Апм что такое выборы
Буклет кандидата и другие виды АПМ на выборах
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
А как правильно? Давайте разберёмся.
В чём вообще назначение предвыборной полиграфии? Заместить собою кандидата, донести до избирателей его образ, основной посыл (выраженный в слогане), тезисы избирательной кампании, а также призвать голосовать. Т.е. охватить всем этим тех избирателей, с которыми кандидат не успеет увидеться и пообщаться на встречах лично.
Плакат обычно содержит изображение кандидата, его имя и фамилию (использования отчества в подобных объектах, как правило, стоит избегать — выглядит слишком официозно), слоган и привязку к выборам — куда идёт кандидат и когда будут выборы. Плакаты могут быть как чисто предвыборными, так и тематическими — привязанными к календарным событиям (например, содержать поздравление с Новым годом, Рождеством, Курбан-байрамом или Пейсахом, либо, в зависимости от экономической специализации территории или нужной аудитории — с профессиональным праздником: Днём металлурга, работника сельского хозяйства и так далее). Плакаты размещаются в местах скопления людей — в магазинах, на предприятиях, домах культуры и т.д., ими часто сопровождаются встречи. Форматы плакатов — обычно от A0 до A3.
Объекты наружной рекламы — щиты-биллборды, брандмауэры и растяжки — выполняют схожую функцию, но ориентированы на места с интенсивным трафиком, как пешеходным, так и автомобильным (включая общественный транспорт). «Перехват» такими объектами ключевых узлов трафика в городе или на территории округа позволяет в сжатые сроки ознакомить с фактом «Иванов идёт на выборы, он выступает за то-то» значительное количество людей.
Листовка, как правило, имеет более точную и узкую специализацию (например, может быть ориентирована на отдельную целевую аудиторию, обособленную по профессиональному, социально-демографическому или территориальному признаку) и, в отличие от плаката, может содержать больше текста (например, слоган кампании и её ключевые тезисы могут в листовке быть развёрнуты чуть подробнее). Листовка клеится там же, где и плакаты, плюс в местах проживания (на подъезды, доски объявлений, остановки и т.д., т.е. там, где плакаты долго не проживут). Самый распространённый формат листовки — A4.
Флаер — миниатюрная двусторонняя разновидность листовки, раздаётся «из рук в руки» в местах скопления или передвижения людей с помощью мобильных пикетов.
Чем же от всего этого отличается буклет кандидата и в чём его специфика?
Буклет — это многостраничное издание: даже если он выполнен в формате A4 с одним фальцем (сгибом), это уже 4 страницы. Следовательно, буклет имеет структуру (и визуальную, и содержательную), в нём выше требования к последовательности повествования, и он может содержать гораздо больше информации — здесь уже можно познакомить избирателя с биографией кандидата, изложить его позицию и тезисы программы, дать контактную информацию его общественных приёмных и т.д. Больший, в отличие от листовки, объём информации, размещаемой в буклете, нередко ввергает кандидата или менеджера по АПМ в соблазн использовать буклет в качестве заместителя кандидата — раздавать его на улицах или разносить по почтовым ящикам. Но в этом и состоит ошибка.
На самом деле буклет эффективен именно тогда, когда он не замещает, а дополняет кандидата — именно в силу обилия информации в нём. Ведь у избирателя должна быть мотивация его прочитать, а не выбросить в урну через пару секунд после вручения. А когда может возникнуть такая мотивация? С наибольшей вероятностью — на встрече с кандидатом. Кандидат лично представляет себя на встрече, рассказывает о себе, своих взглядах и целях, а буклет закрепляет интерес, возникший к кандидату во время встречи.
Именно по этой причине буклеты следует распространять на встречах с избирателями — и не перед ними (тогда вместо того, чтобы слушать кандидата и общаться с ним, люди будут читать раздатку), а в их конце. Отсюда вытекает и главное требование к формату буклета — он должен быть удобен для того, чтобы положить его в карман (или сумочку — для дам) и унести домой, чтобы там его прочитать.
Контакт избирателя с буклетом более длителен, чем у листовки или плаката (не говоря уж о наружной рекламе, которая работает пару секунд), поэтому в его разработке и изготовлении следует проявить особую тщательность, не поскупиться на дизайнера и корректора, по возможности обкатать-отшлифовать текстовые формулировки на фокус-группах (ими могут выступить и тренировочные встречи кандидата).
Ещё важный момент — при разработке всех перечисленных выше видов АПМ необходимо наличие и соблюдение политического фирменного стиля кандидата — единство изобразительных (включая фото), композиционных, цветовых и шрифтовых решений на разных объектах, выделяющих кандидата в конкурентной среде и подчёркивающих его особенности и преимущества.
Для проведения вашей предвыборной кампании обращайтесь в Консалтинговую Группу «АРМ» — ilya@arm-group.ru
А вот здесь — примеры полиграфических объектов для предвыборных кампаний, разработанных в разные годы АРМейцами. Хотите победить на выборах? Обращайтесь!
Ликбез на случай выборов: как адаптировать кампанию к ужесточению агитационной политики
В рамках цикла материалов по избирательным процессам для опытных, и для начинающих политиков и юристов, наш постоянный эксперт, электоральный юрист Эдуард Черторинский рассказывает о том, как адаптировать агитационную кампанию к ужесточениям законодательства в части АПМ.
Запрет 2016 года на использование в агитационной продукции изображений физических лиц, за исключением изображений кандидатов, продолжающий действовать и в настоящее время, вносит существенные коррективы в любую избирательную кампанию. И чем выше уровень, чем масштабнее кампания – тем более ощутимым это становится. На муниципальном уровне итоговое распределение голосов избирателей практически не зависит от АПМ, особенно если мы говорим о городах с небольшой численностью избирателей. Здесь все всё друг про друга знают, и результат кандидата будет напрямую зависеть от работы его штаба в «поле», проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, встреч с избирателями.
Ситуация значительно меняется, когда мы начинаем говорить о выборах в региональный парламент. Одномандатные округа здесь достаточно большие, зачастую охватывают территории нескольких муниципальных образований и узнаваемость кандидата в «неродных» ему территориях стоит под вопросом, а, значит, приходится использовать АПМ. Если же говорить о губернаторской кампании или выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам – роль АПМ здесь достаточна высока.
И если раньше в каждом населенном пункте можно было разместить плакаты и наполнить почтовые ящики листовками с изображением и словами поддержки авторитетных жителей, то теперь эта возможность отсутствует. Естественно, избирательным штабам нужно как-то подстраиваться. Правоприменительная практика также не стоит на месте.
Изображение лидеров партий также использовалось. Фото: И архива ИА PrimaMedia
Конечно, кандидаты от провластной партии могут рассчитывать на использование административного ресурса. Но, во-первых, ничего не мешает этим кандидатам набирать дополнительные голоса с помощью АПМ. Во-вторых, как показывает практика, административный ресурс не всегда равен победе. Грамотная агитационная кампания – один из немногих способов для оппозиционных кандидатов победить, и особенно – на тех кампаниях, где судебные процессы не пользуются популярностью.
Что же может разнообразить избирательную кампанию при наличии запрета на использование изображений физических лиц?
Рисунок, иллюстрация, художественный образ, шарж, карикатура.
Во всех этих случаях изображение физического лица прямым образом не используется, что не нарушает положений части 9.1 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но и здесь есть несколько факторов, которые нужно учитывать.
Если мы говорим о рисунке, то я бы не рекомендовал пытаться нарисовать портрет реально существующего человека. Рисунок должен быть абстрактным, не связанным с реальными лицами, здесь также можно использовать собирательный образ, либо иллюстративную модель (например, добрых дел или воспоминаний кандидата).
Шарж и карикатура могут наталкивать на мысль о конкретном человеке, но без прямого использования фрагментов его изображения, например, лица или форменного мундира. В идеале использование карикатуры на выборах должно вызывать меньше вопросов, так как она дополнительно «защищена» от исковых заявлений частью 4 статьи 1274 ГК РФ.
Все элементы изобразительного искусства, указанные выше, должны быть либо созданы под конкретную избирательную кампанию на основании договора авторского заказа с художником, либо исключительные права на них должны быть переданы на основании соответствующего договора. Если это происходит в рамках избирательной кампании – все средства должны быть проведены через избирательный фонд.
Отдельно следует остановиться на использовании фотографий умерших людей. По моему мнению, такие фотографии безусловно относятся к изображениям физических лиц и их использование в АПМ запрещено. Им также предоставлена правовая охрана – согласно части 1 статьи 152.1 ГК РФ, после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.
Здесь стоит сказать несколько слов о письме секретаря ЦИК Майи Гришиной, поводом к которому послужило использование коммунистами АМП с изображением Иосифа Сталина. В качестве линии защиты представители КПРФ использовали тезис о том, что умерший человек не считается физическим лицом, но избирательная комиссия «оправдала» поведение коммунистов указанием на стилизованный характер изображения Сталина. «Под изображением физического лица в законодательстве о выборах следует понимать оригинальное изображение физического лица (гражданина). Рисунки, компьютерные персонажи, иные художественные образы, вымышленные персонажи (в том числе и те, создание которых было основано на реально существующих или существовавших в прошлом личностях) не относятся к изображениям физлиц по смыслу законодательства о выборах» – говорится в письме.
Казалось бы, вопрос решен, главный регулятор высказал свою точку зрению. Но не все так однозначно. Во-первых, в суде или на заседании избирательной комиссии сослаться на него будет достаточно проблематично. Этого письма нет на сайтах «причастных» к инциденту политических партиях, нет на сайте ЦИК РФ, нет на общедоступных ресурсах. Нет текста, нет официальных реквизитов. Оно было широко растиражировано в СМИ, но на просторы всемирной паутины оно либо не попало, либо тщательно там сокрыто. Во-вторых, вызывает сомнения и правовой статус этого документа. Это письмо, но не Постановление ЦИК РФ по конкретной жалобе. Без текста сложно понять, было ли голосование по этому вопросу и отражает ли это письмо текущую позицию ЦИК РФ. В-третьих, исходя из логики письма, «рисунки … не относятся к изображениям физлиц по смыслу законодательства о выборах», и если понимать это буквально, то только фотографии и прямые извлечения из них и попадают под запрет. Но зачастую в АПМ не используются фотографии в чистом виде. Из фотографии кандидата «вырезается» его изображение, которое затем ретушируется и вставляется в АПМ. Получается, что это тоже не совсем изображение. По этой схеме можно взять фотографию любого политика, пропустить ее через простенький редактор, придающий рисованный штрих, вырезать и вставить в АПМ. Это бы полностью нивелировало законодательный запрет.
Если подытожить, то использовать в АПМ рисунки Ленина или Сталина можно без особого риска, но использовать фотографию покойного деда или рисунок какого-нибудь политика я бы поостерегся.
Также я бы никому не советовал использовать в АПМ рисунки на религиозные темы, например, православных святых. Негативные последствия таких шагов могут иметь продолжение и за пределами избирательной кампании.
Несовершеннолетние.
Часть 6 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Но правоприменительная практика знает, как минимум, два случая, когда это разрешено (при этом никто не запрещает кандидату использовать рисунки вымышленных детей).
Во-первых, разрешено использовать детские фотографии кандидата.
Во-вторых, в случае использования кандидатом в агитационных материалах своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц, получение согласия этих лиц на использование таких изображений не требуется. При этом разрешено использовать изображения кандидата среди несовершеннолетних, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования. Об этом прямо указано в пункте 5.1 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017).
Вышеуказанный обзор практики существенным образом расширил агитационные возможности, поскольку до этого юристы избирательных штабов часто запрещали кандидатам использовать фотографии с детских и спортивных площадок, групповые фотографии со школ и из детских садов, даже с использованием ретуши на лицах.
Архитектурные памятники, памятники истории и культуры и т. д.
Либерализация гражданского законодательства в этой сфере произошла в 2014 году, и с 2014 года часть 2 статьи 1276 ГК РФ выглядит следующим образом: «допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места».
Приморский край (в целом) и Владивосток (в частности) – очень красивые территории, но на АПМ нечасто можно встретить фотографии кандидатов на фоне местных достопримечательностей. Что, надо полагать, могло бы хоть немного «разбавить» стандартную линейку АПМ.
Произведения, перешедшие в общественное достояние.
Пункт 6.4 вышеуказанного Обзора практики ВС РФ прямо указывает на то, что использование при изготовлении агитационных материалов произведения, перешедшего в общественное достояние в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не является нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В рассматриваемом судебном кейсе истец пытался отменить регистрацию оппонента кандидатом в депутаты, ссылаясь в том числе на нарушение названным кандидатом законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, выразившееся в незаконном использовании отрывков из романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь».
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В силу статьи 1282 названного кодекса после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (пункт 1). Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2).
Судом установлено, что по заказу административного ответчика изготовлен и оплачен из средств избирательного фонда агитационный печатный материал под названием «Как закаляется сталь». В указанном материале использованы отрывки из романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» с указанием имени его автора.
Таким образом, использование отрывков из названного произведения не могло быть признано нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, поскольку указанное произведение обнародовано при жизни автора и после его смерти прошло более семидесяти лет, в связи с чем это произведение перешло в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
К сожалению, АПМ кандидатов Приморского края креативом зачастую не блещут. Из ярких примеров можно вспомнить использование кандидатом в Думу города Владивостока Александром Приходько в 2007 году (третий созыв) фрагмент одного из вариантов песни «Прощание Славянки». В 2012 году (четвертый созыв) на АПМ, помимо фрагмента песни, также фигурировали Покровский кафедральный собор и один из знаменитых мостов города Владивостока. К слову, обе этих кампании Приходько выиграл.
Нужно ли избирательным кампаниям больше агитационного креатива? На этот вопрос может ответить только опытный избирательный технолог, учитывая все «за» и «против» применительно к конкретной избирательной кампании. Но если такое решение будет принято – штаб должен быть готов его реализовать, учитывая все законодательные риски.
Об авторе:
Эдуард Черторинский. Фото: ИА PrimaMedia
Черторинский Эдуард. Электоральный юрист. Выпускник Юридического института Дальневосточного государственного университета, который к моменту выпуска стал Юридической школой ДВФУ (2012). В 2015 с отличием окончил магистратуру по специальности «Юриспруденция».
С 2009 года занимается частной практикой. Специализация — судебные споры, преимущественно арбитраж.
С 2011 года работает на избирательных кампаниях, обеспечивает юридическое сопровождение. С октября 2011 по июль 2016 года — член ТИК Первореченского района с правом решающего голоса.
Юридический ликбез на случай выборов: агитация
Прошлый год оказался богат на обширные изменения законодательства в сфере агитации, которые ощутимо повлияли на работу избирательных штабов. Поэтому постарался подготовить данный материал на стыке избирательных технологий и электоральной юриспруденции. Эта информация может быть полезной и для опытных, и для начинающих политиков и юристов. Впереди вас ждет более предметное обсуждение тех или иных сторон избирательного процесса. Но с чего-то нужно начать. Предлагаю — с агитации. Итак, о чем пойдет речь. Я расскажу о том, на что будущим кандидатам стоит обратить внимание в практике выборов 2016 года в Приморье, какие совсем свежие изменения законодательства могут повлиять на предстоящую кампанию, а также как провести «сшивку» одномандатников и партии без потерь.
Изменение срока агитационного периода и риски для самовыдвиженцев
Данные изменения касаются, в первую очередь, законодательства регионального, и носят опосредованный характер. То есть у нас агитационный период так же, как и ранее, привязан к моменту выдвижения – для кандидата, выдвинутого непосредственно, он начинается со дня представления в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться; для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов – со дня представления в избирательную комиссию списка кандидатов; для избирательного объединения – со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Но при этом изменились сроки выдвижения – оно осуществляется за 75 дней до дня голосования (до избирательной кампании лета 2016 года выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществлялось не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов).
Если сравнивать временной отрезок в 75 дней с максимально ранней датой назначения выборов (100 дней для выборов в органы государственной власти Приморского края и 90 дней – органы местного самоуправления), то получается достаточно большой временной люфт, в который агитировать нельзя. Нужно также отметить, что 75 дней – дата условная, и избирательные объединения назначают конференции по выдвижению кандидатов на более поздний срок, после которого решение конференции нужно еще документально оформить, и по факту агитационный период сдвигается еще на более поздний срок.
С этим утверждением, конечно, можно поспорить, указав на то, что кандидаты и партии и ранее не слишком торопились с выдвижением, зачастую оттягивая его на последний день. Но не стоит забывать о том, что пропорциональная избирательная система (в чистом виде или в составе смешанной) в Приморском крае возможна только в городах-стотысячниках (Владивосток, Находка, Уссурийск), и во всех остальных случаях на выборах фигурируют не списки, а одномандатные округа. Последние тенденции показывают, что многие кандидаты предпочитают использовать самовыдвижение, не связывая свое имя с какой-либо политической силой. Учитывая, что количество избирателей на округе среднестатически меньше 10 тысяч, кандидату не требуется собирать подписи, и ранее он мог по истечении пяти дней со дня публикации решения о назначении выборов сдать в местный избирком небольшое количество документов и начинать агитировать. Сейчас такой возможности нет, что особенно актуально в преддверии большого количества именно муниципальных выборов.
Агитационные пробелы и социальная реклама
Как говорится, свято место пусто не бывает, и агитационные пробелы надо чем-то заполнить. Естественно, технологам не выгодно, когда такой большой период выпадает из работы, а кандидат должен постоянно находиться «на виду». И здесь на выручку приходит социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Предысторию вопроса составляют протоколы совещаний ФАС России и ЦИК России по вопросам размещения политической рекламы на рекламных конструкциях. Протокол от 20 июня 2007 года разрешил размещение предвыборной агитации на рекламных щитах в период выборов. Протокол от 6 августа 2007 года установил, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.
Тренд был быстро воспринят в избирательных штабах, и уже в апреле-мае 2016 года мы могли увидеть на улицах города Владивостока плакаты «ЛДПР – за Приморье!», «КПРФ защищаем интересы человека труда», «Партий много – Родина одна!» («Единороссы спровоцировали оппозицию в Приморье на ранний старт избирательной кампании»). Почтовые же ящики планомерно наполнялись печатной продукцией информативного характера, где была приведена биография будущих кандидатов, их заслуги, общественные проекты, «добрые дела», но не было призывов голосовать за них.
Здесь тоже можно возразить, сказав, что за пределами агитационного периода все, что распространяет избирательный штаб – это не агитация, в связи с чем избирательные комиссии никаких санкций применить не могут. То есть, нет выборов – нет агитации. Исходя из сложившейся и применяемой практики получается, что пока выборы не назначены, всё, что раскидывают нам по почтовым ящикам – это не агитация. Именно такой ответ дают избирательные комиссии всех уровней на поступающие жалобы.
Но не будем забывать про работу надзорных ведомств и правоохранительных органов, а также про действие статьи 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах». Полиция штрафует по этой статье всех, кто таскает листовки по нашим ящикам. Если, конечно, поймает.
Законодательные ограничения предвыборной агитации
Также необходимо сказать про изменения, которые коснулись федерального законодательства. Во-первых, запрещено использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию. Ранее в практике часто можно было встретить случаи такого использования в виду отсутствия прямого запрета.
Во-вторых, использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
1) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Стоит отметить, что хоть данные нововведения и не стали неожиданностью для партий и кандидатов, число АПМ, признанных незаконными, на прошедших выборах в Заксобрание Приморья побило все рекорды. Например, решением Избирательной комиссии Приморского края (далее по тексту – КИК) от 22.08.2016 года признан незаконным информационный бюллетень «Единая Россия», вышедший 8 августа 2016 года тиражом 50000 экземпляров по заказу кандидата в депутаты ГД РФ, поскольку им было использовано изображение Миклушевского Владимира Владимировича. Решением КИК от 29.08.2016 года признан незаконным агитационный материал, газета «Выборы – 2016», вышедшая 3 августа 2016 года тиражом 30000 экземпляров. На страницах 2, 3 агитационного материала использовано изображение заказчика рядом с кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Вышеуказанные изображения не могут считаться изображением кандидата среди неопределенного круга лиц. Кроме того, на странице 2 расположена статья «Программа принята, кандидаты утверждены», содержащая признаки агитации как в отношении заказчика, так и в отношении кандидатов в депутаты ГД РФ.
Увеличение роли избирательных объединений
При такой «сушке» агиткампании у избирательного штаба есть два способа приобрести новый электорат посредством использования чужого положительного имиджа.
Во-первых, это использование высказываний лиц, которым не запрещено агитировать, сделанных в поддержку кандидата, но без использования их изображения. Во-вторых, это использование изображений других кандидатов, выдвинутых одним избирательным объединением. Но «использовать» их самостоятельно кандидат не может, в связи с чем приходится активизировать взаимодействие с партийными функционерами. Ранее в этом не было такой острой необходимости, как теперь – кандидат мог и самостоятельно вести агитацию.
Главный вопрос, которым задаются и технологи, и юристы – как оплачивать совместный АПМ. Он возникает преимущественно тогда, когда в таком АПМ используют изображения и кандидатов из списка, и кандидатов-одномандатников. Здесь мы имеем дело со своеобразной правовой «вилкой» — куда ни ткни, везде есть риск. Предположим, избирательное объединение размещает на рекламных щитах плакат с изображением двух кандидатов-списочников и одного одномандатника. Если кандидаты оплатят материал пропорционально, то есть 2/3 заплатит избирательное объединение, а 1/3 – одномандатник, то получится, что последний незаконно использует изображения двух других кандидатов. Если все расходы понесет партия, то происходит нарушение части 6 статьи 59 ИК ПК, которая гласит, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. Также необходимо учитывать, что максимальный объем избирательного фонда партии гораздо больше, чем у кандидата-одномандатника.
Исходя из логики главного электорального регулятора, Избирательной комиссии Приморского края, допускается и тот, и другой вариант оплаты. При этом главное, чтобы не нарушались другие требования избирательного законодательства, а все кандидаты были выдвинуты одним избирательным объединением. Решением КИК от 29.08.2016 года №2845/368 признан законным агитационный материал с пропорциональной оплатой, решением от 29.08.2016 года №2846/368 – с полной оплатой избирательного объединения (при этом использовались изображения кандидатов по списку и одномандатников).
Впрочем, единства по вопросу оплаты нет и среди экспертов – член Избирательной комиссии Приморского края Евгений Хохольков выразил особое мнение к решению КИК от 29.08.2016 г. №2845/368, не согласившись с возможностью оплаты избирательным объединением агитации кандидата-одномандатника.
Моя точка зрения сводится к тому, что в аналогичных ситуациях оплата АПМ должна осуществляться со стороны избирательного объединения. Но при этом в текстовой агитации также должна прослеживаться «партийная линия», чтобы избежать выпадов про единоличную агитацию кандидата. Если же мы говорим только про изображения, то обвинить кандидата-одномандатника в том, что он использует иной избирательный фонд для оплаты своей агитации, будет не совсем корректно. АПМ с изображением нескольких кандидатов – это, в первую очередь, агитация за избирательное объединение, которое использует для этого изображения выдвинутых им кандидатов. Нарушение здесь возможно лишь в случае, когда единоличный АПМ кандидата-одномандатника оплачен со стороны партии.
Поскольку оплата АПМ с использованием изображений нескольких кандидатов осуществляется со специального избирательного счета избирательного объединения, это еще более увеличивает необходимость взаимодействия с ним кандидатов-одномандатников.
Все новое – хорошо забытое старое
К слову, ужесточение коснулось не только правил выпуска АПМ. Так, осуществление «автопробегов» теперь признается публичным мероприятием, осуществляемым в форме демонстрации, а размещение палаточных городков (или использование иных быстровозводимых сборно-разборных конструкций) – пикетированием (Федеральный закон от 09.03.2016 г. №61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 7 федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Также нельзя обойти вниманием мартовский законопроект (принят в первом чтении), согласно которому встречи депутатов с избирателями приравниваются к публичным мероприятиям, и требуют обязательного уведомления властей за 7-10 дней до их проведения. Исключение составляют встречи с одиночными пикетчиками и в форме собраний. Будем надеяться, эта инициатива не получит продолжения в рамках избирательного законодательства и не коснется действий кандидатов и избирательных объединений непосредственно на выборах.
Избирательное законодательство – очень мобильная категория, и если в одной ситуации намечается тренд на «сужение» агитационных возможностей, то в другой, напротив, старые запреты могут уйти.
Отдельного внимания заслуживает законопроект, внесенный в Госдуму РФ 13 апреля 2017 года, и посвященный отмене запрета на агитацию в день, предшествующий дню голосования, так называемый «день тишины», а также и в сам день голосования. Не могу сказать, что полностью разделяю эту инициативу. Тем не менее, отменить ограничения в «день тишины» представляется довольно логичным – во-первых, избирательный округ и так переполнен вышеупомянутыми рекламными плакатами, которые совершенно законно могут находиться на своих местах даже в день голосования. Во-вторых, отследить и пресечь распространение агитационной продукции в этот день очень сложно, особенно если это принимает формы распространения АПМ через почтовые ящики или агитация ведется в соцсетях – правоохранительные органы и избиркомы всецело заняты подготовкой к дню голосования.
Но отмена запрета на агитацию в день голосования выборам на пользу точно не пойдет. Избиратель должен видеть порядок и дисциплину, а не тотальную попытку загнать на избирательный участок всех, кого только можно. В таких условиях пресекать подвозы и попытки подкупа избирателей представляется достаточно проблематичным, их будет сложно отличить от агитации.
Как показывает опыт последних избирательных кампаний, законодательные ограничения агитационной деятельности не снизили ее интенсивность, а модернизировали ее. Теперь агитационная деятельность направлена в другое русло. Все большее значение приобретают встречи с избирателями, особенно в контексте муниципальных выборов. Куда эффективнее становится отправить кандидата «ногами» обойти свой одномандатный округ, чем всю избирательную кампанию раскидывать в ящики листовки с его портретом.
Идут в ход и другие методы. Лидеры общественного мнения, чьи изображения кандидат теперь использовать не может, вполне спокойно могут использовать свои аккаунты в социальных сетях для агитации, либо просто прийти на встречу кандидата с избирателями и там его поддержать.
Как отметил на своей странице в Facebook политолог и политтехнолог Евгений Минченко «…СМИ, как эксклюзивный медиатор, отмирают. Возвращаются технологии прямой коммуникации кандидата с избирателями, которые ранее массово применялись в городах-государствах. Поэтому политикам и политтехнологам надо изучать не опыт кампаний 20 века, а гораздо более ранние времена. Читать надо Фукидида, Плутарха, Тита Ливия, «Историю Флоренции» Макиавелли. Главный электоральный инструмент сегодня — это сам политик, его образ и умение коммуницировать».
Об авторе: Черторинский Эдуард. Электоральный юрист. Выпускник Юридического института Дальневосточного государственного университета, который к моменту выпуска стал Юридической школой ДВФУ (2012). В 2015 с отличием окончил магистратуру по специальности «Юриспруденция».
С 2009 года занимается частной практикой. Специализация — судебные споры, преимущественно арбитраж.
С 2011 года работает на избирательных кампаниях, обеспечивает юридическое сопровождение. С октября 2011 по июль 2016 года — член ТИК Первореченского района с правом решающего голоса.