Апарт отель в чем подвох
Что такое апарт-отели и почему они могут стать выгодной инвестицией
Доходность по ним редко достигает 6%, а чаще держится на уровне 3%. Это не покрывает даже инфляции, которая по оценкам Росстата достигла 4,9% в 2020 году.
Надёжнее вкладываться во что-то осязаемое. И в России выбор инвесторов часто падает на недвижимость. Во-первых, она не теряет ликвидность с годами. Во-вторых, её можно сдавать или продать в случае необходимости. Наконец, это хорошее наследство для потомков.
Вместе с нашим партнёром, комплексом апарт-отелей VALO, разбираемся, как получить максимальную пассивную прибыль, вкладываясь в недвижимость.
Почему бы просто не купить квартиру
Недвижимость не дешевеет, и не планирует, а в случае форс-мажора в квартире можно жить. Кроме того, рынок обычной недвижимости сейчас однозначно более разнообразен и лучше регулируется государством. Но «не дешевеет» не значит «приносит доход»!
По подсчетам экспертов, перепродажа квартиры в новостройке, приобретённой на этапе котлована, уже не даст 30% прибыли, как это было раньше. Этому способствует и высокий уровень цен на такие квартиры, и большое количество нереализованных квартир в портфелях застройщиков, и переход на проектное финансирование объектов недвижимости.
Покупка жилья для сдачи в аренду — нестабильный бизнес, и 2020 год показал это максимально наглядно. В Санкт-Петербурге за первые полгода пандемии аренда жилья подешевела в среднем на 12–15%, а по некоторым объектам — на 30%. Значительная часть долгосрочных арендаторов в пик самоизоляции вообще не имели возможности оплачивать жильё. И даже если представить, что прошлый год был исключительным и больше такого не повторится, то самостоятельное обустройство, обслуживание квартиры и поиск жильцов отнимают много времени и сил.
Другой вариант, набирающий популярность в России, — покупка апартаментов в апарт-отелях.
Как это работает
Вы покупаете номер в апарт-отеле на этапе строительства. Как и в случае с обычной недвижимостью, покупатель не обязательно должен внести всю сумму сразу. Помимо индивидуальных программ рассрочки и trade-in, на рынке можно найти субсидированную ипотеку на покупку таких апартаментов по ставке около 4%.
При заключении договора управляющая компания, а в будущем — партнёр покупателя по эксплуатации и управлению апартаментами, предлагает выбрать инвестиционную программу. Владельцу не нужно будет заниматься ни поиском жильцов, ни уборкой, ни подбором полотенец в цвет плитки в ванной. По сути, покупатель становится хозяином номера в большой гостинице, в интересах которой привлечь как можно больше гостей и обеспечить им комфорт.
При этом доход покупателя зависит не только от аренды его апартаментов, но и от количества жильцов в отеле в целом — часть доходов от аренды поступает в общий фонд и позволяет компенсировать владельцам временное отсутствие арендаторов.
Продать такие апартаменты можно так же, как любую другую недвижимость: покупатель является их полноправным собственником, а весь дополнительный сервис — это его отношения с управляющей компанией.
Какими бывают инвестиционные программы
Инвестиционные программы, которые предлагает компания-отельер, зависят от способа расчёта прибыли, который выбирается сразу на 5 лет. Их доходность как правило не ограничена, а в некоторых случаях есть возможность и дополнительно перестраховаться, выбрав план инвестиций с гарантированным минимальным доходом.
С гарантированной программой владелец апартаментов защищён от межсезонных “провалов” и стабильно получает определённый минимум: например, 7,5–8% годовых от вложенной суммы. Максимальный доход при этом не ограничен.
Комплекс апарт-отелей VALO обеспечивал своим инвесторам стабильную прибыль в 6-8% даже в период пандемии, а заполняемость номеров не опускалась ниже 50%.
А если опять случится локдаун?
Действительно, ещё пару лет назад мысль о том, что туристический поток может в один день взять и закончиться, казалась пессимистичной антиутопией. Но 2020 год показал, что нет ничего невозможного! Однако эксперты отмечают, что апарт-отели сумели «переобуться в прыжке» — оперативно переориентировались с краткосрочной аренды на долгосрочную. С учётом оснащения номеров и наличия полноценной кухни это было несложно, и при этом оказалось очень востребовано рынком.
В комплексе апарт-отелей VALO уже к июню 2020-го заполняемость выросла до 50%, а к середине лета вернулась к плановым показателям 80–90%. Обычные отели в этот период были загружены всего на 5–10%.
Как выбрать город для покупки апартаментов в отеле
Прямо сейчас в России всего три крупных города, в которых развит рынок апарт-отелей. Это обе столицы, Москва и Санкт-Петербург, а с недавних пор — ещё и Сочи, «дальняя дача» москвичей и петербуржцев.
Москва — пионер апарт-движения. Апартаменты в столице строятся давно и в большом количестве. Только за прошлый год их количество на рынке выросло до 3,6 тыс., что на 49% больше, чем в 2019 году. Но риски тоже есть. Как правило, они связаны с псевдожильём — попыткой застройщика продать коммерческую недвижимость как жилую. Чревато это не только тем, что жильцы не смогут оформить регистрацию. Как правило, девелоперы не стремятся сделать из такой недвижимости выгодные инвестиционные инструменты, потому что у них есть другие варианты заработать. А при средней стоимости апартаментов в 241 тыс. рублей за квадратный метр отсутствие инвестиционных программ и грамотной управляющей компании сводит практически на нет возможности инвестора получать стабильный пассивный доход.
В Сочи — вообще всё ещё «тёмные ночи». Город стал очень популярным после Олимпиады, а цены на недвижимость скакнули вверх десятикратно, в том же маленьком горном посёлке Красная Поляна например. На побережье не прекращается строительство элитной и не очень недвижимости, предназначенной для инвестиций. Цены уже обгоняют московские, но риски остаются сочинскими. И речь не о том, что элитный комплекс в итоге оказывается в лучшем случае бизнес-классом. Всё серьёзнее: даже самый внушительный комплекс могут однажды взять и снести, потому что он построен незаконно, а земля оккупирована застройщиком. Только в 2020 году в Сочи было выявлено 250 самозахватов.
С точки зрения инвестирования, наиболее стабильным и прибыльным вариантом считается Санкт-Петербург. Даже несмотря на то, что первые апартаменты тут появились только в 2013 году, дефицит номерного фонда сохраняется до сих пор. Как правило, апарт-комплексы в северной столице России представляют собой полноценные отели с ресепшеном, уютным лобби, SPA и гостевым сервисом. И спрос на такое размещение высокий — с учётом турпотока, который в Питере не ослабевает круглый год.
Один из примеров самодостаточных апартаментов в Санкт-Петербурге — комплекс апарт-отелей VALO. Помимо полноценного гостиничного сервиса (уборка, стирка, ресторан), в нём есть коворкинг, фитнес-клуб и бассейн.
На что нужно обращать внимание при выборе апартаментов под инвестиции
Как и с любой недвижимостью, есть явные и скрытые принципы выбора объекта. Явные — это те, что кажутся очевидными, но о которых всё равно периодически забывают: инфраструктура, транспортная доступность и общий комфорт комплекса. Все эти пункты следует рассматривать с оглядкой на то, что апартаменты будут сдаваться, в том числе туристам и гостям города.Поэтому на первый план выходят близость к центру города и центрам притяжения туристов, наличие кафе и ресторанов поблизости и качество гостевого сервиса. Если у комплекса уже есть действующие апартаменты, то можно остановиться в них самому, на 1–2 дня, — чтобы испытать лично всё, что обещает управляющая компания.
Комплекс апарт-отелей VALO находится напротив станции метро «Бухарестская» в Санкт-Петербурге – это Фрунзенский район Санкт-Петербурга и его географический центр, который сейчас активно развивается, наращивая инвестиционный потенциал.
Скрытые критерии свойственны только доходным апартаментам, и догадаться о них самостоятельно не так просто. У управляющей компании стоит заранее запросить предварительный расчёт доходности и план действий для её достижения. Это поможет оценить, насколько реалистичны планы УК и обещанная доходность. Также важно изучить опыт управляющей компании и репутацию объектов, которые уже работают с ней.
Другой неочевидный критерий — это концепция апарт-отеля. При выборе объекта для инвестиций (как и места для проживания) на первый план сейчас выходят три «э»: эмоции, эстетика и экология бренда. Продуманная концепция здесь будет решающим фактором притока клиентов.
В комплексе VALO все заботы об апартаментах берёт на себя управляющая компания VALO Service,также в проекте участвует международный отельный оператор Accor Hotels, владеющий отелями самого высокого класса. Концепция VALO основана на европейском подходе создания комфортных условий проживания, что включает в себя и организацию процесса стройки, и высокие стандарты эксплуатации объекта, и качество услуг. Соблюдение гостиничных стандартов обслуживания на уровне «три звезды +» гарантировано. Порог входа для инвесторов составляет 1,5 млн рублей. А за счёт дохода от инвестиций можно не только покрывать ипотеку, но и сразу начать зарабатывать.
Инвестиции в апарт-отель: доходность и подводные камни
В последние годы в Москве и Санкт-Петербурге активно развивается строительство апартаментов. Апартаменты юридически — это нежилые помещения, но фактически в них можно жить или сдавать их в аренду. В апартаментах нельзя постоянно зарегистрироваться, не предусмотрены места в детском саде, школе и поликлинике. Но в отличие от квартир апартаменты стоят дешевле, и, поскольку нет социальных обязательств, располагаются в более удобных местах близко к центру. У Кремля жилой дом не построишь, а вот апартаменты — вполне.
Апартаменты бывают двух типов, но я бы сказал, что даже трёх:
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
Я пробегусь по первым двум и подробно остановлюсь на третьем.
1. Жить самому
Если вам не нужен детский сад, школа, районная поликлиника, но вы хотите жить в центре или купить «жильё» дешевле — это ваш формат.
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
Апартаменты — это самый удобный вариант для сдачи в аренду: стоят дешевле квартиры, часто продаются с отделкой, не нужно «прописывать» арендаторов, совсем нет или гораздо меньше проблем с соседями при сдаче посуточно.
Можно сдавать в аренду самому. Это достаточно легко делать помесячно, но становится очень хлопотно посуточно: кто-то должен заселять гостей, убираться в номерах, стирать белье, ремонтировать сантехнику, принимать оплату и т.д. Самостоятельная посуточная сдача в аренду — это вторая работа или бизнес, но никак не инвестиция.
Для того, чтобы освободить собственников от забот, существует управляющая компания (управляющий, консьерж-сервис). Зачастую эти функции выполняет аффилированная компания застройщика, который построил апартаменты. Но если застройщик таких услуг не предоставляет, найти честного управляющего проблематично.
Обычно за свои услуги управляющий берет 20-30% выручки от аренды номера. Дополнительно собственник оплачивает расходы на обслуживание апартаментов: бронирование, уборку и т.п., а также коммунальные услуги по счетчикам.
Помесячная сдача в аренду апартаментов менее выгодна, чем посуточная: месячная цена примерно равна аренде квартиры, а посуточная в 2-3 раза выше. При посуточной сдаче критически важна честность управляющего: чтобы он не сдавал апартаменты в аренду в тайне от собственника.
Помимо работы за проценты, некоторые управляющие предлагают доходные программы. Управляющий берет в аренду апартаменты и сам сдает их сколько хочет, а собственнику платит установленный % от стоимости апартаментов или фиксированную сумму в месяц. В очень редких случаях управляющий даже обязуется выкупить апартаменты через 5 лет.
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
В таком формате апартаменты (т.е. номера) сдаются управляющей компанией только посуточно под брендом гостиницы (отеля). Собственник лишен возможности сдавать их самостоятельно. Управляющая компания предлагает собственнику работать за % от выручки (25-30%) или по доходной программе.
Выручка
Выручка зависит от локации апарт-отеля. Предпочтительно, чтобы он располагался в 5-10 минутах ходьбы от центра или от метро (не очень далеких от центра станций).
На выручку влияет сезонность. Например, в Санкт-Петербурге самые большие цены и заполняемость номеров с мая по июль.
Но далеко не все 365 дней в номере будут гости. В сезон заполняемость больше (например, 90%), а несезон меньше (например, 30-60%). В среднем по году от 60% до 80% в зависимости от отеля и стараний управляющего.
На выручку влияет площадь и категории номеров. 14-16 кв.м. — это совсем маленький номер эконом-категории, от 20 кв.м. уже идет комфорт. Категория предполагает соответствующий ремонт и оснащение номера.
Например, среднемесячная выручка (не прибыль!) от аренды номера до 20 кв.м. в СПБ может составлять 40-55 тыс. руб. Здесь и далее берем для расчетов номер до 20 кв.м.
Расходы
Из выручки нужно вычесть расходы. Они включают в себя эксплуатацию номера (например, 200 руб./кв.м.), коммунальные услуги по счетчикам. Можно рассчитывать на 40-50 тыс. руб. в год.
Учтите, что номер при посуточной сдаче подвергается ускоренной амортизации: стареет и разрушается. Его нужно раз в 5-7 лет ремонтировать. На ремонт может потребоваться 300-600 тыс. руб. и более. Эти суммы нужно распределить по годам при подсчете доходности инвестиций в номер.
Не нужно забывать, что сдача в аренду нежилых помещений — это уж точно предпринимательская деятельность. Налоговая о вас непременно узнает из данных Росреестра. Поэтому нужно регистрировать ИП или ООО.
Если выручка небольшая (меньше 700-900 тыс. руб.), то лучше платить 6% с дохода. Если больше, в т.ч. когда сдаете несколько номеров, то лучше взять патент на аренду (ок. 50 000 руб. в год).
Помимо налога 6%, нужно заплатить страховые взносы 28 000 руб. + 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.
А… самое главное: 25% от выручки управляющему. Но он себя не обидит: первым возьмет свое вознаграждение, затем оплату эксплуатационных расходов, а уж потом выплатит вам.
Доходность
После уплаты всех расходов доходность от аренды номера может составлять от 8% до 15% в месяц. Это гораздо больше, чем при сдаче квартиры (3-4%).
Но не нужно забывать про рост стоимости номера. От котлована до сдачи в эксплуатацию она вырастает на 20-30%. А затем растет по рынку. Я бы закладывал рост на уровне инфляции, т.е. 3% сейчас.
С учетом более низкого роста стоимости номера, общая доходность инвестиций в номер апарт-отеля может составлять до 12% в год. Это гораздо лучше вклада и сравнимо с некоторыми акциями на бирже. С выходом на рынок апартаментов инвестиции в квартиры становятся менее интересными: кто захочет получать 3-4% в год по квартире, если есть доходность по апартаментам в разы выше и без хлопот.
Многие граждане путают инвестиции в квартиру и психологическое успокоение. Если вы покупаете квартиру, чтобы была (зато надежно, стабильно и в кризис не пропадет), а доходность/возврат инвестиций не считаете, то это уже не инвестиция. Это удовлетворение психологического желания владеть вещами.
Но оставим психологию для психологов. Наша цель получить бОльшую доходность с меньшим или тем же риском, разбогатеть по-простому. Для этого больше подходят апартаменты.
Цены
Рассказывать публично, где и у кого купить апартаменты я не буду, так как агентом не являюсь и за рекламу мне не платили. Моим клиентам я предоставил подробные расчеты по одному объекту для ознакомления.
На стадии строителства маленькие студии (14-16 кв.м.) можно купить за 2,5 млн. руб., 20-22 кв.м — 3-3,5 млн. руб. Где то может быть дороже, но диапазон понятен.
Подводные камни
1. Апартаменты могут быть не построены
Это главный риск. Вспомним обманутых дольщиков.
2. Неудачное расположение апартаментного комплекса
Гостей и выручки будет мало.
3. Нечестная управляющая компания
Нечестность может выражаться в том, что свои апартаменты управляющая компания будет сдавать, а ваши будут простаивать. Для защиты от этих ситуаций есть компьютерные программы, которые бронируют номера «равномерно». Но давно уже доказано, что человеческий фактор побеждает любой компьютер.
Про тайную сдачу в аренду апартаментов я уже писал.
4. Халатный прием гостей: плохая уборка, невежливость и т.п.
5. Завышенные тарифы на эксплуатацию номера
Как бы без дохода не остаться. Смотрите отзывы о существующих объектах управляющей компании.
Как не попасть на мель:
Схема Кийосаки по покупке недвижимости в кредит
В связи с высокими ставками по кредитам даже на апартаментах не работает. Да, возможно, ежемесячный арендный доход будет превышать выплаты по кредиту.
1. 2 года ожидания строительства
Вы отдадите деньги, будете платить ипотеку каждый месяц, а дохода не будет
2. При покупке в ипотеку первоначальный взнос составит не 15%, а 40-50%
Многие застройщики в целях своей безопасности разделяют цену апартаментов на 3 договора: строительство, отделка и мебелировка. Причем последние 2 составляют 20-30% от всей цены апартаментов. Ипотечный кредит дадут только на строительство. Отделку и мебелировку вы должны будете оплатить отдельно.
Таким образом, вы вложите своих средств в ипотеку 40%, что никак не соответствует схеме Р. Кийосаке по бесплатному приобретению недвижимости в кредит. Поясню: Кийосаки вкладывает 10% первоначальный взнос, аренда покрывает ипотечный платеж, а первоначальный взнос он выводит путем рефинансирования кредита. А именно, делает ремонт, стоимость недвижимости повышается, и он увеличивает сумму кредита на размер повышения стоимости. Увеличение кредита снимает со счета.
Поэтому, когда вы посчитаете, что арендный доход покрывает ипотечный платеж — не радуйтесь! Не забудьте, что вы вложили 40% своих средств — они тоже стоят денег. Их можно было инвестировать альтернативно. Поэтому доходность нужно считать именно на них. Никакой бесплатной недвижимость явно не получится, а скорее вы недозаработаете.
Выводы:
Чем опасны инвестиции в апарт-отели
«Гарантированная доходность. Возможность заработать 10% (12%, 15%, 17%) годовых. Недвижимость как надежный актив. Лучше, чем депозиты и ценные бумаги. Инвестор пассивно получает доход от аренды», – примерно так выглядит реклама инвестиций в российские апарт-отели. Здесь есть проблема – но не в самой недвижимости, а в раскрытии рисков.
Сервисные апартаменты в мире – небольшой, но быстрорастущий сегмент рынка недвижимости. Их выбирают для размещения сотрудников корпораций, они интересны туристам. На этот рынок пришли крупные гостиничные бренды. К 2018 г., по данным Global Serviced Apartments Industry Report, насчитывалось более 1 млн апартаментов в 160 странах.
На развитых рынках рост сегмента поддерживают вложения фондов, которых привлекает более высокая доходность по сравнению с гостиничной недвижимостью. Но эта премия отражает более высокий уровень риска, ассоциированный с сектором, включая недостаточную прозрачность самого продукта, нехватку данных для сравнения и узнаваемых брендов (данные JLL). Уменьшение рисков по мере решения этих проблем в последнее время закономерно приводит к выравниванию доходности.
В жизни всегда есть место раскрытию
Особенность российского рынка заключается в зависимости от частных клиентов как источника инвестиций в недвижимость. Например, на рынке жилья доля собственных средств населения при финансировании приобретения недвижимости составляла 44% по сравнению с 5% в мировой практике (данные ДОМ.РФ). Тот же подход в случае с коммерческой недвижимостью приобретает странные формы.
Покупка нежилых помещений в строящемся гостиничном комплексе или многофункциональном общественно-деловом центре (именно ими формально являются апартаменты) само по себе является рискованной инвестицией. К этому добавляется еще и риск оператора (управляющей компании) апарт-отеля. Позиционирование такого вложения как надежного финансового инструмента для розничного инвестора, не говоря о приобретении актива в кредит, можно рассматривать как случай misseling’а.
Общаясь с девелоперами апарт-отелей, можно понять их логику в стремлении во что бы то ни стало получить средства на достройку объектов, а для этого использовать привлекательные для простых россиян показатели возможного дохода. Тем более что ограничения по рекламе минимальны: указать наименование застройщика/строящегося объекта и место размещения проектной декларации.
Это сильно отличается рекламы финансовых услуг, когда жестко ограничиваются случаи гарантий или обещаний доходности, установлены требования по расчету доходности, максимальному раскрытию информации об условиях оказания услуг, расходах и рисках, связанных с инвестированием на финансовом рынке. Маскируясь под финансовый инструмент, вложения в апарт-отели одновременно лишены всей этой системы, защищающей права инвестора. Однако голых цифр доходности у нас традиционно достаточно, чтобы инвесторы несли деньги.
Впрочем, к цифрам также есть вопросы. Недостаток полной и достоверной информации об условиях вложений и деятельности апарт-отелей ведет к креативности в расчете показателей доходности, которые навязчиво демонстрируются потенциальным инвесторам. В оценке объема инвестиций может фигурировать только стоимость приобретения недвижимости по ДДУ без вложений в мебель, первоначальный ремонт и пр. Налоги, расходы на деятельность ИП, статус которого стоит оформить инвестору-арендодателю, и еще ряд расходов также могут упускаться. Расчет доходов базируется на субъективных (но всегда оптимистичных) предположениях как о ставках аренды апартаментов, так и о их заполняемости. Игнорируется вопрос изменения рыночной стоимости апартаментов, а также их амортизации. Гарантии выкупа апартаментов и выплаты дохода ставят лишь вопрос о финансовой устойчивости гаранта.
Безусловно, примеры вовремя достроенного качественного апарт-отеля с отличной локацией и профессиональным оператором, выстроившим сервис и отношения с корпорациями и системами бронирования и обеспечивающим стабильную заполняемость по высоким ценам, вполне реальны. Но, как мы видим, на российском рынке недвижимости возможны и другие варианты. Неслучайно понадобился переход на продажу новостроек через счета эскроу для защиты дольщиков.
Что можно было бы сделать в случае с инвестиционными апартаментами? Раскрывать верифицированные показатели деятельности апарт-отелей по всему рынку: заполняемость номеров, средняя цена номера, доходность на номер и пр. Принять обязательства по раскрытию условий инвестиций и рисков, расчету доходности (аналогично, например, GIPS), а также финансовой отчетности операторов. В выигрыше от достоверной и полной информации будут не только инвесторы, но и сами апарт-отели, которые создадут условия для здоровой конкуренции и повышения доверия к сегменту. На такой рынок могут прийти институциональные инвесторы и крупные мировые операторы сервисных апартаментов.
Еще одно направление – это упаковка апартаментов в нормальный финансовый инструмент через механизм фондов недвижимости. Больше 10 лет назад в одной финансовой группе мы делали профильный ПИФ, повторяя инвестицию, знакомую большинству жителей России, – вложение денег на стадии строительства и продажа по более высокой стоимости после сдачи объекта на вторичном рынке. Помимо защищенных прав пайщиков и ликвидности паев на бирже, добавленная стоимость такого продукта заключалась в отборе застройщиков и объектов командой управляющих и аналитиков, а также независимой оценке стоимости недвижимости. Арендуемые апартаменты стали бы отличным активом для подобных фондов.
Пока же особые чувства вызывает у меня реклама гарантированной (!) уже сейчас доходности от сдачи апартаментов отеля, который должен быть построен в 2022 г. Эти чувства усиливает печальный вид заброшенного пустыря, где должен вознестись будущий объект инвестиций, и который я часто наблюдаю, проезжая мимо на машине.