Апацха в абхазии что это
Апацха: там, где всегда горит очаг
Согласно мнению ученых, в жизни абхазов апацха появилась еще до начала нового летоисчисления и датируют ее первым веком до нашей эры.
Апацха – один из типов традиционных абхазских построек. Это четырехугольное плетеное жилище, которое со второй половины XIX века получает широкое распространение и становится основным видом жилища абхазов.
Решетки апацхи устанавливались на плоских тесаных бревнах, связанных между собой по углам и положенных в форме правильного прямоугольника. Являясь основанием, эти лежаки подкреплялись в свою очередь камнями, предохранявшими стену от гниения. Внутри лежаков и обвязочных брусьев долбили отверстия, в которые входили концы решеток, заплетаемых ровными прутьями из рододендрона, азалии или орешника. Стены снабжали подвязочными брусьями.
Широкий навес апацхи подпирался обычно двумя или четырьмя столбами. Дверей у нее было две – одна против другой. Причем, передняя называлась верхней, а задняя – нижней. Дверь апацхи представляла собой четыре пригнанных друг к другу ребрами доски, которые были укреплены двумя поперечными планками. Петли изготавливали в кузне. С внутренней стороны дверь закрывалась металлическим крючком, а снаружи – вращающимся деревянным затвором.
В традиционных жилищах пол был земляной, тщательно выровненный и утрамбованный. Однако в маленьких помещениях пол делали из досок. Тесаные доски настилались на внутренних бревнах.
Постройка крыши и стен апацхи
Высота стен плетеных жилищ, независимо от их формы и типа, была чуть больше человеческого роста. Стены легко пропускали внутрь помещения воздух и свет. Обычно в фасадной стене оставляли небольшой проем в виде прямоугольника: «дверь для головы». Некоторые исследователи считают, что он служил скорее для наблюдения за тем, что происходит во дворе, чем для освещения. Ночью и в холодное время проем закрывали ставней.
Многие, особенно жители горных селений, утепляли свои жилища, обмазывая стены глиной. Для придания прочности смешивали ее с размельченной соломой или с сеном, а затем производили побелку. Белила изготавливали из известковых масс, которые доставляли из скалистых ущелий горных рек.
Все плетеные жилища, в том числе апацха, покрывались многолетними травами, главным образом из семейства осоковых, папоротником, соломой. Заготовка кровельного материала осуществлялась осенью, когда растение обсыхало. Собирали его в пучки, которые ставили верхушками вверх. Перед употреблением их вымачивали водой.
Самым распространенным способом покрытия крыши было покрытие не вязаной осокой. При этом материал подавали на крышу в пучках, но потом эти пучки развязывали и расстилали снизу вверх. По форме крыши были четырехскатными.
Очаг – центр домашнего хозяйства
Как правило, за исключением апацхи, все плетеные жилища представляли собой однокамерные постройки, а апацха могла иметь два, иногда и три помещения. Наибольшее из них обычно располагалось справа от входа. В этой большой комнате у очага семья готовила и принимала пищу, обсуждала свои повседневные проблемы. В ней спали старшие члены семьи. В ряде случаев она служила еще и гостиной. Младшие члены семьи спали в меньших комнатах.
В центре помещения, несколько ближе к «нижней» двери располагался открытый очаг. Очаг в жилищах круглой формы представлял собой своеобразный полукруг; в апацхе он был четырехугольным. Головная часть очага укреплялась тесаным камнем, на который клали утолщенные концы поленьев для костра.
Каждый хозяин старался устроить свой очаг как можно лучше. Здесь непрерывно горел огонь – символ непрерывности жизни. Перед сном хозяин прятал пылающие угольки в золе, чтобы утром зажечь огонь ими же. Делал он так не только потому, что добывание огня было сопряжено с определенными трудностями. По поверью, огонь – явление необычайное, сверхъестественное, он обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода с присущими ему традициями. Даже при разделе семьи отделившаяся брачная пара брала с собой в новый дом горящую головешку из отцовского очага.
Внутреннее убранство апацхи
Над очагом свешивалась надочажная цепь, игравшая роль домашней святыни, деревянные раздвижки, подсвечник и другие крючки.
У одной семьи могли быть две жилые постройки типа апацхи, причем каждая из них имела свое назначение. Одна, часто имевшая сзади пристройку для хранения утвари, служила для самой семьи; в ней протекала вся «кухонная» работа. Другая предназначалась для приема гостей.
По материалам Вячеслава Бигуаа. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.
Ущелье Черниговка и апацха Ассир
В этой статье мы отправимся на фото-экскурсию в ущелье Черниговка в Абхазии и прилегающий ресторан абхазской кухни Ассир. Цены, меню, как добраться + карта с GPS-координатами и отметками.
Фото-прогулка в ущелье Черниговка
Ущелье возле деревни Черниговка — одна из излюбленных туристами достопримечательностей Абхазии в окрестностях Сухума.
По приезде в Черниговку приобретаем билет и отправляемся гулять.
Проходим зону ресторана и идем вдоль ущелья. Прогулка происходит по деревянным настилам и бетонным мостикам с поручнями. Местами может быть скользко. За полчаса неспешным шагом можно успеть обойти обустроенное ущелье Черниговка и сделать фото.
Рассказывать тут особо не о чем, нужно просто ходить и наслаждаться природой.
Апацха Ассир в Черниговке: описание, цены и меню
Апацха – это традиционный абхазский ресторан (абхазский двор). Апацха Ассир в Черниговке – одна из самых популярных среди туристов, приезжающих на отдых в Абхазию.
Здесь готовят шашлык.
Имеется свой винный погреб, где можно приобрести домашнее вино и мандариновый сок.
Столики расположены в несколько ярусов в живописных местах над горной рекой. Это могут быть как отдельные беседки на компанию, так и столы под общими навесами или на открытых площадках.
Официанта можно ждать довольно долго, так что лучше проявлять инициативу, если торопитесь. Как минимум час на трапезу закладывайте.
Ниже представлена часть меню и ориентировочные цены на еду в апацхе Ассир (к вашему приезду могут немного измениться, так как написаны в меню карандашом).
Наименование блюда | Порция | Цена |
---|---|---|
Салат «Цезарь» с курицей | 200 г | 200 руб. |
Салат «Цезарь» с семгой | 200 г | 250 руб. |
Салат летний | 200 г | 150 руб. |
Салат из свежих огурцов и помидоров | 1 кг | 300 руб. |
Салат Греческий | 300 г | 200 руб. |
Павлиний хвост (овощ. закуска) | 1 порц. | 150 руб. |
Жареные баклажаны с орехом | 1 порц. | 150 руб. |
Запеченные овощи с говядиной | 1 порц. | 200 руб. |
Горький перец | 1 шт. | 20 руб. |
Зелень | 1 порц. | 150 руб. |
Сыр свежий с мятой | 100 г | 50 руб. |
Сыр сулугун | 100 г | 50 руб. |
Сыр копченый | 100 г | 70 руб. |
Ачапа | 1 порц. | 150 руб. |
Мацони | 1 стакан | 50 руб. |
Соус (томат, алыча) | 1 порц. | 50 руб. |
Соус ореховый | 1 порц. | 80 руб. |
Маслины | 1 порц. | 150 руб. |
Соленые огурцы | 1 порц. | 150 руб. |
Хачапур | 1 шт./800 г | 250 руб. |
Хачапур «Лодочка» | 1 шт. | 150 руб. |
Хачапур Аджарский (слоеный) | 1 кус. | 50 руб. |
Хинкали домашние | 1 порц./5 шт. | 250 руб. |
Вареники с сыром | 1 порц./5 шт. | 100 руб. |
Домашний лаваш | 1 порц. | 30 руб. |
Хлеб | 1 порц. | 30 руб. |
Картофель фри | 1 порц./200 г | 100 руб. |
Картофель по-домашнему с грибами | 1 порц./200 г | 150 руб. |
Фасоль | 1 порц. | 50 руб. |
Мамалыга | 1 порц. | 50 руб. |
Мамалыга с сыром | 1 порц. | 120 руб. |
Перец фаршированный | 1 порц./2 шт. | 200 руб. |
Бефстроганов из курицы | 1 порц. | 200 руб. |
Солянка | 1 порц. | 200 руб. |
Говядина с овощами в сковородке | 1 порц. | 250 руб. |
Мясо по-абхазски | 1 порц./200 г | 200 руб. |
Шашлык (свинина) | 1 порц./200 г | 180 руб. |
Шашлык (баранина) | 1 порц./200 г | 220 руб. |
Говядина полукопченая местная | 1 порц./200 г | 200 руб. |
Свинина полукопченая домашняя | 1 порц./200 г | 200 руб. |
Кура отварная по-абхазски | 1 порц./200 г | 150 руб. |
Некоторые цены в апацхе Ассир указаны на большие порции, рассчитанные на компанию, но в определенных случаях можно попросить принести половину или четверть. В целом, прайс сопоставим с ценами на еду в других кафе и ресторанах Абхазии.
Стоимость посещения
По времени прогулка займет ≈ 30 минут, обед ≈ 1 час.
Где находится
Находится Черниговка в 20 км от Сухума. По пути можно посетить источник Мерхеул (Мархяул) и храм Святого великомученика Георгия Победоносца (Мерхеулская церковь).
Мерхеулская церковь
Координаты GPS: 43.01923, 41.18908
Черниговка на карте Абхазии:
Как добраться до Черниговки
Основные варианты добраться до ущелья Черниговка в Абхазии:
Мы совершили фото-прогулку в ущелье Черниговка в Абхазии, узнали цены и меню в апацхе Ассир, расположенной вдоль русла реки Патара Мачара, рассмотрели варианты, как добраться в Черниговку. Если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье.
Апацха в абхазии что это
Абхазская деревня это особый стиль жизни, особое отношение к людям и к миру, особое течение времени.
В городах и на побережье Абхазия с каждым годом все больше теряет самобытность глобализация.
Лишь в горных деревнях сохранилось ее настоящее лицо, сохранились традиции и образ жизни, какими были они много веков назад.
АПАЦХА ОТАНДИ И БЕЛЫЙ ТУР
Второй этнографический тур
«Апацха – один из архаичных типов абхазского жилища – четырехугольная постройка из плетня (рододендрон, лепидодендрон или орешник)».
Попали мы сюда совершенно случайно. Случайно Руслан оказался занят и попросил встретить нас своего родственника Наварбея. В машине случайно зашел разговор о здешних горах, ястребиной охоте, об апацхах…
Но вот уже и Сухум. И уазик Робика ждет нас. И столько всего впереди…
А через несколько дней мы спустились с альпийских лугов Гураба и счастливые и усталые были вообще не в состоянии двигать ногами. И тут позвонил Наварбей и предложил отвезти нас к родственникам в деревню — мы же хотели посмотреть на настоящую абхазскую апацху.
Маленькая, с залатанной крышей апацха была не примечательна ничем, кроме густого запаха изабеллы, свисающей на террасу.
Апацха, как апацха. Много таких в абхазских деревнях… Но тут сквозь раскрытые окна на стену упал свет:
– Это туры — «аб» по-абхазски. Хозяин пас стада на Дамхурце. Сами знаете, какие там места…
Хозяина зовут Отанди. Это очень известное имя. Он — национальный герой Абхазии. В войну 92-93 годов многие десятки людей из России, из Чечни, и много еще откуда, направлялись в Абхазию воевать за ее независимость. Переходили границу через Дамхурцский перевал. Всех принимал у себя и кормил Отанди.
Из такого рога настоящий абхазский тамада должен уметь выпить вино за один раз.
Проделав все, что принято проделывать в абхазских апацхах (а в промежутках между тостами — фотосессию), мы направились к соседям.
– У них есть шкура белого тура, — сказал нам Наварбей.
В большом красивом белом доме на балконе сушились перцы, на полу — орехи.
Здесь мы впервые увидели цалду — абхазский топорик, история о котором еще будет впереди.
Домики на «курьих ножках» – амбары и курятники, арба, куда впрягают быков.
Потом посидели в гостиной этого красивого дома и поговорили с его хозяйкой о жизни, об абхазских обычаях, о том, как и сейчас в этих местах крадут невест, и много еще о чем. Естественно, проделывая все, что принято проделывать в таких случаях в гостеприимных абхазских домах.