции энергии.
Очень важно нормализовать функцию Апана-Вайю, локализованного, как уже говорилось, преимущественно в подпупочной области. Ашвини Мудра и Мула Бандха позволяют обрести над ним сознательный контроль. Однако йогины стремятся не только уравновесить два полюса; они стремятся обратить движение потока Апана-Вайю вверх, навстречу потоку Прана Вайю. Объединение Прана-Вайю и Апана-Вайю чрезвычайно важно для высших целей Йоги.
Пять витальных сил: апана, самана, прана, удана, вьяна
ПЯТЬ ВИТАЛЬНЫХ СИЛ: АПАНА, САМАНА, ПРАНА, УДАНА, ВЬЯНА.
Автор — Сати Мата Джи
Энергия в нашем теле движется и течет не зависимо от того, понимаем мы это или нет.
Но в теле каждого из нас существует пять витальных сил, или пять основных энергий (ветров): апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю. Каждая из этих сил имеет большое влияние на весь наш организм в целом и особенно на его тонкие структуры. Давайте попробуем вкратце разобраться в них, помня о том, что главные знания приходят лишь во время собственного опыта!
Самана-вайю
Самана – энергия огня. Эта прана активизируется в области пупка и манипура чакры и стимулирует в первую очередь огонь трансформации и пищеварения. Она разжигает тепло физического тела, получая необходимую энергию для организма из пищи, уравновешивая при этом прану и апану.
Активизация самана-вайю происходит между вдохом и выдохом и переживается как вибрация внутри нашего тела.
Область действия самана-вайю: сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю.
Если этой энергии в теле достаточно, человек испытывает внутреннее тепло, радость, блаженство в теле, уничтожая или «пережигая» нечистоту в каналах, способствует достижению ясности ума и жизненной активности. Если энергия несбалансированна, человек становится вспыльчив и агрессивен, жаден и скуп, ленив и инертен.
Управлять саманой можно с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).
Прана-вайю
Местонахождение этой вайю – грудная клетка и анахата-чакра. Прана-вайю отвечает за усвоение праны в организме при дыхании и за жизненную энергию. Прана активна в течение всего дня и постоянно двигается вверх. Практикующему очень важно заставить двигаться прану вниз и соединить ее с апаной в области пупка.
Основные функции праны – поглощение энергии через дыхание. Переживается прана во сне со сновидениями (свапна).
Управлять праной можно с помощью горлового замка (джаландхара бандхи).
Удана-вайю
Именно удана-вайю влияет на наш духовный опыт. С помощью этой праны активизируются органы чувств. Научившись управлять уданой, вы сможете управлять и своими чувствами, а значит, и усвоить пратьяхару.
С помощью удана-вайю мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем. Удана-вайю питает ум и стимулирует нашу память.
Местонахождение уданы — в области горла и головы. При хорошо функционирующей удане активизируются вишудха и сахасрара чакры. Таким образом, становятся здоровыми органы, напрямую связанные с этими центрами (гипофиз, щитовидная железа, уши, горло, нос и т.д.).
Удана выполняет функции засыпания и отделяет астральное тело от физического во время смерти (или самадхи).
Благодаря удане открывается центральный канал – сушумна, что позволяет нам переживать самые яркие наши духовные опыты и даже левитацию.
Удана-вайю переживается во сне без сновидений (турья).
Когда удана начинает работать, ее течение чувствуется по всему позвоночнику как блаженное тепло, сияние или внутренний жар. Мысли исчезают. Появляется Божественная пустота, чистое сознание и понимание единства.
Каждый практикующий должен достичь состояния, когда прана и апана сливаются, тогда удана входит в сахасрару через центральный канал и выводит человека за пределы физического мира.
Именно удана доносит прану от самана до вьяны, которая распространяет ее по всему телу.
Вьяна-вайю
Энергия, пронизывающая все тело.
Она как бы является защитной оболочкой всего нашего физического тела. Не имея конкретной локализации, вьяна образует нашу ауру. Именно благодаря этой энергии происходит грамоничное функционирование наших органов и частей тела.
Вьяна «отвечает» за движение энергии по поверхностным каналам всего тела, в которых хранятся питательные вещества для всего организма. С помощью вайю мы дышим через поры, плоть и кости, держим тело прямо и управляем своими движениями. Творческие таланты приходят к людям через вьяна-вайю.
Управляя вьяной, мы можем воздействовать на энергии других людей, как бы «покрывая» их своей аурой.
Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.
Сияние вайю представляет собой чистое слияние «Я» с Божественной Сущностью во время самадхи.
Благодаря тонкой духовной энергии и свечению (ауре) вьяны, внутренняя энергия человека проявляется на внешнем уровне, т.е. в физическом мире. От того, насколько плотная вьяна-вайю, зависит вторжение на нашу территорию негативных факторов из тонкого мира (сущностей, духов и пр.). То, насколько вьяну-вайю чиста, зависит состояние основных пран и ума. Благодаря вьяну-вайе видящие могут сказать, какой элемент доминирует в том или ином человеке.
Управлять вьяной можно с помощью силы воли и так называемого «кожного дыхания», т.е. с помощью дыхания через кожу и кости.
Итак, мы ознакомились с пятью витальными силами, благодаря которым мы живем и учимся.
Осталось познать их действие на практике, и тогда у каждого из нас появится шанс познать бесконечность и заслужить просветление уже в этой жизни!
Апана-вайю
Энергия пронизывает всё наше тело, она влияет на наше физическое, эмоциональное и умственное состояние. В практике йоге важно понимать эти процессы и уметь управлять ими. В нашей статье мы поговорим об одной из самых важных энергий, апана-вайю, — о том, что это за сила, как проявляется, можно ли её гармонизировать.
Для начала выясним, что такое вайю и прана. Под вайю подразумевается не столько воздух сам по себе как один из элементов природы, сколько пранический воздух — жизненная сила, энергия, которая движется по энергетическим каналам нашего тонкого тела, в котором происходит постоянное движение праны.
Движение праны — это проявление в действии Пуруши.
Прана — всенаполняющая сила, которая поддерживает в нас жизнь. Она наполняет собой всё и находится как вовне тела, так и внутри.
Основные виды вайю
Апана является одним из пяти основных вайю (ветров). Рассмотрим, какие вайю существуют в нашем теле и как их движение связано с протеканием определённых физиологических процессов в организме.
Все вайю в теле взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, поэтому они должны находиться в равновесии. Апана и прана-вайю считаются самыми важными из пяти основных вайю. Они функционируют вместе, двигаясь в противоположных направлениях, и взаимодействуют с Агни (внутренним огнём жизни): на вдохе пламя Агни раздувает прана-вайю, а на выдохе он посредством апана-вайю «выдувает» сгоревшие отходы. Четвёртая ступень йоги, согласно «Йога-сутрам» Патанджали, — Пранаяма. С её помощью происходит контроль энергетических потоков в нашем теле. Считается, что, поскольку мы получаем прану посредством вдыхания воздуха, то Пранаяма связана с процессом дыхания. Как утверждал Т.К.В. Дешикачар в своей книге «Сердце йоги»: «Пранаяма — это движение праны навстречу апане (на вдохе) и движение апаны навстречу пране (на выдохе)».
Апана-вайю: как действует
Апана-вайю (санскр. अपान apāna — ‘направленный вовне’, वायु vāyu — ‘ветер’) — это нисходящая энергия в нашем праническом теле, которая находится ниже пупка, в области таза и ног. Апана-вайю тянет энергию вниз. Тем не менее, цель, которую выполняет апана-вайю в организме, очень важна для функционирования выделительной и репродуктивной систем. Эта энергия отвечает за выведение из организма отходов, зачатие, роды. Она управляет почками, мочевым пузырём, толстой и прямой кишкой, половыми органами. Если мы поддерживаем эту энергию в равновесии, то органы, кости, мышцы остаются в хорошем состоянии и энергия в нашем теле может течь свободно.
Апана участвует в движении Кундалини и духовных переживаниях, поэтому имеет более важное значение, чем удана и вьяна.
Нарушения функционирования апана-вайю
Если какая-либо энергия доминирует, значит, нарушено равновесие в праническом теле. Поэтому, когда апана-вайю преобладает, то уровень остальных вайю снижается — ощущается нехватка жизненных сил, возникает медлительность, лень, нерешительность, растерянность, беЗпокойство, несдержанность, неуверенность в себе, депрессия, уныние, упадок сил, проявляются негативные эмоции, гневливость, страхи, «зацикленность» на проблеме, невозможность отпустить прошлое, неспособность «достучаться» до других, не хватает энергии и гибкости. Если у человека одышка, он не в состоянии задерживать дыхание или делать продолжительный выдох, есть сильные закрепощения в ногах и в области таза, то у него, скорее всего, преобладает апана-вайю. При этом важно помнить, что любая негативная эмоция влияет на увеличение апана-вайю.
Нарушения или дисбаланс энергии апана-вайю может происходить либо при её накоплении, либо ограничении её функционирования. Это может проявиться следующими проблемами со здоровьем: нарушения в работе органов выделительной системы (мочевой пузырь, почки и кишечник) — геморрой, запор, диарея, метеоризмы, недержание; нарушения в работе органов репродуктивной системы: болезненные, недостаточные или чрезмерные менструации у женщин, заболевания предстательной железы у мужчин и т. д.
Если в результате нарушения функционирования апана-вайю накапливаются загрязнения, токсины, то это мешает свободному движению праны в теле, и она в основном находится вовне. То же самое происходит, когда мы болеем, поскольку болезнь — это и есть процесс очищения организма, когда активно включается апана-вайю.
Когда апана-вайю находится в балансе со всеми энергиями нашего пранического тела, тогда у нас не возникают негативные тенденции, выделительная система работает гармонично, нас не мучают боли в ногах, мы в целом позитивно смотрим на жизнь и не стремимся всё контролировать. Благодаря гармонично действующей апана-вайю мы можем почувствовать стабильность и уравновешенность.
Как гармонизировать энергии апана-вайю
Нам важно сбалансировать потоки вайю, чтобы они были приведены в равновесие. Все энергии важны, и не стоит вешать ярлыки, что это плохая энергия и с ней надо бороться. Наша задача не перекрывать её, а сделать так, чтобы она не преобладала над другими, вызывая дисбаланс в праническом теле. Иначе это может привести к нарушениям, связанным с теми системами организма, которыми она управляет. Поэтому давайте подходить к практикам с апана-вайю разумно.
Существуют различные техники, чтобы гармонизировать апана-вайю. Практики йоги направлены на уменьшение количества апана-вайю, в случае её преобладания, до необходимого уровня, чтобы вся праническая система гармонично функционировала. Для этого в йоге обычно применяются различные методики и практики, такие как: пранаямы, шаткармы, крийи, бандхи, асаны. Также важно обратить внимание на необходимость изменения питания (в данном случае переход на растительный тип питания как нельзя лучше подойдёт для трансформации энергии на нижних центрах, где работает апана-вайю) и повышения вибраций энергий, влияющих на наше сознание.
Воздействие на апана-вайю с помощью практики асан и бандх
Бандхи помогают запустить очистительные процессы в организме и усилить действие Агни, когда он направляется непосредственно к очагу загрязнений, дабы были сожжены все нечистоты, мешающие свободному течению энергии. Чтобы эффективно воздействовать на энергию апана-вайю, можно применять в своих практиках Мула-бандху и Уддияна-бандху. Бандхи можно выполнять во время практики йоги. Лучшими асанами для этого считаются перевёрнутые и асаны, выполняемые из положения сидя с прямой спиной. Уддияна-бандха выполняется втягиванием живота назад к позвоночнику и вверх. Мула-бандха может выполняться при переходе из Уддияна-бандхи при расслаблении верхней части живота и диафрагмы, оставляя низ живота втянутым, либо посредством сокращения мышц промежности, таким образом подтягивая апана-вайю вверх, усиливая Агни области живота и сливаясь с прана-вайю.
Посредством практики асан возможно направить пламя Агни к апана-вайю. Это позволяют сделать перевёрнутые асаны (например: Випарита Карани и Саламба Сарвангасана), перенаправляющие естественный ток энергии. В перевёрнутых асанах Уддияна-бандха поднимает загрязнения к Агни, а удерживает их там Мула-бандха, поэтому все шлаки сгорают в пламени Агни.
В основании позвоночника скапливается значительное напряжение, вызванное вытесненными эмоциональными реакциями, ввиду возникновения защитного рефлекса на стрессовые ситуации, приводящие к сжатию в области таза и ног. Поэтому в работе с апана-вайю помогут все асаны, направленные на проработку нижней части спины, области таза и бёдер, мышц живота и тазового дна. Постепенно ликвидируют застои в области ног и таза асаны на раскрытие внутренней стороны бедра, что ведёт улучшению циркуляции крови и нервных импульсов в этой области и способствует размягчению зажимов (Баддхаконасана, Поза ступы). Тонизируют органы брюшной полости: Шалабхасана, приводящая к увеличению внутрибрюшного давления и осуществляющая массаж внутренних органов в этой области, также Пашчимоттанасана и Джану Ширшасана, которые при этом воздействуют также через вытяжение задней поверхности ног. Убирает блоки Маричасана I, раскрепощая тазобедренные суставы и улучшая кровообращение в области таза и ног. Уравновешивают энергии в праническом теле Ардха Падмасана и Агни Стамбхасана.
Благотворно влияют на гармонизацию апана-вайю балансовые асаны — «генераторы внутренней энергии», оказывая балансирующее и уравновешивающее воздействие, трансформирующее энергии низших центров, развивая силу воли и избавляя от внутренних блоков (например: Врикшасана, Бакасана).
Все предложенные здесь асаны регулируют течение энергии апана-вайю. При этом важно помнить, что одной проработки энергий на уровне тела недостаточно. Необходимо очищать ум, ведь, как известно, где наши мысли — там наша энергия. Поскольку изначальной причиной любых загрязнений в сознании является авидья (невежество), то очень важно также поддерживать в чистоте свои мысли, чувства и речь.
Что такое Прана? Несколько важных моментов
К аждая человеческая цивилизация на каком-то этапе своего развития понимала, что материальный мир это не единственная и возможно не самая важная часть бытия. Возможно, существует более тонкий план мироздания, который является первичным и определяющим. И поскольку это не искусственный принцип, а универсальный закон, он нашёл отражение во всех культурах, но каждый народ описал его по-своему.
В древнем тексте, который называется Сатапатха Брахмана, написано: «Прана есть тело Я (высшего сознания)». Другими словами, сознание не может существовать без энергии, и прана это его проводник и посредник. Из современной науки нам известно, что материя, в действительности, представляет собой лишь форму выражения энергии (см. фильм Путешествие в наномир, 1994). Поэтому мы можем говорить, что прана означает энергию. Без праны сознание бы было полностью неспособно выражать себя в материальном мире, а прана без сознания была бы неуправляема. В этом их единство, и чтобы существовала жизнь, должны присутствовать оба начала.
В тантрических текстах энергию символизирует могущественная богиня-мать Шакти. Она представляет собой женский аспект бытия, плодородную почву материального. Бог Шива отражает мужской аспект, сознание. Когда росток сознания прорастает на плодородной почве материального мира.
В христианской культуре этот дуализм оформлен в виде символов святого причастия: хлеба и вина. Здесь хлеб это хлеб насущный, хлеб жизни, то что дает нам силы, энергию, то есть прана. А вино символизирует духовное просветление, пьянящее блаженство познающего сознания. Вот почему эти две составляющих вкушают во время обряда: их сочетание олицетворяет единство двух аспектов бытия, а именно, единство сознания и энергии.
В древнем Китае тоже существовали представление о пране. Там жизненная энергия именовалась ци. У нее есть 2 полюса: инь и ян. Инь – женская часть, медленная, плавная, холодная. Ян – мужская, быстрая, порывистая и горячая. Эти начала изображаются в виде двух взаимозависимых и взаимно переплетённых частей целого, каждая из которых содержит в себе зародыш или потенциал другой. Эти начала объединяет или удерживает вместе Дао — Сознание.
Не стоит считать это всего лишь теорией. Именно эта концепция используется в системе акупунктуры, которая применялась в Китае на протяжении тысячелетий и продолжает применяться в современном Китае. Успехи этой системы в лечении заболеваний основаны на концепции инь и ян. Если бы начала инь и ян не представляли, пусть приближённо, действительную ситуацию с энергией во вселенной и в человеческом теле, то акупунктура была бы неспособна достигать тех прекрасных результатов, которые она дает. Даже в современном материалистическом Китае врачи вынуждены признавать древнюю теорию, чтобы объяснять практические результаты, которые они получают у миллионов пациентов с самыми разнообразными заболеваниями.
Современная наука осведомлена о пране. Сведения о ней фиксировались и записывались разными учеными и исследователями, однако к несчастью, их открытия, как правило, не признавали и высмеивали, их идеи не принимали всерьез. Рейхенбах, выдающийся промышленник и изобретатель креозота, проводил множество исследований по этому вопросу и называл энергию одической силой в честь скандинавского бога Одина. Парацельс, Имен, ван Гельмонт – все эти люди, совершенно далекие от мистицизма, говорили о существовании праны. Однако их никто не слушал.
Знаменитый профессор нейроанатомии Йельского университета доктор Гарольд Барр в 1935 году заявил о существовании энергетической оболочки. Он открыл, что вся органическая материя, всё живое – окружено энергетическим или праническим телом. Он доподлинно установил, что это праническое тело, которое он назвал электродинамическим полем, регулирует функции физического тела, управляет ростом, формой и разрушением клеток, структур и органов. Дальнейшие исследования в том же университете показали, что существует непосредственная связь между разумом и электродинамическим полем. Любые нарушения ментального равновесия сказывались и на поле.
Но самое удивительное и плодотворное исследование феномена энергетического тела проводили не университеты и ученые, а одарённый техник из Краснодара по фамилии Кирлиан у себя дома вместе с женой. В своем исследовании Кирлиан привёл убедительные доказательства существования энергетического тела. Многие люди не склонны верить ни во что, если только не могут увидеть это. Именно такую возможность дали им супруги Кирлиан: они сфотографировали энергетическое тело.
В экспериментах использовалось оборудование, в котором органические объекты помещались в высокочастотное электрическое поле. По этой причине метод получил название «высокочастотное фотографирование по методу Кирлиан». Эта система использовала генератор, который вырабатывал до 200 000 электрических импульсов в секунду. Этот генератор был связан с комплексом аппаратуры, включавшим в себя фотографическое и оптическое оборудование. Что же происходит, когда живой объект фотографируется этим комплексом? Видно, что объект пронизывают и окружают странные сложные световые узоры. Объект сияет жизнью – видны волны, вспышки и переливы. Так был открыт феномен, получивший название биолюминесценции.
Эксперименты показали, что биолюминесценция имеет биологическую природу и, среди прочего, является довольно точным показателем здоровья объекта, например поврежденный или инфицированный живой объект теряет свечение еще до того, как последствия травмы или заражения проявляют явные симптомы. Энергетическое тело как бы предопределяет то, что происходит в физическом. И хотя этот факт противоречит современной физиологии и медицине, он открывает широкие возможности для прогнозирования болезней с тем, чтобы можно было предпринять профилактические меры.
Согласно древней индийской мысли, прана представляет собой сложный аспект человеческой жизни. Достичь точного понимания праны очень трудно, так как это не кислород, равно как и не воздух, которым мы дышим. Мы можем на какое-то время переставать дышать и продолжать жить. Если мы развиваем эту способность с помощью техник йоги, то можем продлять такое прекращение дыхания до нескольких часов, поскольку прана внутренне присуща нам, и будет поддерживать нашу жизнь. Однако без праны мы не можем прожить даже секунды.
В Упанишадах говорится: «Человек может иметь глаза, уши, все способности и части тела, но если у него нет махапраны, то не может быть сознания». Прана имеет как макрокосмическую, так и микрокосмическую природу, и является основой всякой жизни. Махапрана (великая прана)— это космическая, универсальная, всеохватывающая энергия, из которой мы извлекаем вещество посредством процесса дыхания. Различные праны в теле— прана вайю, апана вайю, самана вайю, удана вайю и вьяна вайю — одновременно составляют часть этой махапраны, и отдельны от нее.
Происхождение праны противоречиво, потому что ни горы, ни океаны, ни живые существа, в частности люди, прану не создают. Живые существа её только потребляют, поэтому многие считают эту энергию частью божественного замысла и верят в то, что прана была создана одновременно с этим миром. Есть и другая точка зрения: возможно прана была привнесена в этот мир святыми и мудрецами, достигшими состояния единства – самадхи. Якобы после его достижения, у них сохранялся энергетический канал, по которому в этот мир втекала часть энергии высших более тонких божественных миров, которая облагораживала этот мир и сохранилась в виде праны.
Мудрецы прошлого говорили, что праны не принадлежат физическому телу, они находятся в тонком теле человека, именуемом пранамайя коша или пранической оболочкой. Они описывали это тело как нечто, похожее на облако, постоянно бурлящее внутри. В зависимости от того, что человек ест, что думает, от состояния его сознания во время медитации и от внешней среды облако имеет разную окраску. Согласно йоге, пранамайя коша образует тонкую сеть, по которой течет прана. Эта сеть соткана из тончайших энергетических каналов – нади. В тексте Шива Самхита говорится, что всего в теле имеется 350000 нади; согласно тексту Прапанчасара Тантра, их насчитывается 300000, а в тексте Горакша Сартака упоминаются 72000 нади.
В местах пересечения большого количества нади находятся энергетические центры, они расположены вдоль позвоночника и называются чакрами. Эти центры находятся в тонком теле, но в действительности соответствуют нервным сплетениям в грубом теле. Прана собирается в чакрах и образует вращающиеся массы энергии. Каждая чакра вибрирует с собственной скоростью и частотой. Чакры, находящиеся в самых нижних точках энергетического контура, работают на более низкой частоте, и считаются более грубыми и создающими более грубые состояния осознания. Чакры, находящиеся на вершине контура работают на более высокой частоте, и ответственны за тонкие состояния осознания и более высокий разум.
Согласно тексту Сватмарамы «Хатха Йога Прадипика»: «Йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений» (шл. 5, Гл. 2).
Когда праническое тело человека загрязнено, передвижение и накопление энергии затруднено. Человек начинает слабеть, чувствовать постоянную усталость и рассеянность, много спит, может начать много есть, чтобы компенсировать недостаток праны, подвержен унынию и болезням. Для того чтобы прана начала правильно циркулировать, необходимо очистить нади с помощью асан хатха-йоги. Только когда прана двигается свободно, возможно её накопление. Прана накапливается с помощью комплекса специальных дыхательных упражнений – пранаямы. Накопление праны, особенно в верхних центрах очень сильно влияет на весь образ жизни человека. Человек приобретает отменное здоровье, бодр, спокоен, сконцентрирован и целеустремлён. Именно поэтому йога это не просто гимнастика, а целостная система техник, позволяющая максимально эффективно прожить свою жизнь. Занимайтесь йогой, друзья.